Использование возможностей технологии блочно-тематического планирования на этапе введения ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных организаций
Грибанова Марина Владиславовна
ГОУ ВПО ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, г.Пермь
Ключевые слова:
Технология, модель, ФГОС, планирование, система, организация, метод
В статье представлен вариативный подход к использованию моделирования, проектирования и блочно-тематического планирования образовательного процесса ДОО в рамках требований
ФГОС дошкольного образования.
«Технология блочно - тематического планирования» - научно обоснованная, практико-ориентированная, системно организованная совокупность локальных и модульных технологий, методов, приёмов и форм трансформации образовательного пространства посредством моделирования, проектирования и вариативных форм планирования образовательного процесса в рамках концепции развивающего образования.
Практические материалы, выполненные в рамках принципов и форм технологии, раскрывают возможности оптимизации образовательного пространства ДОО, опосредуя процессы интеграции задач и содержания приоритетных направлений развития детей, процессы профессионального самоопределения и развития творческого потенциала педагогов, непосредственное участие родителей в образовательном процессе. Практико-ориентированные материалы много лет успешно используются с целью обогащения профессиональной компетенции педагогов в области развивающего образования, личностно-ориентированной педагогики, технологий моделирования, проектирования и тематического планирования образовательного процесса. В создании и апробации педагогических продуктов принимали участие методисты, психологи, логопеды и воспитатели ДОО Пермского края, специалисты дополнительного образования под научным руководством автора технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса Грибановой М.В.
Процесс введения ФГОС ДО в практику дошкольного образования носит инновационный характер, опосредующий сложный путь модернизации всего образовательного пространства дошкольной организации с использованием возможностей моделирования, проектирования и тематического планирования образовательного процесса.
На этапе инновационных преобразований можно выделить проблемы, возникающие в рамках реализации требований ФГОС ДО: необходимость замены традиционной учебно -дидактической модели взаимодействия с детьми на активные методы и технологии развивающей педагогики; сохранение инновационных процессов разного уровня с целью разработки и апробации содержания образования, психолого-педагогического и методического обеспечения образовательного процесса; введение системы мониторинга достижений педагогов и развития детей разного возраста; обеспечение устойчивого прогрессивного развития организации в новых условиях.
Использование возможностей технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса создаёт условия для:
- реализации принципа тематической организации образовательного процесса и системно организованного планирования образовательной работы в течение дня, недели, месяца, года, 4-х лет пребывания ребёнка в ДОО;
- моделирования и проектирования любого аспекта организации образовательно -развивающей среды;
- создания условий «событийности, содеятельности, сотрудничества» и прочих СО... субъектов педагогического процесса;
- реализации образовательных модулей интегрированного характера (познавательно-эстетического, художественно-эстетического, эколого-валеологического, физкультурно-логопедического и пр. характера);
- личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми; полилогического и диалогического общения;
- целесообразного и соразмерного использования проблемно-поисковых ситуаций (познавательного, эстетического и этического и др. содержания);
- интеграции логического, образного и творческого мышления детей, их оптимального, взаимопроникающего развития и др.
В рамках технологии, организация содеятельности педагога с детьми подчинена принципу тематической интеграции, как следствие 4\5 всего времени взаимодействия приобретает интегративный характер, что обеспечивает разные линии развития детей на материале конкретного содержания области познания - темы. Становление информационной культуры детей опосредовано технологиями формирования культуры естественнонаучного, эстетического и художественного познания; обучением детей основам логического (содержательно-обобщающего) и образного (субъективно-эмоционального) способов освоения образовательной информации.
Технология блочно тематического планирования требует от педагогов специальных компетенций в осуществлении следующих видов деятельности:
1.Моделирование вариативных аспектов педагогической деятельности. Продукт -концептуальные, концептуально-технологические, технологические и содержательные модели организации воспитательно-образовательного процесса.
2.Структурирование образовательной информации в рамках принципа тематической целостности предмета познания. Продукт - тематическая матрица.
З.Определение максимально возможного и ситуативно-целесообразного объёма работы с детьми в рамках темы познания. Продукт - тематический блок.
4.Гибкое планирование последовательности вариативных форм работы по освоению любой темы. Продукт - недельный тематический проект, календарная сетка тематических проектов на год.
5.Разработку проектов, опосредующих разностороннее развитие детей разного возраста, интеграцию способов логического и образного познания окружающего мира, совершенствование индивидуально-неповторимых способов освоения предмета познания. Продукт - тематические проекты «Углубление в тему».
6.Разработку конспектов вариативных форм образовательного взаимодействия с детьми интегрированного характера. Продукт - конспекты НОД.
Использование моделирования на разных уровнях структурирования современного образовательного пространства ДОО опосредует возможность выбора моделей разного вида.
1.Концептуальная модель. Представляет собой обобщённую модель объекта, процесса, явления и пр., которую требуется изучить (начальное состояние системы), модифицировать (внести инновационные идеи, замысел преобразований), апробировать (исследовать в практике, реализовать) с целью проверки и\или достижения поставленной цели. Основу концептуальной модели определяет совокупность идей (концептуальных положений, понятий) выраженных в форме знакового отображения структурных компонентов (элементов) модели. Концептуальная модель позволяет обозначить системообразующий элемент моделируемого явления; обозначить прогнозируемый результат, выделить своеобразие различных структурных (подструктурных) элементов
системы, характер их связей; смоделировать приоритетные направления достижения цели.
2.Концептуально - технологическая модель. Представляет собой модель-схему организационной структуры и направление процесса осуществления намеченных изменений. Назначение концептуально - технологической модели - построение нового варианта стратегии и определение тактических характеристик (задач, направлений реализации) какого - либо проектируемого процесса.
3.Технологическая модель. Представляет собой структурно-организованные ключевые характеристики предстоящей проектной деятельности (область изменений, цель, задачи, программное обеспечение, объективно доступные и требуемые дополнительные средства, результат, представленный измеряемыми показателями). Назначение - ясная формулировка целей, задач (например, предмета и объекта инновационной деятельности); определение приоритетных направлений предполагаемой деятельности, ресурсного обеспечения, оптимальных средств достижения цели; осмысление их целесообразности и соразмерности по отношению к задачам, конкретизация ожидаемого результата.
4.Содержательная модель. Цель модели - определение оптимального варианта содержательного компонента проектируемой системы, его объём, характер структурирования содержания в контексте предполагаемых изменений (например, тематическая матрица образовательной информации, блок - схема содержания предмета изучения, схемы анализа содержания образовательной области и др.).
5.Управленческая или функциональная модель. Позволяет установить внешние и внутренние связи (отношения), возникающие между субъектами инновационной деятельности, функциональные характеристики моделируемой системы.
Организация педагогического процесса в формате «технологии» допускает возможность оптимального использования совокупности программ, методических рекомендаций, пособий и методических материалов, отвечающих принципам единого концептуального формата -развивающего обучения. Успешно, в формате технологии, решаются задачи формирования информационной культуры детей и педагогов. Введение в качестве обязательных составляющих технологии когнитивного моделирования, проектирования разных аспектов работы требует от педагогов освоения приемов отбора, обработки, структурирования и трансляции образовательной информации в соответствии с возможностями, потребностями и реальным психологическим возрастом детей. Формирование информационной культуры детей опосредовано практикой активного применения технологий организации культуры обыденного, естественнонаучного, эстетического и художественного познания; обучением детей элементам логического (понятийного) и образного (субъективного) способов освоения информации.
В процессе становления «технологии» явно обозначились её приоритетные аспекты и возможности по отношению к традиционным моделям и технологиям организации образовательного процесса ДОУ. Использование технологии доказало необходимость и целесообразность введения практики моделирования, проектирования образовательного процесса; определило характер и видовое разнообразие используемых моделей. В инновационной практике подтвердилось предположение о приоритетной роли принципов построения целостного образовательного процесса: интеграции формального и образного путей освоения детьми содержания образовательной информации, тематической целостности и структурности информации транслируемой детям, развивающий и личностно-ориентированный характер взаимодействия, интегративный характер организации любой формы содеятельности педагогов с детьми.
Список литературы: