Научная статья на тему 'Исследование конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе'

Исследование конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТОМ / CONFLICT BETWEEN TEACHER AND STUDENT / КОНФЛИКТ В ВУЗЕ / THE CONFLICT IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL INTERACTION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ФАКТОР / CONFLICT-GENERATING FACTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатова Е. С.

Статья посвящена проблеме конфликта между преподавателями и студентами. В публикации раскрывается актуальность проблемы роста конфликтогенной напряженности педагогического взаимодействия, обусловленная макроэкономическими изменениями, в том числе и в сфере образования. Изменения в сфере высшего образования, связанные с введением новых государственных образовательных стандартов и другими направлениями модернизации высшей школы, оказывают влияние на образовательный процесс, способствуют усложнению педагогического взаимодействия и возникновению конфликтов между преподавателями и студентами. По итогам анализа научной литературы автор выделяет два аспекта конфликтогенности педагогического взаимодействия: личность каждого субъекта образовательного процесса и сам образовательный процесс. Для выявления и описания конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия автором было проведено эмпирическое исследование. Его новизна состоит в выделении структуры конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе. В статье представлены результаты данного эмпирического исследования. Они состоят в том, что для преподавателей основным конфликтогеном является агрессивное поведение студентов. Для студентов демонстративное подчеркивание преподавателем своего доминирующего положения, его обособленность и отчужденность, а также дистантные отношения между преподавателем и студентами, не предполагающие гуманистически ориентированного субъект-субъектного взаимодействия в ходе образовательного процесса. Автор подчеркивает практическую значимость полученных результатов, которая состоит в их направленности на совершенствование деятельности практических психологов при создании психолого-педагогических условий, необходимых для конструктивного разрешения конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of conflictogenic factors in pedagogical interrelations in university

This article is devoted to the problem of conflict between a lecturer and students. The paper unveils urgency of the pedagogic interrelations’ conflictogenic tension growth conditioned by macroeconomic changes including the sphere of education. Changes in the sphere of higher education connected with the introduction of new state standards and other modernization plans of higher school influence dramatically educational process, complicating pedagogic interrelations and appearing of conflicts between lecturers and students. According to the analysis results of scientific literature the author separates out two aspects of pedagogic staff conflictogenic factor: personality of each educational process’ subject and educational process itself. In order to define and describe conflictogenic factors of pedagogical interrelations the author has carried out an empiric investigation. Its novelty consists in separating out of conflictogenic factors of pedagogical interrelations in university. The article presents the results of this investigation. The results show that the main conflictogenic factor for lecturers is aggressive behavior of students. For students this factor is demonstration of lecturer’s one’s predominate position, one’s uniqueness and alienation, and some remote relations between lecturer and students, which do not suppose any humanistic-oriented object-subject interrelation in educational process. The author underlines a practical significance of the results got, which consists in its orientation to practice psychologists activity improvement during creation of psycho-pedagogical conditions necessary for conflict’s solution.

Текст научной работы на тему «Исследование конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе»

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Е.С. Игнатова, ст. преподаватель, кафедра общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В ВУЗЕ

Статья посвящена проблеме конфликта между преподавателями и студентами. В публикации раскрывается актуальность проблемы роста конфликтогенной напряженности педагогического взаимодействия, обусловленная макроэкономическими изменениями, в том числе и в сфере образования. Изменения в сфере высшего образования, связанные с введением новых государственных образовательных стандартов и другими направлениями модернизации высшей школы, оказывают влияние на образовательный процесс, способствуют усложнению педагогического взаимодействия и возникновению конфликтов между преподавателями и студентами. По итогам анализа научной литературы автор выделяет два аспекта конфликтогенности педагогического взаимодействия: личность каждого субъекта образовательного процесса и сам образовательный процесс. Для выявления и описания конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия автором было проведено эмпирическое исследование. Его новизна состоит в выделении структуры конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе. В статье представлены результаты данного эмпирического исследования. Они состоят в том, что для преподавателей основным конфликтогеном является агрессивное поведение студентов. Для студентов — демонстративное подчеркивание преподавателем своего доминирующего положения, его обособленность и отчужденность, а также дистантные отношения между преподавателем и студентами, не предполагающие гуманистически ориентированного субъект-субъектного взаимодействия в ходе образовательного процесса. Автор подчеркивает практическую значимость полученных результатов, которая состоит в их направленности на совершенствование деятельности практических психологов при создании психолого-педагогических условий, необходимых для конструктивного разрешения конфликта. Ключевые слова: конфликт, конфликт между преподавателем и студентом, конфликт в вузе, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие, конфликтогенный фактор.

Динамика и кардинальность социально-экономических преобразований обусловливают рост конфликтогенной напряженности в обществе. Переход отечественной высшей школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, а также другие направления ее модернизации часто влекут за собой негативные последствия: возрастает атмосфера напряжения, усложняются отношения между преподавателем и студентом, повышается конфликтность педагогического взаимодействия, что — в свою

очередь — отрицательно сказывается на качестве образования. В вузах конфликт между преподавателем и студентом зачастую носит латентный затяжной характер и, не разрешаясь, «пресекается» внутри организации1. В связи с этим, по мнению автора, особое значение приобретает исследование кон-фликтогенных факторов педагогического взаимодействия: причин конфликта между преподавателем и студентом.

Анализ автором научной литературы показал, что при разрешении проблемы

№ 10 (51) НОЯБРЬ 2014

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

конфликта между преподавателями и студентами выделяются противоречия, связанные с психологическими особенностями преподавателей и студентов — уровнем конфликтности их лич- -

ности2 и противоречия, связанные с ходом протекания образовательного процесса — его конфликтогенностью3. Конфликт между преподавателями и студентами, как правило, определяется возрастными особенностями, статусно-ролевыми позициями в образовательном процессе, характеризующемся невро- и стрессо-генностью ситуации4.

В 2008-2011 гг. ав- _

тором было проведено исследование, целью которого стало выявление и описание конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе. Исследование осуществлялось на базе высших учебных заведений г. Перми. Всего в нем приняли участие 254 человека. Из них 97 преподаватели и 159 студентов II и IV курсов. Выборки выровнены по полу. Средний возраст преподавателей — 36 лет, студентов — 19 лет. Выбор студентов именно II и IV курсов обусловлен имеющимися эмпирическими данными о повышенной кон-

Переход отечественной высшей школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, а также другие направления ее модернизации часто влекут за собой негативные последствия: возрастает атмосфера напряжения, усложняются отношения между преподавателем и студентом, повышается конфликтность педагогического взаимодействия, что отрицательно сказывается на качестве образования.

фликтности личности студента в отношении преподавателя именно в эти периоды, которые были получены педагогом-психологом в ходе психологического консульти-- рования.

Для выявления причин возникновения конфликтов между преподавателями и студентами было использовано предварительное анкетирование — модификация опросника Р.В. Куприянова. Опросник содержит в себе открытые и закрытые вопросы, направленные на выявление наличия конфликта преподавателя со студентом, изучение причин конфликта, особенностей способов его разрешения5. В результате применения данного опросника были определены причины возникновения конфликтов между преподавателями и студентами. Выявленные причины конфликтов совпали со списком причин конфликтов в диаде преподаватель — студент, выделенных автором опросника. С опорой на этот список был проведен анализ полученных эмпирических данных по конфликтоген-ности педагогического взаимодействия в вузе.

При обработке эмпирических данных использовались методы математической

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

статистики (для выделения конфликтоген-ных факторов — конфирматорный факторный анализ; для определения значимости различий изучаемого признака — ^критерий Стьюдента) и качественный анализ результатов. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладной статистической программы 81аЙ8Йса 10.0.

Далее представлены результаты исследования. Конфликты между преподавателями и студентами, по мнению студентов, чаще всего возникают в связи с «необоснованными обвинениями и упреками» (16-й ранг), «нелогичным (непонятным) изложением учебного материала» (15-й ранг) и «равнодушием, безразличием преподавателя к потребностям и нуждам студентов» (14-й ранг).

Конфликты между преподавателями и студентами, по мнению преподавателей, чаше всего возникают в связи с «нетактичным поведением студентов» (16-й ранг), «несогласием студентов с выставленными оценками» (15-й ранг) и «невыполнением заданий преподавателя» (14-й ранг).

Полученные в ходе процедуры ранжирования эмпирические данные согласуются с результатами исследования Р.В. Куприянова (2011 г.)6. Так, для студентов наиболее конфликтогенными являются авторитарный либо попустительский педагогический стиль преподавателя. Для преподавателей конфликтогенным становится нарушение студентами норм обучения и поведения, а также субъективное мнение студента по поводу справедливости поставленной оценки.

Факторный анализ позволил выявить комплекс конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе (62% объяснительной дисперсии): стиль педагогического общения преподавателя, педагогические требования преподавателя и агрессивное поведение студентов. Статистически подтверждены различия конфликтоген-ных факторов в оценке преподавателей и студентов (см. таблицу).

Из таблицы видно, что для студентов стиль педагогического общения преподавателя и его педагогические требования являются более конфликтогенны-ми, чем для преподавателей. Напротив, для преподавателей наиболее конфликтогенной является активность студентов, носящая агрессивный характер. Полученные эмпирические, во-первых, подтверждают конфлик-тогенную природу образовательного процесса, во-вторых, согласуются с классификацией конфликтогенных факторов по предмету конфликта (деятельность, поведение, отношения).

Таким образом, оценка причин возникновения конфликтов между преподавателями и студентами у преподавателей и студентов различается. Для студентов наиболее конфликтогенными являются дистантные отношения между преподавателем и студентами, отсутствие доверия, явная обособленность преподавателя, его отчужденность и демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения; для преподавателей конфликтогеном выступает агрессивное поведение студентов. Выполненное нами исследование по изучению

Различия в количественной оценке конфликтогенных факторов у преподавателей и студентов

Конфликтогенные факторы Среднее Среднее Значение ^критерия Уровень значимости

Преподаватели Студенты

Стиль педагогического общения преподавателя 6,87 (N=98) 7,83 (N=107) -2,59 0,01**

Педагогические требования преподавателя 5,34 (N=98) 6,71 (N=107) -4,42 0,001***

Агрессивное поведение студентов 6,56 (N=104) 4,97 (N=94) -5,28 0,001***

Для студентов наиболее конфликтогенными являются авторитарный либо попустительский педагогический стиль преподавателя.

Для преподавателей конфлик-тогенным становится нарушение

студентами норм обучения и поведения, а также субъективное мнение студента по поводу справедливости поставленной оценки.

№ 10 (51) НОЯБРЬ 2014

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе вносит определенный вклад в разработку темы конфликтов преподавателя со студентом, выделяет ряд проблем, разработка которых может быть продолжена. В частности, это предложение методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению преподавателей и студентов в конфликте.

Литература

1. Игнатова Е.С. Профессиональная деятельность педагога-психолога в учебной среде вуза // European Social Science Journal. 2012. № 12. С. 117-127.

2. Hamre B.K., Pianta R.C. Student-teacher relationships as a source of support and risk in schools // Children's Needs III: Development, Prevention, and Intervention. - Bethesda, Maryland, 2006. P. 59-71.

3. Wyrick A.J. Teacher-student relationship's during adolescence: the role of parental involvement, behavioral characteristics, genders, and income. — Lousville, 2011. 114 p.

4. Игнатова Е.С. Разрешение педагогических конфликтов в учебной среде вуза: медиативный проект. Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2013. С. 29.

5. Куприянов Р.В. Межличностные конфликты в диаде преподаватель-студент: монография. Казань: КНИТУ, 2011. C. 116—119.

6. Там же.

RESEARCH OF CONFLICTOGENIC FACTORS IN PEDAGOGICAL INTERRELATIONS IN UNIVERSITY

E.S. Ignatova, senior lecturer, the department of general and clinical psychology, Perm State National Research University, E-mail: [email protected]

This article is devoted to the problem of conflict between a lecturer and students. The paper unveils urgency of the pedagogic interrelations' conflictogenic tension growth conditioned by macroeconomic changes including the sphere of education. Changes in the sphere of higher education connected with the introduction of new state standards and other modernization plans of higher school influence dramatically educational process, complicating pedagogic interrelations and appearing of conflicts between lecturers and students. According to the analysis results of scientific literature the author separates out two aspects of pedagogic staff conflictogenic factor: personality of each educational process' subject and educational process itself. In order to define and describe conflictogenic factors of pedagogical interrelations the author has carried out an empiric investigation. Its novelty consists in separating out of conflictogenic factors of pedagogical interrelations in university. The article presents the results of this investigation. The results show that the main conflictogenic factor for lecturers is aggressive behavior of students. For students this factor is demonstration of lecturer's one's predominate position, one's uniqueness and alienation, and some remote relations between lecturer and students, which do not suppose any humanistic-oriented object-subject interrelation in educational process. The author underlines a practical significance of the results got, which consists in its orientation to practice psychologists activity improvement during creation ofpsycho-pedagogical conditions necessary for conflict's solution. Key words: conflict, conflict between teacher and student, the conflict in the University educational process, educational interaction, conflict-generating factor.

References

1. Ignatova E.S. Professional'naia deiatel'nost' pedago-ga-psikhologa v uchebnoi srede vuza [Professional activity of the teacher-psychologist in the educational environment of the University]. European Social Science Journal, 2012, no. 12, pp. 117-127.

2. Hamre B.K., Pianta R.C. Student-teacher relationships as a source of support and risk in schools. Children's Needs III: Development, Prevention, and Intervention. Bethesda, Maryland, 2006. pp. 59-71.

3. Wyrick A.J. Teacher-student relationship's during adolescence: the role of parental involvement, behavioral characteristics, genders, and income. Lousville, 2011. 114 p.

4. Ignatova E.S. Razreshenie pedagogicheskikh konflik-tov v uchebnoi srede vuza: mediativnyi proekt [Resolution pedagogical conflicts in the learning environment of the University: a mediation project]. Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2013. 228 p.

5. Kupriianov R.V. Mezhlichnostnye konflikty v diade prepodavatel'-student: monografiia [Interpersonal conflict in the dyad teacher-student: monograph]. Kazan, KNITU Publ., 2011. 196 p.

6. Kupriianov R.V. Mezhlichnostnye konflikty v diade prepodavatel'-student: monografiia [Interpersonal conflict in the dyad teacher-student: monograph]. Kazan, KNITU Publ., 2011. 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.