Научная статья УДК 338.482(511.31) https://doi.org/10.24158/fik.2024.4.29
Исследование культурного и туристического потенциала провинции Цзянсу для россиян
Тянь Баохуэй1, Шан Бофэй2
12Цзянсуский научно-технический университет, Цзянсу, Китай
Аннотация. Каждый год большое количество российских туристов приезжает в Китай, чтобы познакомиться с его традиционной культурой. Провинция Цзянсу обладает в этом отношении значительным потенциалом, однако ее посещают преимущественно представители Японии, Южной Кореи, США, Германии и других стран. Существует проблема повышения привлекательности культурного достояния провинции Цзянсу для российских туристов. В настоящей статье авторы описывают текущую ситуацию с развитием въездного туризма из России в провинции Цзянсу и выдвигают предложения по его развитию, среди них: брендирование региона, разработка популярных национальных направлений туризма в рамках конкретной провинции, учет потребностей и менталитета российских путешественников, формирование комплексных маршрутов. Отмечается, что преимущественная ориентация гостей из России на крупные города требует интенсификации работы по информированию потенциальных путешественников о туристических ресурсах регионов Поднебесной с использованием масс-медиа и интернет-площадок. Заключается, что потенциал провинции Цзянсу в плане развития туристической индустрии является перспективной темой для изучения.
Ключевые слова: провинция Цзянсу, Россия, культурный туризм, въездной туризм, Китай, российские туристы
Финансирование: публикация подготовлена при поддержке научного гранта № 2021WY155WJ «Молодежный научно-технический инновационный проект Цзянсуского научно-технического университета (гуманитарные и социальные науки)» и № 2022SJYB2241 «Проект исследований в области философии и социальных наук в университетах провинции Цзянсу».
Для цитирования: Тянь Баохуэй, Шан Бофэй. Исследование культурного и туристического потенциала провинции Цзянсу для россиян // Общество: философия, история, культура. 2024. № 4. С. 208-214. https://doi.org/10.24158/fik.2024A29.
Original article
Research on Cultural and Tourism Potential in Jiangsu Province for Russian Tourists
Tian Baohui1, Shang Bofei2
12Jiangsu University of Science and Technology, Jiangsu, China
Abstract. Annually, a large number of Russian tourists come to China to get acquainted with its traditional culture. Jiangsu Province has significant tourism potential in this regard, but it is mainly visited by representatives of Japan, South Korea, the United States, Germany and other countries. There is a problem of increasing the attractiveness of the cultural heritage of Jiangsu Province for Russian tourists. In this article, the authors describe the current situation with the development of inbound tourism from Russia in Jiangsu Province and put forward proposals for its development, among them: branding of the region, development of popular national tourism destinations within a particular province, taking into account the needs and mentality of Russian travelers, the formation of integrated routes. It is emphasized that the predominant orientation of visitors from Russia to major cities requires intensification of work to inform potential travelers about the tourist resources of the Chinese regions using mass media and Internet platforms. Conclusion dwells upon the fact that the potential of Jiangsu Province in terms of tourism industry development is a promising topic for study.
Keywords: Jiangsu, Russia, cultural tourism, inbound tourism, China, Russian tourists
Funding: The reported study was funded by research grant No. 2021WY155WJ "Youth Scientific and Technical Innovation Project of Jiangsu University of Science and Technology (Humanities and Social Sciences)" and No. 2022SJYB2241 "Research Project in Philosophy and Social Sciences at Universities of Jiangsu Province".
For citation: Tian Baohui & Shang Bofei (2024) Research on Cultural and Tourism Potential in Jiangsu Province for Russian Tourists. Society: Philosophy, History, Culture. (4), 208-214. Available from: doi:10.24158/fik.2024.4.29 (In Russian).
© Тянь Баохуэй, Шан Бофэй, 2024
Введение. В 2023 г. Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин посетил Российскую Федерацию с государственным визитом. Главы двух стран провели переговоры в Москве и выразили готовность углублять сотрудничество в гуманитарной сфере, расширять обмены в области образования, науки и техники, спорта, здравоохранения, культуры и в других областях1. В настоящее время китайско-российские отношения переживают лучший период в истории. Данное обстоятельство способствует усилению сотрудничества двух стран и в сфере туризма. Потенциал его оценивается специалистами высоко (Чистилина, 2019: 134).
В этом контексте исследование культурного и туристического ресурса провинции Цзянсу для российских путешественников представляется актуальным и востребованным в современном научном сообществе.
Целью работы выступило рассмотрение обозначенного региона Китая как центра притяжения для российских туристов с определением перспектив его развития. Для этого нами было проведено изучение особенностей въездного туризма в Поднебесной, его приоритетных направлений; определение преимуществ провинции Цзянсу в репрезентации культурных национальных ценностей гостям из других стран; установление факта слабой заинтересованности россиян в ознакомлении с туристическим потенциалом данного региона; определение перспектив устранения данной проблемы, разработка практических рекомендаций для повышения туристического потока из России, ориентированного на посещение объектов культуры провинции Цзянсу.
Культуроориентированность как современная тенденция развития сферы туризма в Поднебесной. В последние годы интеграция культуры и туризма широко обсуждается в Китае. Два эти явления тесным образом связаны. Культура представляет собой важный ресурс для развития туризма, а последний служит средством ее популяризации как во внутреннем пространстве страны, так и за внешним периметром.
По оценке Юн Вэньана, после третьего пленарного заседания Центрального комитета Коммунистической партии Китая 19-го созыва2 интеграция и развитие китайской культуры и туризма приобрели значение государственной стратегии (Юн Вэньан, 2018).
Ван Циншэн и Хэ Цзысюань отмечали, что объединение данных направлений может позволить туристам ознакомиться с прекрасными пейзажами Поднебесной и одновременно обогатить свой культурный опыт (Ван Циншэн, Хэ Цзысюань, 2019: 61).
Сун Жуй утверждал, что туризм и культура являются важными составляющими процесса формирования как личного, так и социального счастья, поэтому их интеграция имеет лишь положительный эффект для общества (Сун Жуй, 2019: 26).
Вэй Вэй уверен, что национальный образ «прекрасного Китая» обладает сильной привлекательностью для туристов всего мира. Согласно результатам проведенного им опроса для зарубежных туристов китайская кухня, традиционная медицина и боевые искусства - это три элемента, наилучшим образом репрезентирующие национальный образ Поднебесной (Вэй Вэй, 2020: 9).
Распространение культуры и туризма за рубежом имеет огромное значение для формирования имиджа страны. Как считает Фань Чжоу, расширение сотрудничества между государствами в сфере образования, культуры и туризма способствует распространению национальных культурных коннотаций и достижений, а также положительно сказывается на укреплении имиджа конкретной страны и национальной идентичности ее граждан (Фань Чжоу, 2019: 43).
Обзор культурных и туристических ресурсов провинции Цзянсу. Провинция Цзянсу -крупный регион Поднебесной, обладающий значительным культурным и туристическим потенциалом. Речь идет о «садовой», «водной», «сельской», «чайной», «поэтической» и «гастрономической» культуре, привлекающей путешественников именно в эту область Китая. Города провинции Цзянсу богаты туристическими ресурсами, высоко оценивается их рекреационное значение. Наиболее известными из них являются: «Частный сад» (Сучжоу), «Каменный город» (Нанкин), «Жемчужина озера Тайху» (Уси), «Важный пункт Саньву» (Чанчжоу), «Первые горы и реки в мире» (Чжэньцзян), «Лунный город» (Янчжоу) и «Столица водных каналов Китая» (Хуайань).
Согласно официальным данным Министерства культуры и туризма Китайской Народной Республики, по состоянию на декабрь 2022 г. в провинции Цзянсу насчитывалось 46 деревень сельского туризма национального уровня3. В январе 2023 г. власти региона утвердили 6 культурных маршрутов, которые по значимости и востребованности уступают лишь существующим в провинции Шаньдун4. Среди них: курорт Юйшань в Чаншу, Тайху-Бэй - в Чанчжоу, центр экотуризма Янсянь в Исине, горячие источники Таншань в Нанкине, озеро Янчэн в Сучжоу и Тяньму - в Лияне.
1 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5920 (дата обращения: 25.03.2024).
2 Опубликовано коммюнике 3-го пленума ЦК КПК 19-го созыва /подробная версия/ [Электронный ресурс] // Синьхуа. URL: https://russian.news.cn/2018-02/28/c_137006699.htm (дата обращения: 25.03.2024).
3 ЩЩ.ШШШЖ = Национальные туристические достопримечательности // Ministry of Culture and Tourism of the People's Republic of China. URL: https://goo.su/VJcz1 (дата обращения: 10.03.2024) (на кит. яз.).
4 Там же.
Помимо этого, по состоянию на сентябрь 2023 г. провинция Цзянсу утвердила 3 объекта всемирного культурного наследия - Великий водный канал, императорские гробницы династий Мин и Цин и классические сады Сучжоу1.
В последние годы в регионе создается модель потребления культурного туризма, которая привлекает местных и иностранных туристов, желающих обогатить свой внутренний мир, приобщиться к духовному.
Цзянсу является одной из провинций Китая, где сосредоточено большое число культурных реликвий. Здесь насчитывается более 20 000 недвижимых объектов, находящихся под контролем национальных структур по охране культурного наследия Поднебесной. На территории региона также имеется 13 городов национального значения, 31 населенный пункт с самобытным культурным достоянием, 33 традиционные деревни и 70 музеев.
В 2023 г. общее потребление культуры и туризма в провинции Цзянсу достигло 536,636 млрд юаней, увеличившись на 40,08 % в годовом исчислении, что составляет 9,74 % от общего потребления культурного туризма в стране2.
В Китае индустрия путешествий основана на обеспечении релаксации и досуга для гостей из других стран, поэтому при выборе туристических направлений ключевую роль играют такие факторы, как природные пейзажи, памятники истории и культуры, расстояние до них и стоимость тура. В этом отношении рассматриваемая провинция находится в выигрышном положении: она обладает привлекательными ландшафтами, уникальными географическими характеристиками и большим количеством культурных объектов. Все это обеспечивает прочную основу и широкие возможности для развития индустрии культурного туризма в регионе для путешественников как из Китая, так и из других стран.
Важными туристическими ресурсами региона являются водные. На территории провинции был создан проект «Водная рифма Цзянсу», который активно продвигается как национальный. Так, Департамент культуры и туризма провинции Цзянсу провел ряд рекламных мероприятий, посвященных его популяризации: онлайн-программа «Счастливый праздник весны - водная рифма Цзянсу», тематические выставки «Великий водный канал», «Водная рифма Цзянсу - живописная сельская местность»для китайских и иностранных фотографов и т.д. Кроме того, в провинции Цзянсу также был построен и введен в действие коммуникационный центр «Водная рифма Цзянсу», выпущены видеоролики, фотографии и путеводитель по культуре и туризму на английском языке «Водная рифма Цзянсу».
Согласно официальным данным Статистического бюро провинции Цзянсу3, общее число иностранных туристов, прибывших в регион, продолжало расти с 2013 по 2019 гг. В 2019 г. их количество достигло 2 664 614 чел. С 2020 г. индустрия туризма сильно пострадала от новой коронавирусной эпидемии, и число принятых иностранных гостей резко сократилось, составив всего 312 275 чел. в 2022 г. (рис. 1).
3000000
2500000
2000000
1500000
1000000
500000
0
Рисунок 1 - Статистика по количеству иностранных туристов, принятых в провинции Цзянсу с 2013 по 2022 гг.4
Figure 1 - Statistics on the Number of Foreign Tourists Arrivals in Jiangsu Province from 2013 to 2022
2646909 2664614
1934356 1970417 2008386
2179954
516149
397531
I ■
312275
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
1 ЩЩ.ШШШШ = Национальные туристические достопримечательности // Ministry of Culture and Tourism of the People's Republic of China. URL: https://goo.su/VJcz1 (дата обращения: 10.03.2024) (на кит. яз.).
2 2023 // ктшш. 2024-01-12(A01) = Би Жань, Ци Чэнь. Общий объем потребления культурного туризма в Цзянсу продолжит занимать первое место в стране в 2023 году // Экономический ежедневник Цзянсу. 2024. № 01-12(A01) (на кит. яз.).
3 КШШХ^^'Ш = Статистический ежегодник Цзянсу [Электронный ресурс] // Статистическое бюро провинции Цзянсу. URL: http://tj.jiangsu.gov.cn/ (дата обращения: 10.03.2024) (на кит. яз.)
4 Рисунки 1-2, 4 Составлены авторами с использованием данных: Статистический ежегодник Цзянсу ...
Дифференциация путешественников, принятых в провинции, по стране происхождения представлена на рис. 2.
3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0
3286925
3005759
1719953
768700 754398
■ ■ 582060 543844 523029
135804
С 3
о
го ч: го
I
го
о о CL
О
Рисунок 2 - Совокупное число иностранных туристов, прибывших в провинцию Цзянсу с 2013 по 2022 гг., чел.
Figure 2 - Cumulative Number of Foreign Tourist Arrivals in Jiangsu Province from 2013 to 2022, Pers.
2500000
2000000
1500000
1000000
500000
2333708
1730618
1676214
1284324
2014
2015
2016
2017
2018
2019
142465
2020
Рисунок 3 - Количество российских туристов в Китае с 2014 по 2020 гг., чел.1 Figure 3 - Number of Russian Tourists in China from 2014 to 2020, Pers.
Н.С. Мартышенко и А.Е. Ильин организовали исследование, целью которого было установление мотивов посещения российскими туристами Китая. Полученные результаты показали, что в этом отношении превалируют отдых и лечение (Мартышенко, Ильин, 2011: 154), причем большинство путешественников считают себя удовлетворенными предпринятой поездкой и хотели бы поехать в Китай еще - таких оказалось 90 % среди опрошенных (Мартышенко, Ильин, 2011: 155).
Интенсификация туристических контактов России и Китая будет способствовать взаимному принятию их народами особенностей культуры друг друга, что позволит обеспечить дополнительную поддержку развивающимся отношениям сотрудничества во всех ключевых сферах.
1 Число выездных туристских поездок граждан Российской Федерации за рубеж [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/other/statistika/chislo-vyezdnykh-turistskikh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-za-rubezh-rosstat/ (дата обращения: 10.03.2024).
0
Китайские эксперты отмечают, что необходимо развивать ориентацию на россиян в культурных контактах, что имеет особое значение для повышения международной конкурентоспособности туристического рынка провинций, в том числе Цзянсу (Цзя Гуйцин и др., 2018: 67).
Объединив статистические данные, мы обнаружили, что общее число российских туристов, принятых в провинции Цзянсу за последние десять лет, составило 135 804 чел., что значительно ниже, чем число гостей из Японии (3 286 925), Южной Кореи (3 005 759), США (1 719 953), Германии (768 700), Австралии (523 029), Англия (444 359) и других стран, посетивших данный регион1.
Кроме того, нами также были собраны и проанализированы данные об изменениях в количестве российских туристов, въезжавших в провинцию Цзянсу с 2013 по 2022 гг. (рис. 4).
25000
20000
15000
10000
5000
0
Рисунок 4 - Количество российских туристов, посетивших провинцию Цзянсу с 2013 по 2022 гг., чел. Figure 4 - Number of Russian Tourists Visiting Jiangsu Province from 2013 to 2022, Pers.
Как видим, с 2013 по 2016 гг. число российских туристов, принятых в провинции Цзянсу, демонстрировало тенденцию к росту. В 2016 г. оно было самым большим - 21 253 чел. В 2017 и 2018 гг. наблюдались колебания в численности, которые нивелировались в 2019 г., затем последовало активное снижение туристического потока из России в 2020-2021 гг.; минимум его был зафиксирован в 2022 г - 4 480 чел.2 Можно сделать неутешительный вывод, что по сравнению с Поднебесной вообще (рис. 3) количество гостей из России в провинции Цзянсу очень низкое в настоящий момент. Очевидно, что ситуация требует исправления.
По нашему мнению, для этого имеются широкие практические перспективы.
1. Провинция Цзянсу должна создать свой собственный туристический бренд. Для его продвижения в России следует разработать широкую информационную программу с задействованием масс-медиа и интернет-площадок.
2. Необходимо учесть выбор направлений для путешествия, предпочитаемых российскими туристами в Китае вообще, и развивать соответствующие маршруты в провинции. Так, в качестве значимых в этом отношении могут выступить природные ландшафты, исторические достопримечательности, традиционная культура, народные обычаи, гастрономическое своеобразие, китайская медицина и здравоохранение. Необходимо проработать каждый из потенциальных объектов через призму возможностей провинции и сформировать туристическое предложение, ориентированное на запросы российских туристов и их менталитет.
3. Целесообразно разработать уникальные туристические маршруты: «Водная культура + классические сады», «Традиционная китайская медицина + досуг и релаксация», «Культура питания + потребление и шопинг» и т. д., то есть маршруты комплексного характера, позволяющие интегрировать интересы разных субъектных групп, продвигать и популяризировать их в России.
Обозначенные нами мероприятия позволят приблизить туристические стратегии провинции к общенациональным, сохранив при этом уникальность репрезентации конкретного региона на карте Китая, что будет способствовать не только увеличению числа российских туристов в Цзянсу, но и повышению популярности провинции в России.
1 Составлено авторами с использованием данных: Статистический ежегодник Цзянсу
2 Там же.
Заключение. Каждый год большое количество российских туристов приезжает в Китай, чтобы познакомиться с национальной культурой Поднебесной. Охотнее всего путешественники посещают Пекин, Шанхай, Санью и другие крупные города. Цзянсу - экономическая, демографическая и туристическая провинция Китая. Обладая собственными богатыми культурными и туристическими ресурсами, она привлекает большое количество зарубежных туристов, однако число путешественников из России в ней значительно меньше, чем из Японии, Южной Кореи, США, Германии и других стран. Города провинции Цзянсу с уникальным очарованием водных ресурсов пока не стали популярным местом для русских туристов. Очевидно, что конкурентоспособность провинции Цзянсу в России в рамках международного рынка въездного туризма очень слаба, что требует корректировки местной политики организации такого рода индустрии. Предложенные направления действий по разрешению проблемы, на наш взгляд, способны изменить ситуацию и привлечь российского туриста в провинцию. В целом, тематика, рассматриваемая в данной статье, имеет большие перспективы и практический потенциал для дальнейшей разработки и изучения.
Список источников:
Мартышенко Н.С., Ильин А.Е. Эволюция рынка туристских услуг выездного туризма из Приморского края в Китай // Российское предпринимательство. 2011. № 2-2. С. 153-159.
Чистилина А.П. Анализ туристских направлений Китая для граждан Российской Федерации // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. Т. 13, № 1. С. 120-134.
Й-ШШ^ЛХЛ^И'МЙ^ЖМ // ^ЖШй. 2019. № 11. С. 24-35 = Сун Жуй. Как по-настоящему реализовать интеграцию и развитие культуры и туризма // Академический рубеж. 2019. № 11. С. 24-35. (на кит. яз.)
^Я^КШ^ШЛ^ШОТШМлК^Я // га^И. 2017. № 32(01). С. 32-41 = Ван Кэцзюнь. Анализ вклада основных стран-источников на рынок въездного туризма Китая // Журнал о туризме. 2017. № 32 (01). С. 32-41. (на кит. яз.)
«ШйЛММ^ЖМдаЯИМШТ // 2019. № 6. С. 61-69 = Ван Циншэн,
Хэ Цзысюань. Обзор новых разработок в области исследований интеграции и развития китайской культуры и туризма // Журнал Хэнаньского технологического университета (издание по социальным наукам). 2019. № 6. С. 61-69. (на кит. яз.)
ЙД. ХЙЙ-пМЯ^^^Й // 2019. № 11. С. 43-49 = Фань Чжоу. Теория и практика интеграции культуры и
туризма // Передовые отрасли науки. 2019. № 11. С. 43-49. (на кит. яз.)
и.ш%лтштшшвй^лмяй^^й // а^ЯХ^кт 2018. № 24 (05). С. 64-68 = Цзя Гуйцин, Чанг Ган, Цинь Бинван. Измерение и анализ международной конкурентоспособности рынка въездного туризма в провинции Цзянсу // Вестник Цзянсуского технологического университета. 2018. № 24 (05). С. 64-68. (на кит. яз.)
ШХда. ХИЙ^^ХЛ^^Й^Й // 2018. №12. С. 6 = Юн Вэньан. Интеграция культуры и туризма и новые
тенденции в культурной индустрии // Художественное обозрение // Художественное обозрение. 2018. №12. С. 6. (на кит. яз.)
«I. "ЖМ№" // tt^tt«. 2020. № 9 (281). С. 8-14 = Вэй Вэй. Национальный образ
«Прекрасного Китая» очень привлекателен для международных туристов // Социология. 2020. № 9 (281). С. 8-14. (на кит. яз.)
References:
Chistilina, A. P. (2019) Analiz turistskikh napravlenii Kitaya dlya grazhdan Rossiiskoi Federatsii [Analysis of tourist destinations in China for citizens of the Russian Federation]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 13 (1), 120-134. (In Russian)
Fan Zhou. (2019) [Theory and practice of cultural tourism integration]. [Academic Frontier]. (11), 43-49. (In Chinese).
Jia Guoqing, Chang Gang & Qin Bingwang (2018) [Measurement and analysis of the international competitiveness of the inbound tourism market in Jiangsu Province]. [Journal of Jiangsu Institute of Technology]. (24 (05)), 64-68. (In Chinese).
Martyshenko, N. S. & Ilyin, A. E. (2011) Evolution of the Tourist Services Market of the Outbound Tourism from the Primorye Territory to China. Russian Journal of Entrepreneurship. (2-2), 153-159. (In Russian).
Song Rui. (2019) [How to truly realize the integration and development of culture and tourism]. [Academic Frontier]. (11), 2435. (In Chinese).
Wang Kejun. (2017) [Analysis of the contribution of major source countries to China's inbound tourism market]. [Journal of Tourism]. (32 (01)), 32-41. (In Chinese).
Wang Qingsheng & He Zixuan (2019) [Review of the new progress in the research on the integration and development of culture and tourism in our country]. [Journal of Henan University of Technology (Social Sciences Edition)]. (6), 61-69. (In Chinese).
Wei Wei. (2020) [The National image of "Beautiful China" has a strong appeal to international tourists]. [Social Scientists]. (9 (281)), 8-14. (In Chinese).
Yong Wenang (2018) [Cultural tourism integration and new trends in the cultural industry]. [Arf Review]. (12), 6. (In Chinese).
Информация об авторах
Тянь Баохуэй - студент института иностранных языков Цзянсуского научно-технического университета, Цзянсу, Китай.
Шан Бофэй - кандидат культурологии, доцент института иностранных языков Цзянсуского научно-технического университета, Цзянсу, Китай.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1068856
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors Tian Baohui - Student, Institute of Foreign Languages, Jiangsu University of Science and Technology, Jiangsu, China.
Shang Bofei - PhD in Cultural Studies, Associate Professor at the Institute of Foreign Languages, Jiangsu University of Science and Technology, Jiangsu, China. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1068856
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.03.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.03.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 16.04.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.