С. С. Распопова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА КАК СУБЪЕКТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящей статье прежде всего определим сущность личностно ориентированного образования в контексте реформирования высшей школы.
В 1999 г. в итальянском г. Болонья министрами образования 29 европейских стран была подписана конвенция по высшему образованию. Согласно этому документу за 10 лет должна быть построена единая структура высшего образования. Россия присоединилась к Болонской инициативе в 2003 г.
Болонский процесс оценивается российской педагогической общественностью по-разному. С одной стороны, присоединение воспринимается очень позитивно: участие в болонском процессе придаст мощный импульс российской высшей школе. Ожидается, что это будет способствовать повышению качества образования в нашей стране и его конкурентоспособности в мире. С другой стороны, возникают многочисленные вопросы: как поступить - безоговорочно присоединиться к Конвенции? Решительно отмежеваться? Искать компромиссные варианты?
Вот что сказал по этому поводу ректор МГУ В. Садовничий в интервью журналисту «Независимой газеты» Наталье Савицкой 16 января 2004 г.: «По европейской системе через три года обучения (бакалавриат) студент получает некий диплом о высшем образовании. Я считаю, что для нас это неприемлемо. Мы должны сохранить гарантированную продолжительность нашего образования, чтобы иметь качественно подготовленного специалиста». По мнению ректора МГТУ им. Баумана И. Федорова, «во всем нужно чувствовать меру и здравый смысл. Эта схема может быть использована, но она не должна быть единственной. Скажем, в инженерном образовании основной уровень обучения - это дипломированный специалист. Медицинские вузы также должны оставить прежнюю систему обучения. У бакалавра мы с вами вряд ли захотим лечиться» («Время новостей», 2005, 14 апреля). В.В. Тулупов, декан факультета журналистики Воронежского университета, считает, что важно сохранить фундаментальность вузовской подготовки журналистов, поскольку никакое творчество невозможно без опоры на фундаментальные представления о мире. Ремеслу можно научить за 1-2 года, а вот подготовить культурного, образованного человека, способного легко адаптироваться в специализированной среде, - задача намного сложнее.
Можно по-разному относиться к вступлению России в Болонский процесс, но сегодня это уже свершившийся факт. Поэтому, с нашей точки зрения, реформы важно проводить с учетом традиций отечественного образования, для которого исторически задачи обучения и задачи развития взаимосвязаны.
В контексте журналистского образования сказанное выше приобретает особое значение, так как журналист работает с поливариантной реальностью. Поэтому будущему специалисту важно уже на студенческой скамье научиться видеть многообразие подходов к решению той или иной проблемы и принять тезис о поливариантности журналистских задач и решений.
© С.С. Распопова, 2007
В 1989 г. Л.Г. Свитич и А.А. Ширяевой были озвучены гуманистические подходы к созданию новой модели специалиста: «Говоря о модели специалиста, важно подчеркнуть, что речь идет об органической взаимосвязи двух подструктур: собственно профессиональной и более широкой структуры личности». И далее: «Задачи вуза не исчерпываются только подготовкой высококвалифицированного специалиста в данной области. Важно помочь формированию целостной, гармонично развитой личности, ее мировоззренческих основ и идейно-нравственного, гражданского облика. По отношению к личности, деятельности и подготовке журналиста это представляется особенно важным, так как их общественно-политические, личностные характеристики являются, по сути, профессиональными качествами или неразрывно связаны с ними»1.
Однако, несмотря на провозглашение принципа «единство профессионального и личностного в подготовке журналистов», акцент в современном образовании делается в основном на овладение технологической стороной профессии. Вопросы ценностного выбора студента остаются в некотором роде как бы за кадром и тому есть объяснение.
Многие авторитетные журналисты рассматривают журналистику вне этического контекста. Так, например, в одном из интервью А. Венедиктов («Эхо Москвы») сказал: «Я считаю, что профессия журналиста не имеет никакого отношения к этике». Такие взгляды в профессиональном сообществе накладывают определенный отпечаток на журналистское образование: воспитание, развитие личностных качеств студентов воспринимается как второстепенная задача. Однако сами современные студенты видят журналистское образование именно личностно ориентированным. Вот, например, строчки из эссе Ирины Петровой (УрГУ): «Я открываю себя и профессию»:«.. .Выбору нашей профессии должно, как мне кажется, предшествовать тестирование. В итоге каким-то образом необходимо определить: есть ли у человека главное качество, без которого путь в профессию должен быть закрыт, умение сочувствовать людям, содействовать каждому из них в желании реализоваться как Личность.. ,»2. И такая позиция не единична.
Суть личностно ориентированного образования заключается в его направленности на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, т. е. потребностей его бытия, свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития, самореализации, самоопределения и творчества. Личностно ориентированное обучение представляет собой аспект инновационного обучения.
Термин «инновационное обучение» был предложен в докладе Римскому клубу в 1978 г. группой ученых, обративших внимание мировой научной общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию ее познавательных возможностей. Инновационное обучение трактовалось как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, неопределенному будущему путем развития способностей к творчеству, к сотрудничеству, разнообразным формам мышления. Инновационное обучение по своему характеру всегда личностно ориентировано, так как направлено на удовлетворение потребностей человека в личностном существовании, свободном выборе своего мировоззрения. Чтобы отчетливо представить сущностные черты инновационного личностно ориентированного образования, рассмотрим его в сравнении с традиционным образованием.
Традиционное обучение в научном мире связывают с именем чешского педагога-гуманиста, общественного деятеля Я.А. Коменского, автора «Великой дидактики» и других педагогических сочинений. Я.А. Коменский в 1638 г. предложил так называемый
механический метод усвоения знаний. Это такое обучение, в котором развитие внешних чувств обучаемого стояло на первом месте, потом шло развитие памяти, понимания и суждения. Функции преподавателя сводились к предъявлению, закреплению информации и контролю. Функции обучаемого: восприятие, запоминание информации, ее усвоение. Подобное представление о механизме усвоения знаний существует вплоть до настоящего времени, что дает основание современным исследователям образования характеризовать традиционно сложившуюся систему образования следующим образом:
- традиционное образование как догматическое, основанное на дисциплинарнопредметном принципе, находящееся вне контекста (высшее образование) с будущей деятельностью, информационное, сообщающее обучение (М.В. Буланова-Топоркова);
- традиционное образование основано на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназначено в основном для поддержания существующего образа жизни и деятельности человека (Н.В. Бордовская);
- традиционное образование как определенная стратегия, которая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Учебно - воспитательный процесс в рамках традиционного образования представляет собой взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающую - учителя и учебно-познавательную - ученика. Ученик всегда выступает как объект управления, как исполнитель планов педагога, для которого обучение сводится к усвоению учащимся предметно-дисциплинарных знаний. Основу учебных заданий составляют задания по образцу, а ведущей формой учебных взаимодействий являются подражание, имитация. В рамках традиционного обучения поощряется соперничество в борьбе за лучшую оценку, что отчуждает учащихся как от учебных ценностей и задач, так и от знаний вообще (В.Я. Ляудис).
Обучение, основанное на принципах Я.А. Коменского, существует в настоящее время и будет, вероятно, сохранять свое доминирующее положение до тех пор, пока существует общество, которое оно обслуживает, - общество, требующее массового образования. Принцип организации такого образования сходен с принципом поточной системы производства, поэтому и технологию обучения называют поточной. Кроме того, данная технология легка в воспроизведении, поэтому большинство преподавателей вузов, не имея специального педагогического образования, успешно преподают «по Коменскому».
Инновационное образование предполагает системно-деятельностный подход к изучению учебных дисциплин. Культура инновационного образования основана в первую очередь на изменении позиции педагога. Если в традиционном образовании он выступает как носитель предметно-дисциплинарных знаний, то в инновационном является помощником развития ученика, а ученик становится для учителя личностью вне зависимости от меры его приобщенности к знаниям.
Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен утверждается позиция демократических взаимоотношений, сотрудничества, помощи, внимания к позиции и инициативе ученика, к росту его личности. Меняется и позиция ученика, ценностью для которого становится не оценка, а уровень взаимоотношений с учителем и другими учащимися. На первый план выдвигается социальная природа всякого учения и развития личности, поэтому основными учебными формами являются групповые формы, совместная деятельность. Побудительная и развивающая сила противоречия между имеющимися у учащихся знаниями и знаниями, подлежащими усвоению, становится значительно больше, так как они (знания) в инновационной парадигме приобретают характер отношений.
Процесс овладения должен осуществляться в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений взглядов, мнений, позиций, научных подходов, в обстановке совместного поиска истины, проектирования возможных различных решений познавательных задач, творчества учителей и учащихся. При этом основными условиями выступают вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования.
В контексте сказанного сошлемся на известного психолога А.Н. Леонтьева, согласно которому профессиональное образование - это производство прежде всего человека, а не роботоподобного существа, автоматически выполняющего набор профессиональных функций, и к любому такому набору нужна еще прибавка от себя: какая-то частица индивидуального отношения к делу, личное представление о том, как его лучше выполнить.
Здесь важно отметить, что личностно ориентированное образование не отменяет знаньевого компонента, ибо без знаний специалист состояться не может ни при каких условиях. Включение в образовательную деятельность личностной составляющей - фактор, способствующий обогащению учебного процесса, поскольку вскрывает его гуманистическую сущность.
Профессию журналиста сравнивают с неким информационным вектором, который указывает направление движения обществу, в силу чего журналист всегда выступает как субъект профессионального осмысления действительности, как субъект поиска. Он активно включается в систему существующих общественных отношений, которые и являются, собственно, основой его деятельности. По мнению М.С. Кагана, активность служит исходной характеристикой субъекта, главным признаком, отличающим его от объекта.
Активность субъекта журналистского творчества выражена не только в изучении действительности, но и в выделении в ней информационного поля. Здесь важно отметить, что журналист как субъект познания вступает с социальной действительностью в чувственно-практический контакт. Это дает ему возможность получать в ходе изучения действительности новые данные, причем он ориентируется не только на сообщение о фактах. Он должен быть готов к их оценке, их осмыслению, к открытию новых тенденций в развитии человеческих отношений. Как профессионал, работающий с жизненными противоречиями, журналист должен быть несколько отстранен от тех, с кем вступает в прямые или опосредованные контакты. Эта способность к отстраненности, адаптивность в определенной мере защищают журналиста от нервного истощения в работе с жизненными противоречиями. Однако его взаимодействие с человеком как объектом труда чаще всего проявляется через субъектно-субъектные отношения и поэтому всегда заключает в себе нравственное начало. Как справедливо полагает Д.С. Авраамов, в выборе темы, поиске адресата, отборе фактов, в оценке ситуации проявляется отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. Журналист постоянно находится в ситуации нравственного, морального выбора, сопряженного подчас с риском для здоровья и даже жизни, и эта особенность, требующая каждодневного профессионального «поступка», ставит журналиста в ситуацию подчинения своего «Я» нравственному закону. Ярко выраженная общественная направленность профессиональной деятельности требует от него такого поведения и такой меры ответственности, которые могут быть обеспечены только высоким уровнем нравственности, высоким уровнем профессионализма, высоким уровнем личностного развития.
Идя от С.Л. Рубинштейна, который рассматривал деятельность, определяющую объект, над которым она производится, как деятельность, определяющую и субъект, который ее
производит, можно говорить о том, что в журналистике на формирование субъекта оказывает влияние и продукт творческой деятельности - тип текста, который порождается определенной парадигмой мышления. Последняя - нечто принципиально социальное, коллективное, массовое. Именно она, по мнению Е.Е. Прониной, определяет стиль творчества и структуру текста, хотя индивид, в принципе, может поступать согласно собственным внутренним установкам даже вопреки выгоде. Причем «каждой парадигме мышления соответствует вполне определенный тип массового текста и вполне определенный тип профессионального коммуникатора»3. По мнению исследователя, сегодня творчество журналиста в процессе коммуницирования становится все менее психологически безопасным как в социальном, так и в личностном плане. Психологическую опасность (в том числе и прежде всего для самого журналиста) представляют воздействия, подрывающие способность человека к анализу информации и осознанному выбору решений, снижающие сопротивляемость внешнему давлению, лишающие человека чувства индивидуальности и личной ценности. В этих обстоятельствах активная научно-критическая инфраструктура журналистики - необходимое условие коммуникативной открытости и информационной безопасности.
Однако это условие не является самоочевидным для самих журналистов. Е.Е. Пронина приводит типичный вариант рассуждений: «Журналисту писать о журналистике - в этом есть некая тавтологическая ловушка. Читателю не растолкуешь кухню, да она ему не интересна. Писать, обращаясь к братьям по перу? Зачем? Они и сами все знают. И того лучше знают...» А далее делает вывод: «Профессиональная фанаберия начинается с обаяния успеха, но на томной саморекламности остановиться не может. В результате читатели говорят, будто после крушения «партноменклатуры» журналистика осталась единственным заповедником, где не стыдятся гордиться тем, что «никаких академиев не кончали». А потом «мэтры» подчас те же самые начинают писать: «Что продажны - не удивительно. Удивительно, что не все». По мнению исследователя, лекарство от этих бед одно: «саморефлексия журналистики во всех структурах массовой коммуникации на всех этапах творчества - в процессе коммуницирования»4.
Субъект журналистского творчества может характеризоваться как отдельная личность, а может, как субъект совокупный, т. е. как профессиональная группа, выполняющая обязанности по созданию журналистских текстов. Но и в том, и в другом случае в одной из своих ипостасей он предстает как субъект речевой деятельности. А это значит, что текст журналиста как порождение его личности неизбежно несет на себе печать личности автора. Особенно, если это текст публицистический. По мнению Г.Я. Солганика, «публицистический текст по определению, по природе своей должен содержать в себе в большей или меньшей степени черты, приметы авторской личности»5.
В доперестроечной России журналист как автор текста выступал в качестве носителя официальной точки зрения и поэтому в отборе языковых средств у него были существенные ограничения. Сегодня создатель материала имеет возможность проявить свое своеобразие, свою творческую индивидуальность. Причем стремление журналиста проявить свое субъективное начало имеет место в материалах разных жанров, где он на глазах читателя актуализирует поиски подходящего способа выражения, наделяет слова окказиональным смыслом прямо в ходе изложения, имитацирует в тексте процесс письма и т. д. Наблюдающаяся сегодня ориентация медиа-текста на поэтику постмодернизма приводит журналистов к ярко выраженной субъектной позиции: «Совмещение в журналистском произведении позиции автора и повествователя, причем повествователь из-за своей колоритно выписанной речевой партии и активности в организации изложения,
диалогических отношений с другими, реальными героями текста одновременно выполняет и функции персонажа, приводит к появлению таких медиа-текстов, в которых действительность как будто или как бы представлена - разыграна»6.
Журналистское произведение отражает в себе человека, осмысление журналистом самого себя и постижение культуры «другого». Знание определяется через его связанность с человеком. При таком подходе знания, навыки и умения перестают выполнять только инструментальные функции, а открывают новые возможности для «самоосу-ществления» человека.
Субъектная позиция журналиста выражается еще и в том, что работа над материалом - это постоянная перестройка исходного предположения, которая выражается в перестройке авторского «Я»: «В журналистском опыте повседневны случаи не просто смещения, деформации, но и переворачивания первоначальной гипотезы на материал «с обратным знаком»7. Подобная перестройка, сопровождающая работу журналиста, нелегка потому, что творческая гипотеза - это не только логическое построение, но и психологическая установка. Чем выше уровень развития личности, тем успешнее идет процесс трансформации «первичных заготовок» в окончательный вариант продукта.
Однако авторское творчество не является единственным направлением в деятельности журналиста. Он выступает и как участник коллективного творчества - создания массовых информационных потоков. Последние представлены в теории журналистики как способ актуального существования массовой информации, каким бы ни было ее происхождение и к какому бы слою она ни относилась. Журналист участвует в постоянном пополнении массовых информационных потоков, за счет чего регулярно обновляется отражение социальной реальности. Совокупный субъект журналистики создает коллективными усилиями интегральный медиапродукт - постоянно развивающуюся, движущуюся информационную картину современности как части мирового процесса. Каждый отдельный журналист выполняет профессиональные обязанности, без которых такое коллективное творчество невозможно. Как субъект профессиональной деятельности он характеризуется высокой степенью осознанности своих профессиональных действий. В ходе работы он решает множество задач:
- коммуникативные (организация общения с источниками информации, организация духовного сотрудничества людей);
- познавательные (нахождение источников информации, сбор предварительных данных, постижение сути происходящего);
- организаторские (планирование и проведение необходимых практических действий, уточнение плана работы и т. д.).
Чтобы справиться с этими задачами, ему нужно уметь предвидеть и осуществлять соответствующие шаги для реализации такого предвидения.
Таким образом, для успешного существования в журналистике субъекту журналистского творчества необходимы как развитая индивидуальность, так и коллективистские способности. «Редакция тогда представляет собой подлинный коллектив, когда его отдельные члены - “оркестранты” - ведут свои особые “партии” на своих различных “инструментах” и под руководством редактора-“дирижера” создают “симфонию” номера или выпуска. В таком коллективе позитивные и уникальные свойства каждого усиливаются, проявляются максимально активно, а недостатки и слабости купируются, восполняются деятельностью и индивидуальностью коллег»8. В соответствии со сказанным для субъекта журналистского творчества характерны такие особенности психофизического
склада личности: обращенность психики вовне; адаптивность; рефлексивность; эмпатия; способность работать в коллективе и др.
Журналист в практической деятельности имеет дело чаще всего с жизненными противоречиями, освещая которые он должен стремиться к миру, компромиссу и решать проблемы не на поле брани, «не убивая друг друга, а путем переговоров». Говоря о роли СМИ в таких ситуациях Ю. Рост сказал, что задача журналистов заключается в том, чтобы попытаться как-то вывести обе стороны на позицию диалога. Позиция диалога, внутренней дискуссии (рефлексии) помогает журналисту преодолеть агрессивность против инакомыслящих. Неспособность к диалогу с собой и с другими приводит к некорректности, к неосторожности в описании межнациональных, социальных, политических конфликтов и зачастую провоцирует трагические последствия.
Среди профессиональных качеств особо выделяют наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, журналист должен уметь увидеть, услышать и уловить массу живых, не повторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления. Как отмечает А.Н. Лук, свежесть взгляда и «зоркость» связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга. Эмпатия - тоже важное профессиональное качество журналиста как субъекта деятельности, так как она является необходимой составляющей его профессиональных отношений.
Как отмечает Е.П. Прохоров, «даже журналисты-одиночки, работающие вне коллективов (“независимые”), так или иначе соотносят свои возможности с характером и нуждами определенных редакций СМИ»9.
Таким образом, характер деятельности определяет человека, а значит, направлением его деятельности можно формировать его самого. Это обстоятельство, на наш взгляд, должно быть учтено при организации обучения журналистов. В смысловую сферу журналистского образования, наряду со знаньевым, важно включать личностный компонент (цели, смыслы, мировоззрение, опыт и др.). Учебный процесс должен быть направлен, с одной стороны, на общепрофессиональное развитие специалиста, на овладение им технологической составляющей профессии, с другой стороны, на личностное развитие, формирование индивидуального стиля жизнедеятельности, личностное самоопределение.
1 Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста: Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации. М., 1989, С. 8.
2 Олеилко В. Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Уч. пособие. Екатеринбург, 2002. С. 9.
3 Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М. 2002. С. 39
4 Там же. С. 42.
5 Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, «Журналистика». 2001. № 3. С. 130.
6 Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): Научное издание. СПб., 2002. С. 259.
7 Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике профессиональных методов. М., 1976. С. 59.
8 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. Изд. 2-е. М., 1998. С. 274.
9 Там же. С. 274.
Статья принята к печати 26 февраля 2007 г.