Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОВРЕМЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ): ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОВРЕМЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ): ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потапова Елена Петровна, Ашин Андрей Александрович, Земляникина Анастасия Дмитриевна

Статья посвящена анализу особенностей формирования имиджа муниципальных служащих в условиях цифровой трансформации. На основании исследования ценностных установок выделены элементы комплексного построения имиджа муниципального служащего в зависимости от внутреннего и внешнего локуса служебной деятельности и представлены, с опорой на цифровые решения, рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE IMAGE CHARACTERISTICS OF A MODERN MUNICIPAL EMPLOYEE (ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPALITIES OF THE VLADIMIR REGION): FEATURES OF FORMATION AND A LOOK INTO THE FUTURE

The article is devoted to the analysis of the features of the formation of the image of municipal employees in the context of digital transformation. Based on the study of the values of municipal employees, the elements of a comprehensive construction of the image of a municipal employee depending on the internal and external locus of official activity are identified and recommendations are presented based on digital solutions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОВРЕМЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ): ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_1_14 УДК 374

ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОВРЕМЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ): ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Потапова Елена Петровна,

кандидат философских наук, доцент, Владимирский филиал РАНХиГС, г. Владимир, Россия, е-mail: [email protected]

Ашин Андрей Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, Владимирский филиал РАНХиГС, г. Владимир, Россия, е-mail: [email protected]:[email protected]

Земляникина Анастасия Дмитриевна,

консультант отдела сопровождения реализации программ и проектов, Департамент регионального развития Владимирской области, г. Владимир, Россия, е-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу особенностей формирования имиджа муниципальных служащих в условиях цифровой трансформации. На основании исследования ценностных установок выделены элементы комплексного построения имиджа муниципального служащего в зависимости от внутреннего и внешнего локуса служебной деятельности и представлены, с опорой на цифровые решения, рекомендации.

Ключевые слова: имидж муниципального служащего; компетентность; цифровая трансформация; муниципальное управление.

UDC 374

THE STUDY OF THE IMAGE CHARACTERISTICS OF A MODERN MUNICIPAL EMPLOYEE (ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPALITIES OF THE VLADIMIR REGION): FEATURES OF FORMATION AND A LOOK INTO THE FUTURE

Potapova Elena Petrovna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Vladimir Branch of the RANEPA, Vladimir, Russia, е-mail: [email protected]

Ashin Andrey Alexandrovich,

PhD in Law, Associate Professor, Vladimir branch of the RANEPA, Vladimir, Russia, е-mail: [email protected]

Zemlyanikina Anastasia Dmitrievna,

Consultant of the Programs and Projects Implementation Support Department, Department of Regional Development of the Vladimir Region, Vladimir, Russia, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the analysis of the features of the formation of the image of municipal employees in the context of digital transformation. Based on the study of the values of municipal employees, the elements

of a comprehensive construction of the image of a municipal employee depending on the internal and external locus of official activity are identified and recommendations are presented based on digital solutions.

Keywords: image of a municipal employee; competence; digital transformation; municipal administration.

В настоящее время широкоформатное внедрение информационных технологий в деятельность органов власти всех уровней, подразумевающее более широкое использование цифровых продуктов, применение платформенных решений, безусловную ориентацию на удобство клиента и клиентский опыт пользователей, которыми являются граждане конкретной территории, по праву становится мейнстримом административной реформы постковидного времени. Важный акцент в рамках цифровой трансформации управленческих процессов в конкретных территориях проявляется в изменении имиджа персонала муниципальной службы, являющегося по праву «ближе» к конечному потребителю муниципальных услуг [3]. Именно поэтому авторами было проведено исследование в целях определения составляющих переходного «нового» имиджа муниципального служащего во время стремительных изменений экологического, антрополого-культурологического и биосоциального характера, наравне с цифровиза-цией экономики как фундамента клиентоори-ентированного государства.

Исследование основывается на анкетировании в 2019-2020 гг. служащих семи муниципальных образований Владимирской области. Выборочная совокупность опрошенных составила 148 человек, из них 106 женщин и 42 мужчины. Для представления полученных результатов были использованы методы описательной статистики - ранжирование посредством модуля сводных таблиц MS Excel. Результаты исследования представлены в виде качественных и количественных показателей.

Первостепенно необходимо проанализировать выбранные респондентами качества, которыми должен обладать муниципальный служащий в текущее время и, в свою очередь, качества, характеризующие идеального муниципального служащего. При рассмотрении ответов респондентов о качествах муниципального служащего, необходимых в наибольшей степени, следует уделить внимание различиям в выборе качеств в зависимости от стажа службы. Иллюстрируют данное утверждение результаты ответов респондентов, представленные на рис. 1.

Рисунок 1 - Результаты ответов на вопрос «Какими качествами, по Вашему мнению, должен в наибольшей степени обладать работник органов местного самоуправления?» (ед., всего опрошенных)

При стаже службы до пяти лет наиболее пяти лет и выше первые позиции занимают

значительными качествами, по мнению ре- опыт и компетентность, некоррумпирован-

спондентов, являются исполнительность, ность. Обеспокоенность вызывает утрачи-

забота и внимание о населении, некоррум- вание своего значения такого качества лич-

пированость. Однако при стаже службы от ности, как «забота и внимание о населении»,

очевидным объяснением которого является выполнение рутинных задач, большое количество документов на исполнении, за которыми основная миссия деятельности как конкретного муниципального служащего, так и органа муниципальной власти уже не является основополагающей.

Наименьшее количество ответов пришлось на такое качество, как инициативность, объективным следствием чего является отсутствие заинтересованности в развитии социально-экономического потенциала муниципального образования (поддержка технологических стартапов, проведение бизнес-миссий и похожие услуги муниципалитетов), в поддержке проектов цифрового развития. Следует отметить важность данного качества в процессе выстраивания эффективных коммуникаций, нахождения путей выхода из

проблемных ситуаций, которые являются одними из важнейших показателей (вкупе с выделенными респондентами качествами компетентности, опыта, умелости) эффективности и результативности муниципального служащего на пути цифровой трансформации.

Одномоментно необходимо сделать акцент на изменении содержания качества «компетентность», в которое уже включен соответствующий цифровой инструментарий и внесены изменения в федеральные государственные стандарты высшего образования.

Ответы респондентов по качествам, в наибольшей степени влияющим на эффективность работы и успешность карьерного продвижения, распределились следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2 - Результаты ответа на вопрос «Какие качества муниципального служащего в наибольшей степени реально влияют на эффективность работы и успешность карьерного продвижения в органах местного самоуправления?» (ед., всего опрошенных)

Лидирующими являются такие качества, как компетентность, грамотность, активность и эффективность, что обусловлено потребностью в рациональном использовании имеющихся ресурсов, анализом и совершенствованием процессов в органах муниципальной власти (в том числе в условиях цифровой трансформации, бережливого производства).

Однако респондентами в ответе на вопрос о качествах, которых не хватает муниципальным служащим, были выделены «забота о населении» и «авторитет, уважение», влияние которых на эффективность работы и успешность карьерного продвижения в органах местного самоуправления не получило вы-

сокой оценки. Стоит обратить внимание, что качество «забота о населении» может быть принято респондентами за некий идеал, философию «служения», которые при поступлении на муниципальную службу замещаются важными качествами для оперативного выполнения повседневных задач (компетентность, грамотность, активность и эффективность) [2]. Представляет интерес выбор респондентами качества «авторитет, уважение», в котором (табл. 1) прослеживается прямая зависимость увеличения количества респондентов, которые выбрали данное качество, от стажа муниципальной службы. Качество «авторитет, уважение» носит комплексный характер, включая как профессиональные и деловые

достижения и заслуги за исполнение долж- ны населения муниципального образования, ностных обязанностей на службе, так и обще- которое во многом является следствием ре-ственное признание, уважение к сотрудникам зультативности деятельности муниципальных органов местного самоуправления со сторо- служащих [1, с. 16].

Таблица 1 - Результаты ответа респондентов на вопрос «Какие качества муниципального служащего в наибольшей степени реально влияют на эффективность работы и успешность карьерного продвижения в органах местного самоуправления?» (%, всего опрошенных в каждой категории

в зависимости от стажа службы)

Необходимые качества Стаж службы

До 1 года От 1 до 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет Свыше 15 лет

Забота о населении 57 39 53 40 44

Стабильность 57 - - 36 -

Некоррумпированность - 34 - - -

Честность - - 33 - -

Патриотизм - - 30 40 -

Авторитет, уважение - - 30 36 53

Современность - - - - 31

Открытость - - - - 31

В контексте компетентностного подхода все респонденты выбрали три компетенции, которыми владеют лучше всего: пользование ПК, составление таблиц и презентаций (62 %); анализ и применение норм законодательства Российской Федерации (50 %); разработка аналитических материалов (41 %). Наименьшее количество респондентов выбрали следующие компетенции: проявление толерантности, разработка проекта, навыки составления бюджетной и финансовой отчетности.

В целом указанные респондентами компетенции коррелируют с выбранными качествами идеального муниципального служащего. Наибольшее предпочтение отдано качеству «опыт, компетентность, умелость» (51 %), равным образом выбраны качества «некоррумпированность», «забота, внимание к людям» (42 %). Примечательно, что при стаже муниципальной службы до двух лет в ранге идеальных качеств муниципального служащего лидирующие позиции отданы следующим: «исполнительность», «забота, внимание к людям». Незначимыми качествами являются «инициативность», «доброжелательность».

Представляется возможным обратить внимание на конструкт качества «инициативность». В постковидную эпоху усилились тенденции изменения сценариев развития муниципальных территорий, которые существовали ранее, но были менее выражены. Данные тенденции изменили и профиль гражданина как бенефициара муниципаль-

ных услуг в сторону цифровизации: теперь это активный пользователь платформенных решений в сети «Интернет» (примерами служат телемедицина, платформа обратной связи (ПОС)) [4, с. 65]. Соответственно, инициативность, предполагающая по меньшей мере участие в различных акселераторах, программах обучения региональных управленческих команд, имеет трансформационное воздействие на конструкт качества «опыт, компетентность, умелость», позволяющее производить постоянную актуализацию имеющихся знаний, умений и навыков.

Представляет интерес рассмотрение качеств, которых, по мнению респондентов, не хватает служащим органов местного самоуправления с использованием данных, представленных в табл. 2. Лидирующими качествами всеми респондентам были выбраны «забота о населении», «авторитет и уважение», «открытость и прозрачность». Следует отметить, что выбранные качества затрагивают три целевых характеристики: «забота о населении» - важная целевая установка служебной деятельности муниципальных служащих; «авторитет и уважение» - целевое состояние статуса муниципального служащего в обществе; «открытость и прозрачность» - целевая направленность деятельности самих органов местного самоуправления (особенно актуально в рамках цифровой трансформации). Примечательно, что у респондентов мужского пола лидирующая позиция отдана качеству «патриотизм», что является значимой ценностью.

Таблица 2 - Результаты ответа респондентов на вопрос «Укажите качества, которых больше всего не хватает, по Вашему мнению, служащим органов местного самоуправления» (%, всего опрошенных в каждой категории в зависимости от стажа службы)

Качества, которых не хватает Стаж службы

До 1 года От 1 до 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет Свыше 15 лет

Забота о населении 57 39 53 40 44

Стабильность 57 - - 36 -

Некоррумпированность - 30 - - -

Честность - - 33 - -

Патриотизм - - 30 40 -

Авторитет, уважение - - 30 36 53

Современность 43 - - - 31

Открытость 43 - - - 31

Законность 43 - -

В контексте определения направлений профессионального развития респондентам были выбраны следующие направления дополнительной профессиональной подготовки: «Инновационные технологии взаимодействия власти, бизнеса и общества в муниципальном управлении»; «Региональные программы развития территорий Владимирской области», «Благоустройство и комфортность городской среды с учетом современных требований к территориям». С опорой на полученные от респондентов данные о недостающих качествах муниципальных служащих можно выделить, по мнению авторов, взаимосвязь выбранных программ: успешное прохождение программы «Инновационные технологии взаимодействия власти, бизнеса и общества в муниципальном управлении» позволит муниципальным служащим овладеть новыми инструментами осуществления обратной связи с гражданами конкретной территории на основании потребностей последних, что «пойдет в плюс» качеств «забота о населении», «авторитет, уважение», «современность»; программа «Региональные программы развития территорий Владимирской области» позволит освоить различные инструменты регулирования социально-экономического развития конкретных муниципальных территорий, в частности посредством получения инфраструктурного бюджетного кредита; программа «Благоустройство и комфортность городской среды с учетом современных требований к территориям» позволит сформировать у служащих набор прикладных компетенций, в частности в сфере использования цифровых решений (например, платформы голосования за благоустройство конкретной террито-

рии с выбором желаемого дизайн-проекта), достаточный для эффективной организации взаимодействия с гражданами конкретного муниципального образования.

Следует акцентировать внимание на приоритетности интереса к направлениям дополнительной профессиональной подготовки «Антикризисное управление», «Региональные программы развития территорий Владимирской области» у респондентов мужского пола. При наличии стажа службы 10 лет и более муниципальные служащие независимо от пола чаще выбирают «Антикризисное управление» в качестве необходимого и перспективного направления обучения.

Отдельно следует рассмотреть особенности отношения к имиджу муниципального служащего самими служащими. Подавляющее большинство респондентов выбрали характеристику «по мере необходимости». Тем не менее характеристика «достаточное внимание» преобладает у респондентов со стажем службы до одного года, а также стажем от 10 до 15 лет. Предполагается, что при стаже муниципальной службы до года работника можно определить как новичка, ориентированного на успешное прохождение испытательного срока, создание собственной репутации как специалиста внутри и вовне муниципального органа власти при взаимодействии с органами управления иных уровней власти. При стаже муниципальной службы от 10 лет предполагается формирование у служащего установки на определение себя как профессионала в сфере муниципального управления.

Во многом идентичными являются ответы респондентов по особенностям уровня внимания к имиджу муниципального образова-

ния: преобладает характеристика «по мере необходимости». Характеристика «достаточное внимание» выбрана только респондентами, имеющими стаж муниципальной службы свыше 15 лет. Представляется, что образ муниципального образования - категория более статичная, изменение которой зависит от результатов социально-экономического развития муниципального образования и напрямую связано с принятием управленческих решений должностными лицами, одним из требований к которым является наличие определенного квалификационными требованиями к замещению должности стажа службы или работы по специальности.

В рамках оценки политики взаимодействия муниципальных служащих с населением большинство респондентов (58,1 %) придерживаются позиции о понимании населением решения муниципальными служащими жизненно важных проблем с использованием всех имеющихся ресурсов в максимальном объеме. Варианта делового сотрудничества и поддержки инициатив по решению вопросов местного значения придерживаются только 35 % респондентов, оставшиеся респонденты характеризуют отношения между муниципальными служащими и населением в негативном ключе. Аналогичным образом распределились ответы в рамках оценки муниципальными служащими мнения населения об их имидже, а также самостоятельной оценки своего имиджа: 77 % - «скорее положительный», «положительный» имидж муниципальных служащих, 22 % - «скорее негативный», «негативный» имидж муниципальных служащих.

Рассмотрев данные позиции, необходимо определить преимущественные основания формирования имиджа муниципальных служащих, выбранные респондентами. Лидирующим основанием является общественное мнение, на втором месте - средства массовой информации, на третьем - социальные сети и мессенджеры. Указанные варианты коррелируют с предпочтительным направлением профессионального развития муниципальных служащих «Инновационные технологии взаимодействия власти, бизнеса и общества в муниципальном управлении». Изучение и применение, в частности, такого инструмента,. как дизайн-мышление, позволит «прокачать» качества, представленные,

по мнению респондентов, у муниципальных служащих не в полной мере: забота о населении («путь клиента (гражданина)» - 1 этап дизайн-мышления), авторитет и уважение, открытость и прозрачность (взаимодействие с гражданами как конечными бенефициарами муниципальных услуг - 5 этап дизайн-мышления).

По итогам анкетирования большей частью респондентов были выбраны традиционные качества муниципального служащего, такие как компетентность, опыт, внимание к людям, некоррумпированность и исполнительность. Важно отметить быстрое устаревание указанных качеств, нежели чем реализацию в рамках служебной деятельности муниципальных служащих. Требование настоящего времени - профессионализм широкого профиля, многомерное предвидение, которые, на основании итогов анкетирования, не являются значимыми качествами у муниципальных служащих. Улучшения, по мнению респондентов, требуют качества, связанные с выстраиванием взаимодействия с населением (забота о населении, открытость и прозрачность деятельности служащих). В то же время низкая оценка качества «инициативность» является сдерживающим фактором внедрения новых подходов в работу муниципальных служащих. Процессу эффективного управления чаще всего препятствует неожиданность и неопределенность создавшейся ситуации, отсутствие положительного опыта, что требует принятия нестандартных решений муниципальными служащими.

Сегодня в системе управления важен переход от монолога к диалогу с гражданами, в первую очередь - развитие инструментов коммуникации с населением каждой территории. Основными принципами данных инструментов должны быть адекватность и понятливость с уделением особого внимания отражению текстовой информации - подавляющее число официальных документов имеют сложный стиль написания, который не понятен гражданам и требует «перевода» в доступный формат [5].

Главной целью в системе координат гражданина является ориентированность работы муниципальных служащих на результат, что не является привычным в работе муниципальных служащих, основываясь на ответах респондентов о взаимоотношениях насе-

ления и муниципальных служащих. В целях развития делового сотрудничества населения и муниципальных служащих необходимо вовлечение граждан в совместное проектирование реализации инициатив с учетом особенностей каждой конкретной целевой аудитории. Двигателем в данном направлении совершенствования управленческих технологий являются именно муниципальные служащие, ключевым качеством - инициативность.

Ускорение процессов цифровизации как триггер COVID-19 является предпосылкой ускорения изменений организационной культуры муниципальной службы в тесной за-

висимости от актуальных вызовов, ориентированности на клиентоцентричный подход в организации взаимодействия с гражданами и иными органами и организациями, четкости и ясности всех этапов предоставления услуг каждому конкретному гражданину.

Авторы выражают благодарность Дмитрию Ильичу Петросяну, кандидату философских наук, доценту кафедры социально-гуманитарных дисциплин Владимирского филиала РАНХиГС, за помощь в визуализации результатов проведенного анкетирования.

Список литературы_

1. Ашин, А. А. Имидж государственных служащих: понятие, содержание, значение / А. А. Ашин, М. А. Некрасова // Ученые записки. - 2020. - № 1 (33). - С. 12-20.

2. Зуева, Т. М. Механизмы формирования образа власти / Т. М. Зуева, Е. М. Шкилева // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/mehanizmy-formirovaniya-obraza-vlasti (дата обращения: 23.07.2021).

3. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления. - URL: https://hr.cdto.ranepa.ru/cm (дата обращения: 23.07.2021).

4. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. - Москва, 2020. - 744 с.

5. Ректор РАНХиГС Владимир Мау: «Эффективная модель государственного управления должна быть ориентирована на людей». - URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/rektor-rankhigs-vladimir-mau-effektivnaya-model-gosudarstvennogo-upravleniya-dolzhna-byt-orientirova/ (дата обращения: 25.07.2021).

References _

1. Ashin A.A., Nekrasova M.A. Imidzh gosudarstvenny'x sluzhashhix: ponyatie, soderzhanie, znachenie. Uchenye zapiski. 2020. № 1 (33). S. 12-20.

2. Zueva T.M., Shkileva E.M. Mexanizmy' formirovaniya obraza vlasti. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-obraza-vlasti (data obrashheniya: 23.07.2021).

3. Model' kompetencij komandy cifrovoj transformacii v sisteme gosudarstvennogo upravleniya. URL: https://hr.cdto. ranepa.ru/cm (data obrashheniya: 23.07.2021).

4. Obshhestvo i pandemiya: opy't i uroki borby s COVID-19 v Rossii. Moskva: 2020. 744 s.

5. Rektor RANXiGS Vladimir Mau: «E'ffektivnaya model' gosudarstvennogo upravleniya dolzhna by't' orientirovana na lyudej». URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/rektor-rankhigs-vladimir-mau-effektivnaya-model-gosudarstvennogo-upravleniya-dolzhna-byt-orientirova/ (data obrashheniya: 25.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.