УДК 378.147+81.2 E. В. Думина
доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области права Института международного права и правосудия МГЛУ; e-maiL: dumina@List.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В статье изложена технология организации учебного процесса в формате смешанного обучения иностранному языку (далее - ИЯ), для которого характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения, а также описана педагогическая модель «Перевернутый класс», наиболее точно отражающая суть данного метода.
Автор анализирует возможность перехода к технологии смешанного обучения в рамках электронной образовательной среды неязыкового вуза и его интеграции в процесс обучения иностранному языку. В ходе анализа выявлены достоинства и недостатки модели «Перевернутый класс», изучены особенности ее использования на занятиях иностранного языка, рассчитано оптимальное соотношение традиционной аудиторной и электронной форм обучения, пересмотрена роль преподавателя как субъекта образовательного процесса в системе смешанного обучения.
Автор делает вывод, что внедрение модели «Перевернутый класс» позволяет модифицировать формы и методы педагогической деятельности. В статье обосновывается важность и актуальность применения активных и интерактивных методов обучения на занятиях ИЯ как один из способов стимулирования мотивационной сферы и улучшения эмоционального фона учащихся. Обосновывается мнение, что благодаря новым возможностям презентации учебного материала в доступной и интересной форме меняется контекст обучения, что приводит к значительному улучшению качества языковой подготовки и повышению эффективности учебного процесса в целом.
Ключевые слова: лингвистическое образование; иноязычное образование; образовательные технологии; информационные технологии; «перевернутое» обучение; модель обучения «Перевернутый класс».
E. V. Dumina
Assistant Professor at the Department of Linguistics and Professional Communication in the FieLd of Law, Institute of International Law and Justice, MSLU; e-maiL: dumina@List.ru
EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE «FLIPPED CLASSROOM» PEDAGOGICAL MODEL UNDER THE CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF NON-LINGUISTIC STUDENTS
The articLe focuses on the organization of the educationaL process whiLe teaching a foreign Language in the format of mixed instructions, where components of fuLL-time
("in-cLass") Learning are interchanged with distance Learning ("e-Learning"). The author describes the pedagogicaL pattern «FLipped CLassroom» as accurateLy refLecting the essence of this method.
The author anaLyzes the possibiLity of switching over to the technoLogy of mixed Learning within the framework of the eLectronic educationaL environment of a non-Linguistic institution and its integration into the educationaL process whiLe teaching a foreign Language. In the course of the anaLysis the author reveaLs advantages and disadvantages of the «FLipped CLassroom» pattern, studies the pecuLiarities of its usage in foreign Language cLasses, caLcuLates the optimaL baLance between traditionaL auditory and eLectronic forms of training, as weLL as highLights the roLe of the teacher as a subject of the educationaL process that has been revised in the system of mixed education.
The author concLudes that the introduction of the «FLipped CLassroom» pattern aLLows modifying the forms and methods of pedagogicaL activity.The articLe empathizes the importance and reLevance of the usage of active and interactive teaching methods during the foreign Language Lessons as one of the ways to stimuLate / encourage motivation and improve the emotionaL background of the students. The author substantiates the view that due to new opportunities avaiLabLe to present educationaL materiaL in an accessibLe and interesting form, the context of training is changing and it resuLts in a significant improvement in the quaLity of Language training and in the increase of the effectiveness of the educationaL process as a whoLe.
Key words: Linguistic education; foreign Language education; educationaL technoLogies; information technoLogy; FLipped teaching-and-Learning; «fLipped cLassroom» pedagogicaL modeL.
Введение
Повышение эффективности обучения иностранному языку (далее -ИЯ) и на этой основе улучшение качества практического владения изучаемым языком на сегодняшний день продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем методической науки. Очевидно, что в условиях высокой интенсивности информационного потока и быстрого устаревания данных помимо применения современных информационных технологий, новых технических средств, необходимо совершенствовать методы обучения ИЯ и создавать иные условия организации процесса лингвистической подготовки в неязыковом вузе.
Научное осмысление, оценка и понимание сути поставленных проблем позволяют выявить оптимальные пути их решения. В этой связи считаем целесообразным обратить внимание на методику обучения с использованием современных информационных технологий, именуемую «flipped classroom», или «Перевернутый класс».
Анализ педагогической модели «Перевернутый класс»: особенности использования и принципы функционирования
В 2000 г. два американских педагога Джонатан Бергман и Аарон Сэмс разработали и апробировали новый метод обучения, суть которого заключается в том, что вся теоретическая информация изучается самостоятельно в домашних условиях с помощью информационных и коммуникационных технологий (электронные учебно-методические пособия, аудио- и видеолекции, интерактивные материалы и т. п.), а в аудиторное время под руководством преподавателя подробно разбираются задания и выполняются упражнения на закрепление и углубление пройденной темы либо на формирование какой-либо компетенции [Басалгина 2014, с. 173]. Родоначальники альтернативной технологии обучения подчеркивают, что лучшие результаты дает просмотр коротких видеороликов (2-3 минуты), созданных лично преподавателем, однако он должен научить учащихся смотреть эти учебные видео [Bergmann, Sams 2012].
Собственно, сама идея использования данной модели кажется простой и легко реализуемой: подготовленный преподавателем теоретический материал изучается дома, домашняя работа выполняется в аудитории, однако, обобщив опыт отечественных и зарубежных авторов об особенностях использования и принципах функционирования модели «Перевернутый класс» (Т. Ю. Басалгина, Г. А. Капранов, М. Курвитс, С. Г. Литвинова, О. Ремизова, Д. Баррет, С. Бейкер, Дж. Бергман, М. Горман, Г. Грин, Т. Дрисколл, Э. Мазур, Г. В. Маршалл, С. П. Морони, А. Семс, Г. Томанн, Ю. Хандке, A. Шефер и др.), мы пришли к выводу, что введение подобной организации обучения в широкую практику требует проведения большой подготовительной работы, включая:
1. Всесторонний анализ «перевернутого урока», выявление его достоинств и недостатков.
2. Освоение преподавателем дополнительных профессиональных компетенций.
3. Определение психологической и мотивационной готовности студентов к обучению при помощи средств информационных и телекоммуникационных технологий.
4. Изучение особенностей применения электронного обучения в образовательном процессе.
Методика «Перевернутый класс» с момента ее появления вызвала полемику среди ученых всего мира и даже несмотря на факторы, сдерживающие рост ее популярности, в целом признается многими исследователями достаточно успешной и перспективной.
Так, опираясь на научные достижения зарубежных коллег и собственный опыт, А. М. Ищенко утверждает, что «при работе в режиме "Перевернутый класс" возрастает доля ответственности самого обучающего, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами» [Ищенко 2014]. Как отмечает О. И. Гизатулина, эксперимент с проведением «перевернутых уроков» дал положительные результаты: учебный материал лучше усваивается и быстрее запоминается, формируются и развиваются навыки самостоятельной работы [Гизатулина 2017, с. 116-117]. Согласно исследованию швейцарских ученых А. Кек Фрая (Andrea Keck Frei) и Г. Томанна (Gerhard Thomann), проведенному на инженерном факультете Цюрихского университета прикладных наук (ZHAW School of Engineering) в рамках изучения педагогической модели «Flipped Classroom», благодаря «перевернутому уроку» реализуются следующие принципы обучения:
- наглядности;
- доступности;
- интерактивного подхода;
- воспитывающего и развивающего обучения;
- сознательности и активности и др. [Keck Frei, Thomann 2014].
По результатам проведенного исследования был сделан следующий вывод: сам метод «Перевернутый класс» не оказывает значимого влияния на академическую успеваемость студентов, однако, в отличие от традиционного обучения, способствует приобретению осознанных знаний, создает условия для планирования самостоятельной учебной деятельности, вызывает познавательную активность учащихся, формирует положительную интеллектуально-эмоциональную установку на восприятие изучаемого предмета.
Мы видим, что при обучении с использованием технологии «Перевернутый класс» существенно меняется роль учащегося, он самостоятельно добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности и становится ответственным за свое обучение. В связи с этим справедливо вспомнить слова А. В. Хуторского,
который писал, что «никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у учащегося нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов» [Хуторской 2001, с. 204].
Построение учебного процесса на основе использования модели «Перевернутый класс» предполагает, в том числе, и переосмысление позиции педагога во взаимодействии с учащимися. Согласно В. Маршаллу, в «перевернутом классе» его роль становится более важной, но менее заметной [Marshall 2013]. Размышляя о назначении преподавателя в «перевернутом классе», С. Г. Литвинова пишет, что на смену педагогу старого формата, который единолично осуществлял передачу и контроль знаний, при этом тратил много сил и энергии на дисциплину и порядок в аудитории, приходит педагог-наставник. Он «конструирует» для учащихся образовательный процесс: организует, стимулирует, оптимизирует, контролирует, консультирует, направляет и даже в какой-то мере вдохновляет, другими словами, создает условия, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и "конструировать" знания» [Литвинова 2015, с. 237].
Таким образом, деятельность педагога в формате «Перевернутый класс», в основе которого положены базисные принципы личностно ориентированного обучения, заключается в том, чтобы помочь каждому учащемуся выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом его индивидуальных качеств и способностей и тем самым реализовать его личностный потенциал. И для того чтобы справиться с данной задачей, требуется очень высокий профессионализм педагога.
Итак, чтобы каждый преподаватель смог принять решение о том, стоит ли применять данную методику на своих занятиях, рассмотрим, какими преимуществами и недостатками она обладает (см. табл. 1).
Реализация модели обучения «Перевернутый класс» на занятиях ИЯ
Наряду с очевидными преимуществами использования данной практико-ориентированной и интерактивной технологии возникает ряд вопросов: подходит ли данная технология для преподавания дисциплины иностранный язык в неязыковом вузе, будет ли при этом учтена специфика иноязычной подготовки, готовы ли студенты к инновационным средствам обучения ИЯ.
Мы предполагаем, что при помощи модели «Перевернутый класс» в процессе обучения ИЯ могут быть успешно решены следующие задачи:
1) оптимизация процесса обучения ИЯ;
2) усиление акцента на практическую деятельность;
Таблица 1
Преимущества и недостатки модели «Перевернутый класс»
Преимущества Недостатки
• Индивидуальные консультации преподавателя с каждым учащимся (индивидуальный подход): - в ходе проверки усвоения самостоятельно изученного материала преподаватель имеет больше времени, чтобы объяснить учащимся моменты, вызвавшие у них затруднение - интерактивное взаимодействие и учебное сотрудничество как между самими обучающимися внутри учебной группы, так и между преподавателем и обучающимся (активное участие в диалоге - обмен вопросами и ответами по изучаемой проблеме, групповые дискуссии и тд) - мониторинг процесса усвоения учебного материала на каждой его фазе • Разноуровневая дифференциация: - в отличие от более способных учащихся, более слабые находятся в заведомо невыгодном положении, поскольку они изучают только минимум нужного материала (базовый уровень) - разная степень усвоения знаний приводит к тому, что часть учащихся, освоивших новый учебный материал быстрее и лучше, будет вынуждена скучать при выполнении заданий базового уровня или при работе преподавателя со слабо успевающими учащимися, которые регулярно демонстрируют неполное или нулевое понимание изучаемого материала - при самостоятельном выполнении заданий повышенного и высокого уровня сложности хорошо успевающие учащиеся будут постоянно отвлекать преподавателя от объяснения материала с целью получения индивидуальных консультаций
• Комфортный, индивидуально регулируемый темп для каждого студента: - каждый студент может управлять ходом обучения, регулировать скорость выполнения аудиторной и домашней работы, руководствуясь своими умственными способностями и некоторыми личностными свойствами, такими как память, внимание, слух и др. • Оценивание учебных достижений обучающихся: - при изучении предмета на углубленном уровне обучающиеся получают более высокие оценки, при минимальной степени трудности - более низкие
• Развитие познавательного интереса и формирование прочных знаний и умений у учащихся через выполнение домашнего задания. Учащиеся не игнорируют выполнение домашнего задания, так как освоение в интерактивном режиме учебно-практических материалов предполагает: - широкий доступ к любым источникам информации - возможность в домашних условиях многократно прослушать / просмотреть объяснения преподавателя,записан-ные на информационных носителях - фиксацию возникающих вопросов с целью последующего разбора на учебном занятии вместе с преподавателем и другими учащимися, освоившими необходимый материал • Большие временны е затраты со стороны преподавателя на подготовку к занятию и его планирование: - более тщательный подбор дидактических материалов - разработка электронного интерактивного курса, в том числе создание собственных тематических обучающих аудио- и видеолекций - поиск аутентичных фильмов, их переработка и адаптация к учебной ситуации - постоянное обновление информации с учетом требований и пожеланий учащихся
• Отбор и дидактическое структурирование содержания учебного материала (объем, сложность): учебный материал должен быть аутентичным и современным, содержать социолингвистическую и социокультурную информацию • Техническое оснащение в учебных аудиториях: - отсутствие ПК / наличие ПК, но без выхода в Интернет
• Мотивация к учебной деятельности, создание благоприятного психологического климата на занятиях способствует успешному усвоению материала • Эмоциональный компонент настроения и отношения к учебному процессу, зависящие от ученика. У отдельных учащихся наблюдается: - слабая интеллектуальная активность; - низкий уровень мотивации к обучению из-за неумения учиться; - значительные волевые и эмоциональные усилия на начальных этапах реализации образовательного процесса
3) возможность реального дифференцированного подхода, переход к персонализированному обучению;
4) повышение уровня мотивации к обучению, стимулирование познавательной деятельности учащегося;
5) воспитание чувства ответственности за обучение;
6) формирование и развитие навыков самостоятельной / групповой работы;
7) увеличение эффективности выполнения домашних заданий;
8) появление дополнительных возможностей использования разнообразных источников информации, в том числе через электронные и мобильные устройства;
9) положительное изменение позиции преподавателя в учебном процессе, учащиеся испытывают потребность в педагоге-фасилитаторе, консультанте, тьюторе, партнере [Капранов 2015].
В рамках обсуждения вопроса о практическом применении модели обучения «Перевернутый класс» на занятиях по ИЯ следует подчеркнуть, что данная методика может быть направлена в первую очередь на:
- развитие восприятия и понимания иноязычной речи на слух, т. е. через аудирование осуществляется освоение навыков говорения, чтения и письма;
- овладение грамматическим строем изучаемого языка.
К достоинствам данной методики можно отнести тот факт, что она позволяет не только изучать новый материал, но и повторять, закреплять и обобщать пройденный. Для определения степени усвоения материала рекомендуется проводить контроль (этапный, рубежный) в виде контрольных работ, тестирования, блиц-опросов, собеседований, проектов, презентаций.
Данные, полученные в ходе анкетирования, проведенного с целью выявления готовности учащихся к самостоятельному освоению базового учебного материала на ИЯ на основе использования специально разработанных аудиовизуальных дидактических средств, свидетельствуют о том, что предпочтение отдается такой организации обучения, при которой учитывается:
- персональный уровень языковой подготовки учащихся;
- индивидуальные особенности;
- эмоциональная составляющая.
Кроме того, в результате проведенного исследования удалось установить, что без преподавателя не могут обойтись 94,5 % студентов. По мнению обучающихся, практическое закрепление новых знаний и умений должно осуществляться на занятиях ИЯ во время аудиторной самостоятельной работы под непосредственным
руководством педагога [Малинина 2013]. Таким образом, важно сохранять баланс между традиционными и электронными методами обучения посредством уравнивания количества занятий с участием учителя и в электронной среде.
Заключение
Несмотря на явные преимущества технологии «Перевернутый класс», акцентируем внимание на том, что данная идея еще нуждается в разработке методики преподавания иностранного языка в электронной среде в неязыковом вузе и последующей экспериментальной апробации. Также стоит отметить, что реализация данной информационно-коммуникационной технологии невозможна без обеспечения электронного обучения качественными и актуальными учебными и учебно-методическими материалами.
Важно провести глубокий научный анализ и всесторонне изучить модель «Перевернутое обучение», соединившую традиционную аудиторно-лекционную систему и цифровое образование. И только получив хорошие результаты, которые свидетельствовали бы о том, что с ее помощью формируется языковая личность, способная к эффективной самореализации в сфере ИЯ, можно переходить к активному внедрению технологии в систему лингвистического образования в неязыковом вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Басалгина Т. Ю. Технология «Перевернутый класс» при изучении специальных дисциплин // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития : материалы V Краевой заочной научно-практической конференции, Пермь, 17 окт. 2014 г. / сост. Е. М. Калашникова, Н. В. Боч-карева, М. И. Макаренко. Пермь : Пермский гос. проф.-пед. колледж, 2014. С. 173-175.
Гизатулина О. И. «Перевернутый» класс - инновационная модель обучения // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). Казань : Бук, 2017. С. 116-118. URL: moluch.ru/conf/ped/archive/214/12239/ (дата обращения: 25.08.2018). Ищенко А. М. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание, 21 декабря 2014 года. URL: www.ug.ru/method_article/876 (дата обращения: 12. 09. 2018).
Капранов Г. А. Особенности использования в учебном процессе модели обучения «Перевернутый класс» // Теория и практика современной науки. Образование и педагогика. 2015. № 3 (3). URL: modern-j.ru/domains_data/ files/3/Kapranov%20G.A-2%20(obrazovanie%20i%20pedagogika).pdf (дата обращения: 14.09.2018).
Литвинова С. Г. Технология «Перевернутое обучение» в облачно ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в средней школе. Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве: сб. ст. / Министерство внутренних дел Республики Беларусь, учреждение образования «Моги-левский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь» ; редкол. С. В. Венидиктов (отв. ред.) [и др.]. Могилев : Могилевск. ин-т МВД, 2015. С. 233-247.
Малинина И. А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. URL: web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (дата обращения: 10.11.2017).
Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001. 544 с.
Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom. Reach Every Student in Every Class Every Day. ASCD, ISTE, 2012.
Keck Frei A., Thomann G. Begleitstudie Flipped Classroom ZHAW Informatik (Ergebnisbericht). Pädagogische Hochschule Zürich. 2014. URL: phzh.ch/ Forschungsdatenbank_files/571/Kurzbericht%20Flipped%20Classroom%20 2014.pdf. (дата обращения: 11.09.2018).
Marshall H. W. Three reasons to flip your classroom // Bilingual Basics. August, 2013. URL: newsmanager.commpartners.com/tesolbeis/issues/2013-08-28/6. html (дата обращения: 10.09.2018).