УДК 376.42
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
© 2019 О. Д. Коробко1, О. В. Любимова2
1 учитель высшей категории
e-mail: [email protected]
2 -
2учитель высшей категории
e-mail: lyubimova @mail.ru
Россия, Курск, Областное казённое общеобразовательное учреждение «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов уроков по окружающему миру в 3 классе по теме «Человек и общество» и в 4 классе по теме «Водные объекты и человек».
Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями слуха, виды работ с учебником, требования к учебнику, успешность обучения
В последние годы актуальным и в то же время спорным остаётся вопрос обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся данной категории должны получить образование, идентичное образованию сверстников. Обучение должно организовываться по адаптированной образовательной программе, разработанной образовательной организацией на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые содержат специальные требования, регламентирующие вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обеспечение учебно-методической литературой [Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014].
В процессе обучения детей с нарушениями слуха мы столкнулись с проблемой отсутствия специальной учебной литературы по учебному предмету «Окружающий мир», начиная с 3 класса начальной школы. Поэтому в своей работе мы решили использовать учебники массовых школ, рекомендованные и допущенные федеральным перечнем.
В школе для детей с нарушениями слуха учебник призван решать те же задачи, что и в массовой школе: помочь обучающимся усвоить основное содержание учебного предмета, научить пользоваться учебником как главным источником для получения и закрепления знаний. Учебник для обучающихся с нарушениями слуха должен отражать коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции [Виноградова 2001].
Проанализировав ряд современных учебно-методических комплектов по окружающему миру, состоящих из учебника, учебных пособий, методических разработок, дидактических и технических средств обучения, пособия для учителя с рекомендациями по организации учебного процесса, мы в своей работе остановились на УМК «Планета знаний» (авторы Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В.,
Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Саплин А.И.).
Этот учебно-методический комплект, на наш взгляд, максимально отвечает требованиям к учебникам для детей с нарушениями слуха.
Во-первых, содержание школьных учебников для неслышащих обучающихся должно соответствовать учебно-воспитательным задачам специальной школы, учебной программе, современному уровню развития данной области науки, быть изложено доступным языком и отвечать научным требованиям в соответствии с возрастными и познавательными возможностями детей. В нем должна быть раскрыта сущность основных научных идей, теорий, законов, понятий, прослеживаться связь с жизнью.
Во-вторых, в учебнике должны быть отражены основные требования к специальному обучению детей с нарушениями слуха, а именно коммуникативная направленность заданий, связь с предметно-практической деятельностью, осуществление межпредметных связей.
В-третьих, речевой материал должен излагаться ясным, точным и понятным для обучающихся языком с учетом их уровня речевого развития.
И, наконец, иллюстрации учебника должны способствовать конкретизации излагаемого материала, пониманию детей с нарушениями слуха значения отдельных слов и выражений, а также общего смыслового содержания текста. Символы для обозначения структурных элементов учебника должны научить детей с нарушениями слуха выделять главное, содействовать развитию самостоятельности при работе с учебником.
Учебный предмет «Окружающий мир» представляет собой единство нескольких школьных дисциплин: естествознания, географии, истории. В него входят элементы новых научных и образовательных направлений - экология, ОБЖ.
Работа с учебником на уроке позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисковый, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Большую помощь в подобной работе оказывают рабочие тетради, которые предлагают широкий выбор заданий для работы с учебником [Титова 2004]. Учитывая пролонгированные сроки обучения детей с нарушениями слуха (в начальной школе ребята обучаются с 1 дополнительного по 5 класс), мы используем УМК «Планета знаний» на класс ниже. Так, в 3 классе мы используем в работе учебник окружающего мира 2 класса.
Каковы же виды работ с учебником, которые мы успешно применяем на уроках окружающего мира?
Это чтение параграфа с комментариями, краткие и развернутые ответы на вопросы, выборочное чтение, заполнение таблиц, работа с терминологией, составление схем и планов. Большую помощь в работе с учебником оказывают иллюстрации. Их можно использовать в процессе словарной работы, для выполнения заданий по анализу и сравнению.
Говоря о творческой работе с учебником, можно выделить следующие виды учебной деятельности: самостоятельное составление вопросов к параграфу, работа с деформированным текстом, составление рассказов по опорным словам; решение и составление кроссвордов, ребусов, шарад.
Предлагаем конспекты уроков окружающего мира с использованием учебников и рабочих тетрадей Ивченковой Г.Г., Потапова И.В. для 2 и 3 классов.
Коробко О. Д., Любимова О. В. использование учебно - методического комплекта «Планета знаний» при обучении детей с нарушениями слуха на уроках окружающего мира (из опыта работы)
Таблица 1
Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе по теме «Человек и общество»
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Поисковый этап (15 мин) - Ребята, скоро каникулы, заканчивается 1 четверть. Сегодня на уроке мы вспомним то, что изучали и узнаем много нового. -Посмотрите, какая картинка лишняя (слайд 2) - Послушайте! Живая природа. Приведите примеры. Неживая природа. Назовите. - Мы узнали, что есть разные науки и люди, которые ими занимаются. (работа с тестом, слайды 4-11) - Послушайте! (учитель называет науки, дети дополняют предложения) Выделяют на слайде, что является объектом природы. Опознают на слух, приводят примеры. Различают на слух и дополняют фразы: - Наука о звёздах - астрономия. - История изучает прошлые события. - Внимание и память человека изучает психология. - Экономика - наука о деньгах. -Биология - наука о животных и растениях. - География - наука о Земле. - Люди, которые занимаются наукой - учёные
Практический этап (15 мин) - Будем работать парами Учитель раздаёт конвертики с фамилиями учёных и их достижениями. - Посмотрите на портреты учёных и назовите их (слайд). - Послушайте! (учитель называет фамилии учёных, слайды 14-18. - Великие учёные совершают открытия, изучают природу, лечат людей. Но нас свами окружает и много простых людей - близких и незнакомых. Чтобы узнать тему урока - отгадайте загадку: На земле он всех умней, потому и всех сильней. (Человек) -А как можно сказать, когда людей много? - Общество. - Тема сегодняшнего урока - Человек и общество. - Откройте книги, прочитайте текст. - Послушайте и прочитайте. (Учитель организует выборочное чтение, выделяя главные по смыслу предложения в тексте.) - Мы прочитали, что у каждого ребёнка есть права и обязанности. Самое первое право, которое получает ребёнок - право на имя. Работают парами. Дети должны соотнести таблички, помогая друг другу. Опознают на слух, дополняют предложения: Михаил Ломоносов Ученый, художник, историк. Шёл пешком в Москву учиться. Распознавание нового слова. Чтение текста учебника. Находят в тексте прочитанные учителем предложения. Просмотр фрагмента мультфильма из серии «Смешарики» о праве на имя. Подписывают кружочки своими именами, записывают на них членов своих семей.
А теперь мы будем «собирать» общество. Встанем в круг (прикрепляет кружочки к доске) Маленький кружок - что это? (наш класс); побольше - школа; ещё шире - город;... Россия, .весь мир. - Молодцы, ребята. Запомните, что и самое маленькое, и самое большое общество будет мирным и благополучным, если каждый человек будет пользоваться своими правами и выполнять обязанности. - Домашнее задание: прочитать текст учебника и составить вопросы друг для друга. Встают в круг и делают его шире, называя с помощью учителя виды общества. - Я буду составлять вопросы для ..
Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Таблица 2
Фрагмент урока окружающего мира в 4 классе по теме «Водные объекты и человек»
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Что такое река и океан? Назовите одним словом.
- Что такое водоём? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратимся к толковому словарю Ожегова.
A) работа с толковым словарем Ожегова
- Найдите в словарях, что такое водоем и прочитайте.
Б) составление опорной схемы или кластера «Водоемы»
- На какие 2 группы по происхождению можно разделить водоемы?
- Назовите естественные водоемы.
- Назовите искусственные водоемы.
- Чем отличаются искусственные водоёмы от естественных?
B) работа с картой Курской области
- Каким цветом изображаются водоемы на карте?
- Какие вы знаете водоемы Курской области?
В Курске есть маленькая речушка под названием Кур, от нее и произошло название нашего города Курск.
Покажи на карте реки Курской области
Г) составление определения
«Природное сообщество»
На доске карточки со словами:
Группа, на одной территории, связанных между
собой организмов, и на окружающую среду,
которые обитают, влияют друг на друга.
- Для какого понятия эти слова являются опорными?
- Что же такое природное сообщество?
- Сегодня мы будем доказывать, что водоемы тоже являются природным сообществом, и определять. Это наша первая задача.
Работа с учебником. Чтение текста на стр. 48. Значение водоемов.
- Какой вывод мы с вами сделаем? Мы решили третью задачу урока.
Формулировка запрещающих правил поведения около водоемов.
- Для того чтобы у нас была чистая вода, продукты питания, что необходимо делать?
- Ребята, давайте составим запрещающие правила по охране водоемов. Расшифруем экологические знаки. Если они запрещающие, то будут начинаться со слов НЕЛЬЗЯ
Это водоёмы.
Работа с толковым словарём. Определение термина « водоёмы»
Водоёмы - это место скопления воды.
Естественные и искусственные. Естественные водоёмы - это река, океан, озеро, море.
Искусственные водоёмы - это пруд, водохранилище, канал. Естественные водоёмы создаёт природа, а искусственные водоёмы создаёт человек. Водоёмы изображаются на карте синим цветом. Я знаю реки: Сейм, Тускарь, Псёл
Обучающиеся выходят к доске и показывают на карте реки.
Природное сообщество Один из обучающихся выходит к доске и располагает карточки в правильном порядке Природное сообщество - это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду.
1 задача: доказать, что водоёмы являются природным сообществом Обучающиеся читают часть параграфа и называют значение водоёмов: 1 .Запасы пресной воды. Воду используют в домашнем хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве. Вода - основа жизни всей жизни на Земле
2.Продукты питания (рыба, водоплавающие птицы, пушные звери)
3.Украшение Земли. Отдых для людей. Обучающиеся расшифровывают экологические знаки в картинках и формулируют запрещающие правила поведения около водоёмов. Правила:
1. Нельзя бросать в воду бутылки, консервные банки, мусор.
2. Нельзя оставлять мусор на берегу.
3. Нельзя ловить раков, моллюсков.
4. Нельзя мыть машины в водоемах.
5. Нельзя рвать белые кувшинки и другие цветы в водоемах.
6. Нельзя ловить стрекоз.
7. Не вылавливай много рыбы._
Коробко О. Д., Любимова О. В. использование учебно - методического комплекта «Планета знаний» при обучении детей с нарушениями слуха на уроках окружающего мира (из опыта работы)
Библиографический список
Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир в 3-4 классах: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2001
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
Титова М.О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида: пособие для учит. М.: ВЛАДОС, 2004.