SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ" ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УЗБЕКИСТАНА
Тошева Мафтуна Рустамовна
(Докторант, Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства»)
В статье цели и задачи снижения потребления энергии и ресурсов в экономике, внедрения энергосберегающих зеленых технологий в производственный процесс и существенного увеличения процента использования возобновляемых источников энергии с целью достижения ее конкурентоспособности за счет модернизации. В то же время, в связи с «зеленой» экономикой, которая является одной из наиболее актуальных задач не только в нашей стране, но и в мировой экономике, ведется работа по развитию зеленой экономики в нашей стране и в мире, а также анализу международного сотрудничества.
Ключевое слово: Международное сотрудничество, устойчивое развитие, зеленая экономика, зеленые технологии, цели устойчивого развития
The article contains goals and objectives of reducing energy and resource consumption in the economy, introducing energy-saving green technologies into the production process and significantly increasing the percentage of use of renewable energy sources in order to achieve its competitiveness through modernization. At the same time, in connection with the "green" economy, which is one of the most pressing tasks not only in our country, but also in the world economy, work is underway to develop the green economy in our country and in the world, as well as to analyze international cooperation.
Key words: International cooperation, sustainable development, green economy, green technologies, sustainable development goals.
Ushbu maqolada milliy iqtisodiyotning ilg'or sohalarini modernizatsiya qilish hisobiga uning raqobatbardoshligiga erishish bo'yicha iqtisodiyotda energiya va resurslar sarfini kamaytirib, ishlab chiqarish jarayonida energiya tejaydigan yashil texnologiyalarni joriy etish, qayta tiklanadigan energiya manbalaridan foydalanish foizlarini sezilarli darajada oshirish maqsad va vazifalari yoritilgan. Shu bilan birgalikda bugungi kundagi nafaqat yurtimizda, balki jahon iqtisodiyotidagi eng dolzarb vazifalardan biri bo'lgan "yashil" iqtisodiyot sababli bu borada yurtimizda
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
ANNOTATSIYA
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
va jahonda yashil iqtisodiyotni rivojlantirish borasida amalga oshirШb kelinayotgan ishlar hamda halqaro hamkorliklar taMШ yoritiladi.
КаШso'zlar: Xalqaro hamkorlik, barqaror rivojlanish, yashil iqtisodiyot, yashil texnologiyalar, barqaror rivojlanish maqsadlari.
ВВЕДЕНИЕ
Цель научной статьи - проанализировать теоретические основы становления и развития концепции «зеленой экономики» и международных программ по охране и сохранению окружающей среды, а также современные процессы деградации сельскохозяйственных угодий в нашей стране, сельского хозяйства Узбекистан определение необходимости использования принципов «зеленой экономики» для устойчивого развития.
Глобальный кризис обострил проблемы экономического развития во всем мире и затронул отдельные страны и регионы. Распространенная докризисная модель экономического роста, основанная на количественном росте производства промышленных товаров, привела к серьезным экологическим изменениям. В этом контексте возникли риски, связанные с экономической глобализацией, нехваткой ресурсов, процессами адаптации к изменению климата, загрязнением окружающей среды и сокращением наземного биоразнообразия.
Главным преимуществом развития сельского хозяйства Узбекистана являются его естественные пастбища площадью более 30 миллионов гектаров. Наличие естественных пастбищ дает возможность производить органическую продукцию, имеющую высокую цену в стране и пользующуюся спросом на мировом рынке [1, с. 14]. Важным фактором развития сельского хозяйства является наличие трудовых ресурсов: 3,6 миллиона человек или 27 процентов занятых в аграрном секторе экономики. Более 2/3 национального водопотребления приходится на сельское хозяйство [2, с. 228].
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Аграрный сектор экономики сталкивается с серьезной проблемой ухудшения природных ресурсов и важных экологических показателей окружающей среды. Треть сельскохозяйственных земель деградирована и находится под серьезной угрозой, а более 10 миллионов гектаров пахотных земель были заброшены в период перехода к рыночной экономике. До 2030 г. прогнозируется дефицит 7-8 млрд куб. м водных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей экономики [3].
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Утверждено постановление Президента Республики Узбекистан от 04.10.2019 № РР-4477 «Об утверждении стратегии перехода к «зеленой» экономике Республики Узбекистан на период 2019-2030 годов». в ее основе лежат системные изменения, направленные на повышение благосостояния и качества жизни населения Узбекистана и вхождение страны в число 26 наиболее развитых стран; стран мира при минимизации нагрузки на окружающую среду и уменьшении деградации природных ресурсов[4,11].
Целями «зеленой экономики» в сельском хозяйстве являются повышение эффективности использования и управления водными, земельными и биологическими ресурсами, а также обеспечение национальной и водной безопасности. Эта концепция включает в себя скоординированную политику во всех секторах, связанных с ресурсами.
Углубленное профессиональное изучение теории благосостояния в науке стимулировало появление широкого спектра современных концепций, практик и идей «зеленой» экономики. Термин «зеленая экономика» был впервые определен в 1989 году Дэвидом Пирсом, Анилом Маркандья и Эдвардом Барбье в «Проекте зеленой экономики». Он определил парадигмы и основные идеи зеленой экономики, которые будут здесь главным аргументом. Нынешние результаты системы цен при распределении природных ресурсов в экономике заключаются в том, что она ориентирована на окружающую среду. Экологические активы и услуги остаются недооцененными или недооцененными, что приводит к неэффективному использованию природных ресурсов и деградации окружающей среды [5, с. 10-12].
С 2008 года этот термин активно использовался при разработке международных политических документов, появилось множество различных инициатив, включая реформы экологического налогообложения, зеленый рост, зеленую экономику, зеленые рабочие места, зеленые стимулы, глобальное зеленое покрытие новых скважин. Первоначально термин «зеленая экономика» применялся к экономике сельского хозяйства и отражал «зеленую революцию» в сельском хозяйстве 1940-70-х годов, но позже он стал ассоциироваться с экологическими проблемами, изменением климата и устойчивым развитием.
В зависимости от приоритета зеленой экономики в практику вошли и другие определения - инвестиции в природный капитал, от которого зависит долгосрочное выживание планеты, и за счет его сохранения он способствует экономическому росту, создает новые рабочие места и снижает уровень бедности. экономика, которая это делает, экономика, которая улучшает благосостояние, сохраняя при этом природные системы, поддерживающие нас,
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
динамичная экономика; устойчивая и инклюзивная экономика, низкоуглеродная экономика [6].
В резолюции Совета министров ОЭСР, принятой в мае 2011 года в Париже, были подчеркнуты природа и преимущества «зеленой» экономики в решении ключевых экологических проблем. В нем говорится: «Зеленый рост способствует экономическому росту и развитию, обеспечивая при этом сохранение природных ресурсов и продолжение предоставления ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит наше благополучие[7].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ.
При этом «зеленая» экономика должна стать катализатором инвестиций и инноваций, которые лежат в основе устойчивого роста и ведут к новым экономическим возможностям. Нам нужен «зеленый» рост, потому что, поскольку экономический рост продолжает разрушать природный капитал, риски для развития возрастают.
Если эту тенденцию не остановить, она может привести к увеличению дефицита воды и других ресурсов, увеличению загрязнения, изменению климата и необратимой утрате биоразнообразия.
Такое давление может подорвать будущие перспективы роста, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, замена природного капитала физическим капиталом становится все более дорогостоящей. Например, по мере того, как водные ресурсы истощаются или загрязняются, требуется дополнительная инфраструктура для обеспечения и очистки воды. Во-вторых, изменения не всегда происходят по плавной и предсказуемой траектории. Например, запасы некоторых видов рыб внезапно исчезли после нескольких лет очень медленного сокращения. Если мы хотим сохранить достигнутые за последние пятьдесят лет успехи в уровне жизни, мы должны найти новые способы производства и потребления и даже переосмыслить наше представление о прогрессе и о том, как мы его измеряем» [8, стр. 42].
«Зеленая» экономика - это новая модель экономического развития, целью которой является повышение благосостояния населения и достижение социального равенства при одновременном снижении экологических рисков и экологического дефицита. Многие страны приняли политические решения о переходе на возобновляемые источники энергии, решительном продвижении органического сельского хозяйства и повышении продуктивности земель и воды. В развитых странах потребительскую культуру накрыла «зеленая» волна. Мир накопил опыт использования различных инструментов «зеленой экономики» в своей национальной политике и стратегиях развития.
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
В научной теории существует несколько определений «зеленой экономики». Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - это особая отрасль экономики, которая считает, что ее целью является повышение благосостояния человека и обеспечение социальной справедливости при минимизации риска изменения окружающей среды.
Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана рассматривает «зеленую» экономику как направление политики. Его цель -содействие низкоуглеродному и экологически устойчивому экономическому развитию для всех секторов общества.
Обобщая эти направления, «зеленая экономика» означает экономическую сеть, которая улучшает окружающую среду и экологическое качество жизни на экономически выгодной и долгосрочной основе, включая косвенную экономическую эффективность, сокращение бедности и широкое использование, а также понимают институциональные механизмы. состоит из чистой энергии, водных и устойчивых земельных ресурсов населения [9, с. 7-8].
Утверждение решения Президента Республики Узбекистан от 24.02.2021 № РР-5005 «Об утверждении стратегии управления водными ресурсами и развития ирригационного комплекса в Республике Узбекистан на 2021-2023 годы» с принятием Программы государственного управления создана нормативно-правовая база развития «зеленой экономики» для формирования стабильного и высокопроизводительного сельского хозяйства в нашей стране[10].
В рамках данного решения разработаны и осуществлены планы Государственной программы на 2021-2023 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.02.2021 №95.
Эффективное использование имеющихся земельных и водных ресурсов на 2020-2023 годы, рациональное размещение сельскохозяйственных культур под урожай 2020 года и прогнозные объемы производства, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 декабря № 1025. 2019 года, включая комплексный план ввода в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
В настоящее время необходимо расширить и углубить деятельность государственных организаций в сфере мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель. В целях диверсификации сельскохозяйственных культур, внедрения водосберегающих технологий орошения, реализации проекта по совершенствованию ирригационной и дренажной системы, проведения оперативных исследований на орошаемых площадях, включенных
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
во второй этап, и их мелиоративных программ по оценке земель этими учреждениями необходимо обеспечить совершенствование механизма регулирования оказания услуг в своих сферах деятельности. Сохранение и улучшение экологического и агромелиоративного состояния орошаемых земель позволяет перейти к «зеленым технологиям» развития сельского хозяйства [9].
Популярность концепции «зеленой экономики» требует расширения использования экономических инструментов охраны окружающей среды.
Одной из областей, в которой некоторые страны добились успеха, являются «зеленые» государственные закупки. Ежегодно развитые страны тратят сотни миллиардов долларов на приобретение товаров и услуг для общественных нужд.
В свою очередь, государственные закупки в Узбекистане составляют 1 процент валового внутреннего продукта страны. В связи с этим среди товаров, активно продвигаемых в рамках концепции «зеленых» покупок в развитых странах, можно выделить энергосберегающую компьютерную технику, офисную мебель из экологически чистых материалов, переработанную бумагу и другие. Зачастую основным критерием выбора того или иного поставщика является минимальная цена.
Основная опасность такого подхода состоит в том, что он не учитывает потери, которые может понести государство из-за негативных экологических последствий производства и потребления покупных товаров.
«Зеленые» госзакупки подразумевают наличие четких требований к таким факторам, как технологии производства и сырье с точки зрения тендеров. Практика показывает, что эти показатели в большинстве случаев легко определяются и включаются в технические спецификации тендерной документации.
Введение государством новых требований по использованию вторичного сырья при производстве продукции, закупаемой для государственных нужд, обеспечивает потребление гражданами качественной продукции, а также косвенно стимулирует других поставщиков и производителей к повышению энергоэффективности, экологически безопасных направлений и качество товара силы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучить теоретические основы становления и развития концепции «зеленой экономики», рассмотреть множество различных инициатив и разработок международных программ по охране и сохранению окружающей среды, в частности, изучить процессы деградации. Определение показателей
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
прогноза дефицита сельскохозяйственных земель и водных ресурсов в нашей стране позволяет сделать следующие выводы:
1. «Зеленая экономика» — экономическая деятельность, связанная с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которая приводит к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, не подвергая будущие поколения серьезным экологическим рискам или экологическому дефициту.
2. «Зеленая экономика» включает виды и результаты экономической деятельности, способствующие улучшению качества жизни и среды обитания населения, наряду с модернизацией и повышением эффективности производства.
3. Сельское хозяйство Узбекистана имеет значительный потенциал роста благодаря обширным земельным ресурсам и признанному качеству органических продуктов, востребованных на международном торговом рынке.
4. Необходимо реализовать потенциал аграрного сектора экономики Казахстана путем перехода к устойчивому сельскому хозяйству, что позволит восстановить плодородие земель и создать новые рабочие места для населения. независимость населения и государства от импорта продовольствия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):
1. Идтисодиёт ва молия вазирлигининг "Яшил" ик;тисодиётни
https://api.mf.uz/media/document files/yillik hisobot.
2. Fermer xo'jaligi iqtisodiyoti. O'quv qo'llanma / O'.P. Umurzoqov, A.J. Toshboyev, A.A. Toshboyev; mas'ul muharrir: Ch.Murodov; O'zR Oliy va o'rta ta'lim vazirligi. - T.: «IQTISOD-MOLIYA», 2007 y. 228 bet.
3. https://uzreport.news/society/2030-yilga-borib-o-zbekistonda-7-mlrd-kub-suv-yetishmaydi
4. O'zbekiston Respublikasi Prezidentining 04.10.2019 yildagi PQ-4477-sonli "2019 — 2030-yillar davrida O'zbekiston Respublikasining "yashil" iqtisodiyotga o'tish strategiyasini tasdiqlash to'g'risida"gi qarori;
5. Pearce D. W., Markandya A., Barbier E. R. Blueprint for a green economy. London: Earthscan Publications Ltd.;. 1989. 192 p.
6. ^mnn HKTHCogneT: ^apcnHK. /A.B.BaxaSoB, ffl.X.Xa^HSaKHeB Ba 6omK;anap. -TomKeHT.: "Universitet", 2020. -262 6.
ривожлантириш
буйича
йиллик
хдсобот
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
7. Акты Генеральной конференции, 36-я сессия, Париж, 25 октября - 10 ноября 2011 г., т.1: Резолюции, https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pffl000215084_ms
8. М.И. Юлдашев, Ф.А. Юлдашев, Ш.ИДурбонов, Яшил иктисодиёт,. Илмий монография,-Т.: «Молия» нашриёти, 2024 йил, 234 Ь.
9. Вахабов А.В., Хажибакиев Ш.Х. Жахонда "яшил иктисодиёт" асосида кишлок хужалигини ривожлантириш тажрибаси ва муаммолари "Иктисодиётни модернизациялаш шароитида минтакавий агросаноат мажмуаларини ривожлантириш йуллари" мавзусидаги республика илмийамалий конференцияси материаллари туплами. -Т.: "Университет". 2017. 3-10 б.
10. O'zbekiston Respublikasi Prezidentining 24.02.2021 yildagi PQ-5005-son "O'zbekiston Respublikasida suv resurslarini boshqarish va irrigatsiya sektorini rivojlantirishning 2021 — 2023-yillarga mo'ljallangan strategiyasini tasdiqlash to'g'risida"gi qarori;
11. O'zbekiston Respublikasi Prezidentining 02.12.2022 yildagi PQ-436-sonli "2030^^^ O'zbekiston Respublikasining "yashil" iqtisodiyotga o'tishiga qaratilgan islohotlar samaradorligini oshirish bo'yicha chora-tadbirlar to'g'risida"gi qarori;