УДК 338
М.Д. Миронова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИГР В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЖКХ
Важнейшим вопросом повышения эффективности управления предприятием ЖКХ является оценка эффективности уже сложившихся систем управления и альтернативных (экспериментальных) управленческих систем, если таковые существуют в практике управления жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК).
Сопоставление фактического объема финансовых средств, полученных в качестве оплаты населения за ЖКУ (Добщ), и требуемого необходимого для воспроизводства ЖКУ и выплаты зарплаты ЖКХ (Робщ) позволяет определить уровень самоокупаемости (У) предприятия как
У.
Д
общ
Р
(1)
общ
при У =1 - безубыточный вариант при У >1 - доходный вариант при У <1 - убыточный вариант Для оценки эффективности управления кондоминимумом предлагается использовать следующие количественные показатели [1]:
Относительное время удовлетворения заявок от жильцов
вн ($)
(2)
где Р;ф, соответственно, фактическое и нормативное
время выполнения заявки на ьый вид услуг.
При расчете эффективности управления предприятием ЖКХ мы исходили из положения, что повысить уровень доходности (самоокупаемости) предприятия У можно, в частности, с помощью оценки эффективности оказания жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) коммунальными предприятиями.
Уровень окупаемости предприятия прямо пропорционально зависит от совокупного дохода, равного сумме платежей пользователей за ЖКУ, к совокупным расходам на осуществление ЖКУ и зарплату работникам предприятия жилищнокоммунального комплекса.
Следовательно, сделать предприятие ЖКК доходным, т.е. поднять уровень самоокупаемости до
значений У > 1, можно, либо повысить собираемость платежей и повысить тарифы на оказываемые услуги, либо понизить расходную часть средств предприятия ЖКК.
Расходная часть Ро6щ состоит из расходов на
производство ЖКУ, амортизации оборудования и др. -Р и расходов на выплату заработной платы Р3:
Р6Щ=Р+Р3 (3)
Рассмотрим пути возможного изменения величины каждого слагаемого Ро6щ.
Объективно расходы на ЖКУ определяются установленными законодательно тарифами и нормативами потребления ЖКУ Но если поставку воды, электроэнергии и газа можно измерить с помощью измерительных приборов и реальная экономия составляет при этом до 60% платежей за поставку соответствующих услуг, то такие ЖКУ, как ремонт тепло-, газо-, водооборудования, крыши, лифтов и т.д. невозможно измерить с помощью приборов учета.
Наблюдение показывает, что количество повторных заявок составляет 11,1% от общего числа заявок на ЖКУ Таким образом, мы предполагаем, что приблизительно 11% заявок на ЖКУ на проведение ремонтных работ неудовлетворены с первого раза.
Повторные вызовы соответствуют вторичному осуществлению данных работ. Следовательно, затраты времени и материальных средств возрастают при оказании ЖКУ не менее, чем на 11,1%.
Пусть О . - годовая норма выполнения заявок по і-той коммунальной услуге (предположим, что О . соответствует числу квартир в жилищном фонде города или района).
Поэтому легко рассчитать среднюю норму выполнения заявок по і-той услуге в день - ч .:
(4)
где N - количество рабочих дней в году. Тогда:
1V
внг =Х
(5)
і =1
Очевидно, что годовая величина внг в совокупности
с тарифами на оказание услуги определит суммарный расход управляющей компании и организаций, оказывающих данные услуги, на оказание і-той услуги населению города в год.
Если повторяется р. % от общего числа заявок на і-ую коммунальную услугу и ее качественное выполнение происходит со второго раза, то фактическое число заявок
О..возрастает по сравнению с нормой О . на
Рг *0,,, 100%
следовательно, можно рассчитать по формуле: Q, Q + р *Q-
^-ф1= ^-И1
100%
Qфl Q»*(1+ioo% )
(6)
(7)
Очевидно, что фактическое число заявок О ф по всем коммунальным услугам находится по формуле
(8)
где п - количество поставляемых коммунальных услуг.
Таким образом, если р = 11% (возьмем усредненно ^коммунальные услуги по ремонту сетей водо- и теплоснабжения), то
Q,,=Qh (1+0,11)=1,11 Qh
(9)
Следовательно, реализация повторных заявок на 11% увеличит фактическую величину расходов по 1-той коммунальной услуге минимум в 1,11 раз, т.к. обеспечение данного роста осуществляется в основном за счет увеличения штата работников примерно в 1,11 раз и, соответственно, увеличения фонда заработной платы предприятия.
Требование безубыточности или доходности
предприятия по уровню самоокупаемости ЖКК Ус > 1 приведет в этом случае к увеличению доходной части предприятия не ниже, чем в 1,11 раз, что, в свою очередь, будет обеспечиваться за счет жильцов-плательщиков за ЖКУ. Поэтому проведение качественных работ по ЖКУ и снижение повторных вызовов позволит значительно сократить расходную часть предприятия ЖКК и привести его уровень
самоокупаемости Ус к безубыточному (Ус > 1) без дополнительного привлечения средств плательщиков.
Особенностью ЖКУ и особенно коммунальных услуг является неравномерность возникновения востребованности в них в течение года (рис.). Неравномерно распределяются и повторные заявки жильцов на ЖКУ вследствие сезонных колебаний спроса.
Рис. Относительное количество повторных заявок на ЖКУ по месяцам
Относительное количество повторных заявок на ЖКУ по месяцам представлено на рисунке, где
т. N повтори.
К =---------------*100%,
N
N - количество повторных заявок на
повтори. А
коммунальную услугу в данном месяце.
N - общее количество заявок на коммунальные услуги в год.
Так как ЖКУ невозможно заготовить впрок, то в периоды наибольшей востребованности услуг на ремонт сетей тепло- и водоснабжения - это 11-12 месяцы и 1-2 месяцы года.
Анализ динамики заявок на коммунальные услуги показывает возрастающее количество заявок, подчиняющихся закономерности, имеющей сезонный характер. Предприятия ЖКК, оказывающие услуги, сталкиваются с природными особенностями и, как следствие, «реакцией» на них коммунальной инфраструктуры.
Прогнозирования сезонных заявок на ЖКУ и минимизация рисков их невыполнения вследствие сезонной перезагруженности работ по выполнению ЖКУ можно описать, используя математическую теорию игр, а именно раздел этой теории «Игры с природой». В данном случае в задачах, приводящихся к игровым, имеется неопределенность, вызванная отсутствием информации, в которых осуществляется действие. В частности, погода, ее непредсказуемые изменения являются источником неопределенности. Поэтому условия деятельности предприятия ЖКХ зависят не от сознательных действий субъекта, а от объективных обстоятельств, создаваемых природой.
Такое взаимодействие субъектов с природой, или явлениями, зависящими от природных условий, называется играми с природой. Для выигрыша в данных играх согласно теории игр человек или субъект -предприятие должны действовать осмотрительно, выбирая оптимальную стратегию своих действий.
Второй игрок, природа, в такой игре действует случайно. При выборе оптимальной стратегии игры с природой действия субъекта регламентируются рядом критериев.
1. Критерий Вальде, где рекомендуется применять максимальную стратегию. Он достигается из условия стремления результата игры к
max min а, (10)
Критерий является пессимистическим, считается, что природа действует наихудшим для человека образом.
2. Критерий максимизма. Он выбирается из условия
max тах а, (11)
Критерий является оптимистичным. Считается, что природа действует благоприятным для человека способом.
3. Критерий Гурвица. Данный критерий рекомендует стратегию, определенную по формуле
2=1
max {a min a1j+(1- a)max аД (12)
a - степень оптимистического ожидания человека в играх с природой , ae [0;1].
4. Критерий Сэвиджа. Суть данного критерия - не допускать чрезмерно высоких потерь. Оптимальная стратегия находится из выражения
min { max(max a, -a^} (13)
Определим производственную стратегию предприятия ЖКХ в условиях риска и неопределенности с использованием матричных игр. Рассмотрим зимний сезон. Предприятие ЖКХ располагает двумя стратегиями: стратегия А1 -рассчитывается на холодную зиму,стратегия А2 -рассчитывается на теплую зиму .
Составим матрицу игры с природой на примере одного предприятия ЖКХ, оказывающего ЖКУ:
4 1^3500 2000j
Для анализа выбора стратегии предприятия в качестве базового будем использовать критерий Гурвица, так как он содержит оптимистический и пессимистический варианты игры с природой.
Рассмотрим некоторые возможные варианты:
1. Ожидание равной вероятности теплой и холодной зим соответствует a=0,5.
2. Если по прогнозам зима ожидается преимущественно холодная, целесообразно задать a=0,7.
3. Если по прогнозам зима предстоит преимущественно теплая (стратегия природы В2) целесообразно задать a=0,3.
Данные расчеты показывают, что даже при вероятности холодной зимы р=0,3 предприятие ЖКК должно быть к ней готово (выбор стратегии А1).
Определить стратегию предприятия в соответствии с теорией игр возможно, но реальные сложности заключаются в необходимости гибких и мобильных изменений в числе работников, оказывающих услуги: от минимального - при благоприятных погодных условиях, до максимального - при неблагоприятных погодных условиях. Экономического эффекта в управлении организацией посредством простых сезонных изменений числа работников достичь невозможно. Оптимизировать управление в этом случае можно за счет использования внутренних резервов предприятия.
Руководители организации, учитывая разброс необходимого числа специалистов по сезонам года от min до max, должны предусмотреть дополнительное обучение работников смежным специальностям для возможного их использования в периоды сезонных «всплесков» заявок на ЖКУ.
Литература
1. Основы организации и управления жилищнокоммунальным комплексом: Учебно-практическое пособие. / Под редакцией проф. П.Г. Грабового. - М.: “АВС”, 2004. - 528 с.
2. Красс И.С., Чупрынов Б.П. Основы математики и ее применения в экономическом образовании. - М.: “Дело”, 2000. - 688 с.