Научная статья на тему 'Исповедь как отражение творческой индивидуальности'

Исповедь как отражение творческой индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исповедь / индивидуальность / творчество / Я. / a confession / individuality / creativity / I.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волошина Людмила Александровна

Статья посвящена исповеди как явлению культуры, известному еще с IV в. Именно тогда появился первый образец этого литературного жанра – «Исповедь» Блаженного Августина. Обращение к исповедям двух гениальных людей XIX в.: Л. Н. Толстого и Н.В. Гоголя, дает возможность рассмотреть на конкретных примерах жизнь творческой личности, ее взаимоотношения с Богом, окружающим миром и своим внутренним Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confession as Reflexion of Creative Individuality

Article is devoted a confession as to the phenomenon of culture known still since IV century. Then there was a first sample of this literary genre – “Confession” Blissful Augustinus. The reference to confessions of two ingenious people of XIX century: L. N. Tolstoy and N. V. Gogol, gives the chance to consider a life of the creative person on concrete examples, theirs mutual relations good luck, world around and internal I.

Текст научной работы на тему «Исповедь как отражение творческой индивидуальности»

Л. А. Волошина

Исповедь как отражение творческой индивидуальности

Статья посвящена исповеди как явлению культуры, известному еще с IV в. Именно тогда появился первый образец этого литературного жанра - «Исповедь» Блаженного Августина. Обращение к исповедям двух гениальных людей XIX в.: Л. Н. Толстого и Н. В. Гоголя, дает возможность рассмотреть на конкретных примерах жизнь творческой личности, ее взаимоотношения с Богом, окружающим миром и своим внутренним Я. Ключевые слова: исповедь; индивидуальность; творчество; Я.

L. A. Voloshina Confession as Reflexion of Creative Individuality

Article is devoted a confession as to the phenomenon of culture known still since IV century. Then there was a first sample of this literary genre - "Confession" Blissful Augustinus. The reference to confessions of two ingenious people of XIX century: L. N. Tolstoy and N. V Gogol, gives the chance to consider a life of the creative person on concrete examples, theirs mutual relations good luck, world around and internal I. Key words: a confession; individuality; creativity; I.

Исповедь как литературный жанр отличается особенной искренностью содержания и эмоциональностью изложения. Во все времена она представляла собой не столько автобиографическое произведение, сколько произведение, насыщенное до предела эмо-

циями, размышлениями, откровениями человека о своем Я. Это автобиография высшего типа. Само понятие «исповедь» («признание») объединяет в себе три значения: покаяние в грехах, благодарение Творцу и исповедание веры.

Наиболее известна в истории этого жанра исповедь, написанная в IV в. Блаженным Августином. В ней представлен путь конкретного человека. Это повествование поражает своей неповторимостью, индивидуальностью, которая особенно присуща первой части «Исповеди», посвященной жизни отдельной личности. Важным моментом в этом повествовании является искренность. В данном произведении показаны страдания ищущей души как процесс сложный и мучительный для индивидуальности, сознающей себя, но еще не обретшей Бога. «Внутри у меня был голод по внутренней пище, по Тебе Самом, Боже мой». Этот голод ни что иное, как взывающая человеческая сущность, и удовлетворить его невозможно земной пищей, от которой только пресыщаешься. Это голод по пище нетленной.

Написано было произведение человеком уже глубоко верующим, на основе своих воспоминаний. Поэтому живое чувство любви к Богу придает еще больше искренности повествованию. Августина можно назвать основателем жанра автобиографии. Специфика автобиографии заключается в том, что мы имеем дело с такой формой выражения индивидуального человеческого опыта, которая не является чем-то искусственно созданным. Не связанная определенной литературной формой, автобиография обретает свою специфику «в высокой степени тождества автора повествования с тем личным опытом, который им описывается»1. А этот момент очень важен в раскрытии индивидуальности. Создатель автобиографии смотрит на окружающую действительность через призму своего Я, и показывает нам мир таким, каким он открывается для него и в нем самом. Подлинной искренностью обладает лишь исповедь «внутреннего» биографа.

Об «Исповеди» Блаженного Августина, конечно, знали и русские писатели XIX в., как показывает знакомство с «Исповедями» этого периода. Исповедь представлялась человеку XIX столетия во

многом такой, какой представлялась она Августину. Он же считал ее «принесенной не голосом плоти и ее словами, а словами души и воплем размышлений, которые слышало ухо Твое... Исповедь моя совершается пред лицом твоим, Боже мой, молчаливо и немолчно. Молчит язык мой и вопиет сердце»2.

Исповедь нельзя рассматривать как синоним рефлексии. Самосознание здесь направлено не на свои чувства, мысли, свое Я в этом мире, т.е. на предметы внешние. Индивидуальность в этом процессе стремится к тем глубинам, где Я растворяется в Божественном. «Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих»,- пишет Блаженный Августин о Боге, которого искал он в себе самом. Перелистывая страницы своей жизни, он показывает нам, что все внешнее, в чем человек пытается воплотить свое Я, оказывается либо нечестивым, либо пустым, либо ложным и не приносит личности полноты, а только усугубляет тоску и неудовлетворенность. «Обрадуй меня, Господи, Радость неложная, Радость счастья и безмятежности, собери меня, в рассеянии и раздробленности своей отвратившегося от тебя Единого, и потерявшегося во многом»3.

Человеческий разум, образованность только уводят во внешнее, не давая истинного ответа на важнейшие вопросы бытия. Блаженный Августин своей «Исповедью» дает понять, что широкая образованность, которой обладал и он сам, это еще не все, чтобы дать индивидуальности ощущение полноты. «Я кричал от терзания сердца моего, перед Тобой желание мое, и света очей моих не было у меня. Ибо он был внутри, а я жил вовне, свет этот был не в пространстве»4.

Вся непреходящая ценность Августина для человечества состоит в открытии уникальной и неповторимой личности человека. Исповедь Блаженного Августина - первый памятник автобиографии нового типа, начало которой идет от Средневековья через Петрарку, Бенвенуто Челлини к «Исповедям» Руссо, а впоследствии Гоголя и Толстого. Начав с обращения к истокам этого жанра, целесообразно перейти к рассмотрению «Исповедей» двух гениальных русских писателей XIX в.: Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого.

Исповедь Гоголя названа «авторской», она призвана раскрыть нам сущность не просто конкретного человека, а человека, чье назначение в жизни - писательский труд. Рассматривать эту исповедь логично как продолжение предшествующей книги, т.н. «Переписки с друзьями». Обе эти книги дополняют одна другую и дают нам представление о Гоголе как индивидуальности, жизненное назначение которой - творчество.

Исповедь, в обычном понимании, подразумевает три объекта назначения: это, в первую очередь, Бог; сам человек, который вопрошает себя внутреннего; и общество. Иногда до общества исповедь не доходит. Но в том случае, когда она представляет собой литературный жанр, обращение к людям обязательная ее составляющая. В «Авторской исповеди» Гоголя мы как раз имеем такой вариант, где объектом обращения является общество. Писатель в ней пытается донести до публики то, что она не смогла понять при чтении «Переписки».

Как и всякая другая исповедь, она написана автором в момент особого душевного состояния, которое отличается нестерпимым желанием говорить и плакать от чистого сердца. Как правило, это испытание своей совести приносит человеку облегчение. Но при чтении произведения Гоголя такого ощущения не создается, напротив, вся исповедь пронизана какой-то горечью и разочарованием.

Обратимся же непосредственно к текстам «Исповеди» и «Переписки». После опубликования «Переписки» на писателя посыпались упреки и обвинения, которые касались трех моментов: 1) измена своей деятельности; 2) автор считает себя орудием судьбы; 3) издание нескольких писем, содержание которых признавалось ничтожным. Большинство поклонников творчества Н. В. Гоголя, познакомившись с последней книгой любимого автора, почему-то не увидели в ней самого Гоголя, такого, каким они себе его представляли, т.е. он подозревался в неискренности. «В этой странной, удивительной книге литератор с огромным и признанным дарованием отрекается от самого себя, казнит с непостижимым самоотвержением всю свою прежнюю деятельность, опровергает и осмеивает все то, чем восхищались его поклонники, что

с удовольствием читала вся Россия»5,- примерно такого содержания были все выходившие в печати отклики.

Гоголь, ожидая любой реакции на данную книгу, не мог согласиться с вопиющей несправедливостью - обвинением его в неискренности. «Как бы то ни было, но в ней есть моя собственная исповедь; в ней есть излияние и души, и сердца моего»6. Самым обидным для автора было то, что произведение, которое вызвало неприязнь в читательской среде, было очень дорого самому Николаю Васильевичу. Если «Мертвые души», как он утверждает, произведение во многом переходное, то «Переписка» - это произведение зрелое в духовном смысле, это плод многолетних трудов и размышлений над самим собой. «Мне нужно было иметь зеркало, в которое бы я мог глядеться и видеть получше себя, - а без этой книги вряд ли бы я имел это зеркало»7. Под зеркалом Гоголь подразумевает не только книгу, которая есть отражение его сложной, еще не определившейся натуры, но и те разнородные читательские отклики, которые позволили ему лучше увидеть себя.

Обращаясь к дням своей юности, автор пишет, что в его мыслях не было ничего о писательстве. Однако способность угадывать человека и в нескольких чертах представлять его как живого была замечена сразу. В своих первых произведениях он обнаружил особенность неповторимого смеха, который не был еще тогда карающим мечом, а скорее простодушным смехом, которым смеялись казаки на ярмарке, а юмор был похож на юмор простого народа. На душе писателя было еще светло и легко. Он был в гармонии с окружающим миром. Но этой гармонии приходит конец. Новые вопросы являются ему как бы сами собой, и невозможно от них отвязаться. Гоголь понимает, что только глубоко изучив человека, определив для себя высокое и низкое человеческой души, ее достоинства и недостатки, можно говорить и писать о русском человеке, русской душе. Так он понимал свое служение Отечеству, свое писательское назначение. Начинается жизнь, полная труда и лишений. Самосовершенствование становится целью жизни писателя.

Несовершенство мира вокруг, в первую очередь, несовершенство самого человека Н. В. Гоголь решил преодолеть, усовершен-

ствовав вначале самого себя. Человек и душа становятся с этого момента главными объектами его исследования. На этой самой дороге познания, сам того не ведая, писатель пришел к Богу, увидев, что в нем ключ к душе человека. Он понимал, что говорить о высших чувствах и движениях человеческой души можно, только имея в себе хоть частицу того, о чем говоришь. Это постоянное стремление к совершенству Гоголь называл главной особенностью своего характера. Он пишет, что не сможет успокоиться до тех пор, пока не разрешатся главные вопросы относительно его самого, только тогда смог бы он приступить к своей работе.

Постоянная неудовлетворенность собой, своим творчеством, стремление к познанию становятся к моменту написания «Ревизора» уже неотъемлемой особенностью характера писателя. Эта неудовлетворенность особого свойства, она является отличительной чертой именно индивидуальности творческой. Жажда искренности, правды жизни, совершенства - все это черты индивидуальности, которые говорят о ней как о явлении, устремленном за пределы реальности. В случае с Н. В. Гоголем мы видим пример той индивидуальности, которая гибнет от жестокого несоответствия окружающей действительности идеалу, к которому она устремлена. Уже в «Миргороде» мы имеем подтверждение этому в словах автора: «Скучно на этом свете, господа!»

Неприятие окружающего мира соединилось в душе автора с разочарованием в самом себе как писателе. Несомненно, понимая силу своего таланта, Гоголь хотел видеть его в действии, а именно как орудие преображения действительности. Издание «Мертвых душ» и «Переписки с друзьями» имело еще и практическое назначение - найти себе помощников в этом деле.

Автор вложил в свои последние произведения самого себя, предполагая, что это его главные творения. Поэтому любой искусствовед, изучающий творчество и личность Гоголя, обязательно будет искать здесь авторские черты. Однако в «Исповеди» скорее можно увидеть не саму творческую индивидуальность, а ее путь. Это во многом итоговое произведение, в котором представлена трагедия творческой личности.

Сам Гоголь, а впоследствии и другие авторы пытались выяснить причины этой трагедии. Николай Васильевич подозревал, что он нашел неверное применение своему таланту, хотя и не мыслил себя без писательства. Он считал, что только умудренные жизнью люди, закончившие свое воспитание и состоявшиеся как граждане своей земли, имеют право быть писателями. Человеку, не определившему, в чем его должность, «трудней всего применить к себе закон Христов, который на то, чтобы исполняться на земле, а не на воздухе; а потому и жизнь должна быть для него вечной загадкой»8.

Анализируя индивидуальность Гоголя, любой автор последующих времен, конечно же, отметит неразделимость писательской судьбы и эпохи, в которой ему суждено было творить. Трагедия автора «Мертвых душ» тогда может рассматриваться в общем списке имен таких русских писателей и поэтов, как С. Есенин, А. Блок, О. Мандельштам, З. Гиппиус и др. Время, на которое пришелся расцвет таланта Гоголя, было непростым для русской культуры, уже подвергшейся европейским влияниям. Не случайно писал он со всей болью о мучающем его русском вопросе, как бы предвидя опасность, которая угрожала самобытной русской культуре.

Писатель покинул страну и, живя в Италии, пытался со стороны охватить единым взглядом свою родину, понять, что с ней происходит. Вернувшись домой, он искал рассказов и бесед знакомых, но они напоминали скорее рассказы европейца, у всякого в голове была какая-то своя Россия. В разговорах все больше слышались выводы, а не факты. Гоголю же хотелось именно этих фактов, таких бесед, какие бывали в старину, «когда всяк рассказывал только то, что видел, слышал на своем веку, и разговор казался собраньем анекдотов, а не рассужденьем»9. Россия не представлялась единым целым, а именно этой целостности искала душа писателя.

Николай Васильевич Гоголь, желая постичь современную Россию, тщательно изучал ее обитателей. Не уповая на вдохновенье, он надеялся на работу разума, который устремлялся к совершенству и на каждом шагу спрашивал себя «зачем?» Писатель выступает в работах последних лет уже не как романтик, а как «аналитик человеческой пошлости». По выражению Ап. Григорьева, уже

однажды взявшись за скальпель, поэт больше не изменял этому направлению, но «все глубже и глубже опускался скальпель, все замолкал и замолкал этот личный ропот.»10

Та болезнь, которая уже мучила творческую личность в первой половине XIX в., достигла к концу его критической точки. И если в «Исповеди» Гоголя мы видим индивидуальность, страдающую от несовместимости с разрушающим ее целостность рационализмом, то в «Исповеди» Л. Н. Толстого это уже индивидуальность, прожженная данной болезнью насквозь.

«Исповедь» автора «Войны и мира» имеет все те же устремления, что и любая исповедь; она направлена к Богу, человеку и обществу. Но если в произведении Блаженного Августина преобладает обращение к Богу, в «Исповеди» Гоголя - к обществу, то в «Исповеди» Толстого это обращение прежде всего к своему Я, которое пытается осмыслить себя, опираясь на конечный разум. Именно Я интересует писателя и выступает как судья тому, «что хорошо и нужно не то, что говорят и делают люди, и не прогресс, а я с своим сердцем»11. Я понимается им как сущность непознанная. «Зачем эта сущность?» - важнейший для него вопрос. Умозрительно или прибегая к разумному знанию, невозможно найти ответа на мучающий мыслителя вопрос.

Момент исповеди часто совпадает в жизни человека с критическими ситуациями, а зачастую с моментом полного недоумения по поводу того, как жить дальше. Лев Николаевич Толстой находился в зените писательской славы, когда он взялся за написание исповеди, но это был переломный момент в его жизни. «На меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние»12. Все эти остановки сопровождались вопросом о том, зачем вообще он живет. Это был момент, когда творческая индивидуальность, ищущая своей целостности, начала мучительно напоминать о себе. Но это были не те муки, какие испытывал Гоголь, хотя и Толстой так же искал настоящего применения своему таланту.

В такие минуты разочарованности в самом себе нередко приходят мысли о самоубийстве. Индивидуальность должна сделать

выбор, иначе ее ожидает трагедия. Сейчас нам известно, каким оказался выбор Л. Н. Толстого. Писатель понял, что ему действительно не хватает Бога. Именно в мыслях о Боге он находит успокоение и блаженство. Сравнивая свое Я с человеком, которого посадили в лодку и указали направление, куда плыть, он пишет: «Берег - это был Бог, направление - это было предание, весла -это была данная мне свобода выгрестись к берегу - соединиться с Богом. Итак, сила жизни возобновилась во мне, и я опять начал плыть»13.

Чтобы понять, куда направится индивидуальность писателя, достаточно прочесть исповедь, в которой обращение к Богу, подразумевающее диалог двух любящих сердец, подменено монологом вопрошающего Я. Ответ все-таки был дан Толстому, он почувствовал необходимость в Боге, но уже сформировавшееся Я, устойчивое в своих принципах, изобразило себе другого бога. Я в данной исповеди предстает как самость, которая привыкла опираться на самое себя. Здравый смысл побеждает, и Я писателя берет на себя задачу, непосильную для человека: постичь истину. Истина же понимается Толстым как нравственный закон, а любой закон можно объяснить. «Я хочу понять так, - пишет Лев Николаевич, - чтобы всякое необъяснимое положение представлялось мне как необходимость разума же, а не как обязательство поверить»14.

Все предложенные здесь к рассмотрению «Исповеди» имеют как общее, так и частное в своем содержании. Общее - это то, что говорит нам о неоспоримости существования человеческой индивидуальности, которая представляет собой сложный и очень чувствительный «орган», не постижимый в рамках земного познания.

Частное в «Исповедях» - это жизнь индивидуальности в соотнесении ее со временем, местом, традициями, особенностями самого человека (биологическими, психологическими и др.).

Исповедь как литературное произведение является особенно ценной при изучении творческой индивидуальности, которая осмысливает себя как частицу единого целого, предназначение которой служить этому целому.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. С. 371.

2 Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. С. 236-237.

3 Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. С. 70.

4 Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. С. 176.

5 Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982. С. 109.

6 Гоголь Н. В. Авторская исповедь / www.ruslibrary.ru

7 Гоголь Н. В. Авторская исповедь / www.ruslibrary.ru

8 Гоголь Н. В. Авторская исповедь / www.ruslibrary.ru

9 Гоголь Н. В. Авторская исповедь / www.ruslibrary.ru

10 Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982. С. 113.

11 Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991. С. 41.

12 Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991. С. 44.

13 Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991. С. 95.

14 Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991. С. 110.

БИБЛИОГРАФИЯ

Августин, Блаженный. Исповедь Августина из Гиппона [Текст] / Августин Блаженный; перев. Л. Харитонова. М. : Паолине, 2008. 464 с. ISBN 978-5-9000 86-49-1.

Гоголь Н. В. Тарас Бульба. Портрет. Повести. Статьи. Трактаты [Текст] / Гоголь Николай Васильевич; сост., предисл. иеромонаха Симеона (Томачинского). 2-е изд., перераб. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. 480 с. (Библиотека духовной прозы). ISBN 978-5-7533-0267-0.

Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века [Текст] / Подгот. текста, сост., вступ. ст. и прим. В. К. Кантора и А. Л. Осповата.М. : Искусство, 1982. 544 с. (История эстетики в памятниках и документах).

Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? [Текст] / Толстой Лев Николаевич; вст. ст. А. Меня; послесл. А. Панченко; подгот. текста, коммент. Г. Галаган. Л. : Художественная литература, 1990. 416 с. ISBN 5-280-1355-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.