Маханькова Н. В.
Удмуртский госуниверситет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWER POINT КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработанная в 1987 г. (Robert Gaskins, Dennis Austin) программа Power Point первоначально была предназначена исключительно для поддержки презентаций и резюме в основном в сфере бизнеса, однако в настоящее время она активно применяется в области образования. Несмотря на то, что использование мультимедийных средств становится неотъемлемой частью образовательного процесса, до сих пор остаются малоисследованными такие вопросы, как функции, преимущества и недостатки применения компьютерной презентации в учебном процессе, учебно-методические рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-образовательной презентации Power Point (111111), условия успешного внедрения учебно-образовательной презентации в иноязычное образование.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу (отечественных и зарубежных авторов), научную и научно-популярную литературу по бизнесу и менеджменту в сфере бизнеса, опыт работы учителей и преподавателей школ и вузов, учебно-методические рекомендации цифровых образовательных ресурсов ЦОР «Использование Microsoft Office в школе», рекомендации специалистов на сайте NASFAA (National Association of Student Financial Aid Administrators), мы выделили следующие функции использования презентации Power Point в учебном процессе:
- техническое средство предъявления информации (ТСПИ);
- техническое средство обучения (ТСО);
- техническое средство контроля (ТСК).
Проанализировав опыт применения компьютерной презентации в школьном и вузовском образовании, мы отмечаем следующие преимущества использования презентации Power Point для преподавателя:
- акцентирует внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации, позволяет сделать изложение учебного материала более ярким, выразительным;
- создает наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. д.;
- позволяет эффективно сочетать во времени устный лекционный материал с непрерывной автоматической демонстрацией слайд-фильма во время лекции;
- осуществляет интеграцию гипертекста и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию;
- позволяет преподавателю использовать презентацию в качестве раздаточного материала для студентов: справочный материал, памятки и т. д.;
- представляет возможность демонстрации динамических процессов (опыты, эксперименты);
- дает возможность показать структуру занятия;
- позволяет преподавателю упорядочить мысли, классифицировать материал;
- быстрота, удобство воспроизведения, универсальность (программа Power Point входит в пакет программ Microsoft Office), возможность проигрывания презентации на любом компьютере;
- позволяет демонстрировать изображение в больших размерах;
- повышает информативность и эффективность лекционного материала при его изложении ввиду того, что у студентов задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия;
- способствует повышению методического мастерства преподавателя;
- снижает интенсивность труда преподавателя во время чтения лекции, поскольку часть функций заменяется готовыми электронными презентациями.
Обозначим преимущества использования презентаций Power Point для студента:
- адаптирует студента к виртуальной среде для последующего компьютерного тестирования, контрольным работам и другим видам оперативного контроля знаний;
- позволяет интенсифицировать и персонифицировать процесс повторения заданного материала студентом;
- позволяет студентам использовать учебный материал в виде презентационных программ для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы;
- обеспечивает наглядность, способствующую комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
- проигрывание аудиофайлов обеспечивает эффективность восприятия информации и позволяет закреплять материал подсознательно на уровне интуиции;
- обеспечивает значительное эмоциональное воздействие на студентов;
- является одной из форм проектной деятельности студентов;
- повышает уровень практического владения иностранным языком и компьютером;
- формирует навыки самостоятельной учебной деятельности;
- формирует умения учебно-творческой деятельности;
- осуществляет одновременное запоминание учебного материала несколькими способами: визуально, на слух, при комментировании студентом, а также ассоциативно через воспроизводимые на экране изображения;
- обеспечивает больше условий для личностно-ориен-тирваннного подхода в обучении;
- создает предпосылки для большего понимания и усвоения материала, так как студенты освобождаются от традиционного механического записывания лекций;
- исключается вероятность ошибочной трактовки мыслей преподавателя.
Рост популярности ППП привлекает не только сторонников, но и критиков, прежде всего это Джон Свеллер (Австралия) - специалист по психологии обучения, заложивший фундамент теории когнитивной нагрузки. В числе выводов, сделанных на основе этой теории, - опасность неправильного использования программ показа слайдов. Одним из наиболее активных противников Power Point является Эдвард Тафт, автор ряда книг по информационному дизайну, признанный авторитет в этой области. В своей работе «Когнитивный стиль Power Point» он приводит ряд возражений против использования Power Point, в частности в обучении.
Исследователи отмечают следующие недостатки применения компьютерной презентации в учебно-воспитательном процессе:
- наличие дополнительных движущихся объектов рассеивает внимание студентов и отвлекает их от сути излагаемого на лекции материала;
- наличие нескольких параллельных потоков информации (текст лекции отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно) усложняет процесс восприятия учебного материала;
- быстрый темп чтения лекции и особенно смены слайдов;
- мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков;
- проблемы с интерактивностью: сложно создать презентацию, хорошо работающую без лектора;
- презентация является помехой для эффективного взаимодействия, запутывающей, искажающей и даже подавляющей общение;
- высокая трудоемкость подготовки для преподавателя, увеличение времени на подготовку лекции.
Однако любой спор о достоинствах и недостатках Power Point лишь доказывает важность правильного использования данной программы и необходимость разработки соответствующих дидактических условий, инструкций, установок, правил, рекомендаций, критериев оценки эффективности, уровней и т. д.
Представляется возможным отметить следующие рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-образовательных презентаций Power Point. Необходимо учитывать, что создание презентации включает четыре этапа: I. Планирование презентации. II. Разработка. III. Репетиция. IV. Апробация. Рассмотрим каждый из этих этапов подробно.
I. Планирование презентации - многошаговая структура, включающая в себя следующие аспекты:
1. Определение целей выступления.
2. Сбор информации об аудитории (знания и опыт аудитории, учет индивидуальных возможностей восприятия).
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации - учет методологических особенностей подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации и т. д. Нами выделяются содержательный и технологический
аспекты особенностей разработки слайдов учебно-образовательной презентации.
Содержательный аспект
- синхронизация текста выступления и текста презентации;
- текст устного выступления дополняет и описывает, но не пересказывает отображаемую на экране информацию, речь более популярна и образна, что делает презентацию «объемной»;
- необходимо создать убедительную презентацию, позаботиться о том, чтобы ваши мысли были не менее яркими; аудитория прежде всего хочет слышать ваше выступление, а не смотреть на изображения, мелькающие на экране; не забывайте, что слайды играют роль вспомогательного средства во время устного выступления;
- использовать своевременные замечания по информации слайда;
- любое обозначение должно быть объяснено до его первого использования;
- возврат к наиболее важным идеям, просмотр их с новых точек зрения;
- выступление подчинено главной цели: «донести» до аудитории две-три по-настоящему ценных мысли;
- самые главные идеи должны быть отражены на слайдах и озвучены лектором;
- титульная страница - тема презентации (проекта) и информация об авторе (ФИО, должность и т. д.), цели выступления, например конференция, ее название, место проведения, дата; на защитах необходимо указать фамилию и инициалы научного руководителя, организацию; это делается для того, чтобы в случае обмена файлами с коллегами и при выкладывании в Интернете назначение презентации было понятно без комментариев;
- следующая страница - содержание доклада, где представлены основные этапы презентации (возможность
перехода из содержания по гиперссылке на необходимую страницу и обратный возврат на содержание), оптимально использовать в содержании 3 пункта, в каждом - 3 подпункта;
- создание «интриги» с помощью первых фраз выступления;
- наиболее сложные участки выступления разбиты на шаги или этапы, предварены очень простым слайдом со списком шагов;
- резюме, выводы презентации на последнем слайде;
- языковые средства - использование коротких слов и предложений, минимальное количество предлогов, наречий, прилагательных, заголовков, привлекающих внимание аудитории;
- расположение информации на странице: предпочтительнее горизонтальное расположение информации; наиболее важную информацию следует располагать в центре экрана; расположение надписи под картинкой;
- выступление - это передача «иерархии идей» от человека к человеку (целесообразно включить в текст выступления 5-7 идей, реально - 3-4). В тексте два уровня иерархии: в содержании выступления целесообразно выделить 3 основных пункта, в каждом - 3 подпункта, название доклада - это вершина иерархии. Если выступление короткое, проговаривается только первый уровень идей. Слушатель не должен тратить время на восстановление иерархии идей. Наиболее сложные участки выступления лучше разбивать на шаги или этапы, предваряя их очень простым слайдом со списком шагов. Важные идеи верхнего уровня обязательно должны быть отражены на слайде и озвучены лектором;
- последним слайдом урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы;
- структура научной презентации отличается от других типов презентаций:
• актуальностью темы;
• известными ранее результатами и проблемами;
• постановкой целей и задач;
• методами решения задач;
• критериями;
• условиями и результатами эксперимента;
• основными результатами научной работы;
- вспомогательные вопросы для продумывания каждого слайда:
• Как идея данного слайда раскрывает основную идею всей презентации?
• Что будет на слайде?
• Как будет осуществлен переход к следующему слайду?
Технологический аспект
- дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста (можно воспользоваться таблицей сочетаемости цветов, выложенной на сайте);
- необходимо использовать разнообразные виды слайдов:
- с текстом;
- с таблицами;
- с диаграммами;
- нежелательно использовать музыкальное фоновое сопровождение и злоупотреблять анимационными эффектами;
- нежелательно использовать курсив, шрифт с засечками, рубленый шрифт (различные варианты Arial или Tahoma);
- нежелательно использовать фоновый рисунок -снижает эффективность усвоения материала;
- должен быть единый стиль оформления, чтобы не отвлекал от самой презентации;
- необходимо использовать достаточно крупный шрифт текста (для заголовков не менее 24 размера, для информации - не менее 18);
- тип шрифта в одной презентации на всех слайдах за исключением первого - постоянный; для выделения информации использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;
- способы выделения информации:
- рамки, границы, заливка;
- штриховка, стрелки;
- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;
- прописные буквы, которые «тяжелее», чем строчные (отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте составляет 1: 5. Наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам от 1: 0,375 до 1: 0,75);
- необходимо соблюдать правильное сочетание цветов для фона и шрифта и стремиться к простому и строгому дизайну слайдов, отдавая предпочтение холодным тонам фона (контраст, например, фон - светлый, а шрифт -темный или наоборот, но первый вариант предпочтительнее и является оптимальным сочетанием; рекомендуемые сочетания: белый на темно-синем, белый на пурпурном, черный на белом); белое пространство одно из сильнейших средств выразительности, но малый признак стиля;
- необходимо использовать не более трех цветов на слайде: один для фона, один для заголовка, один для текста;
- цвета на всех слайдах одной презентации -одинаковые;
- рекомендуется выделение цветом наиболее важных идей, слов, формул;
- целесообразно использовать «тематический» фон: сочетание цветов, несущих смысловую нагрузку; использование фотографий в качестве фона не всегда удачно;
- рекомендуется делать перерывы во время презентации и показывать аудитории время от времени пустой экран для разгрузки и с целью сфокусировать внимание на устном общении в ходе группового обсуждения или при ответе на вопросы аудитории;
- диаграммы и графики, подчеркивающие речь докладчика, должны быть понятны, необходимо свести количество цифр и статистики к минимуму (включить их в раздаточный материал и предложить в конце презентации); большие таблицы следует заменить графиками;
- слайды не должны быть перегружены: следует ограничиться пятью строками на слайде и пятью словами в строке, оптимальное количество строк на слайде от 6 до 11;
- пункты перечней - короткие фразы: максимум две строки на фразу, оптимально - одна строка;
- необходимо использовать оптимальное количество слайдов (20-30); смена слайдов каждые 1,5-2 минуты, на лекциях до 5 минут; умеренный темп перелистывания 10 слайдов за 20 минут 30 кеглем, золотое правило -10-20-30);
- использовать небольшое количество текста и картинок (не более 2-3 рисунков на слайде);
- благоприятно воспринимаемый текст - это текст, выровненный по центру слайда;
- использовать не более 2 определений, не более 5 тезисных положений на одном слайде;
- раздача распечаток сложных рисунков, таблиц, схем для усиления эффекта от использования презентации после презентации.
III. Репетиция презентации - проверка, редакция и доработка созданной презентации. Во время репетиции необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- краткое содержание самых главных моментов, минимальное количество текста;
- проверка использования так называемого контурного визуального представления (Outline View): самое важное, что есть в презентации - это ее содержание, а не графическое оформление), не следует увлекаться графикой;
- наличие ассистента для управления слайдами;
- избавление презентации от лишних диаграмм, таблиц, чрезмерного количества графических изображений;
- проверка наличия «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением;
- учет индивидуальных возможностей восприятия информации;
- наличие нескольких копий презентации на разных носителях;
- предложение посмотреть презентацию вашим коллегам, друзьям; неплохо отложить презентацию на некоторое время, а затем вернуться к ней, чтобы посмотреть на нее свежим взглядом.
IV. Апробация презентации - при апробации учебно-образовательной презентации следует воспользоваться критериями оценивания презентаций (цифровые образовательные ресурсы ЦОР «Использование Microsoft Office в школе»), которые складываются из требований к их созданию.
Критерии оценивания презентации
Название критерия Оцениваемые параметры
Тема презентации ■ соответствие темы программе учебного предмета, раздела
Дидактические и методические цели и задачи презентации ■ соответствие целей поставленной теме ■ достижение поставленных целей и задач
Выделение основных идей презентации ■ соответствие целям и задачам ■ содержание умозаключений ■ вызывают ли интерес у аудитории
■ количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)
Содержание ■ достоверная информация об исторических справках и текущих событиях ■ все заключения подтверждены достоверными источниками ■ язык изложения материала понятен аудитории ■ актуальность, точность и полезность содержания
Подбор информации для создания проекта-презентации ■ графические иллюстрации для презентации ■ статистика ■ диаграммы и графики ■ экспертные оценки ■ ресурсы Интернет ■ примеры ■ сравнения ■ цитаты и т. д.
Подача материала презентации ■ хронология ■ приоритет ■ тематическая последовательность ■ структура по принципу «проблема -решение»
Логика и переходы во время проекта-презентации ■ от вступления к основной части ■ от одной основной идеи (части) к другой ■ от одного слайда к другому ■ гиперссылки
Заключение ■ яркое высказывание - переход к заключению ■ повторение основных целей и задач выступления ■ выводы ■ подведение итогов ■ короткое и запоминающееся высказывание в конце
Дизайн презентации ■ шрифт (читаемость) ■ корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков) элементы анимации
Техническая часть ■ грамматика ■ подходящий словарь ■ наличие ошибок правописания и опечаток
Критерии оценивания презентаций (баллы)
Параметры оценивания презентации Выставляемая оценка (балл) за представленную презентацию (от 1 до 3)
Связь презентации с программой и учебным планом
Содержание презентации
Заключение презентации
Подача материала проекта-презентации
Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т. д.)
Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений Microsoft Office
Графический дизайн
Техническая часть
Эффективность применения презентации в учебном процессе
Итоговое количество баллов:
Определение уровня владения ИКТ-компетентностью
Количество Уровни владения
набранных баллов ИКТ-компетентностью
От 27 баллов высокий уровень
до 18 баллов
От 17 баллов средний уровень
до 9 баллов
От 7 баллов низкий уровень
В ИИЯЛ было проведено анкетирование студентов 4 курса, в котором приняли участие 32 респондента. Целью опроса явилось получение информации о знаниях, мнениях, установках студентов, отражающих их отношение к использованию презентации Power Point в учебном процессе, а также выявление исходного уровня владения программой составления презентации Power Point для представления информации перед аудиторией. Обработав данные анкеты, мы получили следующие результаты.
Большинство студентов (94%) знакомы с программой составления презентации Power Point. Больше половины общего количества опрошенных впервые разработали свою первую презентацию в школе (60%). Остальные респонденты столкнулись с программой презентации Power Point только в вузе (44%), при этом указываются такие предметы, как информатика, английский язык, где презентация Power Point активно использовалась в качестве сопровождения публичной речи.
В выборе формы взаимодействия с другими студентами при подготовке материала для презентации мнения опрошенных разделились:
- желают работать индивидуально 50%;
- желают работать в группе, выполняя творческие задания, 50%.
Сложность систематизации материала для последующего его представления перед аудиторией участники анкетирования оценивают следующим образом:
- 66% отметили, что умеют правильно интерпретировать смысл полученной информации и использовать ее;
- для 47% студентов эффективно сжатое, структурированное представление информации оказалось наиболее сложным;
- 47% респондентов подчеркнули сложность анализа критической оценки содержания своего собственного материала после представления презентации.
Самым главным недостатком презентации участники анкетирования считают высокую трудоемкость при разработке презентации (44%), причем есть студенты, которые отмечают, что быстрая смена слайдов плохо влияет на восприятие материала в целом.
Мнения также разделились между наличием нескольких параллельных потоков информации (текст выступления и зрительный ряд отдельно), что затруднило восприятие материала (16%), и проблемой с интерактивностью: сложно создать презентацию, хорошо работающую без лектора (16%).
Отвечая на вопросы о полезности опыта создания и применения презентации Power Point в учебном процессе по страноведению 63% студентов отметили информационную насыщенность занятий;
- сравнительно большому числу опрошенных свой индивидуальный проект помог стимулировать творческое мышление, благодаря чему они приобрели навыки пользования презентацией Power Point;
- 66% студентов ответили, что благодаря программе научились лучше классифицировать и систематизировать материал (что было самым сложным при отборе материала);
- 63% студентов считают целесообразным использование презентации Power Point в учебном процессе, так
как презентация обеспечивает наглядность, что способствует комплексному восприятию материала;
- на большое число респондентов (44%) презентация оказывает значительное эмоциональное воздействие;
- студенты (31%) подчеркнули, что презентация Power Point помогает формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.
Таким образом, практически все участники анкетирования отмечают важность и необходимость применения презентации Power Point в учебном процессе, при этом в презентации студентов больше всего привлекает:
• информационная насыщенность занятия с применением презентации Power Point - 47%;
• аттрактивность - возможность размещения различных картинок, эффектов анимации, вставка видеофрагментов, использование звуковых фрагментов - 44%;
• профессиональная направленность работы - 25%;
• возможность использования учебного материала в виде презентации Power Point для дополнительных занятий (дома, в часы, отведенные для самостоятельной работы) - 19%. Кроме того, студенты (63%) считают созданные ими презентации ценным материалом для подготовки к экзамену и собираются использовать презентации для самостоятельной работы на педпрактике (34%).
Методологические проблемы применения учебно-образовательной презентации в иноязычном образовании: отсутствие учебных пособий, ориентированных на применение ППП в учебном процессе по иностранному языку; отсутствие технологий, руководства, методических условий, научно-разработанных рекомендаций по эффективному применению ППП в учебном процессе; отсутствие критериев составления и оценивания качества презентаций, их педагогической эффективности; не определены, какие умения формируются у студентов в ходе овладения технологиями применения ППП; отсутствие учебных
пособий, направленных на самостоятельную работу студентов с применением ППП; отсутствие разработанных баз данных, пакетов ППП по лекционным теоретическим курсам, позволяющим студентам не записывать текст лекции, а направить свое внимание на понимание и осмысление учебного материала во время его презентации лектором. Представляется целесообразным разработка лекционных курсов не только в текстовом формате, но и в формате денотативных схем (рисунки, диаграммы, таблицы), которые студенты заполняют, активно слушая лекцию преподавателя. Очевидно, что систематическое компьютерное тестирование по дисциплинам учебного плана будет успешнее реализовано при активном внедрении в иноязычное образование учебно-образовательных презентаций.
Перспективами исследования могут быть следующие аспекты: общие и частные условия применения учебно-образовательной презентации в учебном процессе (вскрыть особенности применения ППП в иноязычном образовании); особенности реализации разных функций учебной презентации: техническое средство предъявления информации, техническое средство обучения и контроля; необходимость конкретизировать, как учитываются индивидуальные особенности аудитории во время демонстрации ППП (возраст, этап обучения, особенности памяти, внимания, мышления, воображения и т. д.); необходимость выявить условия эффективного применения презентации Power Point в зависимости от ее типа: научный доклад, презентация выпускной квалификационной работы, учебная презентация и др. Думается, что педагогическая эффективность учебно-образовательной презентации Power Point реализуется с учетом решения вышеобозначенных проблем; исследования, выполненные в этом направлени, помогут реализовать презентацию как одну из форм повышения качества иноязычного образования.
Литература
1. Вайсман Дж. Мастерство презентаций. М., 2004.
2. Гандапас Р. Презентационный конструктор. М., 2006.
3. Елизаветина Т. М. Компьютерные презентации. От риторики до слайд-шоу. М., 2003.
4. Нельке К. Проведение презентаций. М., 2006.
5. Ребрик С. Презентация. 10 уроков. М., 2004.
6. Ротондо Дж., Ротондо М. Презентация бизнес-проектов. Краткое руководство для менеджера. М., 2005.
7. Урс Б. П. Секреты успешных презентаций. Практическое руководство. Минск, 2005.
8. ШметткампМ. Искусство презентации. М., 2005.
9. http://www.hr-portal.ru/article/sozdanie-professionalnoi-prezentatsii-v-powerpoint
10. http://www.microsoft.com/rus/smb/themes/marketing/articl e5.mspx
11. http://www.machinelearning.ru/
12. http://www.nasfaa.org/publications/2007/awhappybirthday ppt.html
13. http://ito.edu.ru/2008/Moscow/III/2/III-2-7987.html
14. http://pedsovet.org/forum/topic58.html
15. www.iton.mfua.ru/tesis/lebedev.doc
16. http://www.eidos.ru/journal/2008/0516-1.html
Тройникова Е. В.
Удмуртский госуниверситет
К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МАРШРУТЕ В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В требованиях ФГОС-3 по направлению «Филология» говорится об обязательствах вуза по предоставлению возможностей студентам участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.