M.V. Artamonova, M.V. Ludanik. M.: INFRA-M, 2009.
6. Trofimova L.A., Trofimov V.V. Innovative approaches to management decisions: a training manual. Saint-Petersburg state University of Economics and Finance, 2012.
7. Prikot O.G., Vinogradov V.N. Strategic development of educational systems and institutions on the basis of project management. educational-methodical manual. HSE. SPb, 2011.
8. Personnel management organization: Textbook / edited by A.Y. Kibanov. 4-e Izd., EXT. and pererab M.: INFRA-M, 2013. 695 p. (Higher education).
9. Theeffectsofforeigndirectinvestmentsonthe educationalcapacityofthemoscowregion,CTaTbflEdu cationandEconomics. Thecontemporarychallenges. Wloclavek, EFNII 2011 (education and the economy. The collection of materials of IX international scientific conference. 2011 Wloclawek, Poland.
УДК 330.1 ББК 65.261.8
ИССЛЕДОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ РЕВИЗИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ИГОНИНА,
соискатель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского,
старший ревизор УТМВД России по ПФО E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Е.А. Мизиковский
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализ классификационных признаков ревизии в системе МВД России позволил определить сущность ревизии, ее свойства и особенности. Автор предложил классификацию ревизий исходя из специфики МВД России. На основании этого сделал вывод о том, что отсутствия законодательного закрепления классификации ревизии дает простор развитию противоречий между субъектами ведомственного финансового контроля, в организации ревизии.
Ключевые слова: финансовый контроль в МВД России, ревизия в системе МВД России, классификация ревизий с учетом специфики МВД России.
Abstract. The analysis of classification signs of audit in the Ministry of Internal Affairs system of Russia has allowed to define essence of audit, its property and feature. The author has offered classification of audits proceeding from specifics of the Ministry of Internal Affairs of Russia. On the basis of it I have drawn a conclusion that lack of legislative fixing of classification of audit gives a scope to development of contradictions between subjects of departmental financial control, in the organization of audit.
Keywords: financial control in the Ministry of Internal Affairs of Russia, audit in the Ministry of Internal Affairs system of Russia, classification of audits taking into account specifics of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Ревизия — форма бюджетного контроля, пред- проверок финансово-хозяйственной деятельности ставляющая собой комплекс взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, а также
работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых путем документального и фактического контроля и направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, на изучение соблюдения финансовой дисциплины, сохранности государственной собственности, на определение достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта1. В ходе ревизии осуществляется контроль за законностью, достоверностью, целесообразностью, финансово-экономической эффективностью совершаемых хозяйственных операций, за целевым и рациональным использованием бюджетных ассигнований, материальных и трудовых ресурсов, выполнением намеченных показателей по доходам и расходам бюджета. С помощью ревизии государственные и хозяйственные органы получают достоверную информацию о полной мобилизации и положительных или негативных сторонах использования материальных, трудовых и финансовых резервов. Предназначение ревизии также заключается в профилактике выявленных нарушений и злоупотреблений.
Большое значение имеет классификация ревизий по однородным признакам. Она позволяет качественно и эффективно организовать и провести ревизию, осуществить сравнительный анализ результатов ревизионной работы и оценить наиболее приемлемые ее виды с точки зрения высокой отдачи. Классификация ревизий рассмотрена многими авторами, такими как А.Д. Ершов2, Н. Ильичева, Е.А. Мизиковский, В.П. Суйц, Н.И. Химичева3, А.А. Шеремет. При изучении анализа деятельности МВД России мы предложили следующую классификацию ревизии.
Исходя из субъектов и характера контрольной деятельности, мы выделяем ведомственную и вневедомственную ревизию МВД России. Несмотря на то, что деятельность контрольно-ревизионных органов, включает в себя в соответствии с приказом МВД России об осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России4 осуществления только ведомственного контроля5. Нам представляется в системе МВД России исходя из характера контрольной деятельности, вневедом-
ственная ревизия МВД России имеет место быть, и является неотъемлемой частью управления финансово-хозяйственной деятельностью подразделений МВД России (например: оказание помощи в проведении инвентаризации взаимодействующим организациям).
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различают ревизии полные и выборочные, комлексные. Каратонов М.Е. считает, что проверка может быть только выборочной по отдельным вопросам в финансовой и хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов (например, проверка целевого использования бюджетных средств, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности) Мы придерживаемся позиции, что полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии различают полные и выборочные, комлексные. Полная документальная ревизия предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, выборочная — отдельных сторон или участков этой деятельности либо определенных статей затрат, например, проверка материально-товарных ценностей. Самые распространенные и прогрессивные — комплексные ревизии, которые включают проверку всех участков и сторон деятельности ревизуемого подразделения системы МВД России. Комплексная ревизия в системе МВД России невозможна без привлечения узкоспециальных специалистов с целью взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации при участии в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности подразделений МВД России по широкому кругу вопросов.
По отношению к плану выделяют плановые и внеплановые ревизии. Плановые ревизии предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контрольно-ревизионных органов. Внеплановые ревизии проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности подразделениях и финансовой дисциплины, злоупотреблениях, и проводятся только на основание предписания непосредственного руководителя. Данная классификация прописана в ведомственном приказе МВД России об осуществления финансового контроля.
По степени охвата данных финансово-хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.
Сплошные ревизии предполагают проверку всех операций и данных на определенном участке деятельности ревизуемого учреждения и за весь ревизуемый период. Сплошной ревизии обычно подвергаются кассовые операции, операции по расчетному, валютному и другим счетам.
Нам хотелось бы отметить, что сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет выявить большее количество недостатков и нарушений, чем выборочная. При выборочных ревизиях проверяется часть документов на выборку за определенный период. Обычно проверке подвергаются наиболее интенсивные и ответственные моменты совершения финансово-хозяйственных операций: последний месяц квартала, IV квартал, льготный период (январь) в бюджетном процессе, проверка вещественных доказательств, материальных ценностей. Мы считаем, что сплошная и выборочная ревизия взаимосвязаны, выборочная ревизия при значительных финансовых нарушениях перестает в сплошную ревизию.
По очередности исследования одних и тех же документов мы считаем, что ревизии в МВД России проводятся только первичные, нет понятия повторной или дополнительной ревизии, так как подчиняется контрольно-ревизионный отдел начальнику подразделения МВД России в штате, которого он находиться и соответственно разрешение на проведения ревизии дает только начальник подразделения МВД России, а не следственные органы.
По характеру проверяемого материала ревизия в системе МВД России может быть фактической и документальной. Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. Фактическая ревизия предполагает проверку не только документов, но и наличия денег, ценных бумаг и материальных ценностей. В процессе фактической ревизии проводится инвентаризация материальных ценностей, проверяется состояние материальных и вещевых складов, производятся подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находящихся на складах, кон-
трольные обмеры на строительстве, выполняются другие необходимые действия.
Для проведения фактической ревизии главное — фактор внезапности. Поскольку невозможно получить объективные данные, например, при инвентаризации складских помещений или кассы, если должностные лица будут информированы заранее о готовящейся ревизии. Кроме того, нельзя провести одно и то же контрольное действие (инвентаризацию, обмер, опрос и т.д.) дважды (при фактическом контроле в отличие от документальной ревизии) спустя определенный промежуток времени. При повторной проверке результат будет другим, и она уже будет не повторной (как при документальной ревизии), а новой. Мы предполагаем, что лучших результатов можно достичь, сочетая фактический и документальный контроль.
Нам, хотелось отметить, что в территориальных подразделениях МВД России любая ревизия предполагает проверку расходов на оперативно-розыскную деятельность. Мы с учетом специфики системы МВД России предложили следующую классификацию ревизии по отношению «к совершенно секретным документам». Ревизии в подразделениях МВД России различают, «без грифа секретно» и «с грифом секретно». Ревизия с грифом «секретно» проводится ревизорами имеющих допуск к сведениям составляющих государственную тайну. Объектом данной ревизии являются специальные подразделения осуществляющие оперативно-розыскную деятельность6. Данные расходы в бухгалтерском учете отражаются на подстатье 880 «Специальные расходы» КОСГУ7.
Между тем, имеющий место факт отсутствия законодательного закрепления классификации ревизии в приказе МВД России о осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России, дает простор развитию противоречий между субъектами8 ведомственного финансового контроля, в данном случае самодеятельности в организации ревизии. С помощью изучения вопросов классификации ревизии в системе МВД России субъектам ревизии в МВД России при проведение ревизии понимается сущность ревизии, ее свойства и особенности, а в последствии достигается цель ревизии, по обеспечению правомерного, целевого и эффективного использования материальных и фи-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
нансовых ресурсов, профилактики бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и имущества, формирования достоверной и полной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности подразделений системы МВД России.
Литература
1. Приказ МВД России от 12 октября 2015 г № 980 «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России» С. 89.
2. Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» С. 192.
3. Приказ от 04.04.2013 года № 001 «Наставлении об организации и тактики оперативно-розыскной деятельности в МВД России».
4. Химичева Н.И. Финансовое право // М.: НОРМА, 2012. С. 129.
5. Маслова Т.С. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях: учебное пособие // М-Магистр: ИНФРА-М, 2016. С. 106.
6. Висков А.С. «Сущность, цели и значение ведомственного финансового контроля в системе МВД России» // Право, Экономика, Безопасность. № 2. 2015. С. 53—54.
7. Колесникова Е.Н. Современные подходы к классификации видов и форм контроля и ревизии в сельскохозяйственных производственных кооперативах // Международный технико-экономический журнал. 2011. № 3. С. 17—21.
8. Волков А.Г., ЧернышеваА.Н. Контроль и ревизия: Учебное пособие. М.: изд-во Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 2011, С. 223.
9. Макоев О.С. Контроль и ревизия: учеб.по-собие. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 205 с.
References
1. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 12 October 2015 No. 980 «On approval of Rules for internal financial audit in the Ministry of internal Affairs and the rules of implementation of
departmental financial control in the Ministry of internal Affairs of Russia». p. 89.
2. The order of the Ministry of Finance of Russia from July 1, 2013 № 65n «On approval of Instructions on procedure of application of the budget classification of the Russian Federation». p. 192.
3. Order from 04.04.2013 № 001 «Guidance on the organization and tactics of operational-investigative activity in the Russian interior Ministry».
4. Himicheva N.I. Financial law // M.: NORMA, 2012. P. 129.
5. Maslov T.S. Accounting in state (municipal) institutions: a training manual // M-Magistr: INFRA-M, 2016. P. 106.
6. Viskov A.S. «Nature, purpose and importance of the departmental financial control in the Ministry of internal Affairs of Russia» // law, Economics, Security, № 2. 2015. P. 53—54.
7. Kolesnikova E.N.Modern approaches to classification of types and forms of control and audit in agricultural production cooperatives // the international technical-economic journal. 2011. No. 3. Pp. 17—21.
8. VolkovA.G., ChernyshevA.N. The control and audit: textbook. M.: publishing house of Moscow state University of Economics, statistics and Informatics 2011, Pp. 223.
9. Makeev O.S. Control and audit: textbook. allowance. M., YUNITI-DANA, 2012. 205 p.
1 Маслова Т.С. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях: учебное пособие // М-Магистр: ИНФРА-М, 2016. С. 106.
2 Современные подходы к классификации видов и форм контроля и ревизии в сельскохозяйственных производственных кооперативах / Е.Н. Колесникова // Международный технико-экономический журнал. 2011. № 3. С. 17—21.
3 Химичева Н.И. Финансовое право // М.: НОРМА, 2012. С. 129.
4 П. 1 приложения № 2 к приказу МВД России от 12 октября 2015 г. № 980 «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России» С. 89.
5 Висков А.С. «Сущность, цели и значение ведомственного финансового контроля в системе МВД России» // Право, Экономика, Безопасность. № 2. 2015. С. 53—54.
6 Приказ от 04.04.2013 года № 001 «Наставлении об организации и тактики оперативно-розыскной деятельности в МВД России».
7 П. 5.1.2 Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» С. 192.
8 Волков А.Г., Чернышева А.Н. Контроль и ревизия: Учебное пособие. М.: изд-во Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 2011, С. 223.