УДК 351.712.4
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТРУКТУРЕ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Глухов Владимир Викторович
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, руководитель административного аппарата ректора, д.э.н., профессор, e-mail: [email protected]
Бабкин Иван Александрович
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, доцент высшей школы промышленного менеджмента и экономики, к.э.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены особенности реализации проектов государственно-частного партнерства, возможности использования механизма государственно-частного партнерства в рамках на-учно-промышленно-образовательного комплекса
Ключевые слова: государство; бизнес проекты; промышленно-образовательный комплекс; промышленность; промышленные предприятия
Статья подготовлена в рамках научного проекта № 15-02-00629/17-ОГОН «Инструментарий управления научно-промышленно-об-разовательным комплексом на основе механизмов ГЧП и формирования программ внедрения передовых промышленных технологий»
Исследование механизма государственно-частного .
INVESTIGATION OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC-INDUSTRIAL-EDUCATIONAL COMPLEX
Glukhov Vladimir V.
Peter the Great St.-Petersburg Polytechnic University, Head of the administrative apparatus of the Rector, Doctor of Economics, Professor, e-mail: [email protected]
Babkin Ivan A.
Peter the Great St.-Petersburg Polytechnic University, Associate Professor of Higher School of Industrial Management and Economics, PhD, e-mail: [email protected]
The article considers the features of implementation of public-private partnership, the possibility of using the mechanism of public-private partnership within the framework of scientific-industrial-educational complex
Keywords: state; business projects; industrial-educational complex; industry; industrial enterprises
The research was supported by RHSF (project No. № 15-02-00629/17- OfOH)
> к
H
а
Л сг
н
Ы
hi
П
Ъ
о
е
M
п о
03
е
М
M
н
н о
э
Э
н
н
о
М s к s
Для цитирования: Бабкин И.А., Глухов В.В. Исследование механизма государственно-частного партнерства в структуре научно-промышленно-образовательного комплекса // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 35-38.
В настоящее время вопросы взаимодействия государства и частных бизнес-структур на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) приобретают все большую актуальность в экономике.
Такое взаимодействие основано на балансе интересов государства как представителя общественных интересов и частного сектора. При этом государство должно трактоваться в широком смысле, как обобщающий субъект общественной власти, включающий в себя все уровни управления -федеральный (национальный), региональный и муниципальный. Основа концепции ГЧП состоит в том, что государство и бизнес обладают собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых формируется кооперация и создается эффект синергии [1].
В этих условиях государственно-частное партнерство становится основополагающим инструментом развития региональной и муниципальной инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества оказываемых услуг населению.
Несмотря на наличие опыта реализованных проектов государственно-частного партнерства в нашей стране, наблюдается недостаточность теоретической базы, комплексных исследований и необходимого научно-методического обеспечения для изучения этого перспективного механизма. Тем не менее, можно констатировать, что идет поступательное развитие сферы ГЧП по ключевым направлениям: в законодательном регулировании, институциональной среде и при непосредственной подготовке и реализации проектов.
Переход к модели государственно-частного партнерства позволяет улучшить экономическую ситуацию предприятий научно-промышленно-об-разовательного комплекса за счет привлечения дополнительных источников дохода, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития, что позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в инновационные проекты, повысить эффективность капитальных вложений в промышленность.
гчп
__
Бизнес
Цели:
- стабильное получение и увеличение прибыли;
- повышение репутации на рынке.
Вклад в проект ГЧП:
- инвестиции;
-профессиональный опыт;
- эффективное управление:
- гибкость и оперативность а принятии решений;
- способность к новаторству^
- инновационные технологии.
I
Государство
Цели:
- рост объемов и улучшение качества предоставляемых обществу услуг;
- рациональное управление государственной собственностью.
Вклад в проект ГЧП:
- формирование необходимой институциональной среды;
- создание соответствующей законодательной базы и инфраструктуры функционировании партнерства:
- государственные гарантии:
- государственные инвестиции.
Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП
Современное состояние экономики Российской Федерации, в условиях нынешней мировой ситуации, является сложным, что требует поиска возможности улучшения и оптимизации реального положения народного хозяйства страны. В этой связи вопрос развития научно-промышленно-образова-тельного комплекса является актуальным.
Учитывая развитие цифровой экономики, требующей модернизации и развития всех отраслей народного хозяйства, роль научно-промышленно-об-разовательного комплекса становится решающей.
Деятельность научно-образовательно-промышленных комплексов (НПОК) направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества продуктов и услуг, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Это предполагает целый комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам. Вероятность коммерческого успеха инноваций резко возрастает благодаря формированию специальных проектных компаний в формате государственно-частного партнерства [2].
Для государства ГЧП выступает средством, помогающим сделать научно-исследовательскую и инновационную политику более восприимчивой к меняющемуся характеру инноваций, а также
к социальным и глобальным вызовам. Для бизнеса ГЧП позволит развить новые рынки и создать ценность посредством сотрудничества и совместного производства [3].
Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях привлечения в экономику частных инвестиций и обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления возможностей реализации общественно значимых проектов [4].
Поскольку при государственно-частном партнерстве речь идет о взаимовыгодном партнерстве, то ключевым моментом взаимодействия является согласование целей и интересов каждой из сторон. Общие цели и значимость государства и бизнеса в ГЧП представлены в виде авторской схемы на рис. 1.
В свою очередь система установленных в законодательстве форм, видов и методов регулирования отношений между публичным и частным
Исследование механизма государственно-частного
■ земельный участок
■ объекты недвижимости
■ возмещение расходов
Соглашение о ГЧП
О
Соэд а ни е/ре конструкция объекта, использование или обслуживание объекта в течение срока СГЧП
О
Частный партнер
Продукция
1®
О
Имущественный комплекс
Право
собственности на объект *
Право
собственности на
объект * г
Публичный
---к партнер
О
А
Продукция
Потребители
* - о период действия соглашения право собственности на объект может оставаться у частного партнера, однако оно должно быть передано публичному партнеру по завершении действия соглашения, если затраты частного партнера на создание объекта были меньше 50 %
Потребители
Рис. 2. Механизм реализации соглашения партнерами формирует механизм государственно-частного партнерства.
Элементов, из которых может состоять механизм государственно-частного партнерства, множество.
Авторы выделяют следующие обязательные признаки проекта ГЧП [3]:
- проект направлен на создание (реконструкцию) объекта общественной инфраструктуры (например, транспортная сфера, социальная сфера, коммунальная сфера, энергетика);
- частный партнер не только проектирует и (или) создает объект, но и в обязательном порядке осуществляет его эксплуатацию и (или) техническое обслуживание;
- частный партнер полностью или частично финансирует создание объекта общественной инфраструктуры;
- возврат инвестиций частного партнера осуществляется за счет оказания услуг с использованием объекта и (или) технического обслуживания объекта, которое оплачивается потребителями (населением) и (или) за счет платежей из бюджета;
- проект должен носить долгосрочный характер.
Рассматривая возможные формы реализации государственно-частного партнерства можно выделить, в качестве основных, следующие:
Классические формы государственно-частного партнерства (согласно нормативному определению):
- концессионное соглашение;
- соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
- Договорные формы привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры, имеющие отдельные признаки государственно-частного партнерства:
о государственно-частном партнерстве
- контракт жизненного цикла;
- офсетные контракты;
- договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора;
- долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя в интересах юридического лица с государственным участием;
- специальные инвестиционные контракты (СПИК).
- Корпоративные формы привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры, имеющие отдельные признаки государственно-частного партнерства:
- создание специальной проектной компании (СПК) с государственным и частным капиталом для создания и управления объектами общественной инфраструктуры.
Необходимость использования механизма государственно-частного партнерства для развития научно-образовательных учреждений и промышленных предприятий обозначена в ряде государственных программ, в том числе в государственных программах Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» и «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
Преимущества государственно-частного партнерства обеспечиваются не столько возможностью привлечения внебюджетных финансовых ресурсов, сколько максимально полным использованием уникальных возможностей каждого из участников проекта и совокупным сокращением рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, как правило, получает не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и более действенную,
чем традиционная бюрократия, систему управления проектом, а бизнес - определённый набор гарантий и преференций [5].
Исходя из особенностей промышленно-иннова-ционной сферы, авторы считают, что для развития научно-промышленно-образовательного комплекса могут применяться следующие формы государственно-частного партнёрства:
- соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в случае, если целью проекта является создание имущественного комплекса для производства промышленной продукции;
- концессионное соглашение в случае, если целью проекта является создание объектов науки и образования;
- договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора;
- контракт жизненного цикла.
- Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» механизм реализации соглашения о государственно-частном партнерстве (СГЧП) с целью создания имущественного комплекса для производства промышленной продукции, выглядит следующим образом (рис. 2).
Авторы полагают перспективными направлениями организационно-производственной деятельности - необходимость обоснования функций государства и бизнеса в деятельности на-учно-промышленно-образовательного комплексов,
а также разработку модели определения оптимальных пропорций при вложении ассигнований государства и бизнеса в развитие науч-но-промышленно-образовательного комплекса. Авторами рассмотрены основные положения и особенности реализации проектов государственно-частного партнерства, а также возможности использования механизма государственно-частного партнерства для развития научно-промышлен-но-образовательного комплекса.
Библиографический список:
1. Бабкин И.А. Особенности государственно-частного партнерства в промышленности // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22, № 10. С. 89-97.
2. Кузьмина С.Н., Васильев Ю.С. Реализация инновационного подхода в системе подготовки кадров в научно-промышленных образовательных комплексах // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 6. С. 142-152.
3. Бабкин И.А. Концептуальный подход для формирования проектов ГЧП в промышленности // Научно-технические ведомости СПбПУ Экономические науки. 2017. Т. 10. С. 82-90.
4. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Глухов В.В., Сафонов М.М. Партнерство государства и бизнеса. Модели, организация, оценка. СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2012. 160 с.