ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Анализ человеческого капитала
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Жанар Даулетханкызы ДАУЛЕТХАНОВА
аспирантка кафедры финансового менеджмента, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва,
Российская Федерация
История статьи:
Принята 25.02.2016 Одобрена 03.03.2016
УДК 332.012.2 JEL: 130, 139
Ключевые слова:
экономическое развитие, социальная политика, социальное обеспечение, качество жизни
Аннотация
Предмет. Статья посвящена исследованию политики Республики Казахстан в области социального развития и социального обеспечения как системы мероприятий, направленных на улучшение качества жизни. Вопросы социальной политики особенно актуальны в связи с развитием суверенного Казахстана и необходимостью осуществления новой социальной политики в условиях модернизации общества.
Цели. Анализ существующих подходов в рассмотрении понятия «социальная политика», а также анализ подходов к социальной политики в Республике Казахстан.
Методология. Использованы многомерные непараметрические методы, метод относительных разностей и метод «Паттерн». На основании построенной модели интегрального исчисления показателей проведено измерение качества жизни регионов Казахстана и составлен соответствующий рейтинг.
Результаты. Измерено качество жизни населения Республики Казахстан, расширена система индикаторов качества жизни, специфика измерения качества жизни.
Выводы. Механизм государственного регулирования социальной сферы Республики Казахстан направлен на улучшение качества жизни и развитие социальной политики в стране. Для достижения нового уровня развития Казахстану необходимо учесть позитивный опыт развитых стран в строительстве правового, демократического и социального государства, особенно в формировании государственной политики в области образования, здравоохранения и социальной помощи населению.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Социальная политика - важнейший инструмент, с помощью которого общество поддерживает социальную стабильность и обеспечивает ключевые предпосылки развития, связанные с формированием человеческого капитала и гармонизацией отношений между общественными группами [1].
Проблемы формирования и реализации социальной политики - интенсивно
развивающаяся область научных исследований. При этом представители разных областей науки отстаивают свои взгляды на социальную политику. Общим является то, что экономическая составляющая социальной политики присутствует в большинстве исследований разных специалистов.
В настоящее время существует множество различных определений данного термина [2-7]. Рассмотрим наиболее распространенные из них, часто употребляемые в научной литературе (табл. 1).
В современной литературе существуют две основные позиции в определении роли государства в социальной сфере. Первая признает
необходимость проведения активной социальной политики. Другая точка зрения основывается на либерализации отношений в социальной сфере. Однако большинство ученых все же подтверждают, что вмешательство государства в социальную сферу необходимо, выделяя при этом разные механизмы такого регулирования. Наиболее оптимальной моделью социальной политики является синтез двух тенденций, предполагающий, с одной стороны, акцент на социальное государство и социальную экономику, а с другой стороны, использование рыночных механизмов разработки и реализации социальной политики. При этом возвращение государства в социальную сферу не должно рассматриваться как закрепление тенденций патернализма, когда государство полностью берет на себя все обязательства по социальному благополучию населения. Государство в таком случае выступает одним из ведущих субъектов социально-экономических отношений [8].
К задачам социальной политики относятся:
• стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам
потребления;
• усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;
• обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;
• сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин [9].
Из этого следует, что социальная политика представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, совершенствование его социальной сферы, удовлетворение и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп населения. Основной задачей социальной политики и главным критерием ее эффективности являются повышение уровня жизни населения и сокращение масштабов бедности. Приоритетом же социальной политики, особенно в условиях глобализации, становится развитие человека, в первую очередь его здоровья и образования, а в конечном итоге - качества жизни людей.
Решению этой задачи уделялось особое внимание на всем протяжении независимого развития Республики Казахстан. В первые годы переходного периода в силу ограниченных финансово-экономических возможностей основные усилия государства были направлены на сохранение социальных гарантий, смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни граждан и защиту наименее обеспеченных групп населения.
В условиях стабилизации и экономического роста реформирование системы социальной защиты было направлено на создание и реализацию законодательства по регулированию трудовых отношений, активное содействие занятости, переход к многоуровневой системе социального обеспечения и оказание адресной помощи. В результате в полном соответствии с принципами социального государства в Казахстане создана национальная модель социальной защиты населения, направленная на предупреждение социальных рисков, повышение благосостояния и развитие человеческого капитала.
Казахстан выделяется на фоне других Центрально-Азиатских постсоветских республик как страна с
достаточно стабильной экономикой. За последнее десятилетие в стране наблюдаются высокие темпы экономического роста, однако они достигнуты в основном за счет бурного развития нефтедобывающего сектора. Поэтому сырьевая направленность экономики Казахстана, безусловно, вызывает озабоченность.
Существующая ярко выраженная специализация регионов страны по секторам экономики -аграрный и горнодобывающий (нефть, цветные металлы) - порождает значительное пространственное неравенство в доходах между регионами. Развитие социальной политики в современных условиях требует создания новых инструментов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса специальных социальных услуг.
Республика Казахстан утверждает себя как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Эти цели закреплены в Конституции Республики Казахстан.
Основной задачей социальной политики государства и главным критерием ее эффективности является неуклонное повышение качества жизни народа.
В последние годы все очевиднее становится актуальность еще одного направления социальной политики, связанного с качеством жизни населения. Усиливается внимание к необходимости отслеживать ситуацию по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения в каждом регионе и местном сообществе.
Показатели уровня и качества жизни населения отражают степень развития социально-экономических отношений в стране. Современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан. Высокий уровень и качество жизни - это требование времени, без него невозможно развитие государства. Обеспечение высокого уровня и качества жизни выгодно как для населения, бизнеса, так и для правительства. Это необходимое условие динамического развития личности, общества и государства [10].
Сегодня ученые выделяют три основных типа оценки индикаторов качества жизни: объективный, субъективный и интегральный [11]. Объективные
оценки качества жизни наиболее распространены. При таком подходе качество жизни определяют через параметры объективных условий и процессов жизнедеятельности. Для определения значений показателя качества жизни используются в основном инструментальный, расчетный, статистический и экспертный методы. Иногда применяют комбинированный метод. Его цель -как можно более точно измерить уровень жизни общества или группы людей на основе разнообразной статистической информации. Необходимо отметить, что до сих пор в научном сообществе не разработан единый, общепризнанный набор индикаторов для такой оценки. В зависимости от уровня рассмотрения и возможностей ученого в конкретном исследовании могут использоваться до 1 000 различного рода объективных показателей [12].
В группе объективных оценок особо выделяются интегральные оценки качества жизни на основе официальной статистики и статистики из открытых источников. В Российской Федерации разработаны методики по оценке качества жизни на основе интегральной оценки. Например, интегральный индикатор качества жизни, разработанный специалистами Центрального экономико-математического института Российской академии наук под руководством профессора С.А. Айвазяна [13]. Интегральный индикатор качества жизни позволяет произвести оценку на основе официальных данных государственной статистики, что немаловажно, поскольку это нивелирует фактор субъективности. Показатели агрегируются в пять интегральных групп:
• качество населения, интегрирующее в себе такие его свойства, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, квалификация, рождаемость и смертность, брачность и пр.;
• благосостояние населения, интегрирующее в себе основные показатели уровня жизни и отражающее степень удовлетворения его материальных и духовных потребностей (реальные доходы, их дифференциация, уровень потребления благ и услуг, уровень обеспечения мощностями инфраструктуры общества и пр.);
• социальная безопасность (качество социальной сферы), отражающая уровень условий труда, социальной защиты, физической и имущественной безопасности члена общества, криминогенного и социально-политического здоровья самого общества и пр.;
• качество окружающей среды (экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, качестве почвы, уровне биоразнообразия и пр.;
• природно-климатические условия, характеризующиеся составом и объемами природно-сырьевых ресурсов, климатом, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций.
Как подчеркивает С.А. Айвазян, располагая формализованной методологией измерения качества жизни, построенной на базе соответствующих статистических показателей и более частных свойств этой категории, мы получаем возможность определять стратегические цели в развитии человеческого общества, сравнивать различные ячейки этого общества по данному показателю во времени и пространстве, наконец, конструировать целевые критерии общественного благосостояния, условная оптимизация которых (при различного рода климатических, политических и ресурсных ограничениях) позволяет определять оптимальные траектории социально-экономического и эколого-демографического развития [13].
Для синтеза интегральных показателей качества жизни регионов предлагается использовать непараметрические методы статистического анализа. Основное достоинство применения непараметрических методов заключается в снижении размерности матриц исходных данных путем сжатия исходной информации. При этом непараметрические методы многомерных статистических сравнений обладают
незначительной чувствительностью к искажениям статистических данных, применимы к малым выборкам и не требуют обеспечения сопоставимости единиц измерений частных показателей.
Указанные недостатки могут быть устранены при помощи многомерных непараметрических методов, использующих относительные оценки. Рассмотрим два из них: метод относительных разностей и метод «Паттерн». Метод относительных разностей предполагает получение оценок по частным показателям при помощи нормирования по следующей формуле:
Ц = (х г) -^/тт) / (х/тах Л/тт).
То есть превышение значения /-го частного показателя по -му региону над минимальным значением соотносится с размахом вариации /-го
частного показателя по всей совокупности регионов.
Значение интегрального коэффициента может быть получено при помощи средней арифметической простой из частных коэффициентов. Значения коэффициента Т будут принадлежать области [0;1]; Т = 1 может быть достигнуто только в случае, если г-й регион обладает наилучшими значениями по всем частным показателям.
Метод «Паттерн» позволяет получить оценки по частным показателям при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими. Величина интегрального коэффициента определяется по следующим формулам [14]:
хЦ / Хтах.
Использование метода относительных разностей и метода «Паттерн» предполагает наложение ограничения положительности исходных значений частных показателей.
Для определения уровней качества жизни в регионах, по мнению автора, предпочтительным является использования метода «Паттерн», поскольку метод относительных разностей обладает свойством, снижающим его информативность, а именно значение коэффициента для региона с наихудшим значением х,у будет равно нулю.
При помощи метода «Паттерн» также были произведены расчеты по группам показателей физических, духовных и социальных потребностей. Таким образом были определены оценки трех компонент, необходимых для определения интегральной оценки качества жизни в 16 регионах Казахстана [15], полученной как средняя арифметическая простая. Результаты расчета представлены в табл. 2.
Произведенные вычисления позволяют
осуществить группировку регионов по уровню качества жизни. Для этого определим три группы регионов с равными интервалами: первая группа с высоким уровнем качества жизни, вторая - со средним, третья - с низким.
Интерпретируя полученные результаты, следует отметить, что большая часть изучаемых регионов
обладают высоким и средним уровнем качества жизни, причем разрыв между регионами небольшой. Серьезное воздействие на результат в модели оказывают доли показателей. Их вес определялся в соответствии с концепцией потребностей Маслоу, где человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности [16]. В соответствии с этим, были определены следующие веса групп потребностей:
• физические потребности - 80%;
• социальные потребности - 15%;
• духовные потребности - 5%.
В рамках аналитической работы была осуществлена оценка качества жизни населения Казахстана по регионам. Это позволило получить общую картину по ключевым социальным вопросам как на региональном, так и на республиканском уровнях. Также показатели могут быть использованы в следующих целях:
• для государственных органов, которые будут иметь возможность применять полученную информацию при решении обнаруженных проблем, проводить сравнительную характеристику уровня качества жизни между регионами;
для повышения
общественности;
осведомленности
• для рассмотрения, обоснования и установления региональных целей и приоритетов в повышении качества жизни;
• для мониторинга изменения и проведения оценки динамики показателей.
На современном этапе развития Казахстана для управления развитием регионов необходимо обеспечить качественный и непрерывный анализ и прогнозирование социально-экономических,
общественно-политических ситуаций и социальных процессов. Основные направления развития Республики Казахстан реализуются на инновационных экономических и социальных принципах и включают диверсификацию экономики, повышение качества человеческого капитала, улучшение демографической ситуации, политику устойчивой занятости населения.
В экономике знаний человеческий капитал является главным конкурентным преимуществом. Именно он дает возможность осуществлять инновации, адаптироваться к условиям глобализации мировой экономики, достигать высокой конкурентоспособности. Исходя из этого качественный человеческий капитал является важным условием социально-экономического развития страны, определяя в конечном итоге его уровень. Такой подход особенно актуален в современной экономике, когда постоянно развивающийся человек становится источником развития общества [17].
Для Казахстана повышение качества человеческого капитала имеет стратегическое значение. По индексу человеческого капитала Казахстан занял 37-е место из 144 стран. Об этом стало известно в ходе представления экспертами доклада The Human Capital Report 2015 на Всемирном экономическом форуме.
Среди стран СНГ и Балтии позиции распределились следующим образом: Эстония заняла 16-е место, Литва - 18-е, Латвия - 23-е, Россия - 26-е, Украина - 31-е, Казахстан - 37-е, Армения - 43-е, Кыргызстан - 44-е, Азербайджан - 63-е, Таджикистан - 65-е, Молдова - 71-е.
Для дальнейшего развития человеческого капитала нужен комплексный подход с воздействием на все влияющие факторы. В связи с этим Казахстан взял курс на социальную модернизацию, которая включает адекватное состояние здоровья в течение всей жизни, раннее развитие детей, качественное образование, профессиональные навыки.
В современных условиях, когда во главу экономического развития стран ставится человеческий фактор, а не идеология ресурсов, растет количество работ по экономике социального капитала.
Социальный капитал в общем смысле представляет собой совокупность элементов общественного сознания, власти и институтов, носящую общественно полезный характер и связывающую людей, организации, публично-правовые образования, которую они используют для удовлетворения потребностей собственных, других субъектов, групповых и (или) общественных [18].
Социальный капитал приобретает особую актуальность, он образуется из желания людей проявлять инициативу, прикладывать усилия, создавать новые формы взаимодействия.
Казахстан занял 83-е место из 133 стран в индексе социального прогресса, со ссылкой на американскую НПО Social Progress Imperative 2015. В рейтинге Казахстан поднялся на три строчки по сравнению с 2014 г., однако продолжает входить в категорию стран с уровнем социального прогресса ниже среднего. В этой же категории оказались Узбекистан (90-е место), Кыргызстан (93-е место), Таджикистан (96-е место). В той же категории находятся Грузия, Армения, Украина (60-е, 61-е и 62-е места соответственно), Белоруссия (66-е место), Молдова (70-е), Россия (71-е), Азербайджан (76-е).
Диспропорции в социально-экономическом положении, уровне и качестве жизни населения в регионах обусловливают необходимость научного осмысления региона как органичной части Республики Казахстан. В определенном смысле регион является ментальной ячейкой общества с ее территорией, многонациональным населением и другими особенностями, определяющими межрегиональные различия. Детальный анализ социальной напряженности и протестной активности в регионах Республики Казахстан, основанный на количественно-качественной оценке реального состояния, позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию, выделить основные факторы, определяющие характер этой ситуации. При этом следует обратить внимание на то, что формирование и тенденции развития, а также факторы, детерминирующие социальную напряженность в разных регионах, неодинаковы. Это обусловлено социально-экономическими, историческими особенностями регионов, своеобразием их быта, культуры и др. [19].
Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов,
отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Казахстана [20].
Национальная модель социальной политики в Казахстане изначально была ориентирована на использование выгод и возможностей устойчивого экономического роста для повышения благосостояния народа. Ключевой задачей повышения уровня жизни любого государства является сокращение бедности. Не случайно глава государства Н.А. Назарбаев определил сокращение бедности как одну из основных задач реализации национальной стратегии на долгосрочный период. В настоящее время ее реализация позволила реформировать трудовые отношения и занятость
населения, осуществить переход к накопительной пенсионной системе, ввести новые виды социальных пособий, создать адресную систему оказания социальной помощи (табл. 3).
В странах Содружества прожиточный минимум используется при разработке и реализации социальной политики, а также для обоснования размеров минимальных государственных социально-трудовых гарантий (минимальная заработная плата, минимальная пенсия по возрасту и т.п.).
В 2014 г. по сравнению с 2013 г. в Белоруссии величина прожиточного минимума выросла на 27%, в России - на 12,4%, что связано с опережающим ростом цен на продовольственные товары, входящие в состав потребительской корзины. В Казахстане и Кыргызстане темпы прироста величины прожиточного минимума и стоимости составили соответственно 9,2 и 13,7%. В Азербайджане и на Украине темпы прироста величины прожиточного минимума и стоимости составили соответственно 7,8 и 10%. В 2014 г. в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, России и на Украине средний размер начисленной заработной платы был выше величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в 3-5 раз, в Казахстане - в 7 раз.
Содержание и границы социальной политики Республики Казахстан определяются посланиями Президента, а также его программной статьей «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», где указываются основные направления комплексной социальной модернизации. Они дополняют и развивают положения программ «Казахстан-2030», «Казахстан-2050», определяющие содержание и направленность сильной социальной политики, которая обеспечивала бы общественную стабильность и согласие в обществе.
В области социальной защиты поручения Президента базируются на Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан. Причем основным принципом осуществления политики социальной защиты является государственное регулирование, более того, государство на этапе реформ остается основным источником финансирования системы социальной защиты [14].
С ростом экономики страны, о чем свидетельствует мировой опыт, становится возможным расширить систему государственного социального обеспечения по трем направлениям:
расширению сферы социального обеспечения, состава социально защищенных групп, увеличению количества и повышению уровня услуг социального обеспечения.
За десять лет в Казахстане государственные расходы на социальную сферу выросли в реальном выражении почти в три раза. Количество занятых в социальной сфере и в государственном управлении превышает 1,2 млн чел. Государство обеспечивает большой объем пособий и выплат. Их получают свыше 1,5 млн граждан. На фоне экономических рисков в стране с 1 января 2016 г. реализуются меры социальной поддержки.
Президентом поручено разработать новую социальную политику, где роль государства в социальной сфере должна быть ограничена поддержкой социально уязвимых граждан и обеспечением инвестиций в человеческий капитал. Государственная адресная поддержка будет оказываться только нуждающимся гражданам на основе оценки их реальных доходов и условий жизни. Учитывая особые потребности отдельных категорий граждан, необходимо установить разные величины прожиточного минимума с пересмотром его структуры. Приоритетом государства в социальной политике должны быть масштабные инвестиции в развитие человеческого капитала, что стимулирует модернизацию сфер образования и здравоохранения. С 2017 г. будет дан старт новому проекту - бесплатному профессионально-техническому образованию для всех.
Подводя итог, можно отметить, что состояние современного общества выйдет на новый качественный уровень, когда содержание понятия «социальная политика» будет включать все сферы человеческого бытия, когда перестанут ее рассматривать как часть политики вообще и часть экономической политики в частности. В отношении социальной политики в Республике Казахстан произошло движение от «уровня жизни народа», до современной интерпретации. Экономика страны не может считаться эффективной, если она не выполняет своих главных задач - удовлетворять потребности граждан, обеспечивать рост уровня жизни населения и национальное благосостояние. Вместе с тем, реализация намеченных задач возможна только в условиях эффективной экономической политики правительства. В связи с этим можно говорить о том, что социальная ориентация является основным приоритетом при принятии стратегических решений о направлениях развития экономики Казахстана.
Таблица 1
Точки зрения ученых на социальную политику
Автор Определение
Карданова И.В. Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни граждан и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе
Галкина Е.В. Социальная политика - это одна из важных составляющих элементов общественного развития любого общества, особенно находящегося на стадии постсовременного развития (так называемого постмодернити)
Жуков В. И. Социальная политика представляет собой совокупность разноуровневых управленческих воздействий на жизнедеятельность различных групп населения в целях консолидации общества и обеспечения стабильности политической власти на основе правового регулирования
Скворцов И.П. Социальная политика непосредственно воздействует на важнейшие сферы жизнедеятельности государства, такие как социально-трудовые отношения, демографическое развитие и миграцию населения, межнациональные отношения, охрану природных ресурсов и окружающей среды, создание условий для воспроизводства поколений и трудовых ресурсов
Куликов В., Роик В. Одной из основных целей развития государства в области социальной политики является расширение занятости и повышение уровня доходов работающего населения, усиление на этой основе стимулов роста производительности труда и производства в целом
Морова А.П. Проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления система мероприятий и акций, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе
Источник: составлено автором по работам [2-7]
Таблица 2
Расчет качества жизни в регионах Республики Казахстан в 2013-2015 гг.
№ п/п Уровень качества жизни Регион 2013 2014 2015
1 Высокий Алматы 55,9 59,5 65
2 Астана 63,2 62,2 63,5
3 Акмолинская область 46,1 45,6 46,6
4 Атырауская область 60,1 50,2 60,7
5 Карагандинская область 50,3 50,7 60,2
6 Северо-Казахстанская область 46 45,8 46,4
7 Павлодарская область 52,8 57,1 58,2
8 Средний Актюбинская область 44,2 43,5 45,3
9 Алматинская область 44,1 44,3 43,1
10 Жамбылская область 43,1 44,5 42,6
11 Костанайская область 43,1 43,9 44,7
12 Низкий Восточно-Казахстанская область 42,3 42,4 42,8
13 Западно-Казахстанская область 42,4 42,8 43,1
14 Южно-Казахстанская область 42,1 38,8 42,6
15 Мангистауская область 41,4 40 40,2
16 Кызылординская область 41,3 42,8 42,5
Таблица 3
Индекс роста прожиточного минимума и индекс потребительских цен в Республике Казахстан в 2013 и 2014 гг., %
2013 2014
Страна Прожиточный Индекс Прожиточный Индекс
минимум потребительских цен минимум потребительских цен
Азербайджан 107,4 103,5 107,8 99,9
Беларусь 122,1 116,5 126,5 116,2
Казахстан 103 104,8 109,2 107,4
Кыргызстан 102,5 104 113,7 110,5
Россия 109,3 106,5 112,4 111,4
Украина 107,4 100,5 100 124,9
Список литературы
1. Кузьминов Я.И., Овчарова Л.Н., Якобсон Л.И. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 54 с.
2. Карданова И.В. Социально-демографическая политика // Материалы международной научно-практической интернет-конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований, 2015». URL: http://www.sworld.com.ua/konfer38/447.pdf.
3. Галкина Е.В. Социальная политика современного российского государства: концептуальные дискуссии и проблемы функционирования // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 26-31.
4. Бакалдина Е.С. Государственная социальная политика Российской Федерации: выбор приоритетов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4 Т. 1. С. 104-107.
5. Скворцов И.П. О взаимосвязи социальной политики и социальной безопасности // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 2. С. 26-29.
6. Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // Российский экономический журнал. 2005. № 1. C. 3-17.
7. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. Минск: ИСПЦ, 2000. 136 с.
8. Немашкалова К.Г. Социальная политика России в период рыночной трансформации: сущность, этапы, специфика // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1. С. 65-72.
9. Егорова М. С., Смирнова А.А. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. Вып. 5-2. С. 302-304.
10. Фроликова О.А., Гудименко Г.В. Уровень и качество жизни населения как основа формирования государственной политики // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 1. С. 48-50.
11. Гаврилова Т.В. Принципы и методы исследования качества жизни населения // Технологии качества жизни. 2004. Т. 4. № 2. C. 1-11.
12. Тодоров А.С. Качество жизни: критический анализ буржуазных концепций. М.: Прогресс, 1980. 223 с.
13. Айвазян С.А. Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения // Мир России. 2001. Т. X. № 4. С. 59-96.
14. Данилов А.М., Гарькина И.А. Приложение метода «Паттерн» к конструированию композиционных материалов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2011. № 1. С. 46-51.
15. Derek G., Johnston R., Pratt G. et al. Quality of Life. Dictionary of Human Geography. Oxford: Wiley-Blackwell, 2009.
16. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
17. Чучулина Е.В. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития региона // Вестник Пермского университета. 2014. Вып. 1. С. 52-57.
18. Сятчихин С.В. Социальный капитал как фактор саморазвития территорий // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25. Вып. 1. С. 103-109
19. Ценности и идеалы независимого Казахстана: коллективная монография / под ред. З.К. Шаукеновой. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. 322 с.
20. Бекенова Л.М. Государственные методы регулирования социально-экономического развития региона: механизм, инструменты // Материалы международной научно-практической конференции «Современная экономика и образование: проблемы, возможности и перспективы развития». Алматы: Алматинская академия экономики и статистики, 2015. С. 51-54.
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Analysis of Human Capital
EXPLORING THE MECHANISM OF GOVERNMENT REGULATION OF THE SOCIAL SPHERE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Zhanar D. DAULETKHANOVA
National Research Nuclear University MEPhl, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 25 February 2016 Accepted 3 March 2016
JEL classification: I30, I39
Keywords: economic development, social policy, social welfare, life quality, living standards
Abstract
Subject The article explores the policy of social development and social welfare of the Republic of Kazakhstan as a system of measures aimed at improving the standards of living. Objectives The aim is to analyze the existing approaches to the consideration of the social policy concept, and approaches to the social policy of the Republic of Kazakhstan.
Methods The study applies the multivariate nonparametric methods, method of relative differences and the pattern method. Based on the built model of integral calculus, I measured the life quality in the regions of Kazakhstan and prepared an appropriate rating.
Results The study provides measurement of the living standards in the Republic of Kazakhstan, expands the system of indicators and specifics of life quality measurement.
Conclusions The State regulation mechanism in the social sphere of the Republic of Kazakhstan aims at improving the life quality and developing the social policy in the country. To achieve the level of development, Kazakhstan needs to consider the positive experience of developed countries in building the constitutional, democratic and social State, especially, when formulating the State policy in the field of education, health care and the social assistance to the population.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Kuz'minov Ya.I., Ovcharova L.N., Yakobson L.I. Sotsial'naya politika: dolgosrochnye tendentsii i izmeneniyaposlednikh let [Social policy: long-term tendencies and changes of recent years]. Moscow, NRU HSE Publ., 2015, 54 p.
2. Kardanova I.V. [Socio-demographic policy]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi Internet-konferentsii "Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii, 2015" [Proc. Int. Sci. Conf. Modern Trends in Theoretical and Applied Research, 2015]. Available at: http://www.sworld.com.ua/konfer38/447.pdf. (In Russ.)
3. Galkina E.V. Sotsial'naya politika sovremennogo rossiiskogo gosudarstva: kontseptual'nye diskussii i problemy funktsionirovaniya [Social policy of the modern Russian State: conceptual discussions and problems of functioning]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economics, Law, 2015, no. 4, pp. 26-31.
4. Bakaldina E.S. Gosudarstvennaya sotsial'naya politika Rossiiskoi Federatsii: vybor prioritetov [State social policy of the Russian Federation: the choice of priorities]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2014, vol. 1, no. 4, pp. 104-107.
5. Skvortsov I.P. O vzaimosvyazi sotsial'noi politiki i sotsial'noi bezopasnosti [On interrelation of social policy and social security]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii = Cultural Life of the South of Russia, 2015, no. 2, pp.26-29.
6. Kulikov V., Roik V. Sotsial'naya politika kak prioritet i prioritety sotsial'noi politiki [Social policy as a priority and the priorities of social policy]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 2005, no. 1, pp. 3-17.
7. Morova A.P. Sotsial'naya politika v sfere trudovykh otnoshenii [Social policy in the sphere of labor relations]. Minsk, ISPTs Publ., 2000, 136 p.
8. Nemashkalova K.G. Sotsial'naya politika Rossii v period rynochnoi transformatsii: sushchnost', etapy, spetsifika [Social policy of Russia during the market transformation: the nature, stages, specifics].
Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS = Public and Municipal
Administration. Proceedings of North Caucasian Academy of Public Administration, 2015, no. 1, pp.65-72.
9. Egorova M.S., Smimova A.A. Sotsial'naya politika Rossii [Social policy of Russia]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015, iss. 5-2, pp. 302-304.
10. Frolikova O.A., Gudimenko G.V. Uroven' i kachestvo zhizni naseleniya kak osnova formirovaniya gosudarstvennoi politiki [The level and life quality of the population as a basis to develop the State policy].
Vestnik OrelGIET = Bulletin of Orel State Institute of Economy and Trade, 2015, no. 1, pp. 48-50.
11. Gavrilova T.V. Printsipy i metody issledovaniya kachestva zhizni naseleniya [Principles and methods to research the life quality of population]. Tekhnologii kachestva zhizni = Life Quality Technologies, 2004, vol. 4, no. 2, pp. 1-11.
12. Todorov A.S. Kachestvo zhizni: kriticheskii analiz burzhuaznykh kontseptsii [Life quality: a critical analysis of bourgeois concepts]. Moscow, Progress Publ., 1980, 223 p.
13. Aivazyan S.A. Rossiya v mezhstranovom analize sinteticheskikh kategorii kachestva zhizni naseleniya [Russia in the cross-country analysis of synthetic categories of life quality of population]. Mir Rossii = Universe of Russia, 2001, vol. 10, no. 4, pp. 59-96.
14. Danilov A.M., Gar'kina I.A. Prilozhenie metoda "Pattern" k konstruirovaniyu kompozitsionnykh materialov [Applying the pattern method to designing the composite materials]. Vestnik BGTU im. V.G. Shukhova = Bulletin of BSTUnamed after V.G. Shukhov, 2011, no. 1, pp. 46-51.
15. Derek G., Johnston R., Pratt G. et al. The Dictionary of Human Geography. Oxford, Wiley-Blackwell, 2009.
16. Maslow A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Evraziya Publ., 1999, 478 p.
17. Chuchulina E.V. Chelovecheskii kapital kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Human capital as a factor of socio-economic development of the region]. Vestnik Permskogo universiteta = Perm University Herald, 2014, iss. 1, pp. 52-57.
18. Syatchikhin S.V. Sotsial'nyi kapital kak faktor samorazvitiya territorii [Social capital as a factor of self-development of territories]. Vestnik Udmurtskogo universiteta = Bulletin of Udmurt University, 2015, vol. 25, iss. 1, pp. 103-109.
19. Tsennosti i idealy nezavisimogo Kazakhstana: kollektivnaya monografiya [Values and ideals of independent Kazakhstan: a collective monograph]. Almaty, Institute of Philosophy, Political Science and Religious Studies of Committee Science of Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan Publ., 2015, 322 p.
20. Bekenova L.M. [A method of State regulation of socio-economic development of the region: a mechanism and tools]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Sovremennaya ekonomika i obrazovanie: problemy, vozmozhnosti i perspektivy razvitiya" [Proc. Int. Sci. Conf. Modern Economy and Education: Challenges, Opportunities and Development Prospects]. Almaty, Almaty Academy of Economics and Statistics Publ., 2015, pp. 51-54.