Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
УДК 658.18
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Е. Е. Полковникова Научный руководитель - А. В. Чуваев
Новосибирский государственный технический университет Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20 Е-mail: [email protected]
Рассматривается вопрос внедрения технологий бережливого производства на предприятиях аэрокосмической отрасли. Кратко рассмотрена история развития бережливого производства в аэрокосмической отрасли в зарубежных странах, приведены выводы о результатах использования технологий бережливого производства. Сделаны выводы о необходимости развития lean-производства в России.
Ключевые слова: Бережливое производство, lean-технологии, аэрокосмическая отрасль. LEAN MANUFACTURING IN AEROSPACE INDUSTRY
E. E. Polkovnikova Scientific Supervisor - A. V. Chuvaev
Novosibirsk State Technical University
20, Karla Marksa pr., Novosibirsk, 630073, Russian Federation Е-mail: [email protected]
This article examines the question of lean-technologies implementation in aerospace industry. The history of the development of lean manufacturing on aerospace enterprises in foreign countries was briefly examined. The results of the lean-manufacturing utilization are given.Conclusions about the necessity of implementinglean technologies in Russian aerospace companies are made.
Keywords: Lean manufacturing, lean technologies, aerospace industry.
Технологии бережливого производства (leanproduction, lean-производство), зародившиеся еще в 1950-е годы, получили широкое распространениекак в России, так и за рубежом. Опыт внедрения и использования lean-технологий на предприятиях различных отраслей экономики показал, что осуществлениедеятельности в соответствии с рассматриваемыми технологиями позволяет предприятиям получить существенную экономию денежных, временных и трудовых ресурсов. Это связано с тем, что основой технологий бережливого производства является ориентация на стабилизацию производства, сокращение времени на простои и переналадки, а такжеоп-тимизацию производственного пространства.
В настоящее время в России и во всём мире технологии бережливого производства используются во многих отраслях, таких как: машино- и авиа- строение, ЖД перевозки, энергетика и т.д. Внедрение lean-менеджмента обеспечивает увеличение производительности труда, уменьшение издержек, а также сокращение брака, что ведёт к росту выпуска продукции и росту прибыли.
Впервые об использовании lean-технологий в аэрокосмической отрасли заговорили в США, основав консорциум LAI (LeanAerospacelnitiative), целью которого являлось преобразование промышленности при помощи современных методов организации производства. Консорциум осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: разработка продуктов, инструментов и процессов; поддержка преобразований; распространение знаний; организация обуче-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
ния; организация коммуникаций между сторонами; координация и руководство совместной деятельностью.
В результате деятельности консорциума многие предприятия США получили государственную поддержку по внедрению lean-технологий на производстве, что поспособствовало повышению уровня конкурентоспособности не только отдельных предприятий, но и отраслей в целом. [3-4]
Похожие консорциумы существуют и в Великобритании. Они показывают высокую эффективность в результате своей деятельности и зачастую перерастают из независимых организаций в целые институты и программы на государственном уровне.
По итогам заседания научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации были представлены результаты анализа производительности труда в экономике Российской Федерации по сравнению с другими странами. В настоящий момент в России производительность труда ниже, чем в странах Европы, в 2 раза, а по сравнению с США -в 4 раза. Помимо этого следует отметить более низкие темпы роста производительности труда в РФ, что лишь увеличивает отставание от стран Европы и США.
Таким образом, в условиях нестабильной внешней среды, создание консорциума, аналогичного LAI, в Р.Ф. существенно ускорит процесс распространения технологий бережливого производства и позволит обеспечить устойчивое развитие предприятий аэрокосмической отрас-ли.[1-2]. Оптимизация аэрокосмического сектора в России с точки зрения lean-технологий необходима для обеспечения развития отрасли. Для совершенствования процессов функционирования предприятий можно рассмотреть внедрение улучшений по следующим направлениям: введение и поддержание единых индикаторов и параметров измерений, разработка требований lean-учета и измерения операционных характеристик, а также разработка плана цепей поставок в аэрокосмической отрасли [5].
Таким образом, внедрение бережливого производства на предприятиях аэрокосмической отрасли позволит повысить стабильность производства, увеличить объем выпуска, а также расширит доступ к новым технологиям.
Библиографические ссылки
1. Аналитический вестник №29 (628). Производительность труда в России и в мире. Влияние на конкурентоспособность экономики и уровень жизни. Подготовлен по итогам заседания Научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, 7 июня 2016 года
2. Баранов А. Кайдзен: опыт внедрения за рубежом [Электронный ресурс] // Бизнес Энтропия. - 2012. - URL: http://bizentropy.biz/articles/246-75kajdzen-opyt-vnedreniya-za-rubezhom.html, свободный. Дата обращения: 29.03.2017 г.
3. Сафронова К.О.. Особенности применения концепции «Бережливое производство» в компаниях различных сфер деятельности и национальностях. Н. Новгород, 2012.
4. Лев В. Внедрение бережливого производства в России. Условия и требования [Электронный ресурс]// Leaninfo.ru. - 2011. - URL: http://www.leaninfo.ru/2012/05/17/vnedrenie-lean-usloviya-i-trebovaniya, свободный. (Дата обращения: 29.03.2017 г.)
5. Горлевский К.И., Кукарцев А.В., Огурченок И.В. Управление Инновационной деятельностью Предприятия Ракетно-Космической Промышленности на основе процессного подхода. Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 11. № 1.3. С. 358-367.
© Полковникова Е. Е., 2017