УДК 78. 01
Е. Ю. Пономаренко
ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ О ГЕНРИЕТТЕ НИССЕН-САЛОМАН НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
Статья рассматривает биографические материалы шведской вокалистки и педагога XIX века Генриетты Ниссен-Саломан в русле источниковедческой методологии, позволяющей выявить новые документы по теме, определить их авторство, полноту, достоверность и новизну содержащейся информации. На основе синтеза источников в работе уточнены некоторые даты биографии певицы, представлены новые, не известные ранее сведения о ее жизни и творчестве.
Ключевые слова: источниковедческая методология, биографический источник, достоверная информация, архивные материалы, артистическая деятельность, вокалистка.
E. Yu. Ponomarenko
MATERIAL RESEARCH ON HENRIETTA NISSEN-SALOMAN BASED ON THE METHODS OF MUSICAL AND HISTORICAL SOURCE STUDY
The article considers biographical materials of the 19th century Swedish singer and professor Henriette Nissen-Saloman. The materials are studied in line of source study methodology, which allows to reveal new documents on the subject; to determine the authorship, content, verification; to extract new information. On the basis of source synthesis the article clarifies some of the biography dates of the singer, presents new facts about her life and work.
Keywords: Source study methodology, biographical source, verified information, archival materials, artistic activitiy, singer.
Источниковедение - одно из важнейших направлений исторической науки, сложившееся в процессе собирания, систематизации и изучения различных материалов - имеет длительную историю развития, в ходе которого постепенно сложились его методологические принципы. Эти принципы лежат в основе отраслей источниковедческой науки, таких как музыкальное источниковедение, в поле зрения которого находятся различные проблемы, в том числе изучение жизни и творчества выдающихся деятелей музыкального искусства.
О знаменитой певице и педагоге XIX века Генриетте Ниссен-Саломан до сих пор в научной литературе упоминалось очень мало, отсутствует специальное исследование о ней. Разработка данной темы сопряжена
с решением источниковедческих задач: поиск новых материалов, их классификация, интерпретация содержания. В соответствии с ними находятся методы источниковедческого исследования. На первом этапе используется эвристический метод, позволяющий расширить спектр материалов по теме исследования. Их внешняя критика в значительной степени использует инструменты текстологии. Далее атрибутируется каждый документ, выясняется его авторство, после чего исследователь может приступать к интерпретации источника, внутренней критике, осуществляемой в ходе его анализа. На этом этапе раскрывается информационный потенциал документа, полнота имеющихся в нем сведений, их достоверность и новизна. В заключе-
ние исследователем обобщаются полученные данные комплекса источников на основе компаративного подхода к результатам анализа отдельных материалов, осуществляется источниковедческий синтез, позволяющий сделать окончательные выводы из полученных новых данных. Таким образом, источниковедение создает научно-познавательные предпосылки для осуществления исследовательской деятельности.
Данная статья рассматривает в русле музыкально-источниковедческой методологии группу биографических материалов, освещающих наименее изученный период начала и расцвета артистической карьеры Генриетты Ниссен-Саломан27 [3; 5]. Автором проведены разыскания архивных документов, статей периодической печати и мемуарной литературы по теме. Большая помощь в этой работе была оказана Шведской библиотекой музыки и театра, где хранятся материалы семейного архива певицы. В работе осуществлена попытка определить значение и достоверность имеющейся в источниках информации; решены проблемы происхождения, представлены неизвестные до сих пор в российском музыкознании материалы, дана их общая характеристика.
Одна из таких работ - книга Даниэля Фруклунда28 «Henrietta Nissen, Siegfried Sa-
27 Генриетта Ниссен-Саломан родилась в Гётеборге 12.03.1819, умерла в Гарцбурге 27.08.1879. Ее артистическая карьера началась в 1843 дебютом в Парижской итальянской опере и активно продолжалась до 1850. Выйдя в 1850 замуж за Зигфрида Саломана, она гастролирует еще некоторое время, затем переезжает в Петербург, где становится профессором консерватории по классу вокала.
28 Даниэль Фруклунд (1879-1965) - шведский музыковед и коллекционер, передавший в дар Шведской королевской музыкальной академии собрание писем и других документов, связанных с жизнью и творческой деятельностью Ниссен-Саломан.
loman» [7], где автор, сравнивая несколько крупных биографических источников, выявляет спорные моменты, касающиеся датировки событий жизни певицы, к которым относятся ее год рождения и прибытия в Париж для обучения у Гарсиа, дата дебюта вокалистки в Парижской итальянской опере.
Убедительным представляется предположение Фруклунда о том, что наиболее правдивыми можно признать источники, основанные на дневниках, письмах и воспоминаниях супруга певицы - Зигфрида Cаломана29: «... супруг Генриетты Ниссен, по-видимому, обладал достоверным материалом, касающимся ее биографии. следует обратить наибольшее внимание на сообщения Cаломана и считать их наиболее надежным по сравнению с другими.» [7, с. 4]. Фруклунд сообщает, что Cаломан пересылал большое количество писем в период с 1850 по 1879 год издателю «Signale für die musikalische Welt»30 Бартоль-фу Зенффу в Лейпциг, где подробно рассказывал о своей супруге. По словам Фруклунда, из этих писем можно узнать, что подробный некролог Ниссен^аломан в «Signale für die musikalische Welt» № 14 за 1880 год был написан самим Cаломаном, утверждавшим: «Каждое слово в этом некрологе правдиво, никаких преувеличений» [7, c. 3]. Этот же некролог, как сообщает Фруклунд, напечатан в «Школе пения Генриетты Ниссен-Cаломан»31
29 Зигфрид Саломан (1816-1899) - датский скрипач и композитор, брат художника Гескеля Саломана, супруг Генриетты Ниссен с 1850 года. После замужества Ниссен носит двойную фамилию Ниссен-Саломан.
30 Signale für die musikalische Welt - Известия музыкального мира.
31 Учебник, созданный Ниссен, как обоб-
щение и итог педагогической деятельности, был издан в 1880. Состоит из трех частей: ч. 1 «Theorique», ч. 2 «Pratique», ч. 3 «Supplement» [4]. В настоящее время является библиографической редкостью.
[2], из чего можно сделать вывод о его преимущественной достоверности перед некоторыми другими источниками. Множество русских биографических заметок о Ниссен основаны на данных, взятых из этого некролога, и носят достоверный характер, хотя как будет видно далее, и в нем есть неверные сведения.
Некролог, включенный в «Школу пения», а соответственно и сам Саломан, указывают на 1819 год, как дату рождения. Однако в другом крупном биографическом источнике, опубликованном в шведской газете «Ny illustrerad tidning» [9], указан год рождения 1821, что является неверным. Та же ошибка присутствует в статье о Ниссен-Саломан из шведского сборника портретов и некрологов известным людям «Ur var samtid. Femtio porträtt med nekrologer» [10]. Автор книги, Гарольд Вейселгрен, публиковал статьи и в вышеназванной газете, вероятно, именно по этой причине неправильная дата перешла в его книгу. Можно предположить, что он и является автором некролога в «Ny illustrerad tidning».
В своей книге Фруклунд отмечает, что на надгробном камне в Гётеборге указан именно 1819 год рождения, очевидно, эту дату следует считать верной.
В некоторых изданиях встречаются ошибочные, по словам Фруклунда, даты приезда Ниссен в Париж и ее дебюта - соответственно 1840 и 1842 годы. Эти даты также опровергаются сообщениями Саломана, который называет 1839 год датой приезда в Париж и начала обучения у Гарсиа и 1843 - датой дебюта актрисы в Парижской итальянской опере в партии Адальджизы32.
«Путевые воспоминания» Огюста Бур-нонвилля33 [6] являются еще одним важным источником, подтверждающим именно эти даты. Бурнонвилль - балетмейстер датского Королевского театра, рекомендовавший начинающей певице профессионально обучаться вокальному искусству. Фруклунд, цитируя сообщение Бурнонвилля из его «Путевых воспоминаний» о знакомстве с Генриеттой Ниссен, пишет, что балетмейстер, посещая Гётеборг в мае 1839 года, «в крайне любезном семейном кругу обнаружил удивительно прекрасное сопрано, которое по моему настоянию отправилось в Париж, чтобы обучаться у известного учителя пения Гарсии, и позднее добилось определенной степени известности, а именно, в качестве камерной певицы. Эту молодую девушку зовут Генриетта Ниссен» (цит. по: [7, с. 6]). В 1841 он встречает на вечере у Гарсиа свою «удачную гётеборгскую находку, его талантливую ученицу, мадемуазель Генриетту Ниссен, которая, превосходно занимаясь полтора года, достигла очень заметного прогресса и приобрела большое умение в техническом отношении, однако я больше не обнаружил того чудесного серебряного звучания голоса, которое однажды поразило и тронуло меня, когда ее талант был еще как неотшлифованный алмаз. Она теперь была поглощена более художественным совершенствованием» (цит. по: [7, с. 5]). Из этих цитат понятно, что заниматься у Гарсиа полтора года к 1841 году Ниссен могла только в том случае, если она прибыла в Париж в 1839 году.
Заметки Бурнонвилля представляют большой интерес для исследователя и как отражение начального периода обучения молодой певицы у знаменитого маэстро, становления ее профессионального мастерства.
32 Например, в статье из «Литературной газеты» [1] датой дебюта Ниссен ошибочно назван 1842 год вместо 1843.
33 Огюст Бурнонвилль (1805-1879) - дат-
ский балетмейстер, хореограф, создавший свою балетную школу.
В работе Фруклунда конкретизируются еще две спорные даты выступлений Нис-сен на концертах Лейпцигского Гевандхау-за, которые не точно указаны в некрологе Саломана и в «Школе пения», где отмечено: «Зимою 1849-50 годы она пела почти во всех концертах Gewandhaus^ в Лейпциге. В 1853 году она снова пела в 12 концертах Gewandhaus^» [2, с. 15]. Фруклунд, изучив отчеты о концертах Гевандхауза этих годов в «Signale für die musikalische Welt», подтверждает, что Ниссен участвовала в концертах № 5-10 в 1849 году и № 11, 15-18 в 1850 году, а также в концерте 31 января 1850 года под управлением Юлиуса Ритца и оркестра «Гевандхауз», что составляет вместе двенадцать концертов. В отчетах 1853 года нет упоминания о выступлениях Ниссен в этих концертах, у Саломана, видимо, присутствует ошибка и эта дата неверна. На основе изучения отчетов Фруклунд сообщает, что в 1856-1857 годах Ниссен вновь участвует в этих концертах - № 9 в 1856, № 12-19 в 1857, хотя об этих датах нет упоминаний в некрологе Саломана. Однако, учитывая то, что Фруклунд приводит свои данные как результат изучения официальных отчетов о концертах Гевандхауза, его сведения представляются более достоверными в сравнении с приведенными Саломаном. Таким образом, можно утверждать, что Ниссен активно выступала на концертах Гевандхауза в Лейпциге в 1849-1850 и 1856-1857 годах.
B уже упоминавшемся некрологе Ниссен из газеты «Ny illustrerad tidning» [9] рассказывается о ее гастролях в Петербурге в составе итальянской оперной труппы в 18451846 годах34. Эти даты также следует считать неверными, так как из многочисленных
материалов известно, что певица гастролировала в России в 1844-1845 годах [5].
Еще одним из значительных биографических источников, позволяющих ярче осветить период начала карьеры певицы, является статья «Шведский жаворонок» [8], опубликованная в 1929 году и основанная на материале некролога Ниссен из шведского народного календаря <^уеа», составленного Акселем Крооком в 1880 году35. Автор представляет читателю воспоминания о детстве Ниссен, о котором пока известно очень мало. Уже тогда родственники Генриетты любили слушать ее пение: «.братья и сестры часто просили: "Етта, Етта, иди сюда и спой нам", и Етта, маленький смуглый ребенок весело кивала черноволосой головой и игриво скакала к роялю» [8, с. 1448]. Постепенно публика в салоне дома Ниссен на улице Дроттингга-тан расширялась за счет взрослых и разбирающихся в искусстве слушателей. Вскоре, как уже было сказано, Генриетта обратила на себя внимание датского балетмейстера Бурнонвилля, что предопределило ее дальнейшую судьбу. Ее отец - торговец мануфактурой, решил, что дочь должна учиться у лучшего вокального педагога и отправил ее в Париж к Гарсиа36, который после первого прослушивания предсказал, что она может стать выдающейся вокалисткой.
34 Эти же даты указаны в упоминавшейся выше работе: Wieselgren H. Ur var samtid. Femtio porträtt med nekrologer.
35 Аксель Кроок (1831-1893) - шведский издатель и писатель, член городского совета Гё-теборга. Среди его изданий шведский народный календарь «8уеа Folkkalender^>.
36 Гарсиа Мануэль (1805-1906) - оперный певец и выдающийся вокальный педагог XIX века, преподававший в Парижской консерватории и Королевской музыкальной академии в Лондоне. Его педагогические принципы оказали значительное влияние на развитие вокального искусства в XIX веке, в том числе и через его знаменитых учеников, среди которых Дж. Линд, Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди и другие.
Приводимые в статье хронологические сведения совпадают с уже известными нам из предыдущих достоверных источников.
Также здесь освещается и еще одна малоизвестная сторона творческой биографии певицы, которая, по мнению автора, оказала значительное влияние на ее дальнейшую судьбу. У Гарсиа Ниссен впервые встретилась со своей соотечественницей, ставшей впоследствии соперницей - Дженни Линд37. Линд к этому моменту (1839) - уже известная оперная певица, однако ее голосовой аппарат нездоров, Гарсиа помогает ей вернуться к профессиональной деятельности. С самого начала взаимоотношения учениц сложились как соперничество. Гарсиа не разрешает Линд петь из-за болезни голосовых связок, и она вынуждена часто сидеть и слушать пение Ниссен на уроке. Аксель Кроок отмечал, что мнение Гарсиа относительно обеих шведок было следующим: «Если бы Дженни имела голос Генриетты, а Генриетта - смышленость Дженни, кто-нибудь из них мог бы стать величайшей в мире певицей» [8, с. 1448].
В 1843 году первое «состязание» двух певиц состоялось на родине в Стокгольме. Автор статьи пишет: «.. .лавровый венок богини победы не перешел из одних рук в другие, а был распростерт между ними обеими. Северная прелесть и душевная непосредственность, которыми обладала Дженни Линд, компенсировались у Генриетты Ниссен вкусом и темпераментом» [8, с. 1448].
Дальнейшая сценическая судьба Нис-сен складывалась чрезвычайно успешно, она
37 Линд Дженни (1820-1887) - одна из самых известных шведских певиц XIX века, часто называемая «шведский соловей». Гастролировала по Европе и Америке. Член Шведской королевской академии музыки, профессор пения Королевского музыкального колледжа в Лондоне.
очень много гастролировала с большим успехом, получая самые восторженные отзывы о своем искусстве.
Однако новая встреча с Линд в Берлинской Большой опере в 1850 году дала понять Ниссен, несмотря на восторженный прием публики, что «. пение жаворонка в своем роде, возможно, не уступает пению соловья, но соловей является более изысканной птицей» [8, с. 1449]. Это заставило Ниссен принять решение не выступать больше на какой-либо сцене, тем не менее, последнее десятилетие исполнительской карьеры Ниссен было еще достаточно насыщенным. Автор статьи «Шведский жаворонок» цитирует отрывки из писем Саломана, рассказывающего друзьям о выступлениях супруги в Бремене, Ольденбурге, Гамбурге в 1855 году, где она давала по несколько концертов при полных аншлагах. С таким же успехом прошли ее выступления в Копенгагене, Гёте-борге и Стокгольме в 1856.
Она продолжала путешествовать с мужем еще какое-то время, а затем приняла предложение стать преподавателем в Петербургской консерватории. С 1860 года ее дальнейшая судьба связана с Петербургом.
Данная статья не исчерпывает заданную тему полностью, предполагая дальнейшее изучение биографии и творческой деятельности Ниссен-Саломан, тем не менее, она имеет принципиальное значение, так как актуализирует методологическую базу исследования. Применение эвристики, анализа, сравнения, синтеза полученных в работе данных позволили значительно расширить наши знания по теме, ввести в научный оборот ранее неизвестные материалы, уточнить уже имеющиеся и выявить новые факты из жизни и артистической деятельности выдающейся певицы.
Литература
1. Неизвестный автор. Итальянская опера в Петербурге // Литературная газета. - 1844. - № 37. -21.09. - Чт. - C. 628, стб. 2.
2. Ниссен^аломан Г. Школа пения Генриетты ^с^н^аломая: в 3 ч. - CM.: Бессель, 1880. Труд был впоследствии переиздан: Hиссен-Cаломан Г. Школа пения Генриетты Hиссен-Cаломан. -Новое издание. - Шб.; М.: В. Бессель и К°, 1911. - Ч. i. - 91 с.
3. Пономаренко Е. Ю. Генриетта Hиссен-Cаломан и русская вокальная школа XIX века: к постановке проблемы // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: сб. статей по материалам II Международной научно-практической конференции (10-12 декабря 2009). - CM.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - Ч. II. - C. 119-123.
4. Пономаренко Е. Ю. Педагогические принципы Генриетты Hиссен-Cаломан // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. трудов. - CTO.: Астерион, 2011. - Вып. 6. - C. 157-163.
5. Пономаренко Е. Ю. Исполнительская деятельность Генриетты Hиссен-Cаломан в 40-50-х годах XIX века // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. трудов. - CTO.: Астерион, 2012. - Вып. 7. - C. 167-173.
6. Bournonville A. Reiseminder, Reflexioner og biografiske Skizzer. - Reitzel, 1878. - 267 p.
7. Fryklund D. Henrietta Nissen, Siegfried Saloman. - Halsingborg: Schmidts Boktryckeri A.-B, 1929. -19 p.
8. Unknown author. Den Svenska Lärkan // Idun. - 1929. - № 52. - P. 1448-1449.
9. Unknown author. Henriette Nissen-Saloman // Ny illustrerad tidning. - 1879. - № 37. - P. 289-290.
10. Wieselgren H. O. Ur vâr samtid: femtio porträtt med nekrologer. - Stockholm: P. A. Norstedt, 1880. -218 p.
Literatura
1. Neizvestnyj avtor. Ital'janskaja opera v Peterburge // Literaturnaja gazeta. - 1844. - № 37. - 21.09. -Cht. - S. 628, stb. 2.
2. Nissen-Saloman G. Shkola penija Genrietty Nissen-Saloman: v 3 ch. - SPb.: Bessel', 1880. Trud byl vposledstvii pereizdan: Nissen-Saloman G. Shkola penija Genrietty Nissen-Saloman. - Novoe izdanie. -SPb.; M.: V. Bessel' i K°, 1911. - Ch. 1. - 91 s.
3. Ponomarenko E. Ju. Genrietta Nissen-Saloman i russkaja vokal'naja shkola XIX veka: k postanovke problemy // Muzykal'noe obrazovanie v sovremennom mire: dialog vremen: sb. statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (10-12 dekabrja 2009). - SPb.: RGPU im. A. I. Gercena, 2010. - Ch. II. - S. 119-123.
4. Ponomarenko E. Ju. Pedagogicheskie principy Genrietty Nissen-Saloman // Muzykal'naja kul'tura glazami molodyh uchenyh: sb. nauch. trudov. - SPb.: Asterion, 2011. - Vyp. 6. - S. 157-163.
5. Ponomarenko E. Ju. Ispolnitel'skaja dejatel'nost' Genrietty Nissen-Saloman v 40-50-h godah XIX veka // Muzykal'naja kul'tura glazami molodyh uchenyh: sb. nauch. trudov. - SPb.: Asterion, 2012. - Vyp. 7. -S. 167-173.
6. Bournonville A. Reiseminder, Reflexioner og biografiske Skizzer. - Reitzel, 1878. - 267 p.
7. Fryklund D. Henrietta Nissen, Siegfried Saloman. - Halsingborg: Schmidts Boktryckeri A.-B, 1929. -19 p.
8. Unknown author. Den Svenska Lärkan // Idun. - 1929. - № 52. - P. 1448-1449.
9. Unknown author. Henriette Nissen-Saloman // Ny illustrerad tidning. - 1879. - № 37. - P. 289-290.
10. Wieselgren H. O. Ur vâr samtid: femtio porträtt med nekrologer. - Stockholm: P. A. Norstedt, 1880. -218 p.