для каждого звена технологической линии, а также персональный запрос на бригадира.
Зная общую численность Д-М группы стивидорных компаний, а также численность Д-М по каждой технологической схеме по различным вариантам перегрузки груза различной номенклатуры, можно определить численность Д-М по каждому классу квалификации, применив принцип пропорционального деления. Для этого сначала необходимо определить доли каждого класса в суммарной численности Д-М на одну технологическую линию по классам квалификации. Затем - численность Д-М по каждому классу квалификации в составе общей численности «трудовой» компании. Аналогично производится расчет по подклассам в каждом классе квалификации Д-М общей численности «трудовой» компании.
База данных «трудовой» компании по составу Д-М должна состоять из двух частей:
- список Д-М с распределением их по сменам трудового коллектива и классам квалификации;
- общий список Д-М с указанием классов и подклассов квалификации.
С учетом изложенного в заявке на выделение Д-М для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на конкретном перегрузочном комплексе было рассчитано требуемое количество Д-М в бригаде и определена структура бригады. Сначала мы подобрали бригадира КБ, далее производили подбор Д-М на каждую операцию технологической линии, начиная с наиболее высокой квалификации и до самой нижней квалификации Д-М в бригаде. В результате чего была сформирована оперативная УКБ на обработку судна с контейнерами.
Таким образом, при наличии в порту «трудовой» компании с
общей базой резерва Д-М, необходимо внедрение программного обеспечения для автоматизации процесса формирования оперативных бригад Д-М, созданного на основе блок-схем алгоритма, представленных выше. Экономический эффект достигается предложением сокращения 4 штатных единиц специалистов по обработке заявок «трудовой» компании и введением программного обеспечения для автоматизации процесса формирования оперативных бригад докеров-механизаторов. Как следствие расходы «трудовой» компании уменьшаются по расчетному году на 700 тыс. руб., а также уменьшается себестоимость перегрузки 1 тонны груза.
Литература:
1. Степанец А.В., Верютина В.Е. Управление использованием докеров-механизаторов морского порта. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2010. - 128 с.
2. Верютина В.Е. Повышение эффективности управления использованием докеров-механизаторов морских портов в условиях функционирования производственных перегрузочных комплексов // Эксплуатация морского транспорта. - СПб, №2, 2010 - С. 14-19.
3. Степанец В.Е., Рычкова В.Ф., Валькова С.С. Обоснование организации использования ресурса докеров - механизаторов морского порта // Морские интеллектуальные технологии - Санкт-Петербург №3 (29), Т.1, 2015. - С.176-181.
4. Верютина В.Е. Методические основы организации формирования оперативных бригад «Трудовой компании» // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, № 1, 2010. - С. 7-10.
5. Силич В.А. Декомпозиционные алгоритмы построения моделей сложных систем. - Томск: из-во ТГУ, 1982. - 136 с.
УДК 656.61
ПОЖАРНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ КАМЕННЫХ УГЛЕЙ
Москаленко А.Д., д.т.н., профессор кафедры «Начертательной геометрии и графики», ФБОУВПО «Морской государственный
университет имени адмирала Г. И. Невельского» Плют Т.В., заведующий лабораторией ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский, конструкторско-
технологический институт морского флота», e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются возгорания каменных углей на разных этапах логистической цепи, включая разрезы, перевозку в железнодорожных вагонах и условиях хранения в портах. Дается краткая характеристика каменных углей, описывается процесс окисления и причины, способствующие благоприятному развитию самонагревания углей. Самовозгорание углей в портах, приводит к чрезвычайным пожарным ситуациям. Груз с температурой выше 55 град. С. к погрузке на судно не допускается, во избежание аварийных ситуаций. Порты и грузовладельцы становятся вынужденными заложниками пожаров. На сегодняшний день нет единых рекомендаций при выявлении очагов возгораний в порту и гашения температур данного груза. Ставится вопрос о более глубоком исследовании причин самовозгорания и самонагревания углей и разработке методических инструкций для выявления очагов горения и тушения для транспортабельного предела при морской перевозке углей
Ключевые слова: самовозгорание, самонагревание, уголь, штабель, порт, тление.
FIRE SITUATION ON TRANSPORTING COALS
Moskalenko A., Doctor of Techniques, professor of the Descriptive geometry and graphics chair, FSEI HPE «Maritime State University named
after admiral G.I.Nevelskoi»,
Plut T., head of the laboratory OJSC «Far East Research, Design and Research, Design and Technology Institute of the Navy,» e-mail: tanya_
The article considers incidents/processing involving spontaneous ignition of coal at different stages of the logistics chain including coal strip mines, transportation to rail cars and storage conditions in ports. The paper gives a brief description of the coals, describes the oxidation process and reasons for the favorable development of self-heating of coal. Spontaneous ignition of coal in ports, leads to extreme fire situations. Avoiding accidents the cargo having a temperature higher 55 degrees is not allowed to load. Unfortunately, there are no unified recommendations to detect hearths of ignitions and reduce the temperature of coal in the port. It is necessary to a more profound study the causes of self-heating and spontaneous combustion of coal to refine the transportable limit temperature of the cargo of sea carriage, develop guidance to detect hearths of burning and the subsequent extinguish them.
Keywords: spontaneous combustion, self-heating, coal, stack, port, smoldering.
Одним из основных способов получения энергии остается сжигание углей, причем в последнее время, увеличивается спрос потребления твердого топлива. Энергетический рост использования углей экономически оправдан. Стоимость энергетических углей на рынке существенно ниже альтернативных вариантов топлива. Однако, при низкой стоимости углей существует главный их недостаток - пожаро- и взрывоопасность. Практически на любом этапе технологического процесса, от добычи на разрезе угля и до
его сжигания в топке электростанции, может возникнуть опасность взрыва или пожара.
Вот только некоторые данные по возникновению пожарных ситуаций, вызванные самовозгоранием углей. Таблица 1.
Проблема самовозгорания углей остро стоит в портах перевалки и на судах, осуществляющих доставку углей. Борьба с возникновениями пожаров, связанных с перевозкой углей, проводится силами грузоотправителя и собственников портов. Хранящийся на складах
Таблица 1. данные по возникновению пожарных ситуаций, вызванные самовозгоранием углей
дата причина пожарной ситуации Место пожарной ситуации груз
шахта, разрез
30.09.2002 самовозгорание Шахта «Егоршинская» уголь
28.05.2005 самовозгорание Шахта «Алардинская» Кузбасс. уголь
22.12.2012 самовозгорание «Коркинский угольный разрез». уголь
железнодорожные вагоны
07.09.2006 самовозгорание в вагонах станция Архара Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги (71 вагон). уголь
30.09.2010 тление в вагонах станцию г. Спасск-Дальний из Амурской области (15 вагонов). уголь
12.10.2011 тление в вагонах Белогорск Забайкальской железной дороги (10 вагонов) уголь
25.09.2013 тление в вагонах Станция Прохаско, Лесозаводского городского округа. уголь
21.03.2013 тление в вагонах Моховая Падь Забайкальской железной дороги уголь
29.06.2013 тление в вагонах Белогорск-Благовещенск, станция Моховая уголь
29.06.2013 тление в вагонах Белогорск-Благовещенск, станция Моховая уголь
17.09.2014 загорание вагона Станция Челябинск-Главный ЮУЖД уголь
порт
20.12.2001 самовозгорание ОАО Восточный Порт. Открытый огонь на угольных складах. 3000 тонн уголь
09.06.2007 самовозгорание город Светлый Калининградской Области, «Светловская стивидорная компания» (600 кв.м) уголь
31.07.2007 самовозгорание 3,5 тыс. тонн угля в Азовском морском порту уголь
07.09.2011 самонагревание, самовозгорание ООО «Восточный лесной Порт». 11000 тонн. уголь
15.09.2011 самонагревание ООО "Восточная стивидорная Компания" уголь
12.07.2012 самонагревание, самовозгорание ОАО «Восточный Порт». Рисунок 1 уголь
03.09.2012 самонагревание, самовозгорание ЗАО «Порт Восточные Ворота - Приморский Завод». 16000 тонн. Рисунок 2 уголь
18.11.2013 самонагревание ООО "Восточная стивидорная Компания". Рисунок 3 уголь
17.12.2014 самонагревание, самовозгорание ОАО «Восточный Порт» 10000 тонн. уголь
23.11.2015 самонагревание ООО «ВУТ». Рисунок 4. уголь
теплоход
14.11.2006 самовозгорание, самонагревание Два инцидента на судах. Обращение Международной Организации ИМО на 14 сессии 2009г. Япония. Рисунок 5. уголь
29.07.2008 самовозгорание Керчь. Судно "Black Pearl 3". Рисунок 6. уголь
2010-2011гг самовозгорание Восемнадцать инцидентов на судах. Обращение ИМО к перевозчикам Калимантана и Индонезии уголь
17.12.2012 самонагревание ОАО «Восточный Порт», т/х «Qing Ping Hai» уголь
Рис.1., Рис.2. Самовозгорание каменного угля ОАО «Восточный Порт» 12 июля 2012 г.
Рис. 3, Рис.4 ЗАО «Порт Восточные Ворота - Приморский Завод» 03 октября 2012 г
Рис. 5, Рис.6 18 ноября 2013 г. ООО «Восточная Стивидорная Компания»
Рис. 7, Рис. 8 ООО «Восточно-Уральский Терминал» 23 ноября 2015 г.
Рис. 9, Рис.10 Горение угля в трюме
Рис. 11, Рис.12 Высокие температуры спровоцировали возгорание угля на сухогрузе
и погруженный в трюма на судне уголь адсорбирует (поглощает) кислород воздуха, вступающий в химическую реакцию с угольным веществом с образованием перекиси. Воздействие кислорода на высокомолекулярные соединения угля в процессе химической реакции приводит к дополнительному выделению тепла, при котором температура угля начинает увеличиваться. Повышение температуры располагает к быстрой и интенсивной реакции окисления угля. Если тепло, образовавшееся при нагревании хранящегося в штабеле угля не рассеивается с необходимой скоростью в окружающее пространство, то повышенная температура вещества может подойти к критической. При достижении предельных температур в процессе окисления уголь загорается.
Самосогревание угля может происходить и в результате жизнедеятельности термофильных микробов, выносливых к воздействию высоких температур. При окислительном процессе происходят
химические и физические изменения угля. Ослабевает его крепость и образовывается мелочь, таким образом, увеличивается площадь поверхности вещества, поглощающая кислород, что способствует более скорому окислению продукта. Анализ опытных результатов показывает, что угли с большим количеством паро- и газообразных веществ (летучих) более подвержены к самовозгоранию. К таким углям относят длиннопламенные каменные и бурые угли. Низкое содержание летучих веществ содержится в Антрацитах. Угольная мелочь от 0 до 6 мм - штыб, породы, включающие содержание колчедана, углистые сланцы, - всё это факторы, способствующие окислению и воспламенению угольной смеси. Самонагревание и самовозгорание часто происходит у свежеприготовленных брикетов и свежедобытых углей.
На самовозгорание углей, связанных с безопасностью морских перевозок, могут повлиять следующие факторы:
- время года;
- внешние источники тепла;
- превышение сроков хранения углей;
- нарушение формирования штабеля на складах;
- высокая влажность при транспортировке и хранении углей;
-электротехнические причины (замыкание электропроводки,
неисправное электрооборудование, искры);
- засоренность углей инородными предметами (тряпки, дерево и т.п.);
- погодные условия.
Существует четыре группы углей, устанавливающие сроки хранения на складах угледобывающих предприятий по склонности к окислению и самовозгоранию. Согласно, приведённым данным в таблице, хранящийся на разрезе уголь с критической температурой может попадать в вагоны, направляющиеся в Порты перевалки. Следовательно, в Портах сроки хранения вынуждены значительно сокращаться из-за некондиционного груза.
Следует отметить, что к вызову пожарной охраны, обращаются лишь в случаях, когда загорание собственными силами ликвидировать не возможно.
Выводы:
К сожалению, исследования процессов окисления углей в области морских перевозок ничтожно малы. Не исследуются условия поставки угля до конечного потребителя, что приводит к финансовым потерям для стивидорных компаний, производителей продукции и покупателей угля. Качество угля при окислении и возгорании в порту ухудшается, привлечение пожарных структур в последний момент, сказывается на больших объёмах работ по тушению пожаров и уничтожению угля как товара.
Самонагревание угля на судах приводит к аварийным ситуациям, опасным для жизни людей и судна. Необходимо водить рекомендуемые процедуры хранения углей в порту. Определить риски, связанные с самонагревающимися углями и меры предосторожности для управления и сведения рисков к минимуму. Опираясь на многолетний полученный опыт и исследования перегрузки углей в портах, появилась возможность разработать методики, позволяющие выявлять и определять проблемные очаги самонагревания глей, а так же предложить необходимые меры по гашению температур до транспортабельного предела при перевозке на морском транспорте.
В этих методиках, необходимо рассмотреть основные причины самонагревания разных марок углей, сроки их хранения. Предложить оптимальные методы складирования углей склонных к самонагреванию, с учетом приведённых площадок перевалки. Разработать методы замера температур штабелей на этих площадках. Описать и рекомендовать оборудование, при котором будут проводиться замеры температуры. Освятить методы по охлаждению углей доступные сюрвейерским компаниям при перевалке и хранении. Внести новые предложения, которые ещё не использовались в практике охлаждения угля при перегрузке (погрузке), рекомендуя оборудование.
Литература:
1. Шкуренко П. П. К вопросу о самовозгорании углей. - М: институт горного дела, 1941. - 7с.
2.Веселовский B.C. Физические основы самовозгорания угля и руд. - М.: Наука, 1972.-148 с.
3. Каталог углей, склонных к самовозгоранию. - М.: Недра, 1982. - 416с.
4. Федоров, Л. С Предупреждение самовозгорания углей при открытом хранении Москва, 1945.
5. Александров, Игорь Владимирович, заказное издание. М, 1990-43с. Анализ и классификация методов оценки склонности углей к самовозгоранию.
6. Кучер, Роман Владимирович Киев «Наукова Думка», 1980 - 168 с. Структура ископаемых углей и их способность к окислению.
7. Саранчук, Виктор Иванович Киев «Наукова Думка», 1982 -167с. Окисление и самовозгорание угля.
8. Каталог углей ССР, склонных к самовозгоранию / Н.И. Лин-денау, В.М. Маевская, Е.С. Вахрушева - М., Недра 1891 - 416с.
9. Кольцов К.С.., Самовозгорание твердых веществ и материалов и его профилактика. - М. Химия, 1978 - 160с.
10. Хрисанфова А.И., Литвинов В.Л., Технология хранения углей и мероприятия по сокращению потерь топлива. Недра 1970. - 193с.
11.Стадников Г. Л. Самовозгорающиеся угли и породы, их геометрическая характеристика и методы опознавания. -М.: Угле-техиздат, 1956 — 476 с.
12.IMO DSC 14/IFN.8.2009.
13. http://www.regnum.ru/news/476702.html
14 http://www.mchs.gov.ru/news/Novosti_glavnih_upravlenij/ item/435759/
15.http://www.tribuna.ru/other_sections/coal/nochyu_v_ mokhovoy_padi_pozharnye_polivali_vagon/
16.http://rian.com.ua/incidents/20080612/77949906.html
17. http://www.npktrans.ru/Doc.aspx?CatalogId=653&docId= 13370
18. http://newsland.com/news/detail/id/1095558/
19. возгорания угля в Азовском морском порту
20.http://www.intercargo.org/pdf_members/nepai%20coal%20 indonesia%202%202010.pdf
21.http://www.intercargo.org/pdf_members/uk%20indonesian%20 coal%20fires%202%20june%202011.pdf
22. http://ria.ru/inquest/20111012/456386523.html#comm
23. http://dv.kp.ru/online/news/768043/
24.http://2x2.su/transport/news/v-priamure-v-vagone-gruzovogo-sostava-zagorelsya-u-15911.html
25. http://www.vostokmedia.com/n88290.html
26. http://www.25.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=3203
27. http://www.74.mchs.gov.ru/operationalpage/operational/ item/890227/
28. http://www.metcoal.ru/news.asp?action=item&id=17517
29.Заявка на открытие № А-416 от 29 января 2007 г. (Международная академия авторов научных открытий и изобретений).
30. Плют Т.В., Москаленко М.А., Москаленко А.Д, Друзь И.Б. Патент. Способ гашения пожара № RU 2561897.