Научная статья на тему 'Исследование особенностей эмоционального «Выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования'

Исследование особенностей эмоционального «Выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
447
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ФГОС / EDUCATION / TEACHERS / EMOTIONAL BURNOUT / FGOS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белякова Марина Анатольевна

в статье рассматривается эмоциональное выгорание педагогов ДОУ в условиях модернизации системы дошкольного образования. Автор полагает, что уровень эмоционального выгорания изменится с введением ФГОС дошкольного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белякова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей эмоционального «Выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС

дошкольного образования Белякова М.А.

Белякова Марина Анатольевна /Belyakova Marina Anatol'evna - магистрант, кафедра педагогической психологии, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова

Аннотация: в статье рассматривается эмоциональное выгорание педагогов ДОУ в условиях модернизации системы дошкольного образования. Автор полагает, что уровень эмоционального выгорания изменится с введением ФГОС дошкольного образования. Abstract: the article discusses the emotional burnout of teachers DOE in the conditions of modernization of the system ofpreschool education. The author believes that the level of emotional burnout will increase with the introduction of the FGOS preschool education.

Ключевые слова: образование; педагоги; эмоциональное выгорание; ФГОС. Keywords: education, teachers, emotional burnout, FGOS.

В настоящее время в науке накоплено немало сведений о таком психическом явлении как эмоциональное выгорание. Оно встречается у тех специалистов, которые работают в системе «человек-человек».

К ним относятся и представители сферы образования. Профессия педагогического работника требует от человека большой эмоциональной включенности, так как данный специалист имеет дело с детьми (1).

Дошкольное образование - самое ответственное звено в общей системе образования. Образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вводится федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) и для дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования проявляется в нашей культуре и в жизни впервые. С принятием нового закона «Об образовании» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования.

ФГОС дошкольного образования - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, где педагоги могут сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ, а также обеспечить условия развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое (4).

Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Этот феномен многими исследователями (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой,

H.В. Самоукина, Т.Е. Ронгинская, К. Маслач) определяется как трехкомпонентный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений (2).

Следует отметить, эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. «страдающий» от «выгорания» профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной.

дошкольного образования.

выработанный личностью механизм психологической защиты в ответ на

избранные психотравмирующие воздействия.

выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций; С.Л. Рубинштейна,

как долговременной стрессовой реакции, возникающей вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.

Для выявления особенностей эмоционального выгорания у педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования, нами было проведено экспериментальное исследование. В нашем исследовании принимали участие 60 педагогов МБДОУ г. Абакана. В исследовании были использованы следующие методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика определения психического выгорания А.А. Рукавишников.

Анализируя первую фазу эмоционального выгорания, мы можем говорить о следующих результатах, представленных в таблице

I.

Таблица 1.

Результаты фазы «Тревожное напряжение» у педагогов ДОУ в условиях модернизации образования (по методике «Диагностика

эмоционального выгорания» В.В. Бойко)

сформировавшаяся в стадии формирования не сформировалась

До введения ФГОС ДО человек % человек % человек %

1 2% 10 16% 49 82%

После

введения 5 10% 17 28% 38 62%

ФГОС ДО

Таблица 2.

Результаты фазы «Резистенция» у педагогов ДОУ в условиях модернизации образования (по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко)

сформировавшаяся в стадии формирования не сформировалась

До человек % человек % человек %

введения

ФГОС ДО 8 13% 22 37% 30 50%

После введения ФГОС ДО 12 20% 20 33% 28 47%

Анализируя результаты по фазе «резистенция», можно отметить, что сформирована у 12 человек, что составляет 20%, формируется у 20 человек, что составляет 33%, не сформирована у 28 человек, что составляет 47%.

Таблица 3.

Результаты фазы «Истощение» у педагогов ДОУ в условиях модернизации образования (по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко)

сформировавшаяся в стадии формирования не сформировалась

До человек % человек % человек %

введения

ФГОС ДО 11 18% 21 35% 28 47%

После введения ФГОС ДО 14 23% 24 40% 22 37%

Анализируя результаты изучения сформированности третьей фазы эмоционального выгорания - «истощение» мы в первую очередь должны обратить внимание на то, что сформировалась у 14 человек, что составляет 23%, формируется у 24 человек, что составляет 40%, не сформирована у 22 человек, что составляет 37%.

Можно утверждать, что для педагогов в целом характерен повышенный уровень эмоционального «выгорания». Доминирующими симптомами «выгорания» по методике В.В. Бойко являются: симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», когда

симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Положительным следует отметить

отсутствие симптомов «неудовлетворенность собой», «тревога и депрессия».

Таблица 4.

Индекс психического «выгорания» (по «Методике определения психического выгорания» А.А. Рукавишникова)

Крайне Низкие Средние Высокие Крайне высокие

Низкие значения значения значения значения

- - 15 чел. (25%) 15 чел. (25%) 30 чел. (50%)

По результатам исследования уровня психического выгорания по методике А.А. Рукавишникова видно, что 25% испытуемых имеют среднее и высокое значение психического выгорания, у 30% выявлены крайне высокие значения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо разработать программу профилактики эмоционального «выгорания» у педагогов ДОУ, в основе которой могут быть тренинги, направленные на снижение той или иной симптоматики синдрома эмоционального выгорания.

Литература

1. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2011.-160с.

2. ТруновД.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998, № 8 , С. 84-89.

3. ФГОС ДО // [электронный ресурс]: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 22.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.