Оперативно-розыскная деятельность
Научная статья УДК 343.98
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТ
Батоев Владимир Батоевич
ФКУ НПО «СТиС» МВД России, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются технологии искусственного интеллекта с позиций их внедрения в практику осуществления судебного процесса по вопросам взаимодействия судов с субъектами оперативно-розыскной деятельности. Выявлен ряд теоретических и практических проблем, которые необходимо разрешить при исследовании этих вопросов относительно изучения судами материалов проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий. Автором предложены направления совершенствования данного процесса в искомой области общественных отношений. Обоснована неизбежность их внедрения в деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности и судебных органов, а также необходимость использования искусственного интеллекта в целях рационализации труда, скорости и объективности принятых судом решений, выявления скрытых связей в обрабатываемой информации, устранения ошибок «человеческого фактора».
Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии, суд, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, субъект.
Для цитирования: Батоев В.Б. Использование технологии искусственного интеллекта в судебной деятельности: оперативно-розыскной аспект // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 1(94). С. 220-228.
THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY IN JUDICIAL ACTIVITY: OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ASPECT
Vladimir B. Batoev
Special Equipment and Communications of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia
Annotation. The article discusses artificial intelligence technologies from the standpoint of their introduction into the practice of judicial proceedings on the interaction of courts with subjects of operational investigative activities. A number of theoretical and practical problems have been identified that need to be resolved in the study of these issues regarding the study by courts of materials for conducting covert operational search activities. The author suggests ways to improve this process in the desired area of public relations. The inevitability of their introduction into the activities of the subjects of operational investigative activities and judicial bodies is substantiated, as well as the need to use artificial intelligence in order
to rationalize labor, speed and objectivity of decisions made by the court, identify hidden connections in the processed information, eliminate errors of the "human factor".
Keywords: artificial intelligence, technologies, court, operational search activity, operational search activities, subject.
For citation: Batoev V.B. The use of artificial intelligence technology in judicial activity: operational and investigative aspect // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 1(94). Р. 220-228.
В условиях бурного развития научно-технической мысли, развертывания четвертой промышленной революции особое внимание уделяется вопросам использования информационных технологий, нейронных сетей, квантовых вычислений, киберфизиче-ских систем, искусственного интеллекта (далее - ИИ) в процессе жизнедеятельности человека, общества и государства.
Немаловажное значение имеет применение ИИ при обеспечении безопасности, раскрытии и расследовании преступлений, судебной деятельности.
Изучение юридической литературы позволяет заключить, что аспекты ИИ в уголовно-правовом цикле являются предметом обсуждений и научных дискуссий в работах А.Ю. Афанасьева [1, с. 28-34], В.К. Андреева [2, с. 58-68], И.Р. Бегишева [3, с. 767-775], А.А. Бессонова [4, с. 816], Д.В. Еремеева [5, с. 141-148], В.Ф. Васюкова [б, с. 82-87], Р.И. Дремлюги [7, с. 21-25], И.А. Завьялова [8, с. 228-236], АН. Колычева [9, с. 172-179], А.М. Кустова [10, с. 16-25]. Не вдаваясь в подробности научной полемики, рассмотрим вопросы применения ИИ в рамках взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) с судебными органами, которые ранее не были освещены.
Прежде всего, акцентируя внимание научной общественности на предмете изучения, предлагаем исследовать обозначенные недостатки в качестве направления совершенствования деятельности судов и субъектов ОРД в целом.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из своих выступлений, посвященных вопросам применения технологий ИИ, подчеркнул высокую степень их актуальности и обратил внимание на следующие основные моменты: обозначена пря-мопропорциональная зависимость результатов в области ИИ с состоянием обеспечения суверенитета, безопасности и состоятельности РФ; одной из главных задач развития государства в текущем десятилетии является обеспечение массового внедрения ИИ во все отрасли экономики, социальной сферы и в систему государственного управления; необходимо принимать качественные решения, основанные на анализе большого количества данных; важно создать базовые условия внедрения ИИ; обеспечить высокую степень готовности и зрелости, четкую постановку задач и сроков их выполнения; деятельность по внедрению ИИ, которая должна быть нацелена на конкретный достижимый результат, обеспечена всеми необходимыми ресурсами, современными глобально конкурентоспособными законодательными основами отраслевого регулирования по вопросам применения ИИ, конкретными нормативными требованиями, технологическими стандартами, регламентами, другими отраслевыми нормами1.
Эти же посылы более предметно отностительно судебной системы В.В. Путин озвучил в своем выступлении на X Всероссийском съезде судей и сделал упор на актуальности и востребованности внедрения в судебной системе современных информационных технологий, которые должны предоставить возможность дистанционного уча-
1 Выдержка из выступления 24 ноября 2022 года Президента РФ В.В. Путина на основной дискуссии международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey 2022 на тему «Технологии искусственного интеллекта для обеспечения экономического роста» [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/69927 (дата обращения: 24.11.2022).
стия в судебных заседаниях, ознакамливаться с материалами дела, получать документы в электронном виде в целях обеспечения удобства всех сторон в отправлении правосудия с соблюдением гарантий прав физических и юридических лиц на получение качественной справедливой судебной защиты1.
Анализ практики показывает, что в настоящее время в судебной деятельности РФ формируются правовые, технические и технологические основы активного применения слабого ИИ, которых может решать узкоспециализированные задачи2.
В рамках цифровизации деятельности судебных органов посредством применения ИИ разрабатывается и внедряется судебный сервис «Правосудие онлайн», который является опорной базой цифрового правосудия. Он обеспечит возможность физическим и юридическим лицам дистанционно обращаться в судебные органы, истребовать и получать информацию, удаленно принимать участие в судебном процессе и многое другое.
В данном направлении осуществлены определенные меры правового регулирования использования ИИ в деятельности судов. В положениях Федерального закона от 30.12.2021 № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ4, Гражданский процессуальный кодекс РФ5, Кодекс административного судопроизводства РФ6 (далее - АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ соответственно) и иные законодательные акты, направленные на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве, а также закрепление возможности удаленного участия в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации пользователей.
При этом определенные шаги в сторону внедрения ИИ регламентированы нормами Постановления Правительства РФ от 19.08.2022 № 1457 «О внесении изменения в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»7, где Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, одобренные постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»8, дополнены пунктом 2б1 следующего содержания: «261. Уполномоченный многофункциональный центр для подачи в суд документов в электронном виде и получения документов из суда может обеспечить в секторах пользовательского сопровождения, созданных в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил, бесплатный доступ заявителей к Государственной ав-
1 Из выступления Президента РФ В.В. Путина 29 ноября 2022 года на X Всероссийском съезде судей [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69949/audios (дата обращения: 29.11.2022).
2 Выступления В.В. Момотова на пленарном заседании по теме «Перспективы использования искусственного интеллекта в судебной системе Российской Федерации» (г. Катар, 26.02.2020) [Электронный ресурс]: URL: http://www.ssrf.ru/news/lienta-novostiei/36912 (дата обращения: 24.11.2022).
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2021 г. № 440-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Арбитражный процессуальный кодекс Рос. Федерации [Электронный ресурс]: от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Гражданский процессуальный кодекс Рос. Федерации [Электронный ресурс]: от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Кодекс административного судопроизводства Рос. Федерации [Электронный ресурс]: от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 О внесении изменения в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 19 августа 2022 г. № 1457. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».
томатизированной системе Российской Федерации «Правосудие» и информирование о порядке доступа к указанной автоматизированной системе».
Более того, в настоящее время в Государственную Думу РФ внесен и находится на рассмотрении законопроект № 1144921-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе»1, в соответствии с которым предлагается включить изменения в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и иные законодательные акты, направленные на: 1) совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве, а также закрепление возможности удаленного участия в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации пользователей»; 2) подачу исковых заявлений, заявлений, жалоб, представлений и иных документов в суд в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы («Госуслуги»), либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо через систему электронного документооборота участника процесса при помощи единой системы межведомственного электронного взаимодействия с их подписанием простой электронной подписью, усиленной квалифицированной электронной подписью (при наличии технической возможности предоставления участникам судебного процесса доступа к материалам дела в электронном виде; доставки повесток и судебных извещений посредством сети Интернет; при применении в рамках установления личности лица, участвующего в судебном заседании, системы веб-конференции с обязательной его идентификацией и аутентификацией, в том числе с применением биометрии).
Цифровизацию судебной системы в части создания сервиса «правосудие онлайн» предполагается осуществлять поэтапно: 2020 год - запуск на портале государственных услуг сервиса, целью которого будет определение территориальной подсудности дел; 2021 год - реализация классификатора исковых требований и сервиса расчета государственной пошлины; 2022 год - внедрение на портале государственных услуг функции расчета и оплаты государственной пошлины за оказание услуги, а также введение возможности удаленного участия в судебном процессе и направления исполнительного документа в реестр исполнительной документации; 2024 год - введение в действие системы биометрической аутентификации участников судебного процесса, а также внедрение интерактивного помощника в целях оказания помощи при заполнении (направлении) заявления и предоставление электронного удаленного доступа к материалам дела. При этом на в рамках исполнения положений федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика» в бюджете РФ (2021-2024 гг.) на развитие государственной автоматизированной системы «Правосудие» и ее сервиса «Правосудие онлайн» предусмотрена сумма в размере 2,34 млрд руб.
Помимо этого, в приведенном федеральном проекте предусмотрены этапы его реализации: создание прототипа сервиса с его апробацией на примере одного судебного сценария; разработка информационной модели судебного иска и технических заданий; настройка элементов подсистемы маршрутизации документации, подсистемы автоматизации их распознавания, создание системы генерации, блоков и логики составления шаблонов выражений.
Безусловно, названные правовые меры легитимизации использования современных информационных технологий, в том числе ИИ, в деятельности судов РФ являются первыми шагами по формированию конкуретноспособной, отвечающей всем нормативным правовым предписаниям, нормативной базы их применения.
1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе [Электронный ресурс]: проект Федер. закона Рос. Федерации № 1144921-7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Назревшую востребованность использования ИИ в судебной деятельности сложно воспринять, не ознакомившись с данными статистики. Полагаем, что огромное количество человеческого времени и труда затрачивается на рассмотрение вопросов в рамках судебного процесса, имеющих признаки схожести, аналогии сути дела, рутинности, типичности, которые в совокупности трудно посчитать математическим путем. Здесь же следует оговориться, что неутешительные статистические сведения ни в коем случае не обосновывают необходимость замены человеческого труда на труд ИИ. Наоборот, речь нужно вести о вопросах оптимизации и объективизации трудовых ресурсов, где только умелое, уместное и грамотное сочетание ИИ с деятельностью судьи способно вывести эффективность судебной деятельности и принимаемых решений на качественно новый уровень. О текущей сложной ситуации по вопросам осуществления судебной деятельности, и требующей принятия мер по ее нормализации и оптимизации могут свидетельствовать статистические данные. Согласно им, в 2021 году суды установили рекорд по количеству рассмотренных дел. Для сравнения в 2018 году судами было изучено 31,477 млн дел; в 2019 - 34,558 млн; в 2020 - 38,478 млн; в
2021 - 39,213 млн, из них 23,4 млн - гражданские дела; 1,63 млн - экономические споры; 0,77 млн - уголовные дела в отношении 783 000 человек, из которых 601 000 осудили, 8000 - направили на принудительное лечение, 2100 - оправдали, 172 000 - прекратили уголовное преследование; 8,88 млн - административные дела; 4,53 - другие. При этом важно отметить рост количества процессуальных документов, поданных на рассмотрение в суд с использованием электронного документооборота, - 5 млн (АППГ - 3 млн). Схожая непростая ситуация складывается в деятельности Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ). В 2018 году судьями КС РФ издано 3536 решений по различным обращениям, в 2019 году - 3681; в 2020 году - 3205; в 2021 - 3132; за 11 месяцев 2022 года - 3104. Также на себя обращает внимание количество определений1 КС РФ: в период с 1995 года по 2021 год было вынесено 41 973 определения, за 10 месяцев
2022 года - 3030; в период с 1995 года по 2021 год вынесено 707 постановлений2 КС РФ, за 10 месяцев 2022 года - 46. Данные статистики указывают о наличии чрезмерной нагрузки на судебную систему, разгрузить которую возможно за счет использования технологий искусственного интеллекта.
Итак, приведенные статистические данные свидетельствуют о серьезной нагрузке в деятельности судов. В связи с этим ИИ в современных условиях развития информационных технологий способен заметно разгрузить судей и позволить им сконцентрироваться на изучении более важных и сложных дел. Это подразумевает настройку работы ИИ таким образом, что это даст возможность ускорить процессы рассмотрения материалов дел, обращений физических и юридических лиц; исключить субъективные моменты при принятии решений; минимизировать количество ошибочных решений; повысить уровень противодействия коррупционным проявлениям при принятии судьями решений, а также злоупотреблениям должностными полномочиями с отражением скрытых связей и взаимозависимостей в тех или иных моментах судебной деятельности.
При этом справедливо обращает на себя внимание отсутствие на этом этапе вопросов создания аналогичного подсервиса изучения судебных документов, обращений, ходатайств, поступающих от органов, осуществляющих ОРД, большинство из которых относится к сведениям, составляющим государственную тайну. От указанных органов поступает огромное количество обращений по вопросам получения судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). Полагаем, что по-
1 Количество определений об отказе в принятии к рассмотрению обращений и по обращениям не совпадает с количеством обращений, т.к. некоторые определения вынесены по нескольким обращениям.
2 Общее число обращений не совпадает с общим числом постановлений КС РФ, поскольку обращения многих заявителей, касающиеся одного и того же предмета, были соединены и рассмотрены в одном производстве.
добная ситуация невозможна в силу обозначенной на высшем уровне актуальности о необходимости внедрения ИИ во все сферы общественных отношений в ближайшее десятилетие. Как и в деятельности судов в открытом формате, показатели статистики по вопросам рассмотрения судами обращений от субъектов ОРД при проведении негласных ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, вызывают серьезную озабоченность. Так, по данным судебного департамента при Верховном Суде РФ в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ1, в суды поступило следующее количество ходатайств о проведении ОРМ (включая получение компьютерной информации), которые представлены в таблице 1:
Таблица 1. Сведения о количестве поступивших в суды ходатайств о проведении оперативно-розыскных мероприятий
Ходатайства о проведении ОРМ Год Количество поступивших к рассмотрению Количество удовлетворенных ходатайств
Об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи 2019 511 656 510 974
2020 530 470 529 685
2021 539 690 539 191
2022 (первое полугодие) 245914 245787
Об ограничении конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища 2019 35 560 35 481
2020 35 148 35 125
2021 36 126 36 006
2022 (первое полугодие) 22342 22157
О получении справок по операциям, счетам и вкладам, составляющим банковскую тайну (ст. 26 ФЗ«О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1) 2019 159 704 158 394
2020 206 687 205 601
2021 222 935 221 891
2022 (первое полугодие) 114440 113646
О проведении иных ОРМ 2019 90 734 89 624
2020 130 349 130 334
2021 141 462 140 498
2022 (первое полугодие) 69092 68760
Изучение данных статистики также свидетельствует о напряженной ситуации в исследуемой сфере, где большое количество времени судьи затрачивают на рассмотре-
1 Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
ние подобных обращений со стороны субъектов ОРД. В связи с этим полагаем, что можно было бы дополнительно разгрузить деятельность судей посредством использования ИИ по вопросам взаимодействия субъектов ОРД с судебными органами. Такая постановка проблематики применения ИИ в рамках «закрытой» судебной деятельности требует разрешения именно на начальной стадии внедрения. Уже сейчас необходимо начать формирование базовых условий для функционирования ИИ в ходе рассмотрения материалов дел и обращений субъектов ОРД по вопросам проведения негласных ОРМ. Это позволит рационализировать процесс взаимодействия судебных органов с субъектами ОРД, существенно сократить сроки изучения материалов об ограничении конституционных прав человека и гражданина при проведении ОРМ, повысить уровень объективности принятия решений, разгрузить судей и субъектов ОРД от рутинных процессов и т. д. Безусловно, подобная инициатива использования ИИ при организации судебной деятельности не только в «открытом» формате, но и по вопросам обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, потребует реализацию комплекса мер правового, организационного, финансового, материально-технического, кадрового характера, предоставление соответствующего уровня технологической, технической, программной обеспеченности и т. п. Данные проблемы подробно освещены в работах И.А. Алеш-ковой [11, с. 76-88], Н.Н. Апостоловой [12, с. 135-141], ЕВ. Бурдиной [13, с. 10-14], Р Ф. Закирова [14, с. 211-219], А.П. Ивановой [15, с. 89-98], Ю.А. Канцера [16, с. 36-40], Н.А. Колоколова [17, с. 201-212], В.В. Котляровой [18, с. 3-6], Н.А. Латышевой [19, с. 11-15], Е.П. Луценко [20, с. 220-222].
В завершение отметим, что развитие технологий ИИ не должно игнорироваться человеком, обществом и государством. Государственным органам уже сейчас нужно совершенствовать правовую основу их применения, разрабатывать, развивать, постоянно улучшать существующие методы и средства использования ИИ в различных отраслях, в том числе в судебной системе. Здесь же добавим, что реализация ИИ в судебной деятельности невозможна без наличия представлений у субъектов и иных причастных к этому категорий лиц об особенностях функционирования технологий в искомой области отношений. В связи с этим важно обеспечить данную сферу высококвалифицированными специалистами, мерами обучения, подготовки и повышения их квалификации, необходимыми техническими средствами, программными продуктами и т.д. Отдельно стоит отметить необходимость фундаментального изучения ИИ и проведения глубоких научных исследований в областях, соприкасаемых с его функционированием, с дальнейшим научно-методическим обеспечением. Представляется, что принятие общественностью во внимание предложенных фактов и доводов, определенно важных и сложных, положительно отразится на деятельности не только судов и субъектов ОРД, но и всех иных причастных к судопроизводству категорий лиц.
1. Афанасьев А. Ю. Искусственный интеллект или интеллект субъектов выявления, раскрытия и расследования преступлений: что победит? // Библиотека криминалиста. 2018. № 3(38). С. 28-34.
2. Андреев В. К. Динамика правового регулирования применения искусственного интеллекта // Журнал российского права. 2020. № 3. С. 58-68.
3. Бегишев И. Р. Криминологические риски применения искусственного интеллекта // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 6. С. 767-775.
4. Бессонов А.А. Искусственный интеллект и математическая статистика в криминалистическом изучении преступлений: монография. М.: Проспект, 2021. 816 с.
5. Еремеев Д. В. Перспективы использования искусственного интеллекта в уголовном судопроизводстве // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8. № 1. С. 141-148.
6. Васюков В.Ф., Шеметов А.К. Возможности искусственного интеллекта в раскрытии преступлений // Вестник Академиии Следственного комитета Российской Федерации. 2022. № 1(31). С. 82-87.
7. Дремлюга Р.И. Системы искусственного интеллекта в расследовании пресутпле-ний // Информационное право. 2019. № 1. С 21-25.
8. Завьялов И.А. Зарубежный опыт использования искусственного интеллекта в раскрытии преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 3. С. 228-236.
9. Колычева А.Н. Перспективы внедрения искусственного интеллекта в раскрытие и расследование преступлений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 3(92). С. 172-179.
10. Кустов А.М. Искусственный интеллект в расследовании тяжких и особо тяжких преступлений // Теория и практика расследования преступлений: материалы IX Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 16-25.
11. Алешкова И. А. Цифровизация и судебная деятельность: (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. 2022. № 3. С. 76-88.
12. Апостолова Н.Н. Искусственный интеллект в судопроизводстве // СевероКавказский юридический вестник. 2019. № 3. С. 135-141.
13. Бурдина Е.В. Цифровизация судебной деятельности: направления, прогнозы и риски // Администратор суда. 2020. № 2. С. 10-14.
14. Закиров Р.Ф. Использование современных IT-технологий как средство достижения основных задач судопроизводства // Вестник гражданского процесса. 2018. № 1. С. 211-219.
15. Иванова А.П. Искусственный интеллект в осуществлении правосудия: новые возможности и новые проблемы: (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. 2022. № 3. С. 89-98.
16. Канцер Ю.А. Электронное правосудие в арбитражном процессе новые вызовы и адаптация судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2021. № 2. С. 36-40.
17. Колоколов Н.А. Искусственный интеллект в правосудии - будущее неотвратимо // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 3. С. 201-212.
18. Котлярова В.В. К вопросу о цифровизации процесса отправления правосудия // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. № 12. С. 46-49.
19. Латышева Н.А. Концепция электронного правосудия и новое понимание докумен-тационного обеспечения судопроизводства // Администратор суда. 2022. № 1. С. 11-15.
20. Луценко Е.П. Применение искусственного интеллекта при осуществлении правосудия в России и за рубежом // Образование и право. 2022. № 6. С. 220-222.
1. Afanas'ev A. Yu. Iskusstvenny'j intellekt ili intellekt sub''ektov vy'yavleniya, raskry'tiya i rassledovaniya prestuplenij: chto pobedit? // Biblioteka kriminalista. 2018. № 3(38). S. 28-34.
2. Andreev V.K. Dinamika pravovogo regulirovaniya primeneniya iskusstvennogo intel-lekta // Zhurnal rossijskogo prava. 2020. № 3. S. 58-68.
3. Begishev I.R. Kriminologicheskie riski primeneniya iskusstvennogo intellekta // Vse-rossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12, № 6. S. 767-775.
4. Bessonov A.A. Iskusstvenny'j intellekt i matematicheskaya statistika v krimi-nalisticheskom izuchenii prestuplenij: monografiya. M.: Prospekt, 2021. 816 s.
5. Eremeev D.V. Perspektivy' ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v ugolov-nom sudoproizvodstve // Ucheny'e zapiski Kry'mskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. 2022. T. 8. № 1. S. 141-148.
6. Vasyukov V.F., Shemetov A.K. Vozmozhnosti iskusstvennogo intellekta v ras-kry'tii prestuplenij // Vestnik Akademiii Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Fe-deracii. 2022. № 1(31). S. 82-87.
7. Dremlyuga R.I. Sistemy' iskusstvennogo intellekta v rassledovanii presutplenij // In-formacionnoe pravo. 2019. № 1. S 21-25.
8. Zav'yalov I.A. Zarubezhny'j opy't ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v raskry'tii prestuplenij // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2021. № 3. S. 228-236.
9. Koly'cheva A.N. Perspektivy' vnedreniya iskusstvennogo intellekta v raskry'tie i rassledovanie prestuplenij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo institu-ta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2022. № 3(92). S. 172-179.
10. Kustov A.M. Iskusstvenny'j intellekt v rassledovanii tyazhkix i osobo tyazhkix prestuplenij // Teoriya i praktika rassledovaniya prestuplenij: materialy' IX Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, 2021. S. 16-25.
11. Aleshkova I.A. Cifrovizaciya i sudebnaya deyatel'nost': (Obzor) // Social'ny'e i gumanitarny'e nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura: IAZh. Ser. 4: Gosudar-stvo i pravo. 2022. № 3. S. 76-88.
12. Apostolova N.N. Iskusstvenny'j intellekt v sudoproizvodstve // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. 2019. № 3. S. 135-141.
13. Burdina E.V. Cifrovizaciya sudebnoj deyatel'nosti: napravleniya, prognozy' i riski // Administrator suda. 2020. № 2. S. 10-14.
14. Zakirov R.F. Ispol'zovanie sovremenny'x IT-texnologij kak sredstvo dostizhe-niya os-novny'x zadach sudoproizvodstva // Vestnik grazhdanskogo processa. 2018. № 1. S. 211-219.
15. Ivanova A.P. Iskusstvenny'j intellekt v osushhestvlenii pravosudiya: novy'e vozmozhnosti i novy'e problemy': (Obzor) // Social'ny'e i gumanitarny'e nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura: IAZh. Ser. 4: Gosudarstvo i pravo. 2022. № 3. S. 89-98.
16. Kancer Yu.A. E'lektronnoe pravosudie v arbitrazhnom processe novy'e vy'zovy' i adaptaciya sudoproizvodstva // Arbitrazhny'j i grazhdanskij process. 2021. № 2. S. 36-40.
17. Kolokolov N.A. Iskusstvenny'j intellekt v pravosudii - budushhee neotvratimo // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2021. № 3. S. 201-212.
18. Kotlyarova V.V. K voprosu o cifrovizacii processa otpravleniya pravosudiya // Arbitrazhny'j i grazhdanskij process. 2019. № 12. S. 46-49.
19. Laty'sheva N.A. Koncepciya e'lektronnogo pravosudiya i novoe ponimanie doku-mentacionnogo obespecheniya sudoproizvodstva // Administrator suda. 2022. № 1. S. 11-15.
20. Lucenko E.P. Primenenie iskusstvennogo intellekta pri osushhestvlenii pra-vosudiya v Rossii i za rubezhom // Obrazovanie i pravo. 2022. № 6. S. 220-222.
Информация об авторе
Владимир Батоевич Батоев. Старший научный сотрудник. Кандидат юридических наук, доцент.
ФКУ НПО «СТиС» МВД России.
111024, Россия, г. Москва, ул. Пруд-Ключики, 2.
Information about the author
Vladimir B. Batoev. Senior researcher. Candidate of Sciences (Law). Associate Professor Scientific and Production Association «Special Equipment and Communications of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation». 111024, Russia, Moscow, 2 Prud-Klyuchiki str.
Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 09.01.2023; принята к публикации 14.02.2023.
The article was submitted December 7, 2022; approved after reviewing January 9, 2023; accepted to the writing of the article for publication February 14, 2023.