12.11. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СФЕРЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
Ахмадова П.И., соискатель кафедры менеджмента и маркетинга ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. ХМ Бербекова» г. Нальчик
Аннотация. В статье рассмотрены основные категории, сущность и значение услуг сферы оптовой торговли. Автором сформулирован вывод, что сфера торговли выступает основным регулирующим инструментом процесса производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции и позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику качества жизни населения.
Ключевые слова: сфера торговли, оптовая и розничная торговля, конкурентоспособность, тенденции развития
RESEARCH OF THE PHENOMENON OF SPHERE OF WHOLESALE TRADE
Ahmadova P. I, the competitor of chair of management and marketing of GOU VPO «the Kabardino-Balkarian state university of H.M. Berbekova» NNlchik
Annotation: The article describes the main categories, the nature and importance of services in wholesale trade. The author formulated the conclusion that the trade sector is the main tool for regulating the production process in terms of volume and product range and allows us to analyze the structure of consumer preferences and capabilities, as well as the dynamics of the quality of life. Keywords: trade, wholesale and retail trade,
competitiveness, development trends
Сфера торговли выступает связующим элементом между производителями ресурсов и конечными потребителями, обеспечивающим функционирование производственной цепочки «деньги-товар-деньги». Однако производитель продолжает сталкиваться с рядом трудностей по доведению своего продукта до конечного покупателя, который, в свою очередь, является потребителем ресурсов для дальнейшего воспроизводства, приобретая товар не только у производителя, но зачастую через торговую сеть [1].
Согласно Большой Советской Энциклопедии «...под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления» [2, с. 32].
С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.
Таким образом, объектом любой торговли является товар, качественная характеристика которого направлена на удовлетворение различных нужд и потребностей, в результате непрерывного гражданско-правового оборота.
Заметим, что проблема разграничения торговли и других видов предпринимательской деятельности не является новой в налоговом законодательстве. Так, еще до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации налоговым законодательством был установлен различный порядок исчисления налога на добавленную стоимость для оборотов розничной и оптовой торговли.
При этом налоговое законодательство не разъясняло порядок разграничения вышеуказанных видов п ред приним ател ьской деятельности.
В зависимости от стадий обращения товара от изготовителя к потребителю, торговля делится на оптовую и розничную. Такая классификация основана на нормах гражданского и налогового законодательства. Так, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара [3].
С реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.
Следует отметить значение торговли для занятости населения, когда в моменты кризиса она была основным источником трудоустройства рабочих, оставшихся без работы в связи с упадком производства и массовым закрытием ряда предприятий и организаций. Только по официальным данным Госкомстата России в организациях оптовой и розничной торговли занято 4,8 млн. человек [4]. Кроме этого, почти полтора миллиона индивидуальных предпринимателей задействовано в торговле.
Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, в результате быстрого реагирования на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Представляя собой наиболее приближенную отрасль экономики к конечному потребителю, сфера торговли выступает основным регулирующим инструментом процесса производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а, с другой стороны, - позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику качества жизни населения. В частности, цена товара характеризует экономическое развитие и динамику инфляционных процессов в стране [5].
В связи с тем, что базисом торговли является товар, то функция торговых отношений заключается в реализации товаров. При этом следует отметить, что в целях повышения конкурентоспособности предприятиям оптовой торговли необходимо оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг. К функциям таких услуг можно отнести: маркетинговые исследования, изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг и другие [6]. Однако, набор дополнительных услуг, выполняемых торговой организацией зависит от ее обособленности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.
Будучи формой товарного обращения, в воспроизводственном процессе торговля выполняет свойственные обращению две основные функции [7, с. 2223]:
1) удовлетворение потребностей в продукции, производимой в целях обмена, то есть товары переходят
Ахмадова ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СФЕРЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ П.И.
в сферу потребления для удовлетворения личных материальных потребностей людей, воспроизводства рабочей силы;
2) возмещение в деньгах стоимости товаров, вовлеченных в сферу товарного обращения (покрываются издержки предприятий и обеспечивается возможность возобновления производства).
Таким образом, на рынке, прежде всего, представлены экономические отношения между производителями и потребителями в процессе движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря купле-продаже обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты между собой. Таким образом, отношения обмена в виде совокупности актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения. Рынок соединяет людей, заставляя их вступать в определенные отношения между собой.
По данным 2009 года в целом по стране на торговых предприятиях трудилось до 17% общей численности занятых (2376,7 тыс. человек или 5,0% от общего числа работников по всем видам экономической деятельности). По сравнению с предыдущим 2008 годом, численность работников снизилась на 0,9% при росте среднемесячной заработной платы на 8,2%, в результате чего последняя составила примерно 70% от аналогичного показателя в целом по экономике [4].
В течение последних десятилетий внутреннюю торговлю можно охарактеризовать как наиболее быстро развивающуюся отрасль экономики России, опережающую по темпам роста другие и обеспечивающую почти 20% ВВП.
На 1 января 2010 года задолженность по налогам и сборам по организациям оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), в крае составила 98,6 млрд. руб. или 14,6% от общего объема задолженности. При этом поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет страны составило 359737,5 млн. руб. (-13,9%).
В результате произошедшего экономического кризиса, повлекшего за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения в 2009 году, индекс физического объема оборота сферы торговли в целом по Российской Федерации опустился ниже уровня 100% и составил 95,1%.
По предварительным данным в 2010 году индекс физического объёма ВВП и валовой добавленной стоимости по оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования составил 105,0%. Для сравнения в целом по всем видам экономической деятельности аналогичный показатель в 2010 году вырос на 4,0%, по добыче полезных ископаемых - на 4,7%, обрабатывающие производства - 12,3%, транспорт и связь - 7,7%, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование - 3,9%.
В общей структуре ВВП по видам экономической деятельности на долю оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходится 18,2%. Далее следует обрабатывающие производства - 16,4%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 11,4 %, а также добыча полезных ископаемых - 10,4% [4].
Следует отметить и тенденцию 2009 года, при которой на фоне снижения динамики оборота, торговые сетевые структуры сумели повысить его на 2,4%. Удельный вес продаж через ритейлерские организации возросли на 1,0% и составили в 2009 году 14,6% (или в целом по торгующим предприятиям 24,2% (+2,2% в сравнении с 2008 годом)). На долю торговых предприятий приходится примерно 23% основного и оборотного капитала. В кризисном 2009 году на 21,7% возросло число хозяйствующих субъектов на потребительском рынке. Это явление произошло на фоне некоторого роста числа индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли (+0,8%). Вместе с тем в стране происходило укрупнение рынков: их число уменьшилось на 5% [4].
По-прежнему прочное место в торговле занимают предприятия малого предпринимательства, формировавшие в 2009 году более половины всего оборота оптовой торговли.
По мере развития общественного разделения труда, товарного производства и обращения происходит обособление торговли в самостоятельную отрасль, купля и продажа товаров осуществляется при посредстве третьих лиц. Одним из признаков, на основании которого торговля выделяется в самостоятельную отрасль, является обособление товарного обращения в самостоятельную сферу деятельности. Как отрасль торговля имеет свою специфику, которая выражается в присущих только ей торгово-технологических процессах (при выполнении работ по закупке, транспортировке, хранению, подготовке товара к продаже, торговому обслуживанию, оказанию услуг); в материально - технической базе (складской и торговой сети, специальном оборудовании, транспортных средствах и т.д.); в организации торгового обслуживания. Обособление торговли ведет также к образованию особой группы работников сферы обращения, специализирующихся на выполнении операций купли и продажи товаров. Таким образом, появляются новые субъекты рыночных отношений помимо производителей и потребителей товаров.
Важнейшее воспроизводственное значение торговли состоит также в том, чтобы полнее удовлетворить платежеспособный спрос населения на товары. При купле - продаже товары распределяются между покупателями в соответствии с их доходами и индивидуальными потребностями. Изучение состояния и перспектив спроса покупателей, а также активное воздействие на этот спрос путем рекламы, выпускаемых и новых товаров, расширения объема и повышения качества услуг для покупателей, в частности, послепродажного обслуживания, предоставления краткосрочных скидок и т.д. занимает значительное место в деятельности торговых предприятий.
Таким образом, анализ сущности оптовой торговли, как формы товарного обращения, позволяет определить ее место в системе рыночной экономики. Так как в условиях товарного производства непосредственный контакт между производством и личным потреблением осуществляется через товарно-денежный обмен и рынок, то торговля является посредствующим звеном в процессе воспроизводства.
Список литературы:
1. Ахмадова, П.И. Обеспечение конкурентоспособности и развития предприятий и организаций сферы торговли [Текст]/
П.И. Ахмадова, А.В. Айрапетов, К.С. Гарматюк// Сборник научно-исследовательских работ «Наука и образование на рубеже тысячелетий». М.: Учлитвуз, 2010.- 0,6/0,2 п.л.
2. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли. [Текст]/ Л.П. Дашков, В.К Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2006. - 700с.
3. Гражданский Кодекс РФ. В 2 ч. [Текст].- М.: Гросс-Медиа, 2009.- 496с.
4. URL://http://www.gks.ru
5. Ахмедов, Р.Ш. Формы и механизм создания крупной торговой организации [Текст]/ Р.Ш.Ахмедов, А.Т.Тавсултанова// Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Технические науки.- 2006.- Прил.№8.- С.45-54.
6. Егоров, В.Ф. Оптовая и розничная торговля. Мерчандайзинг [Текст]/ В.Ф.Егоров: Учебник для вузов, 1-е издание.-СПб.: Питер, 2006.- 352 с.
7. Памбухчиянц, О. В. Технология розничной торговли: учебник для начального профессионального образования [Текст]/ О.В. Памбухчиянц.- М.: Издательский дом Дашков и К, 2009.- 284 с.
References:
1. Ahmadova, P.I. Obespechenie of competitiveness and development of the enterprises and the organizations of sphere of trade [Text] / P.I. Ahmadova, A.V. Ajrapetov, K.S. Garmatjuk//the Collection of research works «Science and education on a boundary of millenia». М: Uchkbnvuz, 2010.0,6/0,2 items of l.
2. Dashkov, L.P. Commerce and technology of trade. [Text] / L.P.Dashkov, Century To Pambuhchijants. - М: Marketing, 2006. - 700 p.
3. The civil Code of the Russian Federation. In 2 ч. [Text]. М: Grosses-media, 2009. 496 p.
4. URL://http://www.gks.ru
5. Ahmeds, R.Sh. Formy and the mechanism of creation of large trading organization [Text] / R.S. Ahmedov, A.T. Tavsultanova//News of higher educational institutions the North Caucasian region. Technical nauki. - 2006. - Enc. № 8. - P.45-54.
6. Egorov, V.F. Optovaja and retail trade. Мерчандайзинг [Text] / V.F. Egorov: the Textbook for high schools, 1 edition. -SPb.: Peter, 2006.352 p.
7. Pambuhchijants O.V. Tehnologija of retail trade: the textbook for initial vocational training [Text] / O.V. Pambuhchijants. - М: the Publisher-sky the house Dashkov & K, 2009.284 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Ахмадовой П.И. «Исследование феномена сферы оптовой торговли»
Актуальность выбранной тематики научной статьи П.И. Ахмадовой связана с необходимостью исследования вопросов разработки направлений и положений по управлению сферой оптовой торговли в регионе.
Новые экономические условия, связанные с развитием рыночных отношений, расширением границ информационного пространства, повышением культурного уровня и запросов потребителей, компьютеризация технологических и управленческих процессов обусловили необходимость повышения требований к деятельности всех субъектов рынка, в том числе предприятий сферы оптовой торговли. Эти требования явились основой внедрения новых государственных стандартов для сферы торговли, что привело к структурным преобразованиям в сфере оптовой торговли, способствовало модернизации материально-технической базы, вызвало необходимость проведения качественных преобразований в обслуживании, создающим условия для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.
Практика рыночных реформ показала, что большинство хозяйствующих субъектов отечественной экономики, в том числе предприятия оптовой торговли, оказались не готовы к цивилизованным формам и методам конкурентной борьбы. Следовательно, повышение
уровня стратегического управления, в том числе, конкурентоспособности торговых предприятий, становится вопросом выживания отечественных предпринимателей, и значит, решение проблемы диагностики, формирования и развития устойчивости участников сферы оптовой торговли, приобретает особую актуальность на современном этапе. Таким образом, недостаточная разработанность и высокая практическая значимость принципов управления предприятиями сферы оптовой торговли с целью достижения их устойчивости, обусловили актуальность тематики научной статьи.
В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Зав. кафедрой «Экономическая теория» Грозненского государственного нефтяного института им. академика М.Д. Миллионщикова, профессор,
д.э.н. М.М. Магомадов