ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Быкова С. С. Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15340. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15340.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15340
УДК 371.132
Быкова Светлана Станиславовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой будущего педагога. Формирование профессиональной ответственности как профессионально-личностного качества будущего специалиста определяется как одна из основных задач личностного развития будущего учителя. В статье выявляются воспитательные возможности педагогических дисциплин в решении поставленной задачи. Ключевые слова: профессиональная ответственность, педагогические дисциплины, модульная программа обучения.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Повышение качества подготовки будущих педагогов подтверждается введением новых приоритетных программных документов, таких как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Концепция инновационного развития России до 2020 года», «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Особая роль отводится концепции профессионального стандарта педагога, которая рассматривается сегодня как ориентир для профессионально-личностного развития будущего учителя. В профессиональном стандарте педагога усиливается требование к повышению ответственности будущего специалиста за результаты своего труда. В этом контексте профессиональная ответственность выступает как профессионально значимое качество будущего специалиста и является частью профессионализма.
В связи с этим на первый план в профессиональном образовании выходят задачи, связанные с согласованием требований основных образовательных программ, разработанных на основе действующих федеральных государственных образовательных стандартов, и требований, которые задаются профессиональным стандартом педагога и работодателями.
Выделим, что от выпускника бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» требуется овладение следующими компетенциями: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готовность использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность нести ответственность за результаты своего труда (ОПК-4). Анализ содержания стандарта, в том числе названных выше компетенций, позволяет определить в качестве сквозной задачи в подготовке будущего педагога формирование профессиональной ответственности как профессионально-личностного качества будущего специалиста, что также соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Быкова С. С. Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15340. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15340.htm. - ISSN 2304-120X.
В решении поставленной задачи необходимо обратиться к воспитательному потенциалу педагогических дисциплин. Контент-анализ учебно-методических комплексов по данным дисциплинам позволил определить, что большим потенциалом для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов обладает содержание раздела «Педагогики» - «Нормативно-правовое обеспечение образования. Управление образовательными системами». «Современные средства оценивания результатов обучения». В целом освоение содержания дисциплины позволит будущему педагогу быть компетентным в вопросах обеспечения прав и обязанностей субъектов образования, организации учебно-воспитательной деятельности в рамках своих должностных обязанностей и в конечном итоге - иметь активную нравственную позицию, которая будет выступать мотиватором нравственно-ценностного поведения в процессе выполнения им профессиональных обязанностей.
Для выявления исходного уровня развития профессиональной ответственности будущих педагогов была использована стандартизированная методика ценностных ориентаций М. Рокича в интерпретации Д. А. Леонтьева (1992) [1]. Нами были проди-агностированы 129 студентов очной и заочной форм обучения. Студентам предлагалось проранжировать ценности, которые входят в содержание понятия «профессиональная ответственность»: свобода, смысл жизни, социальная справедливость, ответственность, компетентность. Результаты представлены в таблице и на рисунке.
Ценности Группы студентов Свобода Смысл Жизни Соци- альная Спра- ведли- вость Ответ- ствен- ный Компе- тентный
1-я группа - студенты заочной формы обучения, не работающие в сфере образования 5,25 6,33 4,42 4,83 4,67
2-я группа — студенты очной формы обучения 5,08 5,26 4,36 4,78 4,73
3-я группа - студенты заочной формы обучения, работающие в сфере образования 4,75 5,43 5,00 5,29 5,32
Исходный уровень развития профессиональной ответственности будущих педагогов
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Быкова С. С. Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15340. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15340.htm. - ISSN 2304-120X.
Необходимо отметить, что все представленные ценности близки к ранговому значению 5, что соответствует значимости этих ценностей для будущих педагогов.
Для проверки достоверности результатов диагностики мы использовали T критерий Вилкоксона, U критерий Манна - Уитни. В таких ценностях, как свобода, социальная справедливость, различия не выявлены, значит, представления об этих ценностях у студентов одинаковые, тогда как ценности «смысл жизни», «ответственность», «компетентность» показали уровень статистической значимости (р < 0,05), следовательно, есть различия.
Ранговое значение ценности «ответственность» больше у студентов-заочников, работающих в сфере образования, что обусловлено их направленностью на профессиональную деятельность.
Представим опыт работы по формированию профессиональной ответственности будущих педагогов посредством реализации модульного обучения учебной дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования. Управление образовательными системами». «Современные средства оценивания результатов обучения».
Перспективность развития модульного обучения в профессиональном образовании задается федеральными государственными образовательными стандартами, которые ориентируют образовательный процесс на увеличение доли самостоятельной работы обучающихся. Целесообразность использования модульного обучения в рамках учебной дисциплины обусловлена, во-первых, организационными условиями, в соответствии с которыми 54 часа (из 108) отводится на самостоятельную работу студентов; во-вторых, тем, что изучаемые нормативно-правовые документы постоянно обновляются, следовательно, необходимо обеспечить такое построение учебного материала, при котором отдельные блоки были бы достаточно независимы друг от друга, что позволит быстро изменять или дополнять учебный материал каждого блока; в-третьих, тем, что возможность свободного модуля возлагает на будущего педагога немалую личную ответственность за результаты освоенных компетенций.
Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П. А. Юцявичене, в дальнейшем эти идеи получили развитие в работах Н. В. Борисовой, В. А. Ермоленко, А. А. Муравьевой, Г. К. Селевко и др.
Опираясь на результаты их исследований, можно определить, что основными функциями преподавателя при использовании модульного обучения становятся: мотивационная, организационная, консультативная и контрольная, тогда как другой субъект образовательного процесса - обучающийся - приобретает навыки самостоятельной работы, в том числе учится целеполаганию, планированию, самоорганизации и самоконтролю, что, безусловно, формирует профессиональную ответственность.
Представим один из модулей учебной дисциплины «Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности», направленный на формирование профессиональной ответственности у будущих педагогов. В контексте нашей работы мы принимаем определение понятия «модуль», данное П. А. Юцявичене [2]. Модуль - блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. В этом случае модуль выступает как программа обучения, персонализированная по содержанию, стратегии обучения, уровню самостоятельности, темпу усвоения учебного материала. В процессе разработки модуля во внимание принимается совокупность теоретических знаний и навыков, практических действий, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности.
Обозначенный модуль «Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности» имеет частную дидактическую цель - выработать
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Быкова С. С. Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15340. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15340.htm. - ISSN 2304-120X.
ответственность за выполнение возложенных обязанностей на педагога в деле обучения и воспитания (предполагаемое время, отводимое на освоение модуля, 8 часов: 2 часа - лекции, 2 часа - семинары, 4 часа самостоятельной работы). В структуре модуля определим уровни, необходимые для усвоения обучающимися:
1- й уровень: УЭ0-УЭ1-УЭ3-УЭ4-УЭ7-УЭ8.
2- й уровень: УЭ0-УЭ1-УЭ2-УЭ3-УЭ4-УЭ5-УЭ7-УЭ8.
3- й уровень: УЭ0-УЭ1-УЭ2-УЭ3-УЭ4-УЭ5-УЭ6-УЭ7-УЭ8.
В рамках разработанного модуля предполагалось соединение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Для организации самостоятельной работы нами использовались разные методы и средства, позволяющие организовать «встречу» субъективного опыта обучающегося со знаниями изучаемой учебной дисциплины. Следуя за интересом обучающихся к техническим средствам, мы организуем внеаудиторную самостоятельную работу посредством предоставления доступа к аккаунту. К примеру, студенты представляют отчетную информацию о своей работе в аккаунте (опорные конспекты, блок-схемы, интеллект-карты).
Итоговый контроль по результатам освоения учебной дисциплины с использованием модульного обучения показывает, что в процессе регулярной работы обучаемые приходят к сессионным испытаниям с высокими рейтинговыми баллами (от 65-75 баллов), что соответствует оценке «зачет» по дисциплине.
На основании вышеизложенного выделим ключевые особенности формирования профессиональной ответственности будущих педагогов:
1. Содержание дисциплины «Педагогика» имеет высокий воспитательный потенциал в направлении формирования профессиональной ответственности будущих педагогов.
2. Использование модульной программы обучения в рамках рассматриваемой дисциплины является эффективным, так как обучающиеся включаются в активную самостоятельную деятельность, работают в индивидуальном темпе обучения, что, безусловно, повышает их ответственность за результаты усвоения учебного курса.
Ссылки на источники
1. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: «Смысл», 1992. - 17 с.
2. Юцявичене П. Основы модульного обучения. - Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1989. - 219 с.
Svetlana Bykova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogy, Vyatka State University of
Humanities, Kirov
Educational potential of pedagogical disciplines in formation of professional liability of future teachers Abstract. The paper discusses issues related to the training of future teachers. Formation of professional responsibility as professional and personal qualities of the future specialist is defined as one of the main challenges for the development of the future teacher. The paper identifies educational opportunities of pedagogical disciplines within the stated problem.
Keywords: professional responsibility, teaching disciplines, modular training program.
References
1. Leont'ev, D. A. (1992) Metodika izuchenija cennostnyh orientacij, “Smysl”, Moscow, 17 p. (in Russian).
2. Jucjavichene, P. (1989) Osnovy modul'nogo obuchenija, Minvuz LitSSR, Vil'njus, 219 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 30.07.15 Получена положительная рецензия 02.08.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 02.08.15 Опубликована 24.10.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Быкова С. С., 2015
4