УДК 371.3:811
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
© Коряжмина Татьяна Анатольевна
магистрант,
Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, Смолина 24а E-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрены возможности текста-рассуждения в формировании коммуникативных умений, которые влияют на успешность в жизни современного школьника, его навыки в общении и учебной деятельности. В статье описана традиционная работа над текстом-рассуждением в школе. Особое значение в данной работе придается необходимости изучения текста-рассуждения, важность правильного конструирования собственной монологической речи, умение приводить обоснованные аргументы, грамотно оформлять свою речь, рассмотрены типы и составляющие части, характерные признаки текста-рассуждения. Необходимо уделять достаточное внимание работе с текстом-рассуждением в школе для того, чтобы учащиеся владели уровнем коммуникативных универсальных учебных действий на должном уровне. Учащиеся смогут правильно составлять свою монологическую речь и соответственно создавать тексты — рассуждения согласно образцу, соблюдая порядок оформления и планового содержания текста.
Ключевые слова: учащиеся, коммуникативные универсальные учебные действия, речь, текст, рассуждение.
Одним из основных объектов исследований в языкознании последних лет стал текст. Его главным свойством является способность содержать в себе и передавать новую информацию. Текст в настоящее время выступает в качестве полноправного объекта лингвистических исследований. Лингвистика, сделав текст предметом своего рассмотрения, возвела его в статус языковой единицы, наряду со словом, словосочетанием, предложением.
Известно множество попыток определить понятие «текст». Текст — это сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство.
Традиционно в школе работа над текстом проводится в основном на семантическом уровне: формируются умения членить его на части, соответствующие подтемам и микротемам высказывания, составлять план текста, простой и сложный, определять смысловые связи между абзацами, союзы, частицы и другие языковые средства фрагментов текста.
Остановимся подробнее на тексте-рассуждении. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия).
Обучение текстам-рассуждениям определяется социальной необходимостью и актуально на сегодняшний день. И. Н. Зайдман считает, неумение правильно строить тексты-рассуждения ведёт за собой недостатки в культуре речевого по-
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО 2018. Вып. 3-4
ведения (объяснения без необходимости, неадекватность объяснения, подмена объяснения доказательством, отсутствие объяснения и др.), а отсюда вытекают недопонимания людьми друг друга, ссоры, конфликты.
Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны (Валгина, 2011).
Рассуждение является самым трудным типом текста для детей. Так как в тексте — описании и тексте — повествовании материал налицо (можно описывать уже известные тебе вещи, то, что дано), в рассуждении же школьник имеет дело с изложением своего мнения по какому-либо поводу, с доказательством чего-либо и выяснением этого. Рассуждения ребёнка должны быть построены логично.
В рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы убедительными и вывод бесспорным (Нечаева, 1989).
0. А. Нечаева дает следующее определение рассуждению: «Рассуждением называется такой тип речи, который характеризуется особыми отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от причинно-следственной логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения» (Нечаева, 1974).
Для рассуждения характерно использование побудительных, вопросительных предложений с целью привлечения внимания к излагаемому, что позволяет установить речевой контакт с собеседником. Также в нем встречаются условные, уступительные, причинные, следственные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей; вопросительные конструкции, вводные слова, оценивающие достоверность информации, указывающие на источник сообщения, подчеркивающие внимание к собеседнику.
Работа с текстом-рассуждением очень полезна: обогащается словарный запас учащихся — за счет узнавания значений и определений новых слов, а также, уточнения значений уже знакомых и известных слов.
Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать и различать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Всё это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативных возможностей самих учащихся, а также построению продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, формирование коммуникативных УУД в процессе изучения текста-рассуждения является сложной проблемой. Развитая монологическая и письменная речь — залог успешной языковой личности и сформировать её можно в процессе изучения текста-рассуждения.
Литература
1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка / Е. С. Антонова. — Москва: Академия, 2014. — 213 с.
2. Валгина Н. С. Современный русский язык / Н. С. Валгина. — Москва: Логос, 2011. — 528 с.
3. Величко Л.В. Работа над текстом на уроках русского языка / Л.В. Величко. — М., 2012. — 128 с.
4. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. — М.: Дрофа, 2011. — 133 с.
5. Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе / О.А. Нечаева. — Красноярск, 1989. — 168 с.
6. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи / О.А. Нечаева. — Улан-Удэ, 1974. — 262 с.
TEXT-REASONING CAPABILITIES IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE ECD
© Koryazhmina Tatyana Anatolyevna master student, Buryat State University Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin 24a E-mail: [email protected]
This article discusses the possibilities of text-reasoning in the formation of communicative skills that affect the success in the life of a modern student, his skills in communication and learning activities. The article describes the traditional work on the text-reasoning in school. Of particular importance in this work is the need to study the text-reasoning, the importance of properly constructing your own monologue speech, the ability to present sound arguments, correctly formulate your speech, the types and constituent parts, the characteristic features of the text-reasoning are considered. It is necessary to pay sufficient attention to the work with text-reasoning in school in order for students to have a level of communicative universal educational activities at the proper level. Students will be able to correctly compose their monologue speech and, accordingly, create texts — reasoning according to the sample, observing the order of registration and the planned content of the text. Keywords: students, communicative universal learning activities, speech, text, reasoning.