Научная статья на тему 'Совершенствование контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации'

Совершенствование контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3589
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / CUSTOMS VALUE / КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / CONTROL OF THE CUSTOMS VALUE / ПРОВЕРОЧНАЯ ВЕЛИЧИНА / THE VALUE OF SCREENING / ЦЕНОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / PRICING INFORMATION OF CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Юлия Юрьевна

В статье анализируется направления совершенствования контроля таможенной стоимости на современном этапе. Рассмотрены понятия контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации. На основе проведенного анализа сформулированы критерии результативности контроля таможенной стоимости в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE CONTROL OF CUSTOMS VALUE USING PRICE INFORMATION

The article analyzes the ways of improving the control of the customs value at the present stage. The concepts of control of customs value using pricing information. Based on the analysis set forth performance criteria customs cost control in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

IMPROVING THE CONTROL OF CUSTOMS VALUE USING PRICE

INFORMATION

Орлова Юлия Юрьевна магистр,

ЮРИФ РАНХиГС

при Президенте РФ

e-mail: [email protected]

Orlova Yulia Y. мaster,

YURIF RANHiGS

under the RF President

e-mail: [email protected]

В статье анализируется направления совершенствования контроля таможенной стоимости на современном этапе. Рассмотрены понятия контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации. На основе проведенного анализа сформулированы критерии результативности контроля таможенной стоимости в Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенная стоимость, контроль таможенной стоимости, проверочная величина, ценовая информация таможенных органов.

The article analyzes the ways of improving the control of the customs value at the present stage. The concepts of control of customs value using pricing information. Based on the analysis set forth performance criteria customs cost control in the Russian Federation.

Keywords: customs value, the control of the customs value, the value of screening, pricing information of customs authorities.

На практике использования таможенными органами ценовой информации выявляется острая необходимость в оснащении таможенных органов полной и достоверной ценовой информацией для целей повышения результативности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров.

Решение указанной задачи во многом зависит от того, насколько успешно будет налажен механизм использования ценовой информации для целей контроля таможенной стоимости товаров. Первым шагом в облегчении работы с ценовой информацией таможенных органов послужит как раз систематизация всего информационного массива ценовых данных на уровне таможни. Классификация ценовой информации в зависимости от источника ее получения представлена в приложении 1.

Проведенная оценка результативности использования источников ценовой информации показала, что на данный момент в распоряжении таможенных органов недостаточно достоверных источников ценовой информации для целей контроля таможенной стоимости товаров, а также отсутствует единая система общего пользования имеющихся ценовых источников. В настоящее время наиболее приоритетным и оперативным средством получения ценовой информации об однородных и идентичных товарах, импортируемых на таможенную территорию Таможенного союза добросовестными участниками ВЭД, по-прежнему остается информационно-аналитическая система «Мониторинг-анализ», возможности которой могут быть заимствованы при разработке ценовой информационной базы [5, с.7-8].

Необходимо рассмотреть алгоритм контроля таможенной стоимости при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации, показавший ряд проблем, с которыми сталкиваются должностные лица. Этапы алгоритма изображены в виде схемы и представлены в приложении 2.

На третьем этапе алгоритма контроля таможенной стоимости ценовая информация, подвергшаяся корректировке, получает новый статус - «проверочная величина», в связи с чем вводится новое понятие.

Проверочная величина (производная от ценовой информации) - это цена за единицу товара, аналогичного оцениваемому, откорректированная с учетом различий в коммерческих условиях продажи, дополнительных начислениях и вычетах.

Одним из недостатков применяемого алгоритма контроля таможенной стоимости с применением ценовой информации является отсутствие рекомендаций о существующих методах корректировки ценовой информации (третий этап) и общемировой практике по внесению поправок в ценовую информацию, что не всегда позволяет должностным лицам учитывать различия в коммерческих уровнях продажи и технических характеристик оцениваемого товара и ценовой информации. Вследствие этого в большинстве случаев приведение цен, полученных из источников ценовой информации по коммерческим условиям сделки и техническим характеристикам, к ценам проверяемого контракта таможенными органами не осуществляется [7, с.126-128].

Таким образом, анализ практики использования таможенными органами ценовой информации позволяет сделать вывод о недостаточности достоверных источников ценовой информации и об отсутствии единой автоматизированной ценовой информационной базы, содержащей структурированную ценовую информацию, наличие которых позволило бы совершенствовать механизм использования ценовой информации в целях контроля таможенной стоимости.

Анализ сложившихся международных систем по определению таможенной стоимости, а также учет современных взглядов на таможенную оценку и пути ее совершенствования позволили сформулировать позицию по созданию дополнительного механизма ценового обеспечения, который будет играть вспомогательную роль при обязательном исполнении положений Соглашения о применении статьи VII ГАТТ и позволит усилить контроль таможенной стоимости.

Исследование теоретических основ формирования ценовой информации на базе мировых цен поможет облегчить таможенным органам понимание ценовой информации и, соответственно, процедуру оценки достоверности заявляемой контрактной цены и декларируемой на ее основе таможенной стоимости товара, так как цены мирового рынка являются первоисточником контрактных цен и отражают типичные, общепринятые для данного товарного рынка условия обмена.

Все виды мировых цен (справочные цены, цены прейскурантов, каталогов и рекламных проспектов, цены предложений, аукционные цены, цены торгов, биржевые котировки, расчетные цены и цены фактических сделок) являются своего рода информационным массивом данных, которые используются таможенными органами на практике в качестве ценового обеспечения контроля таможенной стоимости и служат достоверным источником для проверки правильности определения таможенной стоимости [4, с.10-11].

Изучение особенностей ценообразования на биржевые товары показало, что без специальных знаний невозможно произвести грамотную таможенную оценку товаров в целях предотвращения занижения таможенной стоимости.

В ходе анализа обеспеченности таможенных органов ценовой информацией биржевых товаров и оценки как информативности имеющихся в таможне источников, так и возможности использования других источников сделан вывод об ограниченности в выборе существующих в таможенных органах источников информации. Это объясняется и тем, что в распоряжении должностных лиц таможенных органов отсутствует полный объем ценовой информации, и вся работа с ценовыми источниками, имеющимися в таможне, сводится лишь к формальному

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3-4 (июль-декабрь) 2015

контролю заявляемой таможенной стоимости товаров без учета особенностей формирования цен внешнеторговых контрактов, ценообразующих факторов, конъюнктуры мирового и национального рынков. Это приводит к недостоверному и неграмотному определению таможенной стоимости и, соответственно, к неправильному расчету причитающихся к уплате таможенных платежей, а также в дальнейшем и к проигрышу дел в суде по жалобам участников ВЭД, связанным с необоснованной корректировкой таможенной стоимости.

В целях совершенствования механизма использования ценовой информации по контролю таможенной стоимости необходимо модернизировать обеспечение ценовой информацией таможенных органов путем оснащения таможенных органов новыми источниками ценовой информации (отраслевыми изданиями, сведениями о биржевых котировках в режиме реального времени, если ввозимый товар является объектом биржевой торговли; аналитическими данными о порядке формирования мировых цен; информацией о товарных особенностях, ценообразующих факторах и конъюнктуре мирового и национального рынков) и в перспективе создать единый механизм общего пользования ценовыми источниками.

Ценовая информация таможенных органов - это сведения о ценах на товары на мировом и внутреннем рынках, о ценах на услуги по доставке товаров (транспортировка, страхование грузов), в том числе справочная информация о качественных характеристиках товара, его репутации на рынке, ценообразующих факторах и конъюнктуре мирового и национального рынков, которая может быть получена: из периодических отраслевых изданий, российских и зарубежных конъюнктурных публикаций; из системы оперативного мониторинга таможенных деклараций (коммерческая документация); от государственных органов, международных представительств, официальных производителей товаров, поставщиков, транспортных и страховых компаний, покупателей на внутреннем рынке, иных предприятий и организаций, в том числе с использованием сети Интернет [9, с.8-9].

Таким образом, развитие понятийного аппарата позволяет более четко определить основные направления совершенствования механизма использования ценовой информации в целях осуществления результативного контроля таможенной стоимости, в том числе разработки ценовой информационной базы, которая позволила бы объединить все существующие источники ценовой информации.

Методические рекомендации по модернизации третьего этапа алгоритма контроля таможенной стоимости, на котором осуществляется корректировка ценовой информации, базируются на общемировой практике внешнеторгового ценообразования по приведению цен, полученных из источников ценовой информации, и цен проверяемого контракта в сопоставимый вид (по коммерческим условиям сделки, комплектации и технико-экономическим параметрам товаров).

Должностным лицам таможенных органов необходимо учитывать, что при корректировке ценовой информации не рекомендуется вносить множество поправок, поскольку снижается точность в расчете цен. Внешнеторговая практика показывает, что поправки часто устанавливаются эмпирическим путем. Поэтому источники ценовой информации для расчетов выбираются таким образом, чтобы в наибольшей степени быть сопоставимыми с ценой контракта по технико-экономическим параметрам продукции и условиям ее реализации. Обеспечение результативного контроля таможенной стоимости не представляется возможным без модернизации алгоритма контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации.

В существующий алгоритм контроля таможенной стоимости по оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости необходимо включить еще один этап - анализ рынка товара, который будет направлен на изучение основных характеристик товара, порядка формирования цен внешнеторговых контрактов, ценообразующих факторов, конъюнктуры мирового и национального рынков.

В связи с введением этого этапа в алгоритм контроля таможенной стоимости (см. приложение 3) возникает необходимость пополнения таможенных органов квалифицированными трудовыми ресурсами, которые будут заниматься

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3-4 (июль-декабрь) 2015

непосредственно анализом рынка товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, осуществлять сбор, обобщение, хранение, пополнение ценовой информации и периодически обновлять ее в соответствии с реальной конъюнктурой рынка.

Такую работу могут выполнять только специалисты по конъюнктуре рынка, эксперты по ценообразованию, маркетологи, товароведы, аналитики по рынкам товаров и услуг, которые смогут как учесть, так и просчитать все ценообразующие факторы, влияющие на цену внешнеторговой сделки и соответственно на таможенную стоимость.

Решить данную задачу можно путем совершенствования организационного механизма в области информационного обеспечения контроля таможенной стоимости товаров.

В связи с этим предлагается изменить организационную структуру таможенных органов на уровне ФТС России, а в перспективе - и на уровне Таможенного союза. Так, в состав Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России необходимо включить отдел анализа рынка товаров и услуг с возложением на него отдельных функций в рамках информационного обеспечения контроля таможенной стоимости. Как уже отмечалось, в состав отдела должны входить вновь набранные высококвалифицированные эксперты по рынкам товаров и услуг.

Естественно, что название отдела сформулировано довольно условно, это сделано для того, чтобы отчасти отразить возможные функции, которые будут возложены на отдел.

Выбор уровня ФТС России объясняется, во-первых, возможностью набора в отдел квалифицированных специалистов в отличие от регионов, а также возможностью взаимодействия с таможенными администрациями других стран, торговыми представительствами мировых производителей, крупными экспедиторскими и страховыми компаниями, перевозчиками.

На уровне региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен также могут быть созданы подобные отделы, которые будет заниматься конкретизацией полученной информацией с учетом специфики региона, а также осуществлять приведение ценовой информации и цен проверяемого контракта в сопоставимый вид (по коммерческим условиям сделки, качеству и технико-экономическим параметрам товаров) (см. приложение 4).

Работа, проводимая вышеуказанным отделом, поможет минимизировать затраты рабочего времени должностных лиц таможенного поста, осуществляющих выпуск таможенных деклараций, на поиск, сбор, изучение и обработку ценовой информации ввозимого товара [7, с.128-130].

Применение практических рекомендаций по совершенствованию механизма использования ценовой информации в целях повышения результативности контроля таможенной стоимости может быть объективно оценено следующими критериями результативности:

- объемы довзысканных таможенных платежей в результате проведения корректировки таможенной стоимости при осуществлении контроля в ходе таможенного декларирования и после выпуска товаров;

- суммы возвращаемых по решениям вышестоящих таможенных органов и судебных органов необоснованно взысканных таможенных платежей по результатам корректировки таможенной стоимости;

- количество судебных решений, принятых арбитражными судами в пользу / не в пользу таможенных органов в части вопросов по таможенной стоимости товаров;

- наличие / отсутствие жалоб участников ВЭД на решения таможенных органов по таможенной стоимости, а также на неправомерные действия / бездействие при осуществлении корректировки таможенной стоимости;

- суммы штрафных санкций, наложенных и взысканных по делам о нарушении таможенных правил, связанным с вопросами таможенной стоимости товаров.

Список литературы:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009: по состоянию на 16.04.2010. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

2. Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза : соглашение от 25.01.2008 : по состоянию на 23.04.2012. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

3. О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров : решение Комиссии Таможенного союза № 376 от 20.09.2010 : по состоянию на 10.12.2013. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

4. Вахтерова, И. Л. Таможенная стоимость: теория и практика / И. Л. Вахтерова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль - 2010 - №12.

5. Ионичева, В. Н. Контроль таможенной стоимости: изменения / В. Н. Ионичева // Таможенное регулирование. Таможенный контроль - 2010 - №11.

6. Лавренова, К. М. Актуальные вопросы контроля таможенной стоимости на современном этапе / К. М. Лавренцова // Таможенное дело, наука и образование на Дальнем Востоке России в 2011 году: сб. науч. трудов. - Владивосток, 2010.

7. Момсикова Л. В. Совершенствование организационного механизма информационного обеспечения контроля таможенной стоимости товаров / Л. В. Момсикова // Вестник Российской таможенной академии. -2011. - № 4. - С. 126130.

8. Попова, Е. В. Проблемные вопросы определения таможенной стоимости / Е. В. Попова // Таможенное дело. - 2012. - №1. - С. 8-11.

Приложение 1

Классификация ценовой информации таможенных органов

Ценовая информация (ЦИ) в таможенных органах

Ценовая информация,

предоставляемая участниками ВЭД

Цены, зафиксированные во внешнеторговом контракте или приложении к нему (спецификации)

Цены, представленные в прайс-листе производителя

Ценовая информация, представленная в экспортной декларации страны отправления

Цены на услуги по доставке и страховке

Цены внутреннего рынка, указанные в договоре на поставку товаров для их продажи на территории ТС

Цены мирового рынка (котировки бирж, це ны торгов и аукционов)

Цены, представленные в прейскурантах продавцов

Ценовая информация, имеющаяся в таможенных органах

Цены мирового и национального рынка, содержащиеся в каталогах:

- «Справочник цен мирового рынка»;

- «Цена-Дайджест»;

- «Super Shwacke», «Shwacke»;

- «Nada», «Official guide» и др.

Стоимость идентичных или однородных товаров, представленная в ИАС «Мониторинг-анализ»

Данные таможенной статистики

Ценовая информация, получаемая путем направления запросов:

- производителю;

- банку;

- покупателям на внутреннем рынке;

- иным организациям (транспортные, страховые компании, конъюнктурные институты)

Цены, представленные в прайс-листах производителей товаров на мировом рынке, полученные с их официальных сайтов

Цены, представленные в прайс-листах продавцов на внутреннем рынке, полученные в том числе с интернет-сайтов

Приложение 2

Алгоритм контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации

I. Проверка правильности определения ТС

II. Выбор источника ценовой информации (ЦИ)

III. Приведение ЦИ в вид, сопоставимый с условиями сделки

IV. Сравнение и анализ заявленной ТС с проверочной величиной

Периодические издания

«Мониторинг-анализ»

Запросы

Сайты

производителей, продавцов на внутреннем

Доп. начисления

Вычеты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отклонение заявленной

ТС от проверочной величины не выявлено или незначительно

Выявлено значительное расхождений между заявленной ТС и проверочной величиной

"X

Признаки недостоверности, документальной неподтвержденности

Имеются

Отсутствуют

Принятие решения о корректировке ТС

Требования и условия применения методов определения ТС

(1

Не соблюдены

Дополнительная проверка

Запросы доп. документов, сведений и пояснений у декларанта; информации у гос. органов и сторонних организаций

Соблюдены

Принятие заявленной ТС

Электронный вестник Ростовского социально-экономи

Анализ полученной информации

ь-декабрь) 2011

Приложение 3

Усовершенствованный алгоритм контроля таможенной стоимости при использовании ценовой

информации

IV. (III) Приведение ЦИ

V. (IV) Сравнение и анализ заявленной ТС с проверочной

Электронный вестник Ростовского социально-эконо

Анализ полученной информации

Приложение 4

Схема движения ценовой информации

г ФТС \

ч РОССИИ J

с \

ч РТУ /

с \

ч, Таможня у

Отдел анализа рынка товаров и услуг

1

4

Отдел анализа рынка товаров и услуг

2

3

Отдел анализа рынка товаров и услуг

1

3

ЦИ, обобщенная на уровне государства

ЦИ, уточненная на уровне региона

ЦИ, уточненная на местном уровне

ЦИ, уточненная на региональном и местном уровне

Ценовая информация (ЦИ):

качественные характеристики товара;

цены мирового рынка;

ценообразующие факторы;

конъюнктура мирового и внутреннего рынков;

репутация товара на рынке;

стоимость транспортных, страховых и посреднических услуг.

2

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.