За счет денежных поступлений от развития топливно-сырьевого сектора в восточной части России непременно начнется процесс инвестирования в заводы по переработке сырья, а также - в развитие высоких технологий. Это позволит сначала стабилизировать ситуацию, а затем обеспечить активный рост благосостояния сибиряков и дальневосточников.
Похоже, что наступает момент исполнения пророчества Михайлы Ломоносова: отныне воистину «богатство России прирастать будет Сибирью». Однако, справедливо и другое - похоже, взлет России к процветанию отныне всецело зависит от скорейшего возрождения Сибири и Дальнего Востока.
Совгалов К
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИДЕЙНОГО ЗАМЫСЛА КОМПОЗИЦИЙ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ
В рамках летней практики по рисунку и живописи по Золотому кольцу России и западной Европе для студентов II курса специальности архитектура и дизайн архитектурной среды АРХИД
Объект I. Церковь Покрова на Нерли (1165г.) посвященная празднику Покрова Богородицы (первый на Руси храм Покрова).
Среди прекрасной природы, на холме, возвышающемся над речной дорогой во Владимир, стоит одинокая церковь образец прекрасного средневекового мастерства русского зодчества. И это ее гордое величие подчеркивается всеми архитектурно-художественными средствами. Элегантно устремленная вверх, она как бы стремится к Богу, которому она посвящена.
С точки зрения конструктивной системы, это небольшой, крестообразный, четырехстолпный, одноглавый храм. Его система несущих конструкций подчеркивается вертикальными членениями стен с использованием полуколонок. А поток вертикальных линий, образованный полуколонками, колончатым поясом, вытянутыми окнами и аркатурой главки, создает иллюзию движения масс вверх. Этому способствует доведенное до совершенства тектоническое решение стены. Верхние участки прясел, более заглубленные, чем нижние, дополнительно ослаблены резными деталями. Это усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкости, воздушности верхней.
Габариты храма удивительно легки и компактны. Он рождает ощущение некой музыки исходящей от камня, а образ церкви в целом создает радостное, светлое впечатление. Этот облицованный известковыми плитами, изящный храм, воздвигнутый у самой границы Владимировского княжества, должен был убедительно демонстрировать покровительство небесных сил Владимирской земле и исключительных прав «богоизбранного» князя Андрея Боголюбского. Образ для этого безвестные мастера нашли блестяще.
Поднятая над заливными лугами путем устройства искусственной насыпи, белокаменная легкая, парящая над водной гладью, церковь ассоциировалась у наших предков с заступничеством высших сил.
Композиция храма центрична и основана на выделении средних осей фасадов. Все они, кроме восточного (алтарная часть храма) имеют в центральном прясле развитый перспективный портал, который контрастирует гладью нижних участков стен. Над порталами размещены одинаковые по сюжету' рельефы: в центре, выше всех восседает царь Давид - царь - объеденитель (как и князь Андрей-автор идиологического замысла архитектурного творения); в боковых пряслах - сказочные существа (грифоны, львы), символизирующие охрану; ниже, соединяя все изображения в единое целое, протянулась цепочка женских масок - символ девы Марии- покровительницы и заступницы.
Резные рельефы, правда, в гораздо меньшем количестве, украшают интерьеры храма. Однако они являются единственным украшением. Ни фрески, ни позолота не нарушают чистоту стен. На фоне этих белокаменных стен хорошо читаются конструкции этого центрического храма. Взор вычитывает элегантно возвышающиеся над человеком подпружные арки, опирающиеся на столбы, и плавно направляется в освещенное подкупальное пространство. Благодаря этому складывается впечатление образа чистого, светлого, одухотворенно - устремленного к небу
Очень интересен именно этот отход от излишней декорированности интерьера. Этот подход рождает исключительный образ, отличный от любых др\I их православных церквей. Здесь уместно
провести аналогию с романским периодом Европейской архитектуры. Но все же есть отличия -компактность, тектоничность и какая-то особенная изящная поэтичность.
В идейно-художественный замысел этого драгоценного произведения архитектуры древние мастера внесли информацию идеологического характера, необходимую правящему князю Андрею. Они поместили ее в особую среду, придали образу особый характер, каменосечцы на ее стенах сделали особенные аллегорические рельефы.
В идее архитектурного замысла церкви на Нерли прочитываются решенные вопросы пользы, прочности, красоты. Но вопрос красоты решался не в рамках чистого искусства, а с позиций идеологических интересов Церкви, ведущей Россиян к богу, и с позиций идеологических интересов правящего князя. Идея формирования образа подчинена идеям формирования общественного сознания в том направлении, в котором нужно было властвующим структурам.
Вообще, образ любого храма рассчитан на привлечение одухотворенной красотой и одновременно подавление воли человека. Образное решение направленно на утверждении в сознании чувства зависимости от высших сил, а значит собственной незначительности. Выполняя этот идеологический заказ, зодчие использовали значительную несоразмерность высоты храма и высоты человека. В церкви на Нерли высота центрального нефа более двенадцати метров и это уже значимо для ощущений человека XII века и затем формирования у него чувства подавленности.
Однако с развитием строительной техники усиливаются возможности воздействия на человека в направлении психологического подавления. В России ярким примером является Исаакиевский собор.
Объект № 2. Исаакиевский собор (сер.Х1Х в.) нам открывается целиком (высота 101,5 м.), как только мы выходим из Нетербуржских улочек на Исаакие векую площадь. Это поистине грандиозный собор, сразу же вызывающий впечатление восхищения. Исполинское по своим размерам, увенчанное гигантским куполом (диаметр - 25 м.), здание являлось одним из крупнейших храмовых сооружений Российской империи.
Это грандиозный символ эпохи, тщательно продуманный, являющийся ярким примером синтеза искусств.
Тектоника здания выстроена так автором, что кладка подчеркивает массивность стен, а горизонтальные членения, как бы делаю основную часть здания ниже, а купол - еще более высоким. Каждая скульптура этого объекта - неотъемлемая часть его объемно - пространственного решения. Если ее убрать, здание потеряет плюсы пластичности композиции, потеряет в силе впечатления от восприятия объекта. Грандиозные габариты храма решают сразу две задачи: вмещение большого числа посетителей и усиление воздействия на психику человека. Начиная с портика, колонны которого уходят вверх на семнадцать метров, человек ощущает восторг и свою незначительность. Ощущение незначительности жизни своей усиливается в здании храма большой высотой потолков, богатством декора и замыслом освещения, льющимся в помещение из барабана купола.
Этот шедевр русской архитектуры, как и все грандиозные храмовые постройки мира, сообщает логике каждого посетителя о силе, мощи, состоятельности правящих структур в государстве. Эмоциональная сфера, особенно верующего посетителя, наполняется ассоциациями • восторга, поразительного восхищения. Каждого мыслящего человека ощущения и чувства ведут к размышлениям. Слаб дух человека. Скорей всего, верующего подобные ассоциации от восприятия храма могут привести к размышлениям, о том, как он мал в размерах этого храма, о том, что он песчинка в этом мире, т.е. незначим для этого мира. В конце концов, в обстановке потрясающей роскоши, в сравнении с окружением верующий человек приходит к мыслям о своей несостоятельности, а значит наполняется угнетающими чувствами, чувствами подавленности.
Чем больше габариты храмовых сооружений, чем роскошнее убранство, тем сильнее воздействие на психику человека, воздействие не лучшего порядка по опосредованным результатам морального состояния верующих. Заказчиками значительных храмовых сооружений чаще всего являлись власть предержащие, архитектор вынужден был в композиционном решении следовать их пожеланиям идеологического характера. Исаакиевский собор и церковь Покрова на Нерли характерные тому' примеры.