Научная статья на тему 'Исследование пожарной опасности и уточнение классификации технического углерода с целью установления оптимальных условий его перевозки'

Исследование пожарной опасности и уточнение классификации технического углерода с целью установления оптимальных условий его перевозки Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1878
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ УГЛЕРОД / ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНОСТЬ / КЛАСС ОПАСНОСТИ / TECHNICAL CARBON / A DANGER CLASS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Медведев Владимир Ильич, Наперов Владимир Владимирович

Проведены испытания по определению склонности технического углерода к самонагреванию и самовозгоранию. Задачей работы было установить объективные обстоятельства, связанные с обеспечением безопасности углеродной продукции, разработать необходимые и достаточные меры безопасной перевозки на основе установления фактических свойств марок технического углерода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tests by definition of propensity of technical carbon to self-heating and self-ignition are conducted. A work problem was to establish the objective circumstances connected with safety of carbon production, to develop necessary and sufficient measures of safe transportation on the basis of an establishment of actual properties of technical carbon marks.

Текст научной работы на тему «Исследование пожарной опасности и уточнение классификации технического углерода с целью установления оптимальных условий его перевозки»

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА

УДК 656.225.073

Исследование пожарной опасности и уточнение классификации технического углерода с целью установления оптимальных условий его перевозки

В. И. Медведев,

доктор технических наук, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности»,

ГОУ ВПО СГУПС

В. В. Наперов,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав»,

ГОУ ВПО СГУПС

Проведены испытания по определению склонности технического углерода к самонагреванию и самовозгоранию. Задачей работы было установить объективные обстоятельства, связанные с обеспечением безопасности углеродной продукции, разработать необходимые и достаточные меры безопасной перевозки на основе установления фактических свойств марок технического углерода.

Ключевые слова: технический углерод, пожаровзрывоопасность, класс опасности.

Введение

В условиях подготовки России к вступлению в ВТО одним из важнейших направлений деятельности является гармонизация отечественной нормативной документации по регулированию вопросов безопасности товародвижения с международными стандартами, нормами и правилами. Технический углерод (ТУ) является важной стратегической продукцией, поставляемой отечественными производителями во многие страны мира, включая США, Японию и Китай. Он используется в качестве сырья при изготовлении различной продукции, например, автомобильных шин, электродов, типографской краски. Производится ТУ промышленным способом путем пиролитического крекинга или термоокислительным разложением углеводородов. ТУ является горючим веществом, интервалы температур самовоспламенения и самовозгорания составляют, соответственно, 286-344 °С и 260-395 °С для различных марок, разброс величин удельной поверхности составляет 52-122 м2/г [1]. Имеются данные о способности к тепловому (химическому) самовозгоранию и образованию с воздухом взрывоопасных смесей. Однако характер пожаровзрывоопасности ТУ сильно зависит от его состава и свойств, удельной поверхности, пористости, плотности, состава примесей; определяется во многом составом сырья и технологией производства. По этой причине понятие «пожаро-опасность технического углерода» не является корректным и следует определять соответствующие параметры марок, сортов, видов на основе определенной однородности свойств.

Задачей работы было установить объективные обстоятельства, связанные с обеспечением безопасно-

сти углеродной продукции, разработать необходимые и достаточные меры безопасной перевозки на основе установления фактических свойств марок ТУ различных производителей по существующим методикам.

Многолетняя практика перевозки ТУ в России железнодорожным транспортом, а также требования международных правил свидетельствуют в пользу невысокой степени опасности его перевозки. Отечественными производителями ТУ, на долю которых приходится не менее 7 % мирового производства (750 тысяч тонн ежегодно [2]), была поставлена задача установления фактической опасности груза и адекватных требований к условиям транспортирования, поскольку это обеспечивает безопасность и конкурентоспособность продукции. Проблема заключалась в наличии неточностей и противоречий в нормативно-технической документации по условиям перевозок технического углерода, а также в несоответствии классификационных методик экспериментальных исследований пожароопасных свойств. К тому же ранее не учитывался фактор наличия различных марок углерода разных производителей.

Условия безопасной перевозки продукции, в том числе пожаробезопасности, базируются на классификационных критериях. В Российской Федерации классификацию опасных грузов устанавливал ГОСТ 19433-88 [3]. Основным нормативно-техническим документом, регламентирующим перевозку опасных грузов железнодорожным транспортом в России, являлись «Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам» [4]. Согласно приложению 2 к Правилам - Алфавитного указателя «Углерод технический» классифицируется как опас-

= 4

Энергобезопасность и энергосбережение

ный груз класса 4, подкласса 4.2 - самовозгорающиеся вещества, серийный номер ООН 1361. Данный груз перевозится повагонными отправками в крытых специализированных вагонах грузоотправителя или грузополучателя, а также в специально выделенных крытых вагонах парка ОАО «РЖД». Допускается перевозка в специализированных контейнерах в полувагонах и на платформах. При этом в перевозочных документах должны проставляться штемпели «Самовозгорается», «Прикрытие 3/0-0-1-0».

В документе «Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам» [5] в Алфавитном указателе (приложение 4) также представлена номенклатурная позиция «Углерод технический» с № ООН 1361. Это наименование включено в групповую аварийную карточку № 405 с указанием классификационного шифра 4213 и степени токсичности 4.

В Правилах перевозки опасных грузов в международном сообщении - Приложении 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) [6] под № ООН 1361 представлено наименование «Сажа животного и растительного происхождения» с отнесением к классу 4.2. Перевозка данного груза должна осуществляться только в крытых вагонах в затаренном виде.

Согласно ГОСТ 7885-86 «Углерод технический для производства резины. Технические условия» [7] технический углерод может загораться (без пламени) от открытых источников огня. Температура самовозгорания технического углерода свыше 250 °С. ГОСТ содержит указание, что технический углерод по ГОСТ 19433-88 относится к 9 классу опасности, подкласс 9.1. Данная характеристика технического углерода была введена в ГОСТ 7885-86 в соответствии с требованиями Бюро экспертизы стандартов Министерства путей сообщения Российской Федерации.

В перечне опасных грузов Типовых правил перевозки опасных грузов [8] под номером ООН 1361 значится груз «Carbon, animal or vegetable origin», т.е. «Углерод (сажа), животного и растительного происхождения». Однако, по мнению специалистов, данный груз не может быть приравнен к техническому углероду, который производится искусственно из углеводородного сырья в промышленных условиях. Понятие «технический углерод» также неэквивалентно понятию «активированный уголь», и технический углерод не может быть отнесен к номенклатурной позиции 1362 «уголь активированный».

Законодательством по классификации и маркировке опасных веществ в странах ЕС (Брюссель -Люксембург, 1987 г.), а также, в соответствии с международным стандартом ИСО 11014-1/ANSI Z400.1-1998/93/112 ЕС технический углерод не отнесен к опасным грузам. Установленные требования полностью соблюдаются зарубежными производителями технического углерода, что отражается в паспортах безопасности и спецификациях на поставку груза.

Проведенный всесторонний анализ нормативно-технической документации по условиям перевозок

ТУ позволил сделать вывод о том, что данный груз перевозится как опасный только по Российской Федерации, в мировой практике он перевозится на обычных условиях как неопасный груз с соблюдением условий пожаробезопасности.

Институтом проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук (ИППУ СО РАН), как ведущей организацией по стандартизации требований к свойствам технического углерода, был инициирован вопрос о несоответствии классификации груза «Углерод технический» по транспортной опасности международным требованиям. В ИППУ СО РАН в течение длительного времени проводились исследования по определению горючести и склонности к самовозгоранию по ГОСТ 19433-88 и ГОСТ 12.1.044 [9] технического углерода различных марок. На основании исследований, которые подтверждены испытаниями, проведенными ФГУ ВНИИПО МЧС России, установлено, что технический углерод не может самовозгораться в условиях транспортирования железнодорожным транспортом при температуре окружающей среды до 60 °С включительно.

Экспериментальное определение склонности к тепловому возгоранию и определению класса опасности, проводимое ФГУ ВНИИПО МЧС России для наиболее пожароопасных марок технического углерода - К 354 (наименьшие значения температур самовозгорания) и N 220 (образцы с наименьшим размером частиц), показало, что рассматриваемые марки технического углерода не могут быть отнесены в соответствии с требованиями ГОСТ 19433 к веществам, склонным к тепловому самовозгоранию. Этот вывод следует из анализа результатов, так как:

1) отсутствует достаточный (на 10 °С выше температуры среды) разогрев образцов в результате испытаний при температуре 140 °С по методике приложения 5;

2) отсутствует самовозгорание образцов в результате испытаний при температуре 200 °С согласно п. 1.2.4.6;

3) отсутствует самовозгорание образцов трех наибольших размеров при испытаниях в соответствии с ГОСТ [7] согласно п.1.2.4.6.

Кроме того, на основании ранее выполненных экспериментально-аналитических исследований условий теплового самовозгорания различных марок технического углерода при перевозке железнодорожным транспортом ФГУ ВНИИПО МЧС России сделан вывод о пожарной безопасности таких перевозок и невозможности теплового самовозгорания технического углерода в грузовом пространстве вагона. Данные экспериментальных исследований и статистики подтверждают этот вывод.

Для установления характера пожароопасности нами проведены испытания технического углерода на склонность к самовозгоранию и по ГОСТ 19433, и по современным международным регламентам.

Вся продукция имеет код 2166 по ОК 005-93, выпускается по [7], ТУ 38 11523 - 83, ТУ 38 11591 -87, ТУ 38 41540 - 95, спецификациям 220/11/04, 650/11/04, отвечающим требованиям стандартов СЭВ 3766 - 82 [10] и ASTM D 1765 - 04 [11]. На все

Ш51ШШШ

партии ТУ имелись сертификаты подтверждения качества. Испытания проводились с образцами ТУ следующих производителей:

- ИППУ СО РАН марок П 145, П 268-Э, П 702, Т 900, углеродного материала на основе технического углерода «Сибунит»;

- ОАО «Техуглерод» марок П 245, П 324, П 514, П 701, N 220, N 650.

Отобранные образцы представляют собой дисперсный материал черного цвета с заданным комплексом физико-химических свойств, производимый в промышленных условиях.

Используемые методики позволили определить:

1) склонность веществ и материалов к самовозгоранию:

- по ГОСТ 19433 - 88;

2) склонность веществ к самонагреванию и самовозгоранию:

- по Приложению 2 к СМГС «Правила перевозок опасных грузов»,

- по Руководству по испытаниям и критериям ООН.

В пределах допустимой методикой вариабельности выбирались параметры эксперимента. Корзиночки заполняют порошком технического углерода с плотностью, соответствующей его насыпной плотности. Вначале испытание проводили для корзиночки размером (100x100x100) мм, которую поместили в термостат. Термоэлектрический преобразователь закрепили так, чтобы его рабочий конец находился внутри корзиночки, в ее центре. Свободные концы термоэлектрического преобразователя пропустили через верхнее отверстие термостата и присоединили к потенциометру. Температуру в термостате повышали до 140 °С. С помощью потенциометра регистрировали температуру в центре исследуемого образца. Наблюдали, произойдет ли воспламенение или превышение температуры 150 °С в центре образца исследуемого вещества при проведении испытания в течение 24 часов (если температура в центре образца превысит 200 °С за меньшее время, испытания допускается прекратить; эксперимент следует проводить три раза, если указанные эффекты не наблюдаются ранее). Так как эффект не наблюдался, образец считался не склонным к тепловому самовозгоранию и делалось заключение о нецелесообразности дальнейших испытаний с формами других размеров.

По методике [8] испытания проводили с целью определить склонность образцов к самовозгоранию или самонагреванию. Метод базируется на тесте Боуэза-Камерона-Корба, который является модификацией метода испытания саморазогревающихся углей.

Образцы выдерживали в печи при постоянной температуре в течение 24 часов в кубах из проволочной сетки. Для испытаний использовали печь с циркуляцией теплого воздуха, имеющую внутренний объем 9 литров и приспособление для контроля внутренней температуры порядка 140±2 °С. Использовали кубовидные емкости для образцов со сторонами 2,5 и 10 см, изготовленные из нержавеющей стальной проволочной сетки с ячейками 0,053 мм

с открытой верхней частью. Каждую емкость помещали в кубическую защитную форму, изготовленную из нержавеющей стальной проволочной сетки с размером ячейки 0,595 мм, которая была несколько больше, чем емкость для испытаний, так, чтобы емкость для испытаний свободно входила в форму. Для предотвращения воздействия со стороны циркулирующего воздуха обе емкости помещали в проволочную корзину с размерами ячейки 0,595 мм и размерами сторон 15x15x25 см. Для измерения температуры использовали термопары диаметром 0,3 мм. Одну из них помещали в середину образца, а другую между емкостями и стенкой печи. Температуру измеряли непрерывно.

В соответствии с имеющимися возможностями были реализованы следующие особенности методики проведения испытаний образцов технического углерода.

В качестве нагревающего устройства использовался сушильный шкаф марки Т6 фирмы «НегаеиБ». Шкаф имеет шесть нагревателей, расположенных в нижней и на боковой частях внутренней камеры. Благодаря конструкции шкафа поступающий внутрь камеры воздух сначала проходит через нагреватели и затем через отверстия поступает во внутреннее пространство. Это позволяет при расходах поступающего воздуха до 500 мл/мин добиться сравнительно равномерного распределения температур внутри камеры. Как показали специально проведенные эксперименты, разница температур внутри камеры не превышает 2,5 °С в диапазоне температур до 150 °С. Шкаф поддерживает температуру внутри камеры с точностью не менее 0,1 °С.

В соответствии с выбранной методикой образец технического углерода во время испытания помещался в корзину кубической формы с размером сторон 10 см, выполненной из сетки с ячейками. Вокруг корзинки с образцом помещались две охранные корзинки кубической формы, выполненные из сетки. Вся конструкция подвешивалась на подвеске в верхней части камеры шкафа. Внутрь образца вставлялся термодатчик, выполненный из хромель-алюмеле-вой термопарной проволоки производства фирмы «ТегшоСоах» с точностью не менее 2 %.

Испытания проводились при температуре 140 °С при расходе входящего воздуха около 150 мл/мин в течение 24 часов. Каждый раз образец помещался в уже разогретую до указанной температуры камеру. В ходе нагрева образца записывались показания двух термодатчиков: термопары в центре образца и термодатчика шкафа, находящегося на расстоянии 7 см от крайней охранной корзины. Аналогичные испытания проводились для образцов технического углерода других марок.

Как показали предварительные эксперименты, разница показаний термодатчика шкафа и термопары, расположенной внутри охранных корзин при нагреве инертных образцов, не превышает 1 °С. Сигналы термодатчиков усиливались двумя дифференциальными усилителями марки У7-6, имеющими высокую стабильность нулевого уровня, и затем уси-

= 6

Энергобезопасность и энергосбережение

ленные сигналы подавались на вход АЦП. Данные с АЦП записывались программой, работающей под управлением операционной среды ДОС в виде текстового файла. Далее полученные таким образом дан-

ные обрабатывались при помощи пакета научной графики «Origin».

Результаты испытаний марок ТУ различного производства представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Результаты испытаний склонности образцов производства ИППУ СО РАН к самонагреванию и самовозгоранию

Марка технического углерода Условия испытаний Нормативные критерии Результаты испытаний

ГОСТ 19433-88 Прил. 2 к СМГС, Руководство по испытаниям и критериям ООН

1 2 3 4 5

П 145 Контейнеры с образцом, помещенные в кожух, выдерживаются в сушильном шкафу в течение 24 часов при постоянно поддерживаемой температуре 140±0,5 °С. Контроль температур осуществляется термопарами Воспламенение или превышение температуры 150 °С в центре образца Воспламенение или превышение температуры образца над температурой воздуха в сушильном шкафу на 60 °С Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 142 °С

П 268-Э Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 147 °С

П 702 Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 141 °С

Т 900 Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 141,5 °С

«Сибунит» Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 145 °С

Таблица 2

Результаты испытаний склонности образцов производства ОАО «Техуглерод» к самонагреванию и самовозгоранию

Марка технического углерода Условия испытаний Нормативные критерии Результаты испытаний

ГОСТ 19433-88 Прил. 2 к СМГС, Руководство по испытаниям и критериям ООН

1 2 3 4 5

П 245 Контейнеры с образцом, помещенные в кожух, выдерживаются в сушильном шкафу в течение 24 часов при постоянно поддерживаемой температуре 140 ±0,5 °С. Контроль температур осуществляется термопарами Воспламенение или превышение температуры 150 °С в центре образца Воспламенение или превышение температуры образца над температурой воздуха в сушильном шкафу на 60 °С Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 142 °С

П 324 Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 142 °С

П 514 Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 141 °С

П 701 Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 141 °С

N 220 Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 142,5 °С

N 650 Воспламенение отсутствует, максимальная температура образца 141 °С

иди[иаииии

В ходе проведения испытаний повышения температуры образцов на 10 и 60 °С относительно температуры воздуха в сушильном шкафу не зафиксировано. Результаты испытаний отдельных (характерных) образцов и Протокол классификационных испытаний технического углерода от 24.09.05 г. № 24-05 приведены в приложении А и Б соответственно.

На рисунках 1 и 2 показан характерный ход кривой «Температура - время» образцов ТУ П 514 и «Сибунит».

На данных графиках сплошная кривая соответствует температуре образца, а кривая, лежащая ниже, соответствует опорной (реферетной) температуре термодатчика шкафа, равной 140 °С.

150 —I

140130-

и

120 4

110-

| 100 —

ID

- 908070-

П 514

температура образца опорная температура

"1-1-1-1-1-1-1-Г

10 12 14 16 18 20 22 24

Время, ч

150 — 140130 — 120 -11010090 80 70

4 6

«Сибунит»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

температура образца опорная температура

1-1-1-I-1-1-1-Г

10 12 14 16 18 20 22 24

Время, ч

Рис. 1. Результаты испытаний образца П 514

Выводы

Испытанные образцы технического углерода не являются самовозгорающимися веществами, не отвечают критериям опасности как подкласса 4.2, так и других классов (подклассов) опасности по существующим методикам. Достоверно установлено, что ни одна из марок ТУ не является самовозгорающейся и не может быть отнесена к опасным грузам.

Рис. 2. Результаты испытаний образца «Сибунит»

На этом основании экспертный орган Сибирского государственного университета путей сообщения ходатайствовал перед компетентными организациями (Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества) об исключении номенклатурной позиции «Углерод технический» из списка опасных грузов, аварийной карточки № 405 и другой нормативно-технической документации.

Проведенные испытания по определению склонности технического углерода к самонагреванию и самовозгоранию позволили установить, что воспламенения и превышения температуры образцов на 10 и 60 °С относительно температуры воздуха в сушильном шкафу не наблюдается. Установлено, что результаты испытаний по ранее действовавшим и принятым в последнее время методикам не позволяют отнести углерод к опасным грузам подкласса 4.2, а также он не может быть отнесен к другим классам (подклассам) опасности по критериям, предъявляемым как отечественной нормативно-технической документацией, так и зарубежной.

Авторы выражают признательность за помощь в подборе образцов, подготовке и проведении эксперимента Л. Г. Машневу, А. Г. Свита и Л. К. Гусаченко.

0

Литература

1. Баратов А. Н., Карольченко А. Я., Кравчук Г. Н. и др. Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов и средства их тушения. Кн. 2. - М.: Химия, 1990, - 384 с.

2. Ивановский В. И. Технический углерод. Процессы и аппараты. - Омск, 2004. - 235 с.

3. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.

4. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. - М.: Транспорт, 1997.

5. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. - М., 1997.

6. Правила перевозок опасных грузов. Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении. Ч. 1, 2. - М., 2007.

7. ГОСТ 7885-86. Углерод технический для производства резины. Технические условия.

8. Типовые правила перевозок опасных грузов. Рекомендации ООН. - Нью-Йорк, 2007.

9. ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84). Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

10. СТ СЭВ 3766-82. Углерод технический - сажа. Обозначения.

11. ASTM D 1765-04. Standard Classification System for Carbon Blacks Used in Rubber Products. Стандартная система классификации технического углерода для производства резины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.