МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
Для того чтобы принимаемые человеком решения были ответственными и творческими, основывались на ощущение общности и абсолютных общечеловеческих принципах, ценностях, на любви и совести, необходимо знать и осознавать отличия добра и зла, морали и нравственности [4, с. 289].
Таким образом, выбор личности - это предпочтение, избрание. Он является главным этапом процесса принятия решения. Принятие решений - это важный жизненный процесс, характеризующийся наличием его этапов. Человек, делающий свой выбор, должен осознавать ответственность за него. Список использованной литературы:
1.Антилогова Л. Н. Нравственное становление и воспитание личности в современных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. Научно-практический журнал. Омск. Учредитель издания: Омская академия МВД России. - 2012. №2 (49). С. 13-21.
2.Барсукова С. А. Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 21-27.
3.Брюхова Н. Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Астраханский государственный университет. Астрахань, 2007. - 155 с.
4.Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека / EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.
5.Брюхова Н.Г. Нравственно-психологические аспекты принятия руководителем организационного решения / Инновационная наука, 2016. №3-3, С. 200-201.
6.Козлов В. Н. Системный анализ и принятие решений - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. - 223 с.
7.Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. - М.: Логос 2000. - 296 с.
8.Рогачёва В.И. Психологические особенности нравственного выбора / Психология и педагогика: методология, теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 марта 2016 г., г. Челябинск). В 2ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 88-89.
© Рогачёва В.И., 2016
УДК 159.9.07
Н.К. Черников
студент 1 курса Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: А.А. Черникова к. пед. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
г. Барнаул, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения и развития эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества будущего учителя.
Ключевые слова
Эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, фрустрационная толерантность, нервно-
психическая устойчивость.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Модернизация российской системы образования повлекла за собой, прежде всего, изменения в направлении подготовки будущих специалистов. Приоритетной целью высшей школы в настоящее время является не «производство знаний», а «производство личности будущего специалиста», наделенной различными профессионально значимыми качествами, в число которых входит и эмоциональная устойчивость.
Проблема изучения эмоциональной устойчивости является одной из наиболее актуальных научно-практических проблем педагогической науки, поскольку профессия учителя относится к числу стрессогенных, требующих от него навыков самообладания и саморегуляции, способности сохранять показатели эффективной деятельности под влиянием напряженных психолого-педагогических ситуаций [2, с. 42].
Анализ научных источников показал, что понятие эмоциональной устойчивости трактуется неоднозначно. Это обусловлено тем обстоятельством, что оно разрабатывается авторами в разных проблемных контекстах, преобладанием эмпирических исследований над теоретическими, а также использованием понятия «эмоциональная устойчивость» наряду с понятиями «психологическая устойчивость» (Р.И. Хмелюк, 3.Н. Курлянд, Н.А. Шевченко, Е.П. Крупник, Н.А. Подымов), «фрустрационная толерантность» (Н.Д. Левитов, Л.М. Митина, Н.Б. Москвина, Г.Б. Заремба, А.В. Моложавенко), «нервно-психическая устойчивость» (Л.И. Спивак, В.В. Бойко), «эмоциональная зрелость и уравновешенность» (Т.У. Буккер) и др. [3, с. 16-26; 4, с. 9-10].
Приведенный анализ научной литературы позволяет определить «эмоциональную устойчивость» как интегративное свойство личности, характеризующееся гармоничным взаимодействием структурных компонентов (мотивационного, когнитивного, перцептивно-аффективного, действенно-практического) и тем самым обеспечивающее умение противостоять фрустрирующему и стрессогенному воздействию, сохраняя успешное осуществление профессиональной деятельности [3, с. 72-84; 4, с. 10].
В деятельности работников образовательных учреждений эмоциональная устойчивость выступает как одно из значимых качеств их профессиональной готовности и эффективности педагогической деятельности (Н.А. Аминов, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина,
A.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Е.М. Семенова и др.) [4, с. 10].
Диагностическое исследование уровней выраженности нервно-психической устойчивости осуществлялось на базе Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «АлтГПУ». Нами были опрошены студенты 1 курса в количестве 57 человек. В процессе тестирования была использована методика
B.В. Бойко «Прогноз», предназначенная для оценки нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе. Распределение уровней выраженности нервно-психической устойчивости студентов - будущих учителей: 11% обследуемых были отнесены к лицам, испытывающим НПН (нервно психическую неустойчивость), то есть высокую вероятность нервно-психических срывов при незначительном психическом и физическом напряжении; 70% - к лицам со средним уровнем НПУ, то есть имеющим вероятность нервно-психических срывов, особенно в напряженных условиях; 19% - к группе с высоким уровнем НПУ, то есть к группе, для которой срывы маловероятны. Таким образом, оптимальный тип реагирования в сложных или нестандартных ситуациях профессиональной среды, устойчивость к стрессовым нагрузкам, умение контролировать свое поведение и эмоциональные реакции при взаимодействии с аудиторией могут быть характерны только для 19% студентов - будущих учителей.
Повышение профессионализма будущих учителей, по нашему мнению, должно предусматривать предупреждение эмоциональной неустойчивости и ее минимизацию, т.е. необходимо говорить о превентивной работе в контексте личностно-профессионального самосохранения будущих педагогов.
В этом отношении показательна трактовка смысла и цели образования, предложенная Б.М. Бим-Бадом: «Важнейшая цель образования - профилактика разрушительных и саморазрушительных типов характеров и форм поведения» [1, с. 17].
Наиболее эффективными средствами воздействия на личность являются методы активного обучения, которые рассматриваются в качестве одного из психолого-педагогических условий развития эмоциональной устойчивости будущего учителя (Е.С. Асмаковец, Л.М. Митина, М.А. Перепелицына, Е.М. Семенова, Б.М. Чарный, И.Е. Шварц и др.) [4, с. 10].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Развитие эмоциональной устойчивости целесообразно осуществлять на первом и втором курсах педагогического образования, что связано с преподаванием дисциплин психолого-педагогического цикла, которые способствуют формированию необходимых концептуальных знаний и представлений у студентов о профессионально значимых качествах будущего учителя [3, с. 90; 4, с. 13].
Технология развития эмоциональной устойчивости будущего учителя наряду с традиционными формами организации образовательного процесса может включать методы активного обучения (которые могут быть реализованы в формате «мозгового штурма», «синектического штурма», «круглого стола», ролевых и имитационно-моделирующих игр, микропреподавания и квазипрофессиональной деятельности, психогимнастических упражнений и др.), представленные тренинговыми блоками различной направленности: социально-психологический тренинг, тренинг саморегуляции, тренинг педагогического общения [4, с. 13].
Таким образом, эффективность профессиональной деятельности определяется набором, так называемых профессионально значимых качеств, к которым, наряду с другими, относится эмоциональная устойчивость. С одной стороны, данное качество является показанием к выбору будущей профессии, с другой стороны, в процессе профессиональной подготовки предполагается развитие этой личностной характеристики.
Список использованной литературы:
1. Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: очерк проблем и методов их решения. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. - 278 с.
2. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
3. Черникова, А.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Черникова Алла Анатольевна. - Барнаул, 2009. - 237 с.
4. Черникова, А.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Черникова Алла Анатольевна. - Барнаул, 2009. - 22 с.
© Черникова А.А., Черников Н.К., 2016
УДК 159.923:316.6
Н.К. Черников
студент 1 курса Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: А.А. Черникова к. пед. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
г. Барнаул, Российская Федерация
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения отношения студенческой молодежи к здоровью и здоровому образу жизни.
Ключевые слова
Здоровье, здоровый образ жизни, жизненные ценности.
Сегодня в среде современной студенческой молодежи постепенно повышается интерес к здоровью как жизненной ценности, растет понимание того, что самореализация возможна только в условиях соблюдения норм здорового образа жизни.