■ ■ ■ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Киреева О.Ф.1, Киреева У.А.2
1. «Коммуникология: научный электронный журнал». Москва. Российская Федерация.
2. Ассоциация «Международная академия коммуникологии». Москва. Российская Федерация
Аннотация. Существует немало различий в теоретических подходах к медиаобразованию, к выделению наиболее важных целей, задач, средств внедрения в учебный процесс и т.д. Происходящие за последние 40 лет медиаобразование превратилось из второстепенной проблемы в глобальное движение. Преподавание и изучение средств массовой информации быстро были включены в учебные программы многих учебных заведений. На протяжении многих лет медиаобразование было связано с одним центральным вопросом: "Чему люди, особенно молодежь, учатся из средств массовой информации?" С развитием коммуникационных технологий быстрое развитие средств массовой информации как основных каналов распространения информации и влиятельных агентов социализации поставило под угрозу роль традиционного школьного образования. Изменения в развитии медиасферы приводят к трансформации и системы медиаобразования, которая призвана дать ответ на следующие вопросы: «какие из известных определений медиаобразования и медиаграмотности пользуются наибольшей поддержкой экспертов; какие цели и теории медиаобразования кажутся наиболее важными; как эти теории и цели соответствуют современному социокультурному контексту разных стран; каким образом осуществляется интеграция медиаобразования в общество?» [Fedorov: 1].
Ключевые слова: социология, медиаобразование, медиаорганизация
Для цитирования: Киреева О.Ф., Киреева У.А. Исследование медиаобразования в современной России //Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 18. № 3. C. 52-62.
Сведения об авторе: Киреева Ольга Феликсовна - кандидат социологических наук, заместитель главного редактора журнала «Коммуникология: электронный научный журнал. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84, стр. 6. E-ma.il: [email protected]. Киреева Ульяна Александровна, медиаменеджер Ассоциации «Международная академия коммуникологии». Адрес: Москва, поселение Марушкинское, дер. Соколово, дом 28 а. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 14.08.2023. Принята к печати: 17.09.2023.
Введение. Население в современном обществе охвачено густой сетью телекоммуникационных и других информационных источников. Система образования вынуждена реагировать на данную ситуацию. Медиаобразование является важной институцией подготовки людей к разумному взаимодействию с изменяющимся обществом. В будущем в
медиаобразовании произойдет смена парадигмы. Это прежде всего касается взаимосвязей между медиаобразованием и использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
Медиаобразование ряд исследователей-журналистов характеризуют узко, как журналистское образование или его составляющие. Начиная с 60-х годов XX века, в педагогической науке ведущих стран мира сформировалось специфическое направление (media education), призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. [Федоров: 5].
Исследование современного опыта в развитии медиаобразования
«Потребность в современном исследовании опыта медиаобразования в России и за рубежом вызвана, прежде всего, бурным развитием информационных технологий, новыми открытиями в этой области и уточнением в связи с этим концепций информационного общества, трансформацие уже устоявшихся представлений о медиаобразовании. Эти процессы предъявляют новые вызовы медиаобразовательному сообществу» [Медиаобразование в Москве...: 3].
Известный исследователь проблем медиаобразования А.В. Федоров предлагает пользоваться закрепившимся в научных источниках определением, в «процессе развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров].
Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:
1) медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета - журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.;
2) медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре [Шиканова: 2015] Александрова: ;
3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.) [Шиканова: 2020];
4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);
5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика);
6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека) [Федоров: 8-9];
С развитием Интернета медиаконтент создается не только профессионалами средств массовой информации, но и обычными людьми. От YouTube до блогов информация распространяется без фильтрации и проверки. Традиционные средства массовой информации также трансформируются, меняются их способы подачи новостей и информации. [Alice Y. L. Lee].
Содержание и предметная сфера медиаобразования
Большинство специалистов отмечают двойственную трактовку медиа. В определении Л.М. Земляновой в Англо-русском толковом словаре: «Media/медиа (множ. число medium - средство, способ) означает средства связи и передачи информации различных типов - от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков) до самых современных, образующих глобальные информационные супермагистрали. В особую категорию выделяются mass media - массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями» [Землянова: 22; Телевидение глазами...]. Соответственно такому трактованию «медиа», предметная сфера медиаобразования охватывает не только СМИ, но и другие медийные средства, а также такие институциональные массмедийные средства как кино, театры библиотеки, музеи.
«В качестве содержания медиаобразования здесь выступают его «ключевые понятия», роли, которые играют в обществе стереотипы, распространяемые с помощью медиа. Медиапедагоги пытаются научить учащихся оценке и критическому анализу медиатекстов. К примеру, «отрасли медиаиндустрии все более и более воспринимаются, не столько как агенты правящих классов, но как учреждения, чья власть весьма сомнительна и кардинально зависит от желаний аудитории. . Значимость больше не расценивается как нечто, свойственное медиатекстам, но как результат взаимоотношений между текстами и аудиторией» [Buckingham, 1990: 10].
Сегодня исследование СМИ существенно расширило свою предметную сферу. Это связано с тем, что средства массовой информации ныне превратились в мощную коммуникационную систему, охватывающую все слои населения и огромную географически разбросанную аудиторию, распространяя информационный и развлекательный контент. Что касается социологии медиа или массмедиа, то исследовательские границы и предмет исследования еще более расширяются.
В 2000 г. под руководством В. П. Коломийца [Коломиец] совместно со ВЦИОМ проведено первое исследование - «Телевидение глазами телезрителей», в последующем оно стало ежегодным. Количественные
методы, такие как массовые опросы, сочетались с качественными. Чтобы выявить «потребности аудитории в телевизионных жанрах и программах и на этой основе нужно смоделировать «идеальную сетку» вещания, которая позволила бы максимизировать аудиторию телеканала» [Телевидение глазами...].
Российская модель медиаобразования
«Особенности национальных языков, социальные, политические, технологические изменения, глобальный характер распространения медиаобразования делают понятийный аппарат этого относительно молодого научного направления вариативным и многозначным. Некоторые из существующих понятий сегодня представляются устаревшими». [Шарков, 2004; Медиаобразование в Москве...: 17].
Еще В 2003 году Я.Н. Засурским и Е.Л. Вартановой «была предложена российская модель медиаобразования. В ней обозначен вектор развития этого направления медиадеятельности в современной России. Обобщая наиболее значимые цели медиаобразования в России, была сделана попытка выявить ключевые аспекты формирования образовательных программ, связанных с медиаобразованием, в различных системах обучения, таких как общее, профессиональное и самообразование. Однако до сих пор некоторые представители образовательных учреждений воспринимают медиаобразование лишь в просвещенческом аспекте, слишком узко, как своего рода прививку, которая должна оберегать детей от СМИ» [Российское медиаобразование.; Вартанова, Засурский]1.
Cоциокультурная модель образования должна концентрировать свое внимание на культурном «развитии творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров» [Медиаобразование в Москве.: 22].
«Для реализации этого масштабного междисциплинарного проекта целесообразно создать Межведомственную комиссию по развитию медиаобразования в Российской Федерации, в которую войдут представители Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерства культуры, Министерства внутренних дел и другие заинтересованные государственные и общественные структуры. Цель создания данной комиссии - разработка Национальной программы развития медиаобразования Российской Федерации» [Медиаобразование в Москве.; Шарков, 2007].
Культурный и социокультурный подходы в исследовании медиаобразования
1 https://evartist.narod.ru/text23/0008.htm?ysclid=loy3g0sp25272279345
Социологические исследования медиа опираются на различные теоретические и методологические ресурсы от теоретико-практических подходов до теории практики, культурологии и критической теории, а также теории систем [McQuail]. Эта многогранная сфера также применима к методологическому плюрализму исследований отдела, который охватывает количественные и качественные подходы социальных исследований.
На подходы, которые концентрируются на содержании СМИ/сообщениях, оказали влияние такие дисциплины, как литературный и текстологический анализ и семиотика, а также культурология. Здесь акцент делается на том, что производят средства массовой информации, что приводит к детальному анализу образов и значений, чтобы определить, как средства массовой информации репрезентируют или стереотипизируют, особенно в отношении класса, пола/сексуальности и расы/этнической принадлежности, но также поднимаются более общие вопросы власти. Медиасоциологический подход обязательно междисциплинарный и рассматривает медиакоммуникацию [Шарков, 2018] как социально укорененные, контекстуальные явления. Такая перспектива расширяет сферу охвата, включая проблемы и вопросы, выходящие за рамки традиционных исследований медиа и коммуникации. Это способствует диалогу между различными областями исследований и академическими дисциплинами.
Культурный и социокультурный подходы (основанные на работе Центра современных культурологических исследований в Бирмингеме в 1970-х годах) уделяли внимание, как сообщениям, так и аудиториям, исследуя роль популярной культуры для определенных социальных групп.
Специализированный подход к исследованию медиакоммуникаций
Интерес к структуре и динамике медиа-организаций привел к рассмотрению профессиональных норм и ожиданий (журналистов и вещательных компаний) и их влияния на медиаконтент. В широком смысле озабоченность политической экономией средств массовой информации охватывает такие вопросы, как гегемония средств массовой информации и культурный империализм, последствия высокой концентрации собственности, относительная важность рыночных сил и ценностей общественного обслуживания, а также глобализация и более стандартизированные медиа-продукты. Дебаты о медиа-империализме приобрели новый импульс с распространением Интернета и вопросами о его потенциале для расширения прав и возможностей на местном уровне в противовес глобальным тенденциям гомогенизации.
Специализированные области исследований, такие как различные течения феминизма (либеральное, радикальное, социалистическое и постмодернистское), использовали различные теоретические точки зрения для изучения аспектов: исследование эффектов, контент-анализ и политэкономические подходы к влиянию представлений СМИ на равенство, масштабы и силу гендерных стереотипов, маргинализация женской деятельности, такой как спорт, роль средств массовой информации в создании
демократической общественной сферы, в которой женщины чувствуют себя комфортно, и так далее.
Растет понимание междисциплинарных перспектив, которые придают должное значение сложности вопросов, связанных со средствами массовой информации, будь то в современных национальных государствах или на глобальном уровне. Эти сложности включают в себя различные экономические, культурные и социальные контексты, разнообразие аудиторий и их интерпретаций медиапродуктов, признание распространенности медиасистем в современных обществах и последствия конвергенции.
Несмотря на то, что средства массовой информации расширились по типу и охвату, критики утверждают, что соответствующего расширения медиаконтента или разнообразия не произошло - в программах все чаще доминируют дешевые форматы (такие как реалити-шоу). С этим связаны дебаты о том, в какой степени как традиционные, так и новые глобально общепризнанные образы распространяют западную потребительскую культуру и влияют на отношение аудитории, образ жизни и ценности в долгосрочной перспективе.
Будучи многопрофильной областью, медиаобразование в дальнейшем наверняка будет развиваться многогранно. В дальнейшем будет необходимо обращать внимание на различные виды социального использования медиаграмотности, а медиаобразование рассматривать в социальном, политическом, экономическом и технологическом контекстах.
Медиаобразование в различных странах
Медиаобразование в Англии [Curran, & Gurevitch] направлено на воспитание критичных и креативных пользователей СМИ, способных получать удовольствие от медиа. В Канаде оно ассоциируется с формированием канадской культурной идентичности. В то время как на Тайване медиаобразование используется для воспитания добропорядочных граждан. В материковом Китае оно также используется для обучения этичных работников СМИ. В Гонконге, помимо воспитания критической гражданской позиции, медиаобразование предлагает мудрое применение тому, чему научились в СМИ, в повседневной жизни. Поскольку каждый регион имеет свои уникальные характеристики медиаобразования, исследования в области медиаобразования должны быть контекстуализированы [Хлызова, Кузнцова].
Наконец, поскольку медиаобразование развивается в социокультурном аспекте, некоторые медиа педагоги в Азии, например, в Японии, задумываются об азиатском подходе к развитию медиаобразования. Большинство азиатских регионов перенимают теорию и практику медиаобразования, разработанные в Америке, Великобритании и Канаде [Watching Media]. Возможно, настало время для Азиатских ученых и практиков медиаобразования научиться самостоятельно теоретизировать и внедрять свои методы медиаобразования на практике, как это делается в России. Если медиапедагоги Востока и Запада смогут информировать друг
друга, работая вместе, они внесут значительный вклад в развитие этой формирующейся академической области медиаобразования.
Заключение. В этой статье был проведен обзор развития медиаобразования и были сделаны следующие выводы. Прежде всего, в эпоху цифровых и нейросетевых коммуникаций, учебные программы и задачи медиаобразования претерпят кардинальные изменения. Медиаобразование уже положило начало новой парадигме и столкнется с новыми вызовами. Реакция образования на новые медиа-технологии, безусловно, станет главной задачей переработки программ медиаграмотности во многих странах. Будущие исследования в области медиаобразования, безусловно, будут связаны с использованием и потреблением новых и конвергентных медиа. Подготовка медиаграмотных потребителей также является неотложной задачей.
Источники
Александрова Л. Ю. (2002). Педагогическая диагностика в системе совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Александрова Людмила Юрьевна. Чебоксары, 2002. - 273 с.
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели [Электронный ресурс] / Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский//https://sociologyguide.com/basic-concepts/sociology-of-media.php.
Землянова Л.М. (2004). Коммуникативистика и средства информации: англо-рус. толковый словарь концепций и терминов / Л.М. Землянова. М.: Изд-во Моск. ун-та. - 415 с.
Коломиец В.П. (2014). Медиасоциология: теория и практика / К 612 Научная монография / Аналитический центр Vi. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А». - 328 с.
Медиаобразование в Москве, России и мире: Сборник исследований / Под ред. В.В. Барабаша, Н.В. Поплавской. М.: МедиаПресс, 2014. - 144 с.
Российское медиаобразование: вчера, сегодня, завтра. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории//
https://evartist.narod.ru/text23/0008.htm7ysclidHoy3g0sp25272279345.
Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. Материалы II международной научной конференции. Таганрог, 15 октября 2020 г.: сборник статей / И. В. Челышева, отв. ред. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 523 с.
Телевидение глазами телезрителей / [Полуэхтова И. А. и др.]; под ред. И. А. Полуэхтовой; Аналитический центр видео интернешнл. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012.
Федоров А.В. (2015). Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех». - 450 c.
Хлызова Н. Ю., Кузнецова О. В. (2018). Процесс становления медиаобразования в Китайской Народной Республике // II Готлибовские чтения: фундаментальные и актуальные проблемы востоковедения и регионоведения стран АТР: материалы Междунар. науч. конф. «Пространства коммуникации: язык, литература, медиа», посвященной столетию Иркутского государственного университета. Иркутск, 18-21 сент. 2018 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [отв. ред. Е. Ф. Серебренникова]. Иркутск Изд-во ИГУ. - С. 296-303.
Шарков Ф.И. (2004). Политический консалтинг. М.: Дашков и Ко. - 458 с.
Шарков Ф.И. (2007). Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике. М.: Дашков и Ко. - 323 с.
Шарков Ф.И. (2018). Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг.М.: Дашков и Ко. - 324 с.
Шиканова А. Н. (2015). Роль преподавателя в формировании общепрофессиональных компетенций в процессе подготовки современных специалистов / Управление ассортиментом, качеством и конкурентоспособностью в глобальной экономике: Сборник статей Межрегиональной заочной научно-практической конференции, Чебоксары, 01 июня 2015 года. - Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации". - С. 110-113.
Шиканова А. Н. (2020). Формирование ценностно-смысловой компетентности обучающихся в процессе патриотического воспитания в начальной школе / А. Н. Шиканова // Гуманитарные науки и образование. Т. 11, № 3(43). - С. 106-112.
Alice Y. L. Lee (2010). Media Education: Definitions, Approaches and Development around the Globe. Hong Kong Baptist University. In: New Horizons in Education, Vol.58, No.3, Dec https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ966655.pdf.
Buckingham, D. (1990). Media Education: From Pedagogy to Practice. In: Buckingham, D. (Ed).
Curran, J. & Gurevitch, M. (Eds.) (2000) Mass Media and Society, 3rd edn. Arnold, London.
McQuail, D. (Ed.). (1972). Sociology of Mass Communications: Selected Readings.
Watching Media Learning. Making Sense of Media Education. London - New York -Philadelphia: The Falmer Press, pp.3-15.
■ ■ ■ A STUDY OF MEDIA EDUCATION IN MODERN RUSSIA Kireeva O.F1., Kireeva U.A2.
1. "Communicology: scientific electronic journal". Moscow. Russian Federation.
2. Association "International Academy of Communication". Moscow. Russian Federation.
Abstract. There are many differences in theoretical approaches to media education, to the allocation of the most important goals, objectives, means of implementation in the educational process, etc. Media education, which has been taking place over the past 40 years, has turned from a secondary issue into a global movement. Teaching and media studies were quickly incorporated into the curricula of many educational institutions. For many years, media education has been linked to one central question: «What do people, especially young people, learn from the media?». With the development of communication technologies, the rapid development of mass media as the main channels of information dissemination and influential agents of socialization has jeopardized the role of traditional school education. changes in the development of the media sphere lead to the transformation of the media education system, which is designed to answer the following questions: «which of the well-known definitions of media education and media literacy are most supported by experts; which goals and theories of media education seem to be the most important; how do these theories and goals correspond to the modern socio-cultural
context of different countries; how is media education integrated into society?» [Fedorov: 1].
Keywords: sociology, media education, media organizations
For citation: Kireeva O.F., Kireeva U.A. The Study of Media Education in Modern Russia //Communicology: electronic scientific journal. 2023. Vol. 18. No. 3, pp.52-62.
Inf. about the authors: Kireeva Olga Feliksovna - Candidate of Sociological Sciences, Deputy Editor-in-chief of the journal «Communicology: an electronic scientific journal» E-mail: [email protected]; Kireeva Ulyana Aleksandrovna, media manager of the Association» «International Academy of Communication» Address: Moscow, Marushkinskoye settlement, village. Sokolovo, house 28a. E-mail: [email protected];
Received: 14.08.2023. Accepted: 17.09.2023. References
Alexandrova L. Y. (2002). Pedagogical diagnostics in the system of improving the professional activity of primary school teachers: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education": dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Alexandrova Lyudmila Yuryevna. Cheboksary, 2002. - 273 p.
Alice Y. L. Lee (2010). Media Education: Definitions, Approaches and Development around the Globe. Hong Kong Baptist University. In: New Horizons in Education, Vol.58, No.3, Dec https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ966655.pdf
Buckingham, D. (1990). Media Education: From Pedagogy to Practice. In: Buckingham, D. (Ed).
Curran, J. & Gurevitch, M. (Eds.) (2000) Mass Media and Society, 3rd edn. Arnold, London.
Fedorov A.V. (2015). Media education: history and theory. M.: NGO «Information for all», 450 p. (In Rus.).
Khlyzova N. Yu., Kuznetsova O. V. (2018). The process of formation of media education in the People's Republic of China // II Gottlieb readings: fundamental and topical problems of Oriental and regional studies of the APR countries: materials of the International Scientific Conference «Communication Spaces: language, literature, media» dedicated to the centenary of Irkutsk State University. Irkutsk, September 18-21. 2018 / IGU Federal State Budgetary Educational Institution; [ed. by E. F. Serebrennikov]. Irkutsk: Publishing House of the ISU, pp. 296-303. (In Rus.).
Kolomiets V.P. (2014). Media sociology: theory and practice / K 612 Scientific monograph / Analytical Center Vi. M.: LLC NIPCC Voskhod-A- 328 p. (In Rus.).
McQuail, D. (Ed.) (1972). Sociology of Mass Communications: Selected Readings. Media education in Moscow, Russia and the world: A collection of studies / Edited by V.V. Barabash, N.V. Poplavskaya, M.: MediaPress, 2014. - 144 p. (In Rus.).
Russian media education: yesterday, today, tomorrow. Zhilavskaya I.V. Media education of the youth audience// https://evartist.narod.ru/text23/0008.htm? ysclid=loy3g0sp25272279345. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2004). Political consulting. M.: Dashkov and Co. - 458 p. (In Rus.). Sharkov F.I. (2007). Legal regulation of communication activities: in advertising, public relations, journalism. M.: Dashkov and Co. - 323 p. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2018). Integrated communications: advertising, public relations, branding.M.: Dashkov and Co. - 324 p. (In Rus.).
Shikanova A. N. (2015). The role of a teacher in the formation of general professional competencies in the process of training modern specialists / Assortment, quality and competitiveness management in the global economy: Collection of articles of the Interregional Correspondence Scientific and Practical Conference, Cheboksary, June 01, 2015. Cheboksary: Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the autonomous non-profit educational organization of higher education of the Central Union of the Russian Federation "Russian University of Cooperation". - pp. 110-113(In Rus.).
Shikanova A. N. (2020). Formation of value-semantic competence of students in the process of patriotic education in primary school / A. N. Shikanova // Humanities and education. Vol. 11, No. 3(43). - pp. 106-112.
Television through the eyes of viewers / [Poluekhtova I. A. et al.]; edited by I. A. Poluekhtova; Analytical Center of Video International. M.: LLC NIPCC Voskhod-A, 2012. (In Rus.).
The current state of media education in Russia in the context of global trends. Materials of the II International scientific conference. Taganrog, October 15, 2020: collection of articles / I. V. Chelysheva, ed. Moscow; Berlin: Direct Media, 2020. - 523 p. (In Rus.).
Vartanova E.L., Zasursky Ya.N. The Russian module of media education: concepts, principles, models [Electronic resource] / E.L. Vartanova, Ya.N. 3acypcKHH//https://sodologyguide.com/basic-concepts/sociology-of-media.php (In Rus.).
Watching Media Learning. Making Sense of Media Education. London - New York -Philadelphia: The Falmer Press, pp.3-15.
Zemlyanova L.M. (2004). Communication studies and media: English-Russian explanatory dictionary of concepts and terms / L.M. Zemlyanova. M.: Publishing House of Moscow. University- 415 p. (In Rus.).