ГБОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет имени
академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У ВРАЧЕЙ НА
РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Преподаватель кафедры общей психологии
с курсом педагогики Уланова НшИш
Г.С. Никифоров, выделяет следующие подходы к пониманию здоровья:
• Здоровье - нормальная функция
• Здоровье - динамическое равновесие
• Здоровье - способность к полноценному выполнению основных социальных функций
• Здоровье - способность к адаптации
• Здоровье - полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Здоровьесберегающее поведение -это добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, на поддержание и сохранение здоровья и правила приверженности им
регулярное выполнение лечебных и рофилактических процедур
профилактические самоосмотры
увеличение
уровня физической активности
Объект исследования - здоровьесбережение у врачей на разных этапах профессионального становления.
Предмет исследования - особенности здоровьесбережения у врачей, находящихся на разных этапах профессионального становления.
Используемые методики:
- опросник «Исследование здоровьесберегающей деятельности» Н.В. Яковлевой, направленный на изучение особенностей здоровьесбережения;
- методика диагностики особенностей приверженности лечению Давыдова;
- скрининг-методика диагностики мотивации здоровьесберегающей деятельности;
- методика стилевой саморегуляции поведения В.И. Моросановой, направленная на изучение различных аспектов индивидуальной саморегуляции;
- методика Дембо-Рубииштейн для исследования уровня притязаний и особенностей самооценки.
В качестве выборок исследования были сформированы три группы испытуемых:
Студенты 1
курса
лечебного
факультета
РязГМУ
• Интерны и ординаторы 1 - го и 2 - го года обучения РязГМУ
20 человек
Врачи со стажем работы в медицинских учреждениях
Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам методик в группе студентов
Самоэффеективность в области ЗСД
Самополагание в области ЗСД
Самооценка здоровья
Уровень мотивации ЗСП
Показатель приверженности лечению
Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам методик в группе интернов/ординаторов
Мотивационно-ценностная сфера в области ЗСД
Мотивация к ЗСП
А
Уровень планирования деятельности
Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам методик в группе врачей
Показатель самооценки здоровья
Показатель самооценки
Оценка результатов деятельности
Мотивационно-ценностная сфера в области ЗСД
Уровень гибкости
Моделирование в области ЗСД
Оценка результатов деятельности
выводы
1. Понятие здоровьесбережения отражает взаимосвязь образа жизни и здоровья человека. Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.
2. Деятельность человека, направленная на формирование здоровьесберегающего поведения может рассматриваться на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и мотивационно-поведенческом.
выводы
3. В ходе исследования были выявлены различия в корреляционных связях показателей здоровьесбережения и приверженности лечению с личностными характеристиками в каждой из исследовательских групп:
- в группе студентов на здоровьесбережение в большей степени влияют личностные характеристики врачей, находящихся на начальном этапе профессионального становления;
- в группе интернов показатели здоровьесбережения меньше коррелируют с личностными свойствами, но взаимосвязаны и взаимозависимы между собой;
- у практикующих врачей здоровьесбережение представляет особую сформированную деятельность, которая вновь связана с личностными характеристиками. В данном случае имеют место не отдельные связи, а целостная системная картина, что подтверждают следующие корреляционные связи.
выводы
4. На начальном этапе профессионального становления врача представляется возможным воздействовать на здоровьесберегающую деятельность студентов с целью ее оптимизации через тренинги личностного роста. Для интернов/ординаторов необходимы специфические здоровьесберегающие тренинги, где они будут обучаться новым технологиям лечения и реабилитации. Наибольшие трудности представляет воздействие на здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей. Данная проблема требует дальнейшего изучения и разработки методов коррекции здоровьесберегающей деятельности.
Спасибо за внимание!