УДК 338.012 Коряков Алексей Георгиевич
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики
и организации производства
Московского государственного университета
тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова
Логинов Антон Аркадьевич
аспирант кафедры экономики и организации производства Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Koryakov Aleksey Georgievich
PhD in Economics, Assistant Professor of the Economics and Industrial Management Department, Lomonosov Moscow State University of Fine Chemical Technologies [email protected]
Loginov Anton Arkadievich
PhD student of the Economics and Industrial Management Department, Lomonosov Moscow State University of Fine Chemical Technologies [email protected]
RESEARCH OF THE APPROACHES TO CREATION OF THE STATE INCENTIVES MECHANISM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CHEMICAL ENTERPRISES
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы устойчивого развития химических предприятий с позиции зависимости от существующей в государстве экономической и производственной политики. Проанализированы основные черты механизмов устойчивого развития в целом, которые далее применяются для поиска подходов к формированию механизмов государственного стимулирования с учетом возможностей налоговой и экономической политики.
Ключевые слова:
устойчивое развитие, химические предприятия, производственная политика, экологическая политика, механизм государственного стимулирования.
Summary:
The article deals with questions of the sustainable development of the chemical enterprises from the perspective of the current economic and industrial policy of the state. The authors analyze main features of the sustainable development mechanisms as a whole, which are applied for the search of the approaches to formation of the state incentives mechanisms considering resources of the tax and economic policy.
Keywords:
sustainable development, chemical enterprises, industrial policy, environmental policy, state incentives mechanism.
В современных экономических условиях большинство отечественных предприятий ведут свою деятельность по механизмам рыночной экономики. Как известно, одной из главных проблем рыночного типа хозяйствование оказывается неконтролируемое потребление ресурсов, создающее возможные сложности в получении данных ресурсов в будущем. Данная проблема приобретает особый масштаб в тех сферах промышленности, которые опираются на потребление невозобновимых ресурсов в постоянно-растущих количествах; и наиболее яркий представитель - химическая промышленность, которая подвержена склонности к неограниченному потреблению для сохранения конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, с одной стороны, и тяжелым последствиям в средне- и долгосрочной перспективах при неправильно принятых мерах поддержания стабильности - с другой.
Иначе говоря, предприятия, функционирующие в рыночных условиях, характеризующихся высоким уровнем колебаний ключевых факторов во внешней среде, должны сохранять равновесное состояние за счет принятия управленческих решений, способных максимально снизить возможные потери от неопределенности [1].
Необходимым становится поиск такого соотношения между природопользованием и социально-экономическим развитием, которое бы обеспечило рациональное, экономное и эффективное использование природных ресурсов, поддерживало бы экологическую безопасность общества и вместе с тем гарантировало бы необходимое качество жизни и благосостояния населения.
В настоящее время среди наиболее важных рисков и нерешенных проблем химической отрасли особенно выделяются следующие [2]:
- зависимость отрасли от конъюнктуры внешних рынков и низкая конкурентоспособность на них;
- слабое использование инноваций и устаревшие основные фонды;
- низкая капитализация предприятий и слабый финансовый менеджмент;
- низкая производительность труда и мотивация;
- недостаток квалифицированных инженерных кадров, технологов;
- неэффективное государственное управление.
Недостатками контроля за реализацией существующих программ отраслевого развития является его фрагментарность, дискретность, несвоевременность, отсутствие в нем объективных параметров и критериев эффективности [3]. В качестве одного из основных инструментов контроля за реализацией программы необходимо рассматривать нормирование (стандартизацию) качественных требований к постоянству развития предприятий.
Для обеспечения перехода к устойчивому развитию необходимым является выполнение его главных принципов [4]:
1) максимальная ориентация на собственные возможности, особенно естественноресурсные условия, научно-технический и интеллектуальный потенциалы;
2) использование программно-целевого планирования и разработка ежегодных программ, планов и прогнозов социально-экономического развития с учетом требований экологической безопасности;
3) сочетание государственного влияния и рыночных регуляторов развития экономики.
Исследуя управление устойчивым развитием как на государственном, так и на локальном
уровне важно учитывать необходимость методологического подхода к управленческой деятельности в целом. При этом методология управления устойчивым развитием химических предприятий должна представлять собой комплексный, скоординированный подход, который учитывает влияние внешних и внутренних факторов и основные требования, связанные с устойчивым развитием [5].
Логичным подходом к формированию механизмов устойчивого развития предприятия представляется следующая последовательность:
1) разделение управления устойчивым развитием предприятия на объекты управления и управляющую систему;
2) запуск аналитического этапа, включающего фиксацию качественных и количественных показателей и их оценку;
3) принятие управленческих решений на основе синтеза различных аспектов управленческого воздействия.
Применяя предложенную схему к предприятию, следует учитывать, что с точки зрения устойчивого развития необходимо анализировать не только фиксируемые в настоящее время показатели предприятия, но и все планируемые решения, касающиеся будущей деятельности. Планирование на предприятии в общем виде осуществляется по двум направлениям: тактическом и стратегическом. Таким образом, мы можем говорить об общих составных (рис. 1) элементах анализа и управления, без которых искомый механизм нежизнеспособен.
Рисунок 1 - Составные элементы механизма устойчивого развития
По нашему мнению, в данном механизме особую роль играет государственное регулирование. Система принципов, методов и рычагов управления всей системой социально-экономических отношений, положенная в его основу, способна повысить эффективность функционирования системы на всех стадиях ее развития. Система инструментов государственного регулирования как составная часть механизма реализации экономической политики способна стимулировать субъекты хозяйственной деятельности направлять свои усилия на выполнение общенациональ-
ных приоритетных заданий. Данный набор инструментов регулирования требует внутренней скоординированности, то есть отсутствия противоречий между отдельными составляющими.
Разработка механизма должна вестись с учетом большого перечня требований, накладываемых особенностями современной экономической системы и учитывать современные разработки в экономике и стратегическом менеджменте. Механизм должен включать систему стимулов, которые опираются на побудительные мотивы к повышению эффективности производства: систему формирования целей, инструментов, которые превращают потребности людей в конечные результаты производства.
Первым и главным видится необходимым выделить то, что механизм государственного стимулирования устойчивого развития химических предприятий должен базироваться на концептуальных положениях, основанных на природе изменений и адаптации и организационнометодологическом аспекте, который предусматривает «встречное» развитие предприятий и органов государственного регулирования.
Концептуальная составляющая предлагаемого механизма основывается на теоретических положениях, которые изложены в работах И. Адизеса, Э. Тофлера, Р. Нельсона и С. Уинтера. В соответствии с данными положениями:
1. Кризисные периоды развития определяют необходимость государственного стимулирования развития путем создания условий для формирования новых адаптационных механизмов.
2. Государственное стимулирование устойчивого развития химических предприятий нуждается в усилении информационно-аналитической функции экономического регулирования [6].
В механизм закладываются такие принципы государственного регулирования деятельности химических предприятий: 1) как принцип противоречия, 2) как нормативный принцип, 3) как адаптивный принцип, 4) как принцип права.
Кроме того, необходимо заложить и такие общие принципы, определяющие эффективность формируемого механизма, как:
- комплексности и системности;
- динамичности;
- инновационности;
- интеграционности;
- гибкости;
- иерархичности;
- информационности;
- прозрачности и открытости;
- прогнозируемости;
- перспективности и контролируемости.
Строгое движение в канве данных принципов невозможно без опоры на следующие концепции рыночной модели управления предприятием:
- ориентации на покупателя;
- ориентации на продажи с агрессивной политикой;
- производственно-ориентированного бизнеса;
- социально-ответственного бизнеса;
- корпоративной ответственности бизнеса [7].
Повышение конкурентоспособности химических предприятий является главным фактором выхода на внешние рынки сбыта продукции и их прибыльности, таким образом, механизм должен основываться на объективных законах:
- развития конкуренции;
- спроса и предложения;
- взаимосвязи производства и потребления;
- эффекта масштаба производств;
- постоянного роста дополнительных расходов;
- роста потребностей потребителей;
- ограниченности ресурсов и других.
С учетом существующих недостатков современного состояния государственного стимулирования и необходимых факторов предлагается на основе описанных ранее элементов использовать следующий алгоритм работы государственных органов, отвечающих за стимулирование устойчивого развития на химических предприятиях (рис. 2).
Рисунок 2 - Алгоритм функционирования механизма государственного стимулирования устойчивого развития химических предприятий
В основе методологического обеспечения формирования отраслевых программ лежат концептуальные принципы и их структурное построение. Процесс формирования и реализации целевой комплексной программы устойчивого развития химических предприятий, по мнению авторов, включает три основных этапа (рис. 3).
В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов основными моментами программноцелевого управления является оценка приоритетности целей, выбор альтернативных мероприятий относительно реализации целей отраслевых программ устойчивого развития, оценка ресурсного обеспечения реализации мероприятий.
Подготовительный этап
• анализ устойчивостиразвития предприятий;
• выявление проблем для анализа;
• определение целей и приоритетов;
ЗУ
Исследовательский этап
• оценка приоритетности целей;
• выбор альтернативных мероприятий относительно реализации целей программы;
• формирование программныхмероприятий;
• координация программныхмероприятий.
Рабочий этап
•управление реализацией программы; •контроль над реализацией программы; •оценка эффективности программы.
Рисунок 3 - Этапы формирования и реализации целевой комплексной программы устойчивого развития экономики химических предприятий
Безусловно, все приведенные меры неэффективны без качественной трансформацией технологий производства. Химическим предприятиям требуется перехода к новому технологическому укладу, который обеспечивается повышением качества и новизны продукции и снижением трудо- и энергозатрат. Продолжительность жизненного цикла химических предприятий России в целом зависит от способности быстрой адаптации этих предприятий к требованиям внешней среды, от умения обеспечивать своевременность технологических модернизаций в условиях жесткой конкуренции и финансовых ограничений.
При этом невмешательство государства в дела отрасли чревато потерей контроля над рациональностью принимаемых решений с точки зрения успешности российского химического производства в целом, поэтому мы считаем, что несомненная задача государства - эффективное вмешательство в промышленную политику страны. Применение экономических инструментов экологической и социальной политики (превентивного, индикативного, компенсационного характеров) позволит регулировать интересы субъектов ведения хозяйства, за счет чего достигаются: сбалансированность развития экономики, формирование развитой информационной системы и обеспечение надзора за экобезопасностью их функционирования и удовлетворением интересов социума.
Ссылки:
1. Богданов А. А., Тектология: Всеобщая организационная наука: в 2 т. М., 1989. Т. 1 ; Т. 2.
2. Кондратьев К.Я., Романюк Л.П. Устойчивое развитие: концептуальные аспекты // Изв. Русского геогр. общ-ва. 1996. Т. 128. В. 6. С. 1-12.
3. Бурков В.Н., Джавахадзе Г.С. Экономико-математические модели управления развитием отраслевого производства М., 1997.
4. Денисов О.К. Тенденции развития мировой химической промышленности в современный период // Вестник химической промышленности. М., 2005. № 4. С. 30-37.
5. Коряков А.Г. Управление устойчивым развитием промышленного предприятия: теория, методология, практика: автореферат дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012.
6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2002.
7. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. М., 2000.