СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
УДК 378.2 Т.Г. Везиров Ш.А. Бакмаев Ш.М. Вакилов
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
Аннотация. В статье рассматриваются дидактические возможности информационно-коммуникационной предметной среды педвуза в профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Математика и информатика», где важное место занимают авторские электронные средства учебного назначения и дисциплины по выбору в области информатизации педагогического образования.
Ключевые слова: дидактические возможности, информационно-коммуникационная предметная среда, профессиональная подготовка бакалавров, дисциплины по выбору, электронные средства учебного назначения.
Timur Vezirov Shirvani Bikmaev Shamil Vakilov
THE DIDACTIC POTENTIAL OF INFORMATION AND COMMUNICATION SUBJECT ENVIRONMENT IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN «MATHEMATICS AND INFORMATICS»
Annotation. The article examines the didactic potential of information and communication subject environment ofpedagogical training of bachelors in «Mathematics and informatics», where the important place occupied by copyright electronic tools for educational purposes and elective courses in the field of Informatization of teacher education.
Keywords: didactic opportunities, information and communication material environment, training of bachelors, elective courses, electronic tools for educational purposes.
Большинство современных исследователей соглашаются с мнением, что обучение, воспитание и развитие личности детерминированы не только целенаправленным воздействием педагогов, преподавателей и не только зависят от индивидуальных личностно-психологических особенностей субъектов педагогической деятельности. Они существенным образом определяются средовыми факторами, такими как социокультурные условия, этническая общность, предметно-пространственное наполнение, коммуникация и др. Единого определения понятия «образовательная среда», как это зачастую наблюдается в педагогике при изучении сложных категорий, определения ее содержания, структуры, функций, нет. Образовательная среда - динамично развивающаяся предметно-пространственная среда, объединяющая ресурсы образовательных учреждений и других социальных институтов (информационные, материальные, научно-производственные, учебно-производственные и др.) с целью обогащения социального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и характеризующаяся расширением продуктивной деятельности.
Анализ научных работ, посвященных исследованию понятия «образовательная среда», позволил выявить его содержание как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле образовательная среда есть целостная система социальных, педагогических, материальных, образовательных ресурсов, функционирующая с образовательными целями и содержанием педагогически организо-
© Везиров Т.Г., Бакмаев Ш.А., Вакилов Ш.М., 2015
ванного процесса обучения в интересах личности и общества. Данный подход содержится в трудах В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, В.В. Рубцова, В.Д. Шадрикова и др. В узком смысле термин «образовательная среда» связывают с решением специфических образовательных задач. Образовательная среда является одним из объектов, воспринимающих на себя все положительные и отрицательные влияния процессов информатизации и интернетизации образования.
Глобальные перемены во всех сферах жизнедеятельности человека, связанного с переходом к информационному обществу, обусловили необходимость новой парадигмы образования. Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) приоритетным признан компетентностный подход, направленный на приобретение будущими выпускниками вуза компетенций, позволяющих принимать адекватные решения в профессиональной деятельности. Введение ФГОС второго поколения вносит определенные коррективы в наше представление об организации образовательной среды, ставит определенные акценты.
По мнению М.П. Лапчика, образовательная среда «должна стать многокомпонентной системой, аккумулирующей не только коммуникационные, компьютерные, организационные ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, функциональную инфраструктуру, обеспечивающую едиными технологическими средствами деятельности студентов, преподавателей вуза, а также учителей и учащихся школ» [1]. Информатизация рассматривается сейчас как инновационный процесс создания глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи различного вида информации. Этот процесс предполагает внедрение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы человеческой деятельности, в том числе в системы общего образования.
В монографии [2] И.В. Роберт определяет средства ИКТ как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей. Вопросы информатизации образования рассматриваются в работах многих современных исследователей (A.A. Кузнецов, И.В. Роберт, А.Н. Тихонов и др.). В них отмечаются необходимость использования средств ИКТ с целью совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания, обеспечивающих развитие обучающегося, формирование умений осуществления самостоятельной учебной деятельности по сбору, обработке, передаче информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах и пр.
Одним из направлений модернизации российского образования сегодня является успешная апробация ФГОС ВПО третьего поколения, где акцент сделан на создании продуктивной информационно-коммуникационной предметной среды вуза, способствующей эффективному обучению будущих бакалавров в конкретной предметной области. В образовательном процессе высшей школы создание информационно-коммуникационной предметной среды является актуальным на современном этапе развития педагогики. И.В. Роберт под информационно-коммуникационной предметной средой понимает совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемыми, преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при наполнении компонентов среды предметным содержанием. Эти условия также обеспечивают осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ; информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ [2]. Формирование и развитие такой среды на основе применения информационных и коммуникационных технологий позволяет создавать оптимальные условия для развития и совершенствования педагогической дея-
Современная образовательная среда
тельности, формирования информационной культуры студентов бакалавриата и обеспечивает их творческое развитие.
Основу информационно-коммуникационной предметной среды должна составлять автоматизированная система, состоящая из следующих основных составляющих:
- автоматизированная система управления обучением;
- база данных, электронные издания учебного назначения вуза: архивы презентаций, лекций, видео-и аудиоматериалов, научных статей, базы данных, электронные библиотеки и т.п.;
- сервисы и интернет-ресурсы для общения: социальные сети, ICQ, Skype, вебинары;
- сайты вуза. Стремительное увеличение электронной информации, необходимость ее постоянного обновления, ее мобильность и актуальность требует увеличения количества сайтов вуза.
Ощутимые изменения в результатах образования возможны только при переходе к новой информационно-коммуникационной предметной среде, и только в ней новые средства, соответствующие потребностям как этой среды, так и реализуемым в ней образовательным технологиям, могут существенно повлиять на достижение качества профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Математика и информатика». Практика преподавания студентам бакалавриата дисциплин с информационно-технологической составляющей по направлению подготовки 05.01.00 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Математика и информатика») показывает, что для расширения знаний в области будущей профессиональной деятельности и формирования дополнительных профессиональных компетенций необходимо ввести в учебный план дисциплины, предполагающие освоение современных средств ИКТ, не вошедших в разделы базовых и профильных дисциплин. С этой целью в учебный процесс бакалавриата на факультет математики, физики и информатику Дагестанского государственного педагогического университета включены дисциплины по выбору «Портальная технология в педагогическом образовании» и «Интернет-технологии в математическом образова-нии» [3; 4].
По нашему мнению, в качестве основного средства конструирования информационно-коммуникационной предметной среды педвуза более рационально и оптимально использовать портальную технологию. Образовательный портал можно рассматривать и как информационный, и как программно-методический, и как организационный компонент информационно-коммуникационной предметной среды. В подготовке бакалавров по профилю «Математика и информатика» нами используются следующие образовательные порталы:
1) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
2) федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;
3) виртуальная школа Кирилла и Мефодий - http://vschool.km.ru.
Использование данных порталов оказывает педагогическое воздействие с помощью различных технических и технологических средств аудио- и видеосообщенийи, позволяющих индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения, контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью, обеспечивать самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности, моделировать и имитировать процессы и явления, проводить эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности, повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и др. Содержательной основой информационно-коммуникационной предметной среды служат электронные издания учебного назначения, представляемые различными организациями образования, и авторские разработки.
Все разработанные нами электронные образовательные ресурсы и мультимедийные проекты по школьным курсам математики и информатики размещены на сайте «Магистры математического факультета» http://dgpu-f.narod.ru/mag/ и на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета http://skif.donstu.ru. Данные программные про-
дукты будущие бакалавры применяют при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также во время прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах.
Библиографический список
1. Лапчик М.П. и др. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 93-99.
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - М., 2014. - 398 с.
3. Шахназарова П.Т., Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -№ 3(40). - С. 102-104.
4. Шихмурзаева А.Б., Везиров Т.Г. Электронные образовательные ресурсы в развитии ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6. -С. 122-123.