УДК 159.9
Л. А. Слесаренко https://orcid.org/0000-0003-1677-3895
Исследование эмоционально-волевых ресурсов врачей-ординаторов, влияющих на степень адаптационного потенциала к профессиональной деятельности
Для цитирования: Слесаренко Л. А. Исследование эмоционально-волевых ресурсов врачей-ординаторов, влияющих на степень адаптационного потенциала к профессиональной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 122-126. DOI 10.20323/1813-145X-2020-6-117-122-126
В статье изучается проблема влияния эмоционально-волевой сферы врачей-ординаторов ФГБОУ ВО «Тверского ГМУ Минздрава России (ТвГМУ)» на процесс адаптации к трудовой деятельности и становление профессиональной врачебной идентичности. Несомненно, деятельность сотрудников медицинской сферы сопряжена с высоким уровнем напряженности не только в физическом, но и психологическом, моральном и эмоциональном планах. Работа медика тесно связана с межличностной коммуникацией в рамках системы «врач - пациент», немаловажную роль в которой имеет эмоциональный компонент. От конструктивности такого взаимодействия зависят не только успешность, эффективность процесса излечения пациента, но и уровень его качества жизни. В связи с этим описаны базовые содержательные компоненты, влияющие на конструирование профессиональной идентичности специалистов-медиков.
Было проведено психодиагностическое исследование на базе Центра психологической поддержки ТвГМУ, направленное на установление взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и выбора поведенческих ко-пинг-стратегий у ординаторов. Объектом исследования выступили ординаторы 1-го года обучения (203 человека). В ходе анализа и интерпретации данных было выявлено, что более 70 % ординаторов демонстрируют низкий уровень эмоционального интеллекта, влияние которого сказывается на выборе проблемно-ориентированного копинга. При этом значительная часть респондентов проявляют склонность к использованию стратегий отрицания либо избегания. Резюмируя результаты психодиагностического исследования, можно констатировать, что 71 % респондентов испытывают трудности при общении с коллегами и пациентами, а также при нивелировании возможных конфликтных ситуаций. Следовательно, целесообразны разработка и проведение специализированного социально-психологического тренинга и индивидуальных психологических консультаций, направленных на коррекцию адаптационного потенциала личности и способствующих развитию профессиональной идентичности врачей-ординаторов.
Ключевые слова: профессиональная идентичность,эмоциональный интеллект, копинг-стратегии, врачи-ординаторы.
L. A. Slesarenko
Research of emotional and volitional resources of resident doctors that influence the degree of adaptation potential to professional activity
This article examines the influence of emotional-volitional sphere of doctor-residents of the Tver state medical University of Minzdrav of Russia (Tugma) on the process of adaptation to labor activity and development of professional medical identity. Undoubtedly, the activities of medical professionals are associated with a high level of tension, not only physically, but also psychologically, morally and emotionally. The work of a medic is closely related to interpersonal communication within the doctor-patient system, in which the emotional component plays an important role. The constructive nature of this interaction determines not only the success and effectiveness of the patient's healing process, but also the level of their quality of life. In this regard, the basic content components that affect the construction of professional identity of medical specialists are described. A psychodiagnostic study was conducted on the basis of the center for psychological support of TvSMU, aimed at establishing the relationship between the level of emotional intelligence and the selection of behavioral coping strategies in residents. The object of the study was residents of the 1st year of study in the number of 203 people. During the analysis and interpretation of the data, it was found that more than seventy percent of residents demonstrate a low level of emotional intelligence, the influence of which affects the choice of problem-oriented coping. Summarizing the results of the psychodiagnostic study, it can be stated that seventy-one percent of respondents experience difficulties in communicating with colleagues and patients, as well as in leveling possible conflict situations. Therefore, it is advisable to develop and conduct specialized socio-psychological training and individual psychological consultations aimed at correcting the adaptive potential of the individual and contributing to the development of the professional identity of residents.
© Слесаренко Л. А., 2020
T22
Л. А. Слесаренко
Keywords: professional identity,emotional intelligence, coping strategies, resident doctors.
Сегодняшняя российская действительность подтверждает одну из главных проблем системы отечественного здравоохранения - кадровый кризис. Дефицит человеческого капитала в медицинской деятельности особенно подчеркивает актуальность вопроса о конструировании нового поколения врачей в рамках экзистенциальной парадигмы. Однако следует отметить, что во многом из-за пандемии СОУГО-19 произошли качественно новые, положительные изменения в отношении к работникам медицинских специальностей. Если ранее уровень доверия к официальной медицине был снижен, и как следствие падал престиж самой профессии, то сегодня врач рассматривается вне системы как «заложник ситуации». Это подтверждают многочисленные благодарности медицинскому персоналу, афишируемые в средствах масс-медиа. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2019 г., об отношении россиян к системе здравоохранения, 40 % соотечественников перепроверяют поставленные им диагнозы, а 75 % опрошенных считают, что необходимо вести в России независимый контроль качества медицинских услуг в системе ОМС [Опрос выявил ... , 2019]. В июне 2020 г. проводился аналогичный опрос центром НАФИ, согласно которому примерно 44 % российских граждан стали больше уважать медработников за время пандемии нового типа коронавируса. При этом 66 % респондентов отметили, что свое отношение к системе здравоохранения они не поменяли [Опрос показал ... , 2020]. Сегодня врачи, побывавшие в «красной зоне» [«Красная» зона ... , 2020], воспринимаются как «герои нашего времени».
Однако есть и другая сторона медали: специалисты, которые психологически, эмоционально и морально не были готовы к критической ситуации, не смогли справиться со своими эмоциями, страхами, уровнем ответственности, адаптироваться к изменяющимся условиям, быть лабильными и эффективно взаимодействовать в ситуации неопределенности, выбрали поведенческую стратегию «избегания» - ушли из профессии. Поэтому встает вопрос о сформированности профессиональной идентичности у молодого врача, включающей не только усвоение профессиональных теоретических и практических компетенций, но и комплекс фундаментальных психологических знаний, умений и навыков.
В своей работе «Построение моделей врачевания: психологические исследования поведенческих факторов» [Филиппченкова, 2011, с. 282-283] С. И. Филиппченкова на основании
проведенного контент-анализа ряда профессио-грамм работников медицинской сферы выявила совокупность профессионально важных качеств различных специальностей в структуре субъектных свойств врача. Наряду с коммуникативными способностями, выносливостью и толерантностью, этот блок представлен особенностями эмоционально-волевой сферы личности: психоэмоциональной устойчивостью и стрессоустойчиво-стью, эмпатией, высокой рефлексивностью, терпеливостью и выдержанностью, эмоциональной зрелостью, ответственностью, способностью к волевой мобилизации и др. Несомненно, отсутствие навыков и способностей распознавания эмоций других людей, в том числе коллег и пациентов, а также управления собственными эмоциями, с высокой долей вероятности влечет за собой череду негативных последствий в различных сферах профессиональной деятельности.
Отметим, что проведенные ранее исследования показали, что только 2 % ординаторов ТвГ-МУ демонстрируют высокий уровень эмоционального интеллекта, а 71 % - низкий [Слесарен-ко, 2020, с. 77]. Таким образом, эмоциональная ригидность молодых врачей влечет за собой не только трудности во взаимодействия с окружающими, повышая риски возникновения конфликтных ситуаций, но неудовлетворенность трудом, снижение качества жизни и уровень адаптивных возможностей личности [Рогачев, 2015]. В результате врачи-ординаторы проявляют слабый уровень моральной и психологической готовности к сложным кризисным ситуациям и неспособность конструктивно взаимодействовать в условиях повышенной рискогенности. Как пишет Р. Ш. Сабирова, «ключевым моментом в понимании копинг-поведения является осознание того, что не только характеристики стрессового воздействия, но и особенности совладающей личности оказывают существенное влияние на адаптивность и продуктивность деятельности субъекта» [Сабирова, 2019].
В ряде исследований было показано [Одинцова, 2017; Великанова, 2018], что именно низкий уровень эмоционального интеллекта повышает вероятность развития кризисной личности и снижает способность адаптации к стрессовым ситуациям. Другими словами, продолжительная, напряженная, и зачастую изнуряющая трудовая деятельность медицинских работников, требующая повышенного уровня ответственности, рефлексии, концентрации внимания и физической выносливости, приводит к снижению адаптивных возможностей личности, внутри- и межин-
Исследование эмоционально-волевых ресурсов врачей-ординаторов,
влияющих на степень адаптационного потенциала к профессиональной деятельности
ституциональным конфликтам, профессиональной деформации, вплоть до психосоматических расстройств [Григорьев, 2018; Abdollahi, 2015; Bonanno, 2013].
Следует отметить, что успешная адаптация медицинских сотрудников в профессиональной деятельности, главным образом, зависит от того, насколько субъект деятельности способен эффективно встраиваться в социальное бытие, в том числе применяя эмпатийные и коммуникативные навыки [Васильева, 2019; Bolger, 1990; Syed, 2015; Hui-Hua, 2015]. Другими словами, сформи-рованность и уровень эмоционального интеллекта влияют на социальный ресурс стратегического выбора поведенческой модели. Поэтому особую актуальность приобретают исследования, направленные на психодиагностику эмоционального интеллекта врачей-ординаторов и их базовых копинг-стратегий, а также разработка процедур и способов реализация профилактических и психокоррекционных мероприятий по нивелированию потенциальных негативных последствий.
Материалы и методы
С целью изучения особенностей эмоционального интеллекта и выбора приоритетных поведенческих стратегий у врачей-ординаторов на базе Центра Психологической поддержки (ЦПП) ФГБОУ ВО «Тверской ГМУ» Минздрава России было проведено психодиагностическое скринин-говое тестирование.
Объектом исследования выступили 203 врача-ординатора ТвГМУ 1 года обучения в возрасте от 23 до 38 лет.
Диагностический комплекс представлен методикой измерения копинга, разработанной Р. Лазарусом и С. Фолкманом, в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляе-вой и предназначенной для исследования копинг-механизмов, возможностей форсирования трудностей, в том числе в профессиональной деятельности [Крюкова, 2007; Lazarus, 1966]. А также методикой диагностики «Эмоционального интеллекта» Н. Холла, направленной на рефлексию эмоциональной сферы личности, способностей по управлениюне только своими эмоциями при умении распознавать эмоциональный фон окружающих [Ильин, 2001].
Статистическая обработка психодиагностических данных проводилась с помощью методов математической статистики и корреляционного анализа с применением непараметрического критерия Хи-квадрат Пирсона в прикладной компьютерной программе SPSS-23.
Результаты и их обсуждение
Для установления корреляционных взаимосвязей между уровнем эмоционального интеллекта и выбором актуальной для врачей-ординаторов копинг-стратегии нами был применен корреляционный анализ с использованием непараметрического коэффициента Пирсона. Анализ полученных данных позволил выявить восемь взаимосвязей на уровне умеренной тенденции, из них - четыре обратные и четыре положительные.
Обратная корреляционная взаимосвязь наблюдается между показателями эмоциональной осведомленности (-0,341 при р < 0,01), самомотивации (-0,377 при р < 0,01), степенью управления своими эмоциями (-0,435 при р < 0,01), интегративным уровнем эмоционального интеллекта (-0,371 при р < 0,01) и копинг-стратегией «бегство - избегание». Следовательно, в кризисной ситуации человек не способен сосредоточиться, чтобы действовать в соответствии с жизненными запросами и произвольно управлять своими эмоциями. В таком случае личность, часто проявляя инфантильность, выбирает путь ухода или отрицания проблемы.
Прямая корреляционная взаимосвязь (0,402 при р < 0,01) обнаруживается между уровнем самомотивации и степенью планирования решения проблем. К решению проблемы человек подходит творчески. Он склонен к позитивной рефлексии и анализу ситуации, что способствует планированию выхода из кризисной ситуации.
Также наблюдается прямая корреляционная взаимосвязь между показателями самомотивации (0,414 при р < 0,01), уровнем эмпатии (0,310 при р < 0,05), распознавания эмоций других людей (0,350 при р < 0,01) и положительной переоценкой. Другими словами, кризисная ситуация решается испытуемыми за счет изменения к ней не только своего отношения, но и отношения других людей. Человек способен распознать, понять эмоциональное состояние другого человека и повлиять на него, решив сгладить таким способом конфликтную ситуацию.
Заключение
Обобщая вышеизложенные результаты эмпирических данных, можно сделать выводы, что большая часть ординаторов первого года обучения инфантильны и склонны к использованию поведенческих стратегий избегания или отрицания. Они обладают низкой рефлективностью, что негативно влияет на планирование выхода из кризисной ситуации. Молодые врачи испытывают значительные сложности не только в понимании чужих эмоций, но и в распознавании соб-
124
Л. А. Слесаренко
ственных. Они пассивны и склонны демонстрировать проявление агрессии при столкновении с проблемными ситуациями. Данные исследования говорят о том, что респонденты не обладают достаточным уровнем эмоционального интеллекта, что сказывается на их дальнейшей адаптации к трудовой деятельности.
Полученные нами данные лягут в основу разработки программы социально-психологического тренинга, направленного на формирование адаптивных копинг-стратегий врачей-ординаторов, эмпатии и генерирования навыков конструктивного взаимодействия в лечебно-профилактической деятельности, реализация которого будет проводиться на базе Центра психологической помощи Тверского государственного медицинского университета.
Библиографический список
1. Васильева С. Н. Конструирование дефиниции концепта «жизнеспособность профессионала» / С. Н. Васильева, Е. А. Рыльская // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 106-113.
2. Великанова Л. П. Особенности копинг-стратегий студентов и врачей на этапах адаптации к учебной и профессиональной деятельности / Л. П. Великанова, Л. А. Костина // Психологическое и педагогическое сопровождение студентов вуза в современном социокультурном пространстве : материалы научно-практической конференции с международным участием. Посвящается 100-летию образования «Астраханского государственного медицинского университета». (Астрахань, 06-07 декабря 2018 г.). Астрахань : АГМУ, 2018. С. 60-66.
3. Григорьев П. Е. Связь жизнестойкости и эмоционального интеллекта у студентов медицинских специальностей / П. Е. Григорьев, И. В. Васильева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 445-448.
4. «Красная» зона и шлюзы: как устроена работа в новых отделениях для борьбы с коронавирусом. иРК: https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/news/20200406-1147.html (Дата обращения: 02.10.2020).
5. Крюкова Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.
6. Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) // Е. И. Ильин. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 633-634.
7. Одинцова М. А. Копинг-стратегии преодоления и жизнестойкость людей с разным уровнем эмоционального интеллекта / М. А. Одинцова, О. В. Баринова, Е. В. Гурова // Вестник полоцкого государственного университета. Серия Е. 2017. № 7. С. 75-80.
8. Опрос выявил отношение россиян к врачам. URL: https ://www. mk.ru/social/health/2019/12/12/opros-vyyavil-otnoshenie-rossiyan-k-vracham.html (Дата обращения: 02.10.2020)
9. Опрос показал изменение отношения россиян к медикам. URL: https://www.mk.ru/social/2020/06/21/opros-pokazal-izmenenie-otnosheniya-rossiyan-k-medikam.html (Дата обращения: 02.10.2020).
10. Рогачев В. А. Взаимосвязь копинг-стратегий сотрудников правоохранительных органов со стилевыми особенностями саморегуляции / В. А. Рогачева, И. Н. Коноплева // Психология и право. 2015. Том. 5. № 1. С. 129-146.
11. Сабирова Р. Ш. Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта сотрудников правоохранительных органов // Р. Ш. Сабирова, Г. К. Слабенкова, М. М. Умуркулова, Р. В. Тен // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4(33). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-koping-strategij-i-emotsionalnogo-intellekta-sotrudnikov-pravookhranitelnykh-organov.html (Дата обращения: 01.10.2020).
12. Слесаренко Л. А. Исследование личностных адаптивных способностей и эмоционального интеллекта ординаторов медицинского университета // Вестник тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология. 2020. № 1(50). С. 74-79.
13. Филиппченкова С. И. Построение модели врачевания: психологические исследования поведенческих факторов. Тверь : СФК-офис, 2011. 335 с.
14. Abdollahi A., Mansor Abu Talib. Emotional intelligence moderates perfectionism and test anxiety among Iranian students // School Psychology International. 2015. Vol. 36 (5). Р. 498-512.
15. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. № 3. Р. 525-537.
16. Bonanno, G. A. Regulatory Flexibility: An Individual Differences Perspective on Coping and Emotion Regulation / G. A. Bonanno, C. L. Burton // Perspectives on Psychological Science. 2013. № 8 (6). Р. 591-612.
17. Hui-Hua Z., Nicola S. Schutte Personality, emotional intelligence and other-rated task performance // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 87. Р. 298-301.
18. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. N. Y.: McGraw-Hill Book, 1966. 466 p.
19. Syed M. Change in Ego Development, Coping, and Symptomatology from Adolescence to Emerging Adulthood / M. Syed, I. Seiffge-Krenke // Journal of Applied Developmental Psychology. 2015. № 41. P. 110-119.
20. Bonanno G. A. Regulatory Flexibility: An Individual Differences Perspective on Coping and Emotion Regulation / G. A. Bonanno, C. L. Burton // Perspectives on Psychological Science. 2013. № 8 (6). Р. 591-612.
Reference list
1. Vasil'eva S. N. Konstruirovanie definicii koncepta «zhiznesposobnost' professionala» = Design the definition
125
Исследование эмоционально-волевых ресурсов врачей-ординаторов,
влияющих на степень адаптационного потенциала к профессиональной деятельности
of the «professional viability» concept / S. N. Vasil'eva, E. A. Ryl'skaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019. № 2 (107). S. 106-113.
2. Velikanova L. P. Osobennosti koping-strategij stu-dentov i vrachej na jetapah adaptacii k uchebnoj i profes-sional'noj dejatel'nosti = Peculiarities of coping strategies of students and doctors at stages of adaptation to educational and professional activities / L. P. Velikanova, L. A. Kostina // Psihologicheskoe i pedagogicheskoe so-provozhdenie studentov vuza v sovremennom soci-okul'turnom prostranstve : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Posvjashhaetsja 100-letiju obrazovanija «Astrahanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta». (Astra-han', 06-07 dekabrja 2018 g.). Astrahan' : AGMU, 2018. S. 60-66.
3. Grigor'ev P. E. Svjaz' zhiznestojkosti i jemocion-al'nogo intellekta u studentov medicinskih special'nostej = The link between resilience and emotional intelligence in medical students / P. E. Grigor'ev, I. V. Vasil'eva // Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2018. № 59-1. S. 445-448.
4. «Krasnaja» zona i shljuzy: kak ustroena rabota v novyh otdelenijah dlja bor'by s koronavirusom = «Red» zone and gateways: how work is arranged in new departments to combat coronavirus. URL: https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/news/20200406-1147.html (Data obrashhenija: 02.10.2020).
5. Krjukova T. L. Oprosnik sposobov sovladanija (adaptacija metodiki = WCQ) = Coping methods questionnaire (WCQ adaptation) / T. L. Krjukova, E. V. Kuftjak // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 2007. № 3. S. 93-112.
6. Metodika N. Holla ocenki «jemocional'nogo intel-lekta» (oprosnik = EQ) = Emotional intelligence assessment hall (EQ Questionnaire) // E. I. Il'in. Jemocii i chu-vstva. Sankt-Peterburg : Piter, 2001. S. 633-634.
7. Odincova M. A. Koping-strategii preodolenija i zhiznestojkost' ljudej s raznym urovnem jemocional'nogo intellekta = Coping strategies for overcoming and resilience of people with different levels of emotional intelligence / M. A. Odincova, O. V Barinova, E. V. Gurova // Vestnik polockogo gosudarstvennogo universiteta. Serija E. 2017. № 7. S. 75-80.
8. Opros vyjavil otnoshenie rossijan k vracham = The survey revealed the attitude of Russians towards doctors. URL : https ://www. mk. ru/social/health/2019/12/12/opro s -vyyavil-otnoshenie-rossiyan-k-vracham.html (Data obrashhenija: 02.10.2020)
9. Opros pokazal izmenenie otnoshenija rossijan k medikam = The survey showed a change in the attitude of Russians towards doctors. URL: https://www.mk.ru/social/2020/06/21/opros-pokazal-izmenenie-otnosheniya-rossiyan-k-medikam.html (Data obrashhenija: 02.10.2020).
10. Rogachev V. A. Vzaimosvjaz' koping-strategij sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov so stilevymi oso-bennostjami samoreguljacii = Relationship of coping strategies of law enforcement officials with style features of self-regulation / V. A. Rogacheva, I. N. Konopleva // Psihologija i pravo. 2015. Tom. 5. № 1. S. 129-146.
11. Sabirova R. Sh. Vzaimosvjaz' koping-strategij i jemocional'nogo intellekta sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov = Interconnection of coping strategies and emotional intelligence of law enforcement officials / R. Sh. Sabirova, G. K. Slabenkova, M. M. Umurkulova, R. V Ten // Mir pedagogiki i psihologii. 2019. № 4(33). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-koping-strategij -i-emotsionalnogo -intellekta-sotrudnikov-pravookhranitelnykh-organov.html (Data obrashhenija: 01.10.2020).
12. Slesarenko L. A. Issledovanie lichnostnyh adap-tivnyh sposobnostej i jemocional'nogo intellekta ordinato-rov medicinskogo universiteta = Study of personal adaptive abilities and emotional intelligence of medical university residents // Vestnik tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: pedagogika i psihologija. 2020. № 1(50). S. 74-79.
13. Filippchenkova S. I. Postroenie modeli vra-chevanija: psihologicheskie issledovanija povedencheskih faktorov = Building a model of medicine: psychological studies of behavioral factors. Tver' : SFK-ofis, 2011. 335 s.
14. Abdollahi A., Mansor Abu Talib. Emotional intelligence moderates perfectionism and test anxiety among Iranian students // School Psychology International. 2015. Vol. 36 (5). R. 498-512.
15. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. № 3. R. 525-537.
16. Bonanno, G. A. Regulatory Flexibility: An Individual Differences Perspective on Coping and Emotion Regulation / G. A. Bonanno, C. L. Burton // Perspectives on Psychological Science. 2013. № 8 (6). R. 591-612.
17. Hui-Hua Z., Nicola S. Schutte Personality, emotional intelligence and other-rated task performance // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 87. R. 298-301.
18. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. N. Y.: McGraw-Hill Book, 1966. 466 p.
19. Syed M. Change in Ego Development, Coping, and Symptomatology from Adolescence to Emerging Adulthood / M. Syed, I. Seiffge-Krenke // Journal of Applied Developmental Psychology. 2015. № 41. P. 110-119.
20. Bonanno G. A. Regulatory Flexibility: An Individual Differences Perspective on Coping and Emotion Regulation / G. A. Bonanno, C. L. Burton // Perspectives on Psychological Science. 2013. № 8 (6). R. 591-612.
126
fl. A. CrncapeHKO