польские студенты продемонстрировали высокий уровень негативной этнической идентичности: в основе их автостереотипа лежали такие негативно оцениваемые черты собственного народа, как пьянство, задиристость, нетерпимость, грубость, недисциплинированность. Подчеркивая культурное своеобразие и уникальность исторической судьбы своего народа, польские студенты не проявили стремления защитить образ своей национальной группы [5, 7].
Среди этнологов и этнопсихологов существует довольно распространенный подход в понимании межэтнической толерантности как индифферентности к этническим различиям. Альтернативная точка зрения предполагает рассматривать толерантность не как позицию невмешательства, согласия на взаимную терпимость, а как принятие других такими, какие они есть, признание права другого человека иметь иную точку зрения.
Несовпадение мнений, различные взгляды и убеждения воспринимаются современными этнологами в конструктивном русле. Ученые подчеркивают, что чем слабее выражено противопоставление в процессе межэтнического восприятия, тем ярче проявляется тенденция к дифференциации в форме сопоставления — «миролюбивой нетождественности», по терминологии российского антрополога Б. Поршнева.
На современном этапе развития человечества не индифферентность, а именно сопоставление — принятие и признание различий — можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей. При дифференциации в форме сопоставления своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам как своей, так и ино-этнических групп [5, 6, 7].
Литература
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебник для высших учебных заведений. - М.: АспектПресс, 2000.
2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.: ПРАЙМЕВ-
РОЗНАК, 2002.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: АспектПресс, 2001.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология. - М.: ИНФРА-М, 2005.
5. Аллахвердов В.М., Богданова С.И. и др. Психология: Учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др. / Отв. ред. А.А.Крылов. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
6. Садохин А.П. Этнология. - М.: Альфа, 2004.
7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - М.: АспектПресс, 2004.
8. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Антропология - системная наука о человеке. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Поступила в редакцию 02.11.2006
УДК 159.9:316.35
Н. В. Жигинас
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И РАБОТЫ С ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫМИ КРИЗИСАМИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ВУЗА
Томский государственный педагогический университет
Изучение проблемы научно-теоретических, концеп- зистенциальной психологии (И. Ялом, Р. Мэй) [4, 5],
туальных и организационно-методических предпосы- теории интерсубъекгивности (Слободчиков и Шува-
лок сохранения психического здоровья студентов и лов) [3]. Экзистенциальный кризис как личностный
превенции патогенного развития кризисных состоя- феномен понимается как психологический код соци-
ний позволило определить кризис личностной иден- окультурной информации; своеобразная сетка, сис-
тичности как основной механизм развития личности, тема координат освоения мира, космоса; процесс по-
определить кризис личностной идентичности и его при- иска личностью своей целостности через установле-
чины, индикаторы проявлений кризиса личностной ние связей между идеальными, ментальными, реаль-
идентичности, рассмотреть кризис социальной иден- но-бытовыми и трансперсональными аспектами лич-
тичности личности как одно из проявлений коммуни- ности; виртуальный процесс, возможный как ум-
кативной интолерантности, определить его причины и ственное действие, виртуальная реализация транспер-
индикаторы проявлений, факторы, способствующие сональной реальности личности; психологическое
разрешению кризисной ситуации. Концепция иссле- свойство личности, пересекающееся с понятием имид-
дования базируется на теории психологических сис- жа, самопрезентации; история самосознания личнос-
тем В. Е. Клочко [1], клинико-психологической тео- ти на основе неповторимого индивидуального опыта,
рии персонологии В. Я. Семке [2], достижениях эк- не выходящего за пределы общественного сознания;
протомодель личного сценария; важный защитный механизм, обусловливающий метафорический, символический копинг; соответствие сердцевине личности в ее диалоге с другими; реконструкция целостности бытия; отражение менталитета, индивидуальный Космо-Психо-Логос, инвариант бытия личности, адекватный времени, эпохе, народу.
С точки зрения операционализации приведенных теоретических подходов к проблеме экзистенциального кризиса идентичности и в связи с рассмотрением в качестве объекта исследования психологической практики консультирования студентов в учебной деятельности и в качестве предмета исследования — психологической реальности экзистенциального кризиса как личностного феномена в контексте проблемы идентичности и духовного самоопределения формулируется цель исследования, выдвигаются гипотезы, позволяющие осуществить достижение цели исследования через решение четырех поставленных задач, обосновывается применение методов исследовательской работы.
Цель исследования — проанализировать и систематизировать теоретические представления об экзистенциальном кризисе, установить общие закономерности анализа его структуры, содержания и функций и обосновать целесообразность учета феномена экзистенциального кризиса в психологическом консультировании студентов, описать базовые принципы психоконсультационной работы в психологической службе сопровождения вуза.
Теоретическими, методическими, эмпирическими и практическими методами исследована феноменология и диагностика экзистенциальных кризисных состояний; психосоциальные и экзистенциальные корни кризиса; психологические и психотерапевтические аспекты переживание экзистенциального кризиса; принципы и методы психологической помощи лицам, переживающим кризис; взаимосвязь экзистенциального кризиса и суицидальных тенденций при депрессивном фоне настроения; роль в преодолении кризиса личностных ресурсов и психологических механизмов совладания; роль экзистенциального кризиса в духовной трансформации личности; сделана попытка определить индивидуально-психологические, социокультурные и трансперсональные измерения кризиса.
Основной гипотезой исследования было предположение о том, что особенности структуры и факторов экзистенциального кризиса как феномена самосознания могут быть выявлены посредством анализа нарративного текста, знаковая форма которого понимается как структура смыслов, заложенных в него процессом мышления, языковыми возможностями и стратегиями самопрезентации личности автора.
Теоретическое осмысление данного исследования потребовало междисциплинарного (социология и психология) и межпредметного психологического (со-
циальная психология, психология личности, педагогическая психология, психология труда) статуса работы. Исходя из понимания взаимовлияния различные: интерсубъективнык: коммуникативные практик, связывающих воедино жизненный мир студента, в работе выкристаллизовалась логика системного анализа, определяющая неразрывную связь и взаимообусловленность организма, личности и социального окружения. Рассмотрение проблемы научно-теоретических, концептуальных и организационно-методических предпосылок сохранения психического здоровья студентов и превенции патогенного течения кризиса базируется на клинико-психологической теории персо-нологии В. Я. Семке, достижениях экзистенциальной психологии (И. Ялом, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь) [2, 4, 5], философского принципа интерсубъективности, адаптированного к условиям образовательной среды Слободчиковым и Шуваловым, что отражается в феномене кризиса идентичности, спроектированном на систему отношений студентов, их самооценку и ценности.
Из всего многообразия теоретических оснований изучения идентичности личности быш выбран подход классиков и последователей символического интерак-ционизма (X. Абельс, 1999; И. В. Асанова, 1996; П. Бергер, Т. Лукман, 1995; Г. Блумер, 1984;
Ч. Кули,1996; М. Кун, Т. Макпартленд,1984; Дж. Мид, 1994; G. H. Mead, 1975), как наиболее адекватно отвечающий целям и задачам исследования, а также представляющий большие возможности для социально-психологической интерпретации и моделирования субъективного опыта личности. Нередуцированный взгляд на проблему общения как коммуникации формируется лишь на основе понимания специфики символической интеракции как самостоятельной, не сводимой ни к деятельности, ни к социальному отношению особой формы совместной жизни людей. Межличностное символическое значение, формирующееся только в циклическом акте взаимных интенций и реакций индивидов друг на друга, является новой интерперсональной реальностью В. И. Кабрина [6]. Коммуникативный акт представляется как новый способ бытия, оказывающий регулирующее воздействие на более простые формы переживания и поведения, а не просто обмен информацией или эмоциями, не просто отражение социальной среды. К данному интеркоммуникативному уровню понимания общения, следовательно, могут быть отнесены работы, подчёркивающие регулятивную функцию интерперсональнык «социоперцептивных», значимых переживаний (Ф. В. Бассин, 1973; А. А. Бодалёв, 1977, 1983; И. Гоффман, 1984; А. А. Кроник, Е. А. Хорошилова, 1986; Д. Л. Морено, 1958; В. Н. Панферов, 1971; G. W. Allport, 1971; V. E. Frankl, 1961; G. H. Mead, 1958; J. Moreno, 1947; H. S. Sallivan, 1963).
Теоретическая концептуальная модель первичной профилактики психического здоровья студентов в
направлении предупреждения патогенного развития экзистенциальных кризисов конструируется как медико-психологическая проблема, рассматриваемая согласно клинико-психологическому персонологическому подходу В. Я. Семке как духовный нормативный кризис — кризис самоопределения в поисках профессиональной идентичности студентов в образовании, соответственно чему эффективность модели профилактики психического здоровья студентов должна выстраиваться как многомерная и многоуровневая система психологического сопровождения согласно научным критериям теории психологических систем В. Е. Клочко, концепции коммуникативных миров В. И. Кабрина и самореализации Э. В. Г алажинс-кого. Эмпирическая модель первичной профилактики психического здоровья студентов в направлении предупреждения патогенного развития экзистенциальных кризисов конструируется как система психологического сопровождения психологического здоровья студентов в социальной ситуации их развития, где рассматриваются индивидуально-психологические, социокультурные и трансперсональные измерения ценностно-смыслового экзистенционального кризиса профессионального самоопределения студента; феноменологическое разнообразие причин экзистенцио-нальных кризисов как одного из проявлений коммуникативной интолерантности и его индикаторы; переживание кризиса и факторы, способствующие разрешению кризисной ситуации: защитные механизмы и копинг-стратегии; психолог службы сопровождения вуза как значимый Другой в позитивном разрешении студенческих кризисов, что операционализи-руется согласно полученным по литературным источникам критериям кризиса в качестве нормативного личностного феномена, обнаруживаемого в исследованиях идентичности, коммуникации и текстового поведения в различных моментах его понимания и обобщающих тенденциях его интерпретации. Практическая часть данной работы не является ни психотерапевтической, ни психокоррекционной, она — консультативная, направленная на личностный рост и развитие психологической культуры студентов.
В итоге насчитывается 124 признака, по которым исследовалась выборка студентов. Первый этап анализа состоял в выделении из текстов сочинений инвариантных смысловых категорий-тем, соответствующих факторам экзистенциального кризиса студентов. Факторы брались как переменные дискретные величины, образующие пространство кризиса. Название и смысл каждой темы сформированы в соответствии с тем, как они упоминаются самими респондентами. Большинство психологов придают важное значение тематическому анализу, на этом основано применение разработанного Г. Мюрреем (1943) теста тематической апперцепции (ТАТ). Когда испытуемый описывает других людей, а также себя, он по существу определяет координатные оси, относительно ко-
торых выстраивает линию собственного поведения, формулирует систему личных конструктов, т.е. тех измерений, ценностей, вокруг которых он упорядочивает свой внутренний мир. Конструкты — это личные версии реального мира.
На следующем этапе центроидный метод кластеризации позволил визуализировать иерархию взаимодействий между темами-признаками. Поскольку в нашем случае анализируются психосемантические признаки, то последовательность кластеров в дендрограмме можно, вероятно, интерпретировать как слои смыслов текста на определенную тему. Тема является вербальной проекцией значимого переживания по поводу какой-либо потребности, анализ тематической структуры мы считаем вслед за И. Польсте-ром (1999) ключом к перемоделированию Я-Темы — фактический материал, который наполняет содержанием человеческое Я, и это та терапевтическая реальность, с которой надо работать психологу.
Затем производился кластерный анализ матрицы, составленной на основе контент-анализа сочинений, который выделял типы, соответствующие характеру мифотворчества студентов и способам их идентификации. Кластеры характеризовали типы кризиса. Идентификация выделенных группировок-кластеров осуществлялась с помощью анализа таблиц сопряженности, который позволил выявить признаки, внесшие наибольший вклад в формирование каждого кластера. Потом эти признаки были проранжированы по степени вклада в формирование каждого кластера.
Подобная многомерная модель может носить только описательный характер и лишь частично быть наполнена эмпирически. Но знание об объекте — экзистенциальном кризисе как личностном феномене самопонимания, имеющем коммуникативную природу и межличностное происхождение, полученное с помощью вышеописанных методов, может обеспечить глубокое понимание внутренних свойств личности студента. Допускаемые при моделировании сложных объектов упрощение и схематизация облегчают процесс их познания через воссоздание тех или иных существенных характеристик. Несмотря на то, что композиция отдельных Я скорее похожа на идиому, тем не менее она базируется на том, что происходит в реальной жизни человека, так как отражает реальные переживания самопонимания личности.
В связи с исследовательской моделью была определена организационная модель исследования, согласно которой была организована выборка исследования. Сперва был проведен мониторинг методикой ММР1, обследовано — 1205 человек. Выделены черыре группы с проблемами и приглашены для скрининга к психологу. Из числа пришедших на скрининговое исследование (СЖО + текст) была сформирована экспериментальная группа. Контрольная группа была составлена из студентов условно нормативных (протоколы исследования по ММР1
которых уже были и в архиве). Затем — сравнение основной и контрольной группы по ММР1 и СЖО. Затем выделены студенты с экзистенциальными кризисами по критериям: адаптация, локус контроля. Оказалось, что среди контрольной групп — наибольшее число первокурсников и пятикурсников. Поэтому стал вопрос о профессиональной идентичности и была привлечена самомониторинговая анкета. Затем с ними проводилась работа сопровождения, были определены критерии эффективности и по характеру выхода из кризиса — позитивный и патогенный. Из них помощь психиатра потребовалась пятерым студентам.
Исследование проводилось в 2000-2005 гг. в трех вузах Томска (педагогическом и медицинском университетах и строительной академии) на базе психологической службы ТГПУ группой психологического сопровождения (Ю. А. Рябчук, И. А. Золокотская, М. М. Аксенов, Н. В. Жигинас) под научным и практическим руководством М. М. Аксенова. В результате проведенного методом сплошной выборки мониторинга (анкетного самомониторинга) среди 1205 студентов всех курсов у 136 человек были выявлены психологические проблемы и субъективные и объективные показатели переживания экзистенциального кризиса идентичности (см. табл. 1.)
Т аблица 1
Результаты мониторинга по вузам
Вузы Кол-во обследованных студентов М-Ж Кол-во студентов с психологическими проблемами М-Ж
ТГПУ 960 ч. - 76,8 % 144 ч. - 12 % 816 ч. - 67.7 % 211 ч. - 21.9 % 42 ч. - 19.9 % 169 ч.- 80.1 %
СМГУ 147 ч. - 12,2 % 47 ч. - 3.9 % 100 ч. - 8.3 % 18 ч.- 12.2 % 3 ч. - 16.7 % 15 ч.- 83.3 %
ТГАСУ 98 ч. - 11 % 62 ч. - 5.1 % 36 ч. - 3 % 8 ч. - 8.2 % 2 ч. - 25.% 6 ч. - 75.%
Всего 1205 ч.- 100 % М: 253 - 20.9 % Ж: 952 - 79.1 % 237 - 19.6 % М: 47 ч.- 3.9 % Ж: 190 - 15.7 %
Предъявленные проблемы касались различных сфер жизнедеятельности студентов в диапазоне от проблем здоровья, самоопределения, коммуникации, характеристик студенческой жизни и будущей профессии до менее масштабных, бытовых и не различались в зависимости от профиля вуза. Эти 237 человек затем подверглись скрининговому психодиагностическому исследованию по методике ММРІ. Этому же обследованию подверглись студенты без предъявляемых психологических проблем — группа сравнения в количестве 224 человек. У групп студентов с психологическими проблемами и без них выявились различия по большинству шкал ММРІ (табл. 2).
Различия по шкалам ММРІ сравниваемых групп касаются состояния испытуемых, настроения, актив-
ности и коммуникации. У группы с психологическими проблемами достоверно диагностируется тенденция к недостоверности исследования, ипохондрические тенденции, снижение настроения, затруднения в саморегуляции, повышение уровня тревожности и снижение активности, не достигающие статистической достоверности показатели шкал, но просматривается тенденция, что гипотетически характеризует их состояние как кризисное.
Среди обследованных студентов (1205) признаки кризиса были обнаружены у 19.6 % и являлись достоверно (р < 0.01) преобладающими в экспериментальной группе. При этом при сравнении контингентов обследованных было обнаружено достоверное (р < 0.01) преобладание кризисов в педагогическом
Т аблица 2
Результаты сравнения групп с психологическими проблемами и без психологических проблем
по средним данным методики ММРІ
Шкалы ММРІ Ь Г К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Испытуемые без проблем (224 чел.) 53 48 57 49 59 51 69 53 51 50 54 55 49
Испытуемые с проблемами (237 чел.) 67 92 64 72 75 52 81 53 65 73 84 69 64
Уровень достоверность различий р *** * * *** **
Примечание. *** - уровень достоверности р < 0.0001; ** - р < 0.001; * - р < 0.01
вузе (211 ч. — 21.9 %), что коррелирует с данными других авторов (В. Я. Семке с соавт., 1982; О. Д. Со-сюкало с соавт., 1990 и др.) и свидетельствует о накоплении в подобных вузах лиц с затруднением саморегуляции и кризисами профессионального самоопределения. В то же время в контингентах медицинского и строительного вузов кризисные состояния были выявлены также у значительного числа обследованных (18 ч.— 12.2 % и 8 ч. — 8.2 % соответственно).
Затем студенты с психологическими проблемами (237 чел.) были разделены на 2 группы — экспериментальную и контрольную. С экспериментальной
группой (113 человек из ТГПУ) психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия сопровождения проводились, с контрольной группой (124 чел.) — нет. Состав групп по возрасту и полу приведен в табл. 3 и 4.
В табл. 4 показано количество студентов в основной и экспериментальной группе, их распределение по возрасту и полу.
Затем основная и контрольная группы были обследованы вторично и их показатели сопоставлены между собой, что позволило выявить эффективность проведенных мероприятий психологического сопровождения.
Т аблица 3
Результаты сравнения групп по специфике предъявленных психологических проблем по вузам
Вузы ВСЕГО
Проблемы ТГПУ СГМУ ТГАСУ кол-во проблем
Адаптация в вузе, абс 119 27 29 175
правильность выбора % 36.8 16.6 23.4 28.8
Экзистенциальные абс 67 34 12 113
проблемы % 20.7 20.8 9.7 18.5
Материальные проблемы абс 47 47 30 124
% 14.6 28.8 24.2 20.3
Жилищные проблемы абс 35 32 24 91
% 10.8 19.7 19.3 14.9
Отношения с абс 8 14 27 49
противоположным полом % 2.5 8.6 21.8 8.0
Неопределенность профессионального будущего абс % 47 14.5 9 5.5 2 1.6 58 9.5
ИТОГО ПРОБЛЕМ абс % 323 100.0 163 100.0 124 100.0 610 100
Примечание. * — по одному случаю с диагнозами «астеническое состояние»
Т аблица 4
Распределение испытуемых по возрасту и полу
Возраст Экспериментальная группа Контрольная группа
М Ж Всего М Ж Всего
17-18 27 30 57 14 23 37
19-20 13 11 24 9 10 19
21-24 20 12 32 24 44 68
Всего по полу 60 53 113 47 77 124
Всего по гр. 113 124
Итого 237 человек
Т аблица 5
Распределение испытуемых экспериментальной группы по факультетам
Факультеты Кол-во человек Из них
М Ж
ФПСОР 57 12 45
ФМФ 32 3 29
ФКиС 24 8 16
Всего 113 23 90
Литература
1. Клочко В.Е. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности // Педагог: Сборник. - Барнаул, 2000. - С. 62-73.
2. Семке В.Я. Клиническая персонология. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 376 с.
3. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3-5 декабря 1999 г.). - М., 1999.
4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1999. - С. 5-33, 231-340.
5. Мэй Р. Проблема тревоги. - М.: ЭкСмО, 2001. - 345 с.
6. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. - М.: Смысл, 2005. - 248 с.
Поступила в редакцию 31.10.2006