Научная статья на тему 'Использование технологии проблемного обучения при подготовке журналистов'

Использование технологии проблемного обучения при подготовке журналистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТОВ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / COGNITIVE DEMAND / PROBLEM-BASED LEARNING / TRAINING OF JOURNALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витковская Наталия Григорьевна

Рассматривается проблемный подход в общем и профессиональном образовании, а также применительно к подготовке будущих журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING TECHNOLOGY LEARNING PROBLEM FOR PREPARATION OF JOURNALISTS

Considered problematic approach in general and vocational education, and also in relation to the training of future journalists.

Текст научной работы на тему «Использование технологии проблемного обучения при подготовке журналистов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 37.018.7

ББК: 74

Витковская Н.Г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЖУРНАЛИСТОВ

Vitkovskaya N.G.

USING TECHNOLOGY LEARNING PROBLEM FOR PREPARATION

OF JOURNALISTS

Ключевые слова: педагогическая технология, познавательная потребность, проблемное обучение, подготовка журналистов.

Keywords: educational technology, cognitive demand, problem-based learning, training of journalists.

Аннотация: рассматривается проблемный подход в общем и профессиональном образовании, а также применительно к подготовке будущих журналистов.

Abstract: considered problematic approach in general and vocational education, and also in relation to the training of future journalists.

Современное информационное

общество, в отличие от индустриального конца XIX - середины ХХ вв., заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Еще недавно решить эту задачу не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для ее выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, цель которых сводилась к обеспечению учащихся ЗУНами. Однако в последние годы условия формирования ключевых компетенций начали появляться в различных странах, в том числе и в России. Академик Е.С. Полат подчеркивает, что прежде всего это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

- совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда

требуется проявлять соответствующие компетентности;

- широкого общения со сверстниками из других учебных заведений не только своего региона, но и других регионов страны и даже мира;

- свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своего учебного заведения, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;

- постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями1.

Другими словами, система образования должна формировать личность, обладающую вышеназванными качествами. И если школы, колледжи, вузы смогут выпускать специалистов, обладающих признаками ключевых компетенций, то поставленная задача будет решена. И это задача не столько

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2005. - С. 14.

содержания образования, сколько

используемых технологий обучения.

Что же такое педагогическая технология? Прежде всего необходимо обратиться к общему толкованию понятия «технология». Само слово «технология» происходит от греческого techne, что значит искусство, мастерство, и logos - наука, закон. Т.е. дословно «технология» - это наука о мастерстве1.

Наиболее привычное понятие «технология» имеет отношение к производственному процессу. В этом смысле технология определяется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»2. Задача технологии как науки заключается в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Можно было бы привести и ряд других определений понятия технологии, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии:

- технология - категория процессуальная;

- технология может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;

- технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.

Теперь следует обратиться к пониманию технологии в педагогическом аспекте. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии несколько расширило ее понимание.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам педагогической технологии позволяет выделить наряду с общими наиболее

существенные признаки, присущие именно педагогической технологии: диагностичное целеобразование, результативность,

экономичность, алгоритмируемость,

проектируемость, целостность,

управляемость, корректируемость,

визуализация3.

Диагностическое целеобразование и результативность как признаки

педагогической технологии предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.

Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение

запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени.

Следующая группа признаков (алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость) отражает различные стороны идеи

воспроизводимости педагогических

технологий.

Признак корректируемости

предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи,

последовательно ориентированной на четко определенные цели. В этом смысле признаки корректируемости,

диагностичного целеобразования и результативности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Признак визуализации затрагивает вопросы применения различной

аудиовизуальной и электронно-

вычислительной техники, а также конструирования и применения

разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий, к примеру электронных учебников.

Педагогическая технология является составной частью дидактической или методической системы. Так, например, если методическая система направлена на решение задач: чему учить, зачем учить, как учить, то технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: как учить

1 Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. - С. 1338.

2 Там же.

3 Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.

результативно? Таким образом, ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения. Собственно, просто процесс (в промышленности или в другой сфере) только тогда получает статус технологии, когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он «запущен».

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно1.

Для выбора педагогической технологии можно использовать следующие критерии:

- соответствие научной концепции технологии реалиям и возможностям вуза;

- достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом;

- достаточная управляемость технологии, возможность разработки диагностического инструментария для ее обеспечения;

- оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами2.

Для подготовки будущих журналистов, на наш взгляд, весьма эффективной может стать технология проблемного обучения. Практически любой достаточно развернутый журналистский текст можно рассматривать как «решение», за которым стоит некоторая «проблема». Это дает основание предполагать, что система осуществляемых журналистом действий организуется вокруг процесса выработки и принятия этого

решения.

Исследователи журналистики давно занимаются анализом специальных компонентов журналистского текста, содержанием которого является программа разрешения проблемы. Наиболее обстоятельное исследование этот компонент журналистского текста получил в работах Е.И. Пронина и Е.Е. Прониной, которые обозначили его понятием «рабочая идея» и показали, что именно рабочая идея выступает смыслообразующим элементом текста3.

Психологи признают, что начало и источник творческого мышления - это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация - это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной

потребности4.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определённые этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах и методах, выработанных в ходе истории человечества. Это прежде всего философские методы диалектический, феноменологический, герменевтический. Это и общенаучные методологические подходы - системный, структурно-функциональный, вероятностный и другие.

1 Богданов, И.В. и др. Психология и педагогика / Сайт 69е.т. Режим доступа: http://69e.ru/ богданов-ив-и-др-психология-и-педагогика_8fa0dee303c.html (дата обращения 12.11.2013.)

2 Там же.

Пронин, Е.И., Пронина, Е.Е. Психология журналистики: сб. учебно-метод. материалов. - М., 2006.

4 Сайт «Педагогика». - Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=Ш8 (Дата обращения 13.11.2013.)

Это общелогические методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия. Это также эмпирические и теоретические средства и приёмы, характерные для частных наук и научных дисциплин.

На развитие личности через познание обращали своё внимание ещё античные философы. Знаменитыми фигурами в истории гносеологической и

диалектической мысли были античные софисты - Протагор, Горгий и др. Они привели в бурное движение человеческую мысль, стремились развить гибкость, подвижность мышления. Интерес к овладению знаниями формировался путём активной роли субъекта в познании, используя возможности слова, языка в познавательном процессе.

Вслед за софистами Аристотель в созданной им логике видел важнейший инструмент познания. Он попытался применить к своей логике диалектические законы. Диалектические формы мышления позволили "добывать" знания в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.п.

Идея стимулирования познавательной активности прослеживается и у философов нового времени. Ф. Бекон -основоположник материализма и экспериментальной науки - разработал свой эмпирический метод познания - индукцию. Как форма умозаключения индукция обеспечивает активизацию мыслительных процессов путём получения общего знания из единого, эмпирического1.

Продуктивным методом декартовской философии и гносеологии является: формирование идеи развития и стремления эту идею применить в качестве принципа познания природы, введение в математику диалектики посредством переменной величины.

Проблемы познания и саморазвития личности рассматриваются в немецкой классической философии с новых позиций. Гегель впервые включил практику, хотя и понимаемую им как абстрактно-духовный

1 Радугин, А.А. Философия: курс лекций. - М., 2004.

труд, в рассмотрение гносеологических проблем, он сделал её ключевой категорией своей логики. Фейербах считает, что настоящая диалектика, как метод познания, есть диалог не умозрения с самим собой, но умозрения с опытом. Он считает, что именно человек - исходный "познавательный принцип", ключ к пониманию природы, материи вообще2.

Много интересным мыслей, связанных с разработкой методов познания, мы находим у русских революционных демократов и в учениях русских религиозных философов конца XIX в. -первой половины XX в. Так, Н.Г. Чернышевский большое значение придавал практике в познании, которую называл пробным камнем всякой теории. В.Соловьёв стремился разработать "органическую логику" как одну из важнейших форм мыслительного процесса. Н.А.Бердяев был убеждён, что теория, оторванная от практики, не есть функция жизни3. Поэтому необходимо отказаться от отвлечённости и возвратиться к "живому питанию", т.е. к "живым корням бытия", к познанию как функции.

Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной философии. Так, К. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики. Он подчёркивает, что практика - не враг теоретического знания, а "наиболее значимый стимул к нему"4.

Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности

людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познаёт реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно, целенаправленно воздействует на окружающую его действительность.

2 Там же.

3 Бердяев, Н.А. Самопознание. - М., 1990.

4Тихонов, М.Ю. Информационное общество:

философские проблемы управления наукой и образованием. - М., 1998.

Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику

познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Для студентов-журналистов наиболее важна социальная сторона познания, основанная на гражданской ответственности.

В 60-70-е годы педагоги и психологи (за рубежом Дж. Брунер - США, В. Оконь -Польша; в нашей стране М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др.) стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей1. Для будущих журналистов это особенно важно, ведь творчество занимает в журналистской деятельности значительное место.

Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение при котором педагог, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по

формированию мыслительных

способностей и познавательных

потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук2. Психологи признают, что начало и источник

Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1980.

2 Понятие о проблемном обучении / М.И. Махмутов. - М., 2008 // Психолого-педагогические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основы современных отечественных дидактических систем: хрестоматия / сост. Е.А. Мухортова. - М., 2008. - С. 298-309.

творческого мышления - это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.

М.И. Махмутовым были описаны различные способы создания проблемных ситуаций:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений; фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов, их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, которые будто бы невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Познавательная задача может быть проблемной и непроблемной. Проблемная познавательная задача содержит «новые для учащихся понятия, факты, способы действия»3 (М.И. Махмутов). Если их нет, то задача непроблемная. В основе возникновения проблемы лежит

противоречие между известным и искомым. Найти ответ (искомое) можно посредством промежуточных (между вопросом и

' Там же.

ответом) познавательных и практических операций (М.Н. Скаткин). Решая проблемные задачи, учащийся приобретает знания, которых недоставало для ее решения. Проблемная задача имеет поисковый характер, иногда - оригинальное решение; для ее решения нет образцов или алгоритмов1. Это роднит данную технологию с исследовательской

деятельностью, что также значимо для студента вуза, выполняющего различные итоговые научно-исследовательские работы.

Использование технологии

проблемного обучения на факультете журналистики имеет свои особенности. Этапы работы над поставленной проблемой на примере курса «Выпуск учебной газеты» описаны ниже. При этом деятельность студента и педагога разграничены, т.к. они выполняют разные функции в процессе решения познавательной задачи. Однако цель обучения является общей, поскольку все участники учебного процесса стремятся к формированию у студентов различных компетентностей.

На этапе постановки и формулировки проблемы деятельность студента

заключается в следующем: ясное определение проблемы, для разрешения которой создается проект, и уяснение цели, которая должна быть достигнута, или требование, которое должно быть удовлетворено. Общественный идеал, являющийся основой для построения личных идеалов, формируется в сфере общественного сознания. Являясь формой опережающего отражения действительности, идеал экстраполирует существенные тенденции общественного развития в будущее, дооформляет их в сфере сознания до степени совершенства. Таким образом, содержание общественного идеала является той опорой, на основе которой происходит постановка проблемы. Далее происходит переход от неопределенных общих положений, от описания ситуации, которая более или менее известна, к ясно и точно

Кривонос, Г.А. Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная ситуация: Статья. Режим доступа:

http://www.sevpsiport._сот/р818:аШ/347-ргоЫстпое-

оЬисИстс (дата обращения 15.11.2013.)

поставленной цели. Педагог направляет логику рассуждения студентов в русле существующих в обществе моральных ценностей и положительных социальных установок. Помогает уточнять проблему, формулировать ее более или менее точно. Конкретизирует задачу, чтобы помочь выяснить, какие именно из параметров изучаемой системы определяют или ограничивают функционирование системы или возможность осуществления проекта.

Цель этапа: формирование у будущих журналистов склонности работать «для общества»: желание принести реальную пользу в избранном поле деятельности, забота о реализации представляемой журналистом социальной позиции, нацеленность на решение социальных проблем, как бы остры и «неподъемны» они ни были, формирование социально-мировоззренческой позиции, системы установок и ориентаций, в том числе установок на информацию, свободного и ответственного поведения по отношению к процессам и явлениям информационной действительности, интеллектуальной

активности, сообразительности, смелости мысли. Развитие образного мышления и максимально объективного видения явления действительности.

Чтобы правильно подойти к решению проблемы, студент переходит на следующий этап сбора данных по проблеме, задает структуру и последовательность поиска информации, ищет необходимую

информацию в библиотеках, на сайтах Интернет, органах научно-технической информации, при необходимости

разрабатывает мероприятия в случае недостаточного доступа к информации.

Педагог рекомендует возможные источники информации по выбранной студентом проблеме, консультирует по способам поиска информации, разъясняет предпочтение тех или иных способов поиска, помогает решать конфликты в области профессионально-информационных контактов (если конфликты возникают), помогает в обеспечении доступа к необходимой информации (если возникают препятствия или помехи).

Цель второго этапа: формирование

таких качеств журналиста, как умение собирать факты, составлять алгоритм поиска необходимой информации, коммуникативной культуры в общении с незнакомыми людьми, собранности, мобильности, навыков в использовании вспомогательных библиографических

материалов, свободной ориентировки и эффективного использования НИТ, выработки стратегии и тактики по обеспечению доступности информации.

На третьем этапе студент изучает документы, определяет ценность

информации (достоверность, полезность, новизну, своевременность), производит отбор информации, систематизирует собранный материал с целью сделать его компактным и обозримым (конспектирует, составляет план, аннотации и т.д.).

Педагог дает консультации по быстрому чтению, методам оценки информации, ее фиксации, систематизации, рекомендует отбор той или иной информации, обеспечивает доступ к техническим средствам (компьютеры), необходимым для работы. 1

Цель этого этапа: развить навыки быстрого чтения, грамотно фиксировать текст (составление планов, конспектов, отбор ключевых слов), определение ценности и качества информации, формирование умений правильно систематизировать информацию. 2

На этапе анализа и обобщения фактов студент дает определения используемым терминам и понятиям, анализирует информацию, выдвигает гипотезы решения проблемы, проверяет возможность их реализации: оценивает возможные затраты и последствия, выявляет проектные ошибки, строит модель возможных решений, оценивает ее, выбирает окончательный вариант решения поставленной проблемы, конкретизирует результат.

Тарасова, Т.Е. Использование графических редакторов (СПО) в учебном процессе высшей школы // Региональная информационная образовательная среда: материалы международной конференции. -СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2013.

2 Тарасова, Т.Е. Методика определения

значимости элементов учебных программ на основе логико-вероятностного метода: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2000.

Педагог консультирует по поводу непонятных терминов, направляет анализ информации в нужное русло, подвергает критике гипотезы и модели решений, рекомендует выбрать то или иное решение.

Цель четвертого этапа: повысить уровень мыслительных способностей и умственного развития журналиста, пополнить «энциклопедический» и профессиональный багаж знаний, развить умение анализировать, выдвигать гипотезы, концентрировать

информационные ресурсы, правильно истолковывать факты, принимать решения.

На последнем этапе студент должен представить результат решения проблемы. Для этого он выбирает жанр статьи, пишет текст статьи, набирает ее на компьютере, оформляет, корректирует и редактирует текст.

Педагог консультирует по вопросам, возникающим в ходе написания статьи, правильному оформлению (в случае необходимости предоставляет образцы правильного оформления).

Цель последнего этапа: развитие творческих способностей журналиста, формирование умений оперировать полученными в ходе исследования фактами, знаниями, научить правильно составлять библиографическое описание, ссылки на источники, строить диаграммы, графики, составлять таблицы3.

Надо отметить, что данные технологии в условиях еще существующей у нас традиционной системы занятий (лекция, практика, семинар) наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем, это технологии, которые позволяют при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждой учебной дисциплине другими,

альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом все достижения

Витковская, Н.Г. Информационная компетентность студента вуза: теория и практика формирования. - Тольятти, 2005. - С. 84-86.

отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердяев, Н.А. Самопознание. - М.: Международные отношения, 1990.

2. Богданов, И.В. Психология и педагогика / Сайт 69-е.ru. - Режим доступа: http://69e.ru/ богданов-ив-и-др-психология-и-педагогика_8fa0dee303c.html

3. Большой энциклопедический словарь. - М.: Энциклопедия, 1998.

4. Витковская, Н.Г. Информационная компетентность студента вуза: теория и практика формирования (на примере специальности «Журналистика»). - Тольятти: Изд-во Волжского ун-та им. В.Н. Татищева, 2005.

5. Кривонос, Г.А. Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная ситуация: Статья. - Режим доступа: http://www.sevpsiport.com/psistatii/347-problemnoe-obuchenie

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005.

7. Понятие о проблемном обучении / М.И. Махмутов. - М., 2008 // Психолого-педагогические основы современных отечественных дидактических систем: хрестоматия / сост. Е.А. Мухортова. - М. : АНО ПЭБ, 2008. - С. 298-309.

8. Пронин, Е.И., Пронина Е.Е. Психология журналистики. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006.

9. Радугин, А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 2004.

10. Сайт «Педагогика». - Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=108

11. Тарасова, Т.Е. Использование графических редакторов (СПО) в учебном процессе высшей школы // Региональная информационная образовательная среда: материалы международной конференции. - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2013.

12. Тарасова, Т.Е. Методика определения значимости элементов учебных программ на основе логико-вероятностного метода: дис. ... канд. пед наук. - Тольятти, 2000.

13. Тихонов, М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. - М., 1998.

14. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие - М.: Народное образование, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.