ХРОНИКА
Всероссийская научно-практическая конференция «Специальное и инклюзивное образование: вызовы, проблемы, пути решения»
22 октября состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Специальное и инклюзивное образование: вызовы, проблемы, пути решения», посвященная решению проблем и обмену лучшими практиками Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного Федерального округа на базе Череповецкого государственного университета (РУМЦ СЗФО ЧГУ) и вузов-партнеров по вопросам комплексного сопровождения образования и профессионального становления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вузы-партнеры Северо-Западного федерального округа РУМЦ СЗФО ЧГУ в режиме реального присутствия и использования дистанционных технологий представили лучшие практики эффективного образования и профессионального сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. К вузам-партнерам Северо-Западного федерального округа РУМЦ СЗФО ЧГУ относятся:
• «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград, Калининградская обл.;
• ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина», г. Вологда, Вологодская обл.;
• ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», г. Вологда, Вологодская обл.;
• ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск, Мурманская обл.;
• ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманск, Мурманская обл.;
• ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород, Новгородская обл.;
• ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Республика Карелия;
• ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», г. Псков, Псковская обл.;
• ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Архангельская обл.;
• ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», г. Сыктывкар, Республика Коми;
• ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет», г. Ухта, Республика Коми;
• Северо-Западный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА)», г. Вологда, Вологодская обл.;
• Вологодский филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Вологда, Вологодская обл.;
222 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
• Западный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Калининград, Калининградская обл.;
• Апатитский филиал ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет», г. Апатиты, Мурманская обл.;
• Филиал ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в г. Великие Луки, Псковская область;
• Филиал Ухтинского государственного технического университета в г. Усинске, Республика Коми;
• Воркутинский филиал Ухтинского государственного технического университета, г. Воркута, Республика Коми;
• Филиал Мурманского арктического государственного университета в г. Апатиты, Мурманская обл.;
• Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова» (СЛИ), г. Сыктывкар, Республика Коми.
В конференции приняли участие ученые других РУМЦ, расположенных на территории РФ и других подведомственных территорий: Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Московского государственного психолого-педагогического университета, Донского государственного технического университета.
Успешное обсуждение опыта, проблем и перспектив высшего образования инвалидов не было бы столь ярким и запоминающимся без участия ВУЗОВ-партнеров. Вклад вузов-партнеров в развитие высшего образования инвалидов оценен советником Департамента высшего образования и молодежной политики Министерства науки и высшего образования РФ.
Во вступительном слове Серебрянникова Ольга Анатольевна (г. Москва), координатор проекта по повышению доступности и качества высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодёжной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, обратила внимание на то, что организация обучения лиц с ограниченными возможностями в высшей школе - это один из показателей качества, доступности высшего образования. В настоящий момент университет является участником глобального российского проекта по повышению качества и доступности высшего образования. Решение данной проблемы способствует не только занятости или созданию условий для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, но и делает инфраструктуру вуза, организацию обучения удобной для всех категорий граждан, потому что используются современные технологии, разрабатываются новые проекты и технические решения. Ресурсные центры, которые созданы на всей территории России, являются эффективными площадками для коммуникации и взаимодействия всех участников этого процесса, начиная от студентов, преподавателей, студентов из числа лиц с инвалидностью, иностранных студентов, международных партнеров, работодателей и всех, кто вовлечен в эту тему. Результаты этих проектов уже на протяжении последних двух лет дают о себе знать: это и повышение информированности всех участников процесса, это новые совмест-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
223
ные проекты, это исследовательские практики, а главное - студенты стали чувствовать себя более уверенно на рынке труда.
Выступая с приветственным словом, Александр Николаевич Стрижов, первый проректор ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец), курирующий в вузе вопросы высшего инклюзивного образования, отметил, что в начале 90-х годов было большое количество учреждений среднего образования, которые обучали лиц с особыми потребностями. Но практически никто из их выпускников не поступал в вузы. Вузы не были готовы к общению с данными категориями людей и к их образованию. За прошедшие годы было сделано много усилий, чтобы изменить такую ситуацию. ЧГУ два года назад стал федеральной площадкой (прежде всего, усилиями кафедры дефектологического образования, при содействии Министерства науки и высшего образования), где был открыт Ресурсный учебно-методический центр; хотя проблем по этому направлению достаточно много, но только общими усилиями можно собрать и применить тот опыт, который позволит нам совершенствовать процесс обучения студентов с особыми образовательными потребностями.
Директор РУМЦ СЗФО ЧГУ, д-р пед. наук, проф. О. А. Денисова; зам. директора РУМЦ СЗФО ЧГУ, к.п.н., доцент О. Л. Леханова (г. Череповец) в своем докладе представили обобщенный уникальный опыт Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданного на базе РУМЦ СЗФО ЧГУ, и лучшие практики инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья вузов-партеров Северо-Западного федерального округа. Докладчики убедительно доказали, что на закрепленной за ЧГУ территории к настоящему времени сформировался опыт, который включает лучшие практики РУМЦ СЗФО ЧГУ, транслированные в сеть вузов-партнеров; лучшие практики вузов-партнеров, сформированные в сети РУМЦ СЗФО ЧГУ.
Кандидат социологических наук, начальник Управления образования Л. В. Брик и ведущий специалист по УМР Управления образования, преподаватель А. Б. Лощакова (Мурманск, Мурманский государственный технический университет), выступая с докладом на тему «О процессе формирования системы комплексного сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях технического вуза (на примере ФГБОУ «МГТУ»)», отметили что в последние годы внимание исследователей разных областей научного знания (педагогики, психологии, социологии, медицины и др.) обращено к проблемам внедрения инклюзивного образования в практику высшей школы, так как остро назрела необходимость создания полноценных условий для повышения доступности высшего образования людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В докладе основное внимание было сконцентрировано на особенностях внедрения инклюзивного подхода
224 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
Директор РУМЦ СЗФО ЧГУ, д-р. пед. наук, проф. О. А. Денисова
Зам. директора РУМЦ
СЗФО ЧГУ, к.п.н., доцент О. Л. Леханова
в условиях технического вуза, связанных со спецификой подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Докладчики обозначили необходимость своевременной помощи в профориентации лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при выборе образовательной программы, способы профилактики вероятных трудностей при ее освоении и дальнейшем трудоустройстве. На примере Мурманского государственного технического университета были представлены промежуточные результаты деятельности вуза в разных направлениях по созданию доступной среды обучающимся с особыми образовательными потребностями, продемонстрирована готовность данной организации к дальнейшему совершенствованию этой работы. Докладчики подчеркнули, что одним из результативных путей внедрения инклюзии в высшем учебном заведении является создание комплексной системы сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
В докладе д-ра педагогических наук, профессора А. О. Будариной и канд. педагогических наук, доцента Н. В. Старовойт (Калининград, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта) «Социокультурные практики в подготовке педагогов инклюзивного образования: опыт БФУ им. И. Канта» были рассмотрены актуальные проблемы подготовки студентов разных специальностей к работе в инклюзивном образовательном пространстве. Докладчики отметили, что в настоящее время педагоги сталкиваются с необходимостью использовать свои профессиональные навыки в условиях работы с людьми, имеющими ограничения по здоровью. Соответственно, существует необходимость определения дидактических, воспитательных, развивающих и диагностических возможностей социальных практик в подготовке студентов педагогических направлений с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Докладчики подчеркнули, что указанные требования и подходы могут быть реализованы в рамках социальных практик в профессионально-педагогической подготовке педагогов к работе с детьми с ОВЗ. В докладе было дано развернутое описание различных социальных практик, реализуемых на площадках БФУ им. И. Канта: добровольческие акции, социальное проектирование, интернет-практики, конкурсы и др.
В сообщении педагога-психолога О. А. Волковой и специалиста по социальной работе С. А. Каневой (Ухта, Ухтинский государственный технический университет) «Методы развития социокультурной среды г. Ухты, ориентированные на принципы инклюзии» определено, что эффективность инклюзивного образования во многом определяется степенью сформированности в городской и региональной среде инклюзивной культуры и принятием со стороны населения принципов инклюзии. По мнению докладчиков, особенно остро эта проблема стоит в городах с превалирующей долей промышленного производства и в вузах технической направленности. В представленном докладе сделан акцент на практических инструментах формирования инклюзивных социумных убеждений в вузе, традиционно ориентированном на подготовку кадров для промышленности региона. Докладчики раскрыли социокультурную сущность города, содержание средств воздействия на социокультурную городскую среду на примере г. Ухта.
Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен и кандидат психологических наук, доцент В.П. Умнов (Петрозаводск, Петрозаводский государственный университет) представили сообщение «Практика реализации инклюзивных программ по физической культуре на примере центра адаптивной физической культуры
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
225
Петрозаводского государственного университета». В докладе отмечено, что федеральные образовательные стандарты высшего образования предполагают освоение физической культуры студентами с ОВЗ и инвалидностью в доступной форме с возможностью применения особого оборудования и достижения реабилитационных задач. В связи с этим решение вопросов разработки и внедрения содержания адаптивной физической культуры входит в число перспективных научных и практических вопросов. В докладе основное внимание авторов было сконцентрировано на описании практики формирования инклюзивной среды в Петрозаводском государственном университета в области физической культуры. Докладчики представили опыт функционирования центра адаптивной физической культуры, решаемые центром задачи и направления работы. На примере конкретных мероприятий показаны средства реализации инклюзивных программ по физической культуре.
Доклад д-ра педагогических наук, профессора Л. М. Кобриной (Санкт-Петербург, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина) «Практика повышения доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в Ленинградской области» был посвящен описанию опыта реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшей школе. Докладчик представил анализ практики повышения доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на территории Ленинградской области. На основании представленного анализа было предложено комплексное решение этой проблемы в инклюзивном образовательном пространстве с учетом специфики региона и имеющихся практик, созданных как в университете в целом, так и на дефектологическом факультете, представленном в докладе в качестве мощного ресурса для осуществления данного вида деятельности.
Кандидат педагогических наук, доцент, директор Психолого-педагогического института Т. В. Кузьмичева и кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и специальной психологии Ю. А. Афонькина (Мурманск, Мурманский арктический государственный университет), описали опыт ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», представив сообщение на тему «Эколого-образовательная среда университета - условие включения студентов с инвалидностью в вузовское сообщество». В докладе была рассмотрена проблема психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ с позиции социально-экологического подхода. Также докладчики описали теоретические основания и процедуру экспертной оценки эколого-образовательной среды университета и результаты ее апробации. В докладе были определены перспективные задачи, решение которых будет способствовать развитию инклюзивного вузовского сообщества. Докладчики подчеркнули, что социальное окружение человека является системным объединением и имеет исключительную важность. Вуз имеет потенциал для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития социального окружения, его трансформации в направлении большей комфортности. Социально-экологический подход дает понимание необходимости трансформации окружения для обеспечения инклюзии в конкретной организации высшего образования. В докладе были приведены данные экспериментального исследования, которые позволили определить как сильные стороны, так и риски эколого-образовательной среды образовательной организации высшего образования. Докладчиками был
226 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
сформулирован ряд перспективных задач, решение которых будет способствовать развитию инклюзивного вузовского сообщества.
Начальник отдела социальной защиты обучающихся А. Ю. Пилипенко (Псков, Псковский государственный университет) в своем докладе «Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете» отметил, что важным аспектом воспитательной работы с будущими педагогами является формирование у них профессионально значимых личностных качеств, среди которых готовность к оказанию помощи, чувствительность к проблемам и нуждам окружающих являются чуть ли не самыми главными. В докладе внимание было сконцентрировано на особенностях внедрения практики волонтёрской деятельности в работу с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на определение необходимых условий обучения добровольцев. На примере Псковского государственного университета представлен опыт активной добровольческой деятельности студенческой молодежи, описаны этапы подготовки волонтеров, особенности приобретения обучающимися специальных компетенций, касающихся особенностей людей с инвалидностью. В докладе продемонстрированы перспективы развития волонтерской деятельности в университете и возможности тиражирования практики на другие регионы.
Н. Н. Горобец, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по воспитательной работе Стахановского педагогического колледжа Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, Е. В. Моцовкина, кандидат педагогических наук, доцент, Д. В. Горобец, кандидат педагогических наук, доцент (Ялта, Гуманитарно-педагогическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского), представляя опыт Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, описали пути формирования мотивов личностного и профессионального самоопределения обучающихся с особыми потребностями. В своем сообщении докладчики рассмотрели связанные с личностным и профессиональным самоопределением особенности формирования мотивационной сферы обучающихся с ОВЗ. В докладе был описан путь, построенный на основе расширения духовного пространства студенчества через использование технологий активного жизнетворческого позиционирования к гармоническому мировосприятию, гармонизации собственного построения жизни. Докладчики подчеркнули, что гармонизация мотивационной сферы достижима при условии использования учебно-воспитательного потенциала социально-гуманитарных и профессионально-направленных учебных дисциплин, а также проведения внеаудиторной работы со студентами.
В докладе д-ра педагогических наук, доцента М. Л. Скуратовской и старшего преподавателя Н. Н. Манохиной (Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет) «Социально-психологические факторы успешности учебной деятельности студентов с инвалидностью в условиях высшего инклюзивного образования» были рассмотрены актуальные проблемы обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном образовательном пространстве многопрофильного вуза. Докладчики представили анализ социально-психологических факторов, влияющих на успешность учебной деятельности студентов с инвалидностью, определяющих эффективность их социальной и образовательной адаптации в условиях высшего инклюзивного образования. Выступающие отметили, что студенты с инва-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6 227
лидностью обладают как общими, так и специфическими ценностно-смысловыми ориентациями, которые определяют формирование у них мотивационной основы успешности учебной деятельности в условиях инклюзивного образования. Особое внимание было уделено социально-психологическим факторам, определяющим успешность учебной деятельности студентов с инвалидностью, включающим целевые установки, ценностно-смысловые ориентации, определяющие мотивацию учебной деятельности, социальное взаимодействие со сверстниками и преподавателями.
Е. В. Шадрова, кандидат педагогических наук, доцент (г. Вологда), представила доклад на тему «Стратегия развития инклюзивного образования (на примере муниципального образования «Город Вологда»)». В докладе была рассмотрена актуальная проблема запуска и сопровождения инклюзивной практики, разработки управленческой, экономической и методической поддержки инклюзии в образовательных организациях муниципального образования. По мнению докладчика, трактовка инклюзии является значительно более широкой, что порождает необходимость охватить различные категории обучающихся: лица с ОВЗ, инофоны; обучающиеся из неблагополучных семей; одаренные обучающиеся и т. д. Автор определяет направления реализации расширенного толкования инклюзии в виде вертикалей и горизонталей, где системы специального образования и организации могут выступать ресурсом на основе сетевого взаимодействия. В докладе был указан ряд проблем в области инклюзивного образования в г. Вологда: узкое понимание инклюзии; отсутствие учета гетерогенности состава групп обучающихся; отсутствие механизма реализации всех специальных образовательных условий и т. д. По мнению Е. В. Шадровой, модель инклюзивного образования области предполагает построение системы межведомственного, разноуровневого взаимодействия, направленного на создание и развитие: 1) инклюзивных культур, 2) инклюзивных структур, 3) инклюзивных практик.
В целом, представленные сообщения позволили сформировать целостную картину состоянии инклюзивного высшего образования на территории Северо-Западного федерального округа, обозначить его состояние, выделить проблемы и обозначить перспективы развития.
Ресурсный учебно-методический центр Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Череповецкого государственного университета (РУМЦ СЗФО ЧГУ) благодарит вузы-партнеры за презентацию лучших практик обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, активное обсуждение вопросов инклюзивного высшего образования и заинтересованное отношение к развитию сотрудничества с вузами сети РУМЦ СЗФО ЧГУ.
Денисова О. А., Леханова О. Л.
228 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6