ББК 85.11
Н.В. Гречнева
«Неоэклектика» в современной храмовой архитектуре
N.V. Grechneva
«Neo-Eclecticism» in Modern Temple Architecture
В современной храмовой архитектуре наблюдается большой интерес к национальным истокам. Большинство новых храмов в России строится в «неорусском» стиле. Данное архитектурное направление основано на использовании объемно-пространственных и художественных решений, заимствованных из зодчества Древней Руси.
Ключевые слова «неоэклектика», архитектура, архитектурный стиль, храм, классицизм, традиция, преемственность, концепция, купол.
In modem temple architecture a great interest is paid to national traditions. Most of the new temples in Russia are built in «Neo-Russian» style. This architectural style is based on the usage of volumetric spatial tendencies of ancient Russian architecture.
Key words: «neo-eclecticism», architecture, architectural style, temple, classicism, tradition, succession, conception, dome.
В настоящее время в России ежегодно освящается около тысячи новых приходов. Уже возведено большое количество церквей, во внешнем облике которых зодчие стремятся выразить архитектурную идею православного храма современным языком. Архитекторы и заказчики храмов обратились к использованию тех исторических стилевых прототипов, которые, по их мнению, полнее соответствуют религиозным традициям россиян. Путь к узнаваемому образу, преимущественно древнерусскому, реже - византийскому, лежит через «неоэклектику». В формах именно этого стиля построено и строится большинство православных храмов в России конца XX - начала XXI в. Русская церковная архитектура прошла достаточно длинный путь развития. Для более полного понимания стилистики современного храмостроения вспомним основные вехи истории церковного зодчества. «Традиция русского православного храмостроения в результате модификации русскими зодчими византийских идей самостоятельно проявилась в облике СвятоСофийских кафедральных соборов Киева и Новгорода. Эта традиция развивалась и достигла вершин в XVII -начале XVIII веков» [1, с. 235]. Архитектура Русского государства носила яркий национальный и самостоятельный характер. Ее развитие шло независимо от смены стилей, происходившей в западных странах. Зодчество Древней Руси отличалось целесообразностью строений, ясностью композиции, простотой и выразительностью архитектурных форм, связанных с окружающей природой. Для примера назовем несколько уникальных по красоте и величию храмов: Софийские соборы Киева и Новгорода, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Новгороде, церковь Спаса на
Нередице, соборы Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного в Москве и многие другие.
В середине XVIII столетия русская архитектура потеряла свою самобытность под воздействием западной культуры. Реформы Петра I коснулись всех сторон жизни, и в том числе градостроительства. Появилась необходимость в новых производственных и общественных зданиях. Новые типы сооружений требовали выработки новых приемов их исполнения, применения новых материалов, конструкций. Для успешного решения новых задач Петр приглашает архитекторов-иностранцев, одновременно русских мастеров посылает для обучения за границу. Из числа приглашенных зодчих значительное влияние на развитие храмостроения оказал Доменико Тре-зини, спроектировавший Петропавловский собор в Петербурге. «Петропавловский собор, построенный Д. Трезини по указанию Петра I на месте деревянной церкви, ознаменовал полное отступление от композиционной традиционности русского храмостроения. Этот собор был для России явлением новаторским» [2, с. 121]. На смену древнерусскому стилю пришел стиль, названный «петровское барокко», обращенный к наследию античной классики и переработанный на основе национальных традиций. Крупнейшими русскими зодчими - приверженцами стиля барокко середины века были Ф.Б. Растрелли, Д.В. Ухтомский, С.И. Чевакинский, М.Г. Земцов, П.М. Еропкин. Собор Смольного монастыря (арх. Растрелли), церковь Симеония и Анны (арх. Земцов), пятиярусная колокольня Троице-Сергиевой лавры в Загорске (арх. Ухтомский) и Никольский собор в Петербурге (арх. Чевакинский) - яркие примеры нового стиля.
филология и искусствоведение
На Алтае образцы архитектуры барокко - редкость, в Барнауле был построен единственный храм св. Первоапостолов Петра и Павла (разрушен).
Отставка Ф.Б. Растрелли и его отъезд из России способствовали угасанию стиля барокко. В 1760-х гг. произошла смена архитектурно-художественного стиля. Кризис барокко привел Россию к поискам более экономичной и реалистичной архитектуры. Поэтому классическая архитектура, целесообразная, выразительная и вместе с тем простая и ясная, стала образцом для зодчих. В Россию приезжает французский архитектор Ж.-Б. Вален-Деламот, работают русские архитекторы-классицисты - В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Н.А. Львов, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и др. «Русский классицизм дал великолепные образцы культовых зданий. Применительно к Алтаю можно вспомнить неосуществленный “проект церкви-ротонды для Колывани”» 1789 года архитектора
Н.А. Львова. Великолепие и гармония классицизма, рожденные в ордерной системе на идеях европейского Возрождения, не являлись для России собственной архитектурной традицией в храмостроении» [1, с. 235].
После периода господства классической и барочной архитектуры к середине XIX в. наметился поворот к возрождению национального стиля. При императоре Николае I в обществе обозначились тенденции к поиску национальных форм в искусстве и общественной жизни. Архитектор Константин Андреевич Тон стал родоначальником новой эпохи в русской архитектуре - эпохи эклектики (от греч. «экле-го» - выбираю) [3, с. 17]. Возможность выбирать из любых исторических стилей - так понимал эклектику К.А. Тон. Он явился автором первого программного сооружения этого направления - храма Христа Спасителя в Москве. Пятикупольный, четырехстолпный, с характерным позакомарным перекрытием, в плане представляющий собой равноконечный крест, храм восходит к византийским образцам и одновременно является традиционным типом древнерусской соборной церкви. На первом этапе, в 1830-х гг., «русский стиль» пытался возродить русские традиции в условиях только что пройденного классицизма. Это было соединение общей классической композиции с древнерусскими формами и декором. «Русский стиль» прошел несколько длительных этапов развития, из которых можно выделить четыре основных: «русско-византийский» (тоновский), «романовский» (московско-ярославский), «неорусский» (псковсконовгородский) и «ретроспективный» (московское барокко, классицизм) [3, с. 24]. Стиль эклектики становится отличительным не только в архитектуре, но и в оформлении интерьеров церквей.
Архитектура эклектики определила облик многих городов и селений России, в том числе на Алтае. Присущие архитектуре эклектики черты оказались
наиболее отвечающими исторической ситуации в России во второй половине XIX в. Особенностями стиля эклектики является многообразие направлений: рационализм, неоромантизм, историзм и связанная с ним тяга к использованию всего богатейшего арсенала приемов из истории архитектуры, а также гибкость эстетической концепции, демократичность, ориентация на потребности заказчика. К.А. Тон оставил два альбома «образцовых» проектов церквей (в 1838 и 1844 гг.). Издание альбомов продолжалось до 1911 г. «Образцовые» проекты имели широкое распространение на Алтае. В Барнауле по образцу «тоновских» были построены Знаменская церковь и Покровский собор, в Бийске - Успенский собор, в селе Коробей-никово - храм Казанской иконы Божией Матери.
«Русский стиль» был определенным этапом возвращения традиций, он восстановил «связь времен», прерванную реформами Петра I. Сейчас в храмострое-нии восстанавливается «связь времен», прерванная революцией 1917 г. Перед современными архитекторами стоит сложная задача, связанная с выработкой нового большого архитектурного стиля, который бы, с одной стороны, оставался целиком в лоне традиции, а с другой - отвечал бы на запросы современности, на актуальные требования архитектуры XXI в.
Каким будет этот стиль, можно только предполагать. Протоирей Александр Салтыков, настоятель храма в Кадашах, считает, что, «когда строится огромное количество православных храмов после глубокого упадка, который мы пережили, высокую культуру храмоздательства сложно обеспечить». Иконовед Ирина Языкова подчеркивает, что «сегодня важно восстановить достойный, спокойный, не вычурный стиль. Считается, что много крестов, много куполов, значит -православие». В действительности православные храмы были очень лаконичные. «Сегодняшняя архитектура в ретростилях почти всегда безблагодатна, однако от этой архитектурной археологии очень трудно отойти. Отход от нее будет означать, собственно, рождение нового стиля», - считает искусствовед Р. Рахматуллин [4, с. 134].
Современная храмовая архитектура Алтая также эклектична. Все вновь построенные церкви имеют характерные черты разных исторических стилей.
Примером стилизации на темы древнерусского (владимиро-суздальского) зодчества можно назвать новый храм Иоанна Богослова в Барнауле, возведенный в 2008 г. Это четырехстолпный пятикупольный белокаменный храм высотой более 40 метров вместе с крестом. Композиция храма статична. В его основе лежит массивный кубовидный объем собственно церкви. Оштукатуренные фасады разделены едиными по высоте лопатками на прясла, фасады имеют традиционное закомарное завершение, позолоченные купола - шлемовидной формы на высоких барабанах, центральный световой барабан украшает скромный
архитектурно-колончатый пояс и килевидной формы кокошники, парные щелевидные окна на фасадах -без обрамления, с западного и южного фасада пристроены высокие парадные крыльца. По устройству колокольни этот храм относится к исконно русскому типу церкви «под колоколы».
Храм хорошо просматривается с разных сторон, удачно вписывается в окружение нового современного микрорайона города. На прилегающей к храму территории планируется посадка аллеи. Известно, что, когда проходил конкурс проектов для возведения этого храма, было представлено несколько вариантов, в том числе в стиле «неоклассицизма» (архитектурная мастерская П.И. Анисифорова).
Стилизацией на темы древнерусского зодчества в Барнауле являются: часовня святого равноапостольного князя Владимира (арх. А.Ф. Деринг) - напоминание о русском Севере и Кижах, и часовня святой Великомученицы Татьяны (арх. С.Б. Поморов). Подражанием московско-ярославскому этапу «русского стиля» может служить церковь святой Великомученицы Екатерины в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Это шатровый тип храма, подобные храмы
занимают особое место в культовой архитектуре, их композиционные решения восходят к деревянным прототипам XV-XVT вв. в Центральной России. Фасады богато декорированы, над центральным входом - мозаичные панно, хоромный облик парадного крыльца -напоминание о русских теремах.
Для удешевления расходов на строительство церквей повсеместно происходит подмена натуральных материалов на искусственные, например, дерево часто заменяют на имитирующий его пластик, писаные иконы заменяют репродукциями, витражи - росписями «под витраж». Новейшие искусственные строительные материалы и технологии вносят свои особенности во внешний и внутренний облик храма и не всегда в лучшую сторону.
Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы. Эклектика как архитектурный стиль сформировалась в середине XIX столетия, прошла несколько этапов развития. В конце XX - начале XXI в. в храмостроении начался новый виток развития -«неоэклектика». В настоящее время большинство храмов возводится в формах «неоэклектики» с введением элементов «неорусского стиля».
Библиографический список
1. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII - начала 3. Юсупов Э.С. Словарь архитектурных терминов. - М.,
XX в. - Барнаул, 2006. 1994.
2. Тиц А.А., Воробьева Е.В. Пластический язык архи- 4. Шульгина Д.П. Региональные особенности архитек-
тектуры. - М., 1986. туры эклектики в российской провинции. - М., 2010.