ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ОРДИНАТОРОВ
Л.А. СЛЕСАРЕНКО* Тверской государственный технический университет, Тверь
В статье рассматриваются поведенческие стратегии ординаторов первого года обучения на начальном этапе адаптации к профессиональной деятельности. Личностные особенности и ресурсы медицинского работника во многом определяют стратегию преодоления профессионального стресса. Это также влияет и на поддержание как физического, так и психологического здоровья врача. Сегодня несовершенство системы здравоохранения особенно влияет на начинающего специалиста. Он сталкивается с переоценкой выбранной профессиональной деятельности и именно личный адаптационный потенциал в первые годы работы повлияет на решение молодого врача остаться на выбранном поприще или продолжить профессиональный поиск.
Ключевые слова: ординатор, копинг-стратегия, адаптация, адаптационный потенциал, стратегия поведения, профессиональная деятельность.
Введение
Медицинская деятельность является одной из самых стресс-насыщенных. Сегодня, когда 2020 год сопровождается пандемией СОУГО-19, стало очевидно, что весь медицинский персонал от санитаров до лечащих врачей, находясь в состоянии перманентного стресса и угрозы своей жизни, по-разному реагировал на кризис. На эмоциональное состояние влияет высокая смертность от вируса, быстрое распространение, работа в несколько смен. Однако следует заметить, что и до пандемии у 30-40% медицинских работников был выявлен синдром профессионального и эмоционального выгорания [2, 4, 6]. Следует ожидать, что сегодняшняя ситуация повысит эти показатели. Излишне говорить о молодых врачах, ординаторах, адаптация которых к трудовой деятельности еще не завершена. Данный опыт, естественно, отразится не только на их профессиональной
© Слесаренко Л.А., 2020
* Для корреспонденции:
Слесаренко Людмила Александровна аспирант 3-го года обучения кафедры психологии и философии Тверского государственного технического университета E-mail: slesarenkola@yandex.ru.
эффективности, но и на эмоциональном состоянии и возможной переоценке выбранной профессии.
Личностные особенности и ресурсы медицинского работника во многом определяют стратегию преодоления профессионального стресса [5, 8, 11, 13, 16]. Это также влияет и на поддержание как физического, так и психологического здоровья врача. Р. Лазарус подчеркивал, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия.
Термин «копинг» (англ. coping) впервые упоминается в психологической литературе в 1962 г. при изучении преодоления детьми кризисов развития. Р. Лазарус описал копинг как стратегию совладания с тревогой и стрессом. Сегодня копинг-стра-тегии описываются как осознанно используемые человеком приемы совладания с кризисными ситуациями, состояниями. То есть, копинг-стратегии есть совокупность различных поведенческих приемов, меняющиеся попытки в когнитивной и поведенческой областях справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека [1, 7, 14, 15, 17, 19, 20].
Безопасность является одной из важнейших потребностей для человека. Особенно актуальным этот вопрос становится в настоящее время, когда мы сталкиваемся с ритмом современной жизни. Экономический и политический кризис, безработица, пандемия, для большинства это и эмоциональный стресс, который требует волевых ресурсов. Таким образом, можно сказать, что потребность в безопасности включает в себя не только физический, но и психический уровень.
Под психологической безопасностью понимают переживание личностью психологического комфорта, выражающееся в осознании собственного статуса, чувства собственного достоинства и их неприкосновенности, а также в эмоциональном принятии себя. Поэтому актуальными становятся разработка и оптимизация доступных способов борьбы с неблагоприятными условиями, повседневными угрозами, которые негативно влияют на психологическое состояние человека. Одним из таких способов служат овладение и применение копинг-страте-гий [3, 18].
Целью настоящего исследования является изучение адаптационного потенциала ординаторов в стрессовом состоянии.
Методика
В исследовании приняли участие ординаторы первого года обучения Тверского медицинского университета в возрасте от 23 и до 38 лет, в количестве 203 человека.
Психодиагностическое исследование выполнено с помощью аппаратно-диа-гностического комплекса «Мультипси-хометр-05» на базе лаборатории психодиагностики Тверского государственного медицинского университета. В качестве инструментария использовался опросник копинг-тест Лазаруса. Методика предназначена для определения копинг-механиз-мов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельно-
сти, копинг-стратегий. Количественно оценивались такие показатели, как:
- Конфронтационный копинг - ситуация разрешается часто агрессивно и без целеполагания. Человеку сложно планировать свое поведение и предугадать исход проблемы. Ключевым в таком поведении является не решение проблемы, а снятие эмоционального напряжения. Такая стратегия оценивается как неадаптивная, ведь сложно прийти к решению проблемы без осознанности. При этом конфронтация помогает сдвинуть ситуацию с мертвой точки и выразить свою позицию.
- Дистанцирование - решение проблемной ситуации может происходить за счет ее обесценивания. Такая стратегия помогает снять эмоциональное напряжение. Однако подавление эмоций может привести к отсутствию решения проблемы. Для дистанцирования характерен выбор интеллектуальных приемов, таких как юмор, переключение внимания, рационализация и т.д.
- Самоконтроль - эмоции подавляются специально и их влияние на восприятие самой проблемы принижается. Таким образом, ситуация может быть решена с наименьшим эмоциональным откликом, однако подавленные желания негативно влияют на состояние удовлетворенности от решения проблемной ситуации.
- Поиск социальной поддержки - проблема разрешается путем привлечения социальных ресурсов и эмоциональной поддержки других людей. Одновременно с этим формируется зависимость от оценки этих других.
- Принятие ответственности - личность признает степень своей вовлеченности в создавшейся ситуации и понимает степень ответственности в решении этой проблемы. Характерна саморефлексия, однако выраженность данной поведенческой стратегии может привести к завышенной самокритике и самобичеванию.
- Бегство-Избегание - личность выбирает путь ухода, отрицания проблемы. Харак-
терно проявление инфантильности, находясь в проблемной ситуации.
- Планирование решения проблемы - основным поведенческим механизмом является анализ и планирование решения проблемы. Однако отсутствует возможность быстро найти выход из ситуации, полагаясь на интуицию.
- Положительная переоценка - кризис решается за счет изменения отношения к ней в позитивную сторону. Личность рассматривает ее как толчок для саморазвития. Характерно философское отношение к проблемной ситуации. Минусами стратегии можно назвать возможную неспособность увидеть другие выходы из сложившейся ситуации.
Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 90. Более высокая оценка в шкале говорит о высокой напряженности копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации [9].
Описательные статистики по опросни
Результаты и обсуждение
Анализ психодиагностических данных, полученных в ходе определения вида проблемно-ориентированного копинга ординаторов медицинского вуза, позволил установить ряд следующих специфических особенностей: 1) все диагностируемые критерии находятся в диапазоне средних значений; 2) по шкале «Самоконтроль» полученные средние статистические значения занимают позицию низкого варианта нормы; 3) по шкалам «Бегство-Избегание» и «Планирование решения проблем» средние статистические значения занимают позицию верхнего варианта нормы. При этом более чем у 80% опрошенных наблюдаются как доминирующие стратегии «Поиск социальной поддержки» и «Положительная переоценка» (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
«Копинг-тест Лазаруса» у ординаторов
Все обследованные, п=203
Мт. Мах. Среднее значение Стандартное отклонение
Конфронтационный копинг 35,00 64,00 50,0492 7,5596
Дистанцирование 33,00 70,00 50,2787 8,8884
Самоконтроль 28,00 62,00 44,7213 7,9396
Поиск социальной поддержки 32,00 66,00 48,9508 8,0920
Принятие ответственности 31,00 66,00 47,0328 8,7024
Бегство-Избегание 28,00 76,00 51,2787 10,3957
Планирование решения проблемы 38,00 68,00 53,3771 8,8075
Положительная переоценка 29,00 61,00 49,1148 8,4382
Рис. 1. Степень выраженности проблемно-
Следует отметить, что наши данные согласуются с исследованием, проведенным Л.П. Великановой и Л.А. Костиной в Астраханском государственном медицинском университете в 2018 году. Доминирующей стратегией в нем также является «Поиск социального одобрения», что, скорее всего, соотносится с теоретическим базисом успешного прохождения ординатуры [3]. Таким образом, мы предполагаем, что актуальным остается вопрос о необходимости создания центров психологической поддержки во всех медицинских вузах для обучения и проведения тренинговой работы со студентами, что позволит сформировать у выпускников необходимые компетенции для дальнейшей работы, а также будет способствовать адаптации к профессиональной деятельности врача.
Заключение
Результаты исследования показали, что низкий уровень напряженности по всем стратегиям демонстрируют до 25% ординаторов, что указывает на адаптивный ва-
ентированного копинга у ординаторов в %
риант копинга. Таким людям свойственно анализирование возникающих происходящих ситуаций и возможных решений. Им присущ самоконтроль и высокая самооценка. Они принимают ценность своей личности и верят, что смогут преодолеть критическую ситуацию своими милами.
Средний уровень напряженности выявлен практически у 80% ординаторов, то есть адаптационный потенциал личности находится в пограничном состоянии. Выбранная копинг-стратегия зависит от того, насколько ситуация важна для человека и носит относительно-адаптивный характер. Стратегия поведения будет направлена на сравнение проблемной ситуации с другой. Таким людям свойственна вера в Бога, при этом чем сложнее ситуация, тем эта вера сильнее. Главная цель в решении проблемы - это снятие напряжения или перенос ответственности за случившееся на других людей.
Высокий уровень напряженности демонстрируют от 3 до 16% ординаторов, что указывает на выраженную дезадаптацию. Таким людям свойственно пассивное поведение. Они отказываются от преодоления трудностей из-за отсутствия веры в собственные
силы, эмоциональные, интеллектуальные ресурсы. В подобной ситуации они часто принимают роль жертвы обстоятельств, эти субъекты умышленно недооценивают неприятности и игнорируют проблемы.
Литература
1. Варданян Л.В., Варданян Ю.В. Исследование зарубежных подходов к изучению и оптимизации копинг-стратегий / Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: Сб. ст. Междунар. науч.-прак-тич. конф. - «51-е Евсевьевские чтения» (Саранск, 14-15 мая 2015 г.) - Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т, 2015. - С. 48-53.
2. Васильева И.А., Кайгородова Н.З., Парамонова О.В. Синдром эмоционального выгорания в контексте копинг-стратегий медицинского персонала (на примере онкологического центра «Надежда») // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2016. - № 3 - С. 9-20.
3. Великанова Л.П., Костина Л.А. Особенности копинг-стратегий студентов и врачей на этапах адаптации к учебной и профессиональной деятельности // Материалы научно-практической конференции с международным участием. Посвящается 100-летию образования «Астраханского государственного медицинского университета»: Психологическое и педагогическое сопровождение студентов вуза в современном социокультурном пространстве. -2018. - С. 60-66.
4. Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Медицинское обозрение. - 2004. - № 11. - С. 28-29.
5. Домрачева Е.И. Особенности копинг-стра-тегий у медицинских работников // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: Сб. ст. III Всероссийской (заочной) научно-практической конференции с международным участием (Киров, 24-25 декабря 2015 г.). - 2016. - С. 277-283.
6. Дубровина Д.А., Шумаков В.А., Титова О.А. Коммуникативно-эмоциональные показатели профессиональной идентичности будущего врача // Психология. Психофизио-
логия. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). - 2019. - Т. 12. - № 3. -С. 17-26.
7. Ерментаева А.Р. Аналитический обзор зарубежных исследований копинг-страте-гий личности [Электронный ресурс] // V International scientific review of the problems of philosophy, psychology and pedagogy. -Boston, USA. - 11 September, 2018. Режим доступа https://scientific-conference.com/ grafik/2018-vtoroe polugodie.html (дата обращения 14.06.2020).
8. Куляцкая М.Г. Особенности виктимного и жизнестойкого копинг-стилей преодоления личности в экстремальных ситуациях / Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. научн. конф. - Кострома, 2016. - С. 329-331.
9. Луговская А.А. Психометрические свойства шкалы конструктивных стратегий методики диагностики копинг-поведения // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2017. - Т. 15(3). - С. 279-283.
10. Луговская А.А. Анализ конструктной ва-лидности и надежности шкал методики диагностики копинг-механизмов Э. Хайма на основе модели Раша // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2017. - № 1(57). - С. 42-47.
11. Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Шевченко Д.В., Шуляк Ю.А. Влияние личностных особенностей и ко-пинг-стратегии при синдроме эмоционального выгорания у врачей психиатров и наркологов // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2008. - № 1. - С. 76-83.
12. Одинцова М.А., Баринова О.В., Гурова Е.В. Копинг-стратегии преодоления и жизнестойкость людей с разным уровнем эмоционального интеллекта // Вестник Полоцкого государственного университета. Педагогические науки. Серия Е. - 2017. - № 7. - С. 75-80.
13. Петров Д.В., Сараева Е.В. Связь агрессивности с копинг-стратегиями у медицинских работников // Научно-методический электронный журнал концепт. - 2017. - Т 29. - С. 334-337.
14. Саковская О.Н. Ценностные детерминанты предпочитаемых копинг-стратегий // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки.
- 2017. - № 3(41). - С. 99-102.
15. Саковская О.Н. Взаимосвязь копинг-страте-гий и ценностных оснований личности / Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: Материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22-24 сент. 2016 г.: в 2 т. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - Т. 1. - С. 375-377.
16. Bonanno G.A., Burton C.L. Regulatory flexibility: An individual differences perspective on coping and emotion regulation // Perspectives on Psychological Science. - 2013. - № 8(6). - Р. 591-612.
17. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. - N.Y.: McGraw-Hill Book, 1966.
- 466 p.
18. Syed M., Seiffge-Krenke I. Change in ego development, coping, and symptomatology from adolescence to emerging adulthood // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2015.
- Vol. 41 - P. 110-119.
19. Haan N., et al. Coping and defending. - N.Y.: Academic Press, 1977. URL: https://scientif-ic-conference.com/h/sborniki/psikhologich-eskie-nauki9/1388-analiticheskij-obzor.html (accessed 14.06.2020).
20. McCrae R.R. Situational determinants of coping responses: Loss, threat and challenge // Journal of Personality and Social Psychology.
- 1984. - Vol. 46. - No. 4. - Р. 919-928.
21. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - Vol. 59. - No. 3. -Р. 525-537.
References
1. Vardanyan LV, Vardanyan YuV. Issledovaniye zarubezhnykh podkhodov k izucheniyu i opti-mizatsii koping-strategiy. Nauka i obrazovani-ye: aktual'nyye psikhologicheskiye problemy i opyt resheniya: Sb st Mezhdunar nauch-prak-tich konf - «51-ye Yevsev'yevskiye chteniya» (Saransk, 14-15 maya 2015 g.). Saransk, Mor-dov gos ped in-t, 2015: 48-53 (in Russian).
2. Vasil'yeva IA, Kaygorodova NZ, Paramonova OV. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya v kontekste koping-strategiy meditsinskogo per-sonala (na primere onkologicheskogo tsentra
«Nadezhda»). Vestnik psikhologii i pedagogi-ki Altayskogo gosudarstvennogo universiteta 2016; 3:9-20 (in Russian).
3. Velikanova LP, Kostina LA. Osobennosti kop-ing-strategiy studentov i vrachey na etapakh adaptatsii k uchebnoy i professional'noy deya-tel'nosti. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Posvyashchayetsya 100-letiyu obrazovaniya «Astrakhanskogo gosudarstvennogo med-itsinskogo universiteta»: Psikhologicheskoye i pedagogicheskoye soprovozhdeniye studentov vuza v sovremennom sotsiokul'turnom pros-transtve 2018: 60-66. (in Russian).
4. Vinokur VA. Professional'nyy stress u med-itsinskikh rabotnikov i yego preduprezhdeni-ye. Meditsinskoye obozreniye 2004; 11:28-29. (in Russian).
5. Domracheva Yel. Osobennosti koping-strate-giy u meditsinskikh rabotnikov. Pedagogi-ka i psikhologiya v XXI veke: sovremennoye sostoyaniye i tendentsii issledovaniya: Sb st
III Vserossiyskoy (zaochnoy) nauchno-prak-ticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem (Kirov, 24-25 dekabrya 2015 g.) 2016:277-283 (in Russian).
6. Dubrovina DA, Shumakov VA, Titova OA. Kommunikativno-emotsional'nyye pokazateli professional'noy identichnosti budushchego vracha. Psikhologiya. Psikhofiziologiya. Yuzh-no-Ural'skiy gosudarstvennyy universitet (nat-sional'nyy issledovatel'skiy universitet) 2019; 12(3):17-26 (in Russian).
7. Yermentayeva AR. Analiticheskiy obzor zarubezhnykh issledovaniy koping-strate-giy lichnosti [Elektronnyy resurs]. V International scientific review of the problems of philosophy, psychology and pedagogy. Boston, USA, 2018. URL: https://scientific-con-fer ence. com/gr afik/2018 - vtor oe p olugo die. html (reference access: 14.06.2020) (in Russian).
8. Kulyatskaya MG. Osobennosti viktimnogo i zhiznestoykogo koping-stiley preodoleniya lichnosti v ekstremal'nykh situatsiyakh. Psikhologiya stressa i sovladayushchego pove-deniya: resursy, zdorov'ye, razvitiye: materialy
IV Mezhdunar nauchn konf. Kostroma, 2016: 329-331 (in Russian).
9. Lugovskaya AA. Psikhometricheskiye svoystva shkaly konstruktivnykh strategiy metodiki di-agnostiki koping-povedeniya. Zhurnal Grodn-
enskogo gosudarstvennogo meditsinskogo uni-versiteta 2017; 15(3):279-283 (in Russian).
10. Lugovskaya AA. Analiz konstruktnoy valid-nosti i nadezhnosti shkal metodiki diagnostiki koping-mekhanizmov E. Khayma na osnove modeli Rasha. Zhurnal Grodnenskogo go-sudarstvennogo meditsinskogo universiteta 2017; 1(57):42-47 (in Russian).
11. Malygin VL, Iskandirova AB, Pakhtusova YeYe, Shevchenko DV, Shulyak YuA. Vliyaniye lichnostnykh osobennostey i koping-strategii pri sindrome emotsional'nogo vygoraniya u vrachey psikhiatrov i narkologov. Prikladnyye informatsionnyye aspekty meditsiny 2008; 1:76-83 (in Russian).
12. Odintsova MA, Barinova OV, Gurova YeV. Koping-strategii preodoleniya i zhiznestoykost' lyudey s raznym urovnem emotsional'nogo in-tellekta. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskiye nauki. Seriya Ye 2017; 7:75-80 (in Russian).
13. Petrov DV, Sarayeva YeV. Svyaz' agressivnosti s koping-strategiyami u meditsinskikh rabotnikov. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal kontsept 2017; 29:334-337 (in Russian).
14. Sakovskaya ON. Tsennostnyye determinanty predpochitayemykh koping-strategiy. Vestnik YarGU. Seriya Gumanitarnyye nauki 2017; 3(41):99-102 (in Russian).
15. Sakovskaya ON. Vzaimosvyaz' koping-strate-giy i tsennostnykh osnovaniy lichnosti. Psik-hologiya stressa i sovladayushchego povedeni-ya: resursy, zdorov'ye, razvitiye: Materialy IV Mezhdunar nauch konf. Kostroma, 22-24 sent 2016 g.: v 2 t. Kostroma: KGU im NA Nekra-sova, 2016; 1:375-377 (in Russian).
16. Bonanno GA, Burton CL. Regulatory flexibility: An individual differences perspective on coping and emotion regulation. Perspectives on Psychological Science 2013; 8(6):591-612.
17. Lazarus RS. Psychological stress and the coping process. NY: McGraw-Hill Book, 1966: 466.
18. Syed M, Seiffge-Krenke I. Change in ego development, coping, and symptomatology from adolescence to emerging adulthood. Journal of Applied Developmental Psychology 2015; 4:110-119.
19. Haan N, et al. Coping and defending. NY: Academic Press, 1977. URL: https://scientif-ic-conference.com/h/sborniki/psikhologich-eskie-nauki9/1388-analiticheskij-obzor.html (reference access: 14.06.2020).
20. McCrae RR. Situational determinants of coping responses: Loss, threat and challenge. Journal of Personality and Social Psychology 1984; 46(4):919-928.
21. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study. Journal of Personality and Social Psychology 1990; 59(3):525-537.
RESEARCH OF COPING STRATEGIES AMONG RESIDENTS
L.A. SLESARENKO Tver State Technical University, Tver
The article examines the behavioral strategies of first-year residents at the initial stage of adaptation to professional activity. The personal characteristics and resources of a healthcare professional largely determine the strategy for overcoming occupational stress. It also affects the maintenance of both the physician's physical and psychological health. Today, the imperfection of the health care system especially affects the novice specialist who is faced with a reassessment of the chosen professional activity and it is the personal adaptive potential in the first years of work that will affect the decision of the young doctor to stay in the chosen field or continue the professional search.
Keywords: resident, coping strategy, adaptation, adaptive potential, behavior strategy, professional activity.
Address:
L.A. Slesarenko,
Department of psychology and philosophy,
Tver state technical university, Tver, Russia
E-mail: slesarenkola@yandex.ru.