Научная статья на тему 'Формирование кластерных объединений - эффективный механизм развития промышленности с использованием государственно-частного партнерства'

Формирование кластерных объединений - эффективный механизм развития промышленности с использованием государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CLUSTER POLICY / INDUSTRIAL ENTERPRISES / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкин И. А.

В статье обозначены авторские позиции по формированию кластерных объединений в промышленной сфере с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Автором проанализирован кластерный подход в экономике, причины, ограничивающие формирование кластеров промышленных предприятий, государственно-частное партнерство рассматривается как инструмент формирования кластерных объединений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкин И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERING FORMATION AS AN EFFECTIVE MECHANISM OF THE INDUSTRIAL DEVELOPMENT WITH USING MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

In article author’s positions on formation of clustering in the industrial sphere with using mechanisms of state-private partnership are designated. The author within considering formation of clustering pays his attention to the analysis of cluster approach in the economy, the reasons limiting formation of clusters of the industrial enterprises and public-private partnership is considered as the instrument of formation of cluster associations

Текст научной работы на тему «Формирование кластерных объединений - эффективный механизм развития промышленности с использованием государственно-частного партнерства»

УДК 338.45

формирование кластерных

объединений - эффективный

механизм развития

промышленности

с использованием государственно-частного партнерства

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения исследований по проекту № 18-010-01119

clustering formation as an effective mechanism of the industrial development

with using mechanisms of public-private partnership

The article was prepared with financial tance from the RFBR (project№ 18-010-01119)

assis-

Бабкин Иван Александрович

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, доцент Высшей инженерно-экономической школы, к.э.н., доцент, e-mail: [email protected]

В статье обозначены авторские позиции по формированию кластерных объединений в промышленной сфере с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Автором проанализирован кластерный подход в экономике, причины, ограничивающие формирование кластеров промышленных предприятий; государственно-частное партнерство рассматривается как инструмент формирования кластерных объединений

Ключевые слова: кластерная политика; промышленные предприятия; государственно-частное партнерство

Babkin Ivan A.

Peter the Great St.-Petersburg Polytechnic University, Higher Engineering and Economic School, Associate Professor, PhD, Docent, e-mail: [email protected]

In article author's positions on formation of clustering in the industrial sphere with using mechanisms of state-private partnership are designated. The author within considering formation of clustering pays his attention to the analysis of cluster approach in the economy, the reasons limiting formation of clusters of the industrial enterprises and public-private partnership is considered as the instrument of formation of cluster associations

Keywords: cluster policy; industrial enterprises; public-private partnership

Для цитирования: Бабкин И.А. Формирование кластерных объединений - эффективный механизм развития промышленности с использованием государственно-частного партнерства // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 42-45.

Проводимые на различных уровнях властных структур изменения институциональных функций приводят к необходимости формирования новых подходов к государственному управлению в промышленности. В этих условиях взаимодействие между экономическими агентами становится более дифференцированным, а организация экономической деятельности начинает занимать промежуточное - между рыночной и административной формами - положение, называемое экономической квазиинтеграцией. Одной из относительно новых форм квазиинтеграции, как показывает мировой опыт, является кластеризация - объединение предприятий различных направлений экономической деятельности. Теоретические основы кластеризации заложил М. Портер, который исследовал жизненный цикл кластеров, роль частного и государственного сектора в формировании кластеров, а также роль кластеров в процессах конкуренции [1].

В настоящее время в России особое внимание уделяется формированию кластерной политики как признанной стратегии повышения конкурентоспособности отраслей национальной экономики.

Законодательное определение «кластер» приводится только в Федеральном законе от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [2]. В то же время в отраслевых нормативных актах термин «кластер» активно используется (структурировано по годам выхода):

- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3];

- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» [4];

- Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» [5];

- Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 № 282 «О национальной нанотехноло-гической сети» [6];

- Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 № 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [7];

- Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» [8];

- Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» [9].

Опираясь на вышеуказанные документы, автор предлагает дать следующее толкование: промышленный кластер - совокупность взаимодействия предприятий, объединенных территориальной близостью и функциональной зависимостью в рамках производственного, технологического, научного и прочих процессов, действующих в промышленной сфере экономики определенного региона. При этом сохранение конкурентных отношений между участниками является важной особенностью кластера. Преимуществами кластерного подхода являются:

1) снижение расходов предприятий, входящих в кластер за счет территориальной близости;

2) обеспечение роста производительности труда за счет распространения инноваций между предприятиями кластера, что гарантирует социально-экономическое развитие региона.

Деятельность государства, направленная на развитие кластерных образований принято обозначать кластерной политикой или политикой концентрации. При этом реализация кластерной политики основана на методах прямого и косвенного воздействие на кластер.

К методам прямого воздействия относятся: субсидирование, создание специальных таможенных и налоговых режимов, создание инфраструктуры и формирование целевых программ.

К косвенным методам воздействия относится проведение конкурентной политики. Однако, по мнению А.В. Бабкина [10], С.В. Здольниковой [11], Ю.В. Вертаковой [12], возможности воздействия государства на экономику, при реализации инструментов промышленной политики, и развитие кластеров промышленных предприятий ограничены по следующим причинам:

1. Недостаточная квалификация специалистов, занимающихся вопросами кластерной политики ввиду информационной асимметрии.

2. Нарушение конкурентной среды из-за так называемых прямых мер государственной поддержки кластерных объединений.

3. Влияние многих факторов, в том числе исторических, природно-демографических, географических и экономических, управление которыми трудоемко и продолжительно по времени.

К основным формам кластерных образований, которые обладают необходимой для кластеров инфраструктурой можно отнести следующие [13]:

- особые экономические зоны;

- индустриальные парки;

- промышленные парки;

- технопарки;

- наукограды.

Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона - это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и (или) иностранных предпринимателей. Создаются такие территории для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, для разработки технологий и коммерциализации результатов, а также для производства новых видов продукции. Специализация действующих особых экономических зон в России - развитие промышленного производства, технологические инновации, развитие туристско-рекреационного бизнеса, развитие портово-логистических и транспортных узлов.

Индустриальными парками являются специально организованные для размещения новых производств территории, обеспеченные энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, при этом управляемые специализированной компанией. На территории индустриальных парков деятельность ведут несколько независимых предприятий различных отраслей, связанных общими цепочками создания добавленной стоимости, использующих совместную инфраструктуру парка и услуги, предоставляемые управляющей компанией [14, 15]. Основными регионами, где функционируют индустриальные парки, являются Ленинградская, Московская, Тульская, Тверская области и Ставропольский край.

Промышленные парки - комплексы объектов недвижимости и инфраструктуры, предоставляющие условия для эффективной работы ряда небольших и средних производств и управляемые единым оператором.

Технопарк - это территориальная научная технологическая и техническая база для реализации инновационных проектов. В отличие от промышленных парков, технопарки характеризуются наличием жёстких требований к инновационному характеру деятельности предприятий-резидентов, участием в их составе научно-исследовательских институтов, учебных заведений, наличием деловых и выставочных площадок, а также технопарки отличает то, что они предоставляют специализированные услуги (консалтинговые, логистические, включая обслуживание жилых комплексов и обеспечение

охранных услуг), содействующие, в конечном итоге, эффективному трансферту технологий.

Наукоградами являются крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями, созданные на базе комплексного взаимодействия с образовательными и научно-техническими центрами для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий. Инфраструктура наукоградов, создается в рамках предоставления финансовой поддержки из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 07.04.1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» [16].

Указанные формы кластерных образований могут стать ключевым инструментом формирования региональных отраслевых кластеров.

Анализ опыта реализации кластерной политики в РФ позволяет выделить следующие характерные признаки:

- внедрение систем стратегического управления, направленных на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики;

- создание и использование институтов развития федерального и регионального уровня;

- использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);

- вхождение в федеральные программы институциональных преобразований, долгосрочные и среднесрочные прогнозы развития экономики, науки и технологий, отраслевые стратегии и программы развития ключевых секторов экономики и регионов.

Достаточно эффективным механизмом реализации кластерной политики, как показывает мировой опыт, является использование механизмов ГЧП.

С экономической точки зрения целью ГЧП является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом. С юридической же точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. В их основе лежит интерес, как правило, у государства - социальный, у бизнеса - экономический. Различаясь по природе, интересы определяются с учетом целей двух сторон в форме ГЧП. Это приводит к взаимовыгодному партнерству и конечному положительному результату.

Преимуществами применения механизма ГЧП, при реализации инфраструктурных проектов, являются [17]:

- реализация проектов в условиях бюджетного дефицита без увеличения долговой нагрузки в определенном текущем периоде за счет привлечения частного инвестора;

- использование ресурсов и компетенций частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества;

- распределение рисков между частной и публичной сторонами процесса, снижение присутствия государства в экономике;

- возможность объединения в рамках одного проекта различных направлений, учитывая все этапы (проектирование, строительство и эксплуатацию).

Финансирование проектов создания кластерных объединений может осуществляться на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне источниками финансирования могут быть инвестиционные программы и средства, как-то:

- Государственная корпорация развития «ВЭБ. РФ»;

- АО «Российская венчурная компания»;

- АО «РОСНАНО»;

- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- АО «Особые экономические зоны»;

- Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП).

На региональном уровне для стимулирования создания кластерных объединений могут применяться льготы по налогам на прибыль и имущество, а также субсидирование части процентных ставок по кредитам. В этом случае источниками финансирования могут быть: корпорации развития регионов, региональные инвестиционные фонды, венчурные фонды, фонды инновационного развития и другие, а средства регионального бюджета могут направляться для строительства социальной и коммунальной инфраструктур кластеров.

Библиографический список:

1. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М: Вильямс. 2003. 608 с.

2. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

5. Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

6. Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 № 282 «О национальной нанотехнологической сети» // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

7. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 № 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

8. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

9. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

10. Бабкин А.В. Кластер как субъект экономики: сущность, классификация, нормативная база // в монографии Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб: Изд-во Поли-техн. ун-та. 2015. С. 9-30.

11. Здольникова С.В. Государственная кластерная и промышленная политика: сущность и взаимосвязь // в монографии Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб: Изд-во По-литехн. ун-та. 2015. С. 309-342.

12. Вертакова Ю.В. Инструменты реализации кластерной политики в регионе: зарубежная и отечественная практика // в монографии Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб: Изд-во Политехн. ун-та. 2015. С. 479-506.

13. Волков В., Малицкая Е. Кластер как инструмент повышения конкурентоспособности и инновационной активности регионов // Самоуправление. 2012 № 10. С. 10.

14. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С., Кетова Н.П. Модернизация пространственной организации экономики российских регионов: Учебное пособие / В.Н. Овчинников, Ю.С. Колесников, Н.П. Кетова. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век». 2014. С. 100.

15. Шлафман А.И. Генезис интеграционных процессов в экономике Российской Федерации: проблемы цикличности и государственного регулирования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2013. Т. 1. № 185. С. 39-47.

16. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

17. Бабкин И.А. Особенности государственно-частного партнерства в промышленности // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. т. 22. № 10. С. 89-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.