УДК 372
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Скукин Николай Константинович.
г. Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ), [email protected].
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы внедрения адаптивной физической культуры в образовательный процесс высшего учебного заведения, как составляющей инклюзивного образования.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, инклюзия, реабилитация, рекреация, социализация.
INVESTIGATION OF INCLUSIVE EDUCATION PROSPECTS AND ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
Skukin Nikolay Konstantinovich.
Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM), [email protected].
Abstract. Problems and prospects for the introduction of adaptive physical culture in the educational process of a higher educational institution, as an inclusive education component are examined in the article.
Key words: adaptive physical culture, inclusion, rehabilitation, recreation, socialization.
В настоящее время отношение населения к занятиям физической культурой достаточно неоднозначное: от положительного до удовлетворительного, а иногда, оно находится на низком уровне. Причин тому множество - это различный уровень профессионализма, материальной базы, географическое положение, загруженность учебного процесса и прочие факторы. В большинстве случаев в высших учебных заведениях дисциплине «Физическая культура» отводится второстепенная роль, что в итоге приводит к недооценке значимости занятий, направленных на поддержание физических кондиций студентов, эмоциональному переключению и снятию психологического напряжения от учебного процесса у студентов, длительное время находящихся в определённых статических позах.
При таком подходе обучающиеся с ограниченными возможностями находятся в ещё более сложном положении и требуют гораздо большего внимания для удовлетворения их образовательных потребностей.
Сложность положения обусловлена тем, что материально-техническая часть учебных заведений мало соответствует требованиям для работы с лицами с ограниченными возможностями и инвалидами. Несмотря на то, что ВУЗы начали делать шаги в этом направлении, их количество недостаточно. В обществе стоит
проблема актуальности качественной подготовки специалистов в области адаптивного физического воспитания.
На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем инклюзивного образования:
- отсутствие гибких образовательных стандартов;
- отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического развития лиц с ограниченными возможностями, методиках и технологий организации образовательного и коррекционного процессов;
- недостаточное материально-техническое оснащение учреждений (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного реабилитационного спортивного оборудования, специально оборудованных учебных мест);
- отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений дополнительных ставок педагогических, медицинских работников, способных осуществлять деятельность в рамках инклюзивного образования;
- нехватка материальных средств, оборудования, неравномерное распределение ресурсов.
Разрешению выявленных проблем предшествует понимание сущности инклюзивного образования.
Необходимо отметить, что инклюзия - (от inclusion - включение) - процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение отдельных решений, которые позволяют каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.
В свою очередь инклюзивное образование - процесс включения лиц с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Инклюзивное образование соответствует социальной модели инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под индивида, а не наоборот [5,8].
Зададимся вопросом, а что делает учебное заведение инклюзивным?
В первую очередь это студенты. Прежде всего, нужно чтобы в вузе учились разные студенты с инвалидностью и без. Это важно для обеих категорий студентов, как для лиц с инвалидностью, которые учатся взаимодействовать в конкурентной среде, так и для здоровых студентов, которые учатся быть более отзывчивыми и эмоционально чуткими [9].
Второе - это философия вуза. Инклюзия подразумевает постоянный диалог, между всеми участниками образовательного процесса. В случае возникновения конфликтов проводятся психологические тренинги. Кроме того, преподаватели отмечают, что различия имеют место быть и их нужно принимать и правильно оценивать - это учит студентов принимать и понимать тех, кто не похож на них.
В третьих - архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе - ведь если студент, использующий инвалидную коляску, не сможет самостоятельно войти в вуз об инклюзии говорить не приходится. Вуз должен предоставить такому студенту возможность свободного передвижения внутри всего университетского пространства и участия в общественных, учебных, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими студентами.
В рамках инклюзивного образования для студентов с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культурой, связанной с учётом индивидуальных особенностей уровня здоровья, психоэмоционального статуса, характера заболевания предлагается адаптивная физическая культура.
Укажем, что адаптивная физическая культура как интегрированная наука объединяет в себе несколько самостоятельных направлений, совмещая знания из области медицины, общей физической культуры, коррекционной педагогики, психологии. В то время как медицинская реабилитация направлена на восстановление нарушенных функций организма, оздоровительная физкультура -на общее оздоровление, а целью лечебной физической культуры является восстановление нарушенных функций организма. Адаптивная физическая культура, по мнению С.П. Евсеева, имеет свое целью не только улучшение состояния здоровья человека с особыми потребностями, но и восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния путём отвлечения от своего болезненного состояния в процессе рекреационной и соревновательной деятельности [2,4,6,10].
Курсы повышения квалификации по основам инклюзии, организованные для преподавателей кафедры физического воспитания и спорта дают возможность взглянуть на проблему обучения студентов с ОВЗ и инвалидов, с различных сторон, в том числе и относительно её технической части, а также, позволяют обозначить проблемы создания толерантной среды, как среди студенческой, так и преподавательской аудитории. Необходимо отметить, что в городе Новосибирске флагманом по продвижению проекта по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью является Новосибирский государственный технический университет. Данный ВУЗ гораздо дольше занимается этой проблемой, в том числе, он вкладывает больше материальных средств для обеспечения технической стороны этого процесса, обучает своих преподавателей по работе с данной категорией студентов, а также он регулярно успешно выпускает дипломированных студентов с ОВЗ и инвалидностью. Что касается адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, есть положительный пример Новосибирского государственного педагогического университета и Новосибирского училища (колледжа) олимпийского резерва, в которых студенты с ОВЗ и инвалиды становились призерами паралимпийских видов спорта.
В Новосибирском государственном университете экономики и управления последовательно принимаются решительные шаги в отношении лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, создаётся доступная среда. Наше общество ещё не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии лиц с психофизическими нарушениями, но прогресс идёт в сторону гуманизации и толерантности, последовательного создания условий для адаптации.
Таким образом, для успеха интеграции в образовательном пространстве вузов, должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи лицам с ОВЗ и инвалидам. Поэтому, одним из условий
эффективности интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение лиц данной категории.
Библиографический список:
1. Ахметов З.Г. Педагогика и психология инклюзивного образования: учеб. Пособие / Д.З. Ахметова, З.Г Нигматов, Т.А Челнокова, Г.В. Юсупова и др. -Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. -256 с.
2. Адаптивная физкультура в школах: почему ее нет и кто за это отвечает [электронный ресурс] - URL: http://crimea.ria.ru/society/20160708/1106069009.html
- (дата обращения: 23.02.2018).
3. Бабич Е.Г. Социально-психологическая работа по формированию толерантного отношения общества семьям, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья: преодоления изолированности к решению вопросов инклюзивного образования: учеб. пособие / Е.Г. Бабич, В.Г. Тактаров. - Новосибирск, 2015. - 72 с.
4. Горелик В.В. История адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / В.В. Горелик, В.А. Рева. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 111 с.
5. Дюков В.М. Теоретические и методологические основы инклюзивного образования / В.М. Дюков, Л.А. Бойдик - Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - 172-173 с.
6. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в России - Становление развитие перспективы // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Электронный журнал 30 мая 2006 года. URL: http://bmsi.ru/doc/52b57727-5b3b-4123-b953-1fe440312900 (дата обращение 23.02.2018).
7. Озолина Е.В. «Адаптивная физическая активность» как новая дисциплина в семействе спортивных наук / Е.В. Озолина, В.С. Дмитриев, Н.О. Рубцова // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №5. - С. 21-26.
8. Пугачев А.С. Инклюзивное образование / А.С. Пугачев // Молодой ученый.
- 2012. - № 10. - С. 374-377.
9. Шулаков А.В. Внутренняя мотивация, как условие развития физической культуры у обучающихся вузов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей IX межвузовской науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск, 2018. -Ч. 2. - С. 23-27.
10. Щербатенко М.В. О важности физического воспитания в подготовке к будущей профессии (на примере занятия плаванием) // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей IX межвузовской науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск, 2018. -Ч. 2. - С. 53-57.