УДК 159.9.07
© Калинин Р.Е., Яковлева Н.В., Сочивко Д.В., Фролов А.И., Яковлев В.В., Разживина М.И., 2015
© Kalinin R.E., Yakovleva N.V., Sochivko D.V., Frolov A.I., Yakovlev V.V., Razzhivina M.I., 2015
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ
PREVIOUS RESEARCH OF ORIENTATION OF THE PERSON AND A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS FROM REGIONAL UNIVERSITIES
Аннотация. В статье обоснована модель мотивации здоровьесбе-режения. Представлены результаты исследования мотивации здоровьесбережения студентов региональных вузов. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 14-16-62002
Ключевые слова: здоровьесбе-регающая деятельность, личность, здоровый образ жиз ни.
Abstract. The article presents a model of motivation of healthy behavior, and the results of studying motivating healthy behavior of students of regional universities. Work is executed under grant number 14-1662002 RHF.
Key words: health-saving activities, personality, healthy lifestyle.
В целом ряде отечественных и зарубежных научных исследований подчеркивается ведущая роль в формировании здоровьесберегающего поведения и следовании правилам здорового образа жизни [1,2,3,4,12]. В исследовании в рамках гранта РГНФ «Психологические особенности формирования направленности личности и здорового образа жизни студентов региональных вузов» приоритетно изучались особенности формирования мотивации здоровьесбере-гающего поведения студентов высших учебных заведений г. Рязани [7,8,9,10,11].
Теоретическая основа исследования. Мотивация здоровьесбережения представляет собой субсистему мотивов, потребностей, интересов, идеалов, мотивационных установок и диспозиций, образующих в совокупности детерминацию сознательного регулирования состояния здоровья, а также его процессуальные характеристики. Метапроцесс мотивации здоровьесбережения обеспечивает как направленность детерминации здоровьесбережения, так и организацию латентных характеристик мотивационной подсистемы: стабильность и качество детерминации поведения [5].
Метамотивационные процессы, связанные с организацией структуры мотивов, рассматривались нами в контексте выявления качественных характеристик мотивационной сферы здоровьесбережения. Особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивацию актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивацию селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивацию реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения) и мотивацию постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).
Теоретическое обоснование, фундаментальное изучение структуры моти-вационной сферы и выделение метамотивационных процессов позволило сконструировать модель структурно-уровневой организации мотивации здоровьес-бережения [6].
Данная модель образована тремя осями - направленность, источники и качество детерминации в области здоровьесбережения - и представлена в виде трехмерного пространства восьми мотивационных подсистем:
• подсистема мотивации витальной самореализации,
• подсистема мотивации витальных достижений,
• подсистема мотивации избегания неудач,
• подсистема авитальной мотивации,
• подсистема профилактической (внутренней) мотивации,
• подсистема терапевтической мотивации в области здоровьесбережения,
• подсистема мотивационных стереотипий в области здоровьесбережения,
• подсистема мотивации саморазрушения.
Мотивация витальной самореализации связана с самоактуализацией личности средствами здоровьесберегающей деятельности. Такая мотивация присуща людям, осознанно и системно занимающимся своим здоровьем, разрабатывающим или творчески осваивающим целостные оздоровительные системы жизнедеятельности. Она может быть связана с профессиональной деятельностью (профессии, предполагающие хороший физический и физиологический статус здоровья), быть целью коррекционных мероприятий в области здоровь-есберегающей активности (коррекция пищевого поведения, школы здоровья).
Мотивация витальных достижений также связана с пониманием роли здоровьесбережения в обеспечении жизненного успеха. Мотивация достижения - это мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированного на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Мотивация витальных достижений отличается большей ориентацией на социально одобряемые характеристики здоровьесберегающей деятельности, которые могут и не являться оптимальными для функционального состояния индивида.
Мотивация избегания неудач в области здоровьесбережения связана с продуктивными и контрпродуктивными страхами и опасениями человека снизить индивидуальный уровень функционального состояния здоровья, воспринимаемого как оптимальное, «потерять», «растратить» здоровье. Она предполагает стремление избегать ситуаций, несущих угрозу здоровью, создавать безопасную жизненную среду, элиминацию вредных привычек. Мотивация избегания неудач чаще всего лишена отдельного теоретического конструкта содержания и рассматривается как «недостаточная» мотивация достижения. Данные
типы мотивации представляют собой функциональные системы мотивов, регулирующих деятельность по ходу ее осуществления, и задающие стилевые характеристики этой деятельности.
В эмпирическом исследовании приоритетно изучались:
• Влияние мотивации здоровьесбережения на качество жизни в области здоровья, выраженность мотивации здоровьесбережения у разных целевых выборок (общесистемный критерий-дискриминатор субсистемы мотивации).
• Характеристики направленности и источники детерминации мотивации здоровьесбережения, гетерогенность ее состава (содержательный критерий-дискриминатор субсистемы мотивации).
• Психологическое описание общей модели мотивации здоровьесбе-режения, отражающей специфику витальной метакомпетентности как системы со встроенным метасистемным уровнем (метасистем-ный критерий-дискриминатор субсистемы мотивации).
Методы исследования. В качестве методического инструментария использовались методика изучения результирующей тенденции мотивации достижения Мехрабиана (в модификации М.Ш. Магомед-Эминова), методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, тест уровня субъективного контроля (УСК), шкала тревожности MAS, тест смысложизненных ориентаций (СЖО), интерперсональная методика Т. Лири, тест Кеттелла, а также авторские методики: скрининг-методика оценки уровня сформированности мотивации здоровьесбережения и методика незаконченных предложений (модифицированный вариант на тему отношения к здоровью).
Результаты исследования. Сравнительный анализ разных групп показал, что поведенческий портрет студентов характеризуется относительной стабильностью личностных структур без выраженных тенденций к невротизации, возможностью ясно представить жизненные цели и пути их достижения, однако
способности расставлять приоритеты и извлекать жизненные уроки нуждаются в развитии и коррекции. Для организации здоровьесберегающего поведения многим из них необходима дополнительная внешняя мотивация или контролирующие действия со стороны значимых взрослых.
Ведущими, наиболее личностно «обеспеченными» компонентами здо-ровьесберегающей деятельности у студентов являются самооценка здоровья, целеполагание и самоэффективность здоровьесберегающей деятельности, которые связаны между собой корреляционными зависимостями.
Студенты в группе с высоким уровнем мотивационной направленности на осуществление здоровьесберегающей деятельности подвержены влиянию социальных эталонов и идеалов здоровья и здорового образа жизни, которые часто не являются побуждающим началом для соответствующего поведения. При высокой мотивации здоровьесберегающего поведения снижаются показатели самостоятельности. Такие студенты способны к осознанному планированию и контролю, вовлечены в процесс жизни, но сильно зависимы от мнения окружающих, программы действий разрабатывают под влиянием других людей. Студенты с низкой мотивационной направленностью на здоровый образ жизни в целом осознают значимость индивидуального здоровья, но не предпринимают выраженных попыток к его поддержанию и сохранению. Им свойственно заботиться о здоровье при угрозе заболевания или уже начавшейся болезни. Наиболее благополучными с точки зрения личностной основы формирования системы здоровьесберегающей деятельности по результатам исследования оказались представители группы со средним уровнем мотивации здоровь-есберегающей деятельности. Выраженность мотивации здоровьесбережения у представителей данной группы связана с качеством личной здоровьесберегаю-щей деятельности и «вплетена» в саморегуляционный личностный стиль.
Статистический анализ массива психодиагностических данных выборок в рамках комплексного исследования индивидуальных моделей здоровья и
определяющих их факторов посредством психодиагностического комплекса «Статус Пси» показал, что максимальный канонический корреляционный вес в формировании здоровьесберегающей мотивации имеют регулятивные способности. Среди психодиагностических показателей в структуре здоровьесбере-гающей мотивации максимальные корреляционные зависимости были выявлены с интернальностью в области здоровья (+0,625), склонностью личности к агрессии (-0,567), уровнем тревожности (-0,433), общей интернально-стью(+0,427), самооценкой (+0,398), общей осмысленностью жизни (+ 0,375) и лидерством (+ 0,328).
Исследование показало, что во всех изучаемых выборках в области здоровьесберегающей активности преобладает мотивация избегания неудачи. Это объясняется тем, что у испытуемых в области здоровьесбережения преобладает стремление всеми средствами сохранить текущий уровень здоровья, избежать его снижения вследствие травмы или болезни, доминируют попытки избегать ситуации связанные с особым риском для здоровья и нежелание брать ответственность за него. Преобладание избегания неудачи приводит к неадекватности качества целей (либо слишком легкие, либо завышено трудные); при неудаче характерен отказ от принятой стратегии в пользу менее эффективной. Испытуемые не стремятся к обратной связи, склонны к нечеткому планированию и несистематическому контролю. При сравнении групп наблюдаются достоверные статистические различия по ^критерию между выраженностью мотивации достижения успеха в группе студентов, не занимающихся спортом и группе студентов, систематически занимающихся спортом (1=3,41, для р<0,01). Спортсмены больше ориентированы на достижение успеха в здоровьесбереже-нии, что хорошо вписывается в профессионально-специфичную модель здоровья.
Авитальная мотивация связана с подменой содержательной мотивации укрепления и сохранения здоровья какой-либо другой мотивацией, более акту-
альной на данном этапе жизнедеятельности личности. При авитальной мотивации человек допускает снижение индивидуального уровня здоровья ради достижения других целей. Снижение здоровья в случае авитальной мотивации -это не цель, а цена действий. Тем самым авитальная мотивация отличается от саморазрушающей мотивации, которая ориентирует человека на осознанное целенаправленное саморазрушение.
Мотивационные стереотипии как мотивационный фон, представляют собой продукт внутреннего принятия норм и правил, требований и ее режимных факторов. Вначале актуально переживаемые и четко осознаваемые, они затем трансформируются в латентную форму, становятся своего рода привычкой. Мотивационные стереотипы в области здоровьесбережения закладываются в детстве, а механизмы их формирования более подробно будут изложены в описании периодов развития витальной метакомпетентности. Одним из феноменов, связанных с мотивационными стереотипиями, является прокрастинация. Наше исследование прокрастинации в области здоровьесбережения и приверженности лечению больных разными заболеваниями показало, что большую роль в формировании данного поведенческого паттерна играют мотивацион-ные стереотипии.
Терапевтическая мотивация проявляется в стремлении следовать в своем здоровьесберегающем поведении за советами и рекомендациями других, в первую очередь, медицинских специалистов. Терапевтическая мотивация является важным компонентом формирования приверженности лечению и компла-енса.
Профилактическая мотивация в отличие от предыдущей подсистемы ориентирует человека на систему собственных активных действий по здоровь-есбережению, направленных на профилактику развития заболеваний или обострений болезни. Профилактическая мотивация влияет на всю жизнедеятельность, меняет весь образ жизни, однако в отличие от мотивации витальной
самореализации не переводит здоровьесберегающую активность человека в категорию содержательной самоактуализации.
Выводы по результатам исследования.
1. Все подсистемы мотивации здоровьесберегающей деятельности динамически напряжены и взаимосвязаны. Так, высокий уровень развития авиталь-ной мотивации может быть связан с развитием «сопряженных узлов»: саморазрушающей мотивации и аутоагрессивных тенденций, недостаточностью здоровьесберегающей активности вследствие выраженной мотивации избегания неудач, особых форм преобладающей витальной жизненной самореализации.
2. Выявленное с помощью сочетания трех критериев мотивационное пространство обеспечения здоровьесбережения синтезирует в себе как известные мотивационные подсистемы (например, внешней и внутренней мотивации), так и те, которые были обнаружены в ходе эмпирических исследований целевых выборок. Подобные модели можно рассматривать как теоретически обоснованные варианты всех основных сочетаний трех наиболее обобщенных критериев дифференциации основных «составляющих» мотивационного обеспечения деятельности.
3. Актуальным направлением дальнейших исследований мы считаем создание психодиагностического инструментария, позволяющего изучать мотивацию здоровьесбережения в предложенном мотивационном поле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006.- 508 с.
2. Личностный потенциал. Структура и диагностика/ Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.
3. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова.-СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
4. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Учебник. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 622 с.
5. Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Фролов А.И. Здоровый образ жизни и мотивация здоровьесберегающего поведения студентов: проблемы, подходы, исследования»- Рязань: РязГМУ - Информационные технологии, 2014.-162 с.
6. Яковлева Н.В. Концепция витальной метакомпетентности как основа формирования здорового образа жизни // Монография. - Рязань, Эмпирикон , 2015. - 427с.
7. Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Фролов А.И. Психологические подходы к исследованию мотивации здорового образа жизни// Здоровьесберегающее поведение человека: социально-психологический дискурс // Электронный научный журнал Личность в современных исследованиях: здоровье, адаптация, развитие. - 2014. - №2 (5). - С.17-30
8. Фаустова А.Г., Яковлева Н.В. Социальные предпосылки и принципы построения формирующей программы здорового образа жизни студентов вуза // Международный исследовательский журнал 2014, № 6 (25)
9. Яковлева Н. В., Фаустова А. Г., Фролов А. И. О методическом подходе к исследованию мотивации здоровьесберегающего поведения студентов медицинского вуза //Сетевой научный журнал Психосоматика и саморегуляция 2015 г. №1(1). - С.44-47. http:// iournallpro (дата обращения:19.10.2015 )
10. Яковлева Н.В., Яковлев В.В. Новый подход к исследованию приверженности лечению как аспекту здоровьесберегающей деятельности субъекта // Электронный научный журнал «Личность в современных исследованиях: здоровье, адаптация, развитие». - 2015. - №2 (9). - С.69-75. www.humiournal.rzgmu.ru (дата обращения: 19.10.2015)
11.Яковлева Н.В. К вопросу генеза здоровьесберегающей деятельности личности //International scientific-praktikal congress of pedagogues, psychologists and medics [Text]: materials of proceedings of International Scientific and Praktika
Congress "Driven to discover" the 5th of June, 2015.- Geneva (Switzerland) -p.139-143.
12.Friedman H. S., Cohen S. R. Foundations of Health Psychology. Cary, NC, USA: Oxford University Press, Incorporated, 2006.