Научная статья на тему 'Исследование качества жизни с позиций воспроизводственного подхода'

Исследование качества жизни с позиций воспроизводственного подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТРУКТУРА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / STRUCTURE OF QUALITY OF LIFE / REPRODUCTION OF QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новиков В. А., Маслов Д. Н.

В статье рассматривается понятие «качество жизни» и обосновывается целесообразность исследования качества жизни с позиций воспроизводственного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of quality of life from positions of reproduction approach

In article the concept «quality of life» is considered and expediency of research of quality of life from positions of reproduction approach locates.

Текст научной работы на тему «Исследование качества жизни с позиций воспроизводственного подхода»

собности с обозначением решений не только экономических, но и связанных с ним социально-политических проблем в обществе, государствах и мире.

Во-вторых, определены следующие детерминанты: производственные условия или наличие в стране таких факторов производства как необходимые для выпуска продукции квалифицированная рабочая сила или промышленная инфраструктура; условия спроса или особенности рынка конкретного товара или услуги; наличие поддерживающих или связанных отраслей, таких как обладающие международной конкурентоспособностью поставщики или дистрибуторы; характер стратегии фирмы, ее структуры и особенностей соперничества с другими компаниями, включая такие факторы как организационный и управленческий климат, а также уровень и природа внутренней конкуренции.

И, в-третьих, межстрановая, межрегиональная миграция остро обозначила проблему конкурентоспособности человека, личности.

Требуется дальнейший анализ на междисциплинарном уровне с применением инструментария смежных дисциплин: экономики, политологии, социологии и других наук.

Библиографический список

1. Важенин, С. Г. Конъюнктура конкурентоспособности региона / С. Г. Важенин, А. Р. Злоченко,

A. И. Титаркин // Регион: экономика и социология. - Новосибирск, 2004. - №№ 3. - С. 23-38.

2. Гоголева, Т. Н. Конкуренция: Сущность, закономерность, регулирование. / Т. Н. Гоголева - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - 200 с.

3. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 1168 с.

4. Нам, Саритх Конкурентоспособность: многоуровневый анализ. / С. Нам - М., 2004. - 192 с.

5. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. / Е. Е. Румянцева - М., ИНФРА - М, 2006. -VI, 810 с.

6. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон,

B. Нордхаус / Пер. с англ.: 16-е изд.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 688 с.

7. Чекмарев, Вл.В. Конкуренция как процесс обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов / Вл. В. Чекмарев / Теоретическая экономика. 2014. №9 1. - С. 25-33.

8. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азри-лияна. - 2-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2008. - 1152 с.

Nechaev S.

COMPETITIVENESS: THE ESSENCE AND DETERMINANTS

The article explains the author's interpretation of the notion competitiveness and justify forms of its manifestation on the basis of a comparative analysis of theoretical approaches to the definition of the phenomenon. Keywords: competitiveness, performance, objects and subjects of competition.

УДК 338.24

Новиков В.А., Маслов Д.Н.

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ С ПОЗИЦИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается понятие «качество жизни» и обосновывается целесообразность исследования качества жизни с позиций воспроизводственного подхода.

Ключевые слова: качество жизни, структура качества жизни, воспроизводство качества жизни.

Качество жизни - это многогранная комплексная характеристика различных процессов в обществе. Она формируется представителями различных наук.

Категорию «качество жизни» в политологии раскрывают через характеристики гражданского обще-

ства и правового государства. Акцент делается на рассмотрении возможностей реализации людьми гражданских прав и свобод.

Качество жизни в психологии связывается с индивидуально-личностным уровнем удовлетворения потребностей. При этом оцениваются как уровень

© Новиков В.А., Маслов Д.Н., 2014

Экономика образования ♦ № 1, 2014

развития потребностей личности, так и степень их удовлетворения, удовлетворенность индивидов жизнью в целом.

Качество жизни в социологии в общем виде трактуется как комплекс материальных, социальных, демографических и иных условий жизни и уровень их развитости и субъективного восприятия.

В экономической науке внимание концентрировалось и в значительной мере концентрируется до сих пор на рассмотрении количественной стороны экономических процессов, на анализе таких категорий, как богатство, уровень жизни, доходы. Хотя, разумеется, взаимосвязь количественных и качественных параметров экономических явлений учитывалась всегда. С одной стороны, количественно соизмерять имеет смысл лишь качественно однородные объекты, то есть количественному анализу должна предшествовать качественная спецификация. С другой стороны, количественные изменения, как известно, переходят в качественные, обусловливают появление нового качества.

Формирование постиндустриального общества с доминированием интеллектуального труда, ростом богатства и разнообразия потребностей, соответственно, индивидуализацией спроса, демассифи-кацией производства активизировало интерес к качественным аспектам экономических процессов. Большое внимание стало уделяться качеству экономического роста, управлению качеством изделий и процессов, качеству жизни людей. Существующие экономические показатели (ВВП и др.), в том числе такие вновь разрабатываемые, как «чистое экономическое благосостояние» не способны в полной мере охарактеризовать изменение качества жизни.

В научной литературе существует большое количество определений качества жизни, по-разному оценивается соотношение понятий «уровень жизни», «благосостояние», «качество жизни». Ограниченные рамки статьи не позволяют детально рассматривать эту полемику. Отметим только, что, по нашему мнению, первые два понятия в большей мере отражают количественные характеристики достигнутого уровня общественного богатства, богатства отдельных групп населения.

«Качество жизни» многие исследователи связывают с таким понятием как «потребность», что нам представляется перспективным. Качество жизни -это социально-экономическая категория, охватывающая весь комплекс характеристик жизни индивида, домохозяйства, общества в целом в определённый временной лаг, характеризующая возможности реализации своих способностей и удовлетворения потребностей в данном обществе.

Качество жизни характеризует разнообразие и полноту удовлетворения рациональных потребностей в тесной увязке с количественными показателями, на которых оно базируется. Так, в бедной стра-

не с низким средним показателем ВВП на душу населения больше половины расходов семейного бюджета расходуется на продукты питания, что существенно ограничивает возможности удовлетворения других потребностей, в том числе и более возвышенных потребностей, что свидетельствует о невысоком качестве жизни. Однако категория «качество жизни» имеет самостоятельное значение, ибо высокие количественные показатели, - уровень доходов представителей отдельных социальных групп, например, - не являются гарантией высокого качества жизни.

Качество жизни, с одной стороны, является результатом экономического развития, а с другой -условием развития человека как работника, условием определенной динамики развития экономики.

Наряду с большим разнообразием подходов к определению понятия «качество жизни» существуют и различные варианты структурирования качества жизни.

Васильев А.Л. включил, например, в структуру качества жизни следующие элементы: качество организации и управления обществом (политическое, экономическое, социальное устройство), качество населения (аспекты здравоохранения, образования, культуры), качество человека, качество среды обитания [2, с.7].

Авторы книги «Квалиметрия жизни» выделяют следующие элементы структуры качества жизни: 1) качество общества (личности, населения, отдельных социальных групп и организаций гражданского общества); 2) качество трудовой и предпринимательской жизни; 3) качество социальной инфраструктуры; 4) качество окружающей среды; 5) личная безопасность; 6) удовлетворённость людей собственной жизнью [1, с.144].

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» ежегодно составляют рейтинг регионов по качеству жизни в основном на основе данных официальной статистики. В 2013 году показатели рейтинга (61 показатель) были объединены в следующие группы: 1) уровень доходов населения; 2) жилищные условия населения; 3) обеспеченность объектами социальной инфраструктуры; 4) экологические и климатические условия; 5) безопасность проживания; 6) демографическая ситуация; 7) здоровье населения и уровень образования; 8) освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры; 9) уровень экономического развития; 10) развитие малого бизнеса [3, с.4].

В отношении методов оценки качества жизни существуют различные подходы, базирующиеся на использовании комплекса взаимосвязанных количественных и качественных показателей. Трудности в оценке качества жизни связаны не только с тем, что многие важные стороны жизни людей не поддаются непосредственному количественному измере-

нию, но и с тем, что такое многогранное понятие может быть адекватно охарактеризовано только с помощью большого количества разнородных показателей (экономических, социальных, медицинских и др.), для которых необходимо создать единую систему измерения, использующую условные индексы. Например, интегральным показателем качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), представляющий собой среднюю арифметическую трёх индексов: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения.

По нашему мнению, можно выделить следующие основные направления оценки качества жизни.

Во-первых, качественная интерпретация количественных данных. Например, качественная оценка структуры потребительских расходов с выделением доли расходов на питание и др., качественная оценка структуры свободного времени с выделением активных и пассивных видов времяпрепровождения.

Во-вторых, использование показателей порядка и сравнения, когда точные количественные оценки невозможны. Эти показатели позволяют сравнивать различные объекты, оценивать направленность изменений.

В-третьих, экспертные оценки ценности параметров социально-экономических процессов и их направленности.

Во всех случаях оценки качества жизни должна осуществляться с позиций идеалов, характерных для определенного общества на определенной ступени его развития. Идеальная (теоретическая) модель структуры качества жизни должна использоваться при формировании его оценок в баллах, выработке сводных индексов.

В настоящий момент в научной литературе много внимания уделяется тому, как измерить качество жизни, но при этом речь идет в основном о качестве жизни в сфере потребления, реже - о качестве трудовой жизни. На наш взгляд, структуру категории «качество жизни» необходимо рассматривать с позиции воспроизводственного подхода, выделяя в каждой фазе воспроизводства человека аспекты качества жизни. Использование данного подхода позволит наиболее полно охарактеризовать качество жизни человека как работника, потребителя, гражданина, показать взаимосвязь различных видов жизнедеятельности человека, отличающегося разносторонностью способностей и запросов в сферах труда и отдыха. Воспроизводство качества жизни выступает как единство нескольких взаимосвязанных фаз (потребления, включения работника в трудовой процесс, производства).

Качество жизни, как отмечалось, характеризует разнообразие и полноту удовлетворения рациональных потребностей. Представляется целесообразным рассмотрение качества жизни по фазам воспроиз-

водственного процесса с позиций удовлетворения группы наиболее важных потребностей, выделенной А. Маслоу.

Потребности, полнота удовлетворения которых оценивается: 1) физиологические потребности, 2) потребности в безопасности, 3) социальные потребности и потребности в уважении, 4) потребность в творческой самореализации.

Рассмотрение фазы потребления предполагает анализ качества:

1) личного потребления, медицинского обслуживания, окружающей среды, свободного времени, демократических свобод (свобода слова, доступность для населения объективной информации, свобода вероисповедания и т.д.);

2)защиты от внешних врагов, защиты от преступников, защиты и помощи в чрезвычайных ситуациях;

3)общения, социального статуса, образовательного статуса, возможностей участия в принятии политических решений и решений, связанных с рационализацией потребительской деятельности;

4) качества образования, свободного времени, разнообразия услуг.

Рассмотрение фазы включения населения в производственный процесс предполагает анализ:

1) территориальной удаленности места работы, режима труда и отдыха;

2) соблюдения цивилизованных норм отношений на рынке труда, защищенности от произвольных увольнений, мошенничества, теневых отношений на рынке труда, многообразия форм включения в трудовой процесс;

3) социального партнерства, коллективных формы включения в трудовой процесс и отстаивания интересов, достойного положения работника как равноправного партнера в рыночных отношениях или как человека, имеющего возможность самостоятельно реализовать свой трудовой потенциал;

4) возможности выбора занятий в соответствии со способностями и запросами, географической и профессиональной мобильности.

Рассмотрение фазы обеспечения качества жизни населения в трудовом процессе (качества трудовой жизни) предполагает рассмотрение:

1) содержания труда, вознаграждения за труд, социально-бытовой инфраструктуры предприятия, включая бытовое и медицинское обслуживание;

2) условий труда, правовой защищенности;

3) взаимоотношений в коллективе, участия работников в принятии решений, затрагивающих их интересы;

4) производительности труда, возможностей профессионального роста и самовыражения, удовлетворенности трудом.

Сквозной анализ полноты удовлетворения потребностей по фазам воспроизводственного процес-

Экономика образования ♦ № 1, 2014

155

са позволит дать более полную и адекватную характеристику изменения качества жизни и роли в этом процессе различных сфер жизнедеятельности.

Библиографический список

1. АзгальдовГ.Г., БобковВ.Н. и др. Квалиметрия

жизни. - Ижевск: Изд-во УГУ 2006.

2. Васильев А.Л. Управление качеством жизни методами стандартизации // Стандарты и качество. - 2001. - №> 9.

3. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни, 2013 //http:www.riarating.ru.

Novikov V.A., Maslov D.N.

RESEARCH OF QUALITY OF LIFE FROM POSITIONS OF REPRODUCTION APPROACH

In article the concept «quality of life» is considered and expediency of research of quality of life from positions of reproduction approach locates.

Keywords: quality of life, structure of quality of life, reproduction of quality of life.

УДК 338

Попазов Н.В.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ БИЗНЕСОМ

И ОБРАЗОВАНИЕМ

В статье обоснованы механизмы обеспечения взаимодействия бизнеса и системы образования с позиций институциональной теории.

Ключевые слова.образование, бизнес, инситуционализация экономических отношений.

Отечественную систему высшего профессионального образования раскачивает на качелях реформ уже третий десяток лет [1]. Причины подобного реформирования понятны - советская система образования, призванная обеспечивать народное хозяйство квалифицированными кадрами, рухнула под натиском рыночных реформ и постепенно превратилась в сферу услуг, оказываемых неизвестному заказчику с невнятными целями. Центральным моментом начатых в 90-е годы прошлого века реформ следует считать введение платного высшего образования. В результате таких трансформаций образование стало доступным всем, кто имел финансовые возможности для приобретения этого блага. Количество вузов и студентов увеличилось в несколько раз, а прием в вузы в течение 6-7 лет превышал по численности выпуск из средних школ. Высшее образование приобрело массовый характер и, одновременно, стало одной из приоритетных ценностей населения, на получение которой идут значительные семейные инвестиции. Повышенный спрос на высшее образование способствовал адаптации вузов к новым экономическим условиям и позволил преодолеть кризис недостаточного бюджетного финансирования. Однако целый ряд негативных последствий породил проблемы, решение которых до настоящего времени носит первоочередной характер.

Во-первых, массовый характер высшего образования существенно повлиял на его качество [см.: 3; 4; 5 и др.]. Повышенные нагрузки на преподавателей, снижение требований (особенно для студентов заочных, сокращенных, ускоренных программ обучения) привели к тому, что региональные вузы массового звена стали ориентироваться на количество студентов, а не на качество их подготовки. Содержание образования подменяется приоритетом его формальных знаков - дипломов, оценок, стремление к получению которых приобретает характер особой стратегии обучения.

Во-вторых, существенно изменился механизм распределения той части благ, которая обеспечена государством, например поступление на бюджетные места [7]. В этом отношении одним из важнейших направлений реформирования системы стала необходимость выработки адекватных мер по выравниванию доступа к образованию для всех категорий населения.

Вмешательство государства во взаимодействие двух социальных институтов - бизнеса и образования - носит наиболее спорный характер. Государство, с одной стороны, поддерживает определенные социальные группы за счет предоставления бесплатных мест в вузах, нарушая, тем самым, рыночные принципы функционирования образования в качестве сферы услуг, а с другой - разрабатывает про-

© Попазов Н.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.