ственным жильем или не довольны им. Большое количество женщин также отмечают как одну из причин малодетной семьи низкую социальную помощь со стороны государства (56,25 % из первой группы; 63,64 % из второй группы и 75 % из третьей группы). При анкетировании была предложена также такая причина малодетной семьи, как приоритет карьеры. Незначительное количество опрашиваемых выбирали данный показатель, а именно 20 человек из 112 (17,86 %) из первой группы; 9 человек из 55 (16,36 %) второй группы и 1 человек из 4 (25 %) из
третьей группы, объяснением чего, на наш взгляд, является желание повысить свои денежные доходы.
Из проведенного опроса следует, что женщины оценивают качество своей жизни как низкое или удовлетворительное и, как следствие, не хотят или не могут воспитывать большое количество детей в своей семье, что соответственно влияет на демографическую ситуацию в Тамбовской области.
Поступила в редакцию 30.10.2006 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТОЧКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА РОССИИ
Р.В. Трегубов
Tregubov R.V. The use of high-technology defense industry for creating Russian point of innovation breakthrough. The author notes that the main factor which determines the opportunity of innovational breakthrough in Russia is domestic high-technology complex and defense industry. Despite the deep economic crisis which to a considerable degree touched upon the defense industry, Russian high-technology complex maintained its high status, and its cadres are still capable of generating latest high-technology ideas and creating on their basis latest generation of equipment. Russian high-technology complex can become the lever, which will pull the country out of the economic crisis. The complex still remains multifold, highly technological, the living picture of the past power, of people’s creative ideas, professionals’ managerial abilities.
Взаимодействие цивилизаций в геополитическом поле играет важнейшую роль в дальнейшей судьбе России. Безвозвратно ушел в прошлое двухполюсный мир. Опасная тенденция ближайших десятилетий состоит в формировании однополярного мира во главе с единственной современной сверхдержавой - США. Однако исторический опыт показывает, что неоднократно провозглашавшиеся в прошлом подобные амбициозные цели неизбежно терпели крах. Так было с кочевой Монгольской империей, ненадолго охватившей большую часть Евразии, с Римской империей, с Британской империей. А главное - претензии на мировое господство встречают неизбежно растущее сопротивление иных стран и цивилизаций, которые не хотят и не могут превратиться в вассалов мировой сверхдержавы. Именно в этом противостоянии лежит корень возможного столкнове-
ния цивилизаций, о котором предупреждали
Н.Н. Моисеев [1] и другие ученые [2].
Реализация стратегии инновационного прорыва открывает возможность преодолеть сложившиеся в 90-е гг. негативные тенденции в динамике структуры внешней торговли России в условиях неолиберальной модели глобализации и резкого повышения открытости экономики. Во вступительном слове на совместном заседании Совета безопасности и президиума Государственного Совета 24 февраля 2004 г. Президент России В.В. Путин отмечал, что страна накопила колоссальный научный потенциал, имеет подготовленные кадры и перспективные заделы практически по всему спектру современных технологий. Но этим естественным конкурентным преимуществом, которое создавалось несколькими поколениями ученых и конструкторов, мы еще эффективно пользоваться не умеем.
Ключевая проблема в том, что научные открытия и изобретения у нас так и не становятся работающим капиталом, они не вызывают делового интереса у инвесторов, не приносят значимого дохода их авторам. Необходимо сформировать принципиально новые отношения науки, бизнеса и государства, отношения, в которых разделение полномочий, ответственности и рисков происходит на всех этапах инновационного процесса - от научной идеи до конечного продукта. Инновационная сфера потребует нового качества как государственного, так и корпоративного управления. На государстве лежит основная ответственность за формирование и развитие современной научной среды, за подготовку кадров, финансирование перспективных фундаментальных и многих прикладных исследований.
Реализация этих замыслов обеспечит востребованность результатов отечественных научных исследований и изобретений, станет импульсом для разработки и последовательного осуществления стратегии инновационного прорыва.
Для осуществления инновационного прорыва необходимо использовать те отечественные потенциалы, которыми страна обладает в силу геостратегических, природных, исторических и иных причин. Здесь в первую очередь имеются в виду достаточно продвинутые отечественные естественные монополии и прежде всего минерально сырьевой комплекс, оборонно-промышленный комплекс, высокотехнологичный комплекс (ВТК), доставшийся в наследство от СССР, научно-технологический комплекс (НТК), также доставшийся нам от СССР и пока частично сохранивший на должном мировом уровне свой потенциал. Важнейшей характеристикой жизнеспособности экономики в современных условиях является состояние науки, передовых технологий, технологической базы, определяющих в конечном счете конкурентоспособность отечественной продукции.
Процесс деградации научно-технической сферы России разворачивается на фоне активного формирования в промышленно развитых странах Запада материально технической базы XXI в. - базы постиндустриального общества, основу которого составляют технологии высочайшего, шестого техноло-
гического уклада. В России же доминирует четвертый технологический уклад, практически только в оборонном комплексе связи и банковском деле получил распространение пятый уклад.
Главным фактором, обусловливающим возможность инновационного прорыва России, является отечественный ВТК и оборонно-промышленный комплекс. Несмотря на глубокий экономический кризис, затронувший в значительной мере оборонную промышленность, российский высокотехнологичный комплекс сохранил свой высокий статус, а его кадровый состав все еще способен генерировать новейшие технологические идеи и создавать на их базе новейшие поколения техники. ВТК России способен стать рычагом, который вытащит страну из экономического кризиса. Этот комплекс до сих пор остается многопрофильным, высокотехнологичным, олицетворением не только былого могущества, но и творческой мысли народа, организаторских способностей специалистов управленцев.
В ВТК России в настоящее время входит около 1700 предприятий различных форм собственности. Структура отечественной высокотехнологичной промышленности формально все еще похожа на ту, которая была в СССР («девятка» министерств), сохранилась отчасти и внутренняя организация многих производств, за исключением, фрагментов, дислоцированных на территории других стран - членов СНГ и стран Балтии. В результате многократного сокращения оборонного заказа и вытеснения отечественного оборудования импортным производственные мощности ВТК используются всего лишь на 20 % по гражданской продукции и на 12 % по оборонной продукции. Данные по 732 ведущим предприятиям ВТК сведены в таблицу 1 [3].
В экономике России ВТК по-прежнему оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и во многом определяет общий промышленно-технологический уровень и конкурентоспособность отечественной продукции. Доля ВТК в производстве наукоемкой и высокотехнологичной продукции как военного, так и гражданского назначения проиллюстрирована в таблице 2.
Таблица 1
Загрузка производственных мощностей высокотехнологичного комплекса (в %)
Наименование отраслей Использование среднегодовой мощности
всего по объему товарной продукции в том числе
по оборонной продукции по гражданской продукции
Всего 16,0 20,2 12,4
Авиационная промышленность 15,0 22,5 11,4
Промышленность боеприпасов и спецхимии 10,4 16,9 4,5
Промышленность вооружений 22,0 20,3 22,4
Промышленность средств связи 17,6 16,9 17,5
Радиопромышленность 17,6 16,9 17,5
Ракетно-космическая промышленность 21,3 23,2 16,6
Судостроительная промышленность 19,3 21,8 16,3
Электронная промышленность 20,5 25,0 11,7
Таблица 2
Доля ВТК в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции на 2004 г. (в %) [3]
Авиационная техника 100
Гражданский космос 100
Судостроение = 90
Изделия электронной техники = 100
Радиоэлектронная аппаратура = 90
Оптическое приборостроение 100
Средства связи Свыше 70
Медицинская наука (в том числе наукоемкая импортозамещающая) = 60 (90)
Промышленные взрывчатые вещества 100
Особо следует отметить российское машиностроение в составе ВТК, которое сохраняет позиции, близкие к передовым, по четырем направлениям: ракетостроение, авиастроение, космическая техника, судостроение. В 2003 г. предприятиями комплекса произведено около 32 % продукции отечественного машиностроения, причем доля ВТК в машиностроительном экспорте России составила почти 35 %. С ВТК во многом связано и энергетическое машиностроение России. ВТК обеспечивает значительную долю экспорта наукоемкой продукции гражданского назначения.
Усугубляет положение резкое ухудшение состояния научной составляющей ВТК. В последнее время произошло значительное сокращение объемов финансирования НИОКР. Сокращение бюджетных ассигнований на науку и ОКР привело к свертыванию работ по многим начатым перспективным разработкам, к остановке работ по более чем 50 перспективным технологиям, в том числе
в таких важных областях, как радио и оптическая локация, новая вычислительная техника, двигательные установки.
Несмотря на некоторый рост производства ВТК с 1999 г., его объем все еще ниже уровня 1991 г. в 2,5 раза (рис. 1).
Большинство проблем, связанных с выработкой новой инновационно-технологической политики, в той или иной степени связано с анализом состояния и перспектив ВТК и ОИК.
Важнейшее направление реформирования ОИК - его реструктуризация. Реформирование ОИК тесно связано с необходимостью разработки сценария на основе жесткой увязки мероприятий по его реструктуризации и формированию современного типа ВТК, с задачами военного строительства и реальными финансово-экономическими возможностями государства. Основной задачей ОИК на перспективу является полное обеспечение определяемых военной доктриной и планами военного строительства потребностей Воору-
Годы
Военная продукция —■—Гражданская продукция —А—Товарная продукция - всего
Рис. 1. Динамика объема производства предприятий высокотехнологического комплекса (в % к 1991 г.)
женных сил и других войск России в системах, комплексах и образцах вооружения и военной техники отечественного производства.
Для достижения основной цели развития ОПК в существующей системе угроз, при ограниченных ресурсах, основным содержанием структурной политики в комплексе должно стать:
- сокращение ресурсоемкое™ ОПК с одновременным повышением его эффективности;
- сопряжение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использования двойных технологий и диверсификации для достижения основной цели развития комплекса;
- перенос акцента в финансировании государственного оборонного заказа с закупок вооружений и военной техники на военные НИОКР, обеспечивающие формирование задела для перспективных образцов и систем вооружений во второй половине текущего десятилетия;
- эффективное использование потенциала ОПК для развития гражданских секторов экономики.
Основой стратегии развития ОПК являются Концепция развития вооружения, военной и специальной техники на период до 2015 г. и Государственная программа вооружений на 2001-2010 гг. Государственная программа представляет собой комплекс целевых программ создания, производства и оснащения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой по видам вооружений и военной техники.
Целевые программы вооружения формируются исходя из задач, стоящих перед Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, определенных Военной доктриной Российской Федерации, планами применения Вооруженных сил в войне и планами военного строительства в Российской Федерации.
Каждая целевая программа по виду вооружения, военной и специальной техники
должна предусматривать выполнение НИОКР по созданию опытного образца вида вооружения, военной и специальной техники, его испытание и принятие на вооружение, подготовку серийного производства и задания по объему производства на планируемый период и при необходимости мероприятия по обеспечению жизненного цикла этого вида вооружения.
Порядок финансирования Государственной программы вооружений будет изменен. Если в настоящее время эта программа реализуется в рамках государственного оборонного заказа на год, что не позволяет предприятиям планировать свою производственную деятельность даже на ближайшую перспективу, то в дальнейшем, по мере введения порядка разработки наряду с годовым федеральным бюджетом финансового плана на три года появится возможность устанавливать в рамках государственного оборонного заказа на текущий год задания на последующие два года и заключать долгосрочные договора (2-3 года), в первую очередь на разработку и поставку вооружений и военной техники с длительным циклом создания.
В последнее время был принят ряд новых решений, направленных на подъем ВТК. Будущее комплекса, как отмечается в этих решениях, зависит от правильного управления тремя процессами - разработкой и производством вооружений и военной техники по гособоронзаказу, организацией военнотехнического сотрудничества и изменением структуры российской экономики через преодоление технологических разрывов между оборонными и другими отраслями промышленности.
Крайне низкий уровень оплаты труда (вдвое ниже среднего по России) вызвал интенсивный уход из научных и проектных организаций ВТК наиболее активных и перспективных специалистов. Потеря квалифицированных кадров ускоряет вызванные недостаточностью ассигнований деградацию и разрушение уникальной экспериментальной и испытательной базы.
Стратегия технологического развития России должна в корне измениться. Следует отказаться от замкнутого технологического пространства, т. е. от создания всего спектра технологий только собственными силами и не пропустить инновационно-технологи-
ческий прорыв других стран. Необходимо использовать технологические достижения развитых стран, организовать сотрудничество в этой области, прежде всего со странами -членами СНГ, стремиться к максимально широкой кооперации и международному разделению труда. Такого рода процессы происходят во всем мире. Уже отмечалось, что передовые в технологическом отношении страны создали единое технологическое пространство, что Россия должна войти в него на правах равного партнера, а по ряду направлений - побороться за роль лидера, для чего надо иметь достаточно высокий национальный технологический уровень.
Особо следует отметить роль технологий при создании новейших вооружений. Реформа Вооруженных сил приведет к сокращению их численности, а значит, необходимо компенсировать количественное сокращение качеством вооружений. Существенно возрастет наукоемкость оружия и всех систем, обеспечивающих его применение. Кроме того, обороноспособность страны потребует технологической независимости от внешних рынков. Поэтому, опираясь на международное сотрудничество и разделение труда, надо создавать такие технологии, которые не только обеспечат производство современных вооружений, но и повысят конкурентность российских товаров на международном рынке.
В условиях открытости российского рынка для зарубежных товаров успехи отечественной экономики будут определяться состоянием производства конкурентоспособной продукции. Нефть и другие природные ресурсы, которыми богата Россия, имеют и еще долго, видимо, будут иметь немалый спрос. В международном разделении труда Россия могла бы занять место сырьевого субъекта, обменивая продукты эксплуатации своих природных ресурсов на потребительские и инвестиционные товары с мирового рынка. Однако такая перспектива не устраивает нашу страну по ряду причин. Прежде всего необходимо иметь в виду, что традиционно значительная доля трудоспособного населения России занята в обрабатывающей промышленности. А география размещения центров обрабатывающей промышленности и сырьевого сектора такова, что не дает возможности достичь приемлемого уровня занятости населения. Поэтому ориентация на
развитие в основном сырьевого сектора экономики не может устраивать Россию не только в политико-экономическом, но и в социальном плане. Народ России способен поддерживать и развивать высокотехнологичные производства и не удовлетворится таким образом жизни, который определяется как потребительский. Перспективным товаром на мировых рынках будет прежде всего высокотехнологичная продукция. В наибольшей степени требованиям по конкурентоспособности и наукоемкости отвечает продукция высокотехнологичного комплекса России.
Экспорт вооружений всегда был одной из самых доходных статей внешнеторговой деятельности страны. На рисунке 2 представлена динамика российского (советского) военного экспорта (по данным американского агентства по контролю за вооружениями). Как видим, после распада СССР объемы военного экспорта резко упали. Однако в последнее время вследствие некоторого подъема в экономике страны, в том числе в ВТК, наблюдаются положительные тенденции и в военно-техническом сотрудничестве [4].
Потенциал роста для усиления этих тенденций довольно велик. По показателям конца 80-х гг. можно судить о возможности увеличения объемов продаж оружия в случае
восстановления хотя бы части утраченных позиций на мировых рынках. Однако к приведенным выше данным следует относиться с осторожностью. Они отражают сведения об объемах поставок оружия из СССР импортерам, но отнюдь не объемы фактических поступлений средств в казну. Многое экспортировалось в кредит, возврат которого с самого начала считался проблематичным.
Практика наиболее развитых стран показывает, что 50-60 % оборонных научных разработок и технологий имеют высокую потенциальную эффективность и могут применяться и при производстве гражданской продукции и продукции двойного применения. Освоение выпуска продукции двойного применения повышает устойчивость и адаптивность высокотехнологичного комплекса к неритмичному бюджетному финансированию, а их использование в гражданском секторе усиливает его конкурентоспособность на мировом рынке. Именно поэтому развитие ВТК и реализация его продукции через военно-техническое сотрудничество поможет наукоемкой гражданской промышленности страны продвинуться на мировые рынки. Позиции российского оружейного бизнеса на мировых рынках сегодня достаточно прочны и выглядят предпочтительнее позиций про-
годы
Рис. 2. Динамика российского военного экспорта
изводителей гражданской продукции. Пример тому - экспорт авиационной техники военного и гражданского назначения. Так, самолеты марок «Су» и «МиГ» продаются сегодня во многие страны мира. В то же время, поставляя в определенные страны военную технику в рамках военно-технического сотрудничества, Россия получает шанс продолжения экономического сотрудничества с ними в других отраслях наукоемкой промышленности. Поэтому, помимо внедрения высоких технологий в производство гражданской продукции и повышения ее конкурентоспособности, военно-техническое сотрудничество может способствовать непосредственному продвижению такой продукции на мировые рынки.
Для того чтобы российский ВТК занял достойное место на мировых высокотехнологичных рынках, ему нужна серьезная поддержка государства прежде всего в части увеличения оборонного заказа. В ведущих западных странах основными заказчиками оборонных предприятий являются национальные армии. У нас же Министерство обороны заказывает единицы образцов боевой техники в год. То есть без иностранных заказов большинство предприятий давно закрылись бы вследствие нерентабельности единичного производства. И если в советские времена мы могли позволить себе роскошь производить для внутренних нужд и для
продажи различные образцы вооружений, то сейчас потребности российских Вооруженных сил необходимо координировать с программой заявок на экспортные поставки. Выживание оборонных предприятий за счет экспорта чревато ситуацией, когда весь доход от него приходится тратить на заработную плату и иные обязательные платежи. При этом не остается финансовых ресурсов на развитие производственно-технической базы, проведение НИОКР по созданию новых современных образцов вооружений, а это, в свою очередь, может в ближайшей перспективе привести к отставанию от ведущих мировых производителей оружия. Необходима государственная поддержка предприятий ВТК, причем не только в части увеличения государственного оборонного заказа, но и в плане государственной поддержки экспорта вооружений.
1. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.,1998.
2. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. 2-е изд. М., 2003.
3. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М., 2004.
4. Высокотехнологический комплекс и безопасность России. М., 2005.
Поступила в редакцию 10.10.2006 г.