Научная статья на тему 'Влияние социально-экономического развития на экономическую безопасность региона (на примере Пермского края)'

Влияние социально-экономического развития на экономическую безопасность региона (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4870
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / СПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ / CAPABILITY OF THE ECONOMY TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ВРП / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / FOREIGN INVESTMENTS / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT INTO EQUITY / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / PROFIT TAX OF ORGANIZATIONS / "ИСКУССТВЕННЫЙ КРЕДИТНЫЙ ГОЛОД" / "ARTIFICIAL CREDIT HUNGER" / УСТОЙЧИВОСТЬ ФИНАНСОВАЯ. / GROSS REGIONAL PRODUCT / STABILITY OF FISCAL SYSTEM.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Марина Николаевна, Долганова Яна Александровна

Современное развитие национальной экономики характеризуется наличием множества разнообразных угроз, препятствующих ее стабильному функционированию. В данных обстоятельствах большое значение приобретает обеспечение национальной безопасности государства, в частности экономической безопасности как ее важнейшей составляющей. Экономическая безопасность государства в целом достигается через противодействие угрозам на региональном уровне. Хорошо развитые субъекты РФ имеют возможность для обеспечения национальной безопасности. Поэтому необходимо проведение своевременного мониторинга показателей экономической безопасности и выявление возможных угроз на начальных стадиях их зарождения для более эффективного их преодоления. В состав Российской Федерации входят регионы с разным развитием, имеющимся экономическим потенциалом и возможностями обеспечения экономической безопасности. Однако через соответствие индикаторов социально-экономического развития единым федеральным нормативам обеспечивается равномерность развития территорий, что содействует укреплению национальной безопасности государства в целом. Достижение состояния экономической безопасности на уровне регионов способствует формированию благосостояния населения в каждом из них. В число основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики должны учитываться требования, важные при обеспечении региона экономической безопасностью. Региональный уровень решения проблем предполагает выработку определенной региональной политики экономической безопасности как части общей экономической политики. По своему существу региональная политика экономической безопасности является концентрированным выражением социально-экономических интересов региона. Важное значение в обеспечении экономической безопасности на региональном уровне играет социально-экономическое развитие региона. Поэтому возникает необходимость анализа экономических и социальных процессов, протекающих в конкретном регионе, оказывающих первостепенное влияние на способность региональной системы к устойчивому и стабильному развитию, а следовательно, на состояние экономического потенциала и экономической безопасности субъекта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Руденко Марина Николаевна, Долганова Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of socio-economic development on economic security of the region. (case study: Perm territory)

Modern development of the national economy is characterized by the presence of a wide variety of threats to its stable functioning. In these circumstances, there is growing significance of national security of the state, in particular, economic security as its most important component. Economic security of the state as a whole is achieved by countering the threats at the regional level. Well developed subjects of the Federation have capabilities to ensure national security. Therefore, there is need for timely monitoring of economic security indicators and identification of possible threats at the initial stages of their inception to address them in a more effective way. The Russian Federation consists of regions that are unevenly developed, whose economic potential and capabilities of ensuring economic security vary. However, through compliance with socio-economic development indicators of the uniform federal standards uniformity of the territories development, which contributes to national security of the state as a whole. Achievement of economic security at the regional level contributes to well-being of the population in each of the regions. Socio-economic development of the region is important in ensuring economic security at the regional level.. So there is need to analyze economic and social processes occurring in a particular region that have a paramount influence on the ability of the regional system for sustainable and stable development, and therefore on the economic potential and the economic security of the subject of the Federation.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-экономического развития на экономическую безопасность региона (на примере Пермского края)»

УДК 330.123.6 DOI: 10.5862/JE.221.6

М.Н. Руденко, Я.А. Долганова

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

M.N. Rudenko, Ia.A. Dolganova

INFLUENCE OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT ON ECONOMIC SECURITY OF THE REGION. (CASE STUDY: PERM TERRITORY)

Современное развитие национальной экономики характеризуется наличием множества разнообразных угроз, препятствующих ее стабильному функционированию. В данных обстоятельствах большое значение приобретает обеспечение национальной безопасности государства, в частности экономической безопасности как ее важнейшей составляющей. Экономическая безопасность государства в целом достигается через противодействие угрозам на региональном уровне. Хорошо развитые субъекты РФ имеют возможность для обеспечения национальной безопасности. Поэтому необходимо проведение своевременного мониторинга показателей экономической безопасности и выявление возможных угроз на начальных стадиях их зарождения для более эффективного их преодоления. В состав Российской Федерации входят регионы с разным развитием, имеющимся экономическим потенциалом и возможностями обеспечения экономической безопасности. Однако через соответствие индикаторов социально-экономического развития единым федеральным нормативам обеспечивается равномерность развития территорий, что содействует укреплению национальной безопасности государства в целом. Достижение состояния экономической безопасности на уровне регионов способствует формированию благосостояния населения в каждом из них. В число основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики должны учитываться требования, важные при обеспечении региона экономической безопасностью. Региональный уровень решения проблем предполагает выработку определенной региональной политики экономической безопасности как части общей экономической политики. По своему существу региональная политика экономической безопасности является концентрированным выражением социально-экономических интересов региона. Важное значение в обеспечении экономической безопасности на региональном уровне играет социально-экономическое развитие региона. Поэтому возникает необходимость анализа экономических и социальных процессов, протекающих в конкретном регионе, оказывающих первостепенное влияние на способность региональной системы к устойчивому и стабильному развитию, а следовательно, на состояние экономического потенциала и экономической безопасности субъекта РФ.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; СПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ; ВРП; ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ; ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ; НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ; «ИСКУССТВЕННЫЙ КРЕДИТНЫЙ ГОЛОД»; УСТОЙЧИВОСТЬ ФИНАНСОВАЯ.

Modem development of the national economy is characterized by the presence of a wide variety of threats to its stable functioning. In these circumstances, there is growing significance of national security of the state, in particular, economic security as its most important component. Economic security of the state as a whole is achieved by countering the threats at the regional level. Well developed subjects of the Federation have capabilities to ensure national security. Therefore, there is need for timely monitoring of economic security indicators and identification of possible threats at the initial stages of their inception to address them in a more effective way. The Russian Federation consists of regions that are unevenly developed, whose economic potential and capabilities of ensuring economic security vary. However, through compliance with socio-economic development indicators of the uniform federal standards uniformity of the territories development, which contributes to national security of the state as a whole. Achievement of economic security at the regional level contributes to well-being of the population in each of the regions. Socio-economic development of the region is important in ensuring economic security at the regional level.. So there is need to analyze economic and social

processes occurring in a particular region that have a paramount influence on the ability of the regional system for sustainable and stable development, and therefore on the economic potential and the economic security of the subject of the Federation.

SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT; ECONOMIC SAFETY; CAPABILITY OF THE ECONOMY TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT; GROSS REGIONAL PRODUCT; INVESTMENT INTO EQUITY; FOREIGN INVESTMENTS; PROFIT TAX OF ORGANIZATIONS; «ARTIFICIAL CREDIT HUNGER»; STABILITY OF FISCAL SYSTEM.

Введение. Экономика сегодня представляет собой основополагающую сторону деятельности общества, государства и личности, поэтому экономическая безопасность является наиболее важной составляющей национальной безопасности России. Большинство исследований проблем экономической безопасности посвящено изучению ее национального уровня, иными словами, экономической безопасности России в целом. Между тем социально-экономическая безопасность и устойчивое развитие субъектов РФ являются основой национальной безопасности. К тому же выделение регионального уровня экономической безопасности обусловлено самим федеративным делением РФ.

Экономическая безопасность — это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства. Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структуры национальной безопасности страны, но ее невозможно рассматривать, не принимая во внимание экономическую безопасность региона.

Сегодня экономическая безопасность региона — комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. Региональный аспект национальной безопасности необходимо рассматривать в плане реализации целей и задач государственной региональной политики, в которой должны быть отражены роль и место отдельных регионов в обеспечении общенациональных интересов. Практически, речь идет о реализации субнациональных интересов страны в отдельных субъектах РФ, учитывая, что региональные особенности предопределяют всю совокупность

угроз и опасностей, которые влияют на безопасность как определенного региона, так и страны в целом.

Практически, эффективная государственная региональная политика в современных условиях — основа и гарантированный проводник позитивного влияния государства на регионы для обеспечения национальных интересов в области экономики.

Региональный аспект экономической безопасности необходимо рассматривать в плане реализации целей и задач государственной региональной политики, а также принимать во внимание то, что каждый регион испытывает сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, и путем определения существующих, а также возможных угроз и опасностей произвести оценку, насколько эффективно работают институты в той или иной сфере. Экономическая безопасность и социально-экономическое развитие находятся в постоянном взаимодействии и являются характеристиками хозяйственного комплекса и его составных частей [1—4, 6—8, 10, 17, 19—23].

Если устойчивое социально-экономическое развитие региона — одновременно и цель и мегаиндикатор степени развития хозяйственного комплекса и его составных частей, то экономическая безопасность представляет собой условие существования и развития общества в целом.

Актуальность настоящего исследования вызвана необходимостью анализа экономических и социальных процессов, протекающих в конкретном регионе, оказывающих первостепенное влияние на способность региональной системы к устойчивому и стабильному развитию, а следовательно, на состояние экономической безопасности субъекта РФ.

Методика и результаты исследования. Для исследования влияния социально-экономического развития на общее состояние экономической безопасности Пермского края необ-

ходимо выбрать как одни из приоритетных те показатели, которые наиболее точно подчеркнут ориентир экономики Пермского края и покажут взаимосвязь с социально-экономическим развитием региона, к примеру, взаимосвязь ВРП с инвестициями, возможности по привлечению инвестиций в регион.

Сегодня вопросам экономической безопасности уделяется большое внимание. Отдельные вопросы, касающиеся проблем обеспечения экономической безопасности региона, рассматривались И.Е. Медушевской [6], Д.Л. Галидулина [4], А.В. Орловым и Е.В. Никулиной [8], а также в диссертационных исследованиях П.М. Воронина [3], Т.Ю. Феофи-ловой [21].

Кроме отмеченных научных работ, проблемами, связанными с экономической безопасностью как отдельных регионов, так и государства в целом, также занимаются зарубежные специалисты различных служб безопасности [11].

Ученые выделяют основные критерии, характеризующие интересы региона в области безопасности и обеспечивающие приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивости социально-экономической ситуации, политической стабильности, целостности общества и экономики. Критерии, применяемые к данным областям:

— способность экономики функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства;

— границы критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;

— госконтроль над стратегическими ресурсами;

— устойчивость финансовой системы;

— поддержание научного и инновационного потенциала;

— сохранение экономического единства в регионе;

— обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов.

Однако многие вопросы, связанные с влиянием социально-экономического развития на состояние экономической безопасности региона в настоящее время остаются недостаточно проработанными. До сих пор не

разработана единая система оценки социально-экономических показателей. Кроме того, проблемы экономической безопасности Пермского края не рассматривались в ранних исследованиях с позиции социально-экономического развития, в большинстве своем особое внимание уделялось отдельным отраслям экономики (к примеру, сельскохозяйственной сфере), либо на примере анализа сфер или отраслей, в которых были совершены преступления экономической направленности. Именно попытка более комплексного анализа экономической безопасности Пермского края на примере влияния его социально-экономического развития определили тему данного исследования.

Оценка социально-экономического положения Пермского края как основы экономической безопасности края. Сегодня можно с уверенностью сказать, что основу экономической безопасности страны составляют крупные промышленные регионы, к которым относится Пермский край. В связи с этим для оценки влияния социально экономического развития на экономическую безопасность региона необходимо проанализировать протекающие в нем экономические процессы.

Для оценки социально-экономического положения Пермского края были выбраны следующие группы показателей: показатели, свидетельствующие о способности экономики региона к устойчивому развитию; показатели устойчивости финансовой системы; показатели уровня и качества жизни; внешняя торговля региона; показатели, свидетельствующие о развитии науки и поддержке научного потенциала; количество и виды экономических преступлений, совершаемых на территории (табл. 1).

Проанализировав полученные данные по показателям, можно сделать следующий вывод: положительная тенденция характерна для группы показателей, относящихся к способности экономики к устойчивому развитию, но только за счет роста ВРП. Если применить инструменты логарифмически — параболического прогнозирования с помощью информационно-аналитического ресурса Prognoz Data Portal, можно проследить, что ВРП Пермского края до 2017 г. будет расти, даже несмотря на то, что инвестиции снижаются (рис. 1).

Таблица 1

Показатели экономической безопасности Пермского края

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014*

Способность экономики к устойчивому росту

ВРП, млн руб. 539831,50 623116,80 840101,10 897597,60 900552,97 953116,43

ВРП на душу населения, руб. 203 364 235 931 319 150 340 933 341000 366583,24

Темп роста ВРП к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % 91,6 107,5 108,3 100,6 103,6 105,8

Инвестиции в основной капитал ВРП, млрд руб. 132,27 139,65 144,78 162,24 188,72 156,65

Оборот розничной торговли на душу населения, руб. 109322 199704 138994 152587 172063,5 186579,7

Устойчивость финансовой системы

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, % 108,9 110,2 106,7 102,2 102,4 101,1

Внешняя торговля

Экспорт — стоимость предмета соглашения, тыс. долл. 119508 129147,6 20879,1 36848,17 80802,17 86215,40

Импорт — стоимость предмета соглашения, тыс. долл. 18343,1 28907,1 142384,6 164304,5 151395,28 173562,26

Поддержка научного потенциала

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками 9877 9739 9899 10034 9125,8 8816,75

Уровень и качество жизни населения

Уровень безработицы по методологии МОТ за период, % 9,9 8,3 7,5 6,3 8,72 9,45

Среднедушевые денежные доходы, руб. 17975,0 19834,3 21307,3 23269,6 25670,0 25332,38

Соотношение денежных доходов 10 % наиболее обеспеченных и 10 % наименее обеспеченного населения 18 17,8 17,3 17,5 17,6 18,1

Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума 14,2 13,2 14,4 12,2 12,8 13,2

Демография

Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1 тыс. чел.) 13,6 14,1 14,1 14,8 — —

Коэффициент смертности (число умерших на 1 тыс. чел.) 15,3 15,3 14,7 14,2 14,4 —

Коэффициент естественного прироста населения (на 1 тыс. чел.) -1,7 -1,2 -0,6 0,6 0,3 —

Правонарушения

Количество экономических преступлений 4875 2281 1615 2018 1240 —

* Прогнозные значения.

1 200 030,00

1 000 030,00

вэо 000,00

80 000,00

400 000,00

20 000,00

О"*®*

1994 1996 1998 20СО 20С2 2004 2006 2303 2310 2312 2014 2016 О Исходный ряд С Модельный ряд [ ] Остатки -О Прогноз

Рис. 1. Прогноз ВРП Пермского края до 2017 г.

Устойчивость финансовой системы Пермского края однозначно охарактеризовать нельзя: консолидированный бюджет сведен дефицитом в 2013 и 2014 гг. и, согласно прогнозным данным, будет сведен также с дефицитом и в последующие годы, но данная тенденция не носит негативный характер для экономики края, так как в случае, если бюджет был бы профицитным, то ситуация стала бы намного хуже. Профицитный бюджет показывает неэффективность экономики региона, выражающуюся в том, что не были потрачены дополнительные финансовые средства, с целью будущей дополнительной прибыли (рис. 2).

Итоги внешней торговли Пермского края со странами дальнего зарубежья за первое полугодие 2014 г.: сальдо торгового баланса — 3 658 263,6 тыс. долл. (+3,2 %); внешнеторговый оборот — 4 637 346,0 тыс. долл. (+6,8 %); экспорт — 4 147 804,8 тыс. долл. (+5,2 %); импорт — 489 541,2 тыс. долл. (+22,6 %); доля внешнеторгового оборота Пермского края во внешней торговле ПФО — 12 % [6]. Итоги внешней торговли Пермского края со странами СНГ за первое полугодие 2014 г: сальдо торгового баланса — 131 270,2 тыс. долл. (—16,4 %); внешнеторговый оборот — 189 248,2 тыс. долл. (—20,2 %); экспорт — 160 259,2 тыс. долл. (—18,7 %); импорт — 28 989,0 тыс. долл. (—27,7 %) [13].

1,9% 1%

4,"

4,6% 7

7,3%

14%

Рис. 2. Расходы консолидированного бюджета 1 — образование; 2 — здравоохранение; 3 — социальная политика; 4 — развитие экономики; 5 — общегосударственные вопросы; 6 — культура и кинематография; 7 — жилищно-коммунальное хозяйство; 8 — физическая культура и спорт; 9 — национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Положительное сальдо внешнеторгового оборота Пермского края свидетельствует о том, что товаров за границу (экспорт) было отправлено больше, чем получено из других стран (импорт). В целом сложившаяся ситуация демонстрирует положительное влияние на экономическую безопасность региона, так как происходит приток капитала. С другой стороны, исходя из того, что в России экспорт традиционно превышает импорт за счет масштабных экспортных поставок газа,

нефти и металлов, возникает следующая проблема: сальдо торгового баланса РФ сильно зависит от мировых цен на данные сырьевые группы, что отрицательно влияет на экономическую безопасность страны в целом; подтверждением является снижение цен на нефть и падение рубля в России.

В свою очередь, отрицательная динамика характерна для таких показателей, как уровень и качество жизни населения, научный потенциал, демография. Относительно показателей уровня и качества жизни следует отметить тот факт, что в крае очень дифференцирована оплата труда по отраслям: максимума она достигает в финансовом секторе (36 003,8 р.), минимума — в сельскохозяйственном (10 204,6 р.). За период 2009—2014 гг. численность персонала, занятого исследованиями и разработками, достигла максимума в 2012 г., но уже к 2014 г. стала намного меньше, чем в кризисный период (2009 г.). Демографическая ситуация в целом характеризуется снижением рождаемости и смертности.

Перспективы развития Пермского края. Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Инвестиционная среда является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Политика региональных властей направлена на стимулирование инвестиций с помощью институциональных мер. Пермский край первый и единственный в России снизил на 4 проц. п. региональную часть налога на прибыль, что способствовало положительным изменениям в крае: существенно выросло число прибыльных предприятий, регион был 65-м в России, а дошел до 25-го места. По данным «Российской газеты», в 2012 г. хозяйствующие субъекты Пермского края в результате действия пониженной ставки налога на прибыль сумели сэкономить для своего развития 11 млрд 727 млн р. Начиная с 2006 г., когда было принято решение об учреждении этой льготы, прибыль предприятий, особенно промышленных, неуклонно росла, за исключением 2009 г., пика глобального экономического кризиса. Проанализировав данные за 2007—2009 гг. [13], можно сделать вывод о

том, что льгота по налогу на прибыль оказала существенное положительное влияние на предприятия, в особенности в пик экономического кризиса, но привлечь в регион инвестиции с помощью данной меры не удалось.

Исходя из данных, полученных в результате построения логарифмически параболического тренда, инвестиции в основной капитал заметно снизятся. Если сравнить реальное значение инвестиций в основной капитал в 2008—2009 гг. (кризисные годы), то оно окажется значительно выше прогнозируемого в 2017 г., разница составляет 26,46 млрд р. (табл. 2, рис. 3).

Оценивая уровень социально-экономического развития региона, необходимо также рассмотреть влияние западных санкций на экономику России в целом. Основной проблемой России в 2014 г. является результат проводимой политики Центробанка. В целом в стране существует «искусственный кредитный голод», проявляющийся в том, что денежная масса растет недостаточно, происходит утечка капитала за рубеж в результате того, что процентная ставка по кредитам достаточно высока и у страны есть потребность в долгосрочных кредитах по низким процентным ставкам. В России проводится международная политика займа под высокий процент и кредитования под низкий, что является прямым убытком. Процентная ставка превышает рентабельность в промышленности в 1,5 раза, в сельском хозяйстве в 4 раза. Центробанк не создает механизмы долгосрочного кредита, корпорации вынуждены кредитоваться на Западе таким образом, что возникает риск досрочного истребования кредитов. Сегодня в экономике региона сложилась следующая иерархия по отраслям: 1) химическая, 2) нефтехимическая, 3) нефтеперерабатывающая, 4) машиностроительная, 5) деревообрабатывающая, 6) целю-лозно-бумажная, 7) добыча и переработка полезных ископаемых, 8) агропромышленный комплекс. Все эти отрасли образуют костяк региональной экономики и являются традиционными. Это свидетельствует о том, что в экономике региона по-прежнему превалирует низкое производственное разнообразие, а новые и высокотехнологические отрасли образуются низкими темпами. Необходимо отходить от сырьевого экспорта в сторону производства конечных продуктов с более высокой добавленной стоимостью, экспортирование которой будет приносить больший доход краю. Наличие собственных производств конечных товаров снизит зависимость от импорта.

Таблица 2

Прогноз инвестиций в основной капитал Пермского края

Инвестиции, млрд руб. 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Инвестиции в основной капитал 152,36 132,27 139,65 144,78 162,24

Логарифмически параболический тренд (прогнозирование) 152,36 132,27 139,65 144,78 162,24 188,72 156,65 149,37 138,87 125,90

40,00

■40,00

20,00

20,00

10,00

0,00

-10,Э0

19ЭЗ 1995 1997 1999 2001 2003 2035 2007 2009 2011 2313 2015 2017 -О- Исходный ряд -О Модальный |Н|/ [_] Остатки О Грогноз

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал Пермского края, млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендации. Исходя из вышеизложенного, допустимо создание в существующих кластерах недостающих производственных звеньев, необходимых для осуществления завершенной производственной цепочки, что позволит повысить эффективность использования простаивающих производственных площадей и наладить глубокую переработку продуктов, например создание комплексного деревообрабатывающего производства, пищевого кластера. Несмотря на необходимость развития новых отраслей, в Пермском крае пока более популярно другое направление новой экономики — от экстенсивного развития регион становится на интенсивный путь развития и начинает активное внедрение инноваций в традиционные отрасли (92,7 % от объема всех инноваций в крае в основном в обрабатывающие отрасли). Под инновациями понимается реализация различных инновационных проектов, позволяющих вывести традиционные отрасли на новый технологический

уровень, что может привести к снижению издержек производства, увеличению объемов выпуска и, как следствие, к увеличению добавочной стоимости, а значит и прибыли.

В Пермском крае большинство нововведений связано с приобретением нового высококачественного оборудования — 32,2 % общих инновационных затрат. Инновационные проекты также могут быть направлены на увеличение уровня образования, т. е. на обучение и переподготовку персонала, на маркетинговые исследования рынков сбыта новой продукции. Однако этим направлениям пока не уделяется должного внимания — на них направлено 0,6 и 0,1 % соответственно [5].

Экономический рост может быть достигнут за счет развития неразвитых в настоящее время, но перспективных отраслей, например, сферы услуг, в частности отдыха и туризма, инновационных производств, иными словами, за счет отраслей, характерных для новой экономики [5].

Ни логистика, ни туризм не являются для российских регионов чем-то по-настоящему новым. Речь идет лишь о том, чтобы придать дополнительный импульс тем отраслям, которые раньше были в плачевном состоянии. Однако приоритеты «новой экономики» пока почти нигде не просматриваются.

В отношении логистики и туризма следует отметить, что они не просто так появились в числе приоритетов региона. Во-первых, они не слишком сложны как виды деятельности, во-вторых, направлены на эксплуатацию природных возможностей (выгодное месторасположение, заповедные места и т. п.), в-третьих, их активизация отчасти связана с модой на эти направления, отсюда вытекает опасность неустойчивости этих приоритетов. Развитие транспортно-логистического кластера позволит улучшить инвестиционную привлекательность региона, т. е. привлечь в Пермский край собственников крупных корпораций и высококвалифицированные кадры, работающие в них. Это может стать возможным за счет улучшения транспортной доступности региона: совершенствование автомобильных и железнодорожных магистралей, осуществление комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры воздушного и речного транспорта. Еще одним важным шагом для развития потенциала можно считать формирование инвестиционного законодательства, которое, в свою очередь, существенно повысит прозрачность региональной политики для инвесторов, рассчитывающих на долгосрочную перспективу. Ведь инвестиции играют одну из ключевых ролей в устойчивом развитии региона, поэтому содействие привлечению инвесторов в Пермский край является приоритетной задачей, которую необходимо решать на данном этапе экономического развития.

К наиболее существенным результатам исследования, обладающим научной новизной, можно отнести то, что социально-экономическое развитие региона оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономической безопасности. При выборе основных показателей для исследования, особое внимание уделялось не только сфере правонарушений, которая наиболее очевидно и наглядно отражает ситуацию,

происходящую в регионе, но и тем важным сферам и составляющим их показателям, которые оказывает прямое влияние на социально-экономическое развитие общества. К примеру, проанализировав отдельные группы показателей, выявлено, что из-за ухудшения отдельных компонент, входящих в раздел уровня и качества жизни, инвестиционной сферы автоматически происходит не только ухудшение самого развития региона, но и возрастает преступность. При оценке социально-экономических показателей, а также их взаимосвязи друг с другом к некоторым из них для построения среднесрочных прогнозов был применен инструмент прогнозирования информационно-аналитического ресурса — Prognoz Data Portal с выбором определенного математического инструмента: логарифмически параболического тренда. Из результатов прогнозирования можно сделать вывод о том, насколько улучшится или ухудшится динамика отдельных показателей и каким образом получившийся результат может повлиять на состояние экономической безопасности региона.

Выводы. На основе обобщения теоретических представлений о региональной экономической безопасности можно сделать вывод: экономическая безопасность страны напрямую зависит от уровня социально-экономического развития региона. Построение региональной социально-экономической политики необходимо рассматривать в плане реализации целей и задач общей государственной политики.

Проанализировав показатели социально-экономического развития Пермского края и, как следствие, состояние экономической безопасности региона, можно выявить следующие закономерности. Во-первых, на региональный уровень экономической безопасности оказывают значительное влияние как общероссийские, так и мировые тенденции, происходящие в различных сферах деятельности общества. Во-вторых, экономическая безопасность в Пермском крае обеспечивается, главным образом, за счет добывающих отраслей, а также экспорта сырьевых ресурсов. В-третьих, у региона есть потенциал развития, так как Пермский край располагает разнообразными природными ресур-

сами и мощным промышленным потенциалом. Обеспечение экономической безопасности регионов требует разработки и реализации комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов РФ.

При применении методов прогнозирования с помощью информационно-аналитического ресурса Prognoz Data Portal выявлено, что для улучшения состояния выбранного прогнозируемого показателя следует учитывать возможность применения институциональных мер, оказывающих непосредственное влияние и на выбранный показатель и на общее состояние экономики (к примеру, в ситуации снижения налога на прибыль организаций).

Учитывая влияние социально-экономического развития региона на его экономическую безопасность, предложена система создания промышленных кластеров на территории Пермского края, развития транспортно-логистического кластера, а также в качестве поддержки и основы формирования будущей социально-экономической политики — создания инновационного кластера.

Направление дальнейших исследований видится в разработке комплексного анализа состояния экономической безопасности региона, в основу которого войдет система социально-экономических показателей (в которой будут определены пороговые значения), оказывающих непосредственное влияние на уровень безопасности региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабкин А.В., Трысячный В.И. Стратегические направления совершенствования управления экономической безопасностью региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 4(81). С. 201-205.

2. Бесчетнов К.В. Социально-экономическое развитие Пермского края: Информационное агентство. URL: http://www.kbeschetnov.ru/index. php?mode=news&S=20&ID=31

3. Воронин П.М. Анализ и оценка экономической безопасности региона: дис. ... канд. экон. наук. Н. Новгород, 2001.

4. Галиуллин Д.Л. Социальная составляющая экономической безопасности // Вестник ТОГУ. 2008. № 3(10).

5. Инновационный потенциал региона: Информационное агентство. URL: http://blog59.ru/

6. Медушевская И.Е. К вопросу об экономической безопасности и конкурентоспособности: региональный аспект // Экономика. 2001. № 6.

7. Светлаков А. Г. Стратегия развития предприятий в условиях непредсказуемости внешней среды. Пермь, 2006. 164 с.

8. Орлова А.В., Никулина Е.В. Экономическая безопасность: региональный аспект: моногр. AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG.

9. Deutchland / Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 121 с.

10. Оськина Е.А. Актуальные проблемы экономической безопасности регионов России // Известия Саратовского университета. 2013. Т. 13.

11. Serious Economic Crime: a boardroom guide to prevention and compliance; published in association with the Serious Fraud Office UK, 2011. 293 с.

12. Главное управление МВД России по Пермскому краю. URL: http://59.mvd.ru/news/item/1105012

13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.01.2015).

14. Российская газета. URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 15.01.2015).

15. Следственный комитет РФ по Пермскому краю. URL: http://susk.perm.ru/corup/orabote/ (дата обращения: 15.01.2015).

16. КАПИТАЛWEEKLY. Пермский край 2013 г. основные социально-экономические показатели. URL: http://kapitalperm.ru (дата обращения: 23.06.2014).

17. Руденко М.Н., Шляпина М.В. Проблемы экономической безопасности Пермского края // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 32. С. 49-55.

18. Руденко М.Н., Смакова Р.Ф. Показатели оценки и пути совершенствования инвестиционного климата Пермского края // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 26. С. 44-51.

19. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 2-20.

20. Рудинская М.В., Дубинина Е.А. Экономическая безопасность как элемент национальной безопасности. URL: http://publ.uchis-online.ru/files/ EiFPO3-2.pdf

21. Феофилова Т.Ю. Экономическая безопасность в обеспечении развития социально-экономической системы региона: теория и методология: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2014.

22. Шкарина Е.Н. Экономическая безопас-

ность регионов и преодоление угроз в современных условиях // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2003. № 3(11).

23. Литвиненко А.Н., Бабкин А.В. Применение риск-менеджмента при формировании организа-

ционно-экономических механизмов противодействия чрезвычайным ситуациям // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 6—2(90). С. 131—137.

REFERENCES

1. Babkin A.V., Trysjachnyj V.I. Strategic directions of perfection of management of economic safety of region. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2009, no. 4(81), pp. 201—205. (rus)

2. Beschetnov K.V. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Permskogo kraia: Informatsionnoe agentstvo. URL: http://www.kbeschetnov.ru/index.php?mode= news&S=20&ID=31 (rus)

3. Voronin P.M. Analiz i otsenka ekonomicheskoi bezopasnosti regiona: dis. ... kand. ekon. nauk N. Novgorod, 2001. (rus)

4. Galiullin D.L. Sotsial'naia sostavliaiushchaia ekonomicheskoi bezopasnosti. Vestnik TOGU. 2008. № 3(10). (rus)

5. Innovatsionnyi potentsial regiona: Informatsionnoe agentstvo. URL: http://blog59.ru/ (rus)

6. Medushevskaia I.E. K voprosu ob ekonomicheskoi bezopasnosti i konkurentosposobnosti: regional'nyi aspekt. Ekonomika. 2001. № 6. (rus)

7. Svetlakov A.G. Strategiia razvitiia predpriiatii v usloviiakh nepredskazuemosti vneshnei sredy. Perm', 2006. 164 s. (rus)

8. Orlova A. V., Nikulina E.V. Ekonomicheskaia bezopasnost': regional'nyi aspekt: monogr. AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG.

9. Deutchland. Germaniia: LAP Lambert Academic Publishing. 121 s.

10. Os'kina E.A. Aktual'nye problemy ekonomicheskoi bezopasnosti regionov Rossii. Izvestiia Saratovskogo universiteta. 2013. T. 13. (rus)

11. Serious Economic Crime: a boardroom guide to prevention and compliance; published in association with the Serious Fraud Office UK, 2011. 293 s.

12. Glavnoe upravlenie MVD Rossii po Permskomu kraiu. URL: http://59.mvd.ru/news/item /1105012 (rus)

13. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki. URL: http://www.gks.ru (data obrashcheniia: 15.01.2015). (rus)

14. Rossiiskaia gazeta. URL: http://www.rg.ru/ (data obrashcheniia: 15.01.2015). (rus)

15. Sledstvennyi komitet RF po Permskomu kraiu. URL: http://susk.perm.ru/corup/orabote/ (data obrashcheniia: 15.01.2015). (rus)

16. KAPITALWEEKLY. Permskii krai 2013 g. osnovnye sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. URL: http://kapitalperm.ru (data obrashcheniia: 23.06.2014). (rus)

17. Rudenko M.N., Shliapina M.V. Problemy ekonomicheskoi bezopasnosti Permskogo kraia. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost'. 2013. № 32. S. 49—55. (rus)

18. Rudenko M.N., Smakova R.F. Pokazateli otsenki i puti sovershenstvovaniia investitsionnogo klimata Permskogo kraia. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 26. S. 44-51. (rus)

19. Senchagov V.K. Ekonomicheskaia bezopasnost', kak osnova obespecheniia natsional'noi bezopasnosti Rossii. Voprosy ekonomiki. 2007. № 5. S. 2—20. (rus)

20. Rudinskaia M.V., Dubinina E.A. Ekonomicheskaia bezopasnost' kak element natsional'noi bezopasnosti. URL: http://publ.uchis-online.ru/files/EiFPO3-2.pdf (rus)

21. Feofilova T.Iu. Ekonomicheskaia bezopasnost' v obespechenii razvitiia sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy regiona: teoriia i metodologiia: dis. ... kand. ekon. nauk. SPb., 2014. (rus)

22. Shkarina E.N. Ekonomicheskaia bezopasnost' regionov i preodolenie ugroz v sovremennykh usloviiakh. Vestnik SevKavGTU. Seriia «Ekonomika». 2003. № 3(11). (rus)

23. Litvinenko A.N., Babkin A.V. Risk-management application at formation of organizational-economic mechanisms of counteraction to emergency situations. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2009, no. 6—2(90), pp. 131—137. (rus)

РУДЕНКО Марина Николаевна — заведующий кафедрой Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат экономических наук.

614990, ул. Букирева, д. 15, г. Пермь, Россия. E-mail: [email protected]

RUDENKO Marina N. — Perm State University.

614113. Bukireva str. 15. Perm. Russia. E-mail: [email protected]

ДОЛГАНОВА Яна Александровна — студентка Пермского государственного национального исследовательского университета.

614990, ул. Букирева, д. 15, г. Пермь, Россия. E-mail: [email protected]

DOLGANOVA Iana A. — Perm State University.

614113. Bukireva str. 15. Perm. Russia. E-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.