Научная статья на тему 'Использование технологии «Перевернутый класс» в обучении программированию в рамках преподавания школьного курса информатики'

Использование технологии «Перевернутый класс» в обучении программированию в рамках преподавания школьного курса информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1577
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОК ИНФОРМАТИКИ / ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / BLENDED LEARNING / IT LESSON / TEACHING PROGRAMMING / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчанинова Юлия Павловна

Введение. В статье обоснована необходимость поиска новых технологий и методов обучения программированию на уроках информатики. В качестве одного из возможных решений рассматривается использование технологии «Перевернутый класс» для обучения программированию старшеклассников. Проанализирован имеющийся опыт применения данной технологии при преподавании различных школьных предметов. Рассмотрены плюсы и минусы ее применения в современных условиях общеобразовательной школы. Методология. С целью выяснения эффективности применения технологии «Перевернутый класс» был организован преобразующий педагогический эксперимент на базе общеобразовательной школы. Целью эксперимента являлось создание условий для повышения качества обучения программированию. Эксперимент проводился в одном классе, разделенном на две подгруппы, одна из которых являлась контрольной, другая экспериментальной. Результаты. Анализ результатов промежуточного и итогового контроля показал существенный рост навыков программирования в экспериментальной подгруппе. Наибольшие успехи продемонстрировали обучающиеся с высоким уровнем мотивации. Среди обучающихся со слабой мотивацией эксперимент выявил ряд проблем. Заключение. Технология «Перевернутый класс» может использоваться для обучения старшеклассников программированию в рамках преподавания школьного курса «Информатика и ИКТ». Использование данной технологии позволяет оптимизировать временные затраты учителя и повысить эффективность образовательной деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF TECHNOLOGY “FLIPPED CLASSROOM” IN TEACHING PROGRAMMING IN THE SCHOOL COURSE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Introduction. The article substantiates the necessity of searching for new technologies and methods of teaching programming in IT lessons. As one of the possible solutions, the use of the technology “Flipped classroom” is considered for teaching programming of high school students. The existing experience of using the technology “Flipped classroom” in teaching various school subjects is analyzed. The pros and cons of applying the technology in the modern conditions of the general education school are considered. Materials and Methods. In order to find out the effectiveness of using the technology “Flipped classroom”, a transformative pedagogical experiment was organized on the basis of a general education school. The purpose of the experiment was to create conditions for improving the quality of teaching programming. The experiment was conducted in one class, divided into two subgroups, one of which was a control group; the other was an experimental one. Results. The results of intermediate and final control analysis showed a significant increase in programming skills in the experimental subgroup. The students, who belong to the highly motivated part of the subgroup, showed the greatest success. Among the students with weak motivation, the experiment revealed a number of problems. Conclusions. The technology “Flipped classroom” can be used to teach high school students programming in the framework of teaching the IT and ICT course. Using this technology allows you to optimize the time costs of the teacher and improve the effectiveness of educational activities in general.

Текст научной работы на тему «Использование технологии «Перевернутый класс» в обучении программированию в рамках преподавания школьного курса информатики»

ния выполненных «продуктов». Разработка критериев — один из сложных этапов для педагога при составлении проектной задачи. Для каждой задачи будут свои критерии оценивания.

Если учитель оценивает непосредственно результат, то процесс проектирования оценивается самими школьниками. Дети учатся давать адекватную оценку своей работе и работе членов группы. Учитель может заложить самооценку не только в карту самооценивания группы, но и в один из этапов решения проектной задачи. Например, при создании журнала или словарика обучающимся нужно выбрать главного редактора, оформителя и т. д. Так определяется лидер группы.

Проведение проектной задачи позволяет педагогу увидеть каждого ребенка в отдельности: его способности к коммуникации, умение взять на себя ответственность, наличие или отсутствие лидерских качеств, умение работать с инструкцией, планировать свою деятельность. Таким образом, проектная задача является инструментом оценивания личностных и метапредметных результатов обучающихся.

Интерес обучающихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности зарождается во время решения проектных задач. Именно в процессе такой деятельности дети делают первые открытия в мире науки, углубляют и расширяют знания по изучаемым предметам, задаются вопросами, строят планы, и, возможно, у них рождаются замыслы будущих проектов.

Литература

1. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. М. : Просвещение, 2011. 176 с.

2. Сафонова Т. В., Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников //Интеграция образования. 2012. № 2. С. 21-26.

3. Чумакова И. А. Проектно-задачная технология как эффективный способ формирования универсальных учебных действий младших школьников //Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 5. С. 158-166.

References

1. Vorontsov A. B. and etc. Project tasks in primary school [Proektnye zadachi v nachal'noj shkole]. Moscow: Prosveschenie, 2011. 176 p. (In Russian).

2. Safonova T. V., Chumakova I. A. A project problem as a way of formation of universal educational actions of younger schoolchildren. Integration of education [Integraciya obrazovaniya]. 2012. № 2. P. 21-26. (In Russian).

3. Chumakova I. A. Design-Assigned Technology as an Effective Way to Form Universal Learning Activities of Junior Schoolchildren. Scientific Problems of Humanitarian Research [Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovaniy]. 2012. № 5. P. 158-166. (In Russian).

УДК/UDC 372.8:004 Ю. П. Немчанинова

Y. Nemchaninova

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

USING OF TECHNOLOGY "FLIPPED CLASSROOM" IN TEACHING PROGRAMMING IN THE SCHOOL COURSE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Введение. В статье обоснована необходимость поиска новых технологий и методов обучения программированию на уроках информатики. В качестве одного из возможных решений рассматривается использование технологии «Перевернутый класс» для обучения программированию старшеклассников. Проанализирован имеющийся опыт применения данной технологии при преподавании различных школьных предметов. Рассмотрены плюсы и минусы ее применения в современных условиях общеобразовательной школы.

Методология. С целью выяснения эффективности применения технологии «Перевернутый класс» был организован преобразующий педагогический эксперимент на базе общеобразова-

тельной школы. Целью эксперимента являлось создание условий для повышения качества обучения программированию. Эксперимент проводился в одном классе, разделенном на две подгруппы, одна из которых являлась контрольной, другая — экспериментальной.

Результаты. Анализ результатов промежуточного и итогового контроля показал существенный рост навыков программирования в экспериментальной подгруппе. Наибольшие успехи продемонстрировали обучающиеся с высоким уровнем мотивации. Среди обучающихся со слабой мотивацией эксперимент выявил ряд проблем.

Заключение. Технология «Перевернутый класс» может использоваться для обучения старшеклассников программированию в рамках преподавания школьного курса «Информатика и ИКТ». Использование данной технологии позволяет оптимизировать временные затраты учителя и повысить эффективность образовательной деятельности в целом.

Introduction. The article substantiates the necessity of searching for new technologies and methods of teaching programming in IT lessons. As one of the possible solutions, the use of the technology "Flipped classroom" is considered for teaching programming of high school students. The existing experience of using the technology "Flipped classroom" in teaching various school subjects is analyzed. The pros and cons of applying the technology in the modern conditions of the general education school are considered.

Materials and Methods. In order to find out the effectiveness of using the technology "Flipped classroom", a transformative pedagogical experiment was organized on the basis of a general education school. The purpose of the experiment was to create conditions for improving the quality of teaching programming. The experiment was conducted in one class, divided into two subgroups, one of which was a control group; the other was an experimental one.

Results. The results of intermediate and final control analysis showed a significant increase in programming skills in the experimental subgroup. The students, who belong to the highly motivated part of the subgroup, showed the greatest success. Among the students with weak motivation, the experiment revealed a number of problems.

Conclusions. The technology "Flipped classroom" can be used to teach high school students programming in the framework of teaching the IT and ICT course. Using this technology allows you to optimize the time costs of the teacher and improve the effectiveness of educational activities in general.

Ключевые слова: смешанное обучение, урок информатики, обучение программированию, деятельностный подход.

Keywords: blended learning, IT lesson, teaching programming, activity approach.

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам освоения образовательной программы и участникам образовательной деятельности. Одной из основных задач современного педагога, согласно требованиям ФГОС, является усиление деятельностной компоненты на уроке. При этом устанавливаются новые требования к предметным, личностным и метапредметным результатам, отсюда возникает и необходимость внедрения новых образовательных технологий, а иногда и существенного изменения методики обучения. Концепция «обучение через всю жизнь» обусловливает перенос акцентов с простого усвоения знаний на формирование особого рода навыков, которые позволят сформировать у личности готовность к саморазвитию и непрерывному образованию [1].

В условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора [2]. Учитель более не является ведущим транслятором нового знания, в то же время роль учителя как организатора учебной деятельности выходит на первый план.

Помимо проблем, возникших с переходом на новые образовательные стандарты, в преподавании курса «Информатика и информационные технологии» существуют и традиционные проблемы. В частности, в школьном курсе информатики крайне мало часов, предназначенных для изучения программирования. В то же время для успешной сдачи единого государственного экзамена от ученика требуется умение самостоятельно составлять программы, анализировать тексты программ, искать ошибки в готовых программах. При поступлении в технический вуз студенту необходимо уверенно владеть хотя бы одним языком программирования. Отсутствие навыков программирования приводит к неминуемому возникновению проблем на младших курсах, студенты

вынуждены вместо того, чтобы использовать имеющиеся навыки для дальнейшей учебы, вновь обращаться к азам.

Решением этой проблемы может стать использование элементов смешанного обучения, в частности технологии «Перевернутый класс» (Flipped Classroom).

Основные принципы данной технологии впервые были сформулированы учителями химии из Woodland Rark High School (США) Джонатаном Бергманом и Аароном Самсом. Изначально педагоги решали другую проблему. Они записывали короткие видеоролики с учебными материалами для обучающихся, пропустивших часть занятий. Доступные и понятные учебные материалы вызвали большой интерес у других учеников и коллег, что положило начало новой образовательной технологии, которая в настоящее время используется далеко за пределами США в преподавании различных дисциплин.

Опыт успешного использования данной технологии в российской школе и школах стран ближнего зарубежья достаточно широко описан. В частности, имеется успешный опыт «перевернутого обучения» при изучении иностранных языков [4; 5].

Технология «Перевернутый класс» — это особая модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, при которой обучающиеся сначала самостоятельно знакомятся с материалами урока, а потом на занятиях под руководством педагога выполняют практические задания, закрепляя материал и учась использовать новые знания на практике [3]. В традиционной модели урока все наоборот: драгоценное урочное время тратится на объяснение нового материала, а практикой чаще всего приходится заниматься дома. Проблемы, которые возникают в ходе выполнения домашнего задания, часто остаются не решенными, так как вопросы просто некому задать. Использование технологии «Перевернутый класс» дает нам сразу несколько преимуществ, таких как:

• эффективное использование урочного времени;

• повышение учебной мотивации;

• возможность изучения нового материала в индивидуальном темпе;

• материалы урока доступны всем обучающимся, включая отсутствующих, и в любое время, могут использоваться для повторения материала;

• обучающиеся во время урока полностью вовлекаются в активную деятельность.

Внедрение технологии «Перевернутый класс» меняет очень многое, начиная от целей и задач

урока, методов и средств, формы и содержания и заканчивая функциями учителя и методами взаимодействия учителя с учениками. При традиционном подходе учитель передает знания в готовом виде, контролирует усвоение знаний, в меньшей степени проектирует учебную ситуацию. В перевернутом классе учитель создает условия для познавательной деятельности, сопровождает образовательную деятельность, помогает научиться оценивать свои знания. Меняются и функции ученика. При традиционном подходе ученик получает знания в готовом виде, выполняет задания педагога и отчитывается перед ним о проделанной работе. В «Перевернутом классе» ученик изучает новый материал самостоятельно, при этом сам оценивает степень готовности к уроку, имеет возможность выбора образовательных ресурсов, работает в своем темпе, имеет доступ к учебным материалам в любое время.

Если при изучении программирования в школьном курсе информатики и ИКТ вынести за пределы урока объяснение теоретического материала и все урочное время посвятить решению задач, то обучающиеся получат гораздо больше шансов освоить практическое программирование на том уровне, который позволяет в дальнейшем без проблем заниматься самообразованием по этому направлению. К сожалению, в настоящее время при имеющемся количестве часов этот качественный скачок просто не успевает произойти у большинства обучающихся, знания в области программирования носят формальный характер, что чревато проблемами на следующем этапе образования — в вузе.

При использовании технологии «Перевернутый класс» учитель открывает обучающимся доступ к учебным ресурсам, содержащим в себе информацию по новой теме. Это могут быть презентации, видеоролики с объяснением нового материала, текстовые или мультимедийные материалы. Наибольшего эффекта удается достичь при использовании авторских учебных материалов, ориентированных на методику конкретного педагога. Создание мультимедийных презентаций и видеороликов требует достаточно больших временных затрат, но, как правило, не представляет технической сложности для учителя информатики.

Со временем у ученик набирает учебный материал, достаточный для самостоятельного повторения пройденного, подготовки к ЕГЭ. Организация системы хранения ресурсов и взаимодействия

педагогов с обучающимися возможна как с применением технологий Веб 2.0 [5; 8], так и базовой платформы 1_МБ МоосНе. Для контроля выполнения домашнего задания составляются несколько вопросов, ответы на которые проверяются в начале урока. На этом же этапе учитель может ответить на вопросы, возникшие в ходе изучения нового материала. Остальное время используется для активных форм работы. При изучении программирования основным видом деятельности обучающегося является составление компьютерных программ, их отладка, поиск ошибок в готовых алгоритмах. Учитель координирует работу, отвечает на вопросы и разъясняет проблемные моменты. Таким образом, существенно возрастает эффективность использования урочного времени.

Существует и ряд проблем, встающих перед педагогом при применении данной технологии. К основным проблемам можно отнести:

• использование обучающимся данной технологии предполагает соблюдение необходимых технических требований, таких как наличие персонального компьютера или планшетного устройства, стабильного высокоскоростного подключения к сети Интернет;

• большой объем подготовительной работы на этапе разработки и технического воплощения материалов для самостоятельного, домашнего изучения;

• необходимость совершенствования системы текущего контроля или полного пересмотра данной системы.

Экспериментальное внедрение технологии «Перевернутый класс» в общеобразовательной школе показало высокую степень готовности к ней обучающихся. Многие школьники сообщили, что и сами используют обучающее видео для ликвидации пробелов в знаниях, возможность изучать таким образом новый материал по заранее объявленной теме показалась им удобной. Блок обучения программированию, согласно образовательной программе, рассчитан на 10-й класс. Для проведения занятий класс делится на две подгруппы. При делении на подгруппы не учитываются уровень успешности и подготовки обучающихся, деление происходит случайным образом. В обеих подгруппах были как высокомотивированные и «отлично» и «хорошо» успевающие обучающиеся, так и обучающиеся со слабой мотивацией и имеющие некоторые проблемы с обучением. В контрольной группе обучение велось по традиционной схеме. Новые знания дети получали на уроке: слушали и конспектировали объяснения учителя. Оставшаяся часть занятия отводилась на закрепление полученного знания путем практической деятельности. Контроль знаний осуществлялся учителем в виде контрольных работ и опросов. Обучающиеся из экспериментальной подгруппы получали доступ к видеороликам, содержавшим объяснение нового материала, чаще всего ролик был подготовлен учителем самостоятельно, в ряде случаев использовались материалы из открытых источников. При этом обучающимся была предоставлена возможность самостоятельно оценить степень готовности к уроку, им предлагалось ответить на несколько вопросов после просмотра видео. Многие обучающиеся признавали, что им пришлось просмотреть видео два и более раз для того, чтобы успешно ответить на вопросы (что в принципе невозможно при традиционной модели обучения, не предполагающей немедленного возврата к недостаточно хорошо усвоенному материалу). Промежуточный и итоговый контроль показали существенный рост навыков программирования в экспериментальной подгруппе. Наибольшие успехи показали обучающиеся, относящиеся к мотивированной части подгруппы. Среди обучающихся со слабой мотивацией эксперимент выявил ряд проблем, связанных прежде всего с нерегулярным выполнением домашнего задания. В дальнейшем следует учесть эту особенность.

Из вышесказанного следует, что технологию «Перевернутый класс» можно применить при обучении старшеклассников программированию в рамках преподавания школьного курса «Информатика и ИКТ». Использование данной технологии позволяет оптимизировать временные затраты учителя и повысить эффективность образовательной деятельности в целом. Ученик при этом становится активным участником учебного процесса, способным выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с учетом собственных потребностей, что позволяет формировать личность, способную к самообразованию и самостоятельной оценке своих достижений.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2011.

2. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения //Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.

3. Aaron Sams, Jonathan Bergmann. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day, 2012. 120 p.

4. Точилкина К. Б. Использование технологии «Перевернутого обучения» на занятиях по иностранному языку. Практический опыт. [Электронный ресурс]. URL: http://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/ispolzovanie-texnologii-perevyornutogo-obucheniya-na-zanyatiyax-po-inostrannomu-yazyku-prakticheskij-opyt (дата обращения: 12.05.2017)

5. Серегина Е. А. Реализация технологии «Перевернутый класс» с помощью инструментов Веб 2.0 при изучении нового материала по дисциплине «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.net/ materials/2/2017/3-1/60.html (дата обращения: 15.07.2017).

6. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8-13.

7. Курвитс М., Курвитс Ю. Модель «Перевернутый класс». Что переворачиваем? //Управление школой. 2014. № 7/8. С. 38-40.

8. Литвинова С. Г. Технология «Перевернутое обучение» в облачно ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в средней школе [Электронный ресурс] // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве : сб. ст. URL: http://www.institutemvd.by/components/com_ chronoforms5/chronoforms/uploads/20160415110548_Litvinova.pdf (дата обращения: 15.07.2017).

References

1. Federal state educational standard of basic general education [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: Prosveshhenie, 2011. (In Russian).

2. Vasileva T. S. FSES of a new generation on the requirements for learning outcomes // Theory and practice of education in the modern world: materials of the IV International Scientific Conference (St. Petersburg, January 2014). [Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire : materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Sankt-Peterburg, janvar' 2014 g.).]. St. Petersburg: Zanevskaja ploshhad', 2014. P. 74-76. (In Russian).

3. Aaron Sams, Jonathan Bergmann. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day, 2012. 120 p. (Translated from English).

4. Tochilkina K. B. Using the technology of "Inverted Learning" in the classroom on foreign language. Practical experience [Ispol'zovanie tehnologii "Perevernutogo obuchenija" na zanjatijah po inostrannomu jazyku. Prakticheskij opyt]. Available at: http://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/ispolzovanie-texnologii-perevyornutogo-obucheniya-na-zanyatiyax-po-inostrannomu-yazyku-prakticheskij-opyt (accessed 05.12.2017) (In Russian).

5. Seregina E. A. Implementation of the technology "Inverted class" with the help of Web 2.0 tools in the study of new material on the discipline "Foreign Language" [Realizacija tehnologii «Perevernutyj klass» s pomoshh'ju instrumentov Veb 2.0 pri izuchenii novogo materiala po discipline "Inostrannyj jazyk"] Available at: http://www.gramota.net/materials/2/2017/3-1/60.htmi (accessed 15.07.2017). (In Russian).

6. Veledinskaya S. B., Dorofeeva M. Yu. Mixed training: secrets of efficiency. Higher education today [Vysshee obrazovanie segodnja]. 2014. № 8. P. 8-13. (In Russian).

7. Kurvits M., Kurvits J. Model "Flipped classroom". What are we flipping? Management of school [Upravlenie shkoloj]. 2014. № 7/8. P. 38-40. (In Russian).

8. Litvinova S. G. "Inverted Learning" technology in the cloud-oriented learning environment as a component of the development of media education in secondary schools. Mediosphere and media education: the specifics of interaction in the modern sociocultural space: a collection of articles [Mediasfera i mediaobrazovanie: specifika vzaimodejstvija v sovremennom sociokul'turnom prostranstve : sbornik statej]. Available at: http://www.institutemvd.by/components/com_chronoforms5/chronoforms/ uploads/20160415110548_Litvinova.pdf. (accessed: 15.07.2017). (In Russian).

УДК/UDC 373.5:316.3 О. Р. Нерадовская

O. Neradovskaya

ОТКРЫТОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА: ОПЫТ СУБЪЕКТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

OPEN COMMUNICATION OF SCHOOL AND SOCIETY: SUBJECT INITIATIVE EXPERIENCE

Введение. В настоящее время на уровне общего образования наблюдается ориентация на закрытость информации о деятельности учреждения, усиление конкуренции, отсутствие реальных неформальных связей между участниками образовательных отношений. В сфере образования необходима работа по формированию открытого образовательного пространства взаимодействия школы и общества, осмысление качественных характеристик данной деятельности.

Цель статьи — методическое обоснование инициативы школы по организации взаимодействия в интеграции и кооперации ресурсов различных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.