- © С.И. Уткина, О.А. Фомина, 2015
УДК 331.103
С.И. Уткина, О.А. Фомина
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Пронализированы виды нарушений законодательных норм резидентами при осуществлении валютных операций на территории РФ и раскрываются финансовые последствия этих нарушений.
Ключевые слова: резидент, нерезидент, внешнеэкономическая деятельность, валютные операции, органы и агенты валютного контроля, репатриация.
Внешнеэкономическая деятельность - это совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
Правовое регулирование внешнеторговых сделок осуществляется на основе норм международного права, национального законодательства каждой из сторон сделки, а также условий внешнеторгового договора купли-продажи (контракта), которые устанавливаются по договоренности сторон в рамках действующего мебждународ-ного и национального права и фиксируются в контракте.
Установлено, что не всем российским компаниям, ставшим активными участниками внешней торговли, удается проводить внешнеторговые операции одинаково успешно, главным образом, из-за отсутствия опыта самостоятельной работы на внешнем рынке. Кроме того, сложное законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность организаций, не всегда однозначно трактует отдельные хозяйственные ситуации, что также негативно сказывается на результативности внешнеторговых операций.
Каждая из перечисленных ниже особенностей в той или иной степени влияет на порядок отражения и налогообложения внешнеторговой деятельности:
• большая продолжительность осуществления операций по экспорту и импорту товара во времени вследствие значительного расстояния между покупателем и продавцом товара;
• необходимость пересечения товаром таможенной границы РФ;
• осуществление расчетов в иностранной валюте;
• сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки;
• наличие большого числа мест возникновения затрат.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 15.06.04 г. № 278 таким органом валютного контроля определена Феде-
ральная служба финансово-бюджетного надзора - Росфиннадзор. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки (банки, получившие от ЦБ РФ лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте), таможенные органы и налоговые органы.
Центральный банк РФ контролирует кредитные организации, надзор и контроль за другими организациями осуществляют Росфиннадзор и агенты валютного контроля.
Органы и агенты валютного контроля выполняют четко установленные Законом функции по контролю за соб-
Таблица 1
Нарушения в области валютного законодательства
Вид нарушения Ответственность Основание по ст. 15.25 Частота на 2012 г.
Осуществление незаконных валютных операций или с нарушением порядка их осуществления от 3/4 до 1,0 от суммы валютной операции П.1 0,2%
Представление уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета в банке за рубежом с нарушением срока или формы от 50 тыс. до 100 тыс. руб. П.2 2,913%
Непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета в банке за рубежом от 800 тыс. до 1 млн руб П.2.1 0,004%
Нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки (в связи с тем, что из закона «О валютном регулировании и валютном контроле» исключены положения, касающиеся обязательной продажи, данный пункт в настоящее время не применяется) от 3/4 до 1,0 от суммы валютной операции П.3 в настоящее время не применяется
Неполучение в установленные контрактом сроки на счета в банке валютной выручки или получение валютной выручки в неполном размере от 3/4 до 1,0 от суммы валютной операции П.4 9,566%
Не возврат в РФ в установленные контрактом сроки денежных средств, уплаченных за не ввезенные в РФ товары, работы, услуги от 3/4 до 1,0 от суммы валютной операции П.5 5,542%
Несоблюдение порядка ведения или сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, в том числе паспортов сделок Нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок Нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок от 40 тыс. до 50 тыс. руб. П.6 23,564%
Нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям: не более чем на 10 дней более чем на 10 дней, но не более 30 дней более чем на 30 дней от 5 тыс. до 15 тыс. руб. от 20 тыс. до 30 тыс. руб. от 40 тыс. до 50 тыс. руб. П.6.1 П.6.2 П.6.3 15,738% 15,469% 27,003%
людением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают информацию таможенным и налоговым органам. В конечном счете агенты валютного контроля о всех нарушениях валютного законодательства сообщают Росфиннадзору, который устанавливает меры ответственности за нарушения и возбуждает дело об уплате в бюджет штрафов.
Штрафы за нарушение норм ведения внешнеэкономической деятельности предусмотрены в Кодексе административных правонарушений РФ (КоАП РФ), налоговом и уголовном кодексах РФ.
В данной статье проанализированы арбитражная практика о рассмотрению споров между организациями и государственными органами, осуществляющими контроль за внешнеэкономической деятельностью в РФ, материалы Росфиннадзора, письма ФНС РФ и Минфина РФ и выявлены наиболее часто повторяющиеся нарушения законодательных норм.
Нарушения валютного законодательства
Наиболее частыми нарушениями с точки зрения ст.15.25 КоАП РФ являются:
• осуществление незаконных валютных операций;
• представление уполномоченному банку уведомления об открытии (закрытии) счетов в банке или об изменении реквизитов счета в банке, расположенном за рубежом, с нарушением срока и (или) по неустановленной форме либо вообще непредставление;
• неполучение на банковский счет валютной выручки (репатриация);
• невозврат в РФ денежных средств за не ввезенные в РФ товары (работы, услуги) (репатриация);
• несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение правил оформления паспортов сделок.
Большая часть нарушений в области валютного законодательства по данным Росфиннадзора принадлежит юридическим лицам (в 2012 г. - 71%; на должностных лиц и граждан приходится соответственно 22% и 7%).
В табл. 1 приведены размеры штрафов за нарушение валютного законодательства.
Соотношение частоты нарушений представлены в виде диаграммы (рис.).
Нарушения таможенного законодательства
Виды нарушений рассмотрены с точки зрения статьи 16 КоАП РФ.
Наиболее частыми нарушениями являются:
• неправомерное использование метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми (вывозимыми) товарами;
• не включение в таможенную стоимость или же включение по неподтвержденной цене стоимости товаров, предоставленных покупателю бесплатно или по сниженным ценам;
• несвоевременное представление комплекта документов в таможенный орган.
Нарушения в области соблюдения налогового законодательства
Основные нарушения связаны с налогом на добавленную стоимость (НДС).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ экспортные операции облагаются НДС по ставке «0», при этом применение нулевой ставки НДС не льгота, а обязанность организации.
Алгоритм определения ставки НДС по экспортным операциям приведен в табл. 2.
Анализ показал, что наиболее частыми нарушениями налогового законодательства являются:
• неприменение нулевой ставки по НДС. Организации начисляют НДС по ставке 18% в момент перехода права собственности к покупателю-нерезиденту и принимают к вычету суммы НДС по затратам на производство продукции;
• не восстановление НДС по затратам при отказе налоговой инспекции в частичном или полном возмещении НДС;
• неправильное определение даты налоговой базы при не подтверждении экспорта в течение 180 дней;
• нечеткое понимание правил ст. 148 НК РФ об определении территории, на которой оказаны услуги, выполнены работы. В соответствии со ст. 148 Налогового кодекса РФ, если
Таблица 2
Алгоритм определения ставки НДС по экспортным операциям
Этапы Налоговый кодекс РФ Экспортная операция
I Ст.146 Объект налогообложения - реализация на территории РФ ^ Д А
II Ст.147 Место реализации территория РФ, если товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется (например, условия поставки - ЕХЩ; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ > Д А
III Сч.164 п.1.пп.1 Реализация товаров, вывезенных в режиме экспорта, облагаются НДС по ставке «0» Д А
IV Сч.149 Операции, освобожденные от НДС: предоставление в аренду помещений иностранным физическим и юридическим лицам; реализация поименованных медицинских товаров, изделий и услуг; реализация предметов религиозного назначения или обществами инвалидов и прочие специфические операции ) НЕ Т
услуги (работы) выполнены нерезидентом резиденту на территории РФ, то они облагаются НДС по ставке 18%. Резидент в этом случае является агентом по НДС, т.е. при перечислении нерезиденту денежных средств за выполненные работы, он удерживает из них 18% и перечисляет в бюджет;
• несвоевременное представление документов в налоговый орган.
Были исследованы конкретные ситуации с нарушениями и выявлено влияние этих нарушений на финансовые результаты. Вот некоторые из них.
Ситуация 1
Нарушение в области репатриации
Организация экспортирует товары на сумму 100 тыс. руб. В договоре указано «оплата товара после отгрузки товара резидентом в течение 70 дней». Условие поставки DDP Берлин.
1 июня товар отгружен со склада экспортера.
10 июня - отметка на ГТД «Выпуск разрешен».
13 июня - отметка пограничного таможенного органа «Товар вывезен».
10 июля - доставка товара в Берлин.
15 сентября - поступление экспортной выручки от третьего лица на счет экспортера в уполномоченном банке. Договор об оплате третьим лицом представлен не был.
Причиной нарушения, связанного с репатриацией явился спорный вопрос об определении даты отгрузки. Таможенные органы датой отгрузки считают дату проставления штампа таможенного органа «Выпуск разрешен», а организация придерживается мнения, что датой отгрузки является дата перехода права собственности в соответствии с условием поставки. В результате нечеткой формулировки в договоре организация понесла убыток в размере 60 тыс. руб. (60% от суммы сделки).
Чтобы избежать данного спора предприятиям можно порекомендо-
вать четко прописывать дату отгрузки в договоре. Для продления контрактных сроков можно предложить заключение дополнительного соглашения к договору, но только, если оно будет заключено до истечения сроков получения денежных средств.
Обобщая исследованные варианты ситуаций, можно предложить следующие меры по исполнению обязанности по репатриации:
а) На стадии подготовки контракта:
• выяснение надежности и деловой репутации иностранного партнера;
б) На стадии заключения контракта:
• внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств;
• применение форм расчета по договору, исключающих риск неисполнения контрагентом обязательств по договору;
• разработка механизма разрешения споров с указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав.
в) После неисполнения обязательств:
• ведение претензионной работы;
• предъявление искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.
Ситуация 2
Известна практика использования особенностей экспортного НДС в целях получения возмещения НДС из бюджета. В этой связи организации используют так называемые схемы «максимизации» суммы НДС:
• ложный экспорт;
• завышение таможенной стоимости;
• экспорт интеллектуальной собственности;
• предъявление документов на возмещение одних и тех же сумм НДС.
Для доказательства факта лжеэкспорта налоговые органы устанавливают достоверность документов, предоставляемых экспортером. Вторая схема определяется посредством выявления фирм-однодневок среди по-
ставщиков экспортера. Выявить третью схему сложно, так как таможенное оформление экспорта работ и услуг не предусмотрено. Выявление четвертой схемы затруднено в связи с тем, что налоговые инспекции, в которые компании отправляют документы, находятся в разных регионах.
Схемы «минимизации» НДС» используются организациями при импорте товаров.
Импортный НДС уплачивается до фактического получения компанией товара, т.е. таможенные органы не выпустят товар с территории таможенного склада до момента уплаты полной стоимости всех таможенных сборов.
Известны следующие незаконные схемы «минимизации» импортного НДС:
• минимизация стоимости товара;
• минимизация транспортных расходов;
• подделка документов;
• ввоз в качестве вклада в уставный капитал.
При ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставной капитал НДС не взимается.
Первые три схемы легко выявляются налоговыми и таможенными органами. Четвертую схему обнаружить достаточно сложно в связи с тем, что ввезя оборудование в качестве вклада в уставный капитал, руководители предприятия могут его ликвидировать с последующим открытием совершенно нового предприятия.
Штрафы за использование незаконных схем огромные и предусмотрены в КоАП РФ и Налоговом кодексе РФ.
Ситуация 3
Нарушение, связанное с импортным НДС.
Организация импортирует оборудование, таможенная стоимость которого 106 тыс. руб. в качестве вклада в уставный капитал.
В соответствии с законодательством РФ в этом случае НДС не уплачивается.
Через некоторое время было решено вложить данное оборудование в уставный капитал другой Организации.
В результате убыток составит свыше 23 тыс. руб. (24% от стоимости импортной сделки):
• в связи с освобождением от льготы сумма НДС: 19 тыс. руб.;
• пени: порядка 300 руб.;
• штраф за несвоевременную уплату налога около 4 тыс. руб.
Можно предложить альтернативные варианты распоряжения оборудованием (табл. 3)
Выбирая между данными способами, следует учитывать налоговые последствия в каждом из них и возможность отстоять при необходимости свою точку зрения в суде.
В такой ситуации не следует вкладывать оборудование в уставный капитал другой Организации, так как НДС по оборудованию придется платить за счет собственных средств в
Таблица 3
Альтернативные варианты распоряжения оборудованием
Продажа Сдача в аренду Взнос в уставный капитал другой организации Переход в результате реорганизации
НДС возмещается не начисляется, т.к. право собственности остается не возмещается не начисляется, т.к. к правопреемнику переходит льгота по освобождению от уплаты НДС
Пени начисляются - начисляются -
Штраф начисляется - начисляется -
связи с исчезновением льготы по освобождению от уплаты НДС. Налог не будет возмещен по причине того, что другая Организация освобождается от уплаты НДС. Желание распорядиться товаром не будет являться нарушением в том случае, если Организация сразу заплатит сумму НДС, востребованную государственным органом, иначе последуют наказания в виде пени и штрафа.
1. Контрольно-надзорная деятельность в сфере валютного контроля: [Электронный ресурс] // Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. - 2009-2013. URL: http://www.rosfinnadzor.ru/work/valutnii_ control/currency_control/
2. Другие нетарифные меры: [Электронный ресурс] // Портал внешнеэкономиче-
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_
В большинстве ситуаций при спорах по налоговому законодательству рекомендацией для уменьшения негативных последствий является обращение в суд.
Таким образом, знание нюансов валютного, таможенного и налогового законодательств может помочь предприятию верно спланировать сделку с иностранным партнером, а также избежать убытков, связанных с нарушениями в этих областях.
_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ской информации Министерства экономического развития РФ. - 2004 - 2013. URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/ products/other_measures/
3. Письма Центрального банка РФ.
4. Письма Минфина РФ.
5. Письма ФНС РФ. пгт
Уткина Светлана Ивановна - кандидат экономических наук, профессор, e-mail: [email protected], Фомина Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected],
Институт экономики и управления промышленных предприятий (ЭУПП) НИТУ «МИСиС».
UDC 331.103
RESEARCH OF INFRINGEMENTS IN AREA FOREIGN TRADE ACTIVITIES REALIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Utkina S.I.1, Candidate of Economical Sciences, Professor, e-mail: [email protected], Fomina O.A.1, Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected],
1 Institute of Economics and Management of Industrial Enterprises,
National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia.
In given article kinds of infringements of legislative norms are analyzed by residents at realization of currency transactions in territory of the Russian Federation and financial consequences of these infringements reveal.
Key words: the resident, the non-resident, foreign trade activities, currency transactions, bodies and agents of currency control, repatriation.
REFERENCES
1. Kontrol'no-nadzornaya deyatel'nost' v sfere valyutnogo kontrolya. Federalnaya sluzhba finansovo-byudzhetnogo nadzora. 2009-2013 (Kontrolno-supervising activity in sphere of currency control. Federal Agency of financially-budgetary supervision. 2009-2013). URL: http://www.rosfinnadzor.ru/work/valut-nii_control/currency_control/
2. Drugie netarifnye mery. Portal vneshneekonomicheskoi informatsii Ministerstva ekonomicheskogo raz-vitiya RF. 2004-2013 (Other not tariff measures. The Portal of the external economic information of the Ministry of economic development of the Russian Federation. 2004-2013) URL: http://www.ved.gov.ru/ mdb/information/products/other_measures/)
3. Pis'ma Tsentral'nogo banka RF (Letters of the Central bank of the Russian Federation).
4. Pis'ma Minfina RF (Letters of the Ministry of Finance of the Russian Federation).
5. Pis'ma FNS RF (Letters FNS the Russian Federation).