Научная статья на тему 'Исследование материалов о Генриетте Ниссен-Саломан на основе методов музыкально-исторического источниковедения'

Исследование материалов о Генриетте Ниссен-Саломан на основе методов музыкально-исторического источниковедения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / АРТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОКАЛИСТКА / SOURCE STUDY METHODOLOGY / BIOGRAPHICAL SOURCE / VERIFIED INFORMATION / ARCHIVAL MATERIALS / ARTISTIC ACTIVITIY / SINGER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономаренко Елена Юрьевна

Статья рассматривает биографические материалы шведской вокалистки и педагога XIX века Генриетты Ниссен-Саломан в русле источниковедческой методологии, позволяющей выявить новые документы по теме, определить их авторство, полноту, достоверность и новизну содержащейся информации. На основе синтеза источников в работе уточнены некоторые даты биографии певицы, представлены новые, не известные ранее сведения о ее жизни и творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Material Research on Henrietta Nissen-Saloman Based on the Methods of Musical and Historical Source Study

The article considers biographical materials of the 19th century Swedish singer and professor Henriette Nissen-Saloman. The materials are studied in line of source study methodology, which allows to reveal new documents on the subject; to determine the authorship, content, verification; to extract new information. On the basis of source synthesis the article clarifies some of the biography dates of the singer, presents new facts about her life and work.

Текст научной работы на тему «Исследование материалов о Генриетте Ниссен-Саломан на основе методов музыкально-исторического источниковедения»

УДК 78. 01

Е. Ю. Пономаренко

ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ О ГЕНРИЕТТЕ НИССЕН-САЛОМАН НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

Статья рассматривает биографические материалы шведской вокалистки и педагога XIX века Генриетты Ниссен-Саломан в русле источниковедческой методологии, позволяющей выявить новые документы по теме, определить их авторство, полноту, достоверность и новизну содержащейся информации. На основе синтеза источников в работе уточнены некоторые даты биографии певицы, представлены новые, не известные ранее сведения о ее жизни и творчестве.

Ключевые слова: источниковедческая методология, биографический источник, достоверная информация, архивные материалы, артистическая деятельность, вокалистка.

E. Yu. Ponomarenko

MATERIAL RESEARCH ON HENRIETTA NISSEN-SALOMAN BASED ON THE METHODS OF MUSICAL AND HISTORICAL SOURCE STUDY

The article considers biographical materials of the 19th century Swedish singer and professor Henriette Nissen-Saloman. The materials are studied in line of source study methodology, which allows to reveal new documents on the subject; to determine the authorship, content, verification; to extract new information. On the basis of source synthesis the article clarifies some of the biography dates of the singer, presents new facts about her life and work.

Keywords: Source study methodology, biographical source, verified information, archival materials, artistic activitiy, singer.

Источниковедение - одно из важнейших направлений исторической науки, сложившееся в процессе собирания, систематизации и изучения различных материалов - имеет длительную историю развития, в ходе которого постепенно сложились его методологические принципы. Эти принципы лежат в основе отраслей источниковедческой науки, таких как музыкальное источниковедение, в поле зрения которого находятся различные проблемы, в том числе изучение жизни и творчества выдающихся деятелей музыкального искусства.

О знаменитой певице и педагоге XIX века Генриетте Ниссен-Саломан до сих пор в научной литературе упоминалось очень мало, отсутствует специальное исследование о ней. Разработка данной темы сопряжена

с решением источниковедческих задач: поиск новых материалов, их классификация, интерпретация содержания. В соответствии с ними находятся методы источниковедческого исследования. На первом этапе используется эвристический метод, позволяющий расширить спектр материалов по теме исследования. Их внешняя критика в значительной степени использует инструменты текстологии. Далее атрибутируется каждый документ, выясняется его авторство, после чего исследователь может приступать к интерпретации источника, внутренней критике, осуществляемой в ходе его анализа. На этом этапе раскрывается информационный потенциал документа, полнота имеющихся в нем сведений, их достоверность и новизна. В заключе-

ние исследователем обобщаются полученные данные комплекса источников на основе компаративного подхода к результатам анализа отдельных материалов, осуществляется источниковедческий синтез, позволяющий сделать окончательные выводы из полученных новых данных. Таким образом, источниковедение создает научно-познавательные предпосылки для осуществления исследовательской деятельности.

Данная статья рассматривает в русле музыкально-источниковедческой методологии группу биографических материалов, освещающих наименее изученный период начала и расцвета артистической карьеры Генриетты Ниссен-Саломан27 [3; 5]. Автором проведены разыскания архивных документов, статей периодической печати и мемуарной литературы по теме. Большая помощь в этой работе была оказана Шведской библиотекой музыки и театра, где хранятся материалы семейного архива певицы. В работе осуществлена попытка определить значение и достоверность имеющейся в источниках информации; решены проблемы происхождения, представлены неизвестные до сих пор в российском музыкознании материалы, дана их общая характеристика.

Одна из таких работ - книга Даниэля Фруклунда28 «Henrietta Nissen, Siegfried Sa-

27 Генриетта Ниссен-Саломан родилась в Гётеборге 12.03.1819, умерла в Гарцбурге 27.08.1879. Ее артистическая карьера началась в 1843 дебютом в Парижской итальянской опере и активно продолжалась до 1850. Выйдя в 1850 замуж за Зигфрида Саломана, она гастролирует еще некоторое время, затем переезжает в Петербург, где становится профессором консерватории по классу вокала.

28 Даниэль Фруклунд (1879-1965) - шведский музыковед и коллекционер, передавший в дар Шведской королевской музыкальной академии собрание писем и других документов, связанных с жизнью и творческой деятельностью Ниссен-Саломан.

loman» [7], где автор, сравнивая несколько крупных биографических источников, выявляет спорные моменты, касающиеся датировки событий жизни певицы, к которым относятся ее год рождения и прибытия в Париж для обучения у Гарсиа, дата дебюта вокалистки в Парижской итальянской опере.

Убедительным представляется предположение Фруклунда о том, что наиболее правдивыми можно признать источники, основанные на дневниках, письмах и воспоминаниях супруга певицы - Зигфрида Cаломана29: «... супруг Генриетты Ниссен, по-видимому, обладал достоверным материалом, касающимся ее биографии. следует обратить наибольшее внимание на сообщения Cаломана и считать их наиболее надежным по сравнению с другими.» [7, с. 4]. Фруклунд сообщает, что Cаломан пересылал большое количество писем в период с 1850 по 1879 год издателю «Signale für die musikalische Welt»30 Бартоль-фу Зенффу в Лейпциг, где подробно рассказывал о своей супруге. По словам Фруклунда, из этих писем можно узнать, что подробный некролог Ниссен^аломан в «Signale für die musikalische Welt» № 14 за 1880 год был написан самим Cаломаном, утверждавшим: «Каждое слово в этом некрологе правдиво, никаких преувеличений» [7, c. 3]. Этот же некролог, как сообщает Фруклунд, напечатан в «Школе пения Генриетты Ниссен-Cаломан»31

29 Зигфрид Саломан (1816-1899) - датский скрипач и композитор, брат художника Гескеля Саломана, супруг Генриетты Ниссен с 1850 года. После замужества Ниссен носит двойную фамилию Ниссен-Саломан.

30 Signale für die musikalische Welt - Известия музыкального мира.

31 Учебник, созданный Ниссен, как обоб-

щение и итог педагогической деятельности, был издан в 1880. Состоит из трех частей: ч. 1 «Theorique», ч. 2 «Pratique», ч. 3 «Supplement» [4]. В настоящее время является библиографической редкостью.

[2], из чего можно сделать вывод о его преимущественной достоверности перед некоторыми другими источниками. Множество русских биографических заметок о Ниссен основаны на данных, взятых из этого некролога, и носят достоверный характер, хотя как будет видно далее, и в нем есть неверные сведения.

Некролог, включенный в «Школу пения», а соответственно и сам Саломан, указывают на 1819 год, как дату рождения. Однако в другом крупном биографическом источнике, опубликованном в шведской газете «Ny illustrerad tidning» [9], указан год рождения 1821, что является неверным. Та же ошибка присутствует в статье о Ниссен-Саломан из шведского сборника портретов и некрологов известным людям «Ur var samtid. Femtio porträtt med nekrologer» [10]. Автор книги, Гарольд Вейселгрен, публиковал статьи и в вышеназванной газете, вероятно, именно по этой причине неправильная дата перешла в его книгу. Можно предположить, что он и является автором некролога в «Ny illustrerad tidning».

В своей книге Фруклунд отмечает, что на надгробном камне в Гётеборге указан именно 1819 год рождения, очевидно, эту дату следует считать верной.

В некоторых изданиях встречаются ошибочные, по словам Фруклунда, даты приезда Ниссен в Париж и ее дебюта - соответственно 1840 и 1842 годы. Эти даты также опровергаются сообщениями Саломана, который называет 1839 год датой приезда в Париж и начала обучения у Гарсиа и 1843 - датой дебюта актрисы в Парижской итальянской опере в партии Адальджизы32.

«Путевые воспоминания» Огюста Бур-нонвилля33 [6] являются еще одним важным источником, подтверждающим именно эти даты. Бурнонвилль - балетмейстер датского Королевского театра, рекомендовавший начинающей певице профессионально обучаться вокальному искусству. Фруклунд, цитируя сообщение Бурнонвилля из его «Путевых воспоминаний» о знакомстве с Генриеттой Ниссен, пишет, что балетмейстер, посещая Гётеборг в мае 1839 года, «в крайне любезном семейном кругу обнаружил удивительно прекрасное сопрано, которое по моему настоянию отправилось в Париж, чтобы обучаться у известного учителя пения Гарсии, и позднее добилось определенной степени известности, а именно, в качестве камерной певицы. Эту молодую девушку зовут Генриетта Ниссен» (цит. по: [7, с. 6]). В 1841 он встречает на вечере у Гарсиа свою «удачную гётеборгскую находку, его талантливую ученицу, мадемуазель Генриетту Ниссен, которая, превосходно занимаясь полтора года, достигла очень заметного прогресса и приобрела большое умение в техническом отношении, однако я больше не обнаружил того чудесного серебряного звучания голоса, которое однажды поразило и тронуло меня, когда ее талант был еще как неотшлифованный алмаз. Она теперь была поглощена более художественным совершенствованием» (цит. по: [7, с. 5]). Из этих цитат понятно, что заниматься у Гарсиа полтора года к 1841 году Ниссен могла только в том случае, если она прибыла в Париж в 1839 году.

Заметки Бурнонвилля представляют большой интерес для исследователя и как отражение начального периода обучения молодой певицы у знаменитого маэстро, становления ее профессионального мастерства.

32 Например, в статье из «Литературной газеты» [1] датой дебюта Ниссен ошибочно назван 1842 год вместо 1843.

33 Огюст Бурнонвилль (1805-1879) - дат-

ский балетмейстер, хореограф, создавший свою балетную школу.

В работе Фруклунда конкретизируются еще две спорные даты выступлений Нис-сен на концертах Лейпцигского Гевандхау-за, которые не точно указаны в некрологе Саломана и в «Школе пения», где отмечено: «Зимою 1849-50 годы она пела почти во всех концертах Gewandhaus^ в Лейпциге. В 1853 году она снова пела в 12 концертах Gewandhaus^» [2, с. 15]. Фруклунд, изучив отчеты о концертах Гевандхауза этих годов в «Signale für die musikalische Welt», подтверждает, что Ниссен участвовала в концертах № 5-10 в 1849 году и № 11, 15-18 в 1850 году, а также в концерте 31 января 1850 года под управлением Юлиуса Ритца и оркестра «Гевандхауз», что составляет вместе двенадцать концертов. В отчетах 1853 года нет упоминания о выступлениях Ниссен в этих концертах, у Саломана, видимо, присутствует ошибка и эта дата неверна. На основе изучения отчетов Фруклунд сообщает, что в 1856-1857 годах Ниссен вновь участвует в этих концертах - № 9 в 1856, № 12-19 в 1857, хотя об этих датах нет упоминаний в некрологе Саломана. Однако, учитывая то, что Фруклунд приводит свои данные как результат изучения официальных отчетов о концертах Гевандхауза, его сведения представляются более достоверными в сравнении с приведенными Саломаном. Таким образом, можно утверждать, что Ниссен активно выступала на концертах Гевандхауза в Лейпциге в 1849-1850 и 1856-1857 годах.

B уже упоминавшемся некрологе Ниссен из газеты «Ny illustrerad tidning» [9] рассказывается о ее гастролях в Петербурге в составе итальянской оперной труппы в 18451846 годах34. Эти даты также следует считать неверными, так как из многочисленных

материалов известно, что певица гастролировала в России в 1844-1845 годах [5].

Еще одним из значительных биографических источников, позволяющих ярче осветить период начала карьеры певицы, является статья «Шведский жаворонок» [8], опубликованная в 1929 году и основанная на материале некролога Ниссен из шведского народного календаря <^уеа», составленного Акселем Крооком в 1880 году35. Автор представляет читателю воспоминания о детстве Ниссен, о котором пока известно очень мало. Уже тогда родственники Генриетты любили слушать ее пение: «.братья и сестры часто просили: "Етта, Етта, иди сюда и спой нам", и Етта, маленький смуглый ребенок весело кивала черноволосой головой и игриво скакала к роялю» [8, с. 1448]. Постепенно публика в салоне дома Ниссен на улице Дроттингга-тан расширялась за счет взрослых и разбирающихся в искусстве слушателей. Вскоре, как уже было сказано, Генриетта обратила на себя внимание датского балетмейстера Бурнонвилля, что предопределило ее дальнейшую судьбу. Ее отец - торговец мануфактурой, решил, что дочь должна учиться у лучшего вокального педагога и отправил ее в Париж к Гарсиа36, который после первого прослушивания предсказал, что она может стать выдающейся вокалисткой.

34 Эти же даты указаны в упоминавшейся выше работе: Wieselgren H. Ur var samtid. Femtio porträtt med nekrologer.

35 Аксель Кроок (1831-1893) - шведский издатель и писатель, член городского совета Гё-теборга. Среди его изданий шведский народный календарь «8уеа Folkkalender^>.

36 Гарсиа Мануэль (1805-1906) - оперный певец и выдающийся вокальный педагог XIX века, преподававший в Парижской консерватории и Королевской музыкальной академии в Лондоне. Его педагогические принципы оказали значительное влияние на развитие вокального искусства в XIX веке, в том числе и через его знаменитых учеников, среди которых Дж. Линд, Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди и другие.

Приводимые в статье хронологические сведения совпадают с уже известными нам из предыдущих достоверных источников.

Также здесь освещается и еще одна малоизвестная сторона творческой биографии певицы, которая, по мнению автора, оказала значительное влияние на ее дальнейшую судьбу. У Гарсиа Ниссен впервые встретилась со своей соотечественницей, ставшей впоследствии соперницей - Дженни Линд37. Линд к этому моменту (1839) - уже известная оперная певица, однако ее голосовой аппарат нездоров, Гарсиа помогает ей вернуться к профессиональной деятельности. С самого начала взаимоотношения учениц сложились как соперничество. Гарсиа не разрешает Линд петь из-за болезни голосовых связок, и она вынуждена часто сидеть и слушать пение Ниссен на уроке. Аксель Кроок отмечал, что мнение Гарсиа относительно обеих шведок было следующим: «Если бы Дженни имела голос Генриетты, а Генриетта - смышленость Дженни, кто-нибудь из них мог бы стать величайшей в мире певицей» [8, с. 1448].

В 1843 году первое «состязание» двух певиц состоялось на родине в Стокгольме. Автор статьи пишет: «.. .лавровый венок богини победы не перешел из одних рук в другие, а был распростерт между ними обеими. Северная прелесть и душевная непосредственность, которыми обладала Дженни Линд, компенсировались у Генриетты Ниссен вкусом и темпераментом» [8, с. 1448].

Дальнейшая сценическая судьба Нис-сен складывалась чрезвычайно успешно, она

37 Линд Дженни (1820-1887) - одна из самых известных шведских певиц XIX века, часто называемая «шведский соловей». Гастролировала по Европе и Америке. Член Шведской королевской академии музыки, профессор пения Королевского музыкального колледжа в Лондоне.

очень много гастролировала с большим успехом, получая самые восторженные отзывы о своем искусстве.

Однако новая встреча с Линд в Берлинской Большой опере в 1850 году дала понять Ниссен, несмотря на восторженный прием публики, что «. пение жаворонка в своем роде, возможно, не уступает пению соловья, но соловей является более изысканной птицей» [8, с. 1449]. Это заставило Ниссен принять решение не выступать больше на какой-либо сцене, тем не менее, последнее десятилетие исполнительской карьеры Ниссен было еще достаточно насыщенным. Автор статьи «Шведский жаворонок» цитирует отрывки из писем Саломана, рассказывающего друзьям о выступлениях супруги в Бремене, Ольденбурге, Гамбурге в 1855 году, где она давала по несколько концертов при полных аншлагах. С таким же успехом прошли ее выступления в Копенгагене, Гёте-борге и Стокгольме в 1856.

Она продолжала путешествовать с мужем еще какое-то время, а затем приняла предложение стать преподавателем в Петербургской консерватории. С 1860 года ее дальнейшая судьба связана с Петербургом.

Данная статья не исчерпывает заданную тему полностью, предполагая дальнейшее изучение биографии и творческой деятельности Ниссен-Саломан, тем не менее, она имеет принципиальное значение, так как актуализирует методологическую базу исследования. Применение эвристики, анализа, сравнения, синтеза полученных в работе данных позволили значительно расширить наши знания по теме, ввести в научный оборот ранее неизвестные материалы, уточнить уже имеющиеся и выявить новые факты из жизни и артистической деятельности выдающейся певицы.

Литература

1. Неизвестный автор. Итальянская опера в Петербурге // Литературная газета. - 1844. - № 37. -21.09. - Чт. - C. 628, стб. 2.

2. Ниссен^аломан Г. Школа пения Генриетты ^с^н^аломая: в 3 ч. - CM.: Бессель, 1880. Труд был впоследствии переиздан: Hиссен-Cаломан Г. Школа пения Генриетты Hиссен-Cаломан. -Новое издание. - Шб.; М.: В. Бессель и К°, 1911. - Ч. i. - 91 с.

3. Пономаренко Е. Ю. Генриетта Hиссен-Cаломан и русская вокальная школа XIX века: к постановке проблемы // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: сб. статей по материалам II Международной научно-практической конференции (10-12 декабря 2009). - CM.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - Ч. II. - C. 119-123.

4. Пономаренко Е. Ю. Педагогические принципы Генриетты Hиссен-Cаломан // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. трудов. - CTO.: Астерион, 2011. - Вып. 6. - C. 157-163.

5. Пономаренко Е. Ю. Исполнительская деятельность Генриетты Hиссен-Cаломан в 40-50-х годах XIX века // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. трудов. - CTO.: Астерион, 2012. - Вып. 7. - C. 167-173.

6. Bournonville A. Reiseminder, Reflexioner og biografiske Skizzer. - Reitzel, 1878. - 267 p.

7. Fryklund D. Henrietta Nissen, Siegfried Saloman. - Halsingborg: Schmidts Boktryckeri A.-B, 1929. -19 p.

8. Unknown author. Den Svenska Lärkan // Idun. - 1929. - № 52. - P. 1448-1449.

9. Unknown author. Henriette Nissen-Saloman // Ny illustrerad tidning. - 1879. - № 37. - P. 289-290.

10. Wieselgren H. O. Ur vâr samtid: femtio porträtt med nekrologer. - Stockholm: P. A. Norstedt, 1880. -218 p.

Literatura

1. Neizvestnyj avtor. Ital'janskaja opera v Peterburge // Literaturnaja gazeta. - 1844. - № 37. - 21.09. -Cht. - S. 628, stb. 2.

2. Nissen-Saloman G. Shkola penija Genrietty Nissen-Saloman: v 3 ch. - SPb.: Bessel', 1880. Trud byl vposledstvii pereizdan: Nissen-Saloman G. Shkola penija Genrietty Nissen-Saloman. - Novoe izdanie. -SPb.; M.: V. Bessel' i K°, 1911. - Ch. 1. - 91 s.

3. Ponomarenko E. Ju. Genrietta Nissen-Saloman i russkaja vokal'naja shkola XIX veka: k postanovke problemy // Muzykal'noe obrazovanie v sovremennom mire: dialog vremen: sb. statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (10-12 dekabrja 2009). - SPb.: RGPU im. A. I. Gercena, 2010. - Ch. II. - S. 119-123.

4. Ponomarenko E. Ju. Pedagogicheskie principy Genrietty Nissen-Saloman // Muzykal'naja kul'tura glazami molodyh uchenyh: sb. nauch. trudov. - SPb.: Asterion, 2011. - Vyp. 6. - S. 157-163.

5. Ponomarenko E. Ju. Ispolnitel'skaja dejatel'nost' Genrietty Nissen-Saloman v 40-50-h godah XIX veka // Muzykal'naja kul'tura glazami molodyh uchenyh: sb. nauch. trudov. - SPb.: Asterion, 2012. - Vyp. 7. -S. 167-173.

6. Bournonville A. Reiseminder, Reflexioner og biografiske Skizzer. - Reitzel, 1878. - 267 p.

7. Fryklund D. Henrietta Nissen, Siegfried Saloman. - Halsingborg: Schmidts Boktryckeri A.-B, 1929. -19 p.

8. Unknown author. Den Svenska Lärkan // Idun. - 1929. - № 52. - P. 1448-1449.

9. Unknown author. Henriette Nissen-Saloman // Ny illustrerad tidning. - 1879. - № 37. - P. 289-290.

10. Wieselgren H. O. Ur vâr samtid: femtio porträtt med nekrologer. - Stockholm: P. A. Norstedt, 1880. -218 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.