УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЗАДАНИЙ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Николай Николаевич Чесноков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Алексей Иванович Замогильнов, кандидат педагогических наук, профессор, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя; Дмитрий Александрович Володькин, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва
Аннотация
В статье рассматриваются возможности составленных олимпиадных заданий теоретико-методического тура объективно оценивать уровень знаний, интеллектуальных умений, способностей, представлений, навыков у участников олимпиады школьников в области физической культуры и спорта. Анализу подверглись показатели заданий, характеризующие: а) степень их сложности; б) качества формулировки заданий и дистракторов (вариантов ответа); в) степень их воздействия на творческие проявления участниками олимпиады при их решении; г) наличие условий для формирования мотивации участников олимпиады к овладению новыми, неизвестными ранее, знаниями в области физической культуры и спорта после олимпиады; д) степень их влияния для углубленной подготовки участников олимпиады по предмету и на формирование потребности открывать новые способы решения и осваивать новые знания. Также анализировалось количество времени, отведенного для полноценного решения олимпиадных задач. Это те основные показатели, обеспечивающие достижение цели тестового задания, то есть, получить ответ от испытуемого, на основе которого может быть сделан вывод о его знаниях, интеллектуальных умениях, способностях, представлениях, навыках на определенной области содержания.
Ключевые слова: олимпиада по предмету «Физическая культура», теоретико-методический тур, типы олимпиадных заданий, качество составленных заданий, анкета участников олимпиады.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p175-184
RESEARCH OF QUALITY OF TASKS OF THEORETIC-METHODICAL ROUND OF THE OLYMPIC GAMES ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION"
Nikolay Nikolaevich Chesnokov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Alexey Ivanovich Zamogilnov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya; Dmitry Aleksandrovich Volodkin, the lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The article considers the possibility of the drawn up Olympiad tasks of theoretical and methodological tour to assess objectively the level of knowledge, intellectual skills, abilities, ideas, skills of the participants of Olympiad in the field of the physical culture and sports. The indicators of knowledge have been analyzed, characterizing: a) the degree of complexity; b) the quality of the tasks and distractors (answers); c) the extent of their impact on the creative manifestations by the Olympiad participants while solving them; d) the conditions for the formation of motivation of participants of the competition to the mastery of the new, previously unknown, knowledge in the field of physical culture and sports after the Olympics; e) the extent of their influence for the in-depth training of the participants in the subject and on the formation of needs to open the new ways and solutions to develop the new knowledge. There were also analyzed the amount of time allotted for the complete solution of the Olympiad tasks. These are the basic parameters contributing to the achieving the purpose of the test task, that is, getting the response from the participant, based on which it can make conclusion about his knowledge, intellectual skills, abilities, perceptions, skills in the specific content area.
Keywords: Olympiad on the subject "Physical Education", practical tour, theoretical and methodological tour, types of the task, quality of the tasks, questionnaire for participants of competition.
ВВЕДЕНИЕ
Олимпиадное движение по предмету «Физическая культура» в 2014 году отметило свой 15-ти летний юбилей. За этот период олимпиадным движением по предмету были охвачены практически все регионы России, которые ежегодно организуют и проводят региональные этапы олимпиады. К сожалению, не все регионы по разным причинам имеют возможности послать своих лучших представителей (победителей регионального этапа) на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».
Олимпиада, подобно любому живому организму, постоянно изменяется, совершенствуется: изменяется состав и количество олимпиадных заданий, совершенствуются формы и содержание олимпиадных заданий, система оценивания результатов олимпиады, система организации апелляций, порядок разбора результатов выполнения олим-пиадных заданий и др. Традиционно сложилось, что олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» проводится в два тура: теоретико-методический тур и практический тур. Победители олимпиады (юноши и девушки отдельно) определялись по лучшим показателям в обоих турах.
Теоретико-методический тур состоял из выполнения участниками олимпиады тестовых заданий различного типа: а) в открытой форме; б) закрытой форме; в) в форме задания на установление соответствий; г) в форме, предполагающей перечисления. Начиная с олимпиады 2013 года (г. Саранск) в содержание теоретико-методического тура заключительных этапов олимпиад организаторы стали включать задание-задачу. От качества составленных олимпиадных заданий во многом зависит степень достижения основных целей и задач Олимпиады: «...выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.».
Целью исследования было выявление возможностей составленных олимпиадных заданий теоретико-методического тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» объективно оценивать уровень знаний, интеллектуальных умений, способностей, представлений, навыков у участников олимпиады школьников в области физической культуры и спорта и определение путей их совершенствования.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Ведущим методом исследования явился метод опроса в форме анкетирования. В анкетировании приняло участие 70 участников финального этапа ХУ Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» из 31 региона России: из республик Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Мари Эл, Саха Якутия, Татарстан; из краев - Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский; из областей -Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Кемеровская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Самарская, Томская, Тульская, Тюменская, Челябинская, а также из Ханты-Мансийского автономного округа -Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и города Москвы. Из них: 36 девушек, в том числе: 6 человек из 9 класса, 6 человек из 10 и 24 человека из 11 класса и 34 юноши, в том числе: 4 человека из 9, 14 человек из 10 и 16 человек из 11 класса.
Анкета представляла собой перечень вопросов по выявлению мнения респондентов о качестве и сложности предложенных центральной предметной комиссией теоретико-методических и практических заданий Олимпиады, а также об общей оценке заданий и качестве организации и создания комфортных условий для их подготовки, участия и оценки результатов. В данной статье представлены результаты анализа оценок качества предложенных центральной предметной комиссией теоретико-методических заданий для участников олимпиады. Респондентам предлагалось оценить сложность заданий, каче-
ство их формулировок, возможности их творческого проявления, достаточность времени для решения представленных заданий теоретико-методического тура в закрытой и открытой формах, заданий на установления соответствия, заданий в форме перечислений и задания-задачи, а также выразить свое отношение к возможностям олимпиадных заданий в их дальнейшем самосовершенствовании в области теории и методики физической культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из первых вопросов анкеты был вопрос об оценке сложности олимпиадных заданий, представленных на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». Результаты мнений респондентов о сложности заданий представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки сложности теоретических заданий юношами и девушками (в %)
Типы заданий Степень Юноши Девушки Юноши и девушки
сложности 9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
очень слож-
Задание в закрытой форме ная 25 7,1 0 5,9 0 16,7 0 2,8 9,1 10 0 4,3
средней сложности 75 71,4 81,3 76,5 85,7 83,3 73,9 77,7 81,8 75 76,9 77,1
легкая 0 21,4 18,8 17,6 14,3 0 26,1 19,4 9,1 15 23,1 18,6
очень слож-
Задание в открытой форме ная 75 28,6 12,5 26,5 0 0 26,1 16,7 27,3 20 20,5 21,4
средней сложности 25 64,3 68,8 61,8 100 100 47,8 66,7 72,7 75 56,4 64,3
легкая 0 7,1 18,8 11,8 0 0 26,1 16,7 0 5 23,1 14,3
очень слож-
Задание на уста- ная 25 21,4 12,5 17,6 0 0 4,4 2,8 9,1 15 7,7 10
новление соответствия средней сложности 75 42,9 37,5 44,1 71,4 83,3 56,5 63,9 72,7 55 48,7 54,3
легкая 0 35,7 50 38,2 28,6 16,7 39,1 33,3 18,2 30 43,6 35,7
очень слож-
Задание в форме, ная 25 14,3 12,5 14,4 14,3 0 8,7 8,3 18,2 10 10,3 11,4
предполагающей перечисления средней сложности 75 64,3 62,5 64,7 85,7 100 73,9 80,6 81,8 75 69,2 72,9
легкая 0 21,4 25 20,6 0 0 17,4 11,1 0 15 20,5 15,7
очень слож-
ная 50 7,1 25 20,6 42,9 50 26,1 33,3 45,5 20 25,6 27,1
Задание-задача средней сложности 25 50 37,4 41,2 42,9 33,3 21,7 27,8 36,4 45 28,2 34,3
легкая 25 35,7 37,4 35,3 14,3 16,7 52,2 38,9 18,2 30 46,2 37,1
Как следует из таблицы 1, наибольшие трудности участники олимпиады испытывали при решении задания-задачи: 27,1% всех респондентов отметило это задание как «очень сложное». Второе по сложности оказалось задание в открытой форме: 21,4% всех респондентов отметило это задание как «очень сложное»; далее по сложности оказались задания в форме, предполагающей перечисления (11,4%), задания на установление соответствия (10%). И лишь 4,4% всех респондентов отметили задания в закрытой форме как «очень сложные». Однако мнения различных категорий респондентов о сложности заданий олимпиады несколько отличаются друг от друга. Сводные результаты рейтинговой оценки сложности заданий представлены в таблице 2. Как следует из таблицы 2, все юноши на первое место по степени сложности поставили задания в открытой форме, на второе место - задание-задачу, третье - задания на установление соответствия, четвертое - задания, связанные с перечислениями и пятое - задания в закрытой форме.
При этом для юношей 11 класса самыми сложными заданиями, по их мнению, оказалось задание-задача, а для юношей 9 и 10 классов - задания в открытой форме. Самыми
легкими заданиями для всех юношей оказались задания в закрытой форме, при этом ни один юноша 11 класса не оценил эти задания как «очень сложные».
Таблица 2
Рейтинговая оценка степени сложности различных типов заданий _юношами и девушками_
Респонденты Класс Тип задания
В закрытой форме В открытой форме На соответствие На перечисления Задание-задача
Юноши 9 3-5 (25%) 1 (75%) 3-5 (25%) 3-5 (25%) 2 (50%)
10 4-5 (7,1%) 1 (28,6%) 2 (21,4%) 3 (14,1%) 4-5 (7,1%)
11 5 (0%) 2-4 (12,5%) 2-4 (12,5%) 2-4 (12,5%) 1 (25%)
9-11 5 (5,9%) 1 (26,5%) 3 (17,6%) 4 (14,4%) 2 (20,6%)
Девушки 9 3-5 (0%) 3-5 (0%) 3-5 (0%) 2 (14,3%) 1 (42,9%)
10 2 (16,7%) 3-5 (0%) 3-5 (0%) 3-5 (0%) 1 (50%)
11 5 (0%) 1-2 (26,1%) 4 (4,4%) 3 (8,7%) 1-2 (26,1%)
9-11 3-4 (2,8%) 2 (16,7%) 5 (2,8%) 3-4 (8,3%) 1 (33,3%)
Юноши и девушки 9 4-5 (9,1%) 2 (27,3%) 4-5 (9,1%) 3 (18,2%) 1 (45,5%)
10 4-5 (10%) 1-2 (20%) 3 (15%) 4-5 (10%) 1-2 (20%)
11 5 (0%) 2 (20,5%) 4 (7,7%) 3 (10,3%) 1 (25,6%)
9-11 5 (4,3%) 2 (21,4%) 4 (10%) 3 (11,4%) 1 (27,1%)
Примечание: рейтинговое место в оценке сложности различных типов заданий определяется количеством респондентов (в %), указавшим на очень сложное для решения задание.
В отличие от юношей, все девушки на первое место по степени сложности ставят задание-задачу, второе место - задания, связанные с перечислениями, третье - задания в открытой форме, четвертое - задания в закрытой форме и пятое - задания на установление соответствия. Для девушек 11 класса самыми сложными заданиями, по их мнению, оказались задания в открытой форме и задание-задача, далее по степени сложности - задания, связанные с перечислениями и задания на установление соответствия. Задания в закрытой форме ни у кого из девушек 11 класса не вызвали сильных затруднений. Девушки 9 и 10 классов также указали самую высокую степень сложности у задания-задачи, а также у заданий в закрытой форме (10 класс) и заданиях, связанных с перечислениями (9 класс). В остальных типах заданий девушки, по их мнению, особых сложностей не испытывали. Другим показателем качества олимпиадных заданий является четкость, ясность и лаконичность их формулировок. Результаты оценки степени понимания сформулированных заданий всеми участниками олимпиады представлены в таблице 3
Самую высокую степень понимания сформулированных заданий участники олимпиады отмечают в заданиях в форме, предполагающей перечисления (80% всех участников указали на то, что формулировка задания ясна и понятна); несколько меньше участников (78,6%) отмечают высокий уровень понимания сформулированных заданий на установление соответствия; значительно больше половины участников олимпиады (65,7%) отметили такую степень понимания сформулированных заданий в закрытой форме и в задании-задаче и (64,3%) - заданиях в открытой форме (см. табл.3).
Это свидетельствует о том, что представленные формулировки конкурсных заданий действительно доступны для понимания всеми участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». Дополнением к подтверждению этому может служить оценки формулировок теоретических заданий, как: «формулировка слишком длинная» (около 20% всех участников олимпиады), которая свидетельствует о том, что для понимания вопроса не требуется дополнительных разъяснений. Лишь небольшому количеству респондентов (от 5,7% в задании-задаче до 15,7% в заданиях на установление соответствия) формулировка заданий оказалась слишком короткой, чтобы понять сущность вопроса.
Мнения различных категорий респондентов о степени понимания сформулированных заданий олимпиады также несколько отличаются друг от друга. Сводные результаты
рейтинговой оценки сложности заданий представлены в таблице 4.
Таблица 3
Результаты оценки формулировки теоретических заданий юношами и девушками _(в %)_
Типы заданий Степень понимания сформулированного задания Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Задание в закрытой форме Формулировка ясна и понятна 75 78,6 75 76,5 71,4 33,3 56,5 55,6 72,7 65 64,1 65,7
Формулировка слишком длинная 0 14,3 12,5 11,8 28,6 66,7 30,4 36,1 18,2 30 23,1 24,3
Формулировка слишком короткая 25 7,1 12,5 11,8 0 0 13 8,3 9,1 5 12,8 10
Задание в открытой форме Формулировка ясна и понятна 75 78,6 81,3 79,4 57,1 50 47,8 50 63,6 70 61,5 64,3
Формулировка слишком длинная 25 14,3 12,5 14,7 42,9 33,3 34,8 36,1 36,4 20 25,6 25,7
Формулировка слишком короткая 0 7,1 6,3 5,9 0 16,7 17,4 13,9 0 10 12,8 10
Задание на установление соответствия Формулировка ясна и понятна 100 78,6 81,3 82,4 71,4 83,3 73,9 75 81,8 80 76,9 78,6
Формулировка слишком длинная 0 14,3 6,3 8,8 14,3 0 0 2,8 9,1 10 2,6 5,7
Формулировка слишком короткая 0 7,1 12,5 8,8 14,3 16,7 26,1 22,2 9,1 10 20,5 15,7
Задание в форме, предполагающей перечисления Формулировка ясна и понятна 75 71,4 93,8 82,4 85,7 50 82,6 77,8 81,8 65 87,2 80
Формулировка слишком длинная 25 21,4 0 11,8 14,3 33,3 4,4 11,1 18,2 25 2,6 11,4
Формулировка слишком короткая 0 7,1 6,3 5,9 0 16,7 13 11,1 0 10 10,3 8,6
Задание-задача Формулировка ясна и понятна 50 71,4 68,8 67,6 42,9 66,7 69,6 63,9 45,5 70 69,2 65,7
Формулировка слишком длинная 50 28,6 25 29,4 42,9 16,7 26,1 27,8 45,5 25 25,6 28,6
Формулировка слишком короткая 0 0 6,3 2,9 14,3 16,7 4,4 8,3 9,1 5 5,1 5,7
Таблица 4
Рейтинговая оценка степени понимания сформулированных заданий юношами и
Респонденты Класс Тип задания
В закрытой форме В открытой форме На соответствие На перечисления Задание-задача
Юноши 9 3 (75%) 3 (75%) 1 (100%) 3 (75%) 5 (50%)
10 2 (78,6%) 2 (78,6%) 2 (78,6%) 4-5 (71,4%) 4-5 (71,4%)
11 4 (75%) 2,5 (81,3%) 2,5 (81,3%) 1 (93,8%) 5 (68,8%)
9-11 4 (76,5%) 3 (79,4%) 1-2 (82,4%) 1-2 (82,4%) 5 (67,6%)
Девушки 9 2-3 (71,4%) 4 (57,1%) 2-3 (71,4%) 1 (85,7%) 5 (42,9%)
10 5 (33,3%) 3-4 (50%) 1 (83,3%) 3-4 (50%) 2 (66,7%)
11 4 (56,5%) 5 (47,8%) 2 (73,9%) 1 (82,6%) 3 (69,6%)
9-11 4 (55,6%) 5 (50%) 2 (75%) 1 (77,8%) 3 (63,9%)
Юноши и девушки 9 3 (72,7%) 4 (63,6%) 1-2 (81,8%) 1-2 (81,8%) 5 (45,5%)
10 4-5 (65%) 2-3 (70%) 1 (80%) 4-5 (65%) 2-3 (70%)
11 4 (64,1%) 5 (61,5%) 2 (76,9%) 1 (87,2%) 3 (69,2%)
9-11 3-4 (65,7%) 5 (64,3%) 2 (78,6%) 1 (80%) 3-4 (65,7%)
Примечание: рейтинговое место в оценке степени понимания различных типов заданий определяется количеством респондентов (в %), указавшим на ясную и понятную формулировку заданий.
Как следует из таблиц 3 и 4, самые ясные и понятные формулировки заданий для всех юношей оказались формулировки заданий на установление соответствий и в форме,
предполагающей перечисления (по 82,4% всех юношей указали на это). Далее по степени понимания сформулированных заданий юноши поставили формулировки заданий в открытой форме (79,4%); на четвертое место - заданий в закрытой форме (76,5%) и на пятое место - формулировку задания-задачи (67,6%). Таким образом, можно заключить, что формулировка всех типов заданий теоретико-методического тура олимпиады оказалась для абсолютного большинства юношей ясной и доступной в понимании для их решения. Вместе с тем, если для юношей 11 класса самыми ясными и понятными оказались формулировки заданий, связанных с перечислениями (83,8%), то для юношей 9 класса самыми ясными и понятными оказались формулировки заданий на установление соответствий (100%); для юношей 10 класса одинаково ясно и понятно оказались формулировки заданий в открытой и закрытой форме, а также заданий на установление соответствий (по 78,6%).
Все девушки, как и юноши, на первое место по степени понимания сформулированного задания поставили формулировки заданий на установление соответствий (77,8%), на второе место - формулировки заданий на соответствия (75%). На третье место, в отличие от юношей, девушки поставили формулировку задания-задачи (63,9%). Самыми сложными по степени понимания формулировок заданий у девушек оказались формулировки заданий в открытой и закрытой форме (только 55,6% и 50% соответственно указали ясную и понятную формулировку заданий). Для девушек 9 и 11 классов самыми понятными оказались формулировки заданий, связанных с перечислениями (85,7% и 82,6%), а для девушек 10 класса - формулировки заданий на установление соответствий (83,3%), при этом на второе место по степени понимания формулировок заданий они поставили формулировку задания-задачи (66,7%).
Таблица 5
Результаты оценки возможностей творческого проявления при решении
теоретических заданий юношами и девушками (в %)
Типы заданий Степень возможностей творческого проявления Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Задание в закрытой форме Позволяет проявить свой творческий потенциал 0 35,7 43,8 35,3 28,6 16,7 17,4 19,4 '8,2 30 28,2 27,1
Не требует творчества 100 64,3 56,3 64,7 71,4 83,3 82,6 80,6 81,8 70 71,8 72,9
Задание в открытой форме Позволяет проявить свой творческий потенциал 25 14,3 56,3 35,3 57,1 16,7 30,4 33,3 45,5 15 41 34,3
Не требует творчества 75 85,7 43,8 64,7 42,9 83,3 69,6 66,7 54,5 85 59 65,7
Задание на установление соответствия Позволяет проявить свой творческий потенциал 25 42,9 31,3 35,3 42,9 16,7 34,8 33,3 36,4 35 33,3 34,3
Не требует творчества 50 57,1 68,8 61,8 57,1 83,3 65,2 66,7 54,5 65 66,7 64,3
Задание в форме, предполагающей перечисления Позволяет проявить свой творческий потенциал 25 28,6 56,3 41,2 57,1 33,3 34,8 38,9 45,5 30 43,6 40
Не требует творчества 50 71,4 43,8 55,9 42,9 66,7 65,2 61,1 45,5 70 56,4 58,6
Задание-задача Позволяет проявить свой творческий потенциал 25 57,1 43,8 47,1 42,9 0 56,5 44,4 36,4 40 51,3 45,7
Не требует творчества 75 42,9 56,3 52,9 57,1 100 43,5 55,6 63,6 60 48,7 54,3
Третьим показателем качества олимпиадных заданий является степень их воздействия на творческие проявления участниками олимпиады при их решении. Результаты
оценки степени возможностей заданий для творческих проявлений при их решении всеми участниками олимпиады представлены в таблице 5.
Наиболее высокой степенью возможностей проявления своих творческих потенциалов, по мнению юношей и девушек (45,7%) отвечает задание-задача. Вторым по возможностям проявления творчества при решении заданий они называют задания в форме, предполагающей перечисления (40%), на третье и четвертое место в рейтинге по степени проявления творчества при решении заданий юноши и девушки (по 34,3%) поставили задания в открытой форме и задания на установление соответствия. И только 27,1% респондентов указали, что задания в закрытой форме позволяют проявить свой творческий потенциал.
Вместе с тем, мнения учащихся разных классов юношей и девушек о возможностях творческого проявления при решении теоретических заданий олимпиады иногда резко отличаются друг от друга. Сводные результаты рейтинговой оценки степени возможного проявления творчества при решении заданий представлены в таблице 6.
Таблица 6
Рейтинговая оценка степени возможностей творческого проявления при решении
различного типа заданий юношами и девушками
Тип задания
Респонденты Класс В закрытой форме В открытой форме На соответствие На перечисления Задание-задача
Юноши 9 (0%) Г-4 (25%) 1-4 (25%) 1-4 (25%) 1-4 (25%)
10 3 (35,7%) 5 (14,3%) 2 (42,9%) 4 (28,6%) 1 (57,1%)
11 4 (43,8%) 1-2 (56,3%) 5 (31,3%) 1-2 (56,3%) 3 (43,8%)
9-11 3-5 (35,3%) 3-5 (35,3%) 3-5 (35,3%) 2 (41,2%) 1 (47,1%)
Девушки 9 5 (28,6%) 1-2 (57,1%) 3-4 (42,9%) 1-2 (57,1%) 3-4 (42,9%)
10 2-4 (16,7%) 2-4 (16,7%) 2-4 (16,7%) 1 (33,3%) (0%)
11 5 (17,4%) 4 (30,4%) 2-3 (34,8%) 2-3 (34,8%) 1 (56,5%)
9-11 5 (19,4%) 3-4 (33,3%) 3-4 (33,3%) 2 (38,9%) 1 (44,4%)
Юноши и девуш- 9 5 (8,2%) 1-2 (45,5%) 3-4 (36,4%) 1-2 (45,5%) 3-4 (36,4%)
ки 10 3-4 (30%) 5 (15%) 2 (35%) 3-4 (30%) 1 (40%)
11 5 (28,2%) 3 (41%) 4 (33,3%) 2 (43,6%) 1 (51,3%)
9-11 5 (27,1%) 3-4 (34,3%) 3-4 (34,3%) 2 (40%) 1 (45,7%)
Примечание: рейтинговое место в оценке степени возможного проявления творчества при решении различных
типов заданий определяется количеством респондентов (в %), указавшим на возможность проявить свои твор-
ческий потенциал.
Как юноши, так и девушки примерно одинаково оценивают возможности проявления своих творческих потенциалов при решении заданий различного типа (см. табл. 6). Так, и юноши и девушки на первое место по возможности проявить свой творческий потенциал поставили возможности выполнения задания задачи (47,1% и 44,4% соответственно), на второе место - выполнение заданий в форме, предполагающий перечисления (41,2% и 38,9% соответственно); на третье-четвертое места - задания в открытой форме и задания на установление соответствия (35,3% и 33,3% соответственно).
Если юноши 11 класса задания в открытой форме и на перечисления (по 56,3%) указывают на самую высокую степень возможности проявления своих творческих потенциалов, то учащиеся 10 класса указывают на задание-задачу (57,1%), а учащиеся 9 класса считают, что такие возможности имеются у четырех типов заданий: и заданий в открытой форме, и на установление соответствия, и на задания в форме перечислений, и задания-задачи (по 25%). В то же время учащиеся 9 класса считают, что задания в закрытой форме не способствуют проявлению творческих потенциалов (0%), а учащиеся 10 класса (35,7%) и 11 класса (43,8%) относят эти задания к заданиям, требующим проявления своих творческих потенциалов.
У девушек картина несколько иная. Если и юноши и девушки примерно одинаково оценивают возможности проявления своих творческих потенциалов в четырех из пяти типах заданий, то в пятом задании: задании в закрытой форме их оценки значительно
отличаются. Так, только 19,4% девушек считают эту форму задания, требующего проявления творчества при решении, в то время, как у юношей так считают 35,3%. Девушки 10 и 11 классов на первое место по степени возможного проявления творческих потенциалов поставили задание-задачу (40% и 51,3% соответственно), а девушки 9 класса - задания в открытой форме и задания в форме перечисления (по 45,5%). Самыми низкими потенциалами для проявления творчества при решении обладают, по мнению девушек 9 и 11 класса, задания в закрытой форме (8,2% и 28,2% соответственно), а по мнению девушек 10 класса - задания в открытой форме (15%).
Одним из условий, обеспечивающим качество выполнения олимпиадных заданий является оптимальное количество отведенного для этого времени. Результаты оценки количества времени для выполнения всех заданий теоретического тура олимпиады представлены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты оценки количества времени для решения заданий олимпиады (в %)
Количество времени для решения заданий Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Позволяет уложиться в тур олимпиады 75 57,1 56,3 58,8 57,1 66,7 47,8 52,8 63,6 60 51,3 55,7
Решение требует слишком много времени 25 21,4 31,3 26,5 28,6 16,7 30,4 27,8 27,3 20 30,8 27,1
Решение не требует много времени 0 21,4 12,5 14,7 0 16,7 17,4 13,9 0 20 15,4 14,3
Как следует из таблицы 7, более половины всех участников олимпиады (55,7%) считают, что времени для решения олимпиадных задач достаточно, чтобы уложиться в тур олимпиады. Чуть более четверти участников олимпиады (27,1%) считают, что времени для решения олимпиадных задач недостаточно, т.е. решение задач требует слишком много времени. В то же время 14,3% респондентов, причем только юноши и девушки 1011 класса, считают, что времени на решение задач «предостаточно», т. е. решение не требует много времени. И это подтверждается практикой, когда через 30 минут после начала теоретического тура (а на тур отводится 60 минут) участники начинают сдавать свои бланки с ответами на все вопросы. Учащиеся 9 класса испытывают дефицит времени на решение олимпиадных заданий (ни один из них не указал, что решение не требует много времени). Это можно объяснить тем, что они впервые участвуют в заключительном этапе олимпиады и не всегда могут правильно разложить свои силы и возможности.
Одной из особенностей олимпиадных теоретико-методических заданий является наличие условий для формирования мотивации участников олимпиады к овладению новыми, неизвестными ранее, знаниями в области физической культуры и спорта после олимпиады. Результаты оценки качества заданий, требующих изучения дополнительных тем после олимпиады, представлены в таблице 8.
Таблица 8
Результаты оценки степени новизны теоретико-методических заданий олимпиады
(в %)
Степень новизны материала теоретико-методических заданий Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Задачи показали мне темы, требующие дополнительного изучения 75 85,7 68,8 76,5 71,4 100 78,3 80,6 72,7 90 74,4 78,6
Задачи не выявили для меня новых тем для изучения 25 14,3 25 20,6 14,3 0 21,7 16,7 18,2 10 23,1 18,6
Как следует из таблицы 8 абсолютное большинство респондентов (78,6%) указали на то, что представленные на олимпиаде задания выявили для них темы, требующие дополнительного изучения. Лишь 18,6% всех респондентов считают представленный материал теоретико-методического задания известным для себя, не требующий дополнительного изучения каких-либо тем. Самая высокая оценка степени новизны материала от-
дельных олимпиадных заданий оказалась у юношей и девушек 10 класса (85,7% и 100% соответственно), которые считают, что в теоретико-методических заданиях олимпиады есть задания, требующие дополнительного изучения отдельных тем.
Одной из задач нашего исследования было выявление роли олимпиадных заданий в углубленной подготовке участников олимпиады по предмету и степени их влияния формирование потребности открывать новые способы решения и осваивать новые знания. Результаты оценки олимпиадных заданий по этим показателям представлены в таблицах 9 и 10.
Таблица 9
Результаты оценки роли олимпиадных заданий в углубленной подготовке
по предмету (в %)
Роль олимпиадных заданий в углубленной подготовке по предмету Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Задачи очень помогли мне расширить свою углубленную подготовку по предмету 50 50 68,8 58,8 71,4 100 78,3 80,6 63,6 65 74,4 70
Задачи являются типовыми в моей углубленной подготовке по предмету в школе 25 35,7 25 29,4 14,3 0 13 11,1 18,2 25 17,9 20
Задачи не относятся к углубленной подготовке по предмету 25 14,3 6,3 11,8 0 0 8,7 5,6 9,1 10 7,7 8,6
Таблица 10
Результаты оценки возможностей олимпиадных заданий способствовать открытию _новых способов решения и освоению новых знаний_
Возможности олимпиадных заданий способствовать открытию новых способов решения и освоению новых знаний Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Задачи помогли открыть новые для меня решения и знания по предложенным темам 75 57,1 68,8 64,7 85,7 100 78,3 83 81,8 70 74,4 74
Задачи не потребовали от меня искать новые способы решения 25 42,9 31,3 35,3 14,3 0 21,7 17 18,2 30 25,6 24
Как следует из таблиц 9 и10, большинству респондентов олимпиадные задачи очень помогли расширить их углубленную подготовку (70%) и открыть новые для себя решения и знания по предложенным темам предмета «Физическая культура» (74%). И только 8,6% респондентов считают, что задачи не относятся к углубленной подготовке по предмету, а 24% респондентов - задачи не потребовали от них искать новые способы решения.
Девушки значительно выше юношей оценили роль и возможности олимпиадных задач в расширении своей углубленной подготовке по предмету и открытии новых решений и знаний по предложенным темам (80,6% и 58,8%; 83% и 64,7% соответственно). А девушки 10 класса однозначно (100%) отметили положительную роль олимпиадных задач и их возможности в расширении и углублении знаний по предмету «Физическая культура».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Олимпиадное движение по предмету «Физическая культура» уверенно шагает по всем регионам России, создавая благоприятные условия для выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, для поддержки одаренных детей и пропаганды научных знаний. Олимпиады способствуют привлечению ученых и практиков в области физической культуры и спорта к работе с одаренными детьми.
Анализ результатов анкетирования участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура» позволяет сделать следующие общие выводы:
1) Все типы заданий теоретико-методического тура олимпиады достаточно сложные, но вполне доступные для их решения учащимися 9-11 классов. Наибольшие трудности участники олимпиады испытывали при решении задания-задачи и заданий в открытой форме.
2) Формулировка всех типов заданий теоретико-методического тура олимпиады оказалась для абсолютного большинства респондентов ясной и доступной в понимании для их решения. Самыми сложными по степени понимания формулировок заданий у девушек оказались формулировки заданий в открытой и закрытой формах.
3) Около половины юношей и девушек считают, что самой высокой степенью возможностей проявления своих творческих потенциалов обладают задание-задача и задания в форме, предполагающей перечисления. Более половины всех участников олимпиады считают, что времени для решения олимпиадных задач достаточно, чтобы уложиться в тур олимпиады.
4) Абсолютное большинство респондентов отмечают, что олимпиадные задания позволили выявить темы, требующие дополнительного изучения; очень помогли расширить подготовку по предмету и открыть новые решения и знания по предложенным темам.
5) Для повышения качества заданий теоретико-методического тура, способствующих достижению целей и задач олимпиады необходимо:
- включать гармоничное сочетание разнообразных типов заданий, имеющих различную степень сложности, возможностей проявления творческих потенциалов, требующих дополнительного изучения отдельных тем и способствующих расширению подготовки по предмету и открытию новых решений и знаний по предложенным темам;
- формулирование тестовых заданий максимально привести в соответствие с требованиями к подобного рода тестам [1];
- шире включать практико-ориентированные задания и задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балашова, В.Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний : методическое пособие / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков. - 2-е изд. - М. : Физическая культура, 2009. - 132 с.
REFERENCES
1. Ва^Иоуа, V.F. and Chesnokov N.N. (2009), Physical Education: test control of knowledge: Toolkit, Physical Culture, Moscow.
Контактная информация: nnch01@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.04.2015.
УДК 378
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Анвар Махмудович Юнусов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Магомед Курбандибирович Билалов, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала
Аннотация
В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рассматривается проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предприни-