Пспхопого-педагогпческое
обеспечение
учебно-воспитательного
процесса
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА
И. А. Бонченков
В статье рассматривается личностный компонент модели выпускника военного вуза, определена система построения модели с учетом компонентного, структурного, функционального и параметрического видов анализа. Раскрыты три стороны структуры личности в указанной модели, которые должны учитываться в гуманистически направленном воспитании курсанта военного вуза.
Ключевые слова: гуманизм, выпускник, объект, модель, мировоззренческая, компонента, взаимосвязи, личностного.
Понятие «модель» - одна из важнейших научных категорий, лежащих в основе моделирования и прогнозирования различных явлений и процессов. В нашем исследовании используется понятие «модель специалиста». В широком смысле слова модель определяется как любой мысленный или знаковый образ объекта (оригинала).
В методологии науки модель - это аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности. Этот аналог используется для хранения и расширения знаний об оригинале, его свойствах и структуре, а также для преобразования и управления им. Модель может представлять собой схематическое, наглядное отображение системы. Она создается разными способами: в виде схемы, таблицы, описывающей отдельные элементы системы или их взаимосвязи; графиков и диаграмм, позволяющих проследить ход развития системы, и других способов наглядного отображения исследуемого явления.
Однако мы осознаем, что моделям свойственны определенные недостатки. В рассматриваемом аспекте главный состоит в том, что модель описывает объект изучения неполностью, слишком сложна система взаимосвязей в моделируемой педагогической действительности.
Модель не может быть абсолютно адекватна реальности, да и психолого-педагогические закономерности педагогики недостаточно изучены и сложнее поддаются отображению, чем материальные объекты. Между тем модель позволяет увидеть наглядно компоненты системы, представить их целостно, в развитии, упорядочить и сопоставить концептуальные подходы для анализа.
Философы под моделью понимают мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна размещать его так, что его изучение дает нам новую информацию об этом объекте (3).
Под моделями образования принято понимать сформированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги (логические конструкты), схематично отображающие образовательную практику в целом или ее отдельные объекты.
При разработке модели выпускника военного вуза мы учитывали, что ее реализация происходит в процессе, развернутом во времени, определяемом длительностью учебного процесса и особенностями его протекания.
Для построения личностного компонента модели выпускника военного вуза нами использовался системный подход, позволяющий раскрыть целостность исследуемой системы с учетом сложности ее компонентов, выявить механизмы, обеспечивающие эту целостность, найти многообразные типы связей и свести их в единую теоретическую картину.
Алгоритм системного подхода предусматривает всестороннее исследование системы с использованием компонентного, структурного, функционального и параметрического видов анализа.
Компонентный анализ позволяет рассмотреть модель как систему, включающую в себя составные элементы (подсистемы) и являющуюся, в свою очередь, элементом системы более высокого ранга (системы образования). Структурный анализ предполагает выявление взаимодействия между компонентами системы, что дает возможность построить ее структурную модель. В ходе функционального анализа определяется назначение каждого компонента. Параметрический анализ необходим для установления качественных характеристик функционирования системы.
Всякая искусственная система имеет назначение, которое может быть описано системой целей. Система целей определяется как множество целей и отношений между ними.
Функционирование системы принято называть поведением, направленным на достижение цели. При этом под поведением системы понимается множество последовательных во времени ее состояний. Состояние системы представляет собой совокупность значений ее свойств в определенный момент времени, а свойствами (качествами) системы называются все существенные признаки входящих в систему элементов и самой систе-
мы как единого целого. Значения отдельных свойств системы называются параметрами системы. Функционирование системы задается ее структурой. Относительно замкнутая система с определенной структурой функционирует однозначно, т. е. ее структура полностью определяет способ функционирования. Однако функционирование не определяет структуру однозначно - одна и та же функция может быть реализована различными структурами.
Проведенный анализ теоретических подходов к профессиональной подготовке, практический опыт, изложенный в работах ученых и практиков, собственная практическая деятельность по проектированию и реализации профессиональной подготовки позволили нам создать описательную модель личностного компонента выпускника военного вуза, отражающую наше видение решения проблемы подготовки воина-гуманиста.
Под гуманизмом понимается наличие у курсантов активной жизненной позиции, т. е. такого отношения к жизни, которое не может содержать компонент равнодушия, с сочетанием стремления к выполнению долга, единства слова и дела, высокой культуры и знаний.
Сегодня быть гуманистом - значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. В данной ситуации важно научиться прощать чужие ошибки, неопытность, а отчасти и неприятные привычки. Однако непростительными должны быть любые проявления пренебрежения, грубости, солдафонства, неуважения к человеку (3).
Структура личности включает три основных компонента: индивидуально-психологический, мировоззренческий и социально-психологический (1).
Психологическая составляющая личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. В настоящее время в теории психологии накоплен достаточно большой научный материал по развитию индивидуальнопсихологической стороны личности. В нашем исследовании эти аспекты не рассматриваются.
Следующий компонент - мировоззренческая сторона личности. Она отражает общественно значимые качества и особенности личности, позволяющие занимать достойное место в обществе, и включает в себя мировоззрение, моральный и нравственный облик человека.
Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности - это система ее представлений о морали, отражающая наличие твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности - это устойчивая система взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Когда мы говорим о гуманистических качествах личности, то предполагаем, что курсант-выпускник должен обладать активной жизненной позицией, неравнодушием, чувством долга, единством слова и дела, высокой
культурой и знаниями, умением прощать. Это и есть моральный облик современного воина-гуманиста.
Нравственная сторона должна быть сформирована таким образом, чтобы эти качества имели устойчивый характер, существовали на уровне убеждений, норм поведения и мировоззрения каждого будущего воина.
Социально-психологическая сторона личности отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди людей. Она включает в себя отношение к другим людям, социальные роли личности, ее социальные позиции и социальные установки.
Отношение к другим людям - совокупность индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих ее типичное поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Для выпускника военного вуза важными являются желание защищать и сохранять целостность своего государства, уважение людей, а также ориентация на гуманистические взаимоотношения.
Социальные роли личности - это типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально-и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать авторитет и доверие других людей. Человек в военной форме, наверное, в наибольшей степени ориентирован на социальные роли. Прежде всего они требуют выполнения должностных обязанностей в соответствии со званием и занимаемой должностью.
Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Они строятся на убежденности в необходимости своей профессиональной деятельности, любви к военному делу.
Социальные установки личности - ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям. Социальная настроенность формируется не только в стенах образовательного учреждения, но и через государственную политику, реализуемую в обществе.
Социально-психологическая сторона в модели выпускника проявляется в безусловном уважении достоинства другого человека, желании помогать в трудную минуту, ориентации на гуманные отношения с товарищами, совместной социально значимой деятельности, готовности к саморазвитию и выполнение своих социальных ролей.
Все составляющие личностного компонента модели выпускника военного вуза взаимодействуют между собой и неразрывно связаны. Нами рассмотрены гуманистические аспекты модели воина-выпускника с позиции компонентного анализа, выявлены взаимосвязи между компонентами.
Функциональный анализ позволяет определить назначение гуманистических качеств выпускника как необходимых для осуществления профессиональной деятельности по взаимодействию с сержантами и солдатами в ситуации военно-профессиональной деятельности. На основе параметрического анализа установлена качественная характеристика функционирования системы, которая предполагает функционирование вышеназванных качеств на достаточном и высоком уровнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крысько В. Г Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
2. Кукушкин В. С. Теория и методика воспитания. - Ростов н/Д, 2006.
3. Штоф Р. А. Моделирование и философия. - М.-Л., 1966.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
С. В. Волкова, Е. И. Осипов
Раскрываются особенности психолого-акмеологического сопровождения подготовки специалистов. С позиции акмео-логического подхода определяются внешние и внутренние условия развития познавательных способностей обучающихся, рассматриваются компоненты психологической культуры специалистов.
Ключевые слова: структура познавательных способностей, критерии развития способностей.
В современной системе оценки качества высшего образования наряду с внешней составляющей существует внутренний самоконтроль уровня профессиональной подготовки, включающий мониторинг стартовых возможностей студентов и систему психологического сопровождения их профессионального становления.
Для определения оптимальной стратегии профессионального роста будущего специалиста в Ивановском институте Государственной противопожарной службы в течение ряда лет осуществляется мониторинг развития профессионально важных качеств курсантов. Это позволяет выявить образовательный потенциал поступивших в вуз, особенности мотивации и уровень их тревожности, особенности коммуникативных и организаторских способностей, адаптивность курсантов, их социометрический статус и др. По результатам диагностики определяются критерии успешности в характеристиках курсантов, выявляются факторы, способствующие и препятствующие их профессиональному становлению, намечаются перспективы дальнейшего исследования и совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов противопожарной службы (1, 133).
Мы считаем, что психолого-акмеологическое сопровождение подготовки кадров может осуществляться в сотрудничестве не только с командирами, но и с кафедрами вуза и должно быть направлено на совместный поиск новых критериев продуктивности учебно-воспитательного процесса, совершенствование методического инструментария исследовательского, диагностирующего и корректирующего назначений.
Для обучения курсантов самообразованию, самоорганизации, самоконтролю необходим психолого-пе-дагогический инструментарий. Регулятором индивидуальной деятельности человека является образ результа-
та, к которому нужно стремиться (4). Следовательно, если преподаватель (командир) находит ключ к формированию у курсанта истинного (не ложного) образа результата, он стимулирует развитие творческой мотивации.
В качестве исходных средств формирования у будущих специалистов образа результата как регулятора процессов самообразования, самоорганизации и самоконтроля мы предлагаем первокурсникам группы шкал: «шкалы устойчивых отношений», «шкалы общетрудовых умений», «шкалы общеинтеллектуальных умений». На основе самооценки умений, необходимых курсантам для успешной учебной деятельности (результаты социально-психологических исследований стартовых возможностей курсантов в 2006 г.), отмечены трудности в использовании логических приемов мышления, трудности в общении (неумение проявлять эмоциональную сдержанность в различных ситуациях, изменять привычное представление о товарищах). Выявлен низкий уровень конструктивных умений первокурсников, отмечен высокий процент типичных затруднений, характеризующих работу на лекции, процессы усвоения знаний, самопознания.
Полученные результаты подтверждают значение психолого-акмеологического сопровождения профессионального становления курсантов, важность стимулирования процессов самосовершенствования профессиональных, в том числе познавательных, способностей. Способности нельзя рассматривать в отрыве от личности (Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов). Связь «познавательные способности - качества личности» понимается как непосредственное включение в процесс познания личностных факторов и таких переменных, как отношение к миру, познавательный интерес, направленность и локус контроля, механизмы психологической защиты, Я-кон-цепция. Развитие способностей связано с развитием всей личности.
Важным этапом акмеологических исследований познавательных способностей является установление условий и факторов, влияющих на процесс развития способностей. Внешние условия: уровень сложности решаемых задач, возможность группового взаимодействия при подготовке решения, должностная горизонтальная и вертикальная ротация сотрудников, повышение квалификации как условие развития познавательных способностей и др. Внутренние условия: опыт и уровень общих и специальных знаний, личная эмоциональная значимость для профессионала решаемых задач, самообразование, саморазвитие - движущие силы развития познавательных способностей. Главными факторами при этом определены аутопсихологическая компетентность, социально-перцептивная компетентность, компетентность в решении задач (продуктивность мышления), рефлексивная компетентность.
Определение критериев развития профессиональных способностей основывается на установлении их сущности и психологического содержания. Познавательные способности формируются и проявляются только в деятельности, а деятельность не может быть рассмотрена отдельно от личности, ее выполняющей. Опираясь на принцип единства личности и деятельности, мы рассмот-