Научная статья на тему 'Исследование движения плоского шестизвенного внутритрубного мобильного робота'

Исследование движения плоского шестизвенного внутритрубного мобильного робота Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
198
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕСТИЗВЕННЫЙ МОБИЛЬНЫЙ РОБОТ / МОНИТОРИНГ / ТРУБОПРОВОД / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / SIX-LINKS MOBILE ROBOT / MONITORING / PIPELINE / MATHEMATICAL MODEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Мальчиков Андрей Васильевич, Яцун Сергей Фёдорович, Рублев Сергей Борисович

В статье рассмотрена конструкция плоского шестизвенного мобильного робота предназначенного для мониторинга внутренней поверхности трубопроводов. Предложена математическая модель движения и представлены результаты численного моделирования движения конструкции под действием крутящих моментов, создаваемых приводами средней пары звеньев робота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Мальчиков Андрей Васильевич, Яцун Сергей Фёдорович, Рублев Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH THE MOVEMENT OF FLAT SIX-LINKS INTRAPIPE MOBILE ROBOT

In article the design of flat six-link mobile robot intended for monitoring the internal surface of pipelines is considered. The mathematical model of movement is offered, and results of numerical modeling of de-sign movement under the influence of the torques created by drives of middle couple of robot links are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование движения плоского шестизвенного внутритрубного мобильного робота»

УДК 62-503.57

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПЛОСКОГО ШЕСТИЗВЕННОГО ВНУТРИТРУБНОГО МОБИЛЬНОГО РОБОТА

© 2012 А.В. Мальчиков , С.Ф. Яцун, С.Б. Рублев Юго-Западный государственный университет, г. Курск Поступила в редакцию 28.11.2012

В статье рассмотрена конструкция плоского шестизвенного мобильного робота предназначенного для мониторинга внутренней поверхности трубопроводов. Предложена математическая модель движения и представлены результаты численного моделирования движения конструкции под действием крутящих моментов, создаваемых приводами средней пары звеньев робота.

Ключевые слова: шестизвенный мобильный робот, мониторинг, трубопровод, математическая модель

Трубопроводы на сегодняшний день являются основными элементами систем транспортировки газообразных и жидких веществ, а также твёрдых веществ в виде раствора на большие расстояния. Так как подобные системы, как правило, устанавливаются под землей или внутри зданий, то существует проблема ограниченности доступа к трубам при выполнении работ по проверке состояния и поддержании их эксплуатационных свойств. Крайне актуальной задачей является разработка и изучение способов, позволяющих осуществлять мониторинг состояния внутренней поверхности трубопровода, поиск микротрещин, разрывов и т. д., не требуя при этом доступа к трубе на всей протяженности. На сегодняшний день разработан ряд различных подходов к перемещению внутри трубопроводов. Главным недостатком традиционных колесных и гусеничных систем является низкая проходимость в условиях загрязненности трубы [1, 2]. Наиболее перспективными являются многозвенные конструкции, копирующие змее- и черве-подобные походки [3, 4], способные перемещаться в условиях загрязненности трубопровода, а также смены диаметра и поворотов.

В основе перемещения рассматриваемой в данной работе конструкции лежит принцип поочередной фиксации передней и задней пары звеньев (фиксирующих модулей) и перемещения центра масс робота при движении средней пар звеньев. Процесс фиксации внутри трубопровода подробно описан в работах [5, 6]. В данной же работе рассматривается движение средней пары звеньев робота внутри трубопровода.

Описание схемы робота. Рассмотрим конструкцию робота внутри трубопровода (рис. 1). Звенья 1 и 2 осуществляют фиксацию робота внутри трубопровода за счет сил трения. Точку А3 считаем неподвижной. Введем неподвижную систему координат с центром в точке А3, и повернутую на угол £ относительно линии горизонта. Звенья 3 и 4

Мальчиков Андрей Васильевич, аспирант. Е-mail: [email protected]

Яцун Сергей Фёдорович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической механики и мехатроники. Е-mail: [email protected] Рублев Сергей Борисович, аспирант

осуществляют перемещение переднего фиксирующего модуля (звенья 5 и 6) под действием крутящих моментов M23 и M34. При этом звенья 5 и 6 не совершают движения между собой и поэтому рассматриваются в нашем случае как сосредоточенная масса, приложенная в точке А5. Примем, что центры масс звеньев A3А4 и A4А5 расположены в их геометрических центрах O3, O4. Введем подвижные системы координат X3Г3O3 и X4Г5O4 связанные с центрами масс звеньев. В точке А5 действует приведенная сила F5 и приведенный момент M5, которые определяются путем приведения сил веса звеньев, а также сил инерции действующих на звенья 4 и 5.

Рис. 1. Расчетная схема мобильного робота

Математическая модель движения робота. Для расчета кинематических параметров движения средних звеньев, в качестве обобщенных координат примем углы поворота обоих звеньев относительно их центров масс ф3, ф4 и запишем систему дифференциальных уравнений, основываясь на уравнениях Лагранжа 2-го рода. При этом правые части уравнений получим методом возможных перемещений. После преобразований итоговая система дифференциальных уравнений описывающих движение третьего и четвертого звена робота примет вид:

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 14, №4(5), 2012

ф4 I ¿А +

+ — ™4/з/4Фз еоэф -ф4)--т4/з/4фз -ф4)

Мз4 -М5 + ЯЛ 8т(а5 -Фа) + ФА)

^3(/^ + т4/32)+1 ^4/3/4^4 ео8(фз - Фа) +1 тА1з!Аф1 зтф - Ф4)

(1)

Рассмотрим крутящие моменты между звеньями робота М23 и М34. В общем случае крутящий

момент между звеньями можно описать следующим уравнением: МгМ'д - М-опр, где / - номер шарнира, М/д - момент развиваемый электроприводом /'-того шарнира, а М/соп - момент сопротивления движению звеньев. Представим момент сопротивления как: Мгсопр = ^-ф^ + Ы?, где л - коэффициент вязкого сопротивления, Мт - суммарный момент силы трения. Опишем момент силы трения, согласно закону Кулона:

м тр =

мJp■Iípeдsigп(<pi), если ф. ф 0;

£мвнеш, если ф. = 0 и £М™| < м;р'пред; м;рпредд^(£м™ ), если ф. = 0 £м> м]

(2)

V11 * енеш

где ХМ/ - равнодействующая всех внешних моментов для -того шарнира, кроме моментов сил сухого трения; Мтрпре - предельное значение силы трения, определяемая действующими силами в шарнире и коэффициентом силы трения, в данном

случае, может быть определена экспериментально, для конкретно взятого привода; ф\ - скорость вращения звеньев для -того шарнира.

-120 -140 -160

Фъ

\ '1

\ ыл

ц /.' Л ¿'х

I\ /' Д /

•Л /' Л/■ \

\1 \М

М \\л3 -

4

ю С

а)

-50 -100 -150 -200 -250

/2 г> Г.

^ --- -----

\\\Д/ V _______ ¿22 ___.»йГ- ^ ___

\ дл\ ч

V/ з ч

чг

и С

б)

Рис. 2. Графики угла поворота звеньев под действие силы тяжести: а) для третьего звена, б) для четвертого звена. 1 - угловое перемещение звена при коэффициенте силы вязкого сопротивления равном 0,001 и наличии момента силы трения в шарнире; 2 - перемещение при коэффициенте силы вязкого сопротивления равном 0,001, без силы трения; 3 - перемещение при коэффициенте силы вязкого сопротивления 0,01 и наличии момента сил трения в шарнире; 4 - перемещение при коэффициенте силы вязкого сопротивления = 0,01, без учета трения

Результаты численного моделирования.

Наличие сил сухого трения в модели приводит к разрывному характеру правых частей системы уравнений, в том числе появляется режим останова звеньев, поэтому вычислительный алгоритм расчета содержит специальные блоки операций, позволяющих смоделировать такие эффекты. Для определения характера движения звеньев под действием силы тяжести и моментов сопротивления в шарнире, были получены зависимости углового перемещения от времени при различных параметрах системы (рис. 2).

Покажем результаты моделирования движения звеньев под действием крутящих моментов электроприводов, задаваемых как: М^ = кде (ф/ -

ффакт), где моментный коэффициент, ф/- задаваемый угол, ффашг - фактическое значение угла. Покажем результаты моделирования при задаваемом угле для обоих звеньев ф/=60о. Как видно из графиков, при малых значениях коэффициента усиления крутящий момент, развиваемый электроприводом, недостаточен для компенсации сил трения и сил тяжести. Однако увеличение коэффициента пропорциональности приводит к повышению колебательности системы, а следовательно ухудшению переходной характеристики. Далее покажем траектории перемещения точек А4 и Л5, при движении звеньев под действием крутящих моментов электроприводов. Точками показаны положения А4 и Л5 в установившемся режиме.

т/

4

/

М23 + ЯЛ вт(а5 - Ф3) + т4gl4еos{^ + фЛ + т3g — еos{^ + ф3)

2

а)

4

,1

1 /

1 1 4 2

1 ;

1/

Г. с

б)

Рис. 3. Графики угла поворота звеньев под действие моментов развиваемыми приводами:

а) третье звено, б) четвертое звено. 1 - коэффициент при системе управления кдв=0,5; 2 - коэффициент при системе управления kдв=0,1.

Рис. 4. Траектории движения точек А4 (а) и А5 (б) по действием крутящих моментов привода (движение происходит из точки А в точку В)

Выводы:

1. Составлена математическая модель движения плоского шестизвенного внутритрубного мобильного робота, позволяющая описать различные режимы движения устройства, отличающаяся тем, что в модели учитываются силы сухого трения в приводах, сила вязкого сопротивления, а также взаимодействие звеньев робота с внутренней поверхностью трубопровода.

2. Разработан алгоритм численного решения уравнений, позволяющий получить временные диаграммы и зависимости параметров определяющих характер движения звеньев робота.

3. Установлено, что наличие сухого и вязкого трения в шарнирных соединениях робота существенно влияет на характер движения звеньев робота. Так, увеличение коэффициента вязкого трения в 10 раз снижает колебательность системы в 4-5 раз. В то же время введение

силы сухого трения обуславливает появление статической ошибки.

Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг (Соглашение № 14.132.21.1718).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Maneewarn, T Design of Pipe Crawling Gaits for a Snake Robot, proc / T. Maneewarn, B. Maneechai // IEEE Int. Conf. Robotics. Biomimetics. 2008. P. 1-6.

2. Shin, H.C. Development of a Snake Robot Moving in a Small Diameter Pipe / H.C. Shin, K.M. Jeong, J.J. Kwon // Int. Conf. Control, Automation, System. 2010. P. 18261829.

3. Мальчиков, А.В. Адаптивный мобильный робот для перемещения внутри трубопроводов / А.В. Мальчиков, С. Ф. Яцун // Современная мехатроника: сб. науч. трудов Всерос. науч. школы. - Орехово-Зуево, 2011. С. 121-125.

4. Мальчиков, А.В. Динамические опорные элементы ползающих роботов для движения по наклонным поверхностям / А.В. Мальчиков, С.Ф. Яцун, А.И. Жакин // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. №2 (41). Ч.1. С. 89-95.

5. Мальчиков, А.В. Автоматизированный мобильный комплекс для диагностики трубопроводов переменного диаметра / А.В. Мальчиков, С. Ф. Яцун // Автоматизация и современные технологии. 2012. № 12. С. 3-8.

6. Мальчиков, А.В. Разработка математической модели опорного элемента ползающего робота, оснащенного бурильным модулем / А.В. Мальчиков, С.Ф. Яцун // Управляемые вибрационные технологии и машины: сб. научн. ст. - Курск, 2012. С. 116-123.

RESEARCH THE MOVEMENT OF FLAT SIX-LINKS INTRAPIPE MOBILE ROBOT

© 2012 A.B. Malchikov, S.F. Yatsun, S B. Rublyov South-West State University, Kursk

In article the design of flat six-link mobile robot intended for monitoring the internal surface of pipelines is considered. The mathematical model of movement is offered, and results of numerical modeling of de-sign movement under the influence of the torques created by drives of middle couple of robot links are presented. Key words: six-links mobile robot, monitoring, pipeline, mathematical model

Andrey Malchikov, Post-graduate Student. E-mail: [email protected]; Sergey Yatsun, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Theoretical Mechanics and Mechatronics. E-mail: [email protected]; Sergey Rublyov, Post-graduate Student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.