Научная статья на тему 'Экспортные возможности оборонно-промышленного комплекса современной России'

Экспортные возможности оборонно-промышленного комплекса современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерасова Елена Анатольевна

In this article, the present condition and exporting opportunities of Russias Defense Industrial Complex, export dynamics and structural changes are considered. On the base of this analysis, the necessity of changing Russias place in the world economy is proven as well. Competition at the world market of arms and military equipment is analyzed, to show the need both of modernization of certain military products and reforming of Defense Industrial Complex in whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exporting Opportunities of Russias Defense Industrial Complex

In this article, the present condition and exporting opportunities of Russias Defense Industrial Complex, export dynamics and structural changes are considered. On the base of this analysis, the necessity of changing Russias place in the world economy is proven as well. Competition at the world market of arms and military equipment is analyzed, to show the need both of modernization of certain military products and reforming of Defense Industrial Complex in whole.

Текст научной работы на тему «Экспортные возможности оборонно-промышленного комплекса современной России»

Е. А. Ерасова

ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Российской Федерации представляют многофункциональные предприятия и НИИ, способные разрабатывать и производить современные виды вооружений, военной и специальной техники и разнообразной наукоемкой гражданской продукции. Его основу составляют акционерные общества, развивающиеся на базе долгосрочных программ и целого ряда законодательных и нормативных актов.

Оборонно-промышленный комплекс относится к наукоемкому и высокотехнологичному сектору российской экономики, отличающемуся достаточно высоким уровнем НИОКР в авиационной, ракетно-космической, электронной промышленности, производстве средств связи, радиопромышленности, промышленности вооружений, боеприпасов и спецхимии, атомном судостроении и других отраслях промышленности, входящих в его состав1.

В экономике современной России он играет важную роль, так как в нем сосредоточены высокие достижения в разработке и внедрении новых и новейших технологий, позволяющие существенно изменить структуру и национального производства, и внешней торговли страны. Усиление его позиций в экономике, ускорение дальнейшего развития — одна из основных стратегических задач России. Актуальность этой задачи определяется и характером современной международной ситуации с ее противоречиями и проблемами, и необходимостью изменения места России в мировой экономике, в том числе в мировом товарном экспорте и в обмене научно-техническими достижениями и информацией. Приходится учитывать и то обстоятельство, что на большинстве перспективных рынков, к которым в первую очередь относится рынок вооружений и военной техники, в настоящее время предъявляются очень высокие требования к качеству продукции и технологии производства, а также наличие многочисленных международных соглашений, регулирующих торговлю оружием и вооружениями2.

Елена Анатольевна ЕРАСОВА — канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики. В 1982 г. окончила Инженерно-экономический институт. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию. Сфера научных интересов — проблемы конкурентоспособности экспортной продукции и национального производства, международная стандартизация продукции и услуг, международная торговля и конъюнктура мировых товарных рынков. Автор свыше 60 публикаций.

© Е. А. Ерасова, 2008

Производство наукоемких отраслей России в 2006 г. имело следующую структуру. В общем его объеме авиационная промышленность составляла 25,2% выпуска, радиопромышленность — 15,3, ракетно-космическая промышленность — 13,4, судостроение — 11,4, промышленность вооружений — 11,3, производство боеприпасов и спецхимии — 10,7, средств связи — 8,7, электронная промышленность — 4% 3. Производство военной продукции при этом составляло 58% всей продукции ОПК, в том числе произведенной по государственному заказу — 24,4% 4.

В экспортных поставках продукции российского ОПК значительно увеличилась доля авиационной промышленности, достигнув в 2006 г. 49,9% всего объема военного экспорта (2005 г. — 33,5%). Доля военно-морской техники и вооружений значительно снизилась по сравнению с 2005 г. — до 27,3% (2005 г. — 48,1%), доля средств ПВО выросла до 9,2% (2005 г. — 5,1%)5. Значительно увеличились объемы продаж продукции специального назначения (за 2004-2006 гг. в 15 раз). В 1,5 раза возросло и количество заказов. Существенно расширился спектр экспортируемого спецоружия.

Общая динамика экспорта продукции ОПК России представлена на рисунке. Как видно из диаграммы, экспорт за 2000-2006 гг. увеличился в 1,8 раза.

3 6

о

о 5

О

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Годы

Источник: данные Центра анализа стратегий и технологий за 2006 г. (www.cast.ru). Развитие экспорта продукции ОПК России в 2000-2006 гг.

7

4

3

2

0

Основной объем экспортных поставок обеспечивает Рособоронэкспорт, который в 2000 г. экспортировал продукции на 3,09 млрд долл., в 2001 — на 3,32, 2002 — на 4,03, 2003 — на 5,08, 2004 — на 5,12, в 2005 г. — на 5,51 млрд долл.6 В 2006 г. объем, правда, несколько снизился — до 5,3 млрд долл. При этом 89,7% пришлись на поставки продукции военного назначения: 47% — на вооружения и военную технику, 23,9 —

на оборудование и комплектующие изделия, 17,4 — на ЗИП, 1,4 — на НИОКР, 10,3 — на работы и услуги (в том числе 4,4 — на ремонт техники, 3,6 — на модернизацию вооружений и военной техники), 2,3% — на другие услуги 7.

В последние два года выросли и инвестиции государства в ОПК. Частные же инвестиции пока практически отсутствуют. Их увеличение возможно только по мере роста спроса на продукцию (военную и гражданскую), производимую в ОПК, и при гарантии окупаемости вложенных средств. В 2007 г. по утвержденному пакету заказов объем экспортных поставок российского вооружения и военной техники должен был превысить 7,5 млрд долл. 8 Предполагалось, что значительную часть их составит экспорт авиационной военной техники (в мировом ее экспорте на долю России до сих пор приходилось 15 %) 9 .

По данным Исследовательской службы конгресса США и Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ), Россия занимает 3-е место, а по данным Лондонского международного института стратегических исследований — 4-е место среди мировых экспортеров продукции ОПК. Основным конкурентом США на мировом рынке оружия и военной техники эксперты считают именно Россию, особенно на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока10.

Несмотря на острейшую конкуренцию на мировом рынке, Россия успешно осваивает его новые ниши11, взаимодействуя с 82 странами. Азиатско-Тихоокеанский регион при этом является наиболее крупным импортером российских вооружений. На государства Центральной, Восточной и Южной Азии в 2006 г. пришлось 65% общего объема их экспорта (4,2 млрд долл). Среди основных импортеров вооружений в Азии — Индия, Китай, Вьетнам и Южная Корея12. С Индией и Китаем отношения имеют стратегический характер. На их долю приходится более 80% общего объема данного российского экспорта. Доля Китая в общем объеме российских военных поставок оценивается примерно в 50%13, и по итогам 2006 г. Китай стал крупнейшим импортером российского вооружения и военной техники14. В рамках отношений с Индией реализуется предусмотренная межправительственным соглашением программа долгосрочного сотрудничества на период до 2010 г., включающая конкретные проекты по поставкам, организацию лицензионного производства для всех видов вооруженных сил Индии, модернизацию устаревших систем оружия, совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Увеличился за рассматриваемый период объем поставок военной техники и вооружений и в государства Латинской Америки и Карибского бассейна — с 0,5 до 7,7% от общего их объема (достигнув около 0,5 млрд долл.), прежде всего за счет поставок в Венесуэлу и Мексику

Удалось удержать позиции также на рынках государств Центральной, Восточной и Южной Европы. И хотя их доля в соответствующем российском экспорте невелика (около 3,8% по итогам 2006 г.), для России это — важное экспортное направление, на котором основным партнером является Греция15.

Растет экспорт продукции ОПК и в страны СНГ, хотя пока удельный вес его в общем объеме экспорта — всего немногим выше 1%. Но в стоимостном выражении по сравнению с 2005 г. он увеличился вдвое — благодаря заметному увеличению поставок, прежде всего в Азербайджан, Армению, Белоруссию и Узбекистан16 .

Военно-техническое сотрудничество со странами СНГ характеризуется несколькими основными направлениями: оказанием военно-технической помощи, проведением совместных работ по производству, модернизации и ремонту вооружения и техники, созданием совместных предприятий, обучением (на льготных условиях) военнослужащих из

этих стран в российских военных вузах и реализацией гибкой и дифференцированной ценовой политики в области военных поставок. Наиболее благоприятные условия для закупок российской военной техники создаются партнерам по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ): Армении, Беларуси, Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану (правда, с одной существенной оговоркой: приобретаемая военная техника должна поступать на вооружение национальных воинских формирований, включенных в состав коллективных сил быстрого развертывания. Только в этом случае цена поставляемой продукции будет соответствовать закупочной цене, по которой она поставляется для российской армии) 17.

Вместе с тем ограниченность финансовых ресурсов и большие обязательства по заключенным контрактам приводят в ОПК к определенным проблемам, связанным с удовлетворением внутреннего спроса на его продукцию. Предприятия ОПК в меньшей степени заинтересованы в выполнении соответствующих госзаказов, чем в поставках на внешние рынки.

К конкурентным преимуществам России на мировом рынке вооружений и военной техники относятся не только ценовые. Российское оружие во многих странах мира признается конкурентоспособным и благодаря его техническим преимуществам, долговечности, надежности и простоте в эксплуатации18. В то же время российскими экспортными организациями и корпорациями проводится уже и определенная маркетинговая политика, предусматривающая, например, регулярное участие в международных выставках военной техники и авиасалонах 19.

В период с 7 по 11 февраля 2007 г. на индийской авиабазе Елаханка вблизи г. Бангалор состоялась шестая Международная авиационно-космическая выставка «Аэро Индия-2007» (Aero India-2007, Yelahanka Air Force Base), которая входит в десятку наиболее крупных специализированных выставок аэрокосмической техники в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Свою продукцию на данной международной выставке представили свыше 270 иностранных, в том числе 40 российских, компаний, среди которых ОАО «Авиационная холдинговая компания “Сухой”», Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Рособоронэкспорт», ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация “МиГ”», ОАО «Московский вертолетный завод им. Миля», ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие “Салют”», ФГУП «Завод им. В. Я. Климова», ОАО «Туполев», ОАО «Камов», ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», ОАО «Научно-производственная корпорация “Иркут”» и др. Была продемонстрирована практически вся номенклатура российской авиационной техники, авиационного вооружения и радиоэлектронного оборудования.

На 8-й Международной выставке и конференции по обороне «Айдекс» в 2007 г. Россия представила наибольшее число экспонатов, продемонстрировав модернизированную боевую машину пехоты БМП-3, боевую машину поддержки танков БМПТ, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», новую российскую бронированную машину «Выстрел» (ОАО «КамАЗ»), бронированный автомобиль КамАЗ-43269 и др. 20

Начавшийся подъем ряда отраслей ОПК позволяет рассчитывать на более последовательное выполнение ряда федеральных программ. Разработана стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 г., радиоэлектронной промышленности, промышленности боеприпасов, спецхимии, судостроительной промышленности на период до 2020 г., ОПК в целом как единого образования до 2015 г. и др. Особое значение имеет развитие национальной технологической базы на основе реализации следующих программ: «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.», «Развитие

электронной компонентной базы на 2007-2011 гг.», «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.».

В авиационной промышленности, например, средние темпы прироста объема продаж в период до 2015 г. должны достигнуть примерно 15% по гражданской авиационной технике, а по технике военного и гражданского назначения, вместе взятой, — 10%. В результате может существенно возрасти доля гражданской продукции в структуре доходов от реализации авиационной техники. Предусматривается увеличение средств, выделяемых на НИОКР в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России», дальнейшее участие государства в увеличении капитализации российских авиационных лизинговых компаний.

В радиоэлектронной промышленности, рынок продукции которой является одним из самых динамичных мировых рынков, соответствующий объем продаж, по экспертным оценкам, сможет увеличиваться ежегодно на 10%. Предусматривается обновление номенклатуры изделий и увеличение их экспорта каждые 3-5 лет. Вместе с тем часть отечественной электронной техники, в том числе производимой в ОПК, соответствует международным стандартам и успешно экспортируется. Это сверхвысокочастотные приборы, лазеры различного назначения, электронно-оптические преобразователи и ряд других изделий. Тем не менее в связи с недостатком инвестиций технологический уровень отечественного радиоэлектронного производства, особенно в области микроэлектроники, еще значительно отстает от высшего мирового.

По отдельным направлениям развития космической деятельности, в том числе в оборонных целях, Россия пока удерживает лидирующие позиции, так как имеет уникальный научно-производственный потенциал, прежде всего в производстве пилотируемых космических аппаратов. Политика в этой области с учетом потребностей ОПК определяется Федеральным законом «О космической деятельности» и другими нормативно-правовыми актами, космической программой на период до 2015 г., Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС) на период 20022011 гг. Но реализация и этих программ может дать эффект лишь при более активном использовании высоких технологий, в том числе нанотехнологий, и создании фонда развития космических технологий с участием как частного капитала, так и государства21. В то же время в высокотехнологичных отраслях российской экономики доля затрат на отраслевые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в общих объемах затрат на выпуск продукции составляет лишь 3,5-4,5% 22. На мировом рынке продукции наукоемких отраслей, объем которого, по экспертной оценке, составляет 2,5-3 трлн долл. в год, Россия присутствует пока в основном только на таких его сегментах, как ядерные технологии, вооружение и военная техника, ракетные двигатели, коммерческие запуски ракетоносителей и спутников, услуги телекоммуникационной и навигационной инфраструктур.

Между тем следует учитывать, что уже в ближайшей перспективе темпы роста мировой торговли будут зависеть в первую очередь от темпов роста экспорта наукоемкой продукции. В этой связи особой задачей становится повышение доли участия государства в финансировании инноваций, в том числе в ОПК. Полноценная государственная поддержка приоритетных направлений НИОКР и более взвешенные решения по целому ряду направлений, на которых страна реально может усилить свои конкурентные позиции, требуют создания механизмов, позволяющих воплотить еще имеющиеся у России разработки в области техники и технологии в конкурентоспособные изделия, уже в соответствии с решениями по

развитию науки и инноваций на период до 2010г. 23 РФ планирует к 2009 г. увеличить размер финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до 2% ВВП, а долю внебюджетных средств, направляемых на эти цели, — до 55%24. Важнейшей доминантой становится ориентация на создание и распространение технологических инноваций общемирового значения, производство продукции с высокой наукоемкостью, в частности авиатехнической, электронно-вычислительной техники, оборудования связи, технических систем со сложной структурой и т. д.25, с учетом того факта, что конкурентоспособность изделия тем выше, чем больше оно приближается к абсолютно новой и системной его технической разработке.

Советская оборонная промышленность была лидером в производстве многих видов вооружений. И современное российское военное машиностроение имеет реальную возможность производить конкурентоспособную продукцию. Но для этого нужны инвестиции, последовательное внедрение новых технологий и серьезная его реструктуризация. К тому же данная отрасль, как и многие другие, оказалась в России в значительной мере разрушенной, и сейчас в ней можно использовать в основном лишь то, что осталось от научно-технических и производственных достижений прошлого периода. Соответственно, и экспорт вооружений развивается главным образом за счет этих достижений. С внедрением новых технологий возникают большие сложности. Четкая программа технологической модернизации ОПК пока практически отсутствует, несмотря на большое количество принятых в этой области программ.

Машиностроительные компании с гибким менеджментом встречаются редко. Не в последнюю очередь в целом в РФ именно поэтому разрыв в уровне конкурентоспособности предприятий, занятых в добывающей и обрабатывающей промышленности, сократился очень незначительно. Соответственно, способность разрабатывать и выпускать конкурентоспособную продукцию в ОПК ограничена, что отрицательно сказывается и на обороноспособности страны.

Реформирование ОПК, в том числе замена старых кадров менеджерами XXI в., осуществляется недостаточно быстрыми темпами. Нормативно-правовая база, необходимая для модернизации военного производства, изменяется без должного учета значения повышения эффективности деятельности государства как собственника, без реформирования системы распределения налоговых платежей предприятий, и т. д.

Реальный подъем в отдельных отраслях ОПК начался только в 2006-2007 гг., прежде всего в авиационной, радиоэлектронной промышленности и в военном судостроении, в связи с созданием холдингов в этих отраслях. На мировых товарных рынках данные структуры в ОПК России стали довольно активно использовать доступные им результаты научно-технической революции, потенциал российской интеллектуальной собственности. В частности, Объединенная авиастроительная корпорация (созданная в соответствии с указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г.), консолидируя активы авиастроительной промышленности, решает задачи по концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для создания современной высокотехнологичной авиационной техники. Образованный с этой целью Общественный совет по техническому регулированию в авиастроении предусматривает существенное усиление позиций страны в международной конкуренции на соответствующем рынке 26.

Рособоронэкспорт еще в 2005 г., получив контроль над АвтоВАЗом, начал скупать разнообразные активы27. При этом проблема консолидации активов становится проблемой сохранения контроля над ними. Однако многое будет зависеть не столько от хозяйственной эффективности госхолдингов, сколько от нового политического руководства страны.

Целью холдинга, созданного под контролем государства в металлургии (на базе ключевых предприятий специальной металлургии), является повышение конкурентоспособности предприятий ОПК при поставках сырья, производстве специальных сталей и сплавов, а также защита металлургических компаний от «последовательного захвата... данного сектора металлургии различными структурами, в том числе действующими в интересах иност-ранного капитала и нередко использующими противозаконные методы»28. Одной из причин создания в сфере ОПК государственной корпорации «Ростехнологии»29, кстати, стало введение санкций США против Рособоронэкспорта в августе 2006 г. 30 Эта госкорпорация получила особый правовой статус. Ее руководство назначается Президентом РФ без прямого контроля Правительства РФ, а дочерние компании (Оборонпром, Русспецсталь, Рособоронэкспорт, АвтоВАЗ, «ВСМПО-Ависма») могут осуществлять любые действия на рынке, включая IPO (Initial Public Offering — первичное публичное размещение акций).

Для усиления конкурентных позиций и, соответственно, экспортных возможностей российского ОПК его менеджменту необходимо решить целый ряд стратегических задач, к которым относятся:

♦ обеспечение дальнейшего развития межгосударственного военно-технического сотрудничества с различными странами, в том числе членами ЕС, с целью организации совместного производства отдельных видов вооружений и военной техники;

♦ продолжение практики формирования в ОПК интегрированных структур (холдингов и концернов), а также стратегических альянсов совместно с фирмами развитых государств, новых индустриальных стран, а также государств СНГ, — прежде всего для организации совместных НИОКР и производства вооружений, с последующим экспортом военной продукции и технологий на рынки третьих стран;

♦ совершенствование системы экономического стимулирования экспорта вооружений;

♦ создание в ОПК различных фондов, в том числе фондов внебюджетных инвестиций;

♦ совершенствование системы обучения иностранного персонала для обслуживания поставляемой Россией техники и организация региональных центров сервиса в зарубежных странах.

Повышение уровня конкурентоспособности продукции и услуг ОПК требует системной государственной его поддержки и долговременной политики, направленной на сохранение и улучшение кадрового и на более эффективное использование технологического потенциала комплекса.

Использование научно-технических и экспортных возможностей ОПК — одно из важнейших стратегических направлений при решении проблем как обеспечения технологической независимости российской экономики, так и усиления влияния России в современном мире. Это вместе с тем и одна из важнейших предпосылок уверенного вступления нашей страны в эпоху информационного производства.

1 В машиностроительном комплексе России 1/3 общего объема выпуска продукции приходится на военное производство.

2 Например, Генеральная Ассамблея ООН в конце 2006 г. приняла специальную резолюцию «На пути к договору о торговле оружием: установление общих международных стандартов в отношении экспорта, импорта и передачи вооружений».

3 По данным аналитического доклада по вопросам бюджетного финансирования государственного оборонного заказа и экспортно-импортных поставок в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (см. официальный сайт Счетной палаты РФ - www.budgetrf.ru).

4 Cooper J. Military Expenditure in the 2005 and 2006 Federal Budgets of the Russian Federation. A research note prepared as background to the SIPRI Yearbook chapter on military expenditure. 2006. January (htpp://www. sipri.org/contents/milap/milex/publications/unpublished).

5 Составлено по: данные Центра анализа стратегий и технологий за 2006 г. (www.cast.ru).

6 Антипов А. В. Состояние и развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса // Красная звезда. 2006. № 2. С. 16.

7 Баварин А. С. Состояние и перспективы ОПК // Стратегия развития промышленности. 2007. № 2.

8 Материалы Управления военно-технического сотрудничества и кооперационных программ, пресс-служба Роспрома (www.rosprom.gov.ru/news).

9 Согласно оценке международных экспертов, в общем объеме мирового производства боевых самолетов только на АХК «Сухой» (включая лицензионное и совместное производство) приходилось 25% (The Military balance-2006. London International Institute of Strategie Studies (www.iiss.org/whats-new/iiss-in-the-press/ press-coverage-2006/may-2006/london-think-tank-iran-nukes-inevitable).

10 По материалам www.iiss.org,www.loc.gov,www.sipri.org,www.cast.ru .

11 Российский портфель перспективных военно-технических заказов вышел на уровень, достигнутый в СССР, и составил 23 млрд долл. (www.politmonitor.ru).

12 Там же.

13 Wang S. The military expenditure in China, 1998-2005 in SIPRI Yearbook 2005 (www.sipri.org).

14 По материалам www.salut.ru/Viewtopic.

15 Гаравский А. 1) Индийский вектор // Красная звезда. 2007. 17 янв. (http://www.redstar.ru/2007/01/17); 2) ОПК: старые проблемы и новые задачи // Красная звезда. 2006. 11 февр. (http://www.redstar. ru/2006/02/11).

16 По материалам www.cast.ru.

17 По данным Управления военно-технического сотрудничества и кооперационных программ и пресс-службы Роспрома.

18 Вместе с тем Россия пока еще серьезно отстает от своих конкурентов в производстве отдельных видов вооружений и военной техники. Так, американские и западноевропейские системы связи, радиоэлектронной разведки значительно превосходят по своим техническим характеристикам российские.

19 Следует отметить, что используемые современные маркетинговые технологии далеко не всегда приводят к ожидаемым результатам. Примером может служить выставка «МАКС-2007», на которую возлагали большие надежды по объему заключенных сделок.

20 По данным Управления военно-технического сотрудничества и кооперационных программ и пресс-службы Роспрома.

21 В стране создано несколько успешно функционирующих фондов подобного типа. Таков, например, Российский фонд развития высоких технологий.

22 Фролов И. Э. Состояние и развитие наукоемкого сектора промышленности в условиях посткризисного роста российской экономики // МЭ и МО. 2002 . № 3. С. 23.

23 Стратегия разработана в соответствии с решением Правительства РФ и развивает положения «Основ политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» (Письмо Президента РФ № 576 от 30 марта 2002 г. «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу»; Приказ Президента РФ № ПР-577 от 30 марта 2002 г. «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ»; Приказ Президента РФ № ПР-578 от 30 марта 2002 г. «Перечень критических технологий РФ» (innovbusiness.ru/pravo/search; http: //rebis.csti.yar.ru/law).

24 Инновации в предпринимательство. 2006. 6 апр. ( www.sciencerf.ru).

25 Доля расходов на НИОКР в стоимости продукции составляет около 14%, но в отдельных случаях достигает 20% (Там же).

26 Приказ № 83 от 15 апреля 2005 г. «Об образовании Общественного совета по техническому регулированию при Министерстве промышленности и энергетике РФ» (www.oil-gas.ru/news/view/).

27 Так, в конце 2006 г. Рособоронэкспорт приобрел 66% акций крупнейшего в мире производителя титана - корпорации «ВСМПО-Ависма»; провел переговоры о покупке доли в волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь» и включении металлургических активов «Мечела» в Русспецсталь.

28 www.polit.ru/news/2007/06/20.

29 Государственная корпорация «Ростехнологии» создана специально для содействия разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.

30 Чемезов С. На рыночных принципах оружие продавать, предприятия покупать. Госкорпорация нового типа разрушает бюрократическую систему управления ОПК (www.c-society.ru/wind.php? ID); Макиенко К. Нужно уменьшить закупки американских самолетов. Санкции Госдепа США: возможные последстваия и необходимые выводы (ВПК № 31 (147) 16-23 авг. 2006 г. (www.vpk-news.ru/article; society.ru/wind.php).

Статья поступила в редакцию 29 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.