Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ ИННОВАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ РЕГИОНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ ИННОВАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная безопасность региона / экономическая безопасность / угрозы / деструктивные факторы / инновации / региональная экономическая политика / innovative security of the region / economic security / threats / destructive factors / innovations / regional economic policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулагина Наталья Александровна, Аношина Юлия Федеровна, Чепикова Евгения Михайловна

Возможности достижения запланированных национальных целей РФ предопределены ситуацией на мировой экономической арене, с одной стороны, а с другой стороны, зависят от пространственно-функционального развития отдельных регионов. Именно субъекты Федерации в текущий момент времени должны аккумулировать возможности для адаптации экономики к возникшим деструктивным факторам, нарастить имеющийся потенциал, а также реализовать проектные решения, направленные на обеспечение запланированных темпов экономического роста. Инновационные аспекты обеспечения устойчивости экономической региональной системы относятся к возможностям достижения конкурентных преимуществ, внутренним источникам качественной регуляторной трансформации, гарантирующим защиту региональных приоритетов развития. При этом следует учитывать их корреляционную связь с важнейшими индикаторами социально-экономического развития, поэтому актуальность их комплексного исследования возрастает ввиду их отнесения к важнейшей составляющей экономической безопасности региона, динамичное изменение которой происходит под воздействием объективных и субъективных факторов, требующих статистического анализа для поиска механизмов снижения их негативных проявлений, а также разработки адекватного инструментария совершенствования действующей региональной экономической политики. Целью научной статьи является исследование факторов и условий, способствующих обеспечению инновационной безопасности региона, а также предложение экспресс-инструмента для группировки деструктивных факторов на типологические группы с целью идентификации региональных и национальных инструментов их нивелирования. В качестве методологического инструментария при проведении исследования были использованы традиционные приемы анализа (трендовый анализ, горизонтальный анализ), синтез, дедукция, индукция, методы комплексной оценки, ранжирования, экспресс-диагностики, сравнительного анализа. В работе проведен анализ важнейших аспектов развития Брянской области в части инновационных факторов и условий обеспечения воспроизводственных процессов. Представлена комплексная оценка компонентов, характеризующих уровень инновационной безопасности региона (кадровой, технико-технологической, финансовой, научной, результативной), базирующаяся на официальных аналитических данных. Определены профили инновационной безопасности, опирающиеся на расчетные параметры, а также проиллюстрированы их границы для Брянской и Орловской областей с целью проведения сравнительного анализа. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о наличии проблемы региональной инновационной деградации при имеющемся потенциале развития, что предполагает разработку соответствующих региональных программ, интегрированных в Стратегии социальноэкономического развития. В свою очередь поиск и обоснование инструментария по управлению угрозами инновационной безопасности должен опираться на результаты авторского макет-анализа деструктивных факторов, препятствующих обеспечению инновационной безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулагина Наталья Александровна, Аношина Юлия Федеровна, Чепикова Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE DETERMINANTS OF INNOVATION SECURITY BASED ON REGION’S STATISTICAL DATA

The possibilities of achieving the set national goals of the Russian Federation are predetermined, on the one hand, by the situation on the world economic arena, and on the other hand, depend on the spatial and functional development of individual regions. At the current moment, the members of the Federation should accumulate opportunities for adapting the economy to the emerging destructive factors, increase the existing potential, as well as implement projects aimed at ensuring the planned rates of economic growth. Innovative aspects of ensuring the sustainability of the regional economic system relate to the possibilities of achieving competitive advantages, internal sources of qualitative regulatory transformation that guarantee the protection of regional development priorities. At the same time, their correlation with the most important indicators of socio-economic development should be taken into account, therefore, the relevance of their comprehensive study increases due to their attribution to the most important component of the economic security of the region, the dynamic change of which occurs under the influence of objective and subjective factors requiring statistical analysis to find mechanisms to reduce their negative effects, as well as to develop adequate tools for improving the current regional economic policy. The purpose of the article is to study the factors and conditions that contribute to ensuring the innovative security of the region, as well as to propose an express tool for grouping destructive factors into typological groups in order to identify regional and national tools for leveling them. Traditional methods of analysis (trend analysis, horizontal analysis), synthesis, deduction, induction, methods of complex assessment, ranking, express diagnostics, comparative analysis were used as methodological tools during the research. The paper analyzes the most important aspects of the development of the Bryansk region in terms of innovative factors and conditions for ensuring reproductive processes. A comprehensive assessment of the components characterizing the level of innovation security of the region (personnel, technical and technological, financial, scientific, effective), based on official analytical data, is presented. The profiles of innovative security based on the calculated parameters are determined, and their boundaries for the Bryansk and Oryol regions are illustrated for the purpose of comparative analysis. The results of the study made it possible to summarize the existence of the problem of regional innovation degradation with the existing development potential, which implies the design of appropriate regional programs integrated into socio-economic development strategies. In turn, the search and justification of tools for managing threats to innovation security should be based on the results of the authors' analysis of destructive factors that hinder the provision of innovative security in the region.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ ИННОВАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ РЕГИОНА»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.4.21 УДК 332.12: 005.342

Н.А. Кулагина, Ю.Ф. Аношина, Е.М. Чепикова

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ ИННОВАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ РЕГИОНА

Возможности достижения запланированных национальных целей РФ предопределены ситуацией на мировой экономической арене, с одной стороны, а с другой стороны, зависят от пространственно-функционального развития отдельных регионов. Именно субъекты Федерации в текущий момент времени должны аккумулировать возможности для адаптации экономики к возникшим деструктивным факторам, нарастить имеющийся потенциал, а также реализовать проектные решения, направленные на обеспечение запланированных темпов экономического роста. Инновационные аспекты обеспечения устойчивости экономической региональной системы относятся к возможностям достижения конкурентных преимуществ, внутренним источникам качественной регуляторной трансформации, гарантирующим защиту региональных приоритетов развития. При этом следует учитывать их корреляционную связь с важнейшими индикаторами социально-экономического развития, поэтому актуальность их комплексного исследования возрастает ввиду их отнесения к важнейшей составляющей экономической безопасности региона, динамичное изменение которой происходит под воздействием объективных и субъективных факторов, требующих статистического анализа для поиска механизмов снижения их негативных проявлений, а также разработки адекватного инструментария совершенствования действующей региональной экономической политики.

Целью научной статьи является исследование факторов и условий, способствующих обеспечению инновационной безопасности региона, а также предложение экспресс-инструмента для группировки деструктивных факторов на типологические группы с целью идентификации региональных и национальных инструментов их нивелирования.

В качестве методологического инструментария при проведении исследования были использованы традиционные приемы анализа (трендовый анализ, горизонтальный анализ), синтез, дедукция, индукция, методы комплексной оценки, ранжирования, экспресс-диагностики, сравнительного анализа.

В работе проведен анализ важнейших аспектов развития Брянской области в части инновационных факторов и условий обеспечения воспроизводственных процессов. Представлена комплексная оценка компонентов, характеризующих уровень инновационной безопасности региона (кадровой, технико-технологической, финансовой, научной, результативной), базирующаяся на официальных аналитических данных. Определены профили инновационной безопасности, опирающиеся на расчетные параметры, а также проиллюстрированы их границы для Брянской и Орловской областей с целью проведения сравнительного анализа.

© Кулагина Н.А., Аношина Ю.Ф., Чепикова Е.М., 2023 Кулагина Наталья Александровна - д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры финансового учета и контроля ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет», е-mail: [email protected].

Аношина Юлия Федеровна - д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики, финансов и капитала ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет государственного управления, экономической и информационной безопасности», ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», е-mail: [email protected].

Чепикова Евгения Михайловна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий, ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», е-mail: [email protected].

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о наличии проблемы региональной инновационной деградации при имеющемся потенциале развития, что предполагает разработку соответствующих региональных программ, интегрированных в Стратегии социально-экономического развития. В свою очередь поиск и обоснование инструментария по управлению угрозами инновационной безопасности должен опираться на результаты авторского макет-анализа деструктивных факторов, препятствующих обеспечению инновационной безопасности региона.

Ключевые слова: инновационная безопасность региона, экономическая безопасность, угрозы, деструктивные факторы, инновации, региональная экономическая политика.

Обострение ситуации на уровне мирового экономического пространства привело к возникновению новых вызовов для экономической безопасности России и обострили круг нерешенных проблем, требующих незамедлительного вмешательства с целью их поступательного решения. Многоаспектность проявления данных негативных процессов вызвало объективную необходимость поиска активных механизмов управления рисками на уровне отдельных субъектов Федерации, выработки стратегических инструментов для адаптации отечественной экономики к макроэкономическим шоковым явлениям, а также совершенствования региональных стратегий пространственного развития на основе поиска и внедрения резервов.

Непосредственно национальная система экономической безопасности представляет собой многосекторальную систему, предопределенную четко выстроенной иерархией (экономическая безопасность РФ, экономическая безопасность регионов, экономическая безопасность муниципалитетов и отдельных территорий, экономическая безопасность семьи и отдельной личности), на качественное состояние которой оказывают влияние мультиатрибу-тивные условия и факторы.

В Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 г. систематизированы глобальные цели, которые необходимо достигнуть для обеспечения устойчивости национальной экономики (достижение экономического суверенитета, рост конкурентоспособности важнейших стратегических подкомплексов, обеспечение устойчивых темпов экономического роста и т.д.), одной из которых является активизация инновационного потенциала, достижение его конкурентных преимуществ на мировом уровне для уменьшения последствий новых угроз и вызовов, что предопределяет проведение контент-анализа факторов, влияющих на инновационную деятельность отдельных регионов [1].

Реализация государственной политики обеспечения устойчивости инновационных аспектов экономического роста национальной экономики базируется на базовых положениях ФЗ РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «О науке и государственной научно-технической политике» [2], Указе Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [3], Концепции технологического развития на период до 2030 года» [4] и ряде других важнейших документов, регулирующих стратегические действия в области повышения конкурентоспособности инновационной деятельности по всей иерархии управленческих

уровней в России. Поскольку именно несвоевременность адаптации отечественной экономики к мировым трендам и надвигающимся угрозам в указанных нормативных документах называется масштабной проблемой российской экономики, требующей комплексного решения.

Вопросы качественного исследования протекающих процессов в условиях регионального экономического пространства на предмет их влияния на уровень экономической безопасности в последние годы становятся все более актуальными и требуют детальной проработки ввиду их роли для достижения национальных задач, на чем в своей работе акцентирует внимание И.В. Караваева [5].

Мониторинг стрессовых ситуаций и факторов, определяющих текущий уровень экономической безопасности на региональном уровне, осуществляется с помощью комплексного методического и методологического инструментария, который в настоящее время характеризуется обширным многообразием ввиду динамичности составляющих детерминант и траектории их состояния в определенные временные интервалы на основе ограничений, вызванных доступностью к информационным источникам [6].

Проблему региональной дивергенции по уровню социально-экономического развития называет одной из глобальных угроз для экономической безопасности РФ профессор М.Н. Руденко. По мнению автора, именно данные асимметрические параметры характеризуют эффективность проводимой государственной политики национального развития, актуальность применимых инструментов для снижения уровня регионального неравенства [7].

Угрозы и вызовы экономической безопасности регионов в настоящее время проявляются неоднородно, поэтому необходима их экспликация, проведение качественного исследования для выявления природы и вектора позитивного или негативного влияния на объектные составляющие региональной экономической системы (РЭС), среди которых традиционно выделяют инвестиционные, инновационные, социальные, ресурсные и прочие параметры [8].

Важность выделения инновационного компонента регионального развития как подсистемы экономической безопасности региона не вызывает сомнений, так как внедрение новшеств в экономическом пространстве региона позволяет верифицировать внутренние возможности достижения устойчивости РЭС, разработать направления активизации всей совокупности процессов, призванных обеспечить конкурентные преимущества региона в будущем [9], обосновать комплекс применяемых инструментов для уменьшения последствий деструктивных факторов [10].

Рассматривая понятие «инновационная безопасность региона», следует говорить о том, что сущность данного термина в литературе раскрыта довольно противоречиво. Например, более четкое определение, на наш взгляд, представлено А.В. Штыровой: «Это состояние защищенности региональной экономики, которое обеспечивало бы конкурентоспособность результатов

научно-технической и инновационной деятельности, а также выпускаемой на территории региона продукции, способность региональной экономики устойчиво развиваться и противостоять рискам и угрозам со стороны глобальных рынков» [11].

В других же трудах [12, 13] чаще всего только описывается роль инновационной региональной системы для повышения качественных свойств экономической безопасности региона в части устойчивости к деструктивным событиям.

Исследование инновационных факторов как необходимых условий обеспечения экономической безопасности регионов осуществляется с помощью изучения идентифицированных параметрических метрик, определяющих тенденции социально-экономического их развития [14].

Для верификации разрозненной системы качественно-количественных индикаторов в единый соразмерный ряд для прогнозирования общей тенденции применяются методы экономико-математического моделирования [15], экспресс-диагностики и предварительного анализа прошлых тенденций показателей [16], интегрированной диагностики [17], исследования рисков при реализации стратегий регионального уровня [18].

Причем следует согласиться с учеными и практиками, которые утверждают, что применение адекватного инструментария для качественного исследования параметров инновационной безопасности регионов зависит от специфики отдельно взятой территории [19], ее потенциала и возможностей активизации ресурсов для инновационного развития [20], целевых установок и запланированных результативных процессов [21].

Поэтому факторы инновационной безопасности могут быть значимы для одной территории на определенный момент времени и не оказывать влияния на параметры социально-экономического развития другого региона, тем самым проявляется их персонализация, что требует многокритериального исследования, базирующегося на доступных статических массивах данных.

Рассмотрим инновационные аспекты обеспечения экономической безопасности для Брянской области, которая входит в состав Центрального федерального округа, является приграничным регионом с положительной динамикой индикаторов социально-экономического развития в последние годы. По результатам деятельности за 2022 г. объем ВРП составил 502,1 млрд руб., что превышает уровень прошлого года (в 2021 г. 468,7 млрд руб.) и существенно выше значения показателя за 2018 г., который составлял 367,2 млрд руб. Следует отметить, что темпы роста ВРП в Брянской области существенно выше среднерегиональных значений по ЦФО в целом, что наглядно представлено на рис. 1.

Статистическая информация, представленная на рис. 1 позволяет сделать вывод о том, что экономическая политика в регионе выстроена в соответствии с актуальными трендами развития и может быть оценена с положительной стороны.

2022

97.9

101

2021

105,6

103,8

2020

97.3

99,6

2019

102,3 1102,2

2018

103 ■ 102,8

92 94 96 98 100 102 104 106 108

Российская Федерация ■ Брянская область

Рис. 1. Динамика темпа роста ВРП Брянской области в сравнении с ЦФО, в % к предыдущему году

Брянская область относится к регионам с традиционной аграрной специализацией. По данным за 2022 г. на сельское и лесное хозяйство приходится свыше 18,8 %, что показано на рис. 2. Следующим видом деятельности по важности является оказание социальных услуг и обрабатывающий сектор экономики, на которые приходится 15,7 и 15,3 % соответственно.

Рис. 2. Структура ВРП Брянской области в разрезе отраслей в 2022 г., %

За последние годы наметился положительный тренд в динамике объема инвестирования в основной капитал. По данным за 2022 г. размер инвестиций составил 87395 млрд руб., что превышает уровень 2018 г. на 48,3 % (58918,3 млрд руб.), а уровень 2021 г. на 4,4 % (83717,9 млрд руб.). В сравнении со средними данными ЦФО в регионе прослеживается более прогрессивная положительная динамика, что наглядно продемонстрировано на рис. 3.

Следует отметить, что в общем рейтинге регионов по состоянию инвестиционного потенциала Брянская область занимает 41-е место в России, среди регионов ЦФО регион занимает 4-ю позицию по комплексной оценке уровня

Сельское, лесное хозяйство Торговля

Транспорт и связь

■ Государственное управление Операции с недвижимым имуществом Обрабатывающее производство Строительство

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

■ Добыча полезных ископаемых

инвестиционного риска совместно с Курской, Ярославской, Смоленской, Владимирской, Рязанской и Тверской областями.

Ш Ш2 И99'9 — 91.5

I I I I I I

Рис. 3. Индекс роста объема инвестиций в основной капитал в Брянской области по сравнению с регионами ЦФО в 2022 г., %

В регионе особое внимание уделяется активизации инновационной деятельности, что подтверждается внесением соответствующих корректив в Стратегию социально-экономического развития региона, Стратегию цифровой экономики, актуализацией региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих инновационную деятельность.

Обратившись к официальным статистическим данным, можно увидеть весьма негативную динамику, важнейших детерминант, определяющих эффективность реализации региональной политики в инновационной среде. Одним из таковых важнейших параметров является значительное уменьшение численности организаций, ведущих научные разработки. Например, в 2021 г. общее их число составило 61, что на 27,3 % ниже уровня 2010 г., что видно из статистических данных, представленных в табл. 1.

Негативная тенденция к снижению общей численности организаций, выполняющих научные исследования и разработки, вызвана сокращением научных изысканий промышленными предприятиями (-9 учреждений), предприятиями, ведущими научную деятельность в сфере АПК и научно-исследовательских центров, конструкторско-технологических институтов (- по 2 учреждения). В то же время в регионе осуществляют свою деятельность технопарк, кванториумы, центр «Сириус» и другие организации, относящиеся к инновационной инфраструктуре.

За анализируемый период происходит негативная тенденция и по числу занятых человек в сфере исследований и разработок, что видно по статистической информации, представленной в табл. 2.

Как видим, сокращение численности персонала, занятого в данной сфере, составило свыше 50 %, что говорит о наличии масштабной проблемы, связанной с увеличением жизненного цикла внедрения инноваций.

Таблица 1

Анализ числа организаций Брянской области, выполнявших исследования и разработки за 2010-2021 гг. (ед.)

Организации Период исследования Динамика, %

2010 2015 2017 2018 2021 2015/2010 гг. 2021/2010 гг.

Всего 84 74 65 65 61 88,1 72,6

Промышленные предприятия, выполняющие научные разработки и исследования 22 19 15 17 13 86,4 59,1

Научные организации агропромышленного комплекса 6 6 4 4 4 100 66,7

Научные организации государственных учреждений высшего профессионального образования 7 7 7 6 7 100 100

Научно-исследовательские организации 6 4 4 6 5 66,7 83,3

Научно-внедренческие центры, экспериментальные фирмы 2 - - - 1 - 50,0

Научно-исследовательские центры 2 1 2 2 2 50,0 100

Специальные конструкторские бюро 6 6 4 4 4 100,0 66,7

Проектные институты 4 4 4 4 4 100,0 100

Проектно-изыскательные учреждения 4 5 5 4 2 125,0 0,5

Конструкторско-технологические институты 4 3 3 2 2 0,75 0,5

Научно-производственные фирмы 21 19 17 20 17 90,5 80,9

Таблица 2

Динамика численности персонала, занятого в сфере исследований и разработок в Брянской области

Персонал Период исследования Динамика, %

2010 2015 2017 2018 2021 2015/2010 гг. 2021/2010 гг.

Всего В том числе 790 805 688 668 392 101,9 49,6

Исследователи 313 396 356 320 201 126,5 64,2

Техники 172 88 120 106 62 51,2 36,0

Вспомогательный персонал 170 226 108 152 73 132,9 42,9

Прочий персонал 135 95 104 90 56 70,3 41,5

В 2021 г. по сравнению с уровнем 2010 г. число исследователей уменьшилось на 112 чел. (35,8 %), техников на 110 чел. (64 %), вспомогательного персонала на 97 чел. (или 57,1 %), а прочего персонала на 79 чел. (58,5 %). Представленные сведения носят амбивалентный характер, т.е. их влияние на важнейшие параметры социально-экономического развития региона и отдельных отраслей носят катастрофический характер. Можно говорить о том, что закрепление подобного рода тенденции приведет к замедлению темпов роста экономики, увеличением периода адаптации отраслей к новым макроэкономическим шокам, технологической зависимости.

Негативные процессы, происходящие в инновационной сфере региона, подтверждает выделение незначительных объемов финансирования на НИОКР в регионе, что показано в табл. 3.

Таблица 3

Динамика величины внутренних затрат на НИОКР в Брянской области

Период исследования Динамика, %

Показатели 0 7 8 <м 2015/2010 гг. 2021/2010 гг.

<м <м 2 2 2

Всего 110,1 245,0 615,4 891,7 1465,6 в 2,2 р в 13,3 р

В том числе

Государственный 7,8 29,9 175,4 156,4 176,1 в 3,8 р в 22,6 р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпринимательский 87,9 180,2 126,6 112,4 173,5 в 2,1 р 197,4

Высшего профессионального образования 14,4 34,9 313,3 622,9 1106,6 в 2,4 р в 43,2 р

Некоммерческих организаций - - - 9,4 - - -

Как видно из систематизированных в таблице сведений, по сравнению с уровнем 2010 г. хотя и отмечен рост метрических параметров показателя, как в целом, так и по отдельным организациям, но этого явно не достаточно для обеспечения конкурентоспособности экономики региона, прогрессивного развития отдельных отраслей, реализации проектов по цифровизации для реализации стратегических проектных решений и обеспечения защиты региональных интересов на национальном пространстве.

При этом в регионе осуществляют свою деятельность университеты (Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянский государственный технический университет, Брянский государственный аграрный университет, Брянский государственный университет), обладающие материально-технической базой и научным потенциалом, способным уменьшить темпы инновационной деградации. Однако деятельность указанных

учебных заведений носит разрозненный характер, не увязана в общую стратегию развития региона, что является абсолютно недопустимым, на наш взгляд.

Следовательно, необходим комплексный подход к популяризации научной деятельности, созданию регионального банка инновационных разработок, которые могут быть коммерциализированы на местных предприятиях, разработке региональной программы поддержки молодых ученых, поиск инструментов для удержания талантливой молодежи в регионе, сокращение трудовой миграции высококвалифицированных кадров.

По нашему мнению, необходимо разработать региональную программу поддержки молодых кадров, генерирующих инновационные идеи для экосистемы региона, в которой предусмотреть комплекс мер поддержки и стимулирования, в противном случае деградация РЭС становится неизбежной через некоторый промежуток времени.

Всесторонний качественный анализ многообразия инновационных параметров регионального развития является необходимым условием для выявления факторов устойчивости РЭС, поиска резервов упущенных возможностей и активизации имеющегося потенциала, а также выступает базой для межрегиональных сравнений для поиска «узких точек», являющихся причиной межрегиональной дивергенции [22].

Исследование инновационных компонентов, влияющих на интегральную оценку уровня экономической безопасности региона, возможно проводить с помощью многообразных методических подходов, адаптированных под современные вызовы и стратегические задачи региональной политики. На наш взгляд, наиболее обоснованными являются в данном случае авторские подходы, изложенные в трудах О.С. Москвиной [23], В. Сенчагова [24], А.И. Татар-кина, Д.С. Львова, А.А. Куклина, А.Л. Мызина и др. [25], К. Багриновского, М. Бендикова, Е. Хрусталева [26].

Опираясь на научный задел по данной проблематике исследования, для комплексной диагностики уровня инновационной безопасности Брянской области, воспользуемся методическим подходом, составляющие и индикаторы которого представлены схематично на рис. 4.

Для интерпретации полученных расчетных значений по каждому из представленных индикаторов, характеризующих инновационную безопасность в региональном контуре, воспользуемся критическими диапазонами, представленными в табл. 4.

Произведем расчет основных параметров, характеризующих инновационную безопасность по представленной в табл. 4 методике. Для определения зоны рисковых значений, а также положения Брянской области по сравнению с другими регионами ЦФО проведем аналогичные вычисления на примере Орловской области, что позволит выделить сильные и слабые места, а также упорядочить перечень угроз инновационной безопасности для последующей выработки механизмов их устранения. Отклонение данных в таблице будем обо-

значать в виде латинской буквы d. Расчетные значения для последующего анализа представлены в табл. 5.

Полученные значения по идентифицированным инновационным параметрам регионов позволяют построить поле инновационной безопасности с выделением преимуществ и «узких» мест, которые в дальнейшем подлежат детализированному анализу.

Блоки оценки

Рис. 4. Критерии оценочных параметров инновационной безопасности региона

Таблица 4

Пороговые параметры индикаторов инновационной безопасности региона и методология их оценки

Условное обозначение индикатора (I) Диапазон значения

R (минимальная граница кризисного состояния) Ъ (пороговое значение, соответствующее кризисному состоянию)

К1 25 80

К2 15 50

К3 100 150

Т1 60 25

Т2 4,5 12,0

Т3 70 33

Ф1 2,5 5,0

Ф2 2,5 5,0

Ф3 2,4 11,8

Н1 13 40

Н2 0,4 4,0

Н3 16 35

Р1 2,5 5,0

Р2 10 40

Алгоритм комплексной диагностики через определение значения координаты на лепестковой диаграмме

Для показателей Т1 и Т3: I > Ъ

Ъ

г = -

R-1

при этом значению коорди-

наты присваивается знак минус; R > I > Ъ Ъ

I = диапазон значения координаты

будет в пределах от 0 до 1; I < Ъ Ъ

I = диапазон значения координаты

будет всегда выше 1. Для всех остальных показателей: I < R: R

г = -—р при этом значению координаты присваивается знак минус; R < I < Ъ

г = Ъ диапазон значения координаты

будет в пределах от 0 до 1. I > Ъ Ъ

г = диапазон значения координаты

будет всегда выше 1

Используя расчетные значения в разрезе систематизированного перечня индикаторов по граничащим между собой регионам ЦФО, проиллюстрируем итоговые метрические параметры и сопоставим границы полученной фигуры по Брянской и Орловской областям для выявления угроз инновационной безопасности и определения перспективных направлений обеспечения экономической безопасности регионов в целом. С этой целью обратимся к рис. 5.

I

Таблица 5

Расчетные параметрические значения индикаторов инновационной безопасности Брянской и Орловской областей по данным за 2021 г.

I R Z Брянская область Орловская область

I d I от R d I от Z i I d I от R d I от Z i

К1 25 80 22,0 -1 -56 -1,0 21,1 -2,8 -57,8 -1,1

К2 15 50 36 23 -12 0,6 22,0 9 -29 0,4

К3 100 150 61 -37 -87 -1,5 82 -18 -68 -1,2

Т1 60 25 37,8 -20,2 13,7 0,5 38 -22 11 0,6

Т2 4,5 12,0 5 -0,6 -7 -1,4 3,8 -0,5 -8,0 -0,3

Т3 70 33 35 -37 2 0,8 38 -30 7 0,7

Ф1 2,5 5,0 2,5 0,2 -2,3 0,45 1,2 -1,1 -3,6 -8,2

Ф2 2,5 5,0 1,1 -1,2 -3,7 -12,4 1,5 -0,8 -3,3 -4,1

Ф3 2,4 11,8 1,4 -0,8 -10,3 -3 1,3 -1 -10,3 -5

Н1 13 40 5 -8 -33 -2,5 12 -2 -28 -1,2

Н2 0,4 4,0 2,7 2,3 -1,1 0,6 2,3 3 -1,5 0,5

Н3 16 35 29,3 13,3 -5,7 0,7 37,1 21,1 3,0 0,8

Р1 2,5 5 3,2 0,5 -1,8 0,5 2,8 0,3 -2,2 0,7

Р2 10 40 4,5 -5,3 -34,4 -2,7 14 2 -26 -0,9

К1

ФЗ Ф1

Ф2

- Брянская область Орловская область

Рис. 5. Поле инновационной безопасности Брянской и Орловской областей по данным за 2021 г.

Исходя из данных на рис. 5 можем говорить о том, что общий уровень инновационной безопасности Брянской области превышает параметры, которые характерны для Орловской области. Весьма выигрышным положение региона является по финансовому блоку. Причем следует отметить весьма негативную картину с индикаторами К1, К3, Т2, Ф2, Ф3, Н1, Р2, отрицательное значение которых по обоим регионам свидетельствует о неудовлетвори-

тельном состоянии индикаторов, характеризующих инновационные аспекты развития. Необходимо заметить, что по индикаторам, имеющим отрицательное значение, для Брянской области прослеживается несколько лучшая позиция по сравнению с Орловским регионом. В то же время Брянская область имеет преимущества перед Орловской областью в части показателей К2, Т3, Ф1 и Н2.

В целом же результаты полученной диагностики инновационных компонентов в системе экономической безопасности региона наталкивают на необходимость совершенствования инструментов действующей политики региональных контуров. И прежде всего необходимо провести анкетирование заинтересованных стейкхолдеров для определения общих векторов активизации инновационной деятельности.

По нашему мнению, следует использовать упрощенный макет-анализ деструктивных факторов, препятствующих обеспечению инновационной безопасности региона, авторское видение которого продемонстрировано в табл. 6.

Таблица 6

Определение деструктивных факторов, препятствующих обеспечению инновационной безопасности региона

Деструктивный фактор (Р^ Влияние на формирование инновационного потенциала региона (Ур)' Влияние на инновационную активность региона №)2 Влияние на региональные стратегические приоритеты развития Возможности устранения угрозы за счет внутрирегиональных механизмов Группа деструктивного фактора5

Низкий уровень оп-

латы труда научных 3 5 3 - -11

сотрудников

Снижение числа

инновационных 5 5 5 - -15

разработок

Отсутствие регионального банка инно-

вационных проектов для коммерциализа- 3 5 5 + +13

ции на предприятиях

региона

Рост трудовой миграции высококвалифицированных кадров 5 5 5 + +15

в другие регионы

и т.д.

1 Определяется проставлением балла (сильное - 5 баллов; среднее - 3 балла; низкое - 1 балл).

2 Определяется проставлением балла (сильное - 5 баллов; среднее - 3 балла; низкое - 1 балл).

3 Определяется проставлением балла (сильное - 5 баллов; среднее - 3 балла; низ-

кое - 1 балл).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Реальная возможность устранения - плюс 1 балл; отсутствие возможности для устранения - минус 1 балл.

5 Угрозы, требующие разработки антикризисных региональных инструментов [7; 15]; высокие угрозы, требующие комплексного подхода и аккумулирования внутрирегиональных резервов повышения эффективности инновационной деятельности [3; 6]; угрозы инновационной безопасности, для устранения масштаба влияния которых требуется помощь центра, например, дополнительные меры поддержки и т.д. [-3; -7]; угрозы инновационной безопасности имеющие национальный характер, преодоление которых возможно только лишь за счет принятия проектных решений на уровне национальной экономики.

На наш взгляд, проведение анализа угроз инновационной безопасности региона по предложенному авторскому экспресс-макету позволит сгруппировать факторы на четыре группы, каждая из которых подлежит комплексному анализу, разработке инструментов и механизмов для уменьшения последствий влияния на экономическую безопасность региона в целом. Именно подобная детализация является, на наш взгляд, действенным условием для формирования перечня обоснованных мер по обеспечению устойчивости экономической безопасности региона в инновационной сфере.

Список литературы

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/.

2. О науке и государственной научно-технической политике: Федер. закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 25.05.2020). - Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

3. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143). - Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

4. Концепция технологического развития на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 г № 1315-р. - Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

5. Караваева И.В. Теория экономической безопасности: этапы развития и переход к новой реальности // Федерализм. - 2021. - № 2 (102). - C. 5-24.

6. Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Аналитические подходы и методы оценки экономической безопасности региона // Экономика региона. -2019. - № 1. - C. 1-12.

7. Руденко М.Н. Региональные различия как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. - 2022. -№ 2.- C. 491-510.

8. Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации: препринт / А.И. Татаркин, А.А. Куклин, Л. Л. Богатырев, А. Л. Мызин [и др.]. - М.; Екатеринбург: Ин-т экон. УрО РАН, 1998. - 120 с.

9. Горочная В.В., Михайлов А.С., Михайлова А.А. Инновационная безопасность региона в условиях геоэкономической турбулентности: динамический подход к оценке на примере Ростовской и Калининградской областей // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10, № 1. - С. 291-306.

10. Банк О.В. Управление экономической безопасностью региона на основе инновационно-инвестиционных инструментов. Инновационный потенциал цифровой экономики: состояние и направления развития: сб. науч. ст. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. / Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2022. - С. 40-42.

11. Штырова А.В. Рискообразующие факторы, влияющие на обеспечение инновационной безопасности в Республике Мордовия // E-SCIO. - 2018. - № 2. -URL: https://e-scio.ru/wp-content/uploads/2018/02/Штырова-А.pdf

12. Михайлова А.А. Инновационная безопасность региона: научная конструкция или политическая необходимость? // Инновации. - 2018. - № 1 (231). -С. 79-85.

13. Серебрякова Н.А., Дорохова Н.В., Исаенко М.И. Механизм формирования региональной инновационной подсистемы // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2019. - № 4 (82). -С.268-273.

14. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов / С.Н. Митяков, О.И. Митякова, Ю.М. Максимов, В.К. Сенчагов // Инновации. - 2011. - № 5. - С. 17-22.

15. Митяков Е.С., Ладынин А.И. Методический инструментарий интегральной оценки социально-экономических систем на примере анализа динамики индикаторов научно-технической безопасности регионов России // Экономическая безопасность. - 2022. - Т. 5, № 2. - C. 473-490.

16. Кислощаев П.А. Прикладные аспекты оценки экономической безопасности региона (на примере Забайкальского края) // Теневая экономика. -2021. - Т. 5, № 4. - С. 295-306.

17. Михайлова А.А. Оценка инновационной безопасности регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, вып. 4. - С. 711-724.

18. Синявский Н.Г. Оценка системного риска экономической безопасности мезоуровня на основе анализа стратегий региональных социально-экономических систем // Экономическая безопасность. - 2023. - Т. 6, № 4. - С. 1469-1492.

19. Чайникова Л.Н. Дифференциация российских регионов по уровню инновационного развития их экономики // Инновационное развитие российской экономики: материалы X Междунар. науч.-практ. конф.: в 5 т. / Рос. экон. ун-т имени Г.В. Плеханова. - М., 2017. - C. 155-157.

20. Бессонова Е.А., Руденко И.Р. Ресурсный потенциал региона как основа инновационного развития отраслей биоэкономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Экономика. Социология. Менеджмент. - 2021. - Т. 11, № 5. - С. 75-84.

21. Левкина Е.В., Сахарова Л.А., Денисевич Е.И. Оценка экономической безопасности региона (на примере Приморского края) // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Т. 12, № 9. - С. 2529-2542.

22. Хмелева Г.А., Чертопятов Д.А. Новые подходы к развитию инновационной среды в условиях «новой экономической эры» // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - Т. 11, № 3. - С. 897-910.

23. Москвина О.С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона / Вологод. науч.-координац. центр ЦЭМИ РАН. - URL: http://www.vscc.ac.ru/newsite/ jou/30/art30_02.php

24. Сенчагов В. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие / Ин-т экон. РАН. - М.: Финстатинформ, 2002. -С.76-77.

25. Научно-экономическая безопасность регионов России: методические подходы и результаты диагностирования / А.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.А. Кук-лин, А.Л. Мызин [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 416 с.

26. Багриновский К., Бендиков М., Хрусталев Е. Экономическая безопасность наукоемкого производства: препринт. - М.: ЦЭМИ РАН, 2000. - С. 36-37.

References

1. O Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [On Economic Security Strategy of the Russian Federation until 2030]. Decree of RF President dated 13.05.2017 no. 208, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (accessed 09.09.2023).

2. O nauke i gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi politike [On science and state scientific and technical policy]. Federal Law dated 23.08.1996 no. 127-FZ (rev. 25.05.2020).

3. O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii [On the strategy for scientific and technological development of the Russian Federation]. Decree of the RF President dated 01.12.2016 no. 642 (rev. 15.03.2021 no. 143).

4. Kontseptsiia tekhnologicheskogo razvitiia na period do 2030 goda [The concept of technological development until 2030]. Order of the RF Government dated 20.05.2023 no. 1315-r.

5. Karavaeva I.V. Teoriia ekonomicheskoi bezopasnosti: etapy razvitiia i perekhod k novoi real'nosti [Economic security theory: Stages of development and transition to a new reality]. Federalizm, 2021, no. 2 (102), pp. 5-24.

6. Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Liasnikov N.V. Analiticheskie podkhody i metody otsenki ekonomicheskoi bezopasnosti regiona [Analytical approaches to estimate economic security of the region]. Ekonomika regiona, 2019, no. 1, pp. 1-12.

7. Rudenko M.N. Regional'nye razlichiia kak ugroza ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Regional differences as a threat to the economic security of the Russian Federation]. Ekonomicheskaia bezopasnost', 2022, no. 2, pp. 491-510.

8. Tatarkin A.I., Kuklin A.A., Bogatyrev L.L., Myzin A.L. et al. Kompleks-naia metodika diagnostiki ekonomicheskoi bezopasnosti territorial'nykh obrazovanii Rossiiskoi Federatsii [Comprehensive methodology for diagnosing economic security of the RF territorial entities]. Moscow, Yekaterinburg, Institute of Economics, Ural Branch of RAS, 1998, 120 p.

9. Gorochnaia V.V., Mikhailov A.S., Mikhailova A.A. Innovatsionnaia bezopasnost' regiona v usloviiakh geoekonomicheskoi turbulentnosti: dinamicheskii podkhod k otsenke na primere Rostovskoi i Kaliningradskoi oblastei [Innovative security in the region in terms of geo-economic turbulence: The dynamic assessment approach on the example of Rostov and Kaliningrad regions]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 291-306.

10. Bank O.V. Upravlenie ekonomicheskoi bezopasnost'iu regiona na osnove innovatsionno-investitsionnykh instrumentov [Managing the economic security of the region on the basis of innovative and investment instruments]. Innovatsionnyi potentsial tsifrovoi ekonomiki: sostoianie i napravleniia razvitiia. Proc. of 2nd, Int. Acad. Conf. Kursk, SWSU, 2022, pp. 40-42.

11. Shtyrova A.V. Riskoobrazuiushchie faktory, vliiaiushchie na obespechenie innovatsionnoi bezopasnosti v Respublike Mordoviia [Risk-generating factors influencing the provision of innovation security in the Mordovia Republic]. E-SCIO, 2018, no. 2, available at: https://e-scio.ru/wp-content/uploads/2018/02/Shtyrova-A.pdf (accessed 09.09.2023).

12. Mikhailova A.A. Innovatsionnaia bezopasnost' regiona: nauchnaia konstruktsiia ili politicheskaia neobkhodimost'? [Innovation security of region: Scientific construct or political necessity?]. Innovatsii, 2018, no. 1 (231), pp. 79-85.

13. Serebriakova N.A., Dorokhova N.V., Isaenko M.I. Mekhanizm formiro-vaniia regional'noi innovatsionnoi podsistemy [Human integral assessment methodology capital of the region]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologii, 2019, no. 4 (82), pp. 268-273.

14. Mitiakov S.N., Mitiakova O.I., Maksimov Iu.M., Senchagov V.K. Innova-tsionnye preobrazovaniia kak imperativ ekonomicheskoi bezopasnosti regiona: sistema indikatorov [Innovative transformations as an imperative of economic safety of region: System of indicators]. Innovatsii, 2011, no. 5, pp. 17-22.

15. Mitiakov E.S., Ladynin A.I. Metodicheskii instrumentarii integral'noi otsenki sotsial'no-ekonomicheskikh sistem na primere analiza dinamiki indikatorov nauchno-tekhnicheskoi bezopasnosti regionov Rossii [Methodological tools for the

integrated assessment of socio-economic systems on the example of Russian regions' scientific and technical security indicators]. Ekonomicheskaia bezopasnost', 2022, vol. 5, no. 2, pp. 473-490.

16. Kisloshchaev P.A. Prikladnye aspekty otsenki ekonomicheskoi bezopas-nosti regiona (na primere Zabaikal'skogo kraia) [Practical aspects of assessing the regional economic security (on the example of the Trans-Baikal Territory)]. Tenevaia ekonomika, 2021, vol. 5, no. 4, pp. 295-306.

17. Mikhailova A.A. Otsenka innovatsionnoi bezopasnosti regionov Rossii [Evaluation of innovative security of the Russian regions]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2017, vol. 13, iss. 4, pp. 711-724.

18. Siniavskii N.G. Otsenka sistemnogo riska ekonomicheskoi bezopasnosti mezourovnia na osnove analiza strategii regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem [Assessing the systemic risk of mesoeconomic security based on regional strategies of socioeconomic systems]. Ekonomicheskaia bezopasnost', 2023, vol. 6, no.4, pp. 1469-1492.

19. Chainikova L.N. Differentsiatsiia rossiiskikh regionov po urovniu innovatsionnogo razvitiia ikh ekonomiki [Differentiation of Russian regions by the level of their economies innovative development]. Innovatsionnoe razvitie rossiiskoi ekonomiki. Proc. of 10th Int. Acad. Conf. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2017, pp. 155-157.

20. Bessonova E.A., Rudenko I.R. Resursnyi potentsial regiona kak osnova innovatsionnogo razvitiia otraslei bioekonomiki [Resource potential of the region as the basis for innovative development of bioeconomy sectors]. Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. Sotsiologiia. Menedzhment, 2021, vol. 11, no. 5, pp. 75-84.

21. Levkina E.V., Sakharova L.A., Denisevich E.I. Otsenka ekonomicheskoi bezopasnosti regiona (na primere Primorskogo kraia) [Assessing the economic security of a region (case study of Primorye)]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo, 2022, vol. 12, no. 9, pp. 2529-2542.

22. Khmeleva G.A., Chertopiatov D.A. Novye podkhody k razvitiiu innovatsionnoi sredy v usloviiakh "novoi ekonomicheskoi ery" [New approaches to the development of the innovation environment in the conditions of the "new economic era"]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki, 2021, vol. 11, no. 3, pp. 897-910.

23. Moskvina O.S. Innovatsionnyi potentsial kak faktor ustoichivogo razvitiia regiona [Innovation potential as a factor in the region sustainable development]. Available at: http://www.vscc.ac.ru/newsite/jou/30/art30_02.php (accessed 09.09.2023).

24. Senchagov V. Ekonomicheskaia bezopasnost': geopolitika, globalizatsiia, samosokhranenie i razvitie [Economic security: Geopolitics, globalization, self-preservation and development]. Moscow, Finstatinform, 2002, pp. 76-77.

25. Tatarkin A.I., L'vov D.S., Kuklin A.A., Myzin A.L. et al. Nauchno-ekonomicheskaia bezopasnost' regionov Rossii: metodicheskie podkhody i rezul'taty

diagnostirovaniia [Scientific and economic security of Russian regions: Methodological approaches and diagnostic results]. Yekaterinburg, UrFU, 2020, 416 p.

26. Bagrinovskii K., Bendikov M., Khrustalev E. Ekonomicheskaia bezopas-nost' naukoemkogo proizvodstva [Economic security of knowledge-intensive production]. Moscow, Central Economics and Mathematics Institute of RAS, 2000, pp.36-37.

Оригинальность 82 %

Поступила 26.08.2023 Одобрена 14.09.2023 Принята к публикации 01.12.2023

N.A. Kulagina, Yu.F. Anoshina, E.M. Chepikova

INVESTIGATION OF THE DETERMINANTS OF INNOVATION SECURITY BASED ON REGION'S STATISTICAL DATA

The possibilities of achieving the set national goals of the Russian Federation are predetermined, on the one hand, by the situation on the world economic arena, and on the other hand, depend on the spatial and functional development of individual regions. At the current moment, the members of the Federation should accumulate opportunities for adapting the economy to the emerging destructive factors, increase the existing potential, as well as implement projects aimed at ensuring the planned rates of economic growth. Innovative aspects of ensuring the sustainability of the regional economic system relate to the possibilities of achieving competitive advantages, internal sources of qualitative regulatory transformation that guarantee the protection of regional development priorities. At the same time, their correlation with the most important indicators of socio-economic development should be taken into account, therefore, the relevance of their comprehensive study increases due to their attribution to the most important component of the economic security of the region, the dynamic change of which occurs under the influence of objective and subjective factors requiring statistical analysis to find mechanisms to reduce their negative effects, as well as to develop adequate tools for improving the current regional economic policy.

The purpose of the article is to study the factors and conditions that contribute to ensuring the innovative security of the region, as well as to propose an express tool for grouping destructive factors into typological groups in order to identify regional and national tools for leveling them.

Traditional methods of analysis (trend analysis, horizontal analysis), synthesis, deduction, induction, methods of complex assessment, ranking, express diagnostics, comparative analysis were used as methodological tools during the research.

The paper analyzes the most important aspects of the development of the Bryansk region in terms of innovative factors and conditions for ensuring reproductive processes. A comprehensive assessment of the components characterizing the level of innovation security of the region (personnel, technical and technological, financial, scientific, effective), based on official analytical data, is presented. The profiles of innovative security based on the calculated parameters are determined, and their boundaries for the Bryansk and Oryol regions are illustrated for the purpose of comparative analysis.

The results of the study made it possible to summarize the existence of the problem of regional innovation degradation with the existing development potential, which implies the design of appropriate regional programs integrated into socio-economic development strategies. In turn, the search and justification of tools for managing threats to innovation security should be based on the results of the authors' analysis of destructive factors that hinder the provision of innovative security in the region.

Keywords: innovative security of the region, economic security, threats, destructive factors, innovations, regional economic policy.

Natalia A. Kulagina - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Financial Accounting and Control of the MIREA - Russian Technological University, e-mail: [email protected].

Yulia F. Anoshina - Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Finance and Capital of the Russian State Social University of Public Administration, Economic and Information Security, Bryansk State University of Engineering and Technology, e-mail: [email protected].

Evgenia M. Chepikova - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Department of Information Technologies, Bryansk State University of Engineering and Technology, e-mail: [email protected].

Received 26.08.2023 Approved 14.09.2023 Accepted for publication 01.12.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Кулагина, Н.А. Исследование детерминант инновационной безопасности на основе статистических данных региона / Н.А. Кулагина, Ю.Ф. Аношина, Е.М. Чепикова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 4. - С. 302-321.

Please cite this article in English as:

Kulagina N.A., Anoshina Yu.F., Chepikova E.M. Investigation of the determinants of innovation security based on region's statistical data. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 4, pp. 302-321 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.