14.7. ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Вирабова М.Р., ассистент Минераловодского филиала АНО ВПО «Московская открытая социальная Академия» к.э.н.,
Дергиева А.И., соискатель кафедры менеджмента и маркетинга ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Аннотация. В статье применительно к сфере образовательных услуг региона выделены их функции и ключевые характеристики, доказана необходимость и эффективность применения рыночных инструментов для развития сферы образовательных услуг. Ключевые слова: рынок услуг; образовательные услуги; тенденции развития
RESEARCH OF LINES OF ACTIVITY AND REVEALING OF PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES
Virabova MR, assistant Mineralovodsky philia la ANO VPO "moskovskachya open social Academy", PhD,
Dergieva AI, applicant management and marketing department of State Educational Institution "Kabardino-Balkar State University. HM Berbekova "
Annotation: This article discusses the nature and
characteristics of market instruments in the service sector. With regard to educational services in the region marked with their functions and key features, we have proved the necessity and effectiveness of market instruments for the development of educational services.
Keywords: market services; real estate services; trends of development
Рыночные условия функционирования всей сферы услуг, и, в частности, учреждений сферы образования резко повышают теоретический и практический интерес к исследованию вопросов повышения конкурентоспособности и качества услуг в условиях нарастающей конкурентной борьбы. Усиливающиеся негативные демографические процессы в нашей стране резко актуализируют данную проблематику. Диверсификация ассортимента услуг, работа над повышением их доступности, стремление учреждений сферы образования оказать свои услуги качественнее, чем у конкурента, является лишь отдельными направлениями борьбы учебных заведений за привлечение абитуриентов.
Динамичное развитие макросреды учреждения, оказывающего образовательные услуги, диктует необходимость постоянного контроля складывающейся ситуации и внесения соответствующих корректив в свою деятельность, что позволит сохранить и укрепить конкурентные позиции.
Создание единого образовательного пространства требует применения новых методов управления, способствующих повышению конкурентоспособности и качества услуг образовательного учреждения. Осоз-
нание человека, его знаний, компетенций, креативности в выборе и принятии нетривиальных решений как достижения наивысшей общественной ценности является характерной чертой современной действительности всех государств и регионов. В этой связи повышение конкурентоспособности и качества может стать пусковым механизмом, инициирующим новый качественный этап в развитии образовательных услуг.
Вышеотмеченные обстоятельства вызвали необходимость исследования условий и направлений повышения конкурентоспособности и качества услуг субъектов сферы образования [1-4].
Сфера образовательных услуг представляет собой крупный сектор экономики, а непосредственно сама сервисная деятельность охватывает многочисленные отрасли экономики, обеспечивающие трудоустройство населения и реализующие базовые социальные функции государства на потребительском рынке.
Развитие цивилизованных рыночных отношений характеризуется наличием связующей составляющей между различными видами деятельности, в качестве которой выступает сфера образования, способная удовлетворять потребности общества в знаниях. При этом особое внимание уделяется способности конкурировать на мировых рынках как научной деятельности, так и экономики страны в целом. В результате, уровень образования страны характеризует ее национальное достояние, а способность населения быстро адаптироваться к новым технологиям, принимать профессиональные решения, оказывает непосредственное влияние на технический прогресс страны, экономическую стабильность и безопасность.
Эволюционирование образовательной системы способствовало формированию сферы образовательных услуг, состоящей из множества субъектов (институтов), взаимосвязанных между собой экономическими отношениями в результате приобретения образовательных услуг и действующих в соответствии с нормативными актами, регулирующими их деятельность. Развитие национальной экономики в рыночных условиях хозяйствования спровоцировало повышенный интерес ученых-экономистов и специалистов-практи-ков к сфере услуг, а, именно, образовательных, направленных на обучение потенциальных, а также реальных работников [5-6].
При этом необходимо отметить, что все существующие трактовки дефиниции «образовательная услуга» не дают конкретного представления об ее сущности в условиях современной экономики. С точки зрения экономических отношений образовательные услуги рассматривают как общественное благо. Учитывая, что на рынке товаров и услуг существуют блага различных форм собственности, услуги сферы образования целесообразно относить к смешанным. При этом услугу сферы образования можно рассматривать как частное благо, так как с его помощью индивидууму предоставляется возможность самореализации, достижения профессионального успеха и обеспечения дополнительной социальной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда.
Таким образом, образовательная услуга - это благо, предоставляющее возможность получения определенных знаний путем изучения определенных областей науки и обладающее некоторыми специфическими свойствами:
1) невозможностью ощутить услугу до момента ее приобретения. Поэтому образовательные учреждения при предоставлении своих услуг наглядно демонстри-
Вирабова РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ М.Р., Дергие-ва А.И.
руют сертификаты, лицензии, учебные планы и программы, информируют о применяемых методах, формах, технологиях и условиях оказания услуг;
2) неотделимостью образовательных услуг от тех, кто их оказывает;
3) непостоянством качества услуги сферы образования;
4) невозможностью хранения образовательной услуги в отличие от товара;
5) длительностью процесса исполнения образовательной услуги;
6) непосредственным участием потребителей образовательной услуги, создающим прямую зависимость между носителями услуг и нуждающимися в них;
7) важностью территориального нахождения образовательной услуги и ее потенциальных потребителей;
8) оценкой полученных знаний по истечении определенного периода времени;
9) периодичностью предоставления некоторых видов образовательных услуг и др.
Образовательные услуги обладают положительным внешним эффектом, выполняют социальную и экономическую функции, выгоду от них получает не только потребитель, но и общество в целом, что выражается в его социальной стабильности, духовности, цивилизованности, формировании человеческого капитала, ценность которого определяется объемом полученных знаний и способностью их использовать для получения конкретных экономических результатов.
Образовательная услуга представляет собой фактор экономического роста в результате ее положительного внешнего эффекта, возникающего опосредованно через личность ее потребителя, т.е. в результате процесса формирования человеческого капитала и включения его в систему социально-экономических связей.
Образовательную услугу целесообразно рассматривать в трех аспектах:
- с позиции отдельного индивидуума, образовательная услуга - это последовательность действий по передаче потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера с целью удовлетворения его потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоактуализации, осуществляемая во взаимосвязи и взаимозависимости с покупателем по определенной форме и программе;
- с позиции рынка труда в лице реальных и потенциальных работодателей, образовательная услуга - это деятельность по осуществлению профессиональной подготовки (повышению квалификации, переподготовке и др.) персонала, необходимая для обеспечения его работоспособности, творческой активности, поддержания конкурентоспособности и развития в трансформирующихся рыночных условиях;
- с позиции государства и общества в целом, образовательная услуга - это благо, обеспечивающее расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала.
Рассматривая сферу образовательных услуг в условиях функционирования рыночных отношений, следует учитывать конкурентоспособность данного вида услуг. Так, в советской экономике главным и единственным заказчиком образовательных услуг выступало государство. Период перестройки был ознаменован созданием большого количества образовательных учреждений и программ, развитием негосударственного
сектора образования, т.е. в конце ХХ в. произошел существенный рост числа высших учебных заведений в России, как государственных, так и негосударственных. При этом постепенно происходило снижение числа иностранных студентов, желающих обучаться в отечественных вузах, что отрицательно сказалось на уровне конкурентоспособности сферы образовательных услуг.
Для обеспечения конкурентоспособности сферы образовательных услуг необходимо становление инновационного образования, основанное на новых знаниях и инновационной динамике. По мнению М. Портера, конкурентоспособность представляет собой способность к постоянному развитию, т.е. первоначальное стремление к достижению конкурентного преимущества трансформируется в процессы сохранения данного преимущества, постоянного совершенствования продукта, способов предоставления и других условий, -непрерывный процесс, позволяющий обеспечить конкурентные преимущества.
Развивая теорию М. Портера о формировании конкурентных преимуществ, выделены основные элементы конкурентоспособности учреждений сферы образовательных услуг:
Субъекты и объекты, функционирующие и взаимодействующие в образовательном пространстве.
Разработка и дальнейшее совершенствование образовательных программ, удовлетворяющих потребности субъектов рынка труда.
Качество образовательных услуг, соответствующее установленным стандартам и нормативам.
Взаимосвязь сферы образовательных услуг с другими видами экономической деятельности.
К числу основных групп показателей конкурентоспособности образовательной услуги относятся:
1. Организационные, основывающиеся на формировании качеств образовательной услуги, соответствующих всем нормам и стандартам, установленным законодательством и другими актами.
2. Стоимостные, базирующиеся на цене услуг сферы образования, с учетом ее конкретной полезности для покупателя в определенный период времени.
3. Маркетинговые, построенные на использовании рыночного инструментария по созданию и поддержанию качественных характеристик, формированию стратегии, имиджа образовательного учреждения, осуществление рекламных и РР акций и др.
4. Потребительские, учитывающие определенные взаимоотношения между учреждениями сферы образования и конечными потребителями их услуг.
5. Мотивационные, основанные на внутренней мотивации профессорско-преподавательского состава и степени удовлетворенности результатами своего труда.
Таким образом, конкурентоспособность образовательной услуги представляет собой совокупность количественных и качественных характеристик предоставляемого блага и его производителя, владеющих преимуществами на конкретном рынке и удовлетворяющих запросы потребителей в данном виде услуг.
Конкурентоспособность образовательного учреждения представляет собой совокупность характеристик, определяющих его позицию как в образовательной, так и в социокультурной среде: качество образовательных услуг, цена образовательных услуг, сервис-
ное обслуживание и рекламная кампания, эксплуатационные затраты.
Обеспечение качества образовательных услуг является одной ключевых задач повышения конкурентоспособности сферы образования. При этом качество сферы образовательных услуг представляет собой совокупность показателей социально-экономического развития отрасли, отражающихся в специфике и соотношении воспроизводства специалистов и требований, предъявляемых реальными и потенциальными работодателями.
Основной целью деятельности учреждений сферы образовательных услуг в области качества является постоянное повышение конкурентоспособности образовательных услуг и научно-технических продуктов, реализация инновационного потенциала, определяемого уровнем профессиональных знаний, навыков и умений профессорско-преподавательского состава и студентов, формирование и укрепление твердой гражданской позиции и высоких нравственных идеалов.
Политика учреждений сферы образовательных услуг в области качества должна быть направлена на достижение сформулированной цели посредством решения ряда задач: 1) формирование и развитие системы управления качеством образовательных услуг; 2) обеспечение повышения квалификации и профессионального уровня профессорско-преподавательского состава; 3) повышение качества учебно-методической и материально-технической базы учебно-образовательного процесса; 4) внедрение современных методик и технологий обучения; 5) активизация инновационной деятельности образовательного учреждения; 6) совершенствование методов управления и стимулирования и др.
Таким образом, реализация выделенных задач способствует получению следующих результатов: разработка и внедрение конкурентоспособной наукоемкой продукции; формирование профессорско-преподавательского состава с высочайшим уровнем подготовки и мотивации к работе; применение инновационных технологий в образовательной деятельности; создание благоприятного имиджа учреждения сферы образовательных услуг в обществе.
Список литературы:
1. Арутюнова, А.Е. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг[Текст]/ А.Е.Арутюнова: Автореферат дисс. ... канд.экон.наук. - Майкоп: АГУ, 2009.- 28 с.
2. Багиев Г.Л. Маркетинг[Текст]/ Г.Л.Багиев, В.М.Тарасевич, Х. Анн/ Под общ. ред. Г.Л. Багиева.- М.: Экономика, 2008.736 с.
3. Бурменко Т. Сфера услуг. Экономика [Текст]/Т. Бурмен-ко.- М.: Кнорус, 2008.- 328 с.
4. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: Учебник [Текст]/ В.А.Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2003. -672 с.
5. Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе [Электронный ресурс]/ Н.Н. Новоселова// Инженерный вестник Дона: электронный научно-инновационный журнал .- 2011.- №1// http://www.ivdon.ru.
6. Новоселов С.Н. Актуальные проблемы региональной и муниципальной экономики [Текст]/ С.Н. Новоселов, М.А. Ахмадов, Н.Н. Новоселова и др.- Пятигорск: РИА- КМВ, 2010.288 с.
References:
1. Arutyunov A.E. Market-based instruments of development of educational services [Text] / A.E. Arutyunov: Abstract Thesis. ... Kand. ekon. nauk. - Maikop: ASU, 2009 .- 28 p.
2. Bagiev GL Marketing [Text] / GL Bagiev, V. Tarasevich, Ann H. /, ed. Ed. GL Bagieva .- Moscow: Economics, 2008 .- 736 p.
3. Burmenko T. Human Services. Economics [Text] / T. Burmenko .- M.: KnoRus, 2008 .- 328 p.
4. Kvartalnov, VA Theory and practice of tourism: A Textbook [Text] / VA Kvartalnov. - Moscow: Finances and statistics, stick, 2003. - 672.
5. Novoselova N. Direction of the effective use of educational, scientific, technological and innovation potential to address socioeconomic problems in the region [electronic resource] / NN Novoselova / / Journal of Engineering Don: the electronic journal Science and Innovation .- 2011 .- № 1 / / http://www.ivdon.ru.
6. Novoselov, SN Topical Problems of Regional and Municipal Economy [Text] / SN Novoselov, M.A. Akhmadov, N. Novoselov ets - Pyatigorsk: RIA-CMS, 2010 .- 288 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Вирабовой М.Р., Дергиевой А.И. «исследование направлений деятельности и выявление перспектив развития сферы образовательных услуг» Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что за достаточно короткий промежуток времени в стране сложился рынок образовательных услуг, предложение которых постоянно растет. Все это потребовало пересмотра концепции развития образования и, прежде всего, обусловило необходимость привлечения новых инструментов для повышения эффективности и качества образовательного процесса в высших учебных заведениях. Поэтому научная статья, направленная на выявление факторов повышения эффективности функционирования системы высшего образования в разрезе рыночных инструментов реализации стратегических целей развития вузов, является, безусловно, актуальной.
Своевременными являются поставленные задачи: по исследованию структуры зарубежных систем высшего образования, выявлению их особенностей; изучению проблем и стратегических перспектив российской системы высшего образования в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства; определению тенденций развития российского рынка образовательных услуг; определению основных методов исследования рынка образовательных услуг.
В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Зав. кафедрой «Экономическая теория» Грозненского государственного нефтяного института им. академика М.Д. Миллионщикова, профессор,
д.э.н. М.М. Магомадов
29б